Яндекс радио

View more

Стриминговые сервисы давно заменили радио, музыкальные магазины, советы критиков и друзей. О новых записях любимых музыкантов и новых артистах, которые могут прийтись по душе, мы чаще узнаем из рекомендаций в приложении, чем из разговора с продавцом-гиком в любимой виниловой лавке.

В «Яндекс.Музыке», впрочем, считают, что в сфере музыкальных рекомендаций есть место и для алгоритмов, и для экспертов. Поэтому пользователи этого сервиса могут довериться «умным» плейлистам, призванным находить треки под их музыкальные вкусы, или слушать ежемесячные подборки от кураторов: критиков и диджеев, владельцев клубов и лейблов, авторов самых читаемых телеграм-каналов.

Мы поговорили с руководителем группы машинного обучения «Яндекс.Музыки» Андреем Михеевым и редактором Дианой Пашковской, которая возглавляет кураторскую программу на этом сервисе, о том, что алгоритмы «Яндекс.Музыки» знают о пользователях, как они влияют на наши музыкальные привычки и на всю индустрию и уступают ли они экспертам из плоти и крови.

Чем руководствуются рекомендательные алгоритмы «Яндекс.Музыки»?

Андрей: Во-первых, конечно, тем, что люди сами рассказывают нам о своих музыкальных вкусах. Например, при установке приложения или создании первого Плейлиста дня на сайте пользователю предлагается ответить на вопросы о любимых исполнителях и жанрах. Но это только вершина айсберга. Дальше алгоритмы обращают внимание на каждое прослушивание, лайк и дизлайк, пропуск трека. Так они узнают о ваших вкусах еще больше. Но музыкальные жанры – довольно расплывчатые категории, а у одного артиста могут быть очень разные альбомы и треки, этого недостаточно для хороших рекомендаций. Поэтому самая ценная информация для нашей формулы – какую музыку слушают люди со схожими предпочтениями.

Все пользователи сервиса совместными действиями обучают алгоритм.

Кроме того, у нас есть нейросети, которые классифицируют треки по настроению, занятиям, для которых они подходят, дают дополнительную информацию о жанре и поджанре.

Рекомендации «Яндекс.Музыки» вообще не следуют простым правилам вроде «грустные люди любят слушать грустную музыку, а рокеры любят рок». Это в некотором смысле магический процесс: у нас есть большое количество данных о пользователях и о музыке, есть талант и чутье программистов, которые обучают нашу формулу, а в остальном мы ей доверяемся, не пытаемся интерпретировать каждое решение.

View more

Что мне делать, если мне не нравятся мои рекомендации?

Андрей: Главное, не отчаиваться. Во-первых, оставляйте больше фидбека, лайкайте то, что нравится, и отмечайте то, что вам не заходит, не бойтесь пропускать треки – один скип не разлучит вас с исполнителем навсегда, разные действия пользователя учитываются в формуле с разным весом. Во-вторых, если в ваших рекомендациях появляется что-то совсем странное, проверьте, не могли ли вы по молодости залайкать, например, шансон. Наконец, помните, что ваша музыка – это ваша музыка.

Если вы хотите сэкономить на подписке и поделиться ей с друзьями и родителями, не удивляйтесь, когда в ваших рекомендациях появится советская эстрада.

Зачем на «Яндекс.Музыке» появились кураторские плейлисты?

Диана: Изначально они появились из нашей уверенности, что все еще есть люди, которые больше доверяют эмоциям, а не алгоритмам. Если у меня есть друг, который слушает много разной музыки и рекомендует мне какую-то запись, я с большой вероятностью доверюсь его мнению и дам ей шанс, даже если это не на 100% моя музыка. Наши кураторы – такие друзья-энтузиасты, которым всегда есть что посоветовать.

Андрей: Кураторские плейлисты – хороший способ разнообразить свою музыкальную историю. Когда пользователь слушает плейлист, в котором есть незнакомые ему артисты и жанры, мы получаем информацию о том, как он относится к разным областям музыки, и улучшаем рекомендации. Кроме того, в кураторском плейлисте могут оказаться новые интересные, но еще не попавшие во внимание алгоритмов треки. Таким образом, они получают большую аудиторию, а мы – информацию о том, каким пользователям они больше нравятся.

View more

Значит, сами по себе алгоритмы дают однообразные рекомендации?

Андрей: И да, и нет. С одной стороны, мы стараемся встраивать элемент случайности в рекомендации, чтобы пользователь не замыкался в своем музыкальном пузыре. Например, у нас есть правила о том, как часто в Плейлисте дня могут повторяться одни и те же треки или один артист. Но делать большие прыжки в сторону нам тоже опасно. Если мы будем подбрасывать пользователю слишком непривычные для него треки, он решит, что не готов к таким экспериментам, и перестанет нам доверять.

Выбор остается за слушателем. Если ему становится скучно, от него нужны активные действия. Рекомендации – процесс сотворчества алгоритмов, тех, кто их обучает, и тех, кто ими пользуется.

Диана: Общаясь с друзьями, я, например, заметила, что люди лайкают понравившиеся им треки, но ничего не делают, когда песня не нравится.

Если вы хотите видеть больше разнообразной музыки в рекомендациях, реагируйте на то, что слушаете.

Не мешают ли алгоритмы пробиваться молодым и малоизвестным артистам?

Андрей: Мне кажется, что персональные рекомендации в этом отношении более лояльны к молодым и менее известным исполнителям, чем, например, чарты и радио. В наших плейлистах действительно много известной и проверенной музыки, но если пользователи, похожие на тебя по музыкальным вкусам, начинают слушать неизвестного артиста, он с хорошей вероятностью прорастет и в твой персональный Плейлист дня. Пусть его послушают всего сто человек и еще сотне он попадет в рекомендации, но этот исполнитель найдет свою нишевую группу слушателей – в отличие от радио, где ему скажут: «Извини, мы не можем выделить тебе полторы секунды эфира, чтобы тебя услышали потенциальные фанаты».

View more

Если всю музыку слушателю приносит алгоритм и упаковывает ее в плейлист, не обезличивает ли это ее? Не сливаются ли альбомы и песни в один музыкальный поток?

Андрей: Мы не видим, чтобы музыка для пользователей превращалась в поток, очень многие переходят на страницы альбомов и музыкантов в приложении и на сайте. Это опять же вопрос выбора. Если пользователь не хочет углубляться в музыкальные жанры и запоминать имена артистов – прекрасно; если он занимает активную позицию и интересуется – у него всегда есть возможность остановить трек, зайти на страницу его автора и получить больше его композиций в будущем.

Диана: Этот вопрос нужно рассматривать и с точки зрения самих музыкантов. Часто в погоне за прослушиваниями и популярностью артисты занимаются подменой понятий. Какой-нибудь известный хип-хоп-артист для того, чтобы удерживать аудиторию, может начать забегать на территорию соседних жанров и делать, к примеру, дэнсхолл, называя его при этом танцевальным хип-хопом (дэнсхол — отдельный самостоятельный жанр, но чего не сделаешь ради высоких продаж). Так в головах слушателей появляется жанровая путаница. Границы между типами музыки в современном мире размываются не только по вине музыкальных сервисов.

View more

Помогают ли кураторы ориентироваться в мире стертых жанровых границ?

Диана: Наша кураторская программа в том числе нацелена развить музыкальное чутье у слушателей. Мы стараемся представить существенную часть музыкального спектра. К примеру, среди кураторов есть лейбл Hyperboloid Records, который отвечает за сложную электронную музыку, или «Функции Фанка» Анатолия Айса, который подбирает олдскульный фанк и соул. Под гордым именем «куратор «Яндекс.Музыки» мы собираем людей, которые действительно живут и дышат музыкой. Поэтому среди них встречаются и известные лишь в узких кругах знатоки, и ребята из крупных медиа, которые могут в одном плейлисте рядом с неизвестной австралийской группой поставить американского поп-певца.

View more

И все же будущее музыкальных рекомендаций за людьми или за алгоритмами?

Диана: Каждый волен потреблять контент так, как ему удобно. В один день вы можете захотеть послушать альбом, порекомендованный другом, а на следующий решить, что таких рекомендаций вам больше не надо, и довериться искусственному интеллекту.

Андрей: Помните, в фильме «Москва слезам не верит» была фраза: «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Конечно, такого не произошло. То же и с музыкальными рекомендациями. Новые форматы появляются, но старые не отмирают. Как бы сильно ни развивались технологии, люди все равно любят хендмейд. Алгоритмы будут выдавать все более продвинутые рекомендации, учитывать, например, настроение пользователя и погоду на улице, и все равно останутся люди, которые будут ценить подборки, в которые вложил душу живой человек.

Вероятно, вам также будет интересно:

Как Woodstock в 1969 году стал символом поколения «секса, наркотиков и рок-н-ролла»?

Thomas Mraz: «Хочу быть первым артистом, который выступит на другой планете»

Как работают нейросети?

Фото: giphy

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

«Европейская медиагруппа» (ЕМГ), управляющая в том числе «Европой Плюс», «Дорожным радио» и «Ретро FM», потребовала у «Яндекса» прекратить использование своих брендов в новом сервисе «Яндекс.Радио». По мнению радиохолдинга, интернет-компания использует имидж существующих эфирных станций для наращивания трафика. В «Яндексе» возражают, что названия станций нужны лишь для того, чтобы помочь пользователям «сориентироваться».

«Мы крайне удивлены тем фактом, что на сервисе «Яндекс.Радио” без нашего согласия используются наименования наших радиостанций»,— сообщила «Ъ” президент ЕМГ Екатерина Тихомирова. Речь идет о новом музыкальном сервисе «Яндекса», запущенном 4 июня. «Яндекс.Радио» предоставляет интернет-пользователям доступ к более 100 станций, среди которых есть «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и «Радио Рекорд». Эфирными радиостанциями с такими же названиями управляет ЕМГ.

Как сообщал ранее «Ъ”, сервис уже доступен в интернете и позволяет слушать песни из фонотеки в более 20 млн треков. Помимо десктопной radio.yandex.ru, есть версии «Яндекс.Радио» для мобильных устройств на базе iOS и Android. Зарабатывать «Яндекс» намерен на аудиорекламе. «Тонкий таргетинг и другие инструменты интернет-рекламы, доступные в «Яндекс.Радио”, позволяют рекламодателям обращаться напрямую к целевой аудитории и составлять точные отчеты о рекламных кампаниях»,— сообщила компания.

«Мы считаем, что при таком позиционировании плейлистов сервиса у пользователей может сложиться ошибочное впечатление об участии в данном проекте «Европы Плюс”, а также о том, что эти композиции соответствуют формату «Европы Плюс” и их можно услышать в эфире радиостанции. Однако при прослушивании как радиостанции, так и ее «аналога” на сервисе, становится очевидным, что музыка на сервисе не соответствует плейлисту станции. По сути, сервис использует наши бренды и нашу многолетнюю работу по формированию их имиджа в собственных маркетинговых целях»,— заявила Екатерина Тихомирова. По ее словам, «Европа Плюс» «инвестировала десятки миллионов», чтобы ассоциироваться с определенной музыкой, «аналогичная ситуация и с другими радиостанциями». Таким образом, сервис «Яндекса», по ее мнению, «без каких-либо затрат для своей стороны использует имидж брендов ЕМГ для привлечения пользователей, то есть наращивания трафика». «Считаем эту ситуацию недопустимой, обращаемся в «Яндекс” с требованием прекратить использование наших брендов в сервисе. Рассчитываем на то, что свою маркетинговую стратегию «Яндекс” будет реализовывать цивилизованно, не используя в своих целях результаты нашего труда»,— резюмировала госпожа Тихомирова.

В «Яндексе» «Ъ” сообщили, через «Яндекс.Радио» не осуществляется трансляции или ретрансляции радиоэфира каких-либо радиостанций. «Для формирования плейлистов используется множество критериев, в том числе стилистические или жанровые особенности той или иной композиции, а также открытая информация о ротации тех или иных композиций на радиостанциях»,— указывают в компании. Названия радиостанций, как и любая другая подкатегория, например «поп» или «рок», «грустное» или «летнее» настроение, указаны, чтобы пользователю было легче сориентироваться и выбрать тип музыки, который ему нравится или подходит к определенному моменту, подчеркнул представитель «Яндекса».

Павел Белавин, Владислав Новый

Как «Яндекс» добавил себе премиальности

В апреле «Яндекс» интегрировал в свою рекламную сеть технологическую платформу для управления интернет-рекламой Adfox, купленную в сентябре прошлого года. Рекламодателям это позволит получать дополнительный доход, а «Яндексу» — нарастить преимущество перед остальными участниками рынка.

​ ​ ​

Новинка от компании «Яндекс» использует технологии умных рекомендаций Disco для создания персонализированных тематических плейлистов. Сервис бесплатен и доступен как в веб-версии, так и в формате мобильного приложения.

Компания ориентировалась на американский рынок сервисов стриминга музыки, бесспорный лидер которого — персонализированный и «радийный» Pandora. Вспоминается также и новинка от компании Spotify, которая в зависимости от времени суток, музыкальных вкусов и обстоятельств составляет для вас плейлисты.

При создании «Яндекс.Радио» разработчики использовали технологию умных рекомендаций Disco, которая отвечает за соответствие треков вашим вкусам. Она учитывает действия (факты прослушивания или пропуска треков, оценку «нравится» и «не нравится»), составляет картину музыкальных предпочтений и, сверяясь с ней, определяет, какую музыку пускать в эфир станции.

Просто слушайте музыку, которая нравится, и пропускайте треки, которые пришлись не по душе, и очень скоро система поймёт, что вы любите. Пока что «Яндекс.Радио» работает только в России.

Приложения уже доступны для бесплатного скачивания в App Store и Google Play, а для десктопа разработчики создали полноценную веб-версию. Новинка время от времени воспроизводит рекламу, но если у вас оформлена подписка на «Яндекс.Музыку», то этого не случится.

Яндекс.Радио

Загрузить QR-Code

Разработчик: Yandex LLC
Цена: Бесплатно

Загрузить QR-Code

Разработчик: Yandex Apps
Цена: Бесплатно

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *