Зачем нужна гигиена

Тема урока: «Зачем нужна гигиена»

Цель: формирование у обучающихся знаний о соблюдении правил гигиены.

Задачи:

● выявить степень усвоения обучающимися правил гигиены;

● создавать условия для развития у обучающихся потребности соблюдения правил гигиены, способности вести здоровый образ жизни;

● уметь соблюдать элементарные гигиенические навыки;

● развивать у обучающихся чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы о том, что нужно соблюдать правила здорового образа жизни на основе полученных знаний; пользоваться словарём для объяснения понятия «гигиена».

  1. Коммуникативные УУД:

уметь договариваться в группах друг с другом; высказывать своё отношение к прочитанному, к ответам одноклассников; высказывать свою точку зрения, приводить аргументы.

  1. Регулятивные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать правила здорового образа жизни, уметь объяснять пословицы о здоровом образе жизни; представлять информацию в виде схемы.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков; карточки с пословицами и загадками, толковый словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, пакеты заданий и материалов для их выполнения для 6 групп обучающихся.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

1. Работа со словами. Объедините эти слова в группы. Объясните свое решение.

Э. Дженнер, оспа, М.П.Покровская, чума

2.-Расскажите, что вызнаете об этих людях? (Рассказы детей (материал учебника Казаковой, Дмитриева» Окружающий мир»).

3. Обобщение:

Как называются эти болезни? (показывает на слова на доске)

Инфекционные. Что такое инфекция? (Инфекция это – такое заболевание, которое вызвано различными микроорганизмами: бактериями, вирусами, грибами и другими простейшими).

Какие меры выработаны в борьбе с ними? (Рассказ о вакцинации)

А еще какие? (Карантин – изоляция, в–первую очередь больного, а потом всех, кто имел контакт с больным, от остальных).

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

-Вывод: Нужно делать прививки, обращаться к врачам.

IV. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока

-С чего же начинается наше с вами здоровье? Вы согласны, что ваше здоровье зависит от вас самих? (Ответы учащихся).

-Вывод: наше здоровье во многом зависит от здорового образа жизни. Действительно, наше с вами здоровье зависит от нас с вами. От чего же именно? (От соблюдения личной гигиены).

Тема урока: «Зачем нужна гигиена». Какие цели вы можете поставить перед собой?

  1. Что такое гигиена?
  2. Какое значение придавали личной гигиене в Древнем мире?
  3. Каким образом гигиена связана с водой?
  4. Как отражена тема гигиены в пословицах и загадках?

V. Открытие новых знаний.

-Искать ответы мы будем, работая по группам. Будет работать 6 групп. Каждая группа получает задание и комплект материалов, необходимых для его выполнения.

Задание для группы №1: Составь два определения слова гигиена

Как выполнить задание:

  1. Изучите определение слова гигиена из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова
  2. Из набора слов составьте два определения понятия «гигиена»
  3. Наклейте получившиеся определения на большой лист бумаги.

Дополнительная информация (сообщает учитель): Асклепий — бог врачевания в древнегреческой мифологии. Он научился врачебной науке у мудрого кентавра Херона и даже умел готовить лекарства из змеиного яда. Искусство Асклепия было столь велико, что он пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за что Зевс сразил его молнией.

Гигиея — дочь Асклепия. Она помогала отцу лечить людей. От ее имени и было образовано слово «гигиена».

Задание для группы №2: обсудить пословицу и сообщить всем свои объяснения.

  1. Чисто жить – здоровым быть. (Удмуртская)
  2. Вода и мыло – большая сила. (Русская)
  3. Болезнь с грязью в дружбе. (Дагестанская)
  4. Чистота – лучшая красота. (Китайская)

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего у этих пословиц?

2. Что важно для всех народов мира, если судить по этим пословицам?

Задание для группы №3: расскажите о том, какое значение придавали гигиене в Древнем мире.

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте текст учебника на странице 79.
  2. Подготовь рассказ о том, как заботились о личной гигиене в Древнем мире: Египте, Греции, Древнем Риме.
  3. В своих рассказах объясните смысл слов «гимназия», «термы», «акведук»

Задание для группы №4: объясните, какая существует связь между водой и гигиеной.

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте текст учебника на странице 79-80 (4-й абзац).
  2. Подготовьте рассказ о том, как вода помогает соблюдать гигиену.
  3. В своём рассказе сообщайте факты об опасности пыли, грязи и бактерий.

Задание для группы № 5: объясните, какая существует связь между русской баней и гигиеной.

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте текст учебника на странице 80.
  2. Подготовьте рассказ о том, как русская баня помогает соблюдать гигиену.

3*. Знаете ли вы, каких людей называют «моржами»? Расскажите, что вы о них знаете.

Задание для группы № 6: подготовьте загадки по теме «Гигиена»

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте загадки.
  2. Разделите их на группы по темам «Гигиена кожи», «Гигиена рта», «Гигиена волос»
  3. Наклейте загадки по группам на отдельные альбомные листы.
  4. Подготовьтесь загадать их остальным ученикам.

2. Сообщения групп.

а) Презентация командиром группы полученных результатов

б) Дополнение ответа командира другими членами группы в случае необходимости.

в) Анализ работы группы. (Дети дают оценку работы группы: рассказывают, что удалось сделать группе, почему не всё получилось, удалось ли верно распределить время на выполнение задания и роли среди членов группы).

VI. Включение в систему знаний.

1. Работа в парах.

-Что такое гигиена? Что входит в это понятие? (Режим дня, правильное питание, уход за своим телом, отказ от вредных привычек, двигательная активность, соблюдение мер предупреждения инфекционных заболеваний).

VII. Рефлексия.

(Работа с презентацией)

-Сделайте вывод: «Зачем нужна гигиена?» (Работа по вопросам, поставленным в начале урока)

  1. Что такое гигиена?
  2. Какое значение придавали личной гигиене в Древнем мире?
  3. Каким образом гигиена связана с водой?
  4. Как отражена тема гигиены в пословицах и загадках?

-Что нового узнали?

-Какое решение о необходимости соблюдения правил гигиены вы приняли для себя?

Стихотворение Ю Тувима.

Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо:

И прошу вас. Мойте чаще ваши руки и лицо.

Все равно, какой водой: кипяченой, ключевой,

Из реки или колодца, или просто дождевой!

Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –

Перед каждою едою, после сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чаще – я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто, До свиданья! Ваш Тувим.

VIII. Домашнее задание

Стр.79-80 пересказ

Задания по выбору: 1.Запишите правила личной гигиены, которые вы соблюдаете; 2. Какие способы закаливания вы знаете? 3. История слова «гигиена».

Личная гигиена — это уход за своим телом, содержание его в чистоте. Для этого используются индивидуальные средства гигиены (отдельная зубная щётка, мочалка, полотенце). Соблюдать личную гигиену — значит:

  • умываться утром и вечером;
  • чистить зубы два раза в день зубной пастой и щёткой;
  • принимать душ один раз в день;
  • мыть голову два-три раза в неделю;
  • ухаживать за ногтями на руках и ногах;
  • мыть руки с мылом перед едой, после улицы и посещения туалета.

Также очень важно:

  • следить за чистотой одежды;
  • употреблять в пищу только свежие продукты;
  • овощи и фрукты, которые едят в сыром виде, хорошо мыть и обдавать горячей водой;
  • мыть за собой посуду сразу после еды;
  • приходя с улицы, переобуваться и снимать верхнюю одежду в прихожей;
  • делать уборку в доме, в своей комнате;
  • проветривать комнату.

Обрати внимание! Соблюдение правил личной гигиены — залог здоровья. Несоблюдение их может привести к заболеваниям. Люди говорят: «Наше здоровье в наших руках». Пример: если после улицы не вымыть руки с мылом и сесть за стол, в организм могут попасть микробы и даже яйца глистов, которые невооружённым глазом не видны. Под микроскопом на «чистых» на вид руках можно рассмотреть микробов.Если не мыть руки как следует, это может в результате привести к тяжёлым заболеваниям, и их придётся лечить в больнице. Вымыв руки с мылом, важно убедиться, что под ногтями тоже чисто. Ведь там больше всего микробов. Поэтому ни в коем случае нельзя грызть ногти! Медики считают, что «болезнь лучше предупредить, чем лечить». Вот почему лучше соблюдать правила личной гигиены — и быть здоровым! Источники: http://www.krugozors.ru/wp-content/uploads/2012/07/mikroby-2.jpgГигиена в представлении художника Густава Климта

Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Факторы среды разнообразны и подразделяются на:

  • Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
  • Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.
  • Химические — химические элементы и их соединения.

Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.

Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), а также такие, как ОБУВ, ПДД, ДКМ. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

  • Гигиена окружающей среды — изучающая воздействие природных факторов — атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п.
  • Гигиена труда — изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.
  • Коммунальная гигиена — в рамках которой разрабатываются требования к градостроительству, жилищу, водоснабжению и т. п.
  • Гигиена питания — изучающая значение и воздействие пищи, разрабатывающая мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания (часто этот раздел путают с диетологией).
  • Гигиена детей и подростков — изучающая комплексное воздействие факторов на растущий организм.
  • Военная гигиена — направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.
  • Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
  • А также некоторые узкие разделы: радиационная гигиена, промышленная токсикология и др.

Основные задачи гигиены

  • изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

Гигиена и экология

Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие — экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы — ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов — ПДК.

История гигиены

В средние века санитарное состояние именно европейских городов, по нынешним меркам, было ужасающим. Узкие улицы были захламлены мусором, выбрасывавшимся на мостовую прямо из домов. Когда этот мусор начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась затем несколько дней, и всё начиналось снова. Помои выливались зачастую прямо из окон в текущую по улице канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». В ту же канаву текла кровь из боен, и всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи. О степени захламлённости и грязи, царившей в городах, можно судить уже по тому, что в средневековом Париже существовали улицы Дерьмовая, Дерьмяная и Дерьмишная, улица Смердящая Дерьмом, попросту без прикрас улица Дерьма и наряду с тем улица Писей.

Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт.

По воспоминаниям современников, когда с убитого Архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета совлекли одежду, оказалось, что на его теле «потревоженные вши кишели как вода в кипящем котле». Дизентерия и брюшной тиф буквально выкашивали сражающиеся армии, дело дошло до того, что Людовик Х вынужден был ввести моду на брэ с глубоким разрезом.

I Международная выставка по вопросам гигиены была проведена в Дрездене лишь в 1911 году.

Выдающиеся гигиенисты

  • Левицкий, Вячеслав Александрович (1867—1936) — выдающийся гигиенист и организатор санитарного дела, профессор.

Примечания

  1. Favier, J. Guerre de Cents Ans. — Paris: Fayard, 1991. — P. 158. — 678 p. — ISBN 2213008981
  2. Kelly, 2005, p. 17

См. также

  • Здоровый образ жизни
  • Профилактическая медицина

Ссылки

В Викисловаре есть статья «гигиена»

Фото и Видео на Викискладе

  • www.igiene.ru Информационный сайт о гигиене
  • gigiena-center.ru Сайт центра гигиены и эпидемиологии
  • Исторический очерк: гигиена в СССР (санитарные организации)

Презентация по предмету ОБЖ, 10 класс

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Привила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилищаю

О культуре человека можно судить в том числе и по тому, как он соблюдает правила личной гигиены.

Гигиенические навыки следует прививать уже в детстве, закреплять в школьные годы и прочно вводить в распорядок дня с начала трудовой деятельности. Видное место в распространении среди населения, рабочих и служащих, учащихся и военнослужащих санитарных и гигиенических знаний занимает гигиеническое воспитание.

Личная гигиена

Личная гигиена касается вопросов не только индивидуального плана, но и социального. Она включает в себя следующие разделы:

  • Гигиена тела человека, гигиена полости рта, гигиена кожи, косметические вопросы;
  • Гигиена сна и отдыха — принципы правильного чередования труда и отдыха, оптимальный суточный режим;
  • Гигиенические правила рационального питания и отказ от вредных привычек;
  • Гигиена одежды и обуви.

Гигиена тела человека

  • Мытье в ванне или бане с применением мочалки необходимо не реже раза в неделю.
  • В противном случае возможны нарушения защитных свойств кожи, и тогда будут созданы идеальные условия для жизни и размножения паразитических грибков и инородных микробов.

Гигиена лица, рук и ног

  • Правила личной гигиены предусматривают умывание лица утром и вечером, а руки следует мыть каждый раз после соприкосновения с грязной поверхностью.
  • Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

Уход за волосами

Волосы, как короткие, так и длинные, необходимо мыть не по расписанию, а по необходимости. Обычно раз или два в неделю. Нелишним будет ополаскивать волосы крепким настоем ромашки.

Уход за полостью рта

Содержание зубов в чистоте способствует их сохранению. Поэтому зубы желательно чистить дважды в день — утром и перед сном, а после еды полоскать рот.

Дважды в год неплохо посетить стоматолога для своевременного обнаружения кариеса.

Уход за ногтями и пятками

Огромное количество всевозможных бактерий и вредоносных микроорганизмов обитают под грязными ногтями, поэтому особо важно правильно и регулярно ухаживать за своими ногтями на руках и ногах. Необходимо чистить ногти и подрезать или подпиливать их.

Особого ухода требуют и наши пятки. Нельзя допускать образования мозолей, потёртостей и натоптышей.

Чистота одежды и обуви

Очень важно после мытья сменить нательное бельё, чтобы вновь не загрязнить кожу частичками пота, сала и грязи. Нижнее белье, которое непосредственно касается кожи тела (майка, носки, трусы, колготки, чулки), нужно менять ежедневно.

Обувь также требует к себе внимания, её следует мыть и снаружи, и внутри. Нужно как можно чаще менять в закрытых туфлях, ботинках и сапогах стельки.

Личные вещи

У каждого человека должны быть свои расчёска, зубная щётка, полотенце и постель. Перед сном дневное нательное бельё рекомендуется менять на пижаму или ночную сорочку.

После применения зубную щётку необходимо тщательно прополоскать водой. Полотенце и постельное бельё необходимо регулярно менять.

Гигиена содержания помещений

Жилые, учебные и производственные помещения нужно содержать в чистоте. Необходимо регулярное проветривание помещений. Влажная уборка помещений должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Гигиена сна и отдыха

Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования. Продолжительность ночного сна должна быть не менее 7 часов, во избежание недосыпания. Обязательно следует соблюдать режим труда и отдыха, делать перерывы на отдых во время работы и учёбы, использовать еженедельные выходные дни, каникулы и отпуска.

Гигиенические правила рационального питания

Необходимо соблюдение режима питания. Частота приёма пищи — не менее 3 раз в сутки.

Организм человека нуждается в сбалансированном питании в отношении белков,жиров и углеводов. Пища человека должна быть богата витаминами.

Нельзя пить сырую воду и есть немытые фрукты и овощи. Приготовленные блюда следует хранить в холодильнике не более двух суток.

Необходимо соблюдение питьевого режима — человеку в сутки нужно выпивать 2 — 2,5 л воды.

Знать и соблюдать правила личной гигиены следует каждому человеку. Результатом этого будет крепкое здоровье, повышенная умственная и физическая работоспособность, что непременно послужит залогом высоких достижений в любой сфере деятельности.

Всем здравствуйте!

Навыки личной гигиены играют огромную роль в нашем здоровье, помогают сохранить себя здоровым и быть барьером для попадания в организм различных патогенных микроорганизмов. Что такое личная гигиена?

Личная гигиена — это комплекс научно обоснованных и выверенных практикой правил и приемов ухода за телом, кожей, уход за волосами полостью рта, а также уход за одеждой и обувью

Соблюдение требований личной гигиены, основное из которых – чистота, и выполнение ее правил имеет важное значение в сохранении здоровья.

Вместе с тем четкое и неукоснительное, в любых условиях, соблюдение требований и правил личной гигиены – показатель уровня культуры человека.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка потребность в поддержании чистоты тела и предметов, которыми он пользуется, и стремление делать это не формально, лишь для вида, «для приличья», или чтобы не ругали взрослые, а ради любви к чистоте и понимания важности ее для здоровья.

Кожа — не только защитная оболочка организма, отделяющая его от внешней среды, но и весьма важный орган. Помимо участия в поддержании постоянной температуры тела (терморегуляция), кожа принимает участие в обмене веществ, а также является органом чувств: в ней расположено множество нервных окончаний, с помощью которых воспринимаются прикосновение, давление, температура, боль и другие раздражения.

Совершенно справедливо высказывание известного польского писателя и философа Ст. Лема:

«Цивилизация начинается с проточной воды».

По состоянию кожи можно судить о состоянии организма в целом: о степени устойчивости его к болезнетворным микробам, о наличии или отсутствии наклонности к аллергии, о состоянии желез внутренней секреции, о функции сердечно-сосудистой системы.

Кожа защищает организм от неблагоприятных факторов внешней среды – метеорологических, механических, химических, биологических – болезнетворные микроорганизмы, грибки, паразиты. Вместе с тем поверхность кожи постоянно загрязняется продуктами жизнедеятельности потовых и сальных желез, омертвевшим поверхностным эпителием, а также пылью и микроорганизмами.

Накапливаясь и частично разлагаясь на ее поверхности, все это раздражает кожу, ведет к снижению ее защитных свойств и может способствовать проникновению во внутреннюю среду организма чужеродных факторов. При этом могут развиваться заболевания, как самой кожи, так и всего организма. Отсюда ясна необходимость постоянного и тщательного ухода за кожей.

Больше всего и чаще загрязняются руки. С рук загрязнения могут попадать на другие части тела и в пищу. Существует даже медицинский термин: «болезни грязных рук». Чаще всего это кишечные инфекции – дизентерия, брюшной тиф, а также гнойничковые заболевания самой кожи.

Кроме того, постоянное загрязнение кожи ведет к возникновению зуда, вызывает желание к расчесыванию, а это, в свою очередь, способствует нарушению целостности кожных покровов и проникновению инфекции.

Для предотвращения воспалительных заболеваний кожи, а также преждевременного ее старения, которое проявляется в образовании морщин и складок, в ухудшении цвета, в снижении эластичности, необходимо кожу открытых частей тела мыть водой с мылом ежедневно, закрытых – не реже одного раза в неделю – ванна, душ.

Утром, после сна, надо мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться следует водой с температурой 35-40 °C, так как вода такой температуры вызывает расширение пор кожи и улучшает выделение продуктов сальных и потовых желез, что способствует очищению кожи от загрязнений.

В конце умывания полезно ополаскивание кожи водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой. Холодная же вода нарушает нормальный отток выделения сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

Руки следует мыть после каждого посещения туалета, перед едой, после игры с домашними животными. Необходимо и умываться, и мыть руки, и выполнять другие гигиенические процедуры тщательно, добросовестно, не наспех.

После умывания или мытья рук кожу следует вытирать насухо, не оставляя мокрых участков, так как может происходить обветривание кожи с ее огрубением и образованием трещин.

В 14-16 лет у многих подростков появляются угри. Это побочный эффект, нечто вроде осложнения полового созревания. Сначала происходит закупорка выводного протока сальной железы, затем туда проникают болезнетворные микробы и вызывают воспаление.

При этом вокруг места закупорки выводного протока возникает уплотнение и покраснение. В последующем нередко происходит нагноение узелка. Порою образуются сливающиеся между собой воспаленные участки, на месте которых остаются разного размера рубцы.

Наиболее часто угри появляются на лице, а также груди и верхней части спины. Угри могут быть лишь кратковременным явлением, всего несколько месяцев, но могут протекать как настоящее заболевание кожи, захватывающее большие ее участки и вызывающее значительное ухудшение ее состояния, и продолжаться они могут иногда до 20—25 лет.

Профилактика угрей сводится к тщательному соблюдению чистоты и своевременному предотвращению закупорки протоков сальных желез, что достигается регулярным мытьем с мылом и массажем: сначала следует умыться горячей водой, затем сполоснуть лицо прохладной водой.

При тщательном соблюдении чистоты рук и кожи можно выдавливать сальные пробки, но нельзя выдавливать нагноившиеся участки, так как это может вести к расширению воспаленного участка кожи.

Наряду с местными средствами при угрях необходимы и общие. Обострению угрей способствуют, употребление в пищу пряных, острых продуктов, кофе, какао, крепкого чая, избыток в пище углеводов и жиров — всего этого следует избегать.

В подростковом и юношеском возрасте происходит усиление потоотделения. При этом пот нередко на какое-то время приобретает резкий и не очень приятный запах. Учитывая это, необходимо ежедневно мыть под мышками, а отрастающие волосы срезать, так как пот на них задерживается и затем разлагается.

Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют красивый блеск и являются естественным украшением человека. Важно сохранять их природные свойства, а по возможности и улучшать их. Средняя продолжительность, жизни волос – 3-4 года. Рост волос происходит со скоростью примерно 0,4 мм в сутки. На него влияет состояние центральной нервной системы, желез внутренней секреции.

К ухудшению состояния волос ведут хронические заболевания, недостаток некоторых витаминов. Главная процедура при уходе за волосами – их мытье. При значительном выделении секрета сальных желез кожей волосистой части головы волосы следует мыть каждые 5-6 дней, при недостаточном выделении этого секрета – реже, один раз в 10-12 дней.

Лучше всего использовать специальные жидкие моющие средства — шампуни, которые выпускают разного сорта – для нормальных, жирных и сухих волос. Следует испробовать несколько видов шампуня и подобрать для постоянного пользования тот, при котором волосы лучше промываются, не образуется перхоти и нет зуда кожи головы.

При плохой переносимости шампуней следует пользоваться детским мылом. Важно не пересушивать волосы за счет избыточного потребления моющего средства: достаточно один раз хорошо намылить их и смыть, а затем взять меньшее количество моющего средства, еще раз намылить и смыть через 2-3 мин.

После мытья волосы следует вытереть мягким полотенцем и досушивать при комнатной температуре: использование фена нередко приводит к пересушиванию и ломкости волос, расщеплению их концов.

Расчесывать волосы следует после того, как они полностью высохнут, иначе при длинных волосах во время этой процедуры много волос может оказаться вырванными. Расчесывать длинные волосы следует с концов, короткие – начиная от кожи. Расческа должна быть без острых зубьев, и лучше, если она металлическая: на пластмассовой скапливаются электрические заряды и волосы вследствие этого электризуются и хуже укладываются.

Расческа является предметом индивидуального пользования, и поэтому пользоваться чужой расческой не следует. Необходимо регулярно очищать ее от загрязнений одеколоном или раствором нашатырного спирта.

Длина волос должна быть такой, чтобы это не мешало хорошо за волосами ухаживать и делать красивые прически. Для женщин традиционной является прическа с длинными волосами, для мужчин – с короткими. Однако мода порою побуждает лиц мужского пола отращивать длинные волосы, а женского – коротко обрезать их.

Длина волос — дело вкуса, но важно, чтобы прическа шла человеку, в этом случае совершенно безразлично, какова длина волос.

Как во внешности человека, так и в его внутреннем мире более всего ценится индивидуальность и неповторимость. Именно из этого и следует исходить, а не из характера прически своих приятелей или подруг.

Для роста волос полезно по-разному укладывать их, менять прическу. Полезно также время от времени слегка обрезать концы волос, особенно если они начинают расщепляться. Вредно для волос ходить с непокрытой головой в холодную погоду: вследствие переохлаждения кожи происходит сужение поверхностных ее сосудов и питание волос, а, следовательно, и рост их при этом ухудшаются. Волосы не следует смазывать чем-либо, так как это ухудшает их рост и способствует скоплению пыли.

Примерно с 16-18 лет юношам приходится регулярно бриться. Наиболее гигиенично бритье электробритвой, так как оно меньше раздражает кожу. Необходимо постоянно следить за чистотой бритвы: после каждого бритья выдувать из нее сбритые волосы и периодически промывать бреющие части в одеколоне. Бриться электробритвой следует непосредственно перед умыванием, безопасной бритвой — после него.

Некоторое усиление роста волос на лице может быть и у девушек, конечно, далеко не в такой мере, как у юношей. Однако у девушек может появиться желание как-то избавиться от этих волос. При этом необходимо быть крайне осторожными: ни в коем случае не сбривать волосы – рост их от этого только усилится, и они сделаются толще и заметнее.

Единственно допустимое в домашних условиях средство – обесцвечивать волосы 3%-ным раствором пероксида водорода. В случае чрезмерного роста волос необходимо обратиться к специалистам-косметологам.

В личную гигиену входит и уход за ногтями. Здоровые ногти имеют выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску. При действии растворителей, применяемых для маникюра, ногти начинают желтеть и крошиться.

Функция ногтей – защита концов пальцев от травм, и в этой роли они полезны для человека. Но они могут стать и вредными, если их чрезмерно отращивать и не соблюдать чистоты: под ногтями может скапливаться огромное количество болезнетворных микробов и яйца глистов.

Ногти следует регулярно стричь. На руках это необходимо делать каждую неделю, на ногах – каждые 2-3 недели, ногти на ногах растут медленнее. Перед обрезанием ногтей следует подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде: при этом ногти размягчаются «и при обрезании не трескаются, поверхность среза получается ровной, и ноготь ни за что не цепляется.

Образующиеся порою возле ногтевого ложа заусенцы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать одеколоном для дезинфекции. Срез ногтя должен быть полукруглым: если ногти подрезать неправильно, острые края их могут врастать в кожу, вызывая боль и воспаление. Форма пальцев при этом ухудшается: они начинают напоминать лопатку.

Каждый человек должен иметь дома индивидуальное полотенце, а при себе расческу и носовой платок.

Содержащийся в чистоте носовой платок не только приучает к опрятности, но и способствует снижению числа инфекционных заболеваний, в первую очередь тех, что передаются воздушно-капельным путем — респираторные вирусные инфекции. При кашле, чихании, сморкани и мельчайшие капельки слюны и слизи с большой скоростью разлетаются на расстояние до 1,5-2 м.

Если при этом не закрывать рта и носа носовым платком, то они попадают в окружающий воздух и вдыхаются находящимися поблизости людьми, становясь источником их заражения.

Грязный носовой платок может быть скоплением болезнетворных микроорганизмов, и поэтому менять носовой платок следует 2-3 раза в неделю, а при насморке – соответственно потребности, чтобы он всегда был чистым.

Для обеззараживания носового платка необходимо с вечера замочить его в теплом растворе стирального порошка или соды, на следующий день простирать в мыльной теплой воде, а затем прокипятить, прополоскать, высушить и прогладить горячим утюгом.

Важное гигиеническое значение имеет уход за полостью рта. Он заключается, прежде всего, в полоскании рта теплой водой после каждого приема пищи – для удаления ее остатков, поскольку при их разложении выделяются вещества, способствующие разрушению зубов.

Для сохранения здоровья зубы необходимо беречь

Их следует чистить каждый день – утром или перед сном. Необходимы плавные движения зубной щетки вверх-вниз, а не справа-налево; чистить нужно не только передние зубы, но и боковые и наружную и внутреннюю их поверхность.

Полезнее использовать не зубной порошок из-за его абразивных свойств, а зубную пасту, которая содержит антисептические и антикариозные вещества, а также вещества, укрепляющие десны.

Следует учитывать, что многие импортные зубные пасты, обладая хорошим отбеливающим эффектом, неблагоприятно действуют на десны вследствие содержащихся в них химических средств.

Крайне вредно пытаться разгрызать орехи, а также чередовать горячую и холодную пищу: от этого портится зубная эмаль и зубы быстро разрушаются.

Дважды в год следует проводить профилактический осмотр полости рта у стоматолога.

Соблюдайте личную гигиену и будьте здоровы!

Поделись ЭТОЙ записью!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *