Выражать эмоции

Справиться с этой задачей поможет дневник. Формулируя чувства на бумаге, вы одновременно пропускаете их через сознание и освобождаете, чтобы не копились внутри.

«Следующий шаг — внутренний диалог о чувствах, — объясняет Виллем Кайкен, руководитель психологического центра в Эксетере (Великобритания). — Часто мы даем чувствам логически неверную оценку, она заводит нас в тупик. Определите, что выбило вас из колеи, и смело меняйте формулировку. Например, типичная для автомобилистов ситуация: вас подрезали. Вы напуганы, разозлены.

Злость контролировать сложнее всего. Она запускается, когда мы чувствуем угрозу своему здоровью, самооценке, достоинству. Попробуйте поменять ход своих мыслей, замените: «Кто так водит? Он же мог меня убить…» на: «Может быть, он просто меня не заметил или слишком нервничает сегодня. В конце концов, все обошлось, никто не пострадал».

Прожить и повзрослеть

Каждое чувство имеет причину, смысл и чему-то нас учит. Психоаналитики называют эту обучающую функцию «структурированием психики». Когда человек обнаруживает, что какая-то из его потребностей не может быть удовлетворена, он испытывает не только злость, но и грусть. Именно она позволяет осознать, что в жизни господствует не принцип удовольствия, а принцип реальности, что границы есть и у тебя, и у людей вокруг.

Разочарование и печаль, когда мы не можем получать желаемое, учат нас уважать выбор другого человека и находить опору внутри себя. Это необходимый этап взросления, который часто игнорируется стремлением во всем видеть только хорошее и избегать негативных переживаний.

Научитесь принимать себя в разном настроении. Невозможно всегда быть жизнерадостным — периоды грусти, разочарования, крушения надежд свойственны каждому из нас. Помимо того что они делают нашу жизнь разнообразнее, они представляют собой бесценный опыт внутреннего взросления и переосмысления жизни. Поэтому если вы задаетесь вопросом, что делать с чувствами, позвольте им для начала просто быть.

Упражнения по актерскому мастерству

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЖИССЕРЫ

Предложите вашей команде за 15-30 минутсочинить и поставить спектакль, текст которого состоит всего из четырехстрочек. Например:

Однажды в студеную, зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

или

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Можно взять любые другие известныечетверостишия.

Поставить спектакль-импровизацию силамитворческой группы по жребию следует в жанрах оперы, оперетты, цирка, фильмаужасов, мюзикла, драмы, мелодрамы, комедии, детектива, документального кино,эстрады и т. д. Может получиться интересный и смешной спектакль.

======================

ЗЕРКАЛО

Когда на сцене много актеров, возникаетнеобходимость работы «командой»: выработка чувства общего ритма итемпа, взаимопомощи, воспроизводства слов, вызывающих в других чувства эмоции.Это то, что часто называют «химией». Некоторые театральные труппывладеют ее секретом, другие — нет. Можно ли натренировать актеров в этомнаправлении?

Одно из упражнений, могущих нам помочь,называется «Зеркало». Разделите свою команду на пары. Пусть встанутлицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикойпоказывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется,накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действиялидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, еслилидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съемке, облегчаявторому участнику возможность их повторения. Когда все пары достигнутопределенного успеха, следует указание поменяться ролями. И лидерство переходитк другому.

Упражнение станет целесообразным тогда,когда лидерство будет переходить без команды извне тогда, когда сами участникипочувствуют, что цель упражнения достигнута, и они могут поменяться ролями. Этостимулирует распределение функций актеров в диалоге и дает возможностьсконцентрировать творческие усилия.

========================

КАМЕРА ВИДИТ ВСЕ!

Видеть себя в видеозаписи – ужасноепотрясение. Все мы естественно хотели бы видеть, как выглядим на самом деле,итак нам хочется посмотреть на себя со стороны. Но часто реальность приводитнас в состояние шока. Многие актеры заблуждаются, считая, что они способныотлично передавать чужие мысли. Другие же наоборот недооценивают себя. Правданаходится где-то посередине и ее лучше всего понять через видеозапись.Используйте видео не только для записи спектаклей, но и во время репетиций.Возьмите какой-нибудь любимый вами сценарий и снимайте труппу во время читкиролей. Дайте им коротенькие отрывки, чтобы они смогли сразу же их запомнить.Затем прокрутите пленку и прокомментируйте для каждого, что у него получилось,а в чем он должен продолжать совершенствоваться. Некоторых это напугает, нодобрая доля реальности принесет всем пользу.

========================

ИГРА НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Лучший способ помочь людям улучшить ихактерские способности – заставить их почувствовать себя свободно вовсевозможных импровизированных ситуациях. Актеры не всегда должны полагатьсялишь на слова заранее написанного сценария, они должны импровизировать своисобственные строки. И когда они это делают, возникает высокая вероятность того,что их строки будут мотивированы их собственными реальными мыслями. Ирезультатом станет воспроизводство естественно звучащих строк, что само по себеявляется ключом к актерскому мастерству. Мы называем это «вести интеллектуальнуюигру».

Существует много разновидностейимпровизаций, советуем вам попробовать следующий вариант.

Заставьте двух актеров (по желанию)вообразить себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди вгостинице на регистрацию, в парке и т.п. Задайте им тему и пусть начинаютимпровизировать. Попросите остальных членов труппы внимательно следить заактерами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могутсказать – «Вмешиваюсь!». В этот момент двое играющих сценку должны замереть.Вмешивающийся либо становится дополнительным действующим лицом, либо замещаетсобой любого из актеров по выбору. Он либо начинает сцену заново, используя туже тему, либо абсолютно изменяет ее, ценность (и юмор) данного поступказаключается в приобретении способности приспосабливаться друг к другу ивоспроизводить естественно звучащие строки. Побуждайте ваших актеров быть какможно более естественными.

==============================

ПЕРЕМЕНЫ ХАМЕЛЕОНА

Были ли вы когда-нибудь в ситуации: у васмасса людей, несколько ролей и вы не уверены кому, какую отдать? Вот способ,дающий возможность любому испытать себя, свои способности в подборе различныхролей – и возможность одновременно развлечься. Сделать столько копий пьесы,сколько в ней ролей. Напишите имя героя большими буквами на каждой копии.Теперь наугад раздайте роли и попросите начать чтение ролей, вне зависимости оттого, какое имя написано сверху на копии. Не обращайте внимания кому досталасьроль: женщине или мужчине, старому или молодому. Пусть читают. Каждую минутуподавайте команду «Перемена!». При этом все передают копии налево и участникиначинают читать новые роли. Это не только стимулирует развитие характера(роли), но позволяет вам испытывать людей в ролях, которые при обычныхобстоятельствах им не доступны. И каждый выигрывает.

==========================

Упражнения — дикция, интонация, голос

ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение,известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющимиобстоятельствами, например:

если бы у него болел зуб

попала соринка в глаз

жали бы туфли

был пирожок во рту

хотелось бы в туалет

Можно также представить такие ситуации:

поездка в переполненном транспорте

под звуки вальса в парке

когда рядом плачет ребенок и актер хочетего развеселить

Как бы эти внешние условия влияли нахарактер разговора?

=====================================

ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что онстал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различнымиинтонациями. Предложите это сделать вашим актерам.

Эта фраза может быть произнесена сразличными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным,ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным,доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным,насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным,просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу,произносят фразу: «Иди сюда!» (или любую другую) с различнойинтонацией.

===================================

УСТАНОВИТЕ ШКАЛУ ЭМОЦИЙ

Одна из самых трудных для режиссера задач- установить равновесие между эмоциональным уровнем актера и пафосом,произносимого им текста. Начинающие актеры обычно недостаточно эмоциональны,более опытные часто переигрывают. Усложняет проблему и отсутствие объективныхстандартов при оценке, вы можете сказать «более выразительно» или»менее выразительно», но насколько?

Попытайтесь создать свою шкалу оценкиговорить: «Здесь нежно более сильное проявление гнева», скажите:»Ты выдаешь гнев на 5, а нам надо 7 или 8″. Поскольку процесс пойдетпо нарастающей, скажите «Это была только 6, а нам по-прежнему нужно, покрайней мере, 7».

Это поможет процессу режиссуры, ибо уактеров будет четкое понимание уровня выражения эмоций. Естественно, еще дотого, как человек научиться выражать свои чувства на уровне 7, или 8, ему нужнодать возможность испытать себя и на 10. всегда легче пятиться назад, чем ползтивперед. И не обойтись над этим даже посмеяться!

===================================

СТРОКИ В СИСТЕМЕ СТЕРЕО

Нередко среди актеров — любителейвстречаются люди, испытывающие неловкость при выражении эмоций. Строки, имипроизносимые звучат невыразительно и неубедительно. Даже когда вы постояннонапоминаете им о необходимости более яркой демонстрации чувств персонажа, ихигра по выразительности мало отличается от объявления стюардессы онеобходимости пристегнуть ремни при взлете.

Безнадежный случай? Скорее всего, нет. Этопроисходит не потому, что они недостаточно эмоциональны, а возможно оттого, чтостесняются демонстрировать чувства. Они боятся выглядеть невыразительными.Попытайтесь применить упражнение под названием «Строки в системестерео». Попросите актера, который не испытывает затруднений прочитатьтекст одновременно с исполнителем. И тогда эти двое получат возможностьэксперимента в выражении эмоций, не оставаясь при этом в одиночестве. Ведьдуэтом петь легче, чем солировать, а квартетом и того легче. Возможно, чтоиногда придется устраивать читку втроем или вчетвером.

Вы, как режиссер, должны всячески поощрятьлюбую инициативу и не забывайте при этом веселиться. После того, как актерырасслабятся, им будет легче читать в одиночку. Это прекрасный способ датьвозможность более опытным актерам подбодрить начинающих.

============================

КАК ПРОИЗНОСИТЬ СМЕШНЫЕ СТРОКИ

В конце концов, когда вы достиглисовершенства в игре, могут возникнуть и смешные моменты. Смешное это всегдахорошо. Но то, как смех может помешать пониманию текста пьесы, требует вашеговнимания. Неопытные актеры продолжают свою роль, когда публика все еще смеетсянад какой-нибудь шуткой. В результате дальнейший текст оказываетсяневоспринятым зрителями. Если вы не будете выдерживать паузы во время смеха, выневольно приучите зрителей вообще не смеяться. Они будут бояться пропуститьслова. Но не затягивать паузу. Чтобы не потерять темпа, дайте реакции достичьее пика, но продолжайте еще до того, как смех окончательно утихнет.Попрактикуйтесь на репетициях, разражаясь смехом в тот момент, когда актерыменьше всего его ожидают. Это упражнение приучит их выдерживать паузу и навыкэто должен стать автоматическим.

==============================

СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!

Одна из наиболее общих ошибок унепрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумениегромко воспроизводить слова. Это огорчает всех. Вы должны воспроизвестивеликолепно написанные слова, но зрители, исключая тех, кто прекрасно умеет»читать по губам», совершенно не понимает, о чем говорит актер. Эту ошибкулегко допустить при постановке пьесы, если режиссер руководит актерами сблизкого расстояния. Попытайтесь разместить своих помощников в разных местахзрительного зала и начинайте декламировать поначалу что-нибудь знакомое, азатем и строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они неслышат строк, кричат «стоп!». Напомните, что в незаполненном зрительном залезвук слышен более отчетливо, в то время как люди «поглощают» звук, и поэтому доних все должно доходить очень отчетливо. Это упражнение даст всем возможностьнаучиться правильно, произносить текст пьесы. Если вы сами не слишком сильны вдекламации, пригласите руководителя хора и даст вам 10-минутный урок. Никогдане позволяйте великолепным текстам не быть услышанными зрителями.

===================================

СКОРОГОВОРКИ-2

Сев в такси, спросила такса:

за проезд какая такса?

А таксист ответил так:

возим такс мы просто так.

Во лесу лозу вяжу, на возу лозу везу.

Коза лозу не лежи — накажу!

На мели мы лениво ловили налима.

На мели мы лениво ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

но туманы лимана манили меня.

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул:»Цыц!»

Пекарь Петр пек пироги.

Говорит попугай попугаю: «Я тебяпопугай, попугаю!»

Попугаю в ответ попугай: «попугай,попробуй, попугай!»

Сыворотка из-под простокваши.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

Проворонила ворона вороненка.

Около кола колокола.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Ложечка моя желобоковыгибистая, да спереповыподвертом.

Мышки сушек насушили, Мышки кошекпригласили.

Рима рано чистит рану, рядом Рома моетраму.

Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.

Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

Корабли лавировали, лавировали, да невылавировали.

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Шли три попа, три Прокопья попа, триПрокопьевича.

Говорили про попа, про Прокопья про попа,про Прокопьевича.

Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

Осип орет, Архип не отстает — кто когопереорет. Осип осип, Архип охрип.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

Идет коза с босым козлом,

Идет коза с косым козлом.

Добр бобр для бобрят.

Это ты Илья, или я Илья?

Сиреневенькая глазовыколупывательница сполувыломаными ножками.

Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме,дольку — Дине.

Повар Петр и повар Павел,

Петр пек, а Павел парил,

Парил Павел, Петр пек,

Повар Петр и повар Павел.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

скороговорки предоставлены сайтомhttp://www.jesus4u2.org/russian/resursi.html

===================================

ИМИТАТОРЫ

Суть этого упражнения очень простая -актеры по очереди должны произнести какую-нибудь фразу, например: В лесуродилась елочка», но используя различную интонацию. Например, можнопроизнести эту фразу: давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонным голосомробота из фантастического фильма, в стиле известного политика, удивлённо,испуганно, рассерженно и т.п. Варианты не должны повторяться.

=====================================

РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяякаждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:

И

А

О

У

Ы

После этого рекомендуется занятьсяскороговорками

=========================================

7. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова простотак, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использоватьфундук.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочкимои.

Мама мыла Милу мылом.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка была губа, была тупа

Купи кипу пик (3 раза)

Однажды галок поп, пугая

В саду увидел попугая

И говорит тот попугай:

Пугай та галок, поп, пугай.

Но, галок поп, в саду пугая,

Не напугай ты попугая.

Петр – повар, Павел – повар (3 раза)

Во дворе трава, на траве дрова

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Пришел Прокоп – кипит укроп

Ушел прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоковски.

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол переколоколвать –перевыколоколовать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Оделкукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

=====================================

ГРУЗИНСКИЙ ХОР

Это упражнение на развитие дыхания. Всягруппа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономнорасходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, незатухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е»,»о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

=======================================

ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель вресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.

Представьте себе бал в каком-нибудьграфском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель.Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом:кто-кто это там пришел?

Теперь о самой игре. Выберете несколькодлинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ

ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?)

И т.д.

Станьте в круг и по очереди произноситеодно имя.

Вот несколько правил, как это делать:

Не надо разделять слово. Оно должнозвучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам — смешно,потому что «ам»!)

Не выделяйте одни гласные больше других,не надо делать сильного ударения

Не глотайте и не растягивайте окончания ибуквы под ударением.

==========================================

ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите,где делать паузы, где ударение на слове.

Как правило, слово запоминается лучшевсего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всегозапоминаются слова, которые идут после паузы.

Лучше всего об этом узнать в следующемразделе — художественное чтение.

========================================

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим такназываемое художественное чтение. Т.е. берем место из Писания, я его выбираюзаранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как…

1. Допустим, место чтения взято изнагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно тыиграешь Иисуса. Т.е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства,которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение,заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если унего не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется.Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный,правильный курс моим людям. Т.е. от них требуется не простое монотонное чтение,а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манеройи дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать,а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей,показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же,разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошулюдей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. ониуже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромныеразницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос,но чтоб все было четко слышно!

3. «Суетливое чтение». Это когдачеловек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. прощеговоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкогопроизношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хотьиногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться впоиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения,вставляя свои слова типа: «так, ну это я уже читал!» или » так,это уже было!» или «угу!». Можно во все время чтения водитьпальцем по книге.

4. «Голос сострадания, скорби,печали». Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляетбудущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова.Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильнолюбит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Оченьсложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голоспечаль, скорбь. Т.е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить,донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всехслушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человекаполучилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что ямного требую от своих людей.

5. «Голос Дьявола». Несмотря навсю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не толькоорать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть,которую испытывает дьявол к нам, людям. Т.е. все должны поверить читающему!

5 а. Голос Дьявола может быть не толькогромким и злым. Он может быть и лукавым и хитрым. Идеальное место для чтения -сцены искушения Христа в пустыне.

В общем, и так далее в таком стиле: голосУныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумыватьтеперь сами.

У меня на такие упражнения уходит первыхполчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развиваетуровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не таквсе быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, поройбывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на»скамейке запасных». Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесьравноценного развития всех членов.

И еще, если видите, что у человека хорошополучается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец.Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильноразвитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди ужеподготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужногоголоса актеру!

==============================================

ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами.Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди.Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом,как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграетев школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, комучитать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Ещесовет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу ичитайте «вверх ногами». При этой игре-упражнении вы тренируете не только своиголосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образребенка).

===================================

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять походу чтения все то, что написано.

Твердо запомни, что прежде, чем словоначать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка.

И при этом низ живота подобрать, опорудыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны бытьнеподвижны, в покое.

Каждую строчку стихов говорить на одномвыдыханье.

И проследи, чтобы грудь не зажималась втечение речи,

Так как при выдохе движется только однадиафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши спереходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в тоже время

Воздух сдержи на мгновенье, затем ужечтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышанобыло.

Помни о дикции ясной и чистой на звукахсогласных.

Рот не ленись открывать, чтоб для голосапуть был свободен.

Голоса звук не глуши придыхательнымтусклым оттенком.

Голос и в тихом звучании должен хранитьметалличность.

Прежде, чем брать упражненье на темп,высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность,устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде недрожал, не качался.

Выдох веди экономно, с расчетом на целуюстрочку.

Собранность, звонкость, полетность,устойчивость, плавность –

Вот, что внимательным слухом сначала ищи вупражненье.

====================================

Жестикуляция рук и пластика тела

ИСКУССТВО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ ПРИ»ТЕАТРАЛЬНОЙ ЧИТКЕ»

Поскольку при «читке» нетвозможности пользоваться декорациями или реквизитом, остается лишь то, чтосоставляет технику актера: зрительный контакт, контролирование голоса ижестикуляция — все это возместит утраты. Но как возможно жестикулировать причитке, когда твои руки заняты текстом?

1) Заучите текст. Участие в читке — вовсене оправдание для невыученного текста конечно, когда вы забываете слова, томожно подсмотреть. Но, когда вы заглядываете в текст, вы лишаете себявозможности действия. Если вы привязаны тексту, то страдают ваши способностизрительного контакта и жестикуляции. Почему? Да потому, что сценарий — лучшийреквизит для жестикуляции. Если же вы читает строки, то больше никак не можетеего использовать.

2) Используйте папку с текстом (сценарий)как удобный реквизит. Будьте в этом творцом. Хотя это только черная папка, выудивитесь, как много вариантов ее использования. Если «идет дождь»,можно держать ее над головой, как зонтик. Ее можно также использовать какписьменный стол, календарь или книгу, Библию, королевский указ, словарь, далюбое читаемое средство. Вы можете проиллюстрировать свое расстройство, хлопнувсебя по колену или голове. Она может стать подносом официанта или тарелкой, скоторой едят. Придумайте для нее другие функции.

3) Пользуйтесь свободной рукой для другихжестов. Я обычно не планирую свои жесты. Трудно сделать их естественными, еслиони заранее запланированы. Но в нормальной жизни люди жестикулируют, чтобысделать свои поступки более выразительными. В театре вы можете сохранить всесвои жесты и даже слегка их акцентировать. В зависимости от веса вашей папки сосценарием вы можете закрыть ее и положить на колено, чтобы иметь возможностьжестикулировать свободной рукой. Если вы поступите именно так, то пальцемзаложите нужное место, так чтобы вы легко могли ее открыть при необходимости.Зрители должны видеть, что вы используете ее не только, как реквизит, но такжеи по прямому назначению. Это невольно напоминает им, что они являютсясоучастниками акта творчества. Сверхзадача состоит в том, что вы не должныпозволить сценарию мешать вам. Участники читки должны свободно владеть текстом,так, чтобы сценарий стал естественной частью театрального действа. Умелаяжестикуляция должна не выделяться в этом действе, а способствовать выполнениюсверхзадачи.

В процессе подготовки спектакля читкапоглощает столько же времени, сколько традиционное действо. К тому моменту,когда вы овладеете мастерством зрительного контакта, перемен и жестикуляции, выне сэкономите репетиционного времени. Мастерство приходит с опытом, и высможете искусно вплести приобретенный опыт в сферу общения с людьми.

=========================

УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сценежелательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо,поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперьподнимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны заброситьтяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесьв таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразурасслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, алидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждомучеловеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (онадолжна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, торезультат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужнобрать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушносгибаться, ступня волочится по полу. Повторите это упражнение 3-5 раз. Оноочень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплоходелать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть этовойдет в привычку актеров.

=============================

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

Что такое невербальные символы? Этопроизвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощикоторых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукойозначает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен,что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнитьнаибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование насцене поможет вам играть в пантомиме.

Можно даже сделать это в виде игры. Все поочереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока невспомнят все, что можно.

=================================

ИГРА В ЖЕСТЫ

В эту игру играют 7-15 человек. Каждыйигрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показатьрожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Онпоказывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которогопоказали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест.Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

===================================

ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека.Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Перваякоманда загадывает какое-нибудь слово, например, «ученик». Затем онивызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему этозагаданное слово. Задача этого игрока — в пантомиме изобразить это слово длясвоей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданноеслово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу?На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никакихслов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

======================================

КРАСИМ ЗАБОР

Это упражнение на развитие пластики рук.Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка – это ваша кистьруки).

Пускает волны через плечо (волна должнабыть плавной).

Трогает невидимую стену (ладони должны какбудто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по»стене»).

Гребет на веслах.

Перетягивает невидимый канат (при этом всягруппа разбивается на две части).

=======================================

СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы налисточке раздается задание изобразить следующее:

Собираешь велосипед по частям

Устанавливаешь все четыре колеса налегковую машину

Собираешь по частям самолет

Собираешь по частям вертолет

Делаешь из досок лодку с веслами

Собираешь по частям другую технику(придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает)

Делать это упражнение нужно так. Когдаберешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками),чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера.А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

=================================================

ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все актерытеатральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужноизобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должныглавным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующихживотных:

Хомячка (изобразите, как он выскальзываету вас из рук, бегает по плечу и т.д.)

Кошку

Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)

Слона

Жирафа

Задача всей группы – угадать животное.

==============================================

ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Когда профессионал исполняет этумини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйтесами.

Итак, нужно сделать следующее:

Подойти к клетке (все предметывоображаемые, в том числе и попугай)

Ощупать ее руками

Взять и переставить на другое место

Подразнить попугая

Найти дверцу и открыть ее

Насыпать зернышек в ладонь и покормитьптицу

Погладить попугая (после этого он васдолжен укусить)

Одернуть руку

Закрыть побыстрее клетку

Помахать угрожающе пальцем

Переставить клетку в другое место.

Задачи игры.

  • Познакомить учащихся с основными эмоциями.
  • Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
  • Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата

Предполагаемый психологический результат.

Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Описание сюжетной канвы.

Учащиеся путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях. Разработан «Маршрут движения”, на котором отмечаются места пребывания.

Игровой результат.

Приобретение «багажа” – впечатлений, знаний о собственном мире эмоций и чувств. «Багаж” наглядно выражен в работах учащихся и представлен на «Вернисаже”.

Тип сюжета. Реальный.

Время на игру и на обсуждение. 1.5–2 ч.

Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы. До 20 человек.

Возможно продолжение игры в деятельности психолога в рамках уроков психологии, тренинговых занятий, в деятельности педагогов – цикл классных часов «Учитесь властвовать собой”.

Материалы, необходимые для проведения игры.

Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей.

«Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица «Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.

Ход игры

I. Погружение в игру. 5 мин.

Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. «Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!

Итак, в добрый путь!

II. Начало путешествия. 10 мин.

1. Упражнение «Приветствие”.

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово «эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает » потрясаю, волную”.
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

3. Конкурс «Знатоки чувств”.

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

III. Прибытие на первую станцию «Мимика человека”. 10 мин.

1. А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

2. Упражнение «Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?
  • Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

    Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.

    Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

    3. Упражнение. «Понимаете ли вы язык мимики?”

    Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. (Работа с таблицей чувств, представленной в виде компьютерной Презентации).

    4. Игра «Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).

    На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    IV. В пути. 10 мин.

    1. Упражнение. Изображение эмоций.

    Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении, а затем те эмоции, которые мешают вам общаться.

    2. Упражнение «Волшебный магазин”.

    Инструкция: «Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.

    Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.

    Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.

    Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

    Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.

    Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

    Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

    Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

    V. Прибытие на вторую станцию «Артистическая”. 10 мин.

    1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

    Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

    Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).

    Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: «Ничего себе!”, «Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

    И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

    Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

    2. Разыгрывание этюдов.

    Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

    Фокус (этюд на выражение удивления).

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Золушка (этюд на выражение печали).

    Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

    В лесу (внимание – страх – радость).

    Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).

    VI. В пути. 15 мин.

    А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

    а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства переживали другие учащиеся класса?

    б) Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации).

    в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

    VII. Прибытие на третью станцию «Командная”. 10 мин.

    Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый).

    Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.

    Работа по командам – 4 команды.

    Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство «радость”.

    Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.

    Каждая команда демонстрирует свой шедевр.

    Инструкция: «Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: «Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.

    VIII. В пути. 5 мин.

    Упражнение: «Букет приятных событий”, «Ромашка”.

    А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

    На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

    В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).

    Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.

    IX. Прибытие на заключительную станцию «Изобразительная”. 10 мин.

    Упражнение «Мое настроение сейчас”. Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.

    X. Окончание путешествия. 10 мин.

    1. Вернисаж работ учащихся. «Настроение”, «Букет приятных событий”, «Составленные чувства”.

    2. Упражнение «Мое настроение”.

    Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.

    «Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.

    Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

    Мое настроение

    Цвет Эмоциональное состояние
    Красный Восторг
    Оранжевый Радость, веселье
    Желтый Светлое, приятное настроение
    Зеленый Спокойное, уравновешенное состояние
    Синий Грустное настроение
    Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
    Черный Упадок сил, уныние
    Белый Равнодушие (трудно сказать)

    3. «Наш багаж”. Проверка содержимого багажа, приобретенного во время путешествия.

    Давайте посмотрим, чем мы пополнили наш багаж во время нашего путешествия.

    4. Весь ли маршрут движения преодолели?

    XI. Рефлексия. Выводы. 15 мин.

    Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

    Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.

    • Что особенно понравилось?
    • А что для вас было самым интересным?

    Заключительное упражнение.

    Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.

    Ваш друг или кол­ле­га по несколь­ко дней не от­ве­ча­ет на ваши со­об­ще­ния. Вас это раз­дра­жа­ет. Вам ка­жет­ся, что дру­гие не про­яв­ля­ют к вам до­ста­точ­но­го вни­ма­ния и со­чув­ствия. Дер­жать эти эмо­ции в себе не хо­чет­ся, но как ска­зать о них, не оби­дев дру­го­го? Рас­ска­зы­ва­ем о том, чем важ­на эм­па­тия к са­мо­му себе, как смот­реть на недо­стат­ки дру­гих лю­дей объ­ек­тив­но и как без­бо­лез­нен­но для всех вы­ра­жать свое недо­воль­ство.

    Пред­ставь­те себе два раз­ных офи­са. В пер­вом ваш босс и кол­ле­ги за­ва­ли­ва­ют вас за­да­ча­ми. В их пись­мах нет ни­че­го, кро­ме стан­дарт­но­го «при­вет», ва­ше­го име­ни и опи­са­ния про­бле­мы. На­чаль­ник ни­ко­гда не спра­ши­ва­ет о ва­шей за­груз­ке. Пред­по­ла­га­ет­ся, что вы спра­ви­тесь с лю­бым за­да­ни­ем. В та­ком офи­се вы чув­ству­е­те себя ско­рее ма­ши­ной, неже­ли че­ло­ве­ком.

    Во вто­ром вам тоже по­сто­ян­но при­хо­дят ра­бо­чие пись­ма, но ваш ме­не­джер все вре­мя спра­ши­ва­ет, как мно­го у вас ра­бо­ты и чем он мо­жет по­мочь. Кол­ле­ги тоже вни­ма­тель­ны к вам, да еще и на­хо­дят вре­мя, что­бы узнать вас по­бли­же по­сле ра­бо­ты. Вы чув­ству­е­те, что окру­жа­ю­щие от­но­сят­ся к вам с за­бо­той.

    Ка­кой офис вы бы вы­бра­ли? Ка­жет­ся, от­вет оче­ви­ден. Доб­ро­та и ува­же­ние окру­жа­ю­щих важ­ны для нас. Куль­ту­ра со­пе­ре­жи­ва­ния, в ко­то­рой люди по­ни­ма­ют чув­ства друг дру­га и учи­ты­ва­ют их при об­ще­нии, со­зда­ет в офи­се бла­го­при­ят­ную сре­ду, спо­соб­ству­ю­щую про­фес­си­о­наль­ным успе­хам. А один из са­мых вер­ных спо­со­бов соз­дать на ра­бо­чем ме­сте та­кую об­ста­нов­ку — прак­ти­ка нена­силь­ствен­но­го об­ще­ния.

    Как прак­ти­ко­вать нена­силь­ствен­ное об­ще­ние

    Нена­силь­ствен­ное об­ще­ние при­ме­ни­мо как в ра­бо­чих, так и в лич­ных си­ту­а­ци­ях. Оно по­мо­га­ет пе­ре­осмыс­лить и из­ме­нить наш спо­соб вы­ра­же­ния мыс­лей и эмо­ций и наше от­но­ше­ние к дру­гим. Оно учит рас­ска­зы­вать о том, что мы ощу­ща­ем и чего хо­тим, так, что­бы нас услы­ша­ли.

    Нена­силь­ствен­ное об­ще­ние со­сто­ит из трех ос­нов­ных ас­пек­тов:

    • ува­же­ние к са­мо­му себе — глу­бо­кое, осо­знан­ное и бе­реж­ное от­но­ше­ние к соб­ствен­ным пе­ре­жи­ва­ни­ям;
    • эм­па­тия — спо­соб­ность вы­слу­шать дру­го­го че­ло­ве­ка, со­пе­ре­жи­вая ему;
    • чест­ное са­мо­вы­ра­же­ние — спо­соб­ность рас­кры­вать свои мыс­ли и эмо­ции ис­кренне и так, что­бы дру­гие мог­ли по­со­чув­ство­вать нам.

    Кли­ни­че­ский пси­хо­лог Мар­шалл Ро­зен­берг пред­ла­га­ет 4 со­ве­та, ко­то­рые по­мо­гут на­учить­ся нена­силь­ствен­но­му об­ще­нию.

    1. Смот­ри­те на си­ту­а­цию объ­ек­тив­но

    Объ­ек­тив­но смот­реть на си­ту­а­цию зна­чит от­ка­зать­ся от оце­нок, об­ви­не­ний и нрав­ствен­но­го осуж­де­ния — себя или дру­гих. На­при­мер, если ваш кол­ле­га (или ваш под­чи­нен­ный, если вы босс) позд­но при­шел на ра­бо­ту, вы мо­же­те про­сто за­ме­тить: «Он опоз­дал». Не до­бав­ляй­те к ва­ше­му на­блю­де­нию ни­ка­ких оце­нок. Если вы го­во­ри­те: «Он сно­ва опоз­дал, по­то­му что он лен­тяй», — вы уже не объ­ек­тив­ны. Ведь дру­гие мо­гут не со­гла­сить­ся с ва­ши­ми оцен­ка­ми, но объ­ек­тив­ные фак­ты — это пред­лог для раз­го­во­ра. О том, что дей­стви­тель­но про­изо­шло, не по­спо­ришь.

    2. Объ­яс­ни­те, ка­кие чув­ства у вас вы­зы­ва­ют ваши на­блю­де­ния

    Чув­ство­вать не то же са­мое, что ду­мать. Вме­сто того, что­бы мыс­лен­но осуж­дать, кри­ти­ко­вать или ви­нить себя или дру­го­го че­ло­ве­ка, опре­де­ли­те, что вы ощу­ща­е­те и по­де­ли­тесь эти­ми чув­ства­ми. Ваша за­да­ча — не при­сты­дить дру­гих, а про­сто разо­брать­ся в сво­ем со­сто­я­нии.

    Вер­нем­ся к при­ме­ру с опоз­дав­шим кол­ле­гой. Если вы хо­ти­те при­влечь его вни­ма­ние, вы мо­же­те про­сто рас­ска­зать о сво­их на­блю­де­ни­ях и чув­ствах на этот счет: «Я за­ме­тил, что се­го­дня ты сно­ва при­шел позд­но. Бо­юсь, это мо­жет по­вли­ять на оцен­ку тво­ей ра­бо­ты». Дру­гой ва­ри­ант: «Я об­ра­тил вни­ма­ние, что ты опоз­дал вче­ра и се­го­дня. Все нор­маль­но?»

    3. Осо­знай­те, чего хо­ти­те

    По­ду­май­те, как ваши на­блю­де­ния и чув­ства свя­за­ны с ва­ши­ми по­треб­но­стя­ми. Вы мо­же­те ис­пы­ты­вать недо­воль­ство или непри­язнь к дру­го­му из-за того, что вам не уда­ет­ся удо­вле­тво­рить ваши важ­ные по­треб­но­сти — на­при­мер, в до­ве­рии или по­ни­ма­нии. Объ­яс­ни­те, чего хо­ти­те или по­про­буй­те по­нять, чего хо­чет дру­гой че­ло­век.

    Опоз­дав­ше­му со­труд­ни­ку вы мог­ли бы ска­зать: «Я за­ме­тил, что ты опоз­дал три раза за эту и про­шлую неде­лю (на­блю­де­ние). Это меня бес­по­ко­ит (чув­ство), по­то­му что нам нуж­но успеть сде­лать всю ра­бо­ту до дед­лай­на (по­треб­ность)».

    А так мог­ла бы вы­гля­деть по­доб­ная си­ту­а­ция в лич­ном об­ще­нии: «Я за­ме­тил (а), что ты по­вы­сил (а) на меня го­лос (на­блю­де­ние). Меня это рас­стра­и­ва­ет (чув­ство). Ты рас­сер­дил­ся, по­то­му что я не смог по­зво­нить тебе вче­ра (по­треб­ность)?»

    4. Об­ра­ти­тесь с прось­бой

    По­сле того, как вы рас­ска­же­те о сво­их на­блю­де­ни­ях, чув­ствах и по­треб­но­стях, пора кон­крет­но и чет­ко обо­зна­чить, чего вы хо­ти­те от дру­го­го. По­ста­рай­тесь не го­во­рить о том, чего не хо­ти­те. Цель это­го шага — по­бу­дить че­ло­ве­ка пой­ти вам на­встре­чу из со­пе­ре­жи­ва­ния и по соб­ствен­ной воле, а не из стра­ха, чув­ства вины, сты­да или дол­га.

    На­при­мер, вы мо­же­те ска­зать: «Я за­ме­тил, что ты опоз­дал три раза за эту и про­шлую неде­лю (на­блю­де­ние). Это меня бес­по­ко­ит (чув­ство), по­то­му что нам нуж­но успеть сде­лать всю ра­бо­ту до дед­лай­на (по­треб­ность). Мо­жет быть, тебе сто­ит взять несколь­ко вы­ход­ных, что­бы разо­брать­ся с лич­ны­ми де­ла­ми (прось­ба)?» Кро­ме того, вы мо­же­те спро­сить дру­го­го че­ло­ве­ка, о том, что он сам мо­жет пред­ло­жить для ре­ше­ния про­бле­мы: «У тебя нет ни­ка­ких идей, как мы мог­ли бы из­бе­жать тво­их опоз­да­ний?»

    Помни­те: то, как мы об­ща­ем­ся, име­ет зна­че­ние. Мо­ра­ли­за­тор­ство, оце­ноч­ные суж­де­ния, кри­ти­ка ра­нят нас и мо­гут обер­нуть­ся по­дав­лен­но­стью, гне­вом и даже фи­зи­че­ским на­си­ли­ем. Нена­силь­ствен­ное об­ще­ние по­мо­га­ет из­бе­гать этих нега­тив­ных эмо­ций и ре­шать кон­флик­ты наи­бо­лее мяг­ки­ми, гар­мо­нич­ны­ми спо­со­ба­ми.

    Все са­мое важ­ное и ин­те­рес­ное со­би­ра­ем в на­шем Telegram

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *