Значение слова князь

В Википедии есть страница «Князь (значения)».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. кня́зь князья́
Р. кня́зя князе́й
Д. кня́зю князья́м
В. кня́зя князе́й
Тв. кня́зем князья́ми
Пр. кня́зе князья́х
Зв. кня́же
Превр. в кня́зи

князь

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2c^ по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -князь- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. истор. глава племени, рода, вождь военной дружины, а с развитием феодализма — высший представитель класса феодалов, правитель феодального государства ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. почетный титул, передававшийся по наследству в некоторых дворянских родах (с XVIII в. также давался по указу императора) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. лицо, имевшее такой титул ◆ Им и был старый князь со своим неуёмным темпераментом, даже самодурством феодала, со своим мощным русским характером ― колоритный представитель допетровской Руси. И.А. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. богословск. Сатана, дьяволДанное толкование слова вызывает сомнения. Пожалуйста, приведите ссылку на источник или примеры. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. устар. пренебр. в Российском государстве до 1917 г. татарин ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. поэт. в старинном свадебном обряде жених, новобрачный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  7. рег. верхний брус у ворот ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. глава
  2. титул
  3. лицо
  4. прозвище

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • великий князь
  • Великий князь
  • из грязи в князи
  • князь мира сего
  • светлейший князь

Перевод

Библиография

  • князь // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Поговорив с Федором Успенским, Arzamas составил инструкцию для тех, кто хотел бы назвать ребенка по всем древнерусским правилам

Подготовили Олег Коронный, Алексей Мунипов

Знамя с изображением Владимира Святославича. Иллюстрация из III отделения энциклопедии «Древности Российского государства» Федора Солнцева. 1853 год © Wikimedia Commons

1. Не называйте ребенка именем живого отца или деда

Считается, что при таком повторе имени дух покидает живого предка и переходит к наследнику, ставшему его тезкой. Выберите имя подходящего умершего предка. Из этого правила есть и исключение: можно — а иногда даже желательно — назвать ребенка именем живого дяди, то есть вашего брата или брата его матери (они назывались в Древней Руси стрый и уй). Это отличный способ наладить хорошие отношения ребенка с дядей в будущем, ведь именно он, по правилам родового мира, должен будет взять ваших детей под опеку, если вы умрете.

2. Нельзя называть сына своим именем

Если вас зовут Владимир (Володимир), то сыну такое имя дать уже нельзя — никаких Владимиров Владимировичей среди князей домонгольской Руси, как правило, не было. Такое сочетание имени и отчества означало бы только одно: ваш сын родился, когда вас уже не было на свете. Однако часть собственного имени использовать можно: в случае с Володимиром это части «Волод» и «Мир», то есть сына можно назвать Всеволодом или Мирославом (хотя династического имени Мирослав на Руси не было, а значит, нареченный им князь вряд ли мог претендовать на стол).

3. Можно использовать экзотические имена — например, те скандинавские имена, которых нет в русском именослове

Некоторые скандинавские святые когда-то почитались и на Руси — например, Святой Олав. Есть свидетельства, что ему была посвящена церковь в Новгороде, там же почитались его иконы. В древнем тексте Молитвы ко Пресвятой Троице (XII век) он упоминается наряду с другими скандинавским святыми — Канутом (датчанин Кнут Святой) и Магнушем (Святой Магнус Оркнейский). Строго говоря, вы можете окрестить ребенка таким именем даже и в современной православной церкви — достаточно указать священнику на соответствующий текст домонгольского времени и объяснить, что эти имена присутствовали в литургических текстах той поры. Хотя, конечно, это довольно экзотические святые, из пантеона святых средневековой Руси после XII века они исчезли.

4. Но все же с иностранными именами нужно быть осторожнее

Иностранные имена, которые были не приняты в том или ином роду или семье, часто указывали, например, на внебрачное происхождение ребенка. В Скандинавии некоторые христианские имена пользовались особой популярностью, потому что их можно было давать бастарду. Это не значит, что русский князь с иностранным именем не мог унаследовать престол, но была вероятность, что окружающие воспримут это с непониманием и даже враждебностью. Есть пример из скандинавской жизни: в начале XI века Олав Шведский, отец Ингигерд, которая стала женой Ярослава Мудрого, назвал своего законного сына Якобом, поскольку тот родился в день апостола Иакова — имя это не было скандинавским, но Олав относительно недавно крестился и, как всякий неофит, стремился соблюдать порядки христианского имянаречения. Когда Якоб, сын Олава, должен был сменить своего отца на шведском престоле, жители страны сказали ему, что такое имя не подходит для короля — в Швеции никогда не было правителя с таким именем. Его избрали конунгом на тинге, но нарекли династическим именем Анунд (Энунд) — в результате у короля свеев появилось двойное имя Анунд-Якоб (Энунд-Якоб), что само по себе не характерно для Швеции той поры.

5. Помните, что любое имя что-то значит

В Средневековом мире по имени считывалось очень многое, это что-то вроде чипа, содержащего всю необходимую информацию (особенно такая метафора уместна, если речь идет об имени династическом). Иначе говоря, у каждого имени есть подтекст и свои устойчивые культурные ассоциации. Так, имя Изяслав в княжеской династии домонгольской поры часто давали второму сыну в семье. Далеко не все старшие сыновья выживали, и второй сын — это всегда исключительно важная фигура в княжеской семье, почти наследник. Таким образом, выбирая сыну династическое имя Изяслав, вы в известной степени программируете, задаете его судьбу.

6. Загляните в церковный календарь

У князя есть династическое имя, языческое по происхождению, и есть имя христианское, крестильное. У каждого — свой ареал употребления; в церкви князь не может сказать: «Исповедуется раб Божий Изяслав», потому что имени Изяслав нет в церковном календаре. У христианского имени — свои правила выбора. Во-первых, ребенку можно дать свое собственное крестильное имя или крестильное имя его живого деда, чего делать с именами нехристианскими, как мы помним, не рекомендуется. Кроме того, крестильное имя можно выбирать по дню рождения (допустим, сын родился 26 октября, в день памяти Святого Дмитрия Солунского — тогда в высшей степени уместно будет наречь его Дмитрием). Также можно отсчитать по церковному календарю восемь дней вперед со дня рождения — этот способ приобрел особенную популярность в XIV–XVI веках, и связан он с евангельским рассказом о том, что Христос был обрезан на восьмой день. Так, если ваш мальчик родился 26 октября и вы по каким-то причинам не хотите назвать его Дмитрием, то можно наречь его Акепсимом, Аттиком или, скажем, Истукарием, ибо память именно этих святых отмечается на восьмой день после Святого Дмитрия Солунского. При этом имя для девочки можно выбрать, отсчитав и восемь дней назад по месяцеслову — правила для девочек были менее жесткими. Еще один способ — отсчитать не 8, а 40 дней вперед. Впрочем, стоит иметь в виду, что с церковным календарем князья сверялись лишь после того, как были учтены все родовые правила, привычки и обычаи.

7. Не называйте ребенка именами мучеников и людей трудной судьбы

Вера в то, что имя — это знак, который предопределяет судьбу младенца, в известной степени сохраняется и по сей день. Еще в XIX веке этнографы фиксировали, что русские крестьяне не очень-то любили называть детей именами мучеников и стремились всучить деньги священнику, дабы он крестил в честь какого-нибудь исповедника, умершего своей смертью, явно опасаясь, что в противном случае жизнь ребенка будет обречена на мучения. Если вы выбрали для ребенка христианское имя, не поленитесь изучить на всякий случай житие соответствующего святого и постарайтесь подобрать патрона с благополучной судьбой — епископа, игумена или митрополита. 

Словарь архитектуры

Князь — — то же, что князек, конек, конь.

Словарь жаргонов

Князь — автоpитетный воp-pецидивист,стоящий во главе пpеступной гpуппы

Словарь юридический

Князь — — 1) вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии К. (нем. Furst) — представитель высшей имперской аристократии,…

Князь — -1) первоначально — вождь племени; 2) правитель государства или государственного образования — княжества. На Руси старший из К. назывался великим князем,…

Словарь БСЭ

Князь — вождь племени, правитель государства или государственногообразования. В средневековой Германии князь (немецкий Furst) -представитель высшей имперской аристократии,…

Словарь Даля

Князь — м. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; | почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются с

Словарь Ожегова

Князь — Предводитель войска и правитель области

Князь — Лицо, имеющее этот титул

Князь — Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду

см. также морфологический разбор слова «князь».

Упростите предложения, отбросив избыточные слова и переформулировав их своими словами. 1.исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.2. память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.3. в условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.4. если подлинная рассеянность – это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.

КНЯЗЬ КНЯЗЬ, 1) вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. 2) Почётный наследственный дворянский титул; с 18 в. жаловался императором за особые заслуги. Источник: Энциклопедия «Отечество»
властелин, владетель области, княжества, первоначально племенной вождь. В России до XVIII в. звание князя было только родовым и могло достаться только по наследству. Русские князья частью потомки бывших владетельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз и ханов.
В России князь являлся необходимым, неотъемлемым элементом древнерусского общественного строя. Летописи свидетельствуют о существовании князей у отдельных племен, по крайней мере, у древлян и вятичей. Первые киевские князья, в частности Олег, Игорь, Святослав, еще мало связаны с землей. Они являются скорее странствующими завоевателями, ищущими новых земель и новой добычи, чем устроителями своей земли. Только с Владимира св. князья прочнее усаживаются в Киеве, и Ярослав уже имеет черты князя, тесно привязанного к своей земле. Отдельные области, входившие в состав государства Владимира и Ярослава, мало были связаны между собою и эти князья посылают своих сыновей в качестве правителей земель. Авторитет родительской власти удерживал сыновей в повиновении киевскому князю, но уже при Владимире мы видим на примере Ярослава Новгородского попытку проявить свою самостоятельность. Со смертью Ярослава рушится кажущееся единство Русской земли. Сыновья его становятся независимыми владетелями своих областей, и киевский князь, носивший титул великого, пользуется только большим почетом среди других князей. Функции древнерусского князя, в общем, заключались в следующем: князь является законодателем, об этом свидетельствуют заглавия некоторых статей Русской Правды, далее князь является предводителем на войне и защитником области и это одна из главных обязанностей князя; для защиты страны князь располагает дружиной, находящейся в его личном распоряжении, и народным ополчением, которое идет в поход по решению веча; наконец, князь является судьей и администратором, князь судит или сам, или через доверенных лиц, точно также для управления он избирает помощников из окружающих его дружинников. За исполнение своих обязанностей князь получает вознаграждение в виде дани, доходов с суда и торговых пошлин. Князья имели также частную земельную собственность — села; в пользу князя идет и военная добыча. На свои средства князь содержит дружину. Отношения князя к населению иногда определялись договором — рядом, но это имело место всегда только в Новгороде и Пскове, в других областях население далеко не всегда рядилось с князем, а взаимные отношения их определялись обыкновенно обычаем и личностью князя. На договорном же начале покоились и отношения князя к дружине. Не во всех областях князь имел одинаковую власть. В Галиче княжеская власть была сильно ограничена высшим слоем дружины — боярами; в Полоцке и Смоленске — вечем; в Новгороде и Пскове, где князья приглашались на особых условиях и часто изгонялись, власть князя была ничтожна. В Северо-восточной Руси, где князь являлся колонизатором-хозяином, его значение подавляет и дружину, и вече, хотя эта власть достается северно-русским князьям не без борьбы. Татарское нашествие оказало сильное влияние на отношение князя к населению и на характер власти князя в Северо-восточной Руси. Князья получают столы по милости хана, а участие народа в управлении, выражавшееся в вечевом строе, уменьшается и, наконец, совсем уничтожается. Татарское иго, в числе других причин, способствовало и возвышению московского князя среди других князей. Мало-помалу все эти князья становятся в зависимые отношения к московскому князю, теряют свои права и нисходят в ряды боярства. Боярство, оказывавшее сопротивление самодержавным стремлениям московских великих князей, было сломлено Иоанном Грозным. Западнорусские князья, подпавшие под власть Литвы, также довольно скоро утрачивают права и сливаются с литовско-польской аристократией. С образованием централизованных государств удельные князья постепенно переходили в состав великокняжеского (с 1547 — царского) двора в России и королевского двора в Польско-Литовском государстве. В России до XVIII в. звание «князь» было только родовым. Князьями были Рюриковичи (Одоевские, Горчаковы, Долгорукие и др.) и Гедиминовичи (Хованские, Голицыны, Куракины, Трубецкие и др.); княжеские титулы получили также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.). С н. XVIII в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь — А.Д. Меншиков).
С.Ю.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *