Значение слова «Хор»

хор

хор — «хорово́й коллектив», «пе́вческий коллектив», музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т.

хор

I м.
1.Коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение. отт. разг. Группа лиц, вместе поющих песню.
2. перен.Лица, единодушно утверждающие, высказывающие что-либо.
3.Многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
4.Звучание музыкального произведения, исполняемого группой певцов. отт. Звуки согласованного группового пения.
5. перен.Множество каких-либо звуков, сливающихся в общий гомон ( обычно о голосах птиц ) . II м.Коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии. III м.
1.Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение и звучащих одновременно.
2.Согласованное звучание одинаковых музыкальных инструментов. IV м.Парные, утроенные и т.п. струны в струнных музыкальных инструментах. V м. устар.Толпа, собрание, множество; сонм.

хор

( гр. choros)
1) коллективный участник древнегреческого спектакля;
2) певческий коллектив, обычно большой, исполняющий вокальную музыку;
3) муз. произведение, предназначенное для такого исполнения;
4) в струнных муз. инструментах — струны парные, утроенные и т. д.;
5) архит. восточная часть католического храма, гдз находятся во время богослужения духовенство и певчие; обычно расположен к востоку от трансепта.

хор

м.
1) а) Коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение. б) разг. Группа лиц, вместе поющих песню. в) перен. Лица, единодушно утверждающие, высказывающие что-л.
2) Многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
3) а) устар. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение; оркестр. б) Согласованное звучание музыкальных инструментов.
4) а) Звучание музыкального произведения, исполняемого группой певцов. б) Звуки согласованного группового пения. в) перен. Множество звуков, сливающихся в общий гомон, гул.
5) перен. Парные, утроенные и т.п. струны в струнных музыкальных инструментах.
6) Коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.
7) перен. устар. Толпа, собрание, множество; сонм.

хор

муж. , лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. | Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. | Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в 300 голосов. Твой хор горланит вздор, Крылов. Хорное, хоровое пенье, дружное, совместное. Хорист муж. -тка жен. участник в хоре, противоп. солист . Хорал муж. духовная, хвалебная хоровая песнь.

хор

1. коллективный участник древнегреческого спектакля;
2. певческий коллектив, обычно большой, исполняющий вокальную музыку;
3. муз. произведение, предназначенное для такого исполнения;
4. в струнных муз. инструментах — струны парные, утроенные и т. д.;
5. архит. восточная часть католического храма, гдз находятся во время богослужения духовенство и певчие; обычно расположен к востоку от трансепта.

хор

о голосах, высказываниях множества людей Хвалебный х. Х. насмешек. хор стар. == сонм Звездные хоры. Хоры светил. хор многоголосная вокальная музыкальная пьесаSpec хор ансамбль или группа певцов Четырехголосный х. (из разных певческих голосов). Народный х. хор Obs == оркестр Х. трубачей.

хор

(греч. choros),..
1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный)…
2) Музыкальное произведение для хорового исполнения…
3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Используется и в современном театре. — в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма. — река на Дальнем Востоке России, в Хабаровском крае, правый приток Уссури. 453 км, площадь бассейна 24,7 тыс. км
2. Средний расход воды 387 м3/с. Сплавная. — см. Гор.

хор

м.
1) а) Коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение. б) разг. Группа лиц, вместе поющих песню. в) перен. Лица, единодушно утверждающие, высказывающие что-л.
2) Многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
3) а) устар. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение; оркестр. б) Согласованное звучание музыкальных инструментов.
4) а) Звучание музыкального произведения, исполняемого группой певцов. б) Звуки согласованного группового пения. в) перен. Множество звуков, сливающихся в общий гомон, гул.
5) перен. Парные, утроенные и т.п. струны в струнных музыкальных инструментах.
6) Коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.
7) перен. устар. Толпа, собрание, множество; сонм.

хор хор

хор, -а, мн. -ы, -ови -ы, -ов

хор

в древнегреческой трагедии классического периода — группа из 12—15 певцов (в комедии 24 певца), исполнявших на отведённой для этого части сцены (ο̉ρχήστρα) вокруг алтаря (θυμέλη) в умеренном движении танцы, которыми руководил вождь хора (χορηγός) посредством стука сандалиями о землю певческий коллектив многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения таким коллективом совместное звучание человеческих голосов согласованное звучание музыкальных инструментов множество, совокупность высказываний, мнений и т. п. множество звуков, сливающихся в общий гомон, гул скопление, множество, сонм (небесных светил, цветов) в раннехристианских храмах — пространство перед главным престолом, где помещался хор певчих

хор

рана, ранение

хор

хлеб

хор

колючий кустарник шип, колючка

хор

быстро расходуемый

хор

в древнегреческой мифологии — холодный и сухой северо-западный ветер

хор

имя древнеегипетского бога неба и солнца в облике сокола

хор

один из наиболее многоводных притоков реки Уссури на юге Хабаровского края, в которую впадает справа на расстоянии 65 км от устья название посёлка городского типа в Хабаровском крае на берегу реки 1

Эта статья — о хоре как о певческом коллективе. Другие значения термина «хор» см. на странице хор (значения). Грегорианский Церковный хор Хор Пермского музыкального колледжа

Хор (др.-греч. χορός «толпа»), также хорово́й / пе́вческий коллектив — музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

Энциклопедичный YouTube

В словаре Даля

м. лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. | Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. | Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в 300 голосов. Твой хор горланит вздор, Крылов. Хорное, хоровое пенье, дружное, совместное. Хорист м. -тка ж. участник в хоре, противопол. солист. Хорал м. духовная, хвалебная хоровая песнь.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

м.

    1. Коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение.
    2. разг. Группа лиц, вместе поющих песню.
  1. Многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
    1. устар. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение; оркестр.
    2. Согласованное звучание музыкальных инструментов.

    4)

    1. Звучание музыкального произведения, исполняемого группой певцов.
    2. Звуки согласованного группового пения.
  2. перен. Парные, утроенные и т.п. струны в струнных музыкальных инструментах.
  3. Коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.
  4. перен. устар. Толпа, собрание, множество; сонм.

В словаре Фасмера Макса

Из греч. χορός «групповой танец».

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

(греч. choros),..1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный)…2) Музыкальное произведение для хорового исполнения…3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Используется и в современном театре.—в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма.—река на Дальнем Востоке России, в Хабаровском крае, правый приток Уссури. 453 км, площадь бассейна 24,7 тыс. км2. Средний расход воды 387 м3/с. Сплавная.—см. Гор.

В словаре Синонимы 4

ансамбль, капелла, клир, коллектив, лик, место, олень, река

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

а, мн. хоры, ов и хоры, ов, м.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть

1. Характеристика хорового коллектива……………………………………….6

2. Типы хоров………………………………………………………………………9

3. Виды хоров……………………………………………………………………10

4. Основы вокально — хоровой техники. Средства музыкальной выразительности…………………………………………………………………11

5. Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением..14 Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы и источников……………………….22

Введение

Актуальность выбранной темы. Хоровое пение, как искусство коллективного исполнения, является по своей природе массовым искусством. Оно обладает способностью объединять чувства, мысли, волю людей и в силу этого имеет громадное значение как средство культурного воспитания людей. Участие в хоровом пении пробуждает у людей дух товарищества и дружбы, развивает уменье подчинять свои личные интересы общему делу, воспитывает чувство коллективизма. Хоровая самодеятельность выполняет функцию выявления талантливых исполнителей и подготовки их к профессиональной музыкальной деятельности.

Многие участники самодеятельных хоров, получившие певческие навыки, пополняют собой ряды артистов профессиональных хоровых коллективов. Бурное развитие хоровой самодеятельности в Советском Союзе продолжалось до 1990-х гг. В этот период в стране произошли перемены как в политической, общественной, экономической и культурной сферах, произошла переоценка ценностей, и интерес к хоровой самодеятельности стал пропадать. В настоящее время у значительной части населения отсутствует интерес к высокохудожественным ценностям, классические виды искусства теряют популярность. Таким образом, ослабевает развивающая роль искусства, усиливается его развлекательная сфера, что особенно явно выражается в деятельности средств массовой информации. Это касается и хорового искусства, в частности хоровой самодеятельности.

Одна из особенностей хорового пения — возможность объединения в исполнительском процессе людей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.

Наблюдения педагогов и специальные исследования показали. Что пение — это одно из эффективных средств физического воспитания и развития людей. В процессе пения — сольного и хорового — укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья.

Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:

— развитие у участников интерес и любовь к хоровому пению;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;

— формировать художественный вкус;

— развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;

— прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;

— всестороннее развивать музыкальный слух — мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.

Проблема хорового пения заключается в ряде вопросов хормейстера, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений.

Объект: Хоровой коллектив. Типы и виды хоров.

Предметом являются: методы, приёмы обучения хоровому пению, средства музыкальной выразительности, вокально — хоровая техника.

Цель курсовой работы: раскрыть сущность понятий хоровой коллектив, типы и виды хоров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить определение хорового коллектива.

2. Охарактеризовать типы хоров.

3. Охарактеризовать виды хоров.

4. Раскрыть основы вокально — хоровой техники и средства музыкальной выразительности.

5. Выявить функции хормейстера, а также репертуар и работу над хоровым произведением.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.

Основная часть

Характеристика хорового коллектива

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов.

Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a’cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта.

Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамбля и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

Типы хоров

Хор, состоящий из мужских голосов, называется однородным мужским.

Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским.

Хор, состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным.

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса — сопрано; низкие женские голоса — альты; высокие мужские — тенора; низкие мужские — басы; высокие детские голоса — сопрано (дисканты).

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: «до» первой октавы – «ре» второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «ля» малой октавы – «ре» второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «до» малой октавы – «ля» второй октавы.

БАСЫ: обычно фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре — роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: «фа», «соль» большой октавы – «ре» малой октавы.

В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более четырех октав «соль-ля» контроктавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон «ля» контроктавы – «до» 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Виды хора

Понятие вид хора связывается с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Таким образом, под понятием вид хора подразумевается характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий.

Существуют произведения для хора самых разных составов — одноголосные, двух-, трех-, четырех- и более. Вид хора в них соответствует количеству самостоятельных хоровых партий, и носят название: одноголосный, двухголосный, трехголосный, четырехголосный и т.д.

Однако следует заметить, что количество самостоятельных хоровых партий не учитывает эпизодических разделений (divisi) одной из хоровых партий. Например, если четырехголосие в смешанном хоре (С, А, Т, Б) сменяется на пяти-, шести-, семиголосный, ибо здесь увеличение количества голосов эпизодическое.

Хоровые партитуры, насчитывающие более четырех голосов и, следовательно, называющиеся пяти- (и более) голосными видами хоров, встречаются редко. Чаще можно встретить четырехголосные виды хора с эпизодическим разделение одной из хоровых партий.

При разделении каждой хоровой партии на первых и вторых хормейстер руководствуется личными свойствами певцов и голоса одного типа с несколько более высокой тесситурой причисляет к первым, а с более низкой — ко вторым. Принципы применения в хоровых партиях divisi чаще всего связаны с гармоническими и темброво – колористическими сочетаниями голосов, а иногда с выявлением композиторами смешанных красочных тембров.

При divisi хоровое изложение гармонически насыщается и появляется возможность исполнения многозвучных аккордовых сочетаний диапазоном до четырех октав, однако сила звучания таких аккордов несколько ослаблена.

Основы вокально — хоровой техники. Средства музыкальной выразительности

Вокально-хоровая техника — это навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, нюансы.

Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.

Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами.

Певческая установка — это комплекс обязательных требований — стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.

Дыхание является важнейшим фактором голосообразования у певцов. Певческое дыхание отличается от обычного, так как служит для звукообразования. Дыхание, как вокально-технический прием состоит из 3-х главных элементов: вдоха, мгновенной задержки дыхания и выдоха. Умение каждого певца правильно дышать помогает очень важный и необходимый прием в хоровом пении — цепное дыхание. Существует различные типы певческого дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное, диафрагмальное или брюшное. Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания участников хора и последовательно отрабатывать его механизм на каждом уроке, напоминать хористам принципы певческого дыхания, следить за правильностью его исполнения. В пении дыхание противоположно естественному: живот идет несколько вперед, а не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть, стремление удержать его и подать вперед.

Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.

Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий зевок, высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. Голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.

Приёмы звуковедения. Как будет исполнена мелодия, имеет немаловажное значение для художественной выразительности передачи того или иного хорового сочинения. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств художественной выразительности исполнения мелодии, т.к. он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность. Non legato — также весьма распространенный прием звуковедения, необходимый для художественно-выразительного выражения многих произведений соответствующего характера. Другие приемы звуков — staccato, различные акценты, storzando — вносят в палитру художественного исполнения много дополнительных красок, значительно облегчают его восприятие хоровой музыка репертуар.

Мелодия, ее исполнение, соответствующее характеру и фактуре хорового сочинения — главное средство музыкальной выразительности. Самым важным в художественном исполнении является умение хора оттенять мелодию песни, основной мотив сочинения или его часть.

Одним из средств музыкальной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально-осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т.д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальная фразировка соответствует фразировке литературного текста. Точка грани между фразами называется цезурой. Нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.

Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных.

Помимо выше перечисленных средств музыкальной выразительности есть и другие: цезура, нюансы, темп, фермата, тембр и др.

Полноценное, правдивое исполнение хорового произведения может быть осуществлено лишь при правильном использовании средств музыкальной выразительности.

Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением

Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролёром качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.

Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.

Первая задача, стоящая перед любым хормейстером — создать хоровой коллектив. Организационная работа очень сложна и успех, в конечном счёте зависит не столько от удовлетворительного проведения всей этой работы, сколько от того, как серьёзно и глубоко в дальнейшем будет организована вся учебно — репетиционная работа.

Приступая к созданию хорового коллектива, руководитель, прежде всего, должен отдавать себе отчёт в том, какого жанра будет этот хор — народный или академический.

Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора.

Ставя перед собой задачу, создать хор, следует, прежде всего, определить, что это будет за коллектив, какой контингент участников в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни города, района.

Совсем не обязательно сразу организовывать большой хор, сначала достаточно объединить 30 — 40 человек. Важно удержать основной состав — ядро хора. Познакомиться с каждым его участником, изучить их наклонности.

Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и обще музыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной.

Хорошее начало — это уже половина успеха. Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности, долгой жизни.

Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все участники и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных.

Уже при первом прослушивании руководитель хора распределяет участников по основным хоровым партиям — сопрано и альтам. Отобранные приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении. И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы хористы поняли, какое это интересное дело — хор.

На первом же занятии можно немного рассказать о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях. Участники должны понять, что каждый голос по — своему хорош и важен в звучании хора. Назначаются постоянные дни занятий.

Хоровое исполнительство — важный путь активизации раскрытия творческих сторон личности, мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной. Коллективное творческое исполнительство ведет к увеличению устойчивости музыкальных интересов и потребностей и обогащению их. Известный социолог Ю.В. Шаров пишет: Развитие потребности в музыкальном творчестве начинается, прежде всего, с формирования потребности слушания музыки. Оно ведет к возникновению потребности владения способами музыкальной деятельности (своим голосом, музыкальными инструментами) и может, в конечном счете, привести к возникновению потребности в продуктивном музыкальном творчестве.

Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим озвучивателем написанного.

Напряжение мышц, излишнее движение корпусом, нарочитая артистичность снимаются, когда участники хора овладевают не только даром проникновения в художественную суть произведения, но и умением выразить свое видение, свое отношение к нему. Это и проявляется в исполнительстве. Логика мышления приводит к правде чувств. Сотворчество подразумевает, что исполнитель как бы пропускает музыкальный образ произведения через чувства, воображение, наполняет этот образ личными эмоциями, аналогиями, воспоминаниями, то есть своим опытом. Убеждения композитора должны стать и его — исполнителя — убеждениями.

Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.

Сопереживание — это способность по — своему почувствовать мысли и настроения, которые композитор вложил в данное произведение. Сопереживание помогает открыть не только перед исполнителем, но и перед слушателем общественную значимость и художественную ценность данного произведения.

Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.

Одна из ведущих задач хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности человека, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения.

Заключение

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. Хоровое пение — это не натаскивание, не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально — художественного образа произведения, видения его многогранности. Музыка в силу своей специфики допускает вариантность интерпретации художественного образа, что возможно лишь при умении вносить в исполнительство свое субъективное отношение, свое переживание. Исполнители как бы несут ответственность за жизнь произведения, за долголетие, признание и понимание слушателями его художественной ценности. Исполнение есть не что иное, как искусство выражать неслышимое посредством слышимого.

Исполнительство с одной стороны развивает и обогащает музыкально-теоретические знания, представления, удовлетворяет музыкальные потребности и интересы самих — исполнителей, с другой — решает задачу общения со слушательской аудиторией, для которой оно должно открыть произведение, дать постигнуть его красоту. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению, творческому самовыражению, преодолению внешних обстоятельств, мешающих выразительному исполнению.

Хоровое исполнительство, воспитывающее в участниках сотворчество, сопереживание, воображение, творческое мышление, развивается под воздействием трех факторов: это — репертуар, его художественность, направленность, содержательность; дирижер-хормейстер — главный наставник, формирующий духовный облик; коллектив как формирующая среда в процессе исполнительства. От того, что поют исполнители, зависит их уровень музыкальной культуры, их духовные интересы и потребности. Репертуар в известной степени определяет исполнительское лицо коллектива. Поэтому интересен опыт многих ведущих хоров страны в подборе репертуара. К репертуару в таких коллективах предъявляются требования высокой идейной нравственности, художественной ценности, соответствие возрастным возможностям и интересам.

При подборе репертуара для различных групп хора всегда учитывается принцип единства воспитания и обучения, соблюдаются основные педагогические принципы обучения: систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого к далекому.

Репертуар хора должен быть разнообразным по характеру, охватывать произведения самых разных стилей, эпох и жанров — от простой народной песни до сложных многоголосных хоров.

Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений: героика и эпос, лирика и юмор требуют от коллектива применения разнообразных средств выразительности. Такой репертуар должен удовлетворять духовные потребности и интересы, затрагивать их чувства, переживания. Высокая художественность репертуара, его оптимистический характер воспитывает у исполнителей творческую активность, жизнерадостность.

В репертуар хора могут входить произведения, рассчитанные на высокое профессиональное мастерство, на первый взгляд превышающие уровень музыкальной подготовленности коллектива. Однако теоретические знания и практические умения, получаемые в хоре, сила коллективного труда, мастерство дирижера, высокая художественность произведения, порождающая активный интерес, помогут преодолеть трудности хоровой партитуры. Чисто профессиональные требования без скидок повышают ответственность хористов к процессу работы. При этом чрезвычайно важно, чтобы литературный текст музыкального произведения всегда был содержательным и оригинальным по мысли, чтобы знакомство с ним было моментом познания чего-то нового, открытием новой грани жизни в искусстве.

Занятия в хоре не развлечение. Это очень трудоемкий процесс, результат которого проявляется не сразу. Трудолюбие, терпение, упорство и выносливость в немалой степени влияют на результат. Но зато хор прекрасно формирует характер.

Список используемой литературы и источников

Интернет – ресурсы:

  1. Основы хороведения URL:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *