Все о игре престолов

Поклонники «Игры престолов» застыли в предвкушении: студия HBO объявила, что финальный сезон сериала, состоящий всего лишь из шести эпизодов, будет показан в апреле 2019-го года. Ну, а пока фанаты саги не могут увидеть новые серии, мы даем им возможность узнать о любимом сериале то, о чем они, вероятнее всего, еще не слышали, поделившись секретами со съемочной площадки!

Когда Эмилия Кларк и ее экранный муж Джейсон Момоа впервые встретились, Момоа с криком: «Женушка!» подбежал к Эмилии и аккуратным, но точным броском уложил ее на пол.

Питер Динклэйдж, исполнитель роли Тириона Ланнистера, появляется на экране в большем числе эпизодов, чем любой другой актер – в 61 из 67.

Чарльз Дэнс считал, что лорд Тайвин отвратительно обращается со своим сыном. Ему это настолько претило, что он постоянно извинялся перед Питером Динклэйджем между дублями.

Когда съемочная группа работала над 7 сезоном сериала в Исландии, температура иногда опускалась до – 28 С. Большинство участников съемочного процесса оказались не готовы к таким холодам. Всех выручил норвежец Кристофер Хивью, исполнитель роли Тормунда Великаньей Смерти: он снабдил всех коллег по съемкам термобельем из шерсти мериносов норвежской фирмы Devold.

По сценарию, лютоволк Сансы Старк, самка по кличке Леди, погиб еще в первом сезоне. В реальности собака, разумеется, не пострадала, и Софи Тернер, исполнительница роли Сансы, упросила мать взять Зунни к ним в дом. Несколько лет она счастливо жила в семье Тернеров, пока недавно не умерла в весьма солидном для собаки возрасте.

Всем актерам «Игры престолов» пришлось пройти через жесткий кастинг – за исключением одного. И режиссер, и продюсеры с самого начала планировали на роль Тириона Ланнистера только Питера Динклэйджа и никого иного.

В фильме Серсея и Тирион Ланнистеры не слишком-то расположены друг к другу. А вот в жизни Лена Хиди и Питер Динклэйдж – лучшие друзья. Во время съемок на выезде они вместе снимают квартиру, вместе приезжают на съемочную площадку и любят вдвоем пройтись по местным пабам. Говорят, роль Серсеи для Лены Хиди обеспечил именно Динклэйдж, вовремя предложив ее кандидатуру создателям сериала.

Джек Глиссон, сыгравший юного садиста Джоффри Баратеона, признался, что создавал образ испорченного мальчишки-короля под влиянием другого образа – императора Коммода, созданного Хоакином Фениксом в фильме «Гладиатор». По признанию актера, особенно он старался воспроизвести жестокую ухмылку Коммода.

Кит Харингтон и Роуз Лесли, исполнители ролей Джона Сноу и Игритт, полюбили друг друга в ходе съемок, проникнувшись чувствами своих героев. Они поженились 23 июня 2018 года в Шотландии.

По словам Гвендолин Кристи, исполнительницы роли Бриенны Тарт, сцена схватки с Псом была самой сложной в ее карьере. Чтобы актрисе хватило сил и выносливости для съемок этой сцены, она два месяца подряд 3–4 раза в неделю тренировалась драться на мечах.

Еще до начала съемок «Игры престолов» у Лены Хиди, исполнительницы роли Серсеи Ланнистер, и Джерома Флинна, сыгравшего Брома Черноводного, был роман. Однако актеры расстались, причем в столь плохих отношениях, что у каждого в контракте был указан пункт, предусматривавший, что они никогда не будут сниматься в одних и тех же сценах и даже встречаться на съемочной площадке.

По сценарию, Эймон Таргариен появляется в фильме слепым от старости – ведь ему больше ста лет! Исполнитель этой роли, Питер Воган, также был практически слеп из-за возрастных изменений. Роль Эймона Таргариена стала для него последней.

Барак Обама – большой поклонник «Игры престолов». Рассказывают, что перед выходом шестого сезона он обратился к создателям сериала с просьбой показать ему новые серии до официального выхода на экран. И они согласились!

Иван Реон, исполнитель роли Рамси Болтона, во время кастинга соперничал с Китом Харингтоном за роль Джона Сноу, но, потерпев поражение, согласился сыграть другого предложенного персонажа.

Бен Хоуки, сыгравший в сериале Горячего Пирожка, вместе с известной британской службой доставки Deliv­eroo создал и запустил в продажу новый вид пирога для фанатов «Игры престолов» – как гласит реклама, точно такой же, что Горячий Пирожок испек для Арьи Старк. Стоит кондитерское изделие 1 фунт 30 пенсов.

Все актеры, снимавшиеся в сериале, утверждают: исполнитель роли садиста Джоффри, Джек Глиссон, был самым остроумным, доброжелательным и приятным в общении человеком на съемочной площадке.

Лишь один актер сыграл в «Игре престолов» сразу две роли: Дин-Чарльз Чепман исполнил роль Мартина Ланнистера в третьем сезоне, а в последующих сезонах перевоплотился в Томмена Баратеона.

Серсея Ланнистер получила от зрителей титул «самого ненавидимого персонажа» в сериале, и, как рассказала исполнительница роли Лена Хиди, это часто мешает ей в реальной жизни. Зрители переносят свою ненависть с персонажа на нее, периодически осыпая ее оскорблениями. А во время автограф-сессии на фестивале Com­ic Con некоторые фанаты вырывали книги у нее из рук, чтобы не дать ей расписаться на них.

Создатели сериала обращали самое пристальное внимание на качество костюмов и декораций. Ни один, даже самый маленький эпизод, не ускользал от их внимания, и даже яйца дракона, появившиеся в небольшом эпизоде первого сезона, представляли собой настоящее произведение искусства – настолько дорогостоящее, что представителям съемочной группы было не зазорно вручить одно из них в качестве свадебного подарка писателю Джорджу Мартину, который в 2011 году заключил брак со своей давней подругой Пэрис Макбрайд.

Томасу Броди-Сэнгстеру было 22 года, когда он был утвержден на роль 13-летнего Жойена Рида.

«Игра престолов» – один из самых дорогостоящих сериалов. Стоимость первого сезона оценивается в 50–60 миллионов долларов. Однако, самым дорогим стал шестой сезон, который обошелся продюсерам более чем в 100 миллионов долларов – более 10 миллионов долларов за серию.

Один из мечей, составивших Железный трон – это Гламдринг, меч Гэндальфа из трилогии «Властелин колец». Однако создатели сериала не вкладывали в это никакого символического смысла: они просто использовали для создания трона все оставшиеся после съемок разных фильмов мечи, которые нашлись в студийных закромах.

Съемки любого эпизода «Игры престолов» не уступают по масштабам полноценному художественному фильму. К примеру, пятый сезон снимался в пяти странах, на 151 площадке, в течение 240 дней. В съемках приняли участие 166 актеров, более 1000 технических сотрудников и более 5000 человек массовки.

Эпизод с поеданием сердца жеребца в первом сезоне дался Эмилии Кларк, исполнительнице роли Дейенерис Таргариен, с трудом: по ее словам, это было настолько отвратительно, что ее тошнило после каждого дубля. В один из моментов она, для полного счастья, приклеилась в туалете из-за липкой фальшивой крови. На что только не пойдешь ради искусства!

Джордж Мартин много лет писал сценарии для сериалов с ограниченным бюджетом. Написав «Сагу льда и пламени», он был уверен, что экранизировать книгу невозможно. Однако после выхода на экраны трилогии «Властелин колец» он поспешил получить права на экранизацию.

По словам Мейси Уильямс, исполнительницы роли Арьи Старк, фанаты при встрече часто просят ее прочесть наизусть список имен, который Арья всегда повторяет перед сном, – список тех, кто причинил зло ей или ее близким, – включив туда их имена.

По словам Джорджа Мартина, как минимум, двое актеров существенно изменили к лучшему характеры сыгранных ими персонажей по сравнению с литературным оригиналом – это Наталья Тена, сыгравшая Ошу, и Сибель Кекилли, исполнительница роли Шаи. Однажды Мартин признался даже: «Ее Шая вышла лучше, чем моя».

В июне 2014-го съемочную площадку сериала в Белфасте посетили королева Елизавета II и принц Филипп. Елизавете II предложили посидеть на Железном троне, но та отказалась: королева Великобритании не имеет права сидеть на троне другого государства, пусть даже выдуманного.

Кит Харингтон утверждает, что происходит от сэра Джона Харингтона, знаменитого вельможи при дворе Елизаветы II, а по совместительству – изобретателя устройства для смыва в туалете.

Исполнительница роли Мелиссандры, Кэрис ван Хаутен, могла сыграть Серсею Ланнистер. Она была приглашена на прослушивание, но не смогла на него прибыть, поскольку была занята на съемках фэнтези-триллера «Пожиратели».

По книге, у Дейенерис Таргариен были бордовые глаза. Однако контактные линзы мешали Эмилии Кларк и негативно влияли на ее игру, поэтому от них решили отказаться.

Когда продюсеры Джон Бениофф и Дэн Уайсс пришли к Джорджу Мартину с просьбой об экранизации его книги, писатель задал им лишь один вопрос: кем, по их мнению, была мать Джона Сноу? Ответ удовлетворил его – и контракт был подписан.

Уилко Джонсон, исполнитель роли Илина Пейна, был вынужден уйти из сериала после второго сезона, поскольку у него диагностировали рак. Создателям пришлось менять сценарий на ходу: персонажа Джонсона заменил Бронн (Джером Флинн), который отныне стал постоянным соратником Джейми. В 2014‑м Джонсон объявил, что ему удалось излечиться.

По сценарию, Тайвин Ланнистер, которого сыграл Чарльз Дэнс, был женат на женщине по имени Джоанна, которая родила ему троих детей и умерла, рожая Тириона. В жизни Дэнс также женат на женщине по имени Джоанна, и у них трое детей.

Только в 2012 году больше 160 девочек в США официально получили имя Кхалиси.

Для съемок сериала детям Старков пришлось немного добавить возраста. В начале событий «Саги льда и пламени» Роббу Старку и Джону Сноу было по 14 лет, Сансе – 11, Арье – 9, Брану – 7, а Рикону – 3. В начале сериала Роббу и Джону – по 17, Сансе – 13, Арье – 11, Брану – 10, а Рикону – 6.

В роли лютоволков в сериале снимаются северные инуиты – собаки, специально выведенные в качестве одомашненных волков. Тем не менее, они гораздо меньше по размерам, чем волки, поэтому на экране их пришлось «подрастить» с помощью компьютера. Этот процесс, однако, оказался чрезвычайно долгим и дорогостоящим – вот почему количество эпизодов с участием лютоволков Старков так невелико.

В 2012 году Кит Харингтон, оказавшись без ключей на пороге своей лондонской квартиры, попытался влезть туда через окно и сломал лодыжку. В результате, во время съемок третьего эпизода съемочной группе пришлось приложить немало усилий, чтобы в эпизодах с его участием не была заметна травма. Периодически приходилось подключать к съемкам дублеров. Харингтон чувствовал себя очень виноватым и даже купил начальнику производственной группы бутылку виски – за хлопоты.

Продюсер Дэвид Бениофф хотел, чтобы центральной музыкальной темой сериала стала песня «Дожди в Кастамере», но Дэн Уайсс уговорил его отказаться от этой мысли. В итоге никто не прогадал, главную тему очень удачно написал немецкий композитор Рамин Джавади, а «Дожди в Кастамере» прозвучали в сцене Пурпурной свадьбы.

Женщины в Вестеросе при замужестве обычно берут фамилию мужа, за исключением женщин из дома, владеющего Железным троном: им фамилия достается по рождению, а не по замужеству. Именно поэтому Серсея Ланнистер не стала Серсеей Баратеон, а Марджори Тирелл – Марджори Баратеон.

Перед первым сезоном «Игры престолов» был снят пилотный эпизод, который категорически не понравился ни фокус-группе, ни продюсерам. В итоге, практически все актеры, снимавшиеся в нем, были заменены. Так, в результате замены в роли Дейенерис появилась Эмилия Кларк.

Присмотревшись, можно увидеть, что персонажи сериала завязывают кожаные пояса непривычным для нас характерным узлом. На самом деле, этот узел широко использовался в Средние века и назывался подвязкой. Главным его назначением было крепить защитные поножи на ногах рыцарей. Этот узел – один из главных символов знаменитого рыцарского ордена Подвязки.

В первом сезоне саги Тирион Ланнистер впервые появляется на экране с ножом в руках, свежуя оленя. Оказывается, в этой сцене актер Чарльз Дэнс действительно самостоятельно освежевал оленя! Перед съемками эпизода ему пришлось взять несколько уроков у мясника – и, по собственному отзыву актера, работу он проделал на отлично.

Перед съемкой пилотного эпизода, где Альфи Аллен, Ричард Мэдден и Кит Харингтон появлялись без рубашек, актеры изо всех сил старались навести лоск на кубики пресса и выглядеть круче коллег. Посмотрите и решите, кто победил!

Последовательность показа четырех главных локаций сериала в заглавных титрах во всех эпизодах остается неизменной: Королевская Гавань, Винтерфел, Стена, местонахождение Дейенерис.

«Гору» Григора Клигана за время съемок играли трое актеров: в первом сезоне – Конан Стивен, во втором – Йен Уайт, а во всех последующих эпизодах – Хафтор Бьернссон, исландский спортсмен и обладатель звания «Самый сильный человек планеты».

Бастарды, рожденные от знатных родителей, в Вестеросе не имеют права носить отцовскую фамилию. Они получают новую, как правило, по местности, где родились: Хилл, Пайк, Риверс… Лишь бастард, признанный отцом, по специальному королевскому указу может обрести отцовскую фамилию, что, однако, не избавит его от стигмы в обществе.

Яра Грейджой, которая появляется во втором сезоне сериала, в книге носит имя Аша. Его, однако, пришлось сменить, чтобы зритель не путал ее с Ошей.

В сериале есть несколько персонажей, которых нет в литературном первоисточнике. Их характеры и судьбы сложены сразу из нескольких книжных героев. Самая яркая из таких персонажей – проститутка Рос, у которой в книге сразу несколько частичных прототипов.

В «Игре престолов» Кэрис ван Хаутен (Мелисандра) и Лиам Канингем (Давос Сиворт) играют врагов. Однако в фильме «Черные бабочки» они сыграли любовников. Но ни тут, ни там нет никакой интриги: в действительности, ни любовные, ни враждебные отношения актеров никогда не связывали.

Смотрите также: 13 секретов, которые стоят за самыми откровенными сценами из «Игры престолов»

В эфир вышел первый эпизод восьмого и заключительного сезона «Игры престолов». Финальных серий пришлось ждать долгих два года, а первый сезон вышел и вовсе в 2011 году, так что неудивительно, если какие-то события сериала уже давно стёрлись у вас из памяти. Чтобы сэкономить вам шестьдесят часов, мы уместили основные события всех шестидесяти семи вышедших серий в одну небольшую статью, которую можно прочитать всего за 10 минут. Приятного чтения!

Спойлер

Осторожно, спойлеры!

Приятных спойлеров! Ради них статья и написана.

Сезон 1: Старки против Ланнистеров

Весь сюжет

Нед Старк. Не привыкайте к нему

После смерти своего десницы (ближайшего помощника и советника) Джона Аррена король Роберт Баратеон отправляется на север: навестить своего старого друга Неда Старка и предложить ему освободившуюся должность. С королём путешествуют его жена, королева Серсея, и её брат-близнец Джейме, рыцарь Королевской гвардии. Бран, младший сын Неда, случайно застаёт их во время бурного секса, и Джейме, пытаясь сохранить их связь в тайне, выталкивает Брана из окна высокой башни.

Нед принимает предложение Роберта и отправляется на юг в сопровождении двух дочерей, оставляя семейный замок на старшего сына и наследника Робба. Кейтилин, жена Неда, остаётся присматривать за Браном. Дома остаётся и Рикон, младший сын Неда. Бастард Неда Джон Сноу уезжает на Стену, чтобы присоединиться к Ночному Дозору.

На жизнь Брана совершается покушение, но ручной лютоволк мальчика Лето убивает неудавшегося ассасина. Кейтилин спешит лично передать новость о нападении на Брана мужу. Прибыв в Королевскую Гавань, она встречает своего старого друга Питера Бейлиша, он же Мизинец, ныне мастер над монетой при дворе короля. Мизинец убеждает Кейтилин, что убийцу подослал младший брат королевы, карлик Тирион Ланнистер.

Поговорив с мужем, Кейтилин возвращается домой и по пути натыкается на Тириона в придорожной таверне. Кейтилин похищает Тириона, чтобы доставить его в Винтерфелл на королевский суд, чем вызывает ярость родственников Тириона — брата Джейме и отца, могущественного лорда Тайвина. Тириону в итоге удаётся освободиться благодаря наёмнику Бронну, который выиграл для него суд поединком.

Весь сюжет

Благодаря Тириону конфликт Ланнистеров и Старков не выглядит таким чёрно-белым

В столице Нед понимает, что настоящий отец всех детей королевы не король, а её брат-близнец Джейме. Движимый чувством чести, Нед сообщает о своём открытии королеве, чтобы дать ей время с достоинством покинуть город. Серсея пользуется отпущенным ей временем иначе — подстраивает гибель мужа на охоте, а затем обвиняет Неда в государственной измене.

Главу дома Старков арестовывают. Королём становится Джоффри, жестокий и мстительный старший сын Серсеи. Взойдя на престол, он приказывает отрубить Неду голову вопреки воле матери и мольбам леди Сансы — старшей дочери Неда и предполагаемой невесты Джоффри. Младшая дочь Неда Арья бежит из столицы под видом мальчика в компании Джендри, бастарда короля Роберта, а Санса остаётся в заложницах у Серсеи.

Узнав о смерти отца, Робб Старк созывает войска и выступает на юг. Ему удаётся нанести войскам Ланнистеров несколько поражений и захватить в плен Джейме. Знаменосцы провозглашают Робба Королём Севера. Оба младших брата Роберта также претендуют на корону и провозглашают себя истинными наследниками Железного трона. Жаждет короны и правитель Железных островов Бейлон Грейджой.

Весь сюжет

Тем временем за Узким морем выросли Визерис и Дейенерис Таргариены — последние представители дома Таргариенов, свергнутого с престола в результате восстания Роберта Баратеона почти двадцать лет назад. Пытаясь заполучить войска, чтобы вернуть себе отцовский престол, принц Визерис продаёт Дени в жены вождю кочевого племени дотракийцев кхалу Дрого. На свадьбе Дени получает в подарок три драконьих яйца. Со временем Дени привыкает к жизни у кхала, и между нею и Дрого зарождаются тёплые чувства. Но Дрого не спешит выполнять свою часть сделки и отдавать Визерису обещанные ему войска. Принц теряет терпение, оскорбляет Дрого, и взбешенный кхал казнит брата своей жены.

Дейенерис не горюет по брату — куда больше её волнует беременность. Она должна родить своему мужу настоящего богатыря — жеребца, который покроет весь мир. Но мечтам Дени не суждено сбыться — она теряет и мужа, и ребёнка, и большую часть подданных. Лишившись всего, она собирает погребальный костёр для Дрого, кладёт туда драконьи яйца, виновную в смерти мужа и ребёнка ведьму (живую, к слову), а затем восходит на костёр сама. А потом Дейенерис выходит из огня, неопалённая и в окружении трёх только что вылупившихся дракончиков.

Сезон 2: Джон Сноу ничего не знает

Весь сюжет

Джон Сноу в момент максимального незнания

Пока Тайвин занят войной с северянами, Тирион приезжает в Королевскую Гавань в качестве исполняющего обязанности десницы и разворачивает на этом посту бурную деятельность. Он готовит столицу к войне и отправляет Мирцеллу, дочь Серсеи, в Дорн, чтобы добиться расположения дорнийцев и обезопасить девочку.

На Севере Джон отправляется за Стену, чтобы разведать слухи об одичалых, собирающихся в армию. Он быстро (и нарочно, по совету Куорена Полурукого) попадает в плен и оказывается во власти яростной и отважной рыжеволосой дикарки Игритт. Чтобы завоевать доверие одичалых, Джон вынужден убить своего наставника Куорена.

Теон Грейджой, воспитанник Неда Старка, возвращается домой на Железные острова, чтобы уговорить отца вступить в войну на стороне Робба. Но Бейлон Грейджой намерен воевать только на одной стороне — на своей. Подумав, Теон переходит на сторону отца. В попытке завоевать его доверие и признание Теон предаёт огню и мечу Винтерфелл, но двум младшим детям Старков удаётся сбежать. Русе Болтон, один из знаменосцев Робба, отправляет своего бастарда Рамси отнять Винтерфелл у Теона. Рамси это удаётся, и Теон попадает к нему в плен.

Весь сюжет

Битва за Королевскую гавань

Два младших брата Роберта Баратеона выясняют, кто из них круче. Старший, Станнис, организует убийство младшего, Ренли. Затем Станнис собирает большой флот и идёт на Королевскую гавань. Тирион блестяще руководит обороной города, но почти проигрывает сражение. В последний момент появляется Тайвин со свежими силами, и битва остаётся за Ланнистерами. А вот политическая карьера Тириона идёт Псу под хвост — отец вернулся в столицу и вспомнил о своей неприязни к сыну-уродцу.

Робб Старк тем временем заводит роман с лекаршей Талисой и этим нарушает обещание жениться на дочери лорда Уолдера Фрея, которое без его согласия дала его мать. Кейтилин отпускает Джейме из плена в обмен на обещание освободить её дочерей, которых, как полагает Кэт, держат в Королевской Гавани.

Сезон 3: Мать Драконов и Красная свадьба

Весь сюжет

Дейенерис хочет купить армию Безупречных — евнухов-рабов, беспрекословно подчиняющихся хозяину. В обмен она предлагает одного из своих драконов, но, когда Безупречные переходят под контроль кхалиси, она приказывает им убить бывших владельцев и освободить всех рабов. Расправившись с рабовладельцами в Астапоре, Дени направляется в Юнкай, где держат в заточении ещё сотни тысяч рабов.

Джон узнает, что одичалые бегут от наступающих с севера Белых Ходоков во главе с Королём Ночи. Он влюбляется в Игритт и проводит с ней ночь, но другие одичалые ему не доверяют. Джон вместе с Одичалыми перебирается через Стену. За стеной спутники пытаются убить Джона, но ему удаётся сбежать и добраться до Чёрного замка, обители Ночного Дозора.

Красная жрица Мелисандра, советница Станниса, использует Джендри, чтобы с помощью его крови погубить трёх королей-самозванцев — Джоффри, Робба и Бейлона. Затем старый контрабандист Давос Сиворт освобождает Джендри и сажает в лодку.

Робб вынужден признаться Фрею, что не выполнит данное его матерью обещание. Фрей обещает простить его, если один из родственников Робба женится на одной из девушек. Это обязательство берет на себя брат Кейтилин Эдмур. Но свадьба Эдмура и Рослин Фрей превращается в кровавую баню — люди Фрея и предателя Русе Болтона убивают Робба, его беременную жену Талису, Кейтилин и всех солдат Старков. В народе это торжество получает название «Красная свадьба».

Сезон 4: падение Тириона

Весь сюжет

Последний сезон, когда мы видим Тириона без бороды (и влияющим на сюжет)

Джоффри отравлен на собственной свадьбе, в убийстве обвиняют Тириона. На трон восходит младший сын Серсеи Томмен. Суд над Тирионом превращается в фарс, и карлик требует суда поединком. Серсея выбирает своим бойцом сира Григора Клигана по прозвищу Гора, а сражаться за Тириона выходит дорнийский принц Оберин Мартелл. Он приехал в Королевскую гавань искать возмездия за гибель сестры и племянников, убитых Горой по приказу Тайвина.

Оберин почти выигрывает бой, но его подводят надменность и самоуверенность, и умирающий Гора убивает его, размозжив голову. Тириона приговаривают к смерти. В последний момент Джейме освобождает Тириона из заточения, но, прежде чем сбежать, Тирион наведывается в покои своего отца и находит там свою бывшую содержанку Шаю, оклеветавшую его на суде. В ярости Тирион душит Шаю и выстрелом из арбалета убивает отца.

Одичалые идут на штурм Чёрного замка, Джон участвует в защите. В битве погибают Пип и Гренн, лучшие друзья Джона, а также Игритт. Затем к Ночному Дозору на подмогу прибывает армия Станниса.

Дейенерис решает остаться в Заливе Работорговцев и править освобождёнными рабами. Бран Старк получает видение: он должен отправиться за Стену и встретиться с Трёхглазым Вороном.

Джендри всё гребёт.

Сезон 5: Рамси и воробьи

Весь сюжет

Рамси: и.о. главного злодея на два сезона

Арья начинает учиться на убийцу (Безликую). Джейме и Бронн отправляются в Дорн выручать Мирцеллу. Им удаётся забрать девушку обратно, но на прощание Эллария Сэнд, возлюбленная Оберина, травит её, и Мирцелла умирает на руках у отца. Затем Эллария и её дочери, известные как Песчаные змейки, убивают владыку Дорна и его наследника и захватывают власть.

Джона избирают лордом-командующим Ночного Дозора. Он пытается добиться мира с одичалыми и даёт им право прохода на земли Ночного Дозора — к неудовольствию чёрных братьев. В итоге разгневанные братья организуют заговор и убивают Джона.

В Миэрине сторонники рабовладения, именующие себя Сынами Гарпии, начинают нападать на Безупречных. Дейенерис решает примириться с местными дворянами, став женой одного из них. Бежавший за Узкое море Тирион знакомится с Дейенерис и занимает место её советника. По рекомендации советников Дени заново открывает бойцовые ямы, но Сыны Гарпии врываются в амфитеатр и едва не убивают Дени. Её спасает дракон, который затем высаживает наездницу посреди чистого поля, где Дени берёт в плен кочевая орда дотракийцев.

Мизинец выдаёт Сансу, старшую дочь Неда и наследницу Винтерфелла, за Рамси Болтона. Рамси грубо насилует жену в первую же ночь. Теон Грейджой, искалеченный в плену у Рамси, помогает Сансе сбежать.

В Королевской Гавани Серсея пытается избавиться от жены Томмена Маргери (бывшей невесты Джоффри, бывшей невесты Ренли) и усиливает орден религиозных фанатиков — «воробьёв», но сама становится их жертвой. Её нагишом гонят по улицам.

Станнис следует совету Мелисандры и приносит свою дочь Ширен в жертву Владыке Света в надежде, что это поможет ему отбить Винтерфелл у Рамси. Но это не помогает, армия Станниса разбегается, его жена кончает с собой. Станнис гибнет от руки Бриенны Тарт, бывшей телохранительницы его брата Ренли.

Джендри всё гребёт.

Сезон 6: Битва Бастардов

Весь сюжет

Джон Сноу: храбрый солдат, плохой командир

Красная жрица Мелисандра оживляет Джона Сноу, тот казнит предавших его братьев и покидает Ночной Дозор. На выходе из замка Джон встречает Сансу, и они начинают собирать армию, чтобы вернуть Винтерфелл. Войска Джона и Рамси сходятся в эпическом сражении — Битве Бастардов. Джон едва не проигрывает, но его спасает вовремя подошедшее подкрепление от Сансы и Мизинца. Санса скармливает Рамси его же псам.

Дени попадает в плен к дотракийскому кхалу Моро. Дотракийцы хотят отправить Дени в «дом престарелых» к другим вдовам кхалов, но Дени сжигает всех кхалов, и остальные дотракийцы присягают ей на верность. Дени возвращается в Миэрин как раз вовремя, чтобы спалить подошедший к городу флот работорговцев. Затем она вместе со всей армией отплывает в Вестерос, где заключает союзы с Тиреллами, Мартеллами, Ярой и Теоном Грейджоями.

Бран встречается с Трёхглазым Вороном и начинает учиться на нового Трёхглазого Ворона, путешествуя по прошлому Вестероса и узнавая важные для сюжета события. Но в процессе Бран выдаёт своё местоположение чудовищному Королю Ночи. Белые Ходоки убивают Трёхглазого Ворона, Детей Леса, лютоволка Лето и слугу Брана — Ходора.

Серсея расправляется со всеми врагами одним махом — взрывает храм, в котором собрались религиозные фанатики во главе с Его Воробейшеством, Маргери с отцом и братом, а также дядя королевы Киван Ланнистер. Увидев взрыв, Томмен понимает, что его жена погибла по воле королевы-матери, и от горя бросается из окна.

Джендри всё гребёт.

Сезон 7: роман Льда и Пламени

Весь сюжет

Здравствуйте, я ваша тётя

Серсея по очереди расправляется с союзниками Дейенерис. Флот Эурона Грейджоя громит флот Яры, а сам Эурон убивает двоих Песчаных змеек. Серсея травит последнюю дочку Элларии Сэнд тем же ядом, от которого умерла Мирцелла, а саму Элларию оставляет заживо гнить в темнице. Войска Ланнистеров берут замок Тиреллов, но на обратном пути Дейенерис верхом на драконах сжигает войско живьём.

Дейенерис приглашает Джона на Драконий камень. Джон ради спасения Севера от Короля Ночи преклоняет перед Дени колени, а затем тащит её в постель. Союз заключён. Давос, ставший советником Джона, находит в Королевской гавани Джендри и забирает с собой.

Арья тайно расправляется со всеми представителями семьи Фреев, отомстив за убийство матери и брата на Красной свадьбе. Затем она возвращается в Винтерфелл и встречается с Сансой. Мизинец пытается поссорить сестёр Старк, но интрига не удаётся и оканчивается его же смертью.

Джон пытается примирить Серсею и Дени, уверяя, что угроза из-за Стены важнее их соперничества, и отправляется на самоубийственную вылазку за Стену, чтобы привезти в столицу живого мертвеца. Вылазка оканчивается смертью пары второстепенных персонажей и одного из драконов Дени, но Серсея вроде бы убеждена и обещает отправить армию на помощь Северу. На деле же она рассчитывает, что Король Ночи ослабит армию Дейенерис, а остальных коварная властолюбивая красотка добьёт сама. Джейме, разочарованный поступками и планами сестры, уезжает на Север один.

Верная своему слову Дени во главе армии Безупречных и дотракийцев тоже плывёт на север. Король Ночи верхом на оживлённом им драконе Дени уничтожает Стену, и армия Белых Ходоков марширует на Винтерфелл.

Весь сюжет

На этом начинается восьмой сезон. Войска Безупречных и дотракийцев входят в Винтерфелл. Армия Короля Ночи подступает. А Серсея подкупает наёмников из отряда Золотых мечей, чтобы они сражались на её стороне. Битва за королевства живых началась…

«Игра престолов» стала одним из самых успешных сериалов нашего времени. Но не всегда её судьба была такой безоблачной. Знаете ли вы, что в своё время покупка прав на «Песнь Льда и Пламени» считалась крайне рискованным шагом, что сериал едва не закончился на пилотном эпизоде, что Бениофф и Уайсс всерьёз опасались, что «Игру престолов» закроют после первого сезона, а рейтинги первых серий вполне подтверждали эти опасения? Об этом и о многом другом мы вам сейчас и расскажем.

Не для экранизации

Когда Джордж Мартин разочаровался в сценарном ремесле и вернулся к литературе, задуманная книга должна была стать антитезой всему, с чем он столкнулся на телевидении. Мартина-сценариста постоянно заставляли упрощать сюжет, сокращать количество действующих лиц, вырезать особо затратные и масштабные сцены, вписываться в бюджет и хронометраж. Поэтому Мартин-писатель решил написать книгу максимально эпическую, масштабную и гигантскую, с десятками сюжетных линий, сотнями персонажей, великими битвами и замысловатыми спецэффектами. «В придуманном мною мире были огромные замки, атмосферные локации, пустыни, горы, болота, драконы, лютоволки, сражения многотысячных армий, сверкающие доспехи, замысловатая геральдика, бои на мечах, турниры и неоднозначные характеры. Всё это, разумеется, абсолютно не подлежало экранизации».

И разумеется, именно «Песнь льда и пламени» стала самым вожделенным материалом для экранизации. Кинопродюсеры начали поглядывать в сторону Мартина, когда «Битва королей», вторая книга цикла, попала в списки бестселлеров. А уж после фурора кинотрилогии Питера Джексона кинематографисты словно с цепи сорвались и ринулись перетряхивать свои книжные шкафы в поисках второго «Властелина Колец».

Фанаты хотят запереть Джорджа Мартина на острове, чтобы он дописал

Джордж и его агент Винс Джерардис ответили на множество телефонных звонков, сходили на несколько встреч, выслушали парочку предложений, но дальше изначального обсуждения дело не шло. Практически все их собеседники планировали экранизировать всю «Песню» в виде одного (в лучшем случае, двух или трёх) фильма, приглушив градус секса и насилия, выкинув половину персонажей и сюжетных линий и выделив одного главного героя.

«На каждой встрече я слышал одно и то же, — жалуется Джордж. — У вас слишком объёмный сюжет, слишком много персонажей. Главный герой — Джон Сноу. Мы выкинем всех остальных и снимем фильм о Джоне Сноу. Или о Дейенерис. Или о ком-то ещё». Всякий раз Мартину приходилось отвечать вежливым, но решительным отказом. «Объём любой из моих книг соответствовал трём книгам профессора Толкина, — поясняет писатель, — и если «Властелин колец» уложился в три фильма, то для «Песни льда и пламени» потребовалось бы все двадцать, если не больше. И не было на свете студии, которая бы взялась за подобную затею».

В какой-то момент Мартину пришло в голову, что наиболее оптимальным вариантом для экранизации «Песни» стал бы телевизионный сериал на одном из кабельных каналов наподобие Showtime, Starz или HBO. Кабельные каналы не были щепетильны в вопросах цензуры, не гнушались секса и насилия и могли позволить себе снимать такие проекты, как «Сопрано», «Прослушка», «Рим», «Дэдвуд», «Баньши» и «Настоящая кровь». Был лишь один нюанс — ещё ни один кабельный канал не проявлял интерес к фэнтези.

А затем Винс Джерардис пригласил Мартина на встречу с двумя голливудскими сценаристами: Дэвидом Бениоффом и Дэном Уайссом.

Увлечённые гики

Как начиналась

Бениофф и Уайсс по молодости были огромными фанатами фэнтези. Они жадно проглатывали новинки жанра, играли в Dungeons and Dragons, но с годами их интерес несколько иссяк. По словам самого Бениоффа, их отпугивало засилье стандартных продолжателей и эксплуататоров идей Толкина.

В 2006 году Бениофф искал, каким бы ещё проектом заняться, и подумывал над адаптацией какого-нибудь книжного первоисточника. Поскольку успех «Властелина колец» был сравнительно недавним, Бениофф заинтересовался фэнтези, и один из литературных агентов посоветовал ему «Песнь Льда и Пламени». Из любопытства Бениофф открыл первый том — и сто страниц спустя уже звонил университетскому приятелю Дэну Уайссу с советом срочно бросать всё и приниматься за «Игру престолов». Уайсс проглотил девятисотстраничный томик за три дня, и вскоре друзья уже всерьёз обдумывали варианты экранизации цикла.

Когда твой основной источник заработка — адаптация литературных источников для экрана, ты постоянно находишься в поиске глубоких характеров, захватывающих сюжетов, страсти, насилия, интриги, человечности, неоднозначности описываемого мира… словом, всего того, что просто невозможно найти в одном месте, но в «Песне льда и пламени» мы нашли всё это под одной обложкой и пришли восторг — с примесью ужаса.

— Дэн Уайсс

Фэнтези — самый популярный жанр в мире, если вы взглянете на все самые крупные франшизы последних двух десятилетий, будь это «Властелин колец» или «Гарри Поттер», то всё это тоже фэнтези, но рассчитанное на подростков. Книги Джорджа же необычайно взрослые, причем я сейчас говорю не о сексе или насилии, а о затрагиваемых в них темах. Это же книги не о конфликте добра и зла. Вы можете считать, что Старки — хорошая и благородная семья, а Ланнистеры — злое и коварное семейство, но Тирион, пожалуй, самый популярный персонаж саги, а Старки наломали немало дров. Взять, например, почётного матриарха семейства, Кейтилин Старк, которая попросту сгорает от ненависти к этому несчастному Джону Сноу, который не сделал ей ничего плохого. Ему просто не повезло родиться бастардом. Чем дальше мы углублялись в чтение, тем сильнее думали: Боже, если только нам удастся всё это раскрутить, то народ подсядет на сериал точно так же, как мы подсели на книги.

— Дэвид Бениофф

Ни у Бениоффа, ни у Уайсса не было ровным счётом никакого опыта работы на телевидении, все их предыдущие проекты предназначались для большого экрана. Но оценив масштаб и размахи книжного цикла, они пришли к выводу: достойно адаптировать «Игру престолов» для экрана можно исключительно в формате телевизионного сериала. Об этом они и рассказали Джорджу Мартину при встрече.

Судьбоносный ланч

Посиделки затянулись, а ланч плавно перетёк в ужин — в общей сложности, Мартин, его агент и два будущих шоураннера «Игры престолов» провели в ресторане четыре или пять часов.

Сначала Мартин отнёсся к их идеям скептически. «Я сказал им, что они сошли с ума, — вспоминает писатель. — То, что они предлагали, было слишком объёмно, слишком сложно и слишком дорого». Но друзья были настроены решительно. Они верили, что справятся с переносом «Песни» на телевизионные экраны, они не боялись трудностей, и их энтузиазм постепенно убедил Мартина.

Окончательно же Джорджа подкупил тот факт, что Бениофф с Уайссом правильно ответили на вопрос: «Кто мать Джона Сноу?». «Наверное, тогда Джордж окончательно убедился, что мы шарим в теме, — улыбается Дэн Уайсс, — хотя кто его знает, может, он всё равно продал бы права, даже если бы мы ответили неправильно».

Но одной только покупкой прав дело не ограничилось — шоураннерам ещё нужно было найти канал, который согласился бы вложить приличную даже по тем временам сумму в крайне рискованный проект.

Риски и сложности

От покупки прав на «Песню» до съёмок пилота прошло четыре года, за которые судьба сериала не раз повисала на волоске. Это сейчас «Игра престолов» — один из самых успешных сериалов в истории телевидения, а двенадцать лет назад это был непонятный, дорогой и рискованный проект в новом для канала жанре от двух шоураннеров-новичков с нулевым опытом работы на телевидении, причем новым боссам HBO — Ричарду Плеплеру и программному директору Майклу Ломбардо — сериал достался в наследство от «прежнего режима». Однако Бениоффу и Уайссу удалось заразить руководство HBO своим видением проекта.

Я встретился с новым боссом HBO Ричардом Плеплером незадолго до начала съёмок пилота. Он присутствовал на всех рабочих встречах и совещаниях, но тут мне впервые довелось пообщаться с ним тет-а-тет, так что я рассказал ему в общих чертах, что мы тут пытаемся сделать. И он очень быстро ухватил суть. Впечатляюще. Мы с Дэном — фэнтези-гики, мы в детстве фанатели от Толкина, играли в D&D и занимались прочими подобными вещами. Ричард же больше интересовался вашингтонской политикой. И он очень быстро сообразил, что, невзирая на всех этих драконов, монстров и прочий фэнтезийный антураж, на самом деле мы снимаем сериал о власти.

— Дэвид Бениофф

У Дэвида с Дэном горели глаза, они рассказывали нам о своём проекте с искренней, преданной увлечённостью. И это подкупало.

Майкл Ломбардо

Но далеко не все разделяли уверенность боссов HBO. Успех каналу принесли суровые, жёсткие и укоренённые в реальности драмы наподобие «Сопрано» и «Прослушки», поэтому даже среди телевизионщиков внезапный интерес HBO к фэнтези воспринимался либо как признак слабости, либо как шаг назад.

Давление было огромным. Когда стало известно, что мы собираемся снимать фэнтези, в кулуарах пошли слухи, что наша песенка спета, остряки даже придумали шутку HBOver (игра слов, что-то вроде «HBOкончено» — МирФ). Когда мы это слышали, нас так и подмывало послать их куда подальш».

Майкл Ломбардо

Как начиналась

Санса и Арья на съёмках пилотного эпизода (фото: HBO)

Ещё одну головную боль руководству HBO подбросил британский BBC. Каналы должны были работать над съёмками сериала вместе, поделив расходы, но уже после анонса BBC отвалилась от проекта, и вся тяжесть «Игры престолов» легла на плечи Плеплера и Ломбардо.

Бениофф и Уайсс тем временем писали и переписывали черновики пилотного эпизода. Первый вариант сценария они сдали ещё в августе 2007 года, второй — в июне 2008-го. Руководству канала понравились обе версии, но в HBO не спешили давать съёмкам зелёный свет. По воспоминаниям и Мартина, и Бениоффа с Уайссом, это был самый тяжелый период их жизни за всё время работы над сериалом. Затянувшаяся неопределённость напоминала Мартину о его собственном неудачном опыте работы на телевидении в начале девяностых, когда ни один из разработанных им сериалов не продвинулся дальше сценария пилотной серии. А Бениофф с Уайссом и вовсе считали, что получили шанс всей своей жизни и бездарно потеряли его.

Наконец, в ноябре 2008 года HBO заказало съёмки пилота. И вот тут шоураннеры едва не облажались окончательно.

Большие проблемы

Как начиналась

В пилотном эпизоде Теон был блондином

Съёмки пилота прошли осенью 2009 года в Северной Ирландии и Марокко под руководством выходца из независимого кино, режиссёра «Станционного смотрителя» и «Посетителя» Тома Маккарти, для которого, как и для Бениоффа с Уайссом, это был первый опыт работы на телевидении. После того как съёмки были завершены и Маккарти собрал черновую версию монтажа, шоураннеры пригласили к себе на тестовый показ нескольких друзей, среди которых был Крейг Мэйзин — будущий создатель «Чернобыля».

Шоураннеры ожидали, что друзья укажут им на самые вопиющие ошибки, но реальность превзошла все их ожидания. Мэйзин, к слову, ограничился словами: «У вас, ребята, БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА». «Не так уж Крейг нам и помог, — жалуется Бениофф, — мы ждали от него ценных советов, а что он нам сказал? Переснимите всё!»

Тем не менее, Бениофф и Уайсс послушались совета и пересняли порядка 90 процентов материала. Можно сказать, что шоураннерам ещё раз повезло — руководство HBO сумело разглядеть в продемонстрированном им материале потенциал.

Первый пилот получился слегка разочаровывающим, нам пришлось всё переснять, заменить двух актёров, но дети… это было просто невероятно. Никому не известные актёры, о которых никто прежде не слышал, которые нигде толком и не снимались, очень убедительно смотрелись на экране.

Майкл Ломбардо

Пересъёмками руководил Тим Ван Паттен, у которого, в отличие от Маккарти, опыта работы на телевидении было не занимать. Тим снимал эпизоды для таких сериалов, как «Клан Сопрано», «Прослушка» и «Тихий океан». Именно его указали в качестве режиссёра в титрах, а Маккарти удостоился звания продюсера. Маккарти настолько впечатлился этим неудачным опытом, что больше вообще не работал на телевидении.

Десять лет спустя и Бениофф, и Уайсс отказывались подробно говорить о первом пилоте, ограничиваясь фразами вроде «кусок г…». Долгие годы в сети можно было найти один из нефинальных вариантов сценария пилота, но финальный зимой 2019 года случайно раскопал журналист Huffington Post Билл Брэдли, заглянув в Мемориального библиотеку Кашинга, штат Техас, куда вот уже два десятилетия подряд отправляет старые версии своих рукописей Джордж Мартин. И вот там, среди черновиков «Пира стервятников» и «Танца с драконами», Брэдли и нашёл финальный сценарий пилота.

Зима придёт дважды

Как начиналась

Дженнифер Эйле (несостоявшаяся леди Кейтлин) в сцене тренировки (которая не вошла в итоговый сериал)

За исключениями ряда сцен, не вошедших во второй пилот, между двумя версиями нет особых расхождений. Вся разница заключается в манере подачи материала и расстановке акцентов.

В первой версии пилота попросту отсутствовала необходимая для понимания происходящего информация. Если верить Бениоффу и Уайссу, во время тестового показа их друзья даже не поняли, что Джейме и Серсея приходятся друг другу братом и сестрой. В новой версии их родственная связь проговаривается уже в первой же совместной сцене. Кроме того, шоураннеры иначе расставили акценты в ряде сцен: так, в первом пилоте Кейтилин не отговаривала Неда ехать на юг, а напротив, как и в книгах, просила мужа принять предложение короля, первая брачная ночь Дрого и Дени проходила по взаимному согласию, а вот Джейме, напротив, в той самой башне, из окна которой он выкинул Брана Старка, брал Серсею едва ли не силой.

В первом пилоте также присутствовала весьма странная сцена смерти Джона Аррена. Белые Ходоки переговаривались между собой на собственном языке. Джон напивался на пиру в честь визита короля и выставлял себя посмешищем. Серсея приказывала сжечь перо ворона, оставленное её мужем в крипте Винтерфелла. Самым же неожиданным должно было стать появление во флэшбеке сцены гибели отца и брата Неда в тронном зале Безумного короля.

Как начиналась

Тэмзин Мерчант и Эмилия Кларк

Шоураннеры также заменили двух актрис. Мишель Фейрли сменила Дженнифер Эль в образе Кейтилин Старк, а роль Дейенерис Таргариен вместо Тэмзин Мёрчант досталась выпускнице Лондонского драматического центра Эмилии Кларк, в портфолио которой значились лишь съёмки в рекламе да пара эпизодических ролей в британских мыльных операх.

Из-за замены Дейенерис съёмочной группе пришлось заново снимать все сцены дотракийской свадьбы. Место съёмок переехало на Мальту, а весь материал из Марокко пошёл под нож. В том числе и камео Джорджа Мартина, сыгравшего в первом пилоте одного из гостей на свадьбе. Тогда и продюсеры, и сам Мартин легкомысленно махнули рукой, решив, что Мартин ещё успеет засветиться в сериале. Однако до съёмок второго камео так ни у кого руки и не дошли.

Как начиналась

Камео Джорджа Мартина в «Игре престолов», которое никто не увидел

Премьера

Второй пилот наконец заставил магию Джорджа Мартина сработать: в марте 2010 года HBO заказал первый сезон. Несмотря на внушительный по телевизионным меркам бюджет — порядка 50–60 миллионов долларов — денег всё равно не хватало, поэтому наиболее дорогостоящие книжные сцены продюсеры предпочли оставить за кадром. А когда стало понятно, что отснятого материала не хватает на все 10 эпизодов, недостающее место заполнили специально отснятыми интерьерными сценами разговоров между двумя или тремя персонажами.

Тем временем ажиотаж вокруг сериала медленно нарастал. HBO грамотно подогревало интерес, заваливая потенциального зрителя анонсами, пресс-релизами, превью, тизерами, интервью и закадровыми материалами. Канал даже выкатил в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе несколько фудтраков, предлагавших отведать вестеросскую кухню. В результате в январе 2011 года, спустя пятнадцать лет после выхода, книжная «Игра престолов» попала в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс».

Как начиналась

Поначалу рейтинги были весьма посредственными — первые эпизоды посмотрело чуть более двух миллионов зрителей, существенно меньше «Клана Сопрано», «Подпольной империи» и «Настоящей крови». Несколько недальновидных критиков опрометчиво отмахнулись от сериала, окрестив «Игру престолов» «очередным шоу о мужиках в тогах и с мечами». Однако интерес к сериалу стабильно рос с каждой новой серией, и к финалу за шоу следило уже свыше трёх миллионов человек. А неожиданная казнь Неда Старка в конце девятой серии и вовсе произвела эффект разорвавшейся бомбы. Куча телезрителей оказалась не в курсе известного читателям уже полтора десятилетия сюжетного хода, и за сериалом мгновенно закрепилась репутация шоу, где погибнуть может кто угодно. Даже единственный известный актёр, маячивший на всех постерах и промо.

Канал и Бениоффа с Уайссом завалили тоннами писем, в которых разгневанные фанаты вопрошали, как создатели посмели так поступить со зрителями и с их любимым персонажем. Наивные летние дети. Они и не подозревали, что впереди их ждёт Красная свадьба.

Производство

Когда Бениофф и Уайсс продавали «Игру престолов» руководству HBO, одним из основных достоинств сериала они указали отсутствие эпических батальных сцен. Бюджет первого сезона всё равно разросся до шестидесяти миллионов долларов, однако для второго сезона и этой суммы было недостаточно. У Дени родились и подрастали драконы, в повествование добавились новые герои, а старые разбрелись по всем частям света, в Вестеросе разгорелась Война пяти королей, а кульминацией сезона должна была стать эпическая битва на Черноводной.

Писать сценарий этой серии, к слову, доверили самому Джорджу Мартину, который с первого по четвёртый сезон стабильно писал по одной серии в год.

Это очень сложно, должно быть, Дэвид и Дэн меня ненавидят. В книге битва на Черноводной разворачивается на протяжении семи или восьми глав и показана с трёх точек зрения. Если бы мы снимали в точности как написано в книге, съёмки заняли бы два месяца и обошлись в сто миллионов долларов. У нас просто нет таких бюджетов!

— Джордж Мартин

Тайны

В итоге бюджет второго сезона увеличился примерно на 15 процентов по сравнению с предыдущим, но и этого было недостаточно. «Нам пришлось пойти на HBO, преклонить колено и попросить ещё денег», — вспоминает Бениофф. Канал удовлетворил просьбу, но только частично — шоураннерам пришлось поубавить свои аппетиты и пойти на компромиссы. Так, по словам Майкла Ломбардо, вместо запрошенных продюсерами девяти кораблей построили всего один. «Не в наших интересах просить у канала слишком много денег, — пояснял тогда Дэн Уайсс, — в противном случае сериал бы просто рухнул под собственным весом».

Съёмки второго сезона продлились 106 дней, большую часть из которых две съёмочные группы работали параллельно в разных странах — к Северной Ирландии и Мальте добавилась Хорватия и Исландия, где снимались сцены вылазки Джона Сноу за Стену. Одной съемочной группой заведовали Бениофф и Уайсс, второй, как правило, руководил Брайан Когман, который начинал как ассистент шоураннеров, а к пятому сезону дорос до полноценного продюсера.

Ради экономии времени и места все эпизоды снимались одновременно, словно один большой десятичасовой фильм. Все сцены, события которых разворачивались в одной и той же локации, снимались друг за другом на протяжении нескольких съемочных дней, после чего актёров перебрасывали на другую площадку. Порой один и тот же актёр за два дня мог поучаствовать в съёмках трёх разных серий под руководством двух разных режиссёров.

Сценарные будни

По словам Брайана Когмана, со временем работа над каждым следующим сезоном «Игры престолов» превратилась в своего рода рутину. Обсуждение новых серий начиналось ещё на съёмочной площадке предыдущего сезона, однако обычно все эти обсуждения сводились к фразам типа «Персонаж А начинает сезон в точке Б, и мы хотим, чтобы закончил он его в точке В».

Затем, ближе к окончанию съёмок, Бениофф и Уайсс раздавали своего рода «домашние задания» — каждому из сценаристов поручали расписать полную сюжетную линию ряда конкретных персонажей на весь следующий сезон. К примеру, для четвёртого сезона Когман полностью прописывал сюжетную арку Арьи. Он вспоминает, что, вернувшись домой со съёмочной площадки, он несколько недель продумывал будущие приключения младшей дочки Старков, держа в уме ряд сцен, которые уже обсуждались с шоураннерами, а также те события и главы из книг, которые обязательно нужно было включить в повествование.

Как начиналась

Затем, примерно в январе следующего года, сценаристы собирались в Лос-Анджелесе и в течение следующих двух или трёх недель устраивали совместные мозговые штурмы.

Вы дискутируете, что-то оставляете, что-то выбрасываете, что-то придумываете на ходу. Иногда конечный вариант был очень близок к первоначальным индивидуальным наброскам, а иногда кардинально от них отличался.

— Брайан Когман

После того, как сценаристы определились с сюжетными линиями всех основных персонажей и пометили основные события стикерами нужного цвета, все эти события распределялись по разным эпизодам, и у шоураннеров появлялось приблизительное понимание содержания и порядка сцен каждой серии.

Затем сценаристы разъезжались по домам и в течение следующих месяцев каждый из них писал подробные, страниц на сто, черновые наброски порученных им эпизодов. После чего Бениофф и Уайсс доводили каждый такой набросок до ума, и уже из «отполированного» материала писались финальные варианты сценариев.

Когман вспоминает, что на два сценария у него уходило около полутора месяцев, в течение которых он сначала писал первую версию, затем Бениофф и Уайсс её комментировали, затем Когман переписывал сценарий в соответствии с полученными комментариями, затем Бениофф и Уайсс снова полировали некоторые места — и так по кругу.

Обычно Когман писал сценарии к сериям в середине сезона, а один из финальных эпизодов поручали Джорджу Мартину. С пятого сезона Мартин отказался от работы над сценариями, предпочтя сконцентрироваться на «Ветрах зимы», — по словам Мартина, один такой сценарий выбивал его из графика минимум на три недели. Правда, если верить Когману, Мартин всё равно читал сценарии каждого эпизода и писал к ним комментарии.

Красная свадьба

С каждым сезоном росли амбиции создателей сериала, увеличивались масштабы происходящего, бюджеты и количество сюжетных линий. К третьему сезону к двум съёмочным юнитам, «Волку» и «Дракону» добавился третий, «Ворон», что означало, что в любой момент съёмок три разные съёмочные группы во главе с тремя разными режиссёрами могли параллельно вести съёмки на трёх разных площадках.

Кроме того, именно в этом сезоне Бениофф и Уайсс впервые попробовали себя в качестве режиссёров и стали задумываться о том, как должна выглядеть концовка сериала. Но главное испытание поджидало съёмочную группу в конце третьего сезона, когда настала пора перенести на экран Красную свадьбу, самую неожиданную и жестокую сцену всего цикла.

Я хочу, чтобы моя проза оставалась непредсказуемой. Я знал, что убью Робба Старка, практически с самого начала первой книги. Я прикончил Неда, потому что все думали: «Ага, он главный герой, разумеется, он попадёт в пару передряг, но он как-нибудь выкарабкается». Не выкарабкается. Предсказуемо было предположить, что теперь его старший сын восстанет и отомстит за отца. Все этого ждали. Так что следующим делом я был просто обязан расправиться с Роббом.

— Джордж Мартин

Как начиналась

Красная свадьба шокировала читателей. Мартин признаётся, что получал море писем, в которых читатели обвиняли его в жестокости, обещали никогда больше не читать его книг, рассказывали о том, как швыряли «Бурю мечей» в стену, а потом подбирали с пола и принимались читать дальше. Красная свадьба сумела удивить даже Бениоффа с Уайссом. Удивить и зацепить.

В жизни не испытывал более сильной эмоциональной реакции на прочитанное. Я боялся перевернуть страницу, поскольку знал, что там случится нечто ужасное, я не хотел в это верить, я не хотел, чтобы это произошло.

— Дэвид Бениофф

Но именно такая реакция на шоу и была нужна, чтобы убедиться, что разрастающаяся с каждым годом аудитория сериала будет расти и дальше. Красная свадьба стала визитной карточкой «Песни», и шоураннеры рассчитывали, что с телевизионной версией всё получится точно так же. Так и случилось.

Мы всегда говорили себе, что если нам удастся дотянуть до Красной свадьбы и грамотно подать её, то всё у нас будет хорошо. Сериал получит приток энергии, которого хватит, чтобы довести историю до самого конца.

— Дэн Уайс

Хотя обычно все сцены сезона снимались в произвольном порядке, Красную свадьбу приберегли к концу съёмок и снимали строго в хронологическом порядке. Съёмки заняли целую неделю, и с каждым днём актёры и съёмочная группа всё ближе приближались к кровавой бане, которой закончился свадебный пир Эдмара Талли и Рослин Фрей. Кстати, схожим образом поступил и Джордж Мартин. В интервью он рассказал, что отложил Красную свадьбу до самого конца работы над «Бурей мечей» и написал эти главы последними.

Съёмочная группа до самого конца стремилась поддерживать у незнакомого с первоисточником зрителя иллюзию, что всё закончится хорошо. Оператор Роберт Маклахлан постарался создать атмосферу праздника, а непосредственно перед началом резни сценаристы включили в повествование тёплую, полную любви и счастья сцену, в которой Робб мирится с матерью, а Талиса говорит мужу, что хотела бы назвать их первенца Эддардом.

Как начиналась

Съёмки самой резни выдались крайне эмоциональными. Плакали гримёры и парикмахеры, плакала актриса Уна Чаплин (Талиса), не выходя из кадра и лёжа на полу в луже бутафорской крови. Режиссёру Дэвиду Наттеру несколько раз приходилось напоминать ей: «Уна, перестань рыдать, мертвецы не плачут. Ты мертва, просто лежи молча». «Я подумал, что раз уж мы так расчувствовались во время съёмок, то мы точно сняли что-то особенное, и аудитория обязательно испытает схожие эмоции», — признаётся Наттер.

Расчувствовались — не то слово. Мишель Фейрли после съёмок на целую неделю выпала из жизни. Она не отвечала на звонки, игнорировала сообщения в мессенджерах и лишь через неделю отправила шоураннерам письмо, в котором описала своё состояние. Ричард Мэдден признаётся, что после съёмок он принял душ, отмылся от крови, поехал в аэропорт и проплакал всю дорогу до Лондона.

«Может, для Робба было бы лучше героически пасть в бою, — размышляет он, — но его смерть получилась такой неожиданной, жестокой и ужасной. Думаю, с учётом того, какой образ Робба мы создали в сериале, мы бы не смогли убить его иначе. Его обыграли, и виной всему его доброе сердце и вера в то, что другие люди поступят правильно». Но больше всего Мэддена опечалило то, насколько близко подобралась Арья к воссоединению со своей семьёй. «С каждым шагом Робб всё больше и больше отдалялся от людей, которых он любит. А ведь всё, чего мы все хотели, — так это снова собрать вместе всю нашу семью, пусть даже назад вернулся всего один из нас».

Одна из причин, почему люди так сильно реагируют на книги Джорджа и, я надеюсь, на сериал, заключается не в том, что героям не удаётся пережить напасти и неприятности. В книге случаются и моменты настоящего триумфа, как в том случае, когда Дейенерис сжигает работорговцев в Астапоре. Всё дело в том, что эти сцены смешиваются с теми, в которых герои совершают ужасные ошибки и расплачиваются за это самым жутким образом. Если бы всё всегда заканчивалось мрачно и ужасно, сюжет бы утратил непредсказуемость, потому что читатель всегда бы ждал наиболее мрачную и жуткую развязку. Но разброс возможных вариантов делает повествование более реалистичным, поскольку именно так всё и происходит в нашем мире. Иногда случается что-то очень хорошее, иногда — что-то очень плохое.

— Дэн Уайсс

* * *

«Игра престолов» стала одним из самых успешных проектов последнего десятилетия, но её путь на экраны был долгим и тернистым. Однако последующий успех лишний раз доказывает, каких высот можно достичь, если иметь своё мнение и чётко придерживаться своего видения. А ещё включить в своё видение кровь, секс и смерть.

Целых пять лет, по десять эпизодов каждый год, «Престолы» продолжали радовать и удивлять, будоражили умы, нервировали и даже иногда пугали. Со времени премьеры в далеком 2010-м этот эпичный сериал сумел изменить представление о телевидении для миллионов людей по всему миру. Возможно, вас заинтересует статья 10 самых эпичных смертей Игры Престолов.

Уровень качества, заданный HBO, прыгнул на просто недосягаемую для многих ТВ-продуктов высоту. Да, не всегда «Игра» была идеальна, за прошедшие годы не мало копий было сломано в жарких спорах о сюжетных поворотах и расхождениях с популярнейшим первоисточником – книжной серией Джоржда Мартина «Песнь Льда и Огня». Но с тем, что сериал стал одним из самых впечатляющих и притягательных явлений на современном телевидении, поспорить готовы немногие. Теперь это мейнстрим. Не забудьте прочитать рейтинг 10 самых откровенных сцен из Игры Престолов.

Планка качества, установленная первыми же секундами, неумолимо ползла вверх до самого убийственного финала пятого сезона. Конечно, случались и провалы, но взлетов было несоизмеримо больше. Так много, что подчас сложно составить список лучших эпизодов без боязни оставить за бортом что-нибудь крутое и очень важное. Тем не менее, найдутся такие серии, что выделяются среди остальных подобно рубинам в куче золотых монет. Вот вам лучшая десятка (из тех, что вышли, разумеется). Также обратите внимание на статью 10 самых красивых актрис Игры Престолов.

«Зима близко», Сезон 1, Эпизод 1

Словно прекрасный сон вспоминается винтерфельская идиллия: Старки с Баратеонами пируют, обмениваясь здравицами, все живы и здоровы. Первый и по праву один из сильнейших эпизодов. Пилот просто обязан был стать мощным зрелищем, познакомить с важнейшими персонажами и наметить основные сюжетные линии. Дать зрителю возможность хотя бы бегло взглянуть на мир, в котором развернется действие. И причины пересмотреть его спустя несколько сезонов.

«Зима близко» изобилует каноничными моментами саги: вот нам представляют Дейенерис Таргариен, беспрекословно подчиняющуюся своему зловещему брату Визерису, что лишь подчеркивает колоссальный ее рост как личности в последующих сезонах. Вот раскрывается противоестественная связь Серсеи и ее брата Джейме, ставшая причиной множества печальных событий Семи Королевств. И, конечно же, вынесенная в заглавие эпизода мантра, задающая тон повествования всего сериала.

«Бейелор», сезон 2, эпизод 9

Фаны книжной «ПЛиО» Мартина знали все наперед, но для телезрителей «Игры Престолов» «Бейелор» стал настоящим потрясением. Предпоследний эпизод первого сезона филигранно жонглирует вниманием зрителей, с нетерпением ожидающих решения участи Неда Старка новоиспеченным королем Джоффри. И громом среди ясного неба звучит смертный приговор для гордого северянина, очевидного главного героя сериала.

«Черноводная», сезон 2, эпизод 9

«Игра Престолов» получила известность не только лишь за хитроумный и завлекающий сюжет, но и за великолепные боевые сцены. Для многих фанов именно огненная феерия и кровавая сеча «Черноводной» стали лучшей битвой всего шоу.

Во многих отношениях предпоследний эпизод второго сезона является самым необычным: например, впервые действие происходит в одном-единственном месте. Но что действительно запоминается, так это как Джордж Мартин и Нил Маршалл (режиссер эпизода) перемешали сцены насилия с моментами покоя. Идеально выверенная история о войне и воинах.

«Поцелованная огнем», сезон 3, эпизод 5

Несмотря на зажигательное название, все лучшие моменты эпизода каким-либо образом связаны с водой. «Поцелованная огнем» развивает несколько важных сюжетных линий «Игры», и одной из самых памятных сцен стала потеря Джоном Сноу девственности со своей огненной дикаркой Игритт.

А лучшими признаются тихие моменты беседы в банях Харренхола между Бриенной Тартской и израненным, истощенным и лишившимся руки Джейме, во время которых он исповедуется девушке в своих грехах.

«Рейны из Кастамере», сезон 3, эпизод 9

Хотите увидеть слезы фана «Игры Престолов»? Скажите ему всего два слова: Красная Свадьба. Хотя сама бойня на празднике, где погибают Робб Старк, его беременная жена Талиса и Мать Кейтилин, лишь закрывает эпизод, он весь пропитан предчувствием чего-то мрачного и неотвратимого.

Предпоследняя серия третьего сезона запоминается не только сюжетом, что вновь выделывает кренделя, но и тем, как режиссер Дэвид Наттер выстраивает повествование – с изумительной жестокостью и, подчас, беспощадностью. Редкий зритель не задерживает дыхание с момента, когда в праздничном зале начинает играть титульная песня и до самых агонизирующих криков Кейтилин Старк.

«Лев и Роза», сезон 4, эпизод 2

Поговорим о катарсисе. Обычно в «Игре Престолов» ужасный конец настигает именно тех персонажей, к которым мы привыкли использовать сильнейшую привязанность. Однако «Лев и Роза» стал редким исключением, подарив нам самую долгожданную и заслуженную смерть в сериале. Есть какая-то извращенная радость в наблюдении за ужасной смертью Джоффри на его собственной свадьбе. Так и хочется крикнуть: «Это тебе за Неда!»

«Гора и Змей», сезон 4, эпизод 8

В этом драматичном эпизоде случилось многое, но так сложно припомнить что-нибудь, кроме напряженного поединка между Грегором Клиганом и Оберином, чемпионом Тириона Ланнистера. Поединка, который заканчивается одной из самых ужасных смертей всей «Игры Престолов». «Гора и Змей» рассказывает о судьбоносном моменте для Тириона, ибо смерть Оберина автоматически делает Беса виновным в смерти его племянника, Джоффри.

«Дозорные на Стене», сезон 4, эпизод 9

В ранних сезонах «Игры» жизнь Джона Сноу в Дозоре чаще воспринималась как побочная ветвь сюжета, но уже на четвертом году напряжение между мужчинами на Стене и Одичавшими вырастают в центральную линию. И в кульминации эпизода бастард на деле доказывает, что он стал настоящим мужчиной и воином.

Самыми вкусными частями «Дозорных на Стене» стали, конечно же, великолепно поставленное сражение и трагичный финал для Джона и Игритт.

«Суровый Дом», сезон 5, эпизод 8

«Престолы» во всей своей красе – экшн и драма «Сурового Дома». Здесь и заключение важнейшего союза между Дейенерис и Тирионом, и шикарные сцены в Винтерфеле, где Вонючка признается Сансе в том, что не убивал ее братьев.

Но более всего запоминается то, как Джон Сноу и его братья-дозорные поднимают клинки против Белых Ходоков. Сложно избавиться от чувства, что именно этого мы и ждали все пять лет. Зима наступила.

«Танец Драконов», сезон 5 эпизод 9

В этом эпизоде – одна их самых жутких сцен всего сериала, ужаснувшая даже людей, читавших книги Мартина. Станнис Баратеон заживо сжигает собственную дочь по требованию красной жрицы Мелисандры.

И здесь же мы становимся свидетелями того, как в Миэриене Дейенерис, Джорах, Миссандея и Тирион оказываются в ловушке мятежников, но буквально в последнюю секунду появляется Дрогон, сжигающий предателей толпами и после уносящий Мать драконов в закат.

На сладкое: «Битва бастардов», сезон 6, эпизод 9

Несмотря на все те безумно крутые вещи, что мы уже видели в «Игре Престолов», ничто не могло подготовить к произошедшему в «Битве бастардов». Наконец-то Рамси Болтон получает свое – один из главных злодеев шоу достается на обед своим собственным собачкам.

Да и на батальную сцену HBO не поскупился. Сообщалось, что в съемках битвы участвовали:

  • шесть сотен человек постоянной съемочной группы,
  • пятьсот человек массовки,
  • 25 каскадеров,
  • 70 лошадей,
  • завезли 160 тонн гравия,
  • потратили 25 дней съемки,
  • использовали 4 камеры.

И все для того, чтобы снять один часовой эпизод. Ну не шикарно ли?

Рекомендуем посмотреть:

А специально для настоящих поклонников «Игры престолов» у нас приготовлен еще один крутой топ с лучшими сериями сериала! Не пропустите подробности в видео!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *