Выборы

В чем заключается отличие между референдумом и выборами?

В современном правовом мире у гражданина имеются обязательства и возможность выражения своей воли, что касаемо и относительно вопросов государственного управления. Избрание главы государства и формирование составов органов власти выступают основными способами выражения конституционных прав избирателей на участие в политической жизни государства.

Право избираться, избирать членов власти в органы местного самоуправления и выражать свое мнение по тому или иному вопросу, имеющему государственное значение, человеку дано конституционным правом Российской Федерации, и именуется избирательным правом. Оно выражается в форме выборов и референдума.

Что такое референдум?

Референдум является выражением непосредственной демократии. Он считается особым видом пользования избирательными правами граждан, когда объектом голосования выступает не определённый претендент на пост, а учитывается мнение всех референтов страны по определенному интересующему вопросу.

Соблюдение процедуры и условий референдума регулируется законодательством. Организация референдума производится по мере необходимости. Инициатива может исходить как от государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений и граждан. Таким образом, референдум выступает инструментом прямой демократии, когда люди самостоятельно делают выбор по конкретной проблеме, выставленной на голосование.

Такой метод принятия значимых политических решений имеет существенные недочёты. Среди них можно отметить наиболее главные. Большое число людей не участвует в референдумах. Решение по вопросу выносится при незначительном большинстве голосов. Всегда есть нюансы, которые не учитываются при принятии решения.

Что представляют собой выборы?

Выборы — это избрание представителей властей путем голосования. Они проводятся для утверждения в должности какого-либо лица, представленного для избрания в состав органов управления. Выборы могут проводиться на различных уровнях государственной организации, начиная с выборов президента страны и заканчивая выбором управляющего предприятием. Отсюда следует, что выборы являются механизмом представительной демократии.

Выборы производятся на основе базовых принципов:

  • тайность голосования и анонимность предполагают, что никто не имеет права и возможности повлиять на выбор избирателей;
  • равноправие и наличие альтернативных кандидатов;
  • здравая оценка и всенародная огласка СМИ хода подготовки, непосредственно самого процесса выборов и порядка избрания кандидатов;
  • всеобщность выборов даёт гарантию каждому гражданину, достигшему избирательного возраста (18 лет), независимо от его социального статуса, вероисповедания, национальности, пола, уровня образования, фактического места жительства, на возможность принятия участия в выборах в качестве избирателя. Исключением выступают лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными;
  • равенство голосов подразумевает, что каждый избиратель имеет возможность отдать свой голос только за одного кандидата.

Основные отличия данных понятий

Сравнение способов выражения избирательного права позволяет выделить определенное сходство между этими двумя видами волеизъявления граждан. И референдумы, и выборы проводятся на разных уровнях государственного устройства. Последовательность их организации и особенности назначения регламентируются законодательной базой страны и, соответственно, беспрекословно соблюдаются. Однако, выборы предполагают голосование «против» или «за» кандидатов и представителей партий на определенные места в органах законодательной и исполнительной власти.

Обсуждение на референдуме предполагает решение совершенно разных проблем, касающихся, например принятия поправок к конституции, изменения формы правления или формы государственного устройства, принятия либо отмены законов. Немаловажное значение имеет решение таких вопросов как вступление страны в международную организацию или сообщество, а также присоединение к международному соглашению и ряд других вопросов.

Участники референдума отдают голос либо «за» или «против» конкретного решения поставленного вопроса, либо выбирают один из предложенных альтернативных вариантов. Решения, по вопросам, рассматриваемым на референдуме, имеют высшую силу и распространяют своё действие бессрочно, до того момента, пока не будет нового референдуам касательно этого же вопроса.

Результатом выборов при этом будет являться легитимность власти. То есть, при истечении определённого срока избранные на выборах должностные лица либо переизбираются на новый срок или же уступают своё место приемникам.

В России существуют три основных вида выборов: федеральные, региональные и муниципальные (местные) выборы.

К федеральным видам выборов относятся:

  • выборы президента Российской Федерации
  • выборы депутатов нижней палаты Федерального собрания (Государственная дума)

К региональным видам выборов относятся выборы в республиках и/или субъектах Федерации:

  • выборы президентов республик РФ;
  • выборы глав республик РФ;
  • выборы губернаторов;
  • выборы в региональный парламент;
  • выборы законодательных органов субъектов Федерации;

К муниципальным видам выборов относятся:

  • выборы мэра (главы) города;
  • выборы депутатов в городскую думу;
  • выборы главы сельского поселения;
  • выборы депутатов сельского поселения;
  • выборы в органы самоуправления.

Непрямые выборы

Отдельно можно выделить непрямой или косвенный вид выборов. Это система выборов, когда кандидата на должность избирают не граждане страны, а выборщики или орган власти, ранее выбранный избирателями.

Косвенные выборы могут проходить в две ступени и более. Например, косвенными выборами в две ступени избирается президент США, верхняя палата Парламента Индии. Граждане сначала избирают выборщиков (в США – коллегия выборщиков), которые потом выбирают из кандидатов. А трехступенными косвенными выборами формируется часть сената Франции. Избиратели выбирают муниципальных советников, которые назначают делегатов, а уже они избирают сенаторов.

Непрямые выборы в России:

  • выборы глав субъектов РФ (с 2005 по 2012 год по всей России, с 2013 года в Ингушетии и Дагестане);
  • формирование верхней палаты Федерального собрания (Совет Федерации).

Процедурные виды выборов

Выборы можно также классифицировать и по процедуре проведения – по установленным законом срокам и формату.

  1. Очередные выборы – проводятся по окончании срока полномочий выбираемого органа власти;
  2. Досрочные выборы – в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа власти и/или выборных должностных лиц;
  3. Повторные выборы – если проведенные ранее выборы были признаны несостоятельными и/или недействительными по решению избирательной комиссии или по решению суда. (Повторные выборы – не то же самое, что повторное голосование, проводимое в случае, если кандидат не набрал необходимое количество голосов, а второй тур законом не предусмотрен);
  4. Дополнительные выборы – проходят в случае досрочного прекращения полномочий одного или нескольких депутатов во время срока полномочий коллегиального органа власти. В случае досрочного сложения полномочий депутата дополнительные выборы проводятся в течение месяца со дня прекращения полномочий. В случае, если после досрочного сложения полномочий нескольких депутатов коллегиальный орган власти остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы всего состава. Дополнительные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы — это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

  • — артикуляция интересов различных социальных групп;
  • — мирное разрешение конфликта между политическими авторами, претендующими на власть;
  • — легитимация структур власти;
  • — рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
  • — политическая социализация и мобилизация граждан.

Выборы позволяют обнаруживать возникающие в обществе

новые проблемы, ошибки управления и своевременно на них реагировать. Направляя неизбежно возникающие в обществе настроения недовольства в организованное русло, предоставляя гражданам возможность легально апеллировать к власти, выборы способствуют снижению уровня социальной напряженности. В итоге выборы придают политической системе и обществу в целом больше устойчивости и стабильности, препятствуют накоплению ошибок управления и социальных потрясений. В то же время, обеспечивая ротацию элит, выборы препятствуют их вырождению, сообщают политической системе дополнительный инновационный потенциал, необходимый для политического развития и обеспечивают необходимый обществу динамизм. В итоге выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества.

Чтобы этот механизм был эффективным, институт выборов должен удовлетворять определенным условиям. Принципиальные требования к нему были сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 21-й статье этом документе записано: «Ка’ждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». И далее: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступившем в силу в 1976 году, эти требования были уточнены. Его 25-я статья гласит, что каждый гражданин должен без необоснованных ограничений иметь право и возможность «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей»; «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Однако достигнуть эффективности исполнения этих международных актов непросто. Выборные процедуры современной представительной демократии способны давать преимущество в политическом управлении только на определенном этапе развития общества, когда экономические условия и уровень политического сознания населения делают возможной достаточно высокую степень корреляции между его действительным интересом и политическими настроениями основных слоев населения. Не случайно путь от авторитарной феодальной политической власти шел в направлении медленного, постепенного расширения поля сначала сословного, затем цензового и только затем уже народного представительства. Принципиально важно также, чтобы характер избирательной системы, т.е. порядок формирования выборных органов власти, отвечал особенностям политической культуры конкретного общества, принятой в нем традиции отношений между народом и властью.

Исторически сложились две основные концепции взаимоотношений между народом и властью. Первая из них, восходящая к идее Ж.-Ж.Руссо о тождественности интересов правителей и управляемых, отрицает представительство интересов, ибо «волю народа нельзя представлять». Этой концепции соответствует так называемый императивный мандат, обладатель которого подотчетен своим избирателям и может быть ими отозван. Идея императивного мандата была одним из основополагающих принципов марксистского представления о социалистической демократии и нашла воплощение в Советах народных депутатов.

Вторая концепция, суть которой была сформулирована Э. Берком, предполагает, что парламентарий по своему интеллектуальному уровню и компетенции должен превосходить своего избирателя и выражать интересы всей страны, а не только своего избирательного округа. Соответствующий мандат называют свободным, поскольку отвечать перед всеми значит не нести ответственности ни перед кем.

Концепция императивного мандата была апробирована не только в СССР, но и в некоторых странах Западной Европы, однако не утвердилась нигде. А в Конституции Франции даже особо подчеркнуто: «Любой императивный мандат является недействительным». При всей своей привлекательности чрезмерно жесткая политическая обратная связь способна снижать эффективность политического управления. В России мандат депутатов Г о- сударственной Думы является свободным.

В каждой стране избирательная система формируется на основе соответствующего законодательства, в котором отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источниками финансирования.

Так, например, исходя из особенностей национальных избирательных прав, выборы бывают прямые и ступенчатые. При прямых выборах избиратель отдает свой голос непосредственно претенденту на тот или иной мандат, при ступенчатых — делегирует это право представителям. В США, например, конгрессмены избираются прямым голосованием, президента же избирает коллегия из 538 выборщиков. В Германии прямым голосованием избираются только нижняя палата парламента — Бундестаг, избирающий, в свою очередь, федерального канцлера, и земельные парламенты, формирующие земельные правительства. Президента здесь избирает Федеральное собрание, в которое входят все 656 членов Бундестага и 656 представителей земельных парламентов, верхняя же палата парламента (бундесрат) формируется земельными правительствами и избирает Федеральный конституционный суд.

Во Франции прямым голосованием избирается нижняя палата парламента (Национальное собрание) и президент, верхняя же палате (сенат) формируется через местные корпорации. В России прямым голосованием избираются нижняя палата парламента

(Государственная Дума) и Президент, верхняя палата (Совет Федерации) формируется органами субъектов федерации.

Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.

  • 1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
  • 2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.
  • 3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти.
  • 4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.
  • 5. Равные права избирателей.

Это означает:

  • — равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле ’’один человек — один голос”. В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;
  • — от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый «вес».
  • 6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель — ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.
  • 7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам (абсентизм).

Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы.

Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение — Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках.

9. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении .общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.

Ряд зарубежных конституций и правовая доктрина относят к основным принципам избирательного права прямые выборы.

Прямыми называют такие выборы, в ходе которых избиратели голосуют непосредственно за кандидатов в депутаты представительных органов или за кандидатов на выборную должность (например, должность президента). В подавляющем большинстве государств посредством прямых выборов избираются депутаты однопалатных парламентов и нижней палаты парламента (при двухпалатной структуре). Иногда сравнительно небольшое количество депутатов может назначаться президентом (например, в Египте президент назначает парламентариями до 10 граждан, имеющих особые заслуги перед государством) или избираться самим парламентом (таким образом избирается определенное количество женщин-депутатов в некоторых мусульманских странах). Также в ряде стран верхние палаты парламентов избираются в результате прямых выборов (США, Бразилия, Япония). Обычно путем прямых выборов избирают президентов в президентских (Мексика) и смешанных (Франция, Россия) республиках. В Израиле прямыми выборами избирается премьер-министр (это единственный подобный случай в мировой практике).

Помимо прямых выборов применяются непрямые выборы. Традиционно принято считать, что прямые выборы более демократичны, однако при соблюдении определенных условий непрямые выборы позволяют сформировать более квалифицированный орган власти.

Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые). В свою очередь, косвенные выборы бывают двух видов:

а) выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (например, выборы президента в США, выборы сенаторов во Франции);
б) выборы проводятся постоянно действующим органом (выборы парламентом президента в Турции).

Многостепенные выборы проводятся следующим образом: представительные органы низшего звена избираются непосредственно гражданами, потом эти органы из своего состава избирают депутатов в вышестоящие представительные органы. Эта процедура повторяется несколько раз, в зависимости от количества звеньев в цепи представительных органов, вплоть до парламента (таким способом формируется Всекитайское собрание народных представителей).

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

В Викисловаре есть статья «выборы»В Викицитатнике есть страница по теме
Выборы

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Основная статья: Избирательная система

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

От фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная система

Основная статья: Пропорциональная избирательная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др. Система

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет . 10 июля 2010 г. был принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • регистрация избирателей
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
  • Голосование.
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

Основная статья: Интернет-выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами. Конституционный суд Германии, исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

Избирательные технологии

В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право

Избирательное право — право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

См. также: Выборы в России

История

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган — с 21 года, а Президентом страны — с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm статья 81) и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.

Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.

Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий. На президентских выборах 2012 года были установлены на избирательных участках по две вебкамеры (общий план и вид на урну), трансляции с которых публиковались в день выборов на сайте http://webvybory2012.ru.

20-21 октября 2012 года проходят выборы в Координационный Совет российской оппозиции. Регистрация кандидатов и избирателей ведется на сайте cvk2012.org. Голосовать на выборах могут все граждане России, зарегистрироваться кандидатами — граждане России, разделяющие требования митингов за честные выборы и внесшие на организацию выборов от 5 до 10 тыс. рублей. В выборах участвуют кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий — левой, либеральной и националистической. Всего должно быть избрано 45 человек. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что:

Владимир Путин привел нынешнее законодательство в такое состояние, что правовым путем добиться отмены итогов выборов в принципе невозможно. … обжаловать итоги на десятках тысяч избирательных участков физически нереально, к тому же суды крайне редко отменяют итоги выборов даже на конкретном избирательном участке.

На конец 2012 представителями «Мандарин» и РСДРП подано около 25550 исков в районные суды. РСДРП также намерена обратиться с иском об отмене итогов выборов по совокупности нарушений в Верховный суд. Вадим Соловьев предлагает изменить законодательство, чтобы дела о совокупности нарушений сразу по всем участкам рассматривал Конституционный суд.

Выборы в США

Президент США

Праймериз.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Конгресс США

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Выборы на Украине

Парламентские выборы:

  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года

Президентские выборы

  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук.
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент — Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Президент — Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года — переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко.
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.

Местные выборы.

  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году — прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы — на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов — на пять лет.

См. также

  • Абсентеизм
  • Голосование
  • Процентный барьер
  • Избирательная комиссия
  • Референдум
  • Парадокс Кондорсе
  • Интернет-выборы
  • Уотергейтский скандал
  • Нарушения на выборах

Литература

Ссылки

Фото и Видео на Викискладе

  • Центризбирком РФ
  • п.8 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • Проект «Как стать депутатом?»

Примечания

Выборы и предвыборные кампании

Институт выборов

Прямые выборы / Непрямые выборы • Альтернативные выборы / Безальтернативные выборы • Конкурентные выборы / Неконкурентные выборы • Выборы по жребию • Референдум • Критика института выборов

Уровень выборов

Общенациональные выборы (Парламентские выборы • Президентские выборы) • Региональные выборы • Муниципальные выборы

Избирательные системы

Избирательные системы простого большинства • Пропорциональные • Смешанные • Метод Шульце • Одобрительное голосование

Избирательная кампания

Календарь выборов • Праймериз • Выдвижение кандидатов • Регистрация кандидатов • Агитационный период • Повторное голосование • Повторные выборы • Досрочные выборы • Кандидаты • Избирательный фонд • Избирательный залог • Политическое консультирование • Предвыборная агитация (Встреча с избирателями • Предвыборные обещания) • Избирательный штаб • Избирательное объединение • Избирательный блок • Партийный список • Паровоз • Избирательная комиссия • День тишины

Голосование

Досрочное голосование • Открепительное удостоверение • День голосования • Единый день голосования • Эксит-полл • Подсчёт голосов • Процентный барьер • Открытое голосование • Тайное голосование • Воздержание • Испорченный бюллетень • Протестный голос • Явка избирателей • Бойкот • Голосование ногами • Электронное голосование • Интернет-выборы • Избирательный процесс • Кабина для голосования • Урна • Избирательный бюллетень • Против всех

Избирательное право

Объективное • Субъективное (активное, пассивное)

Электоральная география

Избирательный округ • Избирательный участок • Джерримендеринг • Гнилые местечки

Нарушения на выборах

Вброс бюллетеней • Использование административного ресурса • Карусель • Манипуляция общественным мнением • Подкуп избирателей • Фальсификация итогов голосования • Фотографирование бюллетеня

Псефология

Абсентеизм • Представительная демократия • Парадокс Кондорсе • Теорема Эрроу

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *