Все о горных лыжах

Все что вы не знали о горных лыжах

Любителям ослепительного солнца, искрящегося снега, живописных вершин наверняка будет интересно узнать много нового о горных лыжах. Когда появились первые , по каким характеристикам их стоит выбирать, когда начинать кататься и как сэкономить на горнолыжном курорте, об этом и многом другом вы узнаете в нашей статье.

Что такое горные лыжи и почему они так популярны?

Первые лыжи для спуска с гор появились в Скандинавии в конце 18 века, это были большие двухметровые лыжи с полужесткими креплениями. Горные лыжи – спортивный инвентарь, предназначенный для спуска со склонов горы, он используется в горнолыжном спорте. Тот, кто никогда не пробовал кататься, считает, что это опасно и слишком дорого. Однако горнолыжников захватывают испытания, они с удовольствием поднимаются на склон, чтобы получить заряд эмоций и адреналин во время спуска.

Горные лыжи не страшнее любого велосипеда, главное научиться кататься, не лихачить и соблюдать все правила. Существует даже специальная трасса для новичков. Инструктор всегда проконсультирует по всем вопросам и первый раз спуститься с горы вместе с вами. Для того, чтобы овладеть горными лыжами не нужны особые навыки и физическая подготовка. Новичкам намного проще научиться, потому что у них нет знаний и умений, как у спортсменов. Инструкторы рекомендуют делать упражнения на растяжку и укрепить мышцы ног перед поездкой на горнолыжный курорт.

Как выбрать горные лыжи?

Сегодня в интернет-магазине можно найти много моделей от начального уровня до профессиональных. Богатый выбор это хорошо, однако важно выбрать вариант, который подойдет именно вам. Для этого существуют характеристики горных лыж. По маркировкам, указанным на самих изделиях можно многое узнать, например, R=13 м означает, что радиус выреза равен 13 м или указана геометрия горных лыж: 120/75/103 мм

Мы выбрали для вас основные критерии, на которые нужно обращать внимание при выборе лыж для гор:

  • Ширина – ключевая характеристика, от которой зависит, как будет меняться направление скольжения на жестком склоне. Чем шире талия, тем медленнее лыжа будет переходить из поворота в поворот. Для классических, более универсальных моделей оптимальная ширина от 73 до 90 мм. По подготовленным склонам можно катать на лыжах шириной до 73 мм.

  • Геометрия – набор рассчитанных показателей с учетом длины лыжи. Например, лыжа с геометрией 125/73/97 мм способна быстрее повернуть благодаря более широкому носку по отношению к ширине талии, чем лыжа с геометрией 120/73/102 мм.

  • Радиус бокового выреза или дуги определяет насколько крутые будут повороты и измеряется в метрах. Чем больше радиус, тем более плавным будет поворот.

  • Вес – играет важную роль при подъеме с инвентарем в руках на большую высоту. Разработчики лыж внедряют новые технологии, чтобы уменьшить вес и получить максимальное удовольствие от подъема и спуска. Женские лыжи более легкие и короткие, они весят от 4 до 5,5 кг, а мужские – до 7 кг.

  • Жесткость – чем больше лыжа имеет слоев металла и чем она шире, тем больше ее жесткость. Однако этот показатель можно определить только визуально или проконсультироваться у специалистов.

  • Скорость – определяется в сравнении моделей и зависит от длины, жесткости, конструкции лыжи.

Также нужно обратить внимание на крепление. В характеристиках лыж можно узнать тип платформы и модель самих креплений. Самые распространенные из них имеют шкалу: 412, 310, 5-14, где первая цифра показывает верхнее значение усилий для срабатывания платформы Din, а вторая цифра может быть указана в названии. Чтобы определить диапазон креплений, которые подойдут именно вам, нужно вес разделить на 10 и полученная цифра должна быть в середине диапазона. Более мощные крепления выбирают спортсмены.

Когда начинать кататься и как сэкономить?

Начинать кататься можно в любом возрасте, главное соблюдать технику безопасности и все правила. Также важно учитывать состояние здоровья, например, гипертоникам нужно выбирать трассы не больше 2 км над уровнем моря.

Горнолыжный отдых – это не дешевое удовольствие, поэтому предлагаем несколько вариантов, как можно сэкономить:

  • покупать билеты нужно заранее и со скидками;

  • цены в несезон значительно ниже, это апрель и начало декабря;

  • пансионат или хостес – оптимальный вариант для проживания, который будет дешевле гостиницы;

  • выгодно ехать компанией, вместе готовить еду и бронировать жилье;

  • снаряжение можно взять напрокат;

  • при покупке недельного абонемента подъемники будут дешевле.

Горные лыжи – отличный способ активного отдыха и занятий спортом. Если вы решились, тогда ищите .

Карвинг (carving) – это техника поворота в горных лыжах, когда задняя часть лыжи идет вслед за передней, т.е. без проскальзывания. Это позволяет проходить повороты не теряя скорости.

Фан-карвинг

Как отличить карвинговый поворот

След после карвингового поворота

После карвингового поворота на снегу остается 2 ярко выраженных прорезанных следа, поэтому такой поворот часто называют: «резаный поворот».
Так же при карвинговых поворотах тело наклоняется в сторону поворота, при фан-карвинге практически касается снега (как на фото выше).

ВАЖНО: Мы начали делиться видео сюжетами о жизни и отдыхе в Австрии, что бы не пропустить актуальную информацию: подпишитесь на наш YouTube канал семьи горнолыжных и сноуборд инструкторов из Австрии

Карвинговые лыжи

Дуга карвинговых лыж

Для карвинговых поворотов необходимы специальные лыжи, в которых широкий носок и задник при узкой «талии». Благодаря такой геометрии, лыжа изгибается при кантовании (наклоне), и принимает форму окружности (как на рисунке). Сейчас практически все новые лыжи — карвинговые.
Основной параметр карвинговых лыж, это радиус. Радиус зависит от геометрии лыжи (ширена носка/талии/задника). Чем шире носок/задник лыжи и уже талия — тем меньше радиус. Радиусы любительских лыж можно разделить на следующие:

  • Короткие: 12-14 метров
  • Средние: 14-18 метров
  • Длинные: 18-23 метров

Для неопытных «карверов» проще начинать на лыжах с короткими и средними радиусами.
Кстати, не стоит путать радиус лыжи и радиус поворота. Т.к. радиус поворота может меняться на одних и тех же лыжах, например, при изменении угла закантовки (наклона лыж).

Горные лыжи — это искрящийся снег, ослепительное солнце и живописные вершины, свист ветра в ушах и развлечения apre ski. Российская и мировая «горнолыжка»: от Франции и Италии до Аргентины и Японии — все о курортах, склонах и ски-пассах.

Зачем люди подвергают себя таким испытаниям, как катание на горных лыжах? Вместо того, что бы лежать на пляже, зажигать в баре или плескаться в море, горнолыжник едет в горы (обычно довольно далеко от дома), целый день поднимается на склон и скатывается вниз, поднимется на склон и скатывается вниз (и платит за это деньги). И почему-то получает от этого удовольствие, непонятное остальным смертным.

Кто никогда не стоял на горных лыжах обычно приводит несколько причин, почему горнолыжный спорт это дорогая и опасная затея. Или может быть и не опасная, но это не его. И вообще, если бы он был помоложе, то может быть и попробовал, но годы-то уже не те. Давайте разберемся с самыми популярными возражениями.

У горнолыжных инструкторов есть шутка: «начинать кататься можно, когда человек встал на ноги, а заканчивать, когда он на ногах стоять уже не может».

Опасны ли горные лыжи?

Если смотреть по телевизору горнолыжные соревнования, становится страшно за этих отважных смельчаков. Даже супер-профи падают и ломают себе конечности, что уж говорить о простых смертных. На самом деле, мы видим как всегда верхушку айсберга — катаются миллионы, падают тысячи, получают серьезные травмы сотни. В общем и целом горные лыжи не опаснее велосипеда, катания на санках или плаванья в ближайшем водоеме.

Главное условие безопасного катания: учиться, соблюдать правила и не лихачить. Вы же не сядете за руль автомобиля, не умея водить — вы пойдете к инструктору. В горных лыжах — все тоже самое. Только процесс обучения идет намного быстрее. Вы быстренько учитесь пользоваться снаряжением, отрабатываете стойку с инструктором и первый раз спускаетесь с горы. Сначала вы будете кататься на трассах для новичков. Если вам понравится — вы будете совершенствовать технику, приобретете опыт и переберетесь на более сложные трассы.

Доступны ли горные лыжи только настоящим спортсменам?

Когда смотришь на лыжников, стремглав летящих с горы, кажется, что помимо невиданного мужества, горнолыжники должны отличаться несокрушимым здоровьем, соблюдать диету, рано ложиться и рано вставать, не позволять себе никаких радостей жизни, а только тренироваться и тренироваться. Что делать человеку, который проводит весь день за компьютером, а вечера перед телевизором, любит хорошо поесть, выпить винца (или чего покрепче) и выкурить сигаретку?

Парадоксально, но факт — совсем нетренированному человеку гораздо проще научиться кататься на горных лыжах, чем человеку со спортивным прошлым. Горнолыжный спорт отличается от всех прочих видов спорта — все, что знает спортсмен, пришедший в горные лыжи из других видов спорта, что отработано в нем до автоматизма (например, умение сохранять равновесие) вступает в противоречие с техникой горных лыж. А у новичка таких проблем нет.

Хотя, конечно, было бы очень полезно перед поездкой на горнолыжный курорт слегка укрепить мышцы ног и поделать упражнения на растяжку.

Горные лыжи

А мне не поздно начинать?

У горнолыжных инструкторов есть шутка: «начинать кататься можно, когда человек встал на ноги, а заканчивать, когда он на ногах стоять уже не может». Взрослые люди более ответственны, дисциплинированны и нацелены на результат. Поэтому у них обучение идет быстрее. Разумеется надо соблюдать технику безопасности. Например, гипертоникам и сердечникам лучше придерживаться трасс на высоте не более двух километров над уровнем моря.

Горные лыжи — это безумно дорого. Или нет?

Непосвященных горнолыжный отдых может показаться непозволительно дорогой роскошью. Если сесть и посчитать, во сколько обойдется поездка, ски-пасс, прокат снаряжения и прочие прелести горнолыжной жизни, то для многих полученная сумма окажется чрезмерной.

Однако в горнолыжном отдыхе, как и в любом другом, есть свои хитрости и тонкости. При желании можно сэкономить буквально на всем:

  • не обязательно первый раз отправляться в горы в «высокий сезон» — цены в начале декабря и в апреле существенно ниже;
  • вы можете купить билеты на самолет со скидками или «пересадками» (и лучше покупать их заранее);
  • для проживания можно остановиться не в гостинице, а в пансионе или в апартаментах (в апартаменты можно заселиться большой компанией и самостоятельно готовить себе еду);
  • не обязательно покупать горнолыжное снаряжение все сразу перед поездкой (весной со скидкой оно будет стоить вдвое дешевле), его можно взять напрокат;
  • подъемники обойдутся вам значительно дешевле, если купить недельный абонемент.

Жесткие слаломные лыжи едут быстрее, конечно если справляешься с ними. Это не аксиома, да и вообще довольно спорное утверждение. Но наблюдение тенденции последних четырех лет позволяет сделать такой вывод. Если что, речь идет не о кубке мира, а о любительском слаломе 🙂

Жесткие лыжи могут быть разными: «дубовыми», «пуляющими», «жесткими, но эластичными». Мягкие лыжи, пожалуй, больше похожи друг на друга. Да и более дружественные, легче входят в поворот, и выходят из поворота без «выкрутасов». Время прохождения трассы довольно часто определяется парой поворотов из пары десятков (слаломная трасса в Москве). Дружественная лыжа как правило позволяет лучше пройти ключевые повороты. Но жесткая лыжа тоже может быть дружественной. Нужно только пренебречь «фисовским» ограничением 165 см (для мужчин), если не справляешься с такой длиной.

Методичное наблюдение за увеличением жесткости слаломных лыж класса «клубный цех» началось с заметки Atomic Redster FIS SL 15/16, стали жёстче. Меня это касалось непосредственно, поскольку до этого катался на Атомиках которые были существенно мягче (напомню, что на цеховых Атомиках жесткость лыжи наносится на фабрике фломастером на «топшит» лыжи).

До этого наблюдения тоже были, но не методичные. Так примерно лет за 10 до этого тоже катался на цеховых Атомиках и был ими очень доволен. Но когда пришла пора менять лыжи, оказалось, что Атомики стали жесткими и дубовыми. Настолько, что коллеги по клубу, массово соскочили с брэнда. Еще через пару лет Атомик резко вернул мягкость в клубный цех, а еще через несколько лет я снова вернулся к классному мягкому Атомику. Поэтому то, что Атомики опять стали жестче, меня озадачило. Но все оказалось не так страшно, жестче они стали ненамного, и, главное, остались «эластичными».

Так получилось, что с этих Атомиков пришлось «соскочить» на Огасаки 2015 года, которые примерно такие же по жесткости как Атомики (которые «стали жестче»). Подробнее здесь: Слаломные лыжи Ogasaka Triun SL. Далее методично следил за жесткостью слаломок от Огасака.

Ogasaka Triun SL 2015, 2016, 2017
Сверху вниз. Ogasaka Triun SL 2015, 2016, 2017

Огасака 2016 года по жесткости была примерно такая же как 2015 года, а Огасака 2017 года стала существенно жестче, причем с изменением концепции прогиба. Прогибы измерял при помощи подвешивания грузов, анализировал и форму и величину. Ogasaka Triun SL 2015 2016 2017 прогиб лыж под нагрузкой 30 кгПодробное сравнение Атомиков и 3 модельных лет Огасака здесь: Соответствие бокового выреза прогибу лыжи. Часть 2.

Огасака следующего, 2018-года стала еще более жесткой и опять-таки с изменением концепции прогиба, да и бокового выреза.

オガサカ Ogasaka Triun SL 17/18
Ogasaka Triun SL 2018

То есть, тенденция четкая. Ждал модель следующего (2019) года, думал может вернут мягкость назад, но нет. Концепция лыж осталась такой же, то есть производитель считает, что теперь слаломные лыжи должны быть жесткими.Ogasaka Triun SL 17/18 deflection жесткость и прогиб

Про слаломные лыжи «клубный цех» других производителей у меня нет аналогичных измеренных данных. Но субъективно, те лыжи, которые удавалось попробовать тоже стали жестче. Интересно отметить «расщепление» клубного цеха у Атомиков на «просто цех» и «кубковый цех». На снегу «просто цех» по ощущениям примерно такой же как был у меня (модель 2016 года), а «кубковый» стал жестче и стабильнее. Но это, еще раз подчеркну, субъективно.

В общем, обратной дороги нет, поэтому пришлось поискать плюсы у жестких лыж. Пожалуй, главное преимущество — стабильность. Это было сразу заметно при тестировании в свободных спусках. Про тестирование лыж Огасака на сайте есть серия заметок. Стабильность и «рельсовость» жестких лыж даже на «расколбасе» отмечалась почти всеми. В слаломной трассе такая стабильность тоже нужна.

Вот например, как ведут себя мягкие по сегодняшним меркам лыжи — Огасака 2015 года. Анимация GIF сделана на основе кусочка видеосъемки от Полины Нечаевой (спасибо!). Нужно обратить внимание на то, как «хлюпают» лыжи. Говорить о резаном ведении дуги честно говоря не приходится, поскольку сцепления канта по всей рабочей длине нет и в помине 🙂

Вадим Никитин горные лыжи

Очевидно, что такое «хлюпание» лыж приводит к дополнительному торможению. Поэтому увеличение жесткости лыжи должно дать прибавку к скорости прохождения трассы.

Теперь о минусах жестких лыж. Я имею в виду все-таки не «дубовые» лыжи, которые совсем не поворачивают, а жесткие лыжи, которые «жесткие, но эластичные».

Ogasaka Truin SL 2019
Ogasaka Triun SL 2019

В свободном спуске на таких кататься просто наслаждение, они режут склон как утюги, даже если состояние склона сложное типа чередования льда и мягкого снега.

На трассе при моем уровне техники на жестких лыжах могут быть серьезные проблемы. Ogasaka Triun SL 2017С «мужскими» слаломками от Огасака длиной 165 см 2017 (желтые) модельного года в трассе еще справлялся, передвинув крепления на 1 см вперед от метки. А с еще более жесткими 2018 (зеленые) и 2019 (серые) уже нет. オガサカ Ogasaka Triun SL 17/18По внутренним ощущениям при закантовке просто не дотягивался боковым вырезом до снега. Поэтому сразу приходилось «скоблиться». Это конечно проблема не лыж. Как разбирал в заметке Загрузка лыжи в фазе поворота «точно вниз» при хорошей вертикальной работе вполне можно прогнуть жесткую лыжу. Коллега Василий Зейфас с собственным весом гораздо меньше чем у меня, гнул на слаломной трассе серую (2019 модельный год) Огасаку 165 см в сосиску. В то же время, коллеги с весом существенно бОльшим, чем у меня тоже не испытывали проблем. Надо добавить еще, что на наших небольших холмах мы все-таки катаемся на меньших скоростях чем на слаломе в горах, поэтому прогибать лыжи сложнее.

Второй минус жестких лыж связан с резаным, но некарвинговым поворотом. Поворотом, который был основным на классических лыжах, а в карвинговых как бы «стоит на подхвате». В классических лыжах после закантовки нужно было резко загрузить носки. На носках лыжи шире, поэтому в момент закантовки сцепление со склоном преимущественно в носках. При подаче корпуса (или коленей) вперед закантованная лыжа упиралась в носки, сгибалась и ложилась на склон всем кантом с носовой частью согнутой в дугу. И резко поворачивала. Затем нужно было прокатить лыжу, чтобы задняя часть тоже согнулась в дугу, но это уже не обязательно. Такой поворот на современных лыжах становится основным при выходе из вертикальных фигур (шпилька и змейка). Вертикальные фигуры проходятся в более высокой стоке (потому что траектория почти без заворотов), а выход может быть довольно закрытым. Подать корпус вниз, как в обычном повороте можно не успеть. Поэтому самое надежное — загрузить носки и отработать как на классических лыжах. Мягкая лыжа в такой ситуации имеет существенное преимущество.

В общем, преимущества и недостатки мягких и жестких слаломок довольно сложно переплетены 🙂 Но для мужиков есть красивое решение. Слаломные лыжи делают в ростовках: 155 см (для женщин), 165 см (для мужчин) и 160 см (на всякий случай). Поэтому если мужчина не справляется с жесткими лыжами 165 см он может попробовать 160 см или 155 см.

В конце прошлого сезона у меня была возможность попробовать жесткие слаломные лыжи длиной 155 см, подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 18/19. Общая жесткость у них такая же как у моих «мягких» лыж длиной 165 см. То есть, ощущаются на трассе точно так же, нет проблем «дотянуться» кантом до снега или как упоминал выше, правильно выйти из вертикальной фигуры. Но в трассе она остается конечно жесткой лыжей, носок «не хлюпает». В этом сезоне хронометраж показал, что эти лыжи едут заметно быстрее более мягких, но более длинных лыж. Вот проезд на соревнованиях на лыжах Ogasaka Triun SL (2019) 155 см.

Таким образом, если лыжник прогибает «жесткие, но эластичные» слаломные лыжи, то они конечно дадут возможность пройти трассу быстрее при том же уровне техники, чем на более мягких лыжах. За счет того, что меньше будут паразитные сгибания-разгибания лыж. Помимо этого появляется возможность более плотной траектории, поскольку носок лыжи меньше «хлюпает» и поэтому риск схватить вешку меньше. Кроме этого увеличивается сцепление со снегом за счет того, что лыжа более стабильно прижата к склону.

А если лыжник не прогибает «жесткие, но эластичные» лыжи, значит просто нужно взять лыжи покороче! Напомню, что речь идет о любительском спорте, не сильно обремененным требованиями FIS. Да и слаломные трассы в Москве ставятся на склонах, которые лучше не сравнивать с теми, на которых проводятся настоящие горнолыжные соревнования 🙂

Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *