Зигги Стардаст

С чем ассоциируется фашизм? Со свастикой, короткими усиками и рукой, вскинутой вверх. Про свастику — древний религиозный символ и эмблему немецких нацистов — знают почти все. Усики «а ля Гитлер» тоже многим знакомы. А вот происхождение приветственного жеста в виде поднятой прямой руки для большинства остаётся неизвестным.

Попытаемся внести ясность в этот вопрос. Тем более, что по ходу исследования были сделаны совершенно ошеломительные открытия.

Древняя история: Хайль Цезарь!

Утверждается, что фашистское приветствие берёт своё начало чуть ли не от Древнего Рима. Дескать, гладиаторы, приветствовавшие цезаря, вскидывали руки вверх, и поэтому этот жест стал называться saluto romano — «римским салютом».

Сторонники этой легенды обычно ссылаются на два источника.

Первый — изображения на Колонне Траяна. Данная колонна — памятник архитектуры, находящийся в Риме, на Капитолийском холме — была создана архитектором Апполодором Дамасским в 113 году н. э. в честь победы римского императора Траяна над древними румынскими племенами (даками).
Была у древних римлян такая традиция — колонны делать в честь чего-нибудь. Например, есть колонна в честь Марка Аврелия… Но не будем отвлекаться, нас больше интересует та, что посвящена Траяну. Итак, Колонна Траяна — немаленькая штука: высота её 38 м и диаметр — 4 м. Она сделана из мрамора и покрыта барельефом, изображающим войну с даками, героизм римлян и т. д.
Дотошные исследователи обнаружили на колонне фигуры, якобы, приветствующие друг друга «римским салютом»:

Но, честно говоря, если даже не сильно придираться, то данные жесты не очень похожи на saluto romano в известном нам виде. Ну подняли мужи вверх свои длани, ну и что? Поднимать руку в качестве приветствия — давняя традиция. Считается, что таким образом воин показывал встречному, что его меч — в ножнах, как доказательство мирных намерений. Так что, скорее всего, это никакой не «римский салют».

Второй источник «доисторического» происхождения saluto romano — рассказ древнеримского писателя-историка Тита Ливия про трёх братьев, отправляющихся сражаться и приносящих своему отцу клятву типа «ни шагу назад». Данный волнующий момент воспроизвёл на своей картине «Клятва Горациев» (такая у братьев была фамилия) французский художник 18-го века Жак Луи Давид:

Как видим, отец (справа) даёт сыновьям (слева) мечи, а они тянут к ним руки. Многие считают, что братья таким образом приносят клятву — вытягивая руки. Некоторые утверждают, что это и есть «римский салют».

Но если присмотреться более тщательно, то мы увидим занятную вещь: только один из братьев (тот, что спереди) протягивает правую руку, остальные двое выбросили вперёд левые. Согласитесь, если бы это был формально принятый обычай, традиция, то все делали бы этот жест единообразно — правой (или левой) рукой. Так что на какое-то «римское приветствие» это тоже не похоже. Что хотел показать художник, скорее всего, останется его маленькой тайной. А Тит Ливий, вполне возможно, здесь совершенно не при чём.

Начало 20-го века: ох уж этот «дуче»!

Переходим к временам, более близким к нам, чем Древний Рим. Но территориально остаёмся на месте — в Италии. Здесь, в 1883 году, в семье сельской учительницы и кузнеца, родился мальчик, ставший впоследствии одной из наиболее одиозных фигур 20-го века — Бенито Муссолини:

В 36 лет он огранизовал «Итальянский союз борьбы» («Фаши итальяни ди комбаттименто»; Fasci italiani di combattimento) и стал «отцом» известного термина «фашизм». Его партия захватила власть в Италии, а Муссолини стал свирепым диктатором («дуче»), почти на десятилетие опередив своего германского «коллегу» Адольфа Гитлера.

Распространена байка, что однажды Бенито Муссолини смотрел кинофильм одного итальянского режиссёра о Древнем Риме. Неизвестно, изучал ли тот режиссёр Колонну Траяна или был поклонником живописи Жака Луи Давида, но римские легионеры в его фильме, якобы, вовсю салютовали друг другу «римским приветствием». Говорят, что это произвело на Муссолини такое впечатление, что он ввёл жест в повсеместный оборот. (Наверное, чувствовал себя при этом, как минимум, цезарем.) А уже от «дуче» saluto romano переняли немецкие фашисты.

Другую версию высказывает в своей книге «Бенито Муссолини: Биография» историк Кристофер Хибберт. Он пишет, что таки да, именно у итальянской армии «нацисты переняли римское приветствие вскидыванием руки, сделав его собственным салютом». Но считает, что данный жест «дуче» скопировал у известного итальянского писателя и авантюриста Габриеле д’Аннунцио. С Хиббертом согласен историк Ричард Колье, который в своей книге «Дуче. Взлет и падение Бенито Муссолини» сообщает, что итальянский фюрер позаимствовал у д’Аннунцио также идею чёрных рубашек, сделав их униформой фашистов. Впрочем, Колье тоже считает этот жест приветствием римских легионеров.

Однако, данная версия кажется не вполне проработанной историками. Если рассматривать фотографии Муссолини до встречи с Гитлером, то на них saluto romano мы не видим — даже в тех ситуациях, где «корпоративное» приветствие, казалось бы, необходимо.

Вот, например, Муссолини с балкона дворца Венеция провозглашает: «Книга и винтовка — символы настоящего фашиста». Предположим, здесь у него просто руки заняты.
Но на других групповых фотографиях он тоже не спешит вскинуть руку:
А вот на совместных парадах с Гитлером «римское приветствие» используется вовсю:

Может быть, вовсе не Гитлер скопировал у «дуче» saluto romano, а наоборот — Муссолини у Гитлера? Но где тогда этому жесту научился бесноватый фюрер? Кто был его вдохновителем?

Американские пионеры: «Будь готов! Всегда готов!»

Во второй половине 19-го века в США был чрезвычайно популярен роман «Взгляд назад» (Looking Backward), написанный бывшим журналистом газеты «Спрингфилд юнион», баптистом Эдвардом Беллами. Роман этот сделал Беллами культовой фигурой в Штатах. Его романы раскупались как горячие пирожки, его идеи обсуждались и подхватывались молодёжью.

В 1892 году, на американском празднике Дне Колумба (12 октября) писатель выступил с предложением сопровождать поднятие государственного флага США чем-то вроде молитвы, которую он назвал «Торжественной клятвой верности» («Pledge of Allegiance»). В ней были такие слова: «я обещаю преданность своему Флагу и республике, которую он символизирует». А вместе с молитвой… тьфу, «Клятвой» Эдвард Беллами предложил использовать такой жест: правая рука поднимается вверх и направляется прямо на флаг. Откуда он взял это, история умалчивает. Но про древних римлян не было ни слова. Вот как это выглядело:
Жест тут же прозвали «салютом Беллами» (Bellamy salute) и стали использовать в пионерских (то есть, скаутских) лагерях:
В школах:
В детских садах (или что там было у них):
На массовых мероприятиях:

Это можно было бы считать простым совпадением. Дескать, где США, а где Германия. Интернета тогда не было, откуда фашистам знать, что там популярно у американских пионеров… тьфу ты, скаутов. Но, как оказалось, мир гораздо более тесен, чем мы думаем.

Да здравствует американо-фашистская дружба!
Урра-а-а-а-а!

Едва Гитлер пришёл к власти и начал устанавливать свой «новый порядок», как американцы смекнули: с таким решительным негодяем лучше дружить, чем воевать. Но в отличие от Советского Союза, который ограничился подписанием договора о ненападении, в США решили «дружить активно».

В 1933 году в Штатах создаётся организация «Германо-американский союз» (German American Bund), объявившей, что американцы и немцы — друзья, товарищи и братья навек. Первые отделения ГАС были открыты в Чикаго, Иллинойсе, и вскоре деятельность Союза приобрела национальный масштаб.
А это — американский скаутский значок:

Кто-нибудь ещё сомневается, что американцы и фашисты без всякого интернета имели самые тесные и, как оказалось, дружественные отношения? Практически, взаимная любовь и обожание. Ну и кто у кого перенял «римский салют» (он же — «салют Беллами»), уже ясно без объяснений.

Фашисты, правда, подвели под это свою собственную философию. Так как фюрер был помешан на оккультизме и потустороннем мире, то и Bellamy salute стал почти религиозным жестом с мистическим смыслом и загадочностью:

В нацистской интерпретации этот жест нужно было делать так:

1) Правая рука подносится к сердцу ладонью вниз.

2) Плавно выпрямляется вправо и вверх примерно на уровне головы.

3) Опускается вдоль тела вниз.

Жест получил официальное название — Deutscher Gruß (Немецкое приветствие) и стал использоваться вместе с фразой «Heil Hitler!» («Слава Гитлеру!»), на которое было положено отвечать фразой «Sieg Heil!» («Зиг хайль!» — «Да здравствует победа!»). Отсюда, кстати, современное просторечное название данного жеста — «зига».

Остаётся добавить, что «салют Беллами» в самих США просуществовал аж до 1942 года, когда президент Рузвельт, под давлением антифашистской общественности, заменил этот жест на сокращённую версию — «рука-над-сердцем» (hand-over-the-heart). Сначала ладонь была (как и в фашистском приветствии), направлена вниз:
А затем жест приобрёл современный вид, хорошо знакомый многим:
via

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я зигу́ю зигова́л
зигова́ла
Ты зигу́ешь зигова́л
зигова́ла
зигу́й
Он
Она
Оно
зигу́ет зигова́л
зигова́ла
зигова́ло
Мы зигу́ем зигова́ли
Вы зигу́ете зигова́ли зигу́йте
Они зигу́ют зигова́ли
Пр. действ. наст. зигу́ющий
Пр. действ. прош. зигова́вший
Деепр. наст. зигу́я
Деепр. прош. зигова́в, зигова́вши
Будущее буду/будешь… зигова́ть

зи-го-ва́ть

Глагол, несовершенный вид, непереходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 2a. Соответствующий глагол совершенного вида — позиговать.

Корень: -зиг-; суффикс: -ова; глагольное окончание: -ть.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Зиговать

Значение

  1. разг. отдавать честь, приветствовать, поднимая вытянутую правую руку под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью, для демонстрации преданности идеям нацизма ◆ Понятно, что речь идет о так называемой зиге, или «римском приветствии», но жест ― это единственный нематериальный признак нацистской пропаганды, которую предлагается запретить. Одно дело нарисованная свастика или написанная статья, и совсем другое ― неудачно поднятая рука. Руку к делу не подошьешь, зато подошьешь, например, показания десяти омоновцев, которые видели, как ты зиговал на митинге. Олег Кашин, «Зига» // «Русская жизнь», 2012 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В качестве примера он приводит прошедший в ноябре «Русский марш». ― Тогда были задержаны 25 человек в форме СС, которые «зиговали». «Православие и «Русский марш»», форум, 2012 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. кидать зигу

Антонимы

Гиперонимы

  1. салютовать

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: зига, зиг
  • прилагательные: зиговочный
  • глаголы: позиговать

Этимология

Происходит от зига, далее от нем. Sieg ‘победа’.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Шведскийsv: heila (sv)

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста, во время первого этапа турне Ziggy Stardust Tour

      Зигги Стардаст (англ. Ziggy Stardust) — вымышленный персонаж, созданный Дэвидом Боуи и являющийся центральной фигурой его концептуального глэм-рок-альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars. Имя «Stardust» было дано персонажу под впечатлением от рокабилли-музыканта по имени Legendary Stardust Cowboy.

      Согласно сюжету альбома, за пять лет до того, как Земля будет окончательно уничтожена (из-за глобального потепления и многочисленных катастроф), Зигги со своими друзьями с Марса создают рок-группу; сам Зигги утверждает, что способен спасти мир и просветить людей с помощью рок-н-ролла. Зигги действительно становится звездой; по мере возрастания популярности он забывает, кто его настоящие друзья (в первую очередь это его коллеги по рок-группе); кроме того, он становится алкоголиком и наркоманом. В финале (песня «Rock ‘n’ Roll Suicide») Зигги убивают его коллеги по группе.

      После выхода альбома Зигги Стардаст стал популярным персонажем; имя самого Дэвида Боуи стало прочно ассоциироваться с именем Зигги (к примеру, в период его тесной дружбы с Игги Попом их называли «Игги и Зигги»). Боуи планировал сделать масштабный мюзикл, посвящённый Зигги.

      «Сам персонаж Зигги Стардаст, этот мессия из космоса, пластмассовый рок-певец, явно был создан из многих различных деталей. В нём одном были разные персонажи: реальные, выдуманные, и конечно в нём был Сид — это и гламурный англичанин, и немного безумный исполнитель рока. И конечно Лу Рид и Velvet Underground в нём тоже были, в рамках превосходного уличного рока» — отметил биограф Николас Пегг (автор книги «Complete David Bowie»).

      Дэвид Боуи о Зигги Стардасте:

      Зигги был наполовину персонажем научно-фантастического рока, наполовину героем японского театра. Наряды же его по тем временам просто были убийственными — никто до этого не видел ничего подобного.

      Влияние

      • Причёска Боуи в образе Зигги Стардаста — огненно-красный маллет, — заняла четвёртое место в рейтинге самых культовых причёсок певцов и музыкантов.
      • В рок-опере «Стармания» на создание персонажа Зигги авторов вдохновил образ Дэвида Боуи.
      • Персонаж упоминается в песне «Rocket» группы Def Leppard с альбома Hysteria.
      • Образ андрогинного пришельца Омеги, использованный Мэрилином Мэнсоном в его альбоме Mechanical Animals (1998) был во многом вдохновлён образом Зигги Стардаста.

      См. также

      • Майор Том
      • Измождённый Белый Герцог

      Примечания

  1. Упоминается в книге «Прошу, убей меня!».
  2. Дэвид Боуи и Уильям Берроуз. Интервью
  3. Документальный фильм «Семь поколений рок-н-ролла». Серия № 2 — «Раскалённые до бела. Арт-рок».
  4. Дэвид Боуи объясняет сущность Зигги Стардаста в анимационном интервью
  5. Определились самые культовые и отстойные прически музыкантов (рус.). Lenta.ru. Проверено 8 июля 2015.
  6. » Qui est Ziggy Stardust, l’avatar iconique de David Bowie ? »

Зиговка металла – это процесс обработки давлением поверхности листового металла или объёмных деталей с целью получения различных рельефных углублений. С помощью зиговки производится отбортовка, подготовка продольных выступов и других элементов рельефа. Рифление производится с помощью ручного и электромеханического оборудования, в котором главным элементом являются ролики с фигурной радильной поверхностью.

Особенности обработки

Для рифления поверхности тонколистового проката используются специальные зигмашины. Это устройство оснащенное парой валов, которые при вращении давят на металл, образуя канавки заданного размера и конфигурации. Заготовка может быть как плоской, так и объёмной, помимо рифления производится резка и отбортовка листовых заготовок.

Зигмашина может иметь ручной, электрический или гидравлический привод. Принцип действия для любого привода одинаков, но есть различия в толщине заготовки. Для ручного привода данный параметр находится в пределах от 0,3 до 1 мм, для электрических машин максимальная толщина может достигать 4 мм. Кроме того, оборудование различается по расположению валов, которое может быть горизонтальным, наклонным или вертикальным.

Основные характеристики зиговочных машин

Оборудование для зиговки металла обладает широким спектром характеристик:

  • Тип привода – ручной, гидравлический и электрический.
  • Диаметр роликов – от 50 мм.
  • Вылет валков – до 350 мм, подбирается в зависимости от вида работ.
  • Дополнительные пары роликов. В зависимости от конструкции может быть 4, 6 или 9 пар.
  • Толщина обрабатываемой детали – от 0,3 до 4 мм.
  • Вес оборудования – от 10 до 300 кг в зависимости от типа и мощности.

Практически все, даже наиболее мощные, зиговочные машины имеют сравнительно компактные размеры, что позволяет использовать их в небольших цехах и мастерских.

Сфера применения

Зиговка металла применяется при жестяных работах с деталями цилиндрической формы, чаще всего для создания замковых соединений, а также для обработок кромок листового железа.

Зиговка применяется:

  • в производстве вентиляционных каналов и водоливных труб;
  • для изготовления замков на стальных изделиях из тонкого листа;
  • при производстве теплоизоляции трубопроводов;
  • для обработки обечаек;
  • при резке и развальцовке труб водостока при монтаже систем ливневых систем кровли;
  • при производстве фасонных элементов вентиляции;
  • гофрирование поверхностей цилиндрических тонколистовых деталей;
  • при изготовлении комплектующих для вентиляции и во многих других случаях.

Широкое применение получили ручные зиговочные машины, позволяющие работать с тонкостенными трубами и обечайками с толщиной стенок до 1-1,25 мм. Для работы на ручном станке достаточно двух человек – оператора и рабочего вращающего привод. Это удобный и недорогой вариант для единичного и мелкосерийного производства, для работы в полевых условиях, например при ремонте теплотрасс. Ручная зигмашина весит порядка 10 кг, легко переносится и не требовательна в обслуживании.

Порядок работы

Зиговка является сравнительно несложной операцией, но требует определенных знаний и навыков. Процесс рифления металла состоит из следующих этапов:

  • На нижнем валу размещается деталь и прижимается верхним.
  • С помощью упора отмеряется расстояние для зиговки и получения равномерного рельефа.
  • Заготовка фиксируется специальными винтами.
  • При вращении валов в противоположную сторону относительно роликов поверхность заготовки приобретает требуемый рельеф.
  • При обработке листов из цветных металлов необходимо увеличить расстояние между канавками.

В процессе работы необходимо избегать перекоса деталей иначе рифление будет косым или волнообразным. Также необходимо обеспечить точное совпадение осей роликов чтобы избежать смятия заготовки. Если после первой прокатки не получилась требуемая глубина рельефа, то производится вторичная обработка.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *