В закупке

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговую инструкцию, как работать по 44-ФЗ в 2021 году.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках, — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить время впустую и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по участию в тендерах для начинающих с нуля в 2021 году.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция по участию в тендерах для начинающего ИП (индивидуального предпринимателя) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки документов. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если в соответствии с законодательством участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, соответствие каким требованиям придется подтвердить участникам закупок и какими документами это сделать. Используйте эти инструкции бесплатно.

Требования к участникам закупки

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Шаг 2. Оформление ЭЦП и регистрация в ЕИС

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

ВАЖНО!
В ст. 5 44-ФЗ указано, что в закупках используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа подают заявку в удостоверяющий центр и предоставляют комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

ВАЖНО!
С 2020 года инструкция, как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах, сводится к регистрации в ЕИС. После попадания в реестр участников закупок аккредитация на площадках происходит автоматически. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

  1. АО «ЕЭТП».
  2. РТС-тендер.
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. АГЗРТ.
  5. АО «РАД».
  6. ЭТП НЭП.
  7. ЭТП «ГПБ».
  8. ТЭК-Торг.

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

Для малых закупок до 600 000 рублей по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика разработали специальные платформы. Мы подготовили пошаговые инструкции, как работать в электронных магазинах по 44-ФЗ, таких как ЕАТ «Березка», портал поставщиков г. Москвы.

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по 44-ФЗ о закупках для чайников являются оптимальными процедурами. Это быстрые тендеры, в них необязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать участие и обучение госзакупкам с этих процедур.

При помощи сервиса «Все параметры» найдете подходящие тендеры по установленным критериям. Рекомендуем установить такие параметры:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • способ определения поставщика;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения.
Поиск торгов

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

ВАЖНО!
Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафов за ненадлежащее выполнение.

Мы подготовили пошаговые инструкции по участию в электронных торгах в 2021 году, используйте их:

  1. Как подать заявку на запрос котировок в электронном виде.
  2. Как составить заявку на участие в электронном конкурсе.
  3. Как участвовать в электронном запросе предложений: пошаговая инструкция.
  4. Как проходит и как участвовать в электронном аукционе: пошаговая инструкция.
  5. Когда закупают у единственного поставщика по 44-ФЗ в 2021 году.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками, принятыми в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2020 году открывают отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, с него же списывают и плату за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Читайте об этом в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция» или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат достоверную информацию. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к участию в тендере не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на специальный счет в банке.

Еще пригодится инструкция по участию в торгах на электронных площадках с нуля в видеоформате.

ВАЖНО!
Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. Подробнее: «Как выиграть тендер в 2020 году».

Цель участия — заработок. Мы подготовили онлайн-семинар «10 способов, как зарабатывать на госзакупках» и подробные инструкции, используйте их в работе:

  1. 5 моделей заработка на госзакупках в кризис.
  2. Готовый бизнес и франшиза: стоит ли покупать для госзакупок.
  3. Как стать специалистом по госзакупкам и тендерам.
  4. Режим повышенной готовности в госзакупках.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена. Заказчик направляет проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • сроки оплаты;
  • штрафы.

В ст. 83.2 44-ФЗ указано, что поставщик вправе один раз отправить протокол разногласий, но меняют не все положения. Не забывайте, что, подавая заявку, вы соглашаетесь со всеми условиями закупочной документации, в т. ч условиями исполнения контракта.

В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.

Как работает система

Государственный заказДекларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.

В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.

Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.

Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.

С чего начинать

Предприниматели, которые уже прошли все этапы участия в закупочных торгах и имеют в своем послужном списке определенное число поражений и побед на этом пути, советуют начать с обучения. В каждом муниципальном образовании (городе, районном или областном центре и т.д.) есть консультационно-информационные структуры по работе с госзаказом.

У представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:

  1. Нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
  2. Обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.

Основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. Основных минусов два:

  • высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
  • отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).

Если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.

Временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. Но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.

Где и чему нужно учиться

Участие в госзаказеСегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:

  • казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
  • платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
  • платные и бесплатные вебинары.

Каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. Поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.

Если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:

  • порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
  • порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
  • поиск перспективных тендеров;
  • нюансы изучения технической документации заказчика;
  • подготовка предложений для участия в торгах;
  • исполнение договоров;
  • оспаривание решений заказчика в ФАС.

Каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.

Специфика участия субъектов малого предпринимательства

Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.

Госзаказы РФЕсли крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.

Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.

Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:

  1. От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
  2. Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
  3. Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
  4. Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.

В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.

В целом государственные закупки для малого бизнеса характеризуются как положительная новация на российском рынке. Имеющаяся начальная сложность – закономерное следствие перехода многих общественных институтов на оцифрованную информационную платформу.

Овладев навыками работы в цифровом информационном пространстве, активный предприниматель быстро научится ориентироваться на рынке государственных закупок с максимальной выгодой для себя.

Госзаказ. Воплощение мечты в реальность: Видео

Стать автором

Стать экспертом

Государственные и частные закупки – совершенно особая система в сфере гражданского права. Это настолько специфичный институт, что участники торгов порой забывают, что все еще пребывают в сфере гражданского права, где действуют принципы автономии воли и свободы договора.

Адвокат, руководитель практики «Антимонопольное право» в адвокатском бюро Екатерина Смирнова считает, что порой этого осознания не хватает как регулятору, так и регулируемому. «Почему это происходит? Потому что базовые принципы очень урезанно работают применительно к закупкам. Вся детальная регламентация закупочной процедуры направлена на то, чтобы обеспечить равный и широкий доступ к размещению заказа со стороны неограниченного круга лиц, но по сути это ограничение автономии воли и свободы договора. Исходя из того, как долго законодатель ужесточал регулирование, все участники процесса быстро отвыкают от подобных принципов», – отмечает адвокат.

Именно поэтому в своих обзорах по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») и 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») ВС РФ начинает с того, что напоминает всем участникам правоотношения о существовании ГК РФ, который является базовым документом для сферы закупок. Помнят это далеко не все, из-за чего некоторые участники начинают заниматься самоцензурой. Не найдя нужных норм в 44-ФЗ или 223-ФЗ (а многих правил там действительно нет, потому что они записаны в ГК РФ), они на всякий случай самоограничиваются, чтобы удовлетворить контролеров. Это в свою очередь на корню нивелирует принципы гражданского права.

На практике проблемы возникают совершенно по-другому поводу – вопрос определения оферты и акцепта в сфере закупок. Как отмечает Екатерина Смирнова, во всех «инструкциях» и нормах об этом практически не пишут, из-за чего вопрос становится еще болезненнее. «Особенно применительно к 223-ФЗ, потому что у заказчиков по 44-ФЗ шансов избежать договора нет, их держат в ежовых рукавицах от и до. А вот по 223-ФЗ теоретически свобода отказа не ограничена. Кстати, последние поправки к 223-ФЗ установили правило, что заказчик вправе отменить процедуру закупки только до момента окончания подачи заявок. Крайне странная норма, потому что, если у тебя после окончания подачи заявки не случается никакого форс-мажора, но при этом отпадает потребность в товаре/работе/услуге или меняется финансовый план, ты не можешь отменить закупку. Для 44-ФЗ подобное правило существовало всегда, но с этим смирились, а к 223-ФЗ, когда речь идет о коммерческих организациях, это нонсенс», – считает адвокат.

В вопросе об офертах и акцептах главную путаницу, по мнению Екатерины Смирновой, внес Высший Арбитражный Суд, утвердивший, что подача заявки является акцептом оферты, то есть вся опубликованная документация – это оферта, а подача заявки – акцепт. Как отмечает Екатерина Смирнова, эта позиция имеет массу пробелов. Во-первых, документация в закупках не содержит всех условий публичной оферты и договора, они восполняются через заявку. Во-вторых, акцептом является не любая заявка, а сделанная на лучших условиях, поэтому должна существовать еще процедура оценки и сопоставления.

«Если считать, что мое предложение, которое я вношу на торг, – это оферта, то первый же, кто сказал «я готов», не важно, на каких условиях – это акцепт. Все – контракт готов», – комментирует кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права Высшей школы экономики Роман Бевзенко. Тем не менее, с точки зрения юриста, подобную ситуацию можно было бы назвать акцептом под условием.

Екатерина Смирнова таких заигрываний с терминологией не поддерживает: когда конструкция чересчур накрученная, она не слишком здоровая. «Я понимаю, откуда эта теория взялась. Логично, что если ты делаешь акцепт, третий удар молотка – и лучшее предложение должно быть принято. Очень интересно это развели англичане. У них есть две группы правоотношений. У заказчика, который опубликовал всю документацию и ждет, кто сделает предложение на лучших условиях, – это предложение делать оферту. А вот что касается обязанности акцептовать оферту, сделанную на лучших условиях, это задача организатора торгов, и это уже самостоятельные правоотношения», – приводит пример Екатерина Смирнова.

В российских правоотношениях тоже нашлась позиция, которая адекватно объясняет подобную коллизию. Ее высказал ВС РФ в 2017 году: документация закупки – это приглашение делать оферту. Соответственно, офертой является поданная заявка. Тогда в таком случае, где акцепт? Можно было сказать, что акцепт – это итоговый протокол, однако тут опять возникают две проблемы.

«Первая – чем тогда будет являться действительно подписанный договор, который потом стороны заключают? Вторая же проблема – в течение 10 лет после опубликования итогового протокола антимонопольный орган может реализовать свои полномочия по осуществлению контроля и выдать предписание по его отмене. Если итоговый протокол – это договор, то предписание об его отмене – это предписание о признании недействительной сделки. Ясно, что это исключительная компетенция суда. То есть в какой момент оферта акцептована – большой вопрос применительно к закупкам», – подмечает Екатерина Смирнова.

Роман Бевзенко на подобную проблему находит свой ответ. Госорган и ФАС – это два представителя государства, их можно сравнить с двумя директорами в корпоративном праве. Чтобы контракт вступил в силу, нужна подпись второго. Однако, по мнению Екатерина Смирновой, эта концепция слабо работает, так как если жалобы не будет, то и не потребуется второй воли. Поэтому, с ее точки зрения, проще квалифицировать протокол не как акцепт, а как предварительный договор.

Что делать в случае, если ФАС аннулировал результаты, а участник торгов уже понес какие-то расходы? Бывали ли подобные случаи в судебной практике, можно ли в такой ситуации обратить в суд для защиты позитивного или негативного интереса?

Ответы на эти и другие вопросы о сфере контрактной системе в РФ – в лекции Екатерины Смирновой и Романа Бевзенко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *