Успешное выступление

Библиотека » Эффективное общение » Успешное публичное выступление

© И. Медведев

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления.Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступлениебез предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти навернякабудет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель,чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно?Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включатьвведение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которыеиспользуете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительногозакрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории скаким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможетприсутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительноповысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстросоставит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжениивсего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будетисправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашегопервого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либоостроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающеесяисторическое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведениеитогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи,обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз,усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисментыслушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер — время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок,обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут,потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких,понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта».Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту.При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будетпотратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателейоткорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурномуровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установлениепсихологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагиватьтемы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность ихпроизношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление,каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки.Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления.Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется,желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от временизаглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнутьк тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации,мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительнаятренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намногоувеличит вероятность успеха публичного выступления.

Место публичного выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем полавсегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений.Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика всеравно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будтобы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное,одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какойстороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост.Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной,то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкуюподставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживатьвнимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасыватьногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутымислегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность;смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своимвидом демонстрировать заботу и понимание.

Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во времяпубличного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять навысокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки— высокими, туфли — быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые неотвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Каконо на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваетевпервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт иотвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускатьдисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкуюрубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение квам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметьяркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не долженбыть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синегоцвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстукадолжны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большойнеобходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении,ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор — женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки— средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесьтребования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщинытоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового собувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.)требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться какугодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичнаядеталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотныхцветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекатьвнимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратитвнимание на то, что вы говорили.

Успешное публичное выступление — несколько секретов

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайтесуетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что выне волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите внепосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимоконтролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себямаленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите местов центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени.Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируячто-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потомповторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления,не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью— попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобыподготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если высильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Паузатакже вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас,прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чемталантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории.Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станутзрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случаенеобходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить вашеперсональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательнопройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого кпоследнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свойвзгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболеезаинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировавдля себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все,что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. Прижестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы;второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки— это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единоецелое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например,скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рукдемонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу ивремя от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, головуподнятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете потокпсихологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь.Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими,точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь теломнавстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела кприсутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотитесообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов назадние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно:быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все вниманиеобратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенностиаудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза можетвызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. Укавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается каквызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шуткина национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противномслучае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательностикак оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевойтеме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите— включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетанийспособствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которыенужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении саудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы— ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи.Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятныдля вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона,падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности ипроявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возниклислучайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучшевсего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему,а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и толькопотом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Такжепомните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленныеи раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное,продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивныйинформационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашегопубличного выступления.

См. также:

Публичные выступления — 10ошибок начинающего оратора
Постановка оратора на публике
Искусство публичныхвыступлений — обучающий курс

Великий Цицерон сказал: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Он считал, что любой может стать оратором, но это требует большой кропотливой работы.

Публичное выступление — это выступление не только на площадях и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. Выступление на публике — это возможность наиболее выгодно подать себя (например, при соискании новой должности).

Умение выступать публично, умение привлечь к себе и своему выступлению внимание аудитории — это великое искусство, которое подвластно далеко не каждому. О том, как вести себя во время публичного выступления и пойдет речь на нашем занятии.

Итак, все подготовительные моменты позади, речь написана и отрепетирована, позади бессонная ночь. Остается только открыть дверь в зал, зайти и начать говорить. Остановитесь. Сейчас начинается самое важное. На аудиторию влияет все, даже то, как вы войдете в зал. Поза, жесты — все это воспринимается людьми на подсознательном уровне. Вот несколько советов, которые помогут вам добиться успеха.

Успешное начало

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите.
Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.
Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Жесты, поза, мимика

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации.
При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы.

Тон, слова, реакция

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Любое дело необходимо начинать с подготовки. Нельзя сразу сломя голову бросаться решать какую-нибудь задачу, предварительно не подготовившись. Иначе риск провала будет велик.Зачастую люди пренебрегают подготовкой к чему-либо, особенно когда задача кажется легко выполнимой. И часто случается, что дело просто-напросто проваливается, едва начавшись. Не составляет исключение и публичное выступление. Техника публичного выступления подразумевает собой ряд действий, направленный на достижение максимально эффективного результата, когда человек выступает перед публикой, причём это может быть не только игра на сцене, но и любая ораторская деятельность.Театральные школы Москвы сейчас предоставляют массу возможностей. Многие из них в обязательную программу включают тренинг публичного выступления. Давайте рассмотрим, что входит в этот тренинг, и какие действия должен совершить человек перед выступлением, чтобы добиться максимальной отдачи от него.

  1. Прежде всего необходимо привести в порядок свой внешний вид. Встречают всегда по одёжке. Пусть даже у вас идеальная речь, но если вы выходите на сцену в помятом спортивном костюме, то у людей изначально сложится негативное мнение, и все последующие слова, неважно, хорошие или плохие, люди будут стараться подогнать под своё мнение. Это может происходить даже неосознанно. Одежда должна выглядеть отлично, опрятно, свежо, цвета должна быть подобраны так, чтобы во всём костюме было не больше трёх цветов.
  2. Чтобы публичное выступление было успешно на все сто процентов, студия актёрского мастерства рекомендует хорошо высыпаться перед выступлением. Когда человек не высыпается, мысли у него путаются, и он постоянно зевает, что немедленно скажется на качестве самой речи, произносимой перед публикой.
  3. Необходимо тщательно спланировать свою речь. Вообще тренинг публичного выступления учит читать не по листочку, а наизусть. Люди лучше воспринимают, когда им что-то рассказывают, а не просто монотонно читают. Конечно, может быть небольшая шпаргалка, на которой у вас будет составлен план, и по этому плану вы можете рассказывать, изредка заглядывая в него. Но всё же идеальный вариант – это когда вы просто выходите без листка и начинаете именно РАССКАЗЫВАТЬ, а не читать.
  4. Когда вы поработали над внешним видом, решили рано лечь спать, набросали план, выучили всё, то переходите к последнему этапу – шлифовка выступления. Это высший пилотаж. Что входит сюда? Вы вставляете юмористические фразы, какие-то истории, что-то можете рассказать из своей жизни, то есть создать небольшие отступления от текста. Тренинг публичного выступления тоже включает этот этап. Для чего это нужно? Да просто-напросто для того, чтобы разрядить обстановку, расслабиться. Люди лучше воспринимают, когда им говорят простыми словами, а не научными терминами. Также история, рассказываемая из своей жизни, помогает чувствовать себя увереннее, потому что вы точно уверены, что это с вами происходило.

Ну вот и все основные секреты успешного публичного выступления. Как видно, ничего сложного и сверхъестественного здесь нет. Достаточно просто изучить эти принципы и использовать их. Они позволят вам добиться таких успехов, что ваша техника публичного выступления будет восхищать и радовать людей каждый раз без исключения.

Всегда готовить планы выступлений, понимать терминологию в тексте, быть уверенным в том, что говорите со сцены- это лишь некоторые основы публичного выступления в школе ораторского мастерства. Не совершить эти распространенные ошибки вам поможет элементарное знание о них и о мерах их ликвидации.

Успех урока или лекции во многом зависит от паралингвистики — интонации, дикции, тембра голоса преподавателя. Как сделать свой голос идеальным инструментом для преподавания, рассказывают руководитель образовательного направления Mail.Ru Group Ольга Августан и бизнес-тренер Лариса Катышева.

Тембр голоса

Начнём с тембра. Сам звук вашего голоса может быть комфортен и приятен для аудитории, и тогда тишина в зале вам обеспечена. И наоборот, он может казаться визгливым и неприятным, и тогда что бы вы ни говорили, студенты будут галдеть или засыпать. Легче всего воспринимается низкий мужской голос, затем женский, хуже всего — детский.

Что же делать тем, у кого тембр недостаточно низкий? Возьмите одну страницу текста и прочтите его вслух так, чтобы вас услышали соседи этажом ниже. Старайтесь не напрягаться; просто думайте о том, что ваши слушатели там, под полом. Речевой аппарат сам сориентируется, как выполнить эту задачу. Даже один день такой тренировки даст нужный эффект. А чем дольше вы будете заниматься (в идеале — месяц-два), тем более долговременным он окажется. Ваш голос станет более низким и приятным.

Артикуляция

Каждый преподаватель должен работать над артикуляцией, даже если в обычной жизни проблем с произношением нет. Дело в том, что преподавание подразумевает другой формат коммуникаций и другой хронометраж. Вам придётся говорить долго, и всё это время вас должно быть комфортно слушать, а значит, вы не должны уставать. Проведём аналогию с бегом: если вы время от времени успешно догоняете отъезжающую маршрутку, не факт, что вы осилите хотя бы полумарафон без дополнительной тренировки.

Чтобы отработать артикуляцию, ежедневно выполняйте специальные упражнения, которые в сумме займут не более трёх минут.

П–Ч, Т–Ч, К–Ч, Х–Ч, Ф–Ч, С–Ч, Ш–Ч, Ц–Ч, Ч–Ч.

П–Ц, Т–Ц, К–Ц, Х–Ц, Ф–Ц, С–Ц, Ш–Ц, Ч–Ц, Ц–Ц.

Произнесите скороговорку «Около кола колокола» также без голоса, только артикулируя и как бы выталкивая воздух на каждом слоге. Сначала сделайте это медленно, потом — в среднем темпе, затем — в быстром. Проделайте то же самое со скороговоркой «Купи кипу пик».

Выпишите несколько труднопроизносимых слов, например, «с переподвыподвертом», «постапокалиптичненький» или «Гурбангулы Бердымухамедов». Затем потренируйтесь в их произнесении, стараясь удерживать внимание исключительно на ударном слоге. Поставьте себе задачу чисто произнести только этот слог: всё остальное должно сложиться само.

Интонация

Интонация позволяет выделять самую важную информацию, выразить то, чего не скажешь словами. Это один из самых эффективных инструментов удержания внимания аудитории, которая без дополнительных усилий с вашей стороны сохраняет внимание в среднем не более 30 секунд.

Для того, чтобы расшевелить интонационный рисунок речи, подойдёт следующее упражнение. Возьмите текст любой длинной скороговорки — к примеру, «В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чётко». В умеренном темпе проговорите его, стараясь донести до слушателя три разных сообщения. Сначала проговорите этот текст как рядовую новость из жизни офиса. Затем этими же словами сообщите нечто экстраординарное и возмутительное. И, наконец, расскажите про чертят с восторгом. Вы почувствуете, какую роль играет интонация и позволите себе активнее её использовать.

Темп

При выборе оптимального темпа речи нужно учитывать, что субъективное ощущение времени у оратора и у публики разное. Во время выступления все процессы в организме идут быстрее, поэтому некоторые спикеры увеличивают скорость, сами не замечая этого. Публике же кажется, что выступающий не уверен в себе и тараторит только для того, чтобы «поскорее избавиться от этого кошмара». Однако просто замедлить темп недостаточно. Чтобы сохранять внимание аудитории, вы должны постоянно его менять.

Важно: чем сложнее материал, тем медленнее должен быть темп. Паузы — один из мощнейших инструментов привлечения внимания. Они также помогают успокоить аудиторию и привлечь внимание к себе и к материалу.

Правила работы с вопросами аудитории

Многие преподаватели признаются, что именно необходимость отвечать на вопросы аудитории пугает их больше всего. Как подготовиться к вопросам и не ударить в грязь лицом?

Прогнозируйте вопросы. Готовьте ответы заранее, узнайте как можно больше о вашей аудитории, её уровне знаний, актуальных для неё проблемах.

Не воспринимайте вопросы как признак агрессии в ваш адрес, не защищайтесь и не оправдывайтесь.

Пока человек из зала задаёт вопрос, кратко запишите ключевые слова: это поможет вам сформулировать ответ. Отвечая, вы сможете оттолкнуться от прозвучавших фраз, обратить внимание на конкретные озвученные факты или подвергнуть их сомнению. Также обязательно запомните или запишите имя автора вопроса и назовите его по имени. Таким образом вы подчеркнёте, что цените его инициативу, уважаете его.

Аудитория нуждается во внимании и уважении спикера не меньше, чем он сам в признании

Не затягивайте ответы на вопросы. Когда вы подробно отвечаете на агрессивный вопрос, это выглядит так, будто вы оправдываетесь. Отвечайте по известной формуле «коротко и ясно» (но при этом аргументированно). Не обязательно выкладывать все имеющиеся у вас аргументы, но вы должны быть готовы предъявить их по первому требованию.

Помните, что у вас есть варианты: прямой ответ, вежливый отказ, отсрочка ответа. Вы обязаны показать, что восприняли заданный вопрос, но не обязаны отвечать здесь и сейчас по существу. Если вопрос некорректен, вы имеете право на него не отвечать. Если для полного ответа вам нужно время и дополнительная информация, скажите об этом, пообещав дать исчерпывающий ответ в течение какого-то определённого времени.

Не оценивайте вопрос, называя его хорошим, лучше поблагодарите. Например: «Спасибо за интересный вопрос», «Спасибо за вопрос, он оказался для меня неожиданным». Оценки иногда обижают аудиторию.

Чтобы убедиться, что вы правильно поняли автора вопроса (или чтобы выиграть пару секунд на раздумья), повторите вопрос так, как он был задан, или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос, насколько я понял, вас интересует.». Ответив на вопрос, получите обратную связь от спрашивающего. Например, спросите: «Я ответил на ваш вопрос?» или «Я прояснил картину?».

Лайфхаки от спикеров TED

1. Всегда давайте аудитории то, что люди могут забрать с собой: раздаточный материал или просто практический совет. Любая аудитория будет благодарна, если вы дадите конкретный и действенный способ применить то, о чём вы говорите, на практике, здесь и сейчас.

2. Не откладывайте ответы на вопросы. Если кто-то задаёт вам вопрос по ходу выступления — это здорово! Вас слушают! Лучшие презентации проходят в формате беседы, даже если беседа выглядит как монолог. Не теряйте возможности усилить ощущение диалога, отвечая на вопросы.

3. Задавайте вопросы, на которые вы сами не можете ответить. Задайте вопрос, на который аудитория не знает ответа, а затем скажите: «Ничего страшного, я тоже не знаю, как ответить на этот вопрос». Объясните, почему вы не знаете ответа, а потом расскажите, о чём знаете. Это сделает вас ближе к слушателям — вы тоже человек, хоть и преподаватель.

4. Обратите внимание на ваш рацион питания за несколько дней до выступления. Потребляйте больше протеина. Содержащиеся в нём аминокислоты способствуют выработке дофамина, от которого в огромной степени зависит ваш эмоциональный комфорт. Озаботиться диетой нужно заранее — перед выступлением будет уже поздно.

5. Сожгите немного кортизола, который снижает творческие способности и мешает вам обрабатывать сложную информацию. Самый простой способ сжечь кортизол — это физическая нагрузка, прогулка или поход в спортзал перед важным выступлением.

6. Составьте план на случай ЧП. Что делать, если что-то случится с вашей презентацией, сломается проектор, вас постоянно будут прерывать? Детально продумайте свои действия.

7. Придумайте ритуал, который вы будете выполнять перед выступлением. Суеверие — это попытка контролировать то, чего мы боимся. Вместо создания суеверия создайте ритуал, который поможет вам собраться и сконцентрироваться.

8. Придумайте альтернативный сценарий презентации, ориентированный на другую цель, — на тот случай, если первая цель окажется неактуальной.

9. Искренне поделитесь личной эмоциональной историей. Не стесняйтесь рассказать, какие эмоции вы сами испытали. Когда вы делитесь своими настоящими эмоциями, вы создаёте связь с аудиторией. Слушатели проникаются к вам доверием.

Сделайте 10-секундную паузу. Если вы остановитесь на 2–3 секунды, аудитория подумает, что вы потерялись. На 5 секунд — подумают, что пауза намеренная. Но если вы остановитесь на 10 секунд, то даже люди, которые что-то писали в телефоне, отвлекутся и посмотрят на вас. Когда вы продолжите говорить, они поймут, что пауза была преднамеренной. Также они поймут, что вы отличный, уверенный в себе спикер.

Плохие ораторы боятся вакуума, и только уверенные в себе спикеры отлично чувствуют себя в тишине аудитории

Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и вы автоматически получите бонусные очки от аудитории.

Мы уверены, что активная практика и предложенные нами упражнения помогут вам в развитии навыков публичных выступлений как преподавательской деятельности. Желаем успехов!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *