Утопия фильмы

Страховка для путешествия на Бали. Оформление за 5 минут!

Доброго времени суток, друзья. Продолжаем писать о фильмах, которые помогают задуматься. Это философское и духовное кино нашего времени. Первую часть статьи о философских фильмах, вы можете прочитать в нашей рубрике: «10 фильмов, которые помогают задуматься. Часть 1».

1. «Форест Гамп»

Год выпуска: 1994
Страна: США
Жанр: драма, мелодрама.
Продолжительность: 155 мин.
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Том Хэнкс, Робин Райт, Гэри Синиз, Майкелти Уильямсон, Салли Филд, Ребекка Уильямс и др.

Духовное кино

Подпишись на наш инстаграм@BALIOPEN

Интересно, что сценарий Форест Гампа был написан по книге Грума «Форест Гамп». В книге Форест не такой романтичный, как в фильме. В книге, Форест Гамп, помимо всего, становится астронавтом и профессиональным рестлером, играет на губной гармонике в группе, баллотируется в Сенат США, почти выигрывает чемпионат по шахматам и др.

«Не бывает плохих времен, бывают плохие люди.»

2. «Внутри себя я танцую» (Inside I am dansing)

Год: 2004
Страна: Франция, Великобритания, Ирландия
Режиссер: Дэмиен О’Доннелл
В главных ролях: Стивен Робертсон, Джеймс МакЭвой, Ромола Гарай, Бренда Фрикер, Джерард МакСорли, Алан Кинг

Духовное кино

Прекрасный фильм о двух молодых парнях, с ограниченными физическими возможностями, как они пытаются найти свое место в мире и жить более свободно. Майклу 24 года, всю свою жизнь он провел в доме инвалидов, с диагнозом церебральный паралич. В дом инвалидов приходит новый пациент — Рори О’Ши, которого приковала к инвалидной коляске мышечная атрофия. Его смелость и желание быть свободным даже в таких непростых условиях становятся отличным примером для Майкла. У Рорри пневмония, в конце фильма он умирает. Последние слова Рорри, произнесенные Майклу таковы: «Майкл, тебе никто не нужен, у тебя есть ты сам.» И Майкл верит Рорри. Теперь Майкл докажет, что инвалид тоже может и должен жить настоящей жизнью, радоваться, страдать, любить и даже танцевать внутри.

«Майкл, тебе никто не нужен. У тебя есть ты сам.»

«Но как научиться нести ответственность? Нужно жить в мире, принимать собственные решения, делать собственные ошибки.»

«Не сдавайся. Ты не имеешь права сдаваться. Чёрт, ведь целый мир в твоих руках.»
«Ты называешь это танцем? -Да, я танцую внутри…»

*Фильм основан на рассказе ирландского писателя Кристиана О’Рейли (Christian O’Reilly), который сам работал в дублинском Центре по предоставлению права на самостоятельное проживание, где познакомился с Дермотом Уолшем (Dermot Walsh), у которого был церебральный паралич.

*Готовясь к съемкам, актер Джеймс МакЭвой много общался с людьми, у которых мышечная дистрофия Дюшенна. Он выяснил, что они предпочитают, чтобы их вообще не замечали — только бы не жалели.
*Во время съемок актеры проводили в инвалидных креслах по 12 часов в день.

3. «Поллиана»

Год: 2003
Страна: Великобритания
Режиссер: Сара Хардинг
В главных ролях: Аманда Бертон, Кеннет Крэнэм, Джорджина Терри, Аден Джиллетт, Пэм Феррис, Кейт Эшфилд и др.

Духовное кино

Фильм о жизнерадостной девочке, которую родители в детстве научили искать радость в каждом дне своей жизни, даже тогда, когда радость трудно найти. После того, как родители умерли, девочка приезжает к ее единственной родственнице — строгой тёте, которая сначала даже не хотела быть хоть капельку доброй к своей племяннице. Но постепенно доброта девочки смягчила сердце её тети и всех жителей городка. Бесконечный энтузиазм и оптимизм Поллианы разбудили самые лучшие чувства у каждого, кто с ней встречается.

-«Люди сердятся не нарочно, просто по привычке.»

«Ты должна читать мне вслух в течении часа после завтрака, затем самостоятельное обучение под строгим контролем. После обеда ты будешь заниматься рукоделием и кулинарией; затем — прогулка, музыка, уборка, ужин и затем в постель.
— А когда я буду просто жить?»

*Фильм «Поллиана» представляет собой экранизацию американской повести Элинер Портер, опубликованной в 1913 году.

*Первый фильм о Поллианне был снят в 1920 году (книга вышла в 1913-м). Роль Поллианны в черно-белом фильме исполнила великолепная Мэри Пикфорд. Кстати, сыграла она эту роль в двадцать восемь лет. Вот так-то, одиннадцатилетнюю девочку взрослая актриса.

Куда летим?

Как поехать самостоятельно на Бали?

->> Как поехать самостоятельно на Бали?

Как поехать В Индию самостоятельно?

->> Как поехать В Индию самостоятельно?

Как поехать в Таиланд самостоятельно?

->> Как поехать в Таиланд самостоятельно?

4. Целитель Адамс

Год: 1998
Страна: США
Режиссер: Том Шэдьяк
В главных ролях: Робин Уильямс, Дэниэл Лондон, Моника Поттер, Филип Сеймур Хоффман, Боб Гантон

Философские фильмы

Целитель Адамс — доктор, который сильно отличается от своих коллег. Ещё будучи студентом Адамс нашел свой способ отношения к пациентам в больницах и свой вариант лечения, с помощью смеха и радости. И это оказалось лучшим лекарством для многих людей.

«Вся жизнь — это дорога домой. Продавцы, секретари, шахтеры, бухгалтеры, глотатели мечей — для всех нас. Все неугомонные сердца в мире ищут дорогу домой.»

«Видь то, что не видят другие. То, что другие отказываются видеть из-за страха. Видь весь мир каждый день заново.»

*В Москве, тоже, существует группа волонтеров детских онкологических больниц, которые приходят к детям, как врачи — клоуны. Эти врачи ходят в белых халатах и с красными клоунскими носами, они улыбаются и приносят детям воздушные шары. Каждый, кто хочет помогать детям и приносить им хорошее настроение — может научиться этому ремеслу волшебников. Сайт ребят — medclown.ru

  • Волонтеры и волонтерство. Как можно делиться своим теплом?

5. Трасса 60 / Interstate 60

Год:2002
Страна: США, Канада
Режиссер: Боб Гейл
В главных ролях: Джеймс Марсден, Гари Олдман, Эми Смарт, Кристофер Ллойд,Крис Купер, Майкл Дж. Фокс, Курт Рассел

Фильмы о сознании

Airbnb купон на скидку 30$ от нас в подарок на первое бронирование

Фильм о синхронистичности, умении находится в «нужном месте» и в «нужное время», верить в чудеса и в то, что ты сам творишь свой путь.

«Есть такая теория: Вселенная и время бесконечны, значит, любое событие неизбежно, даже невозможное.»

«Говори, что думаешь, думай, что говоришь. Следуй все этому правилу, проблем было бы меньше.»

«Мы видим то, что ожидаем увидеть, а не обязательно правду.»

«Никаких правил, никаких границ»

» Как можно ехать по несуществующей дороге в город, которого, вероятно, тоже нет?— Бывают ведь неуказанные номера. А почему не автострады и города?— Нет, не пойдет. Должно быть другое объяснение.— Другое объяснение? Ладно, может, параллельное измерение или сон, или, может, это связано с вашим желанием, или вы в коме после удара того ведра, а, может быть, вы мертвы?»

6. Майкл/Michael

Год: 1996
Страна: США
Режиссер: Нора Эфрон
В главных ролях: Джон Траволта, Энди МакДауэлл, Уильям Хёрт, Боб Хоскинс, Роберт Пасторелли, Джин Степлтон

Фильмы, заставляющие задуматься

Его зовут Майкл. Он Ангел. У него даже есть обязательная принадлежность любого уважающего себя ангела 🙂 — два пушистых крыла. Майкл любит жить, любит радоваться жизни, любит чувствовать и ощущать каждую свою минуту земной жизни. Майкл говорит — главное, что в этой жизни нужно познать, это — Любовь.

«— Помните, что говорили Джон и Пол?
— Апостолы?
— Нет, Битлы. All you need is love.»

7. Спеши любить (A walk to remember)

Год: 2002
Страна: США
Режиссер: Адам Шенкман
В главных ролях: Шэйн Уэст, Мэнди Мур, Питер Койот, Дэрил Ханна и др.

Фильмы заставляющие задуматься

Добрая и светлая история любви. О том, как два человека любят друг друга. И создают чудеса.

«Наша любовь, как ветер, ее не видишь, но чувствуешь…»

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…»

8. Валли (Wall-E)

Мультфильм Wall-E (ВАЛЛИ — Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий — Интеллектуальный). Главный герой — маленький робот-мусорщик Валли, который живет на планете Земля и собирает мусор. Надо заметить, что на Земле, кроме Валли и его друга таракана — никто больше не живет. Много лет назад на Земле появилось столько мусорных завалов, что жизнь прекратилась. Земляне переселились на космический корабль и живут теперь в подвешенном состоянии где-то в космосе, занимаясь только поеданием синтетических продуктов и игранием в компьютер… Валли предстоит изменить историю человечества и вернуть землян домой.

Фильмы которые заставляют задуматься

9. Двухсотлетний человек / Bicentennial Man

Год: 1999
Страна: США, Германия
Режиссер: Крис Коламбус
В главных ролях: Робин Уильямс, Эмбет Дэвидц, Сэм Нил, Оливер Плэтт, Кирстен Уоррен, Венди Крюсон

Философские фильмы

Начало нового тысячелетия. Люди заводят себе роботов для ведения домашнего хозяйства. Семья Мартинов приобретает работа нового поколения NDR-114 по имени Эндрю. Но робот, оказывается, не совсем обычным — он умеет чувствовать. И в процессе своего развития робот стремиться стать человеком во всем.

«Секрет совершенности — несовершенность.»

10. Господин Никто (Mr. Nobody)

Год: 2009
Страна: Германия, Канада, Франция, Бельгия
Режиссер: Жако Ван Дормель
В главных ролях: Джаред Лето, Сара Полли, Дайан Крюгер, Лин Дэн Пэм, Рис Иванс, Наташа Литтл

Философские фильмы

Старик Немо Никто оказывается 117-летним последним смертным в будущем Земли. Все люди вокруг уже бессмертны. Они с любопытством наблюдают за телешоу, где главная звезда — последний смертный в мире. Это старик Немо, который пытается вспомнить и рассказать историю своей жизни. Он показывает, что жизнь многовариантна. О том, что выбор каждого из нас влияет на то, что произойдет с нами в последующем. Но при этом, чтобы мы не выбрали, это будет по — своему правильным. Старик Немо, разматывая клубок вариантов своей жизни, поворачивает время вспять.

» Какая из всех жизней правильная?
Каждая из этих жизней правильная. Каждый путь правильный. Всё на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл.»

***

Мы сделали нашу подборку фильмов, рассказывающих об одной из самых замечательных стран в мире. Читайте 10 фильмов об Индии.

С уважением, авторы блога Жизнь с мечтой — Саша, Наташа и Ярослава.

P.S. И не забудьте прочесть нашу книгу-инструкцию: «Волшебный пендель, или как не бояться путешествовать». Расправьте крылья, и хороших путешествий!

Подготовка к самостоятельному путешествию:

  • Как найти бюджетное жилье в путешествии?
  • 20 способов купить дешевые авиабилеты.
  • Как арендовать автомобиль в путешествии
  • Как зарабатывать в путешествии, наш опыт и наблюдения.
  • 27 рекомендаций, что взять с собой в путешествие.
  • Путешествия с детьми. Плюсы и минусы

Читать о других наших путешествиях!

Чаще всего будущее видится человечеству прекрасным и радостным: мы вылечим все болезни, научимся предотвращать катастрофы и отменим все войны. Но есть и те, кто не разделяет всеобщего оптимизма и придерживается альтернативной версии развития событий. Представляем вашему вниманию подборку сериалов о будущем, которое не задалось, хотя все так старались.

Некст

Next, 2020-…

20th Television

Технический гений Пол Леблан когда-то работал над созданием искусственного интеллекта. Не такого, который может отвечать на простенькие вопросы, как проехать к ресторану и какая погода за окном, или монотонно травить анекдоты, а такого, который умеет думать по-настоящему и обладает собственной волей. В какой-то момент Пол испугался своего творения и того, что оно может сделать с людьми, и закрыл проект. Однако, спустя несколько лет, когда вещи начали вести себя слишком самостоятельно, стало понятно, что работа над «сверхразумом» по-прежнему велась против воли Пола, и тот уже нашел лазейку из лаборатории на волю.

Дивный новый мир

Brave New World, 2020

Чудесное будущее наступило: В Новом Лондоне больше нет болезней, нет старости, потребление — это культ и смысл жизни, работа — в радость, все друг друга любят, много общаются, занимаются сексом когда захотят и с кем захотят, детей рожать не надо, их вынашивает инкубатор, а если у вас плохое настроение, просто съешьте таблетку, и все снова будет хорошо. Только почему это все не нравится чужаку Джону, попавшему в чудесный мир из диких земель за барьером?

Сотня

The 100, 2014−2020

Девяносто семь лет назад ядерный апокалипсис уничтожил на Земле все живое. Горстка людей в этот момент находилась на космических кораблях, выжила, мечтала о том, чтобы вернуться и, конечно, столкнулась с проблемой перенаселения станции. Сотня подростков-преступников, осужденных за мелкие правонарушения, высылается на поверхность планеты, чтобы узнать, может ли человечество вернуться домой. Но, во-первых, в основном подростки хотят свободы, во-вторых, выясняется, что на Земле кто-то есть.

К жизни

Ad Vitam, 2018

Еще одно светлое будущее: мы победили старость и теперь можем жить вечно, а выглядеть при этом молодыми и прекрасными. Однако у этого блага есть своя темная сторона — люди в конце концов устают от бессмысленной жизни, и появляются подростки, которые, и 23 лет не прожив, выбирают самоубийство. Полицейский Дариус пытается выяснить, в чем причина.

Мир Дикого Запада

WestWorld, 2016-…

История об очень своеобразном парке развлечений: вы попадаете в реальность, очень похожую на мир Дикого Запада. Там все как положено — ковбои, салуны, веселые девицы. И вы можете творить в этом мире все, что взбредет в голову — никаких моральных ограничений, кроме тех, которые вы сами себе поставите. А все потому, что населяют этот парк роботы. Неотличимые от людей, но все же роботы. Их вроде как не жалко. Но однажды в них просыпается разум.

Рассказ служанки

The Handmaid’s Tale, 2017-…

В жестокой реальности «Рассказа служанки» у человечества проблемы с деторождением. Очень немногие женщины способны дать потомство, поэтому новое правительство изымает из общества фертильных гражданок и распределяет между семьями высокопоставленных чинов в качестве рабынь. В маленьком, очень ограниченном аду им предстоит провести всю жизнь.

Поток

The Feed, 2019-…

Компьютеры и смартфоны людям больше не нужны, ведь у них есть «Поток», позволяющий управлять информацией просто силой мысли. Поток создает вокруг удивительный и прекрасный мир, помогает осуществлять мечты, хранит все ваши воспоминания, позволяет делиться друг с другом чувствами. Создатель этой технологии утверждает, что все данные надежно защищены, и много лет это неплохо работает. Но однажды найдется кто-нибудь, кому удастся взломать систему и получить неограниченный доступ к мозгам миллионов людей по всему миру.

Вспомни, что будет

FlashForward, 2009

На Земле случается странное — в один момент все люди теряют сознание ровно на две минуты семнадцать секунд и в это время видят свое будущее ровно через шесть месяцев. Кому-то нравится, что с ними будет, и они радостно ждут этого дня, кому-то категорически не нравится, и они надеются предотвратить это, а некоторые люди не видели ничего — и они в ужасе.

Черное зеркало

Black Mirror, 2011−2019

Фильмы.

Британский мини-сериал, признанный одной из лучших современных антиутопий. Писатель-сатирик Чарли Брукер показывает нам свою версию недалекого будущего, где у прогресса есть и другая сторона. Где развитие технологий — путь к рабской зависимости от электронных гаджетов и неумолимый регресс общества и каждой отдельной личности в нем.

Люди

Humans, 2015−2018

  • Люди

В результате технологического прогресса и научных исследований ученые создали «синтов» — роботов, запрограммированных облегчить бытовую жизнь обычным людям. Люди и синты живут вместе, в обществе будущего это стало привычном делом. Центральными персонажами является семья, которая приобрела синта Аниту. Здесь вы не увидите свойственных антиутопии апокалипсиса, захвата и порабощения мира. Создатели демонстрируют более тонкий взгляд на концепцию будущего и глубоко исследует сущность современного человека на фоне все более развивающихся технологий.

Почти всегда антиутопии — это крутейшее кино, с хорошим сюжетом, красивой картинкой, эмоционально цепляющее и погружающее в размышления. О своих страхах и о том, что как же хорошо, что мы живем сейчас, а не в будущем, о котором мечтаем, обсмотревшись фильмов с Алисой и миелофоном.

Титр выбрал для вас 20 отличных фильмов-антиутопий.

Равные

Сайлас живет в будущем, в обществе, названном «Коллектив». Жители этого мира — новое поколение людей, называемое «Равными». Равные — это мирные, спокойные, вежливые и справедливые люди, а жизнь в «Коллективе» идеальна. В нем не существует ни бедности, ни жадности, ни насилия, ни эмоций. Но над обществом нависает новая угроза: заболевание «SOS» или «Синдром Общественной Сознательности», жертвы которого подвергаются всему, чего, как они думали, избежали: депрессии, уязвимости, страху, любви. Если правительство обнаружит больного человека, его сразу же заберут в Нору, откуда никто не выходит. Когда Сайлас понимает, что болен, он встречает девушку, переживающую то же, что и он.

Гаттака

Кадр: Columbia Pictures

В недалеком будущем все смогут зачать ребенка в пробирке, сложив комбинацию своих лучших генов и отсеяв худшие. И все люди поделятся на «годных» и «не годных» физически. Любой изъян в теле поставит крест на карьере человека, его успехах и его мечтах. Рожденный от традиционного слияния яйцеклетки и сперматозоида, близорукий и с пороком сердца Винсент Фримен (Итан Хоук) придумал как надуть систему и полететь в космос, исполнив свою мечту. Только система тоже не дремлет.

Заводной апельсин (на английском)

Кадр: Warner Bros.

Фильм, который первым приходит в голову, когда кто-то начинает разговор о фильмах-антиутопиях. Экранизация совсем не простой книги Энтони Берджесса, прошедшей через мясорубку воображения Стенли Кубрика. Можно ли изменить подсознание человека? Например, подавить его агрессивность. Если да, то как? Что станет с человеком, когда он вернется после обработки в социум. Неувядающий цветок кинематографа 70-х.

Суррогаты

2057 год. Люди перестали выходить из дома и общаться, а для перемещений, работы и всего остального нужного завели себе специальных роботов, которые лучше, стройнее и ловче. Всё, что осталось — лежать в специальном кресле и силой мысли управлять своей «куклой». Но однажды кто-то убьет и суррогата, и подключенного к нему человека одновременно. Расследовать дело берется агент ФБР, которому придется выйти на улицу самостоятельно.

Эквилибриум

Кадр: West

Весь мир пьет «прозиум» — лекарство для подавления эмоций. Это цена, которую решили заплатить за прекращение всех войн на Земле. Под запретом любые чувства, книги, музыка. Нарушители будут наказаны. Тема такого запрета часто поднимается в антиутопиях. Потому что нам ужасно страшно потерять наши чувства и ужасно интересно посмотреть, хоть одним глазком, в мир, где их нет. Совершить запрещенное эмоциональное путешествие.

«V» значит Вендетта

Кадр: Warner Bros.

Культовая экранизация графического романа Алана Мура, по сценарию братьев, тогда еще, Вачовски рассказала всему миру о том, кто такой Гай Фокс, почему парень — это guy, и подарила символ узнаваемый всеми и издалека — маску V.

Последняя любовь на Земле

Кадр: BBC Films

Нам очень страшно не только за свои эмоции. Мы чертовски любим свои чувства: зрение, слух, осязание… Что будет с миром, в котором они станут пропадать?

Призрак в доспехах

Ремейк культового аниме о кибернетически модифицированных полицейских, преследующих загадочного хакера, который специализируется на взломе чужих мозгов. Оригинальное анимае было снято в середине девяностых, когда интернет только-только получал распространение среди широких масс, и это всеобщая соединенность сетью радостно возбуждала и тревожила одновременно. Не станем ли мы рабами сети? Не будут ли нами с её помощью управлять?

Бегущий по лезвию

Кадр: Warner Bros.

А что если в будущем появятся совершенные человекоподобные роботы — репликанты? Неотличимые от людей и чувствующие, как люди. Их срок жизни искусственно ограничен до четырех лет, и они в корне не согласны со своим рабским положением.

Бегущий по лезвию 2049

В прямом продолжении «Бегущего по лезвию», действие которого происходит спустя тридцать лет после окончания сюжета оригинального фильма, полицейский андроид KD9−3.7 ищет Рика Декарда и мечтает оказаться «живорожденным».

Особое мнение

2054 год. Благодаря трем провидцам, содействующим полиции и властям, уровень преступности ниже, чем когда-либо: преступления не успевают совершиться — их предугадывают, а несостоявшиеся убийцы помещаются в анабиозные капсулы. Система работает безупречно, но однажды главный герой, полицейский Джон Андертон, увидел в списке будущих преступников свое имя…

Алита: Боевой ангел

2563 год, человечество приходит в себя после страшной войны, которую называют «Падением». Доктор Идо исследует свалку Железного города и находит на ней остатки девушки-киборга с функционирующим человеческим мозгом. Он приносит её в свою мастерскую и восстанавливает, но память девушки оказывается поврежденной — она вообще ничего не помнит и начинает познавать мир заново. А в небе над Железным городом, где живут в основном бедные люди, находится Зайлем, жить в котором — мечта каждого.

Анон

  • Анон

Наступило будущее, но в нем нет ничего, о чем люди фантазировали и мечтали, как и личной жизни, секретов, частных территорий и гражданских прав. Каждое действие каждого человека фиксируется в «Эфире», а преступления можно раскрывать, не вставая из-за компа. Но однажды детектив Сол Фриленд, столкнувшийся с явлением, не помещающимся в его сознании, встретил девушку, которой нет в базах данных… В главных ролях Клайв Оуэн и Аманда Сайфред.

Элизиум: Рай не на Земле

Аналогичная история случилась с Максом Да Костой, который тоже живет в 2154 году на Земле среди обреченных слоев населения, страстно желающих попасть в элитный город на космической станции «Элизиум». По вине начальника он получил огромную дозу радиации и через пять дней умрет. Единственный шанс выжить — прорваться на «Элизиум», где есть аппараты, способные излечить любую болезнь. И Макс настроен решительно.

Первому игроку приготовиться

2045 год. Население Земли живет весьма бедно и практически полностью ушло в мир компьютерной игры OASIS, придуманной гением. Создатель игры умер и завещал свое огромное состояние и власть над игрой тому, кто первым найдет и пройдет в его творении все секретные квесты. Мало кто действует по одиночке, а единицы, имеющие состояние, создали вокруг себя кланы и корпорации, ищущие эти «пасхалки» для работодателя.

Обливион

Кадр: Universal

Население постапокалиптичной Земли улетело на Титан, спутник Сатурна. Планета разрушена инопланетными захватчиками и заражена радиацией. На Земле остались только станции для выработки термоядерной энергии из воды и два обслуживающих их человека. А на орбите — огромная космическая станция «Тет». Но люди ли мы, если у нас нет нашей Земли, и что значит для нас наша память?

Время

Кадр: 20th Century Fox

Что может быть ценнее времени? Создатели этого фильма задумались над этим вопросом так крепко, что вообразили жуткий мир, где время, данное нам при рождении — единственные наши деньги. И тогда даже чашка кофе может стоить жизни. А если это время можно украсть или передать? Красивая метафора получилась.

Лобстер

Кадр: CoolConnections

Эта лента не про жуткое будущее, она про настоящее, показанное через увеличительное стекло гротеска. Закон мира этого кино предписывает любому человеку быть в крепких и картинных отношениях. Чтобы все как из рекламы майонеза на канале «Россия». А если супруг или супруга умерли, или ушли к другим, то найди себе новую пару или тебя превратят в животное. Почти как в окружающем нас мире, где все мы живем под психологическим давлением социального предписания быть в отношениях, или чувствовать себя человеком второго сорта.

Высотка

Кадр: Экспонента

Геометрия фильма чем-то напоминает «Метрополис». В многоэтажном доме живут люди, разные люди. Но тем, что богаты и успешны, доступны верхние этажи, а простым — нижние. Наверху блеск и роскошь, внизу выживание. Разнородное общество, собранное на одной локации. Безумно красивая и стильная метафора ко всей жизни.

Не отпускай меня

Кадр: Двадцатый Век Фокс СНГ

Сложный, очень сложный моральный вопрос о клонировании. В недалеком будущем людям удалось достичь в этом деле необыкновенных высот. И государство стало выращивать людей на органы. Ну вот натурально: сделали, вырастили, выучили, подняли на ноги. И в несколько «выемок» разобрали… Люди ли эти клоны? Есть ли у них душа? Экранизация романа Кадзуо Исигуро.

Судья Дредд

Метрополис

  • Веймарская республика, 1927 год.
  • Антиутопия, драма.
  • Длительность: 147 минут.
  • IMDb: 8,3.

Огромный футуристический город Метрополис разделён на два уровня в соответствии с проживающими там социальными классами: Рай для богачей и Ад для пролетариата. Сын правителя Метрополиса Фредер влюбляется в девушку из рабочей прослойки. И это меняет его жизнь навсегда.

В этой немой крупнобюджетной постановке немецкому режиссёру Фрицу Лангу удалось создать органичный синтез таких направлений, как экспрессионизм и новая вещественность. Поэтому «Метрополис» и сейчас считается одним из величайших кинопроизведений. А образы из этого фильма можно обнаружить даже в «Бегущем по лезвию» и «Звёздных войнах».

Смотреть в Google Play →

V — значит вендетта

V for Vendetta

  • США, Великобритания, 2006 год.
  • Боевик, фантастика, драма, антиутопия.
  • Длительность: 132 минуты.
  • IMDb: 8,2.

В альтернативном будущем Великобританией правит неофашистская партия. Но среди всеобщего хаоса появляется борец за свободу, который называет себя просто «V».

Знаковая антиутопия, снятая по культовому комиксу, благодаря которому маска Гая Фокса превратилась в легкоузнаваемый символ протеста. Ироничная деталь: легендарный Джон Хёрт, который в роли Уинстона Смита боролся против режима в «1984», здесь играет главного антагониста.

Роль Иви Хэммонд стала одной из самых заметных в карьере тогда ещё очень молодой Натали Портман. А за маской V скрывается лицо Хьюго Уивинга, который также известен как агент Смит из «Матрицы» и король эльфов Элронд из «Властелина колец».

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Бегущий по лезвию

Blade Runner

  • США, 1982 год.
  • Триллер, антиутопия, неонуар.
  • Длительность: 117 минут.
  • IMDb: 8,2.

В альтернативном будущем чёрную работу выполняют андроиды, которых также называют репликантами. Внешне они не отличаются от людей, но превосходят тех физической силой и интеллектом. И не все репликанты готовы мириться с положением рабов.

Для уничтожения бунтовщиков существуют спецподразделения правоохранительных органов — «Бегущие по лезвию». В центре сюжета — охотник за репликантами Рик Декард. Он готовится уйти в отставку, но вынужден вернуться на службу ради отлова сбежавшей из колонии опасной банды андроидов.

Один из самых красивых фильмов в истории, основанный на книге прадедушки всего киперпанка Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Эта лента никогда не была «народным» кино, как «Матрица» и в своё время даже провалилась в прокате. Но в конце концов она нашла свою преданную аудиторию, стала культовой и повлияла на многие картины в стилях неонуар и киберпанк.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Бегущий по лезвию 2049

Blade Runner 2049

  • США, 2017 год.
  • Научная фантастика, боевик, киберпанк.
  • Длительность: 163 минуты.
  • IMDb: 8,0.

Прямое продолжение «Бегущего по лезвию». В 2049 году андроидов всё ещё эксплуатируют, заставляя выполнять тяжёлую и унизительную работу. В центре сюжета на этот раз репликант-детектив Кей. И чтобы предотвратить заговор, способный привести к войне между людьми и роботами, он должен найти исчезнувшего много лет назад Рика Декарда.

Злой рок преследует франшизу «Бегущего по лезвию». Продолжение, снятое талантливым канадским режиссёром Дени Вильнёвом («Прибытие»), провалилось в прокате, несмотря на восторги критиков и две премии «Оскар». Но это ничего: сиквел всё так же упоительно красив. Разве что неторопливый сюжет убавляет фильму очков.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Бразилия

  • Великобритания, 1985 год.
  • Трагикомедия, драма, антиутопия.
  • Длительность: 142 минуты.
  • IMDb: 8,0.

Мелкий клерк Сэм Лаури живёт в обществе, скованном тотальной бюрократией. Однажды случай сводит главного героя с девушкой, которую он постоянно видит во сне. И ради того, чтобы встретить её снова, Лаури готов на многое. Но выясняется, что бюрократическая система пытается буквально стереть героиню в порошок из-за её жалоб на ошибочный арест соседа.

Образцовая ретрофутуристическая антиутопия. После её выхода к Терри Гиллиаму впервые пришёл настоящий успех. А ещё это кино, полное отличного чёрного юмора, достойно наследует традиции комик-группы «Монти Пайтон», в которой Гиллиам состоял не один год.

Смотреть в iTunes →

12 обезьян

Twelve Monkeys

  • США, 1995 год.
  • Фантастика, триллер, драма, антиутопия.
  • Длительность: 129 минут.
  • IMDb: 8,0.

Будущее после ядерного взрыва. Большая часть человечества уничтожена вирусом. Оставшиеся в живых перебрались под землю и путешествуют во времени, чтобы доставать еду и лекарства.

Главный герой — уголовник Джеймс Коул соглашается поучаствовать в опасном эксперименте в обмен на амнистию. И его отправляют в 1996 год, в котором был зафиксирован первый всплеск вируса.

Полная юмора и абсурда нелинейная история с неожиданным концом. Здесь Терри Гиллиам удачно возвращается к своим излюбленным темам антиутопии («Бразилия») и путешествий во времени («Бандиты времени»). Кажется, что лучше уже и не может быть. Но нет, может! Ведь в главных ролях здесь Брюс Уиллис и Брэд Питт. И такую картину точно нельзя обходить вниманием.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Призрак в доспехах

Ghost in the Shell

  • Япония, 1995 год.
  • Киберпанк, боевик.
  • Длительность: 80 минут.
  • IMDb: 8,0.

Далёкое будущее. Трансгуманизм как никогда популярен, и граница между людьми и роботами становится всё более размытой. Однако технологии несут с собой опасность: международный хакер по прозвищу Кукловод взламывает и подчиняет чужие разумы. И на поимку его отправляется майор Мотоко Кусанаги.

«Призрак в доспехах» часто сравнивают с «Бегущим по лезвию». Они и правда пользуются общими методами создания атмосферы киберпанка. Поэтому смело советуйте «Призрака…» даже тем, кто далёк от аниме.

Монументальное и созерцательное произведение Мамору Осии давно уже стало классикой. А вот американская киноадаптация 2017 года настойчиво не рекомендуется к просмотру.

Смотреть в Google Play →

Дитя человеческое

Children of Men

  • Великобритания, США, 2006 год.
  • Фантастика, приключения, триллер, драма, антиутопия.
  • Длительность: 114 минут.
  • IMDb: 7,9.

Человечество медленно вымирает от массового бесплодия. Мир погрузился в хаос, а видимость порядка сохраняется только в Великобритании, которая живёт по законам военного лагеря. Власти здесь депортируют мигрантов, используя самые жестокие методы.

Бывший политический активист Тео равнодушен ко всему происходящему, пока в его жизнь не врывается необходимость срочно доставить в безопасное место юную беженку.

Есть две важные причины посмотреть «Дитя человеческое». Первая — режиссура Альфонсо Куарона, лаурета премии «Оскар». Кажется, что он способен справиться с любой творческой задачей, будь то антиутопия, чёрно-белая интеллектуальная драма, «Гарри Поттер» или космический технотриллер.

Вторая причина — это операторская работа Эммануэля Любецки, которая всегда — настоящий праздник для глаз.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Гаттака

  • США, 1997 год.
  • Драма, фантастика.
  • Длительность: 106 минут.
  • IMDb: 7,8.

В будущем выведение генетически безупречных людей поставлено на поток. Общество расслоилось на два класса: появившихся на свет искусственно «годных» и рождённых обычным способом «негодных».

Главный герой — «негодный» Винсент страдает от близорукости и врождённого порока сердца. Но он мечтает полететь в космос и ради этого идёт на сделку с представителем класса «годных».

Режиссёрский дебют Эндрю Никкола («Шоу Трумана», «Терминал») — один из самых недооценённых на момент выхода антиутопических фильмов. А вот для сегодняшнего зрителя снятая в духе ретрофутуризма «Гаттака» может стать настоящим открытием.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Королевская битва

Batoru rowaiaru

  • Япония, 2000 год.
  • Драма, антиутопия.
  • Длительность: 114 минут.
  • IMDb: 7,7.

Размышление на тему альтернативной истории. Япония, победившая во Второй мировой войне, страдает от серьёзного экономического кризиса. В ходе государственного проекта группу учеников похищают и привозят на необитаемый остров. Там им объясняют правила: они должны убивать друг друга в течение трёх дней, пока не останется тот единственный, кто получит свободу.

Прощальная работа режиссёра Киндзи Фукасаку стала культовой не только в Японии, но и на Западе. Сравнение с «Голодными играми» неизбежно, но «Королевская битва» больше подойдёт киноманам и любителям нишевого кино.

Смотреть в Google Play →

Город потерянных детей

La cité des enfants perdus

  • Франция, Германия, Испания, 1995 год.
  • Приключения, драма, фэнтези.
  • Длительность: 112 минут.
  • IMDb: 7,6.

Жуткий профессор похищает детей в надежде научиться видеть их сны. А тем временем добрый силач, заручившись помощью серьёзной маленькой девочки, повсюду ищет своего пропавшего брата.

Для тех, кто знает Жан-Пьера Жёне только по «Амели», «Город потерянных детей» может стать культурным шоком. Эта антиутопическая сказка в своё время оказалась коммерчески неудачной и обделённой наградами. И фильму понадобилось время, чтобы обрести немногочисленных, но верных фанатов. Обязательно смотреть всем, кто неровно дышит к сюрреализму.

Смотреть в Google Play →

Эквилибриум

  • США, 2002 год.
  • Антиутопия, постапокалиптика, драма, посткиберпанк, нуар.
  • Длительность: 107 минут.
  • IMDb: 7,5.

Главным врагом тоталитарного правительства становятся человеческие эмоции. Ради контроля чувств практикуется повсеместный принудительный приём лекарства «Прозиум». Главный герой — циничный и жёсткий Джон Престон служит в отряде предотвращения «эмоциональных преступлений». Но однажды обстоятельства вынуждают его пропустить очередную таблетку «Прозиума».

Фильм говорит со зрителем на крайне интересную тему стерильного безэмоционального общества. Правда, делает это с таким подростковым максимализмом, что становится даже немножко стыдно.

Тем не менее иногда мы и правда нуждаемся в таких наивных и искренних кинолентах. Даже если они с треском проваливаются в прокате, как это случилось с «Эквилибриумом». Но всё равно спасибо режиссёру Курту Уиммеру!

451° по Фаренгейту

Fahrenheit 451

  • Франция, Великобритания, 1966 год.
  • Антиутопия.
  • Длительность: 109 минут.
  • IMDb: 7,3.

В тоталитарном обществе будущего чтение запрещено законом. Потомственный рабочий Гай Монтэг всю жизнь служит в пожарной бригаде, сжигающей книги. И он слепо исполняет приказы, пока не встречает юную девушку Клариссу.

Фильм 1988 года интересен прежде всего как единственная картина в карьере французского режиссёра Франсуа Трюффо, снятая на английском языке. Он точно понравится поклонникам «новой волны» и разочарует тех, кто ждёт дословной экранизации романа.

Смотреть в Google Play →

1984

Nineteen Eighty-Four

  • Великобритания, 1984 год.
  • Антиутопия.
  • Длительность: 113 минут.
  • IMDb: 7,2.



Уинстон Смит живёт в тоталитарном обществе будущего и работает в Министерстве правды, которое по иронии занимается фальсификацией истории. У него появляются чувства к девушке по имени Джулия, но государственная машина объявляет любовь преступлением.

Вторая экранизация романа Джорджа Оруэлла «1984», одного из самых мрачных среди книжных антиутопий. Фильм Майкла Рэдфорда точно следует сюжету романа (в отличие от более вольной первой киноадаптации) и часто цитируется в мировой культуре.

Смотреть в Google Play →

Сквозь снег

  • Южная Корея, Чехия, 2013 год.
  • Боевик, антиутопия, постапокалиптика, драма, триллер.
  • Длительность: 126 минут.
  • IMDb: 7,1.

Постапокалиптическое будущее. После техногенной катастрофы на Земле наступил новый ледниковый период. И вот уже 17 лет не прекращает своего движения кругосветный железнодорожный экспресс, в котором нашли убежище несколько сотен людей. В первом классе живут богачи, а «хвост» достался беднякам.

Скромный прокат сделал своё дело: «Сквозь снег» практически незнаком широкой аудитории. И зря: при всём своём безумии и абсурде это фантастически хороший фильм.

Один только актёрский состав — уже повод его посмотреть. Здесь и Капитан Америка Крис Эванс, и Джон Хёрт, мистическим образом появляющийся в каждой второй антиутопии, и волшебная Тильда Суинтон.

Смотреть в Google Play →

Время

In Time

  • США, 2011 год.
  • Фантастика, боевик, антиутопия, киберпанк.
  • Длительность: 109 минут.
  • IMDb: 6,7.

В будущем найден способ остановить старение. Люди всегда выглядят двадцатипятилетними, но их жизнь проходит под контролем таймера, отсчитывающего, сколько осталось до смерти. Деньги упразднены, а основной валютой становится время.

Главный герой Уилл — выходец из гетто, где каждый озабочен вопросом выживания. И он, как остальные, живёт одним днём, пока не встречает незнакомца, который отдаёт ему 116 лет.

Ещё одна обаятельная антиутопия режиссёра Эндрю Никкола. Вселенная фильма построена таким образом, что в ней фразы вроде «время — деньги» или «дай мне немного времени» приобретают новый смысл.

И хотя критики ругали киноленту, посмотреть её можно хотя бы ради того, чтобы утонуть лишний раз в глазах Киллиана Мёрфи, который тогда ещё не успел сняться в «Острых козырьках».

Смотреть в Google Play →

Идиократия

  • США, 2006 год.
  • Антиутопия, фантастика, комедия.
  • Длительность: 84 минуты.
  • IMDb: 6,6.

Военный библиотекарь Джо был выбран для участия в секретном эксперименте по заморозке людей. Но по случайности главный герой проводит в анабиозе целых 500 лет. А очнувшись, понимает, что мир сильно изменился не в лучшую сторону.

Человечество невероятно поглупело, культура и промышленность деградировали, страна утопает в мусоре. Неожиданно для самого себя Джо становится самым умным человеком на планете. И теперь ему предстоит решить насущные проблемы Америки.

Самый смешной фильм в подборке, который разошёлся на цитаты и мемы. Немудрёная, бесстыжая и, увы, правдивая комедия о влиянии естественного отбора на интеллект.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Метропия

  • Швеция, 2009 год.
  • Фантастика, драма, триллер, антиутопия.
  • Длительность: 86 минут.
  • IMDb: 6,3.

Города Европы связаны циклопической сетью метро. Мир грязен и уныл как никогда, разница между временами года стёрта. Главный герой Роджер работает в кол-центре и не ездит на метро, потому что больше любит велосипед.

Он живёт с понятной и прозаической Анной, но мечтает о светловолосой девушке из рекламы шампуня. Однажды Роджер находит свой велосипед разбитым. Он вынужден спуститься в метрополитен, где на одной из станций встречает ту самую блондинку…

Сюжет «Метропии» явно навеян «Бразилией» Терри Гиллиама, а на визуальную часть повлиял советский мультипликатор Юрий Норштейн. Мало кем замеченная за пределами фестивалей, эта картина уникальна в своём роде.

Для создания персонажей здесь использовались настоящие фотографии, которые позже анимировались. Причём «моделями» стали обычные люди, которых сотрудники студии находили буквально где придётся. В итоге герои мультфильма балансируют на грани эффекта «зловещей долины». А смотреть на них и страшно, и интересно.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

Теорема Zero

The Zero Theorem

  • США, 2013 год.
  • Фантастика, драма.
  • Длительность: 107 минут.
  • IMDb: 6,1.

Компьютерный гений Коэн Лет устал от шумного и надоедливого мира. Его таинственный босс разрешает ему работать дома, но ставит условие: Коэн должен найти решение умопомрачительно сложной теоремы Зеро.

Красочная экзистенциальная притча позднего Гиллиама в декорациях киберпанка. Иные горячо ругают, другие не менее горячо любят эту простую историю о том, что всё в совокупности даёт ноль. Одно можно сказать точно: в воображении режиссёру не откажешь.

Смотреть в Google Play →

Высотка

  • Великобритания, 2015 год.
  • Антиутопия, драма.
  • Длительность: 119 минут.
  • IMDb: 5,6.

Лондон, 1975 год. Молодой доктор Роберт Лэнг переселяется в элитный высотный комплекс. Дом кажется идеальным: собственный супермаркет, бассейн, сад на крыше. Но есть и неприятная изнанка: высотка живёт по принципу «чем ниже живёшь, тем меньше платишь». Поэтому «Верхние» жильцы презирают «нижних».

В какой-то момент в доме начинаются перебои с электричеством, и взаимное недовольство соседей друг другом перерастает в настоящую войну.

Ироничная кафкианская антиутопия. «Высотку» настойчиво рекомендуется взять на заметку всем, кто способен оценить роскошный визуальный ряд (каждый отдельно взятый кадр здесь можно смаковать бесконечно) и элегантную атмосферу 70-х годов.

Смотреть в Google Play →

Версия для печатиВерсия для печати

Мы задались вопросом: какие фильмы можно было бы посмотреть украинскому зрителю, чтобы распознать в сегодняшней ситуации намеки на зарождающуюся диктатуру? Таких фильмов в истории кинематогрофа немало, и мы решили выбрать 5 самых знаковых (по нашему мнению) из них.

Изображение антиутопичной картины ближайшего будущего, где не останется ни демократии, не свободы, где будет царствовать культ личности и жесткие правила субординации, было и остается довольно модной темой для научно-фантастического кино.

Практически все фильмы, действие которых происходит в антиутопическом обществе, объединяют несколько важных деталей.

Во-первых, это финальная победа чувства (как правило, светлого, – любви) над тоталитарным чужим рацио, захватившем власть.

Во-вторых, гигантомания власть имущих – их большое лицо на больших экранах, вещающее о том, что гражданам нужно делать и чего остерегаться, большие машины, патрулирующие город и контролирующие каждый шаг его обитателей, большие здания, большие суммы на банковских счетах, в конце концов.

И, в-третьих, важная роль средств массовой информации, за которыми, как правило, стоит какой-нибудь противный молодой человек с зализанной чёлочкой и придумывает подходящие для режима заголовки, или даже целое «министерство правды» (по Оруэллу).

Несмотря на то, что обычно на первое место в списках кино-произведений на тему антиутопического тоталитарного общества ставят немой фильм 1927 года, мы поставим тот, который на данный момент более актуален.

«В значит Вендетта» режиссера Джеймса Мактига поставлен по одноименным комиксам Алана Мура. Сценарий к фильму написали братья Вачовски, которые сняли «Матрицу» – еще один фильм о деспотии, только в кибер-варианте. Желание экранизировать этот комикс у Вачовски возникло еще в 90-х, до создания «Матрицы», но реализовать проект получилось только недавно – фильм вышел в прокат в 2006 году.

В основе сюжета – Англия недалекого будущего, пережившая войну с США и некий «хаос», исправить который смогла только консервативная партия во главе с неким Сатлером. Пока партия крепла и побеждала на выборах, Сатлер превратился из одержимого властью молодого политика в не менее одержимого властью злобного старикашку, который не собирается этой властью ни с кем делиться.

Общество живет под ногтем у верховного канцлера: введен комендантский час, разговоры жителей города прослушиваются, а телевидение показывает только то, что выгодно власти. Мало того, созданы даже концлагеря, куда сажают несогласных с режимом, и где над ними проводят эксперименты с целью создать биологическое оружие. Церковь перестала играть роль пастуха верующих в царстве земном, а стала простым инструментом для манипуляции мыслями верующих.

В конце концов, «стабильность» тоталитарного строя начинает раскачиваться, когда на горизонте появляется анонимный террорист, взрывающий для начала Олд-Бейли. Террорист в маске Гая Фокса (другого террориста, 400 годами ранее) планирует взорвать здание парламента и один за другим убивает членов властной верхушки Англии.

Мало-помалу ему удается вручить жителям Лондона главное оружие в борьбе з тоталитарными режимами – сомнение. Они начинают сомневаться в том, что им сообщают по телевидению, в том, что говорит «голос Лондона» – разбогатевший за их счет телеведущий, бывший комендант концлагеря, в том, что все, что происходит вокруг – правильно и не поддается изменению. В конце концов жители выходят на улицы города, где в финале фильме наблюдают, как под увертюру Чайковского «1812» взрывается здание британского парламента.

Еще одна важная мысль фильма заключается в том, что любовь – не к конкретному человеку, а любовь в принципе, – способна победить страх человека перед смертью. Любовь, в ее наичистейшем понимании, вполне может стать тем двигателем, который стимулирует людей к изменению себя самих и мира вокруг.

«Метрополис» Фрица Ланга – один из первых фильмов-антиутопий в истории кино. Этот немой фильм был снят в 1927 году, и совсем недавно был реставрирован и перемонтирован – оказалось, что тогда на его монтаж сильно повлияли продюсеры, и в итоге многие годы зрители смотрели не ту версию, которую хотел бы показать режиссер. В 2008 году в Аргентине нашли копию фильма в его оригинальной версии, которую и показали на Берлинском кинофестивале, а позже выпустили на ДВД.

Метрополис – это город, разделенный на две части. В верхней части живет «элита» – там красивые благоухающие сады, светские приемы и светит солнце. В нижней – находятся машины, которые обслуживаются рабочими, живущими там же, в подземелье. Доведенные до полнейшего отчаяния рабочие пытаются найти выход из ситуации, в этом им помогает Мария, проповедуя о том, что вскоре придет посредник между руками (рабочими) и головой (властная верхушка), и решит все проблемы.

Но в дело вмешивается градоначальник и полубезумный ученый, создавший человека-машину. Градоначальник хочет придушить бунт на корню, а ученый – отомстить мэру за все обиды прошлого. Так, человек-машина принимает облик Марии и подбивает рабочих на мятеж, вызывая потом в машинном зале, беспорядки и хаос. В итоге сын мэра, влюбившийся в настоящую Марию, становится Посредником между двумя враждовавшими классами общества.

Не смотря на простоту истории, «Метрополису» обязаны многими находками – антиутопический город, состоящий из сплошных небоскребов, изображение жизни бедных рабочих, каждая минута которой подчинена строгому заданному ритму, в конце концов, устрашающий облик технологического прогресса в образе девушки-робота полностью передают идею Ланга о несправедливости и пугающих перспективах существования тоталитарных обществ, подчиненных власти одного человека.

«Бразилия» Терри Гиллиама – один из самых лучших фильмов режиссера. Снятый в 1985 году, фильм во многом схож с романом Джорджа Оруэлла «1984», хотя Гиллиам и говорил, что на тот момент он не был знаком с этим произведением. По всей видимости, образы, которыми передается страх нахождения в тоталитарной системе, настолько очевидны и общи для многих людей, что для их отображения не обязательно знакомиться с отдельными работами.

Болезнь Британии, сковавшая страну в этом фильме – это бюрократия, что является своего рода подтверждением тезиса известного философа Ханны Арендт о «банальности зла». Главный герой работает в министерстве Информации, но, несмотря на высокий пост, его еще не совсем засосала тоталитарная машина бюрократии. Он – мечтатель, и практически каждую ночь ему снится неизвестная девушка, в которую он влюблен.

В конце концов, он решает ее найти. И тут выясняется, что девушка-мечта находится в опасности – на протяжении нескольких недель она шлет запросы в министерство с тем, чтобы сообщить об ошибке – власти арестовали не того, кого нужно. А поскольку машины, находящиеся на службе у власти, никогда не ошибаются, министерство пытается скрыть это недоразумение, открыв охоту на девушку. Главный герой стирает ее файлы из системы, проводит ночь с возлюбленной, но все заканчивается плачевно – ее убивают. А он, сойдя с ума, навсегда погружается в мир своих фантазий. Бразилия, вынесенная в название, – это аллюзия на райский остров Бразил из ирландской мифологии, страна-мечта с зелеными пастбищами и свежим воздухом свободы.

В каком-то смысле этот фильм – как и многие фильмы Терри Гиллиама – о бесконечной пропасти между миром нашего воображения и неприглядной реальностью. Которая, в своих наихудших вариантах, пытается поработить человеческую фантазию и не оставить ей пространства для полета. Так что «Бразилия» – это фильм, прежде всего, о том, что буйство воображения и свободное от бюрократических заморочек творчество являются единственными лекарствами от тоталитарных систем. Поэтому один из признаков приближающейся диктатуры – это попытки подавить творчество, поддать его цензуре и заключить в рамки, выгодные власти.

Знаменитый роман Джорджа Оруэлла «1984» экранизировали дважды – в 1956-м и в 1984-м. Принимая во внимание все дискуссии насчет того, что книжка всегда лучше ее экранизации, лишний раз отметим, что в случае с «1984» отказываться от прочтения книги вообще никак нельзя.

Ведь один из ключевых моментов книги – это язык антиутопической страны Океании, который отображает всю суть тоталитарных систем разной степени изощренности. Так называемый «новояз» – сокращенный вариант английского языка, создан в мире романа для того, чтобы укротить мышление жителей тоталитарного государства. Самая важная его функция – лишить людей слов, которыми можно было бы описать идеологически неверное действие. Ведь «невозможно сделать то, что нельзя выразить словами», а если подходящих слов не найдется, то и делать ничего противозаконного никто не будет.

Множество находок Оруэлла стали именами нарицательными и яркими образами в современной культуре – «Большой Брат», «Министерство Правды», «двухминутка ненависти», тот же «новояз». Телекраны из романа, которые постоянно транслировали идеологически верные передачи и осуществляли слежку за гражданами города – еще один символ антиутопического общества с диктатурой.

«1984» – нагляднейшая иллюстрация того, что бывает, когда власть концентрируется в замкнутом сообществе людей или вообще в руках одного человека. Человечество не так давно пережило опыт жизни в таких обществах – на примере нацисткой Германии и Советского Союза, но, очевидно, не все осознают, насколько страшной является жизнь в тоталитарных условиях. Оруэлл, с присущим каждому писателю талантом к метафорам и преувеличениям, напоминает это для тех, кто уже вот-вот начнет осваивать «новояз».

«Стена» Алана Паркера вообще не фигурирует в списках фильмов с антиутопическими сюжетами и тоталитарными обществами, потому что этот фильм, в принципе, не об этом. Но он сообщает важные вещи и передает важные ощущения, которые пригодятся на случай, когда придется отвечать на вопрос: мою свободу задавили, или только собираются задавить?

Снабженная тревожными песнями Pink Floyd о давлении на личность, о страхе войны, о необходимости сломать стену агрессии, «Стена» показывает основные симптомы формирования тоталитарного строя. Несмотря на то, что в Британии такого строя так и не возникло (а сюжет «Стены» – практически взят из реальных биографий), эти симптомы универсальны в любом обществе.

Эпизод, в котором звучит песня «Another Brick in the Wall», например, показывает как образование может стать инструментом для манипуляции людьми. Школьники, стоящие на конвейерной ленте образовательной системы, не подразумевающей свободу личности, быстро превращаются в фарш для системы властей. Такими людьми не грех пожертвовать в угоду «высоким целям» — отправить их на войну как «пушечное мясо», забивать их как гвозди в гроб гражданских прав и свобод.

А основная проблема, с которой сталкивается главный герой фильма – это агрессия, которая порабощает его, казалось бы, нонконформистскую натуру, и, вкупе с наркотиками, способна превратить его в настоящего диктатора. Его галлюцинация о том, как он будет управлять массами – популярное изложение стремлений любого неглупого человека доказать всем остальным, что он прав, а они – нет. Только, если добавить агрессию (и, в случае с многими тоталитарными лидерами, – неврозы), такое стремление быстро может превратить обычного человека в жестокого диктатора, идущего на поводу у жажды власти.

Давление на систему образования и подпитывание человеческой агрессии – два важных симптома, при помощи которых можно распознать надвигающуюся бурю, состоящую из культа личности, бюрократии, закручивания гаек, репрессий и гигантомании во всех ее проявлениях.

Как видим, достаточно посмотреть несколько фильмов и прочитать одну книжку, чтобы научиться выявить эти симптомы. Тогда есть вероятность того, что Украина будет не депрессивным Метрополисом, а возвышенной Бразилией.

Вениамин Орлов, «Аргумент»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *