Журналистика

Журналистика — это концепция, основанная на сборе и анализе (письменном, устном, визуальном или графическом) информации в любых ее формах, представлениях и разновидностях. Понятие также описывает академическую подготовку и карьеру тех, кто хочет стать журналистом.

Другими словами, журналистика — это профессиональная задача, основанная на сборе, обобщении, обработке и публикации текущих данных . Чтобы выполнить свою миссию, журналист или коммуникатор должен обратиться к источникам, которые заслуживают доверия или используют свои собственные знания .

Хотя основой журналистского плана являются новости, в нем также рассматриваются другие элементы, которые могут быть жанрами, как это происходит с хроникой, интервью, мнением и отчетом . Поэтому журналистика может иметь информативный профиль, быть интерпретативной или использовать сферу мнений, чтобы назвать несколько примеров. Различные средства массовой информации, такие как газеты, телевидение, радио или Интернет, делают журналистику может быть графической, аудиовизуальной, радио или цифровой.

Однако не только эта классификация журналистики может быть основана на среде, которую она использует. Есть также много других, не менее важных, подчеркивающих, например, тот, который устанавливает типологию в соответствии с тематическим диапазоном, в котором она фокусируется и развивается.

Таким образом, можно говорить о политической, социальной, экономической, культурной, научной, экологической, спортивной или военной журналистике, а также о многих других. На основе этой классификации мы можем установить, что существуют средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные программы …), которые специализируются на одном из них, в частности. Однако есть и другие, которым удается комбинировать различные типы, как в случае с новостными программами, где мы можем получить доступ к информации по широкому кругу тем.

Учитывая сильное влияние журналистики на общество, его обычно называют четвертой властью . С другой стороны, в попытке гарантировать этическое развитие профессии, существуют колледжи и профессиональные ассоциации, которые регулируют деятельность.

Роль, которую играют журналистика и, в частности, журналист, власть, которой они также обладают, жизненно важна в обществе, потому что благодаря им рядовой гражданин может быть в курсе всего, что происходит не только в их непосредственном окружении, но и в вашей стране или в мире. Это способ, которым вы не закрываете глаза на проблемы и изучаете различные существующие социальные реалии.

За эту жизненно важную работу есть несколько наград, которые призваны вознаградить большую работу и усилия, приложенные этими профессионалами. Среди наиболее важных признаний можно назвать Пулитцеровскую премию, которая ежегодно вручается в Соединенных Штатах и ​​в которой хвалят качество лучших информативных отчетов, отчетов об исследованиях, справочных статей или хроник.

По словам историков, первой газетой был «Акт дневника», который Юлий Цезарь разместил на римском форуме в первом веке до нашей эры . Уже в средние века в буржуазных городах распространялись листы, написанные с экономическими и коммерческими новостями, в то время как в Венеции они продавали листы по цене газеты (валюта, которая использовалась в этом городе в шестнадцатом веке), поэтому многие современные газеты приняли это имя.

Попробуйте вообразить, что в одночасье из жизни людей исчезли газеты, телевидение, интернет, радио… Проснувшись утром, уже нельзя узнать ни о каких новостях, нельзя почитать любимую рубрику в журнале, нельзя посмотреть, что любопытного появилось в интересном блоге. Кому-то, конечно, все это нужно лишь постольку-поскольку, но для большинства людей происходящее в мире и интересующих областях имеет огромную важность. И задача СМИ как раз и заключается в том, чтобы предоставлять общественности информацию во всех подробностях.

Жизнь современного человека уже не представляется без ставших такими привычными средств массовой коммуникации. Безусловно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется уехать на пару-тройку дней, повыключать все гаджеты и телефоны, отдохнуть от нескончаемого потока информации. Но, лишь возвратившись домой, мы сразу же начинаем наверстывать упущенное, узнавая обо всем, что случилось в родном городе, стране, обществе. Да и вообще – не знать о происходящих изменениях зачастую как минимум скучно.

И именно в этом и кроется суть сложной, но очень увлекательной и интересной работы журналиста – доносить до людей то, о чем они хотят знать, и то, что они должны знать. Однако профессия журналиста – это не просто и не только сознательный выбор – это призвание. И человек, который решил связать свою жизнь с журналистикой, обязан уметь видеть в окружающей действительности важное, грамотно преподносить это, четко доносить свои мысли, заставлять общество задумываться и «включать мозг», затрагивать сердца и чувства окружающих.

Но и навыки – это еще не все. Истинный журналист – это человек, обладающий горящим сердцем, сочувствующий другим, способный пропускать через себя все то, к чему неравнодушен, все то, о чем желает рассказать. Здесь-то и кроется великая ценность профессии журналиста, и совсем не зря ее часто называют «четвертой властью» – она с невероятнейшей силой во все времена воздействовала на сознание отдельных людей и всего общества.

Курс, введение к которому вы в данный момент читаете, поможет вам разобраться во многих тонкостях журналистики как профессии и как призвания. Но хотим заметить, что подойдет он не каждому, ведь, как мы и сказали, чтобы быть журналистом, нужно иметь предрасположенность к этому и глубинное желание нести правду, честность и добро, словно Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького – герой, пожертвовавший собой ради людей и спасший их при помощи своего горящего сердца.

Но в то же время этот курс подойдет любому, кто чувствует в себе силы становиться журналистом. Естественно, он не заменит вам получение специального образования или прохождение мастер-класса у профессионалов журналистики, но все же станет отличным подспорьем для начала и в начале наполненного событиями необычного и витиеватого журналистского пути. Для вас мы собрали наиболее важную на наш взгляд информацию, которая сделает ваше обучение журналистике интереснее и легче.

  • Что такое журналистика?
  • Как этому научиться
  • Уроки журналистики
  • Как проходить занятия
  • Полезные ресурсы
  • Цитаты известных людей

Что такое журналистика?

О деталях и тонкостях журналистики мы подробно поговорим в первом уроке, а здесь приведем только краткое резюме.

Журналистика представляет собой социальный институт, целью которого является объективное и всестороннее информирование людей о социальной действительности, необходимое для надлежащего функционирования других социальных институтов и социума в целом.

Социальная миссия журналистики состоит в управлении массовыми эмоциями и формировании общественного мнения. Функционирует же журналистика благодаря своей инфраструктуре, состоящей из разного рода учреждений: учебных, организационно-управленческих, информационных и технических.

Журналистика понимается так же и как практика сбора и интерпретации сведений о тенденциях, явлениях и событиях современной социальной жизни в разных формах и жанрах с последующим их распространением в социальные массы. Как институт журналистику можно назвать элементом системы СМИ, и она относится к таким многофункциональным общественным институтам, как радио, телевидение, пресса и т.д.

Однако в настоящее время все большее распространение и признание получает и журналистика в интернете, и основными ее направлениями по праву считаются копирайтинг и блоггинг.

  • Копирайтинг – одно из ответвлений журналистики. Авторы описывают информационные поводы, представляют достоверные факты и привлекают внимание читателей. Но в отличие от классической журналистики, авторы-копирайтеры создают контент для новых медиа (интернет-сайтов, журналов и прочих ресурсов) и для интернет-пользователей. И если журналисты пишут в основном для широкой публики, то копирайтеры делают это чаще всего для конкретной целевой аудитории, например, медиков, юристов, строителей, путешественников и т.д.
  • Блоггинг – его тоже можно назвать «детищем» журналистики, ведь свои корни он берет именно оттуда. Блоггингом называют регулярное написание авторами небольших статей для своих персональных сайтов – блогов. Вместе с текстами там могут размещаться мельтимедиа-файлы и изображения. Это направление отличается и тем, что авторы постоянно дают своим подписчикам обратную связь – общаются, отвечают на письма и комментарии. Плюс ко всему, блоггер может смело высказывать свое мнение по любому интересующему его вопросу, даже не являясь специалистом в соответствующей области.

Конечно же, между журналистикой, копирайтином и блоггингом можно найти еще немало различий, но все они взаимосвязаны между собой, и рассматривать блоггинг и копирайтинг следует именно в контексте журналистики. Учитывая сегодняшнюю востребованность последней именно в интернете, и в частности копирайтинга (т.к. он более доступен простым обывателям, нежели блоггинг), в курсе мы отдельно поговорим и о нем. Пока же давайте вернемся к основной теме.

Тонкости журналистской профессии

Профессия журналиста – профессия творческая, и основана она на писательском профессионализме, любознательности, и, как бы непривычно это не звучало, тяге к путешествиям. Но это только одна сторона медали, ведь профессиональный журналист – это в первую очередь умелый аналитик и дотошный репортер, который способен погрузиться в нюансы любого явления или события и детально представить его людям.

В дополнение к этому журналистская деятельность связана с остросюжетностью и даже риском, ведь «доставать» информацию порой приходится из опасных мест (кстати, именно поэтому данная профессия относится к числу наиболее опасных). Несмотря на это, востребованности журналистского ремесла можно позавидовать, т.к. занятие им позволяет всегда быть в курсе актуальных новостей, существенно расширить кругозор и посетить многие уголки нашей планеты.

Но что же нужно, чтобы достичь успеха на поприще журналистики?

Начать можно с таких качеств, как стремление к раскрытию тайн, способность быть в гуще событий, умение беспристрастно и честно интерпретировать события, целеустремленность и активность. Журналисту нужно уметь на интуитивном уровне чувствовать важность происходящего, быстро реагировать на любые явления окружающей действительность и сразу же мчаться на места происшествий. Поэтому людям стеснительным, робким и медлительным данная профессия подойдет вряд ли, зато личностям смекалистым и активным она придется как раз впору. Впрочем, никому не запрещается пробовать свои силы и испытывать себя на прочность, стремясь стать журналистом.

Если же посмотреть на профессию журналиста с прагматичной позиции перспектив, то с уверенностью можно сказать, что она относится к самым востребованным не только в России, но и во всем мире. Поэтому, имея цель достичь успеха, нужно непременно работать: писать статьи, снимать хотя бы любительские репортажи, служить внештатным сотрудником в каком-нибудь из изданий, заниматься копирайтингом и т.д. и т.п. И, естественно, нужно развиваться и учиться новым вещам. Мы уверены, что у вас все получится, а наш курс пусть станет вашим путеводителем.

Как этому научиться

Многие уверены, что журналистика – профессия очень сложная, и чтобы стать журналистом, нужно им родиться. Учитывая специфику этой профессии и требования, которые она предъявляет к заинтересованным в ней людям, в этом есть доля правды, но это совсем не значит, что, не имея, так сказать, природных данных, журналистом стать нельзя. Журналистика, как мы уже неоднократно говорили, – это ремесло, а значит, как и любому другому ремеслу, ей можно научиться. Но интереснее то, что для этого не требуется пять лет обучаться в вузе – история знает огромное количество примеров, когда журналистами становились люди, не только не окончившие журфак, но и не имеющие высшего образования вообще.

Овладеть соответствующими навыками вполне можно и самостоятельно: достаточно лишь следовать ряду несложных рекомендаций и использовать для обучения подходящие материалы, такие как наш курс. О рекомендациях мы скажем чуть позже, а пока поговорим о курсе.

Наш курс по обучению журналистике состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть включает в себя информацию, которую нужно прочесть, осмыслить и усвоить. А в практической части содержатся рекомендации, советы и всевозможные журналистские приемы, которыми требуется овладеть. Как видите, все достаточно просто, но мы все-таки хотели бы обратить ваше внимание на один нюанс.

Он заключается в том, что многие люди получают какие-то знания, но они так и не применяются в жизни, оставаясь просто теорией, пусть даже и назубок заученной. И виной тому зачастую становится именно неправильная подача материала – он преподносится так, что человек банально не понимает, как использовать то, что он успел узнать. Руководствуясь этим, мы и разработали данный курс: вы не просто получите много полезных знаний, но и научитесь безо всякого труда переносить их в практическую плоскость. И мы считаем это одним из его лучших достоинств.

Что же касается рекомендаций, то они на удивление просты:

  • Будьте наблюдательны и проявляйте внимание к происходящим вокруг вас событиям и окружающим людям
  • Пробуйте свои силы в нескольких жанрах, чтобы понять, что получается у вас лучше всего
  • Старайтесь вырабатывать свои собственный стиль подачи информации
  • Будьте самокритичны, и стремитесь делать материалы совершенными настолько, насколько это вообще возможно
  • Отдавайте свои работы на прочтение членам семьи, друзьям, знакомым и, если есть такая возможность, специалистам, чтобы получать обратную связь и видеть ошибки
  • Не упускайте ни одной возможности практиковаться и повышать свои журналистские навыки, и уделяйте больше времени самообразованию
  • Старайтесь быть в курсе самых актуальных новостей и событий в вашем городе, а также в стране и в мире
  • Сделайте принцип «минимум теории – максимум практики» своим жизненным и профессиональным кредо
  • Начинайте проходить представленный курс уже сегодня, не откладывая на потом

Чтобы узнать, что же интересного ждет вас на страницах курса, предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого из уроков, а перед этим пройти небольшой тест.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки журналистики

Составляя этот курс, мы изучили и переработали достаточно большое количество информации на тему журналистики. Конечно же, включить в состав абсолютно все мы не смогли чисто физически, и сконцентрировались на самых: на наш взгляд: важных, интересных и полезных сведениях. Также мы адаптировали информацию для более легкого понимания, усвоения и практического применения уже с первых занятий.

Курс состоит из семи уроков, каждый из которых посвящен своему элементу журналистики. Как уже и было сказано, есть в нем и теория и практика. Таким образом, следуя от урока к уроку, к концу курса вы овладеете основами журналистского дела, и будете иметь представление о том, в каком направлении развиваться.

Урок 1. Введение в журналистику

Чтобы иметь полноценное представление о журналистике, нужно не просто обладать общими сведениями о ней и знать какие-то ее особенности, но и четко понимать, как она появилась, что стало для этого причиной, на решение каких проблем она направлена. Также необходимо быть в курсе того, каким должен быть профессиональный журналист. Именно об этом пойдет речь в первом уроке.

В первой части урока познакомитесь с интересными фактами из истории журналистики и основными предпосылками ее становления. Мы рассмотрим журналистику с нескольких сторон и определим основные ее трактовки. Из второй части вы узнаете о функциях журналистики и качествах успешного журналиста. Это позволит вам критически оценить себя и свой потенциал.

Урок 2. Жанры журналистики. Интернет-журналистика и Web 2.0

Журналистика, как и литература, поддается определенной классификации, разделяется на несколько направлений и жанров, ведь оба эти вида творчества служат для отображения действительности. Само же деление журналистики на жанры зиждется на множестве видов общественной деятельности.

Во первой части урока мы расскажем о понятии жанра в журналистике и представим разные ее типы, поговорим о ее классификации. Также мы расскажем о самых популярных журналистских направлениях, таких как фото-, теле-, радиожурналистика и т.д. Вторая часть урока посвящена интернет-журналистике и методике проектирования систем Web 2.0.

Урок 3. Поиск информации. Написание эссе, статей и отчетов

Любое журналистское направление связано, прежде всего, с информационным поиском – выявлением необходимых сведений из текстовых массивов. Именно с поиска данных начинается написание статей, эссе, отчетов, пресс-релизов. И тот, кто решил попробовать свои силы на поприще журналистики, сначала должен научиться ему. Третий урок начинается с основ информационного поиска (также мы предоставим ссылку на подробный материал по этой теме).

Из второй части третьего урока вы узнаете, как правильно писать эссе и каким оно может быть, какова его структура и каких следует избегать ошибок при его написании. Далее речь пойдет о написании статей (мы представим универсальную структуру статей и предложим пошаговую инструкцию по их написанию) и журналистских отчетов (буду рассмотрены признаки, виды, структура отчетов и требования к их написанию).

Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование

Несложно догадаться, что статьями, отчетами и эссе журналистские жанры не ограничиваются. Среди других не менее популярных жанров выделяются пресс-релизы, репортажи, колонки и интервью. Четвертый урок, имеющий исключительно практическую направленность, посвящен рассмотрению этих жанров.

Вы узнаете, какие бывают пресс-релизы и на чем основывается подготовка и написание пресс-релизов, познакомитесь с разновидностями, признаками и структурой репортажей, а также тонкостями, на которые нужно обращать внимание при их написании. Также мы расскажем, как вести свою колонку и поддерживать ее актуальность, и поговорим о нюансах подготовки, проведения и представления интервью.

Урок 5. Редактирование текста

Одной из наиболее важных составляющих работы журналиста и автора журналистских материалов является редактирование. Не имеет никакого значения, будет в дальнейшем проходить готовящийся к публикации материал через стороннего редактора или нет, журналист обязан сначала как можно лучше отредактировать его сам. Пятый урок будет полезен как начинающим журналистам, так и редакторам.

В уроке мы детально расскажем о литературном редактировании и составляющих этого творческого процесса, познакомим вас с распространенными видами правки текстового материала и логическими основами редактирования. В дополнение к этому мы расскажем о самых частых ошибках при написании текстов и предложим несколько полезных сервисов для проверки своих работ.

Урок 6. Реклама и журналистика. Лучшие формулы рекламных текстов

Сегодня, наверное, не каждый может представить себе, насколько развито медиапространство и информационно-коммуникационные процессы. Но как раз благодаря этому журналистика самым активным образом взаимодействует с рекламой. Несмотря на то, что задачи этих областей коммуникации разнятся, функционируют они в одинаковых информационных потоках, предаваемых при помощи СМИ.

Шестой урок носит более теоретический характер, но его важности это нисколько не умаляет, т.к. понимать, что такое рекламная журналистика, обязан каждый, кто имеет отношение к журналистике вообще. После изучения урока вы будете знать все, что нужно, об этом направлении. А в качестве бонуса мы расскажем о классификации медиатекстов и предложим вам десять эффективных формул рекламных текстов, которые вы сможете использовать в своей деятельности.

Урок 7. Копирайтинг. Виды копирайтинга. Копирайтинг и информационный стиль

Копирайтинг – одно из самых востребованных в наши дни направлений по написанию информационных и рекламных текстов. По сути, его можно назвать новейшей «производной» от журналистики, но значение, потенциал и перспективы данного направления не уступают, пожалуй, ни одному другому. По этой причине знать о нем должен каждый, да и для любого начинающего журналиста копирайтинг может стать неплохой отправной точкой.

В первой части заключительного урока мы расскажем вам о копирайтинге и рерайтинге, познакомим с видами копирайтинга и побеседуем на тему того, стоит ли начинать им заниматься. А из второй части вы узнаете о стилях работы самых востребованных и высокооплачиваемых копирайтеров Рунета.

Как проходить занятия

Вы уже знаете, что, создавая курс, мы адаптировали его для легкого восприятия и быстрого применения знаний. Но мы не можем еще раз не указать на то, что эффективность курса будет зависеть лишь от вас. Помните, что важно не только пройти все уроки, но и незамедлительно начать использовать полученную информацию. В противном случае курс не будет иметь никакой ценности.

Проходить же курс вы можете так, как вам удобно. Но мы рекомендуем изначально составить план, которого вы будете неукоснительно придерживаться. Здесь все зависит от вашей занятости, но можете сделать так: поставьте перед собой задачу пройти курс за две недели, выделяя на каждый урок по два дня. Если в уроке больше теории, просто перечитайте его в первый и во второй день, а если больше практики, то второй день оставьте именно на нее. Сегодня, к примеру, вы изучаете урок по написанию эссе, а завтра пишете эссе на основе полученной структуры, признаков и плана. Таким образом, уже через 14 дней у вас в голове будет неплохой багаж знаний, а за плечами – пусть и небольшой, но все же опыт.

Обучение журналистике будет даваться легче, если вы отнесетесь к занятиям со всей серьезностью и ответственностью. Здесь нет преподавателей, которые будут постоянно подталкивать и проверять вас. Самообразование – это индивидуальная работа, основанная на самодисциплине, целеустремленности и несгибаемом намерении научиться новому и стать лучше.

И последнее, о чем мы хотели бы сказать во введении, – это то, что нашего курса, вполне вероятно, может оказаться недостаточно, чтобы разобраться абсолютно во всех тонкостях журналистского дела. Поэтому мы предлагаем вам взять на заметку еще несколько полезных ресурсов, где можно почерпнуть знания и узнать немало важного и интересного.

Полезные ресурсы по обучению журналистике

Итак, прохождение нашего курса вы можете совместить с обучением на следующих ресурсах:

  • Бизнес-академия «МБА СИТИ» – ссылка на полный курс обучения журналистике «Журналист-профессионал» с возможностью дистанционного прохождения
  • onMedia – блог о журналистике, где можно найти огромное количество информации обо всем, что касается этой профессии, и ссылки на отечественные и зарубежные ресурсы по профессиональному обучению журналистике
  • IAB.ru – сайт Международной академии бизнеса, на страницах которого вы найдете хорошие курсы по разным направлениям, включая журналистику
  • Новый Репортер – онлайн-площадка, полностью посвященная новым медиа, мультимедийной коммуникации и журналистике (конкретно на этой странице можно найти пять бесплатных онлайн-курсов для медиаспециалистов)

Любой из этих ресурсов (а также и наш проект 4BRAIN) станет для вас эффективным инструментом и незаменимым помощником на пути становления журналистом. На этой позитивной ноте вы можете переходить к курсу, но все же сделайте небольшую паузу и познакомьтесь с мыслями знаменитых и выдающихся людей о журналистике и ее значении в жизни общества.

Цитаты известных людей о журналистике

«Журналист – человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» — Дейм Ребекка Уэст

«Журналист – это чистильщик улиц, работающий пером» — Наполеон

«Журналистика – это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» — Андре Жид

«Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги» — Крейг Браун

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты» — Жарко Петан

«Журналистом может быть любой, даже я» — Фил Донахью

«Профессия журналиста – одна из самых трудных. Журналист – одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем» — Ислам Каримов

«Лучше делать новости, чем рассказывать о них» — Уинстон Черчилль

«Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» — Василий Ключевский

«Журналисты – часовые общества» — Андрей Ларухин

Желаем вам удачи в обучении и работе!

Журналистика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Журналистика входит в полисистемы средств массовой информации, то есть в многофункциональные институты общества, такие, как: телевидение, радио, медиа бизнес (газетно-журнальный, телевизионный, и др.), интернет и др. С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, ее влияния на изменения общественных процессов.

Журнализм — вид социологической деятельности журналиста в широком спектре СМИ. Сначала журналистика ограничивалась только печатными изданиями (газетно-журнальная журналистика), затем, с появлением новых средств массовой информации, распространилась на радио и телевидение, а к концу XX века появились и интернет-издания, которые сейчас либо дополняют уже существующие печатные издания, либо составляют им конкуренцию. Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым.

Журналистика как наука

Журналистика может быть подвергнута системному анализу и изучаться как:

-социальный институт

-система видов деятельности для поддержки жизненного цикла средств массовой информации

-совокупность профессий

-система произведений, создание текстов

-управление каналами массовых коммуникаций

-часть индустрии медиа

История журналистики

Relation aller Fьrnemmen und gedenckwьrdigen Historien, опубликованная в 1605 году в Страсбурге считается первой газетой. Первое успешное ежедневное издание на английском языке — британская газета The Daily Courant, печаталась с 1702 по 1735 годы. Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент под титулом Четвёртая власть.

Медиаэкономика и экономика СМИ

Виды журналистики

В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

-газетно-журнальная журналистика

-визуальная журналистика

-тележурналистика

-радиожурналистика

-интернет-журналистика

-фотожурналистика

-мобильная журналистика

и др.

Возможны смешения этих видов, например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети (мобильный интернет, мобильную связь) и т. п.

Фотография газеты «Ульяновец» и микрофона

Введение

Теория журналистики, как и любая другая наука, классифицирует тот материал, который она изучает. И многообразие журналистких материалов обуславливает необходимость деления на жанры.

Понятие «жанр»

Жанром называют устойчивую форму журналистского произведения. Жанр держится на трех основах: предмет, функция и метод. И каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала.

Предмет

Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста — это и есть предмет, одна из важнейших основ жанра.

Функция

Вторая составляющая понятия «жанр» — это функция, т.е. какую цель преследует журналист, создавая свое произведение, какова функциональная обоснованность материала. Например, статья специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос «что делать»? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?», репортаж показывает, как это происходит, а в интервью главным является мнение.

Метод

Последняя составляющая жанра — это метод работы с информацией. К примеру, если речь идет об информационных жанрах, то это могут быть такие методы, как:

  • наблюдение
  • изучение документов
  • расспрашивание

Жанры журналистики

Журналисты-практики зачастую используют в своей работе много разных жанров. Достаточно будет открыть любую газету и там можно будет найти и репортаж, и заметку, и очерк, и статью. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, в основном это касается информационных жанров.Это обусловлено тем, что многим жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размываются.

Жанры журналистики

1.Информационные:

  • Хроника
  • Заметка
  • Зарисовка
  • Интервью (монолог, диалог, анкета)
  • Отчёт (общий, тематический, с комментариями)
  • Путевые заметки
  • Обозрение
  • Репортаж (событийный, проблемный, познавательно-тематический, репортаж-комментарий)

2. Аналитические:

  • Корреспонденция
  • Статья
  • Обзор
  • Рецензия

3. Художественно-публицистические:

  • Очерк (сюжетный, описательный)
  • Фельетон
  • Памфлет

Заключение

Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах — речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.

Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.

Информационные

Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»

М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.

  1. Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
  2. Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
  3. Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
  4. Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.

А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.

  • Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
  • Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
  • Некролог – извещение о смерти человека.

Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).

Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.

В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж

  • Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
  • Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
  • Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.

Аналитические жанры

Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.

Аналитические жанры также, как и все остальные журналистские жанры, связаны с повесткой дня, актуальными событиями. Однако есть существенное отличие в подходах: аналитические жанры ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.

М. Н. Ким в качестве аналитических жанров выделяет корреспонденцию, статью, рецензию, обозрение, обзор печати, комментарий, письмо.

  • Корреспонденция – это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема.
  • Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические (популяризация теорий или положений), проблемные (обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций), полемические (реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной).
  • Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии – теоретическая (на научное произведение) и художественная (на художественное произведение).

А. А. Тертычный выделяет среди аналитических жанров отчет, корреспонденцию, интервью, опрос, беседу, комментарий, реплику, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью (общеисследовательскую, полемическую, тактико-аналитическую), журналистское расследование, обозрение, обзор, прогноз, эксперимент, исповедь, рекомендацию, пресс-релиз (все это с приставкой «аналитический»).

  1. Аналитический отчет – это анализ выступлений людей на конференциях, слетах, собраниях. Эти выступления соотносятся с актуальными общественными проблемами и явлениями.
  2. Аналитическая корреспонденция – это сообщение о событии с последующим его истолкованием.
  3. Аналитическое интервью – это разговор с человеком с целью не только получить информацию, но и проанализировать ее, ответить не на конкретные, а на общие вопросы.
  4. Аналитический опрос – это объединение ответов респондентов на вопросы с их последующим анализом и комментарием.
  5. Беседа – это интервью, когда журналист и его собеседник равноправны, оба могут произносить развернутые реплики, здесь авторское «я» проявляется ярче.
  6. Комментарий – это высказывание отношения к актуальным явлениям, анализ недостатков и достоинств с использованием внешних источников.
  7. Реплика – это более эмоциональная реакция на актуальные явления и события.
  8. Социологическое резюме – это краткое изложение итогов социологических исследований с его анализом.
  9. Мониторинг – это слежение за определенным явлением, измерение его по некоторым показателям и анализ динамики события.
  10. Рейтинг – это ранжирование различных объектов одной группы по выраженности какого-то признака.
  11. Журналистское расследование – это анализ негативного явления действительности с целью выяснить его причины, придать преступлению огласку.
  12. Обозрение – это обзор типичных явлений общественной жизни по определенной тематике.
  13. Обзор – это изучение особенностей какого-либо события или явления с целью выявить общие закономерности. Различают обзоры СМИ, презентации (рассказ о новых товарах и услугах), тематический (оценка явления разными источниками), безадресный (оценка явления без ссылок на источники).
  14. Эксперимент – это ответ на актуальный вопрос путем моделирования типичной для описываемого явления ситуации.
  15. Исповедь – это самоанализ внутреннего мира автора, через откровенный текст показываются наиболее острые общественные проблемы.
  16. Рекомендация (совет) – это развернутое предписание, порядок действия в какой-либо ситуации.
  17. Аналитический пресс-релиз – это рекламно-аналитический текст, который продвигает определенную организацию не только описанием ее достоинств, но и указанием на потребности аудитории, которые организация может удовлетворить.

Е. В. Черникова считает аналитическими жанрами отчет, комментарий, письмо, обозрение, рецензию, аналитическое интервью (беседу, брифинг, аналитический опрос, круглый стол)

Письмо – открытое обращение к лицу или группе по поводу острой, но нерешаемой в данный момент проблемы.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова среди аналитики выделяют корреспонденцию («журналистское расследование», деловая корреспонденция), статью, комментарий (комментарий-объяснение, комментарий-прогноз), обозрение (определение отличается от взгляда Е. В. Черниковой)

Обозрение – объемная картина, фиксирующая новые проблемы, тенденции за определенный период.

  • Специальный репортаж – это р-ж, который выходит за рамки информационного репортажа, близок к очерку или к расследованию по глубине раскрытия темы. У него существенно больше хронометраж, серьезнее и глобальнее объект журналистского исследования.
  • Ток-шоу – это разговорная программа с участием приглашенных гостей и аудитории, где обсуждается вопрос, на который в итоге программы дается ответ.
  • Пресс-конференция – вид интервью, где большое количество интервьюеров отвечают на вопросы схожей тематики.
  • Брифинг – краткое совещание официальных лиц с представителями прессы по определенному вопросу.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.

М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.

  1. Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
  2. Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент. Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).

А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.

  1. Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
  2. Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
  3. Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
  4. Сатирический комментарий – это реакция на явление, событие, проблему, описанная с использованием средств сатиры и юмора.
  5. Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
  6. Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
  7. Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
  8. Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
  9. Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
  10. Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.

Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.

  • Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
  • Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.

В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.

Как отличить один от другого?

Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:

На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них.

Жанров в журналистике очень много, это даже не все, что есть. Чтобы в этом убедиться, прочитайте наши статьи о жанрах публичной и деловой коммуникации. Они обладают разной актуальностью и популярностью, разными возможностями, однако каждый журналист может найти свою собственную сферу. Тем более, что современная журналистика тяготеет к объединению жанров, форм, элементов. Не стоит бояться, что придется всю жизнь писать новости, если этого очень не хочется. Вы всегда сможете найти иной путь.

Мария Блинова

Tags: журналистский жанртеория журналистики

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *