Управленческие навыки руководителя

Навыки менеджера

Работа руководителя сложна и содержит множество характеристик, которые мы рассмотрим далее. Теоретики менеджмента составляют длинные списки необходимых менеджеру навыков, однако все их можно разделить на три основные группы: концептуальные, социальные (гуманитарные, в области человековедения) и технические. Как показано на рис. 1.3, соотношение основных типов навыков меняется по мере восхождения человека по служебной лестнице. Хотя пропорции варьируются в зависимости от уровня управления, основными навыками должны в совершенстве владеть все без исключения менеджеры.

Концептуальные навыки – это когнитивные (связанные с познанием) навыки человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко понимать специфику и взаимосвязи ее частей; это умение системно мыслить, обрабатывать поступающие данные, преобразовывать их в информацию, планировать и организовывать деятельность с учетом перспектив развития организации и внешней среды.

Социальные навыки – это навыки работы с людьми и достижения организационных целей при помощи людей. В современном мире именно эти навыки менеджера считаются решающими для обеспечения выживаемости и конкурентоспособности организации или подразделения. Социальные навыки определяются также терминами «коммуникативные навыки», «эмоциональный интеллект».

Рис. 1.3. Соотношение концептуальных, социальных и технических навыков на разных уровнях менеджмента

Технические навыки – это специальные навыки, необходимые для выполнения рабочих заданий: владение методами, технологиями, способами решения задач, умение использовать оборудование, технические средства (для расчета бюджета, проведения исследований, производства продукции, оказания услуг и пр.).

Уровни и специфические виды менеджмента – общий (бизнес-администрирование), стратегический, финансовый, операционный, инновационный, проектный, исследовательский, логистический (управление запасами), менеджмент знаний и др.

Приведем наиболее часто упоминаемые навыки эффективного менеджера11:

1. Вербальная коммуникация (в том числе умение устно и письменно выражать свои мысли и слушать других).

2. Умение управлять временем и стрессом.

3. Способность принимать решения.

4. Выявление, определение и решение проблем.

5. Стимулирование и влияние на других лиц.

6. Делегирование полномочий.

7. Постановка целей и формулирование видения будущего организации.

8. Самоанализ.

9. Создание команды.

10. Управление конфликтами.

Простой анализ этого перечня говорит о преобладании в профессионализме менеджера навыков управления персоналом, а среди методов управления персоналом – психологических методов. Очевидно также, что успешный менеджер связывает развитие организации с развитием персонала. Список необходимых менеджеру навыков в значительной степени пересекается с набором факторов так называемого «гуманистического подхода» к управлению персоналом12.

Важнейшим качеством менеджера можно признать высокий уровень личного и профессионального развития: апеллируя к высшим потребностям, обращаясь к душе подчиненного, надо самому иметь высокие душевные качества, чтобы выглядеть привлекательно и естественно, служить примером поведения. А. Файоль о нравственности менеджера говорил следующее: «Для руководителя высокого уровня залогом отсутствия как злоупотребления властью, так и слабости является цельность его личности и его высокие моральные качества; цельность же эта, как известно, не избирается и не приобретается»13. Требуя профессионализма, следует самому быть профессионалом, превосходящим других, только тогда приобретаешь право формировать видение будущего, ставить цели, давать оценки. Высокие нравственные качества менеджера, их зрелость, минимум проявлений эгоизма – основа доверия, необходимого для успешной командной работы.

По существу речь идет в основном о качествах и навыках менеджеров, объединяемых понятием «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence).

Американский ученый Д. Гоулмен использует концепцию эмоциональных способностей, или эмоционального интеллекта, для определения группы навыков, близких по смыслу таким понятиям, как «коммуникативная компетентность» и «социальная компетентность». Эмоциональный интеллект (выражаемый через EQ – коэффициент эмоционального развития), согласно Гоулмену, представлен способностями к самоосознанию, саморегуляции и самоконтролю, умением стимулировать других, сопереживать чужим эмоциональным и поведенческим проявлениям (эмпатией) и навыками общения, или коммуникативными навыками. В отличие от когнитивного интеллекта, или коэффициента интеллекта (IQ), который в течение жизни человека не претерпевает особых изменений, эмоциональные способности могут развиваться и совершенствоваться. На деле, как показали результаты ряда исследований, успех организационной деятельности во многом зависит именно от этих эмоциональных способностей менеджеров14.

Исследования, проводившиеся в Калифорнийском университете (Беркли) в течение сорока лет, показали, что успех в той или в иной сфере деятельности, включая фундаментальную науку, зависит прежде всего от EQ, причем степень его влияния на успех вчетверо превышала уровень влияния IQ. В исследованиях, проведенных по всему миру, было обнаружено, что при найме новых сотрудников в 67 % случаев компании считали самым желательным их качеством именно наличие высокого EQ. Изучение двух групп сотрудников консалтинговой компании, которые имели высокий и низкий средний EQ, показало, что 41 % представителей первой группы за два года сумели добиться существенного продвижения по службе, в то время как во второй группе таких оказалось всего 10 %. Помимо прочего, сотрудники с высоким EQ принесли своей компании вдвое большую прибыль, чем сотрудники с низким EQ. Вывод очевиден.

Не без сожаления можно констатировать, что происходивший в последние пятьдесят лет рост IQ сопровождался ослаблением эмоциональных способностей и навыков. В общем сегодняшний человек хуже руководит как самим собой, так и другими. В то время как средний показатель IQ подскочил на целых 25 пунктов, EQ подростков и людей среднего возраста заметно снизился. Если период «технологического созревания» сократился во много раз (время между появлением новой технологии и ее распространением или пересмотром сегодня составляет уже не годы, а недели), то время «человеческого созревания» осталось практически тем же. На развитие поведенческих навыков и умений сегодня уходит столько же времени, сколько и раньше. И поныне нет методик или средств, которые позволили бы сократить этот период, – эмоциональные способности и навыки общения формируются все так же медленно. Развитие методов управления чрезвычайно отстает от технологического прогресса, что ставит менеджеров в крайне непростое положение. Выход из него – в создании такой системы управления людьми в организациях, которая бы способствовала постоянному их совершенствованию, прежде всего в части эмоционального интеллекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Как известно, руководителем не рождаются, и чтобы им стать, надо приложить определенные усилия. Умение руководить включает в себя не только навыки организации и контроля над рабочим процессом, но и беспрерывный курс обучения и саморазвития. В этой статье мы рассмотрим основные навыки успешного руководителя и правила проведения собраний. Эта информация будет интересна как лидерам бизнеса и руководителям всех уровней, так и тем, кто имеет цель таковым стать.

Стоит отметить, что единой формулы успешного руководства нет и быть не может. Опытные управленцы умеют приспосабливать свой стиль работы к конкретным условиям ситуации. Однако имеются основные навыки управления рабочим процессом. Это так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

  • Планирование. Это процесс подготовки решений. На этом этапе ставятся цели, выявляются все альтернативы и выбирается лучшая из них, вводится и исполняется план. Существуют разные уровни планирования (стратегическое, оперативное, тактическое), а также его виды (маркетинг, финансы, производство).
  • Организация. Это изучение подчиненных и определение возможностей каждого из них, постановка им задач и распределение ответственности между исполнителями. Руководитель должен организовать эффективную работу коллектива.
  • Мотивация. Руководитель должен обеспечить успешное и своевременное выполнение работы. Для выполнения этого цикла управления менеджер должен быть хорошо осведомлен в разных аспектах коммуникации. Для успешной мотивации обычно используются стимулирование (материальное или нематериальное стимулирование как побуждение к активной деятельности) и мотивирование (создание психологических побуждений к работе). Необходимо также уметь найти индивидуальный подход к каждому сотруднику и заинтересовать его в работе.
  • Контроль. Осуществление мониторинга текущей работы и сравнение ее с планом. Контроль – это проверка и сопоставление результата с планом. От руководителя на этом этапе требуется также и умение принимать меры при возникновении форс-мажоров, чтобы свести к минимуму неблагоприятные реакции и восстановить рабочий процесс согласно плану, или же реорганизовать работу коллектива.

Еще одним аспектом управленческой работы является умение проводить собрания. Как же провести эффективное собрание? Опытному управляющему известно, что собрания создают организацию. При умелом проведении, они укрепляют связи внутри предприятия и помогают проверять степень приближения к целям, решать проблемы в коллективе и мотивировать сотрудников. Проведение собраний условно можно разделить на три этапа: до собрания, во время и после.

До проведения собрания руководителю необходимо спланировать тему собрания и вопросы, которые необходимо решить. Рекомендуется прописать общий регламент собраний, где будут учтены все важные моменты. Рассматривать стоит только актуальные вопросы. Хорошо, если таблицы и графики будут на доске – людям легче воспринимать информацию визуально. Для сотрудников можно создать форму отчета, это позволит каждому подготовиться заранее, эта информация может впоследствии использоваться для статистики.

Во время собрания следует соблюдать пунктуальность. Руководитель не должен ждать опоздавших сотрудников. При этом если кто-то не смог явиться на собрание, стоит позаботиться, чтобы нужная информация к нему дошла. Для этого можно поручить одному из работников записывать основные тезисы и задания собрания. Важно не отступать от регламента собрания и не позволять этого никому из сотрудников. Собрание может проходить по такой схеме: руководитель ставит вопрос – каждый докладывает; обозначается проблема – ее обговаривают. Однако настроение присутствующих тоже важно учитывать, поэтому руководитель должен уметь разрядить обстановку: улыбнуться, пошутить. А может быть и перейти к более насущным вопросам, которые вызовут живой интерес.

Важно также вовлечь в работу всех сотрудников. Каждый должен выступить и доложить о своих результатах. Время выступления – 3-5 минут. Если возникла необходимость в критике – обсудить все вопросы с сотрудником после собрания наедине. Критика руководителем подчиненных не допускается в присутствии коллег и сотрудников организации.

В конце собрания обозначаются конкретные действия и задачи. И обязанность руководителя убедиться, что сотрудники действительно готовы реализовывать поставленные цели.

После собрания руководитель должен следить за выполнением поставленных на собрании целей, принятые решения должны проверятся и внедряться. Важно сопоставить план собрания с его фактическим выполнением, должны быть сделаны соответствующие выводы.

Успешные руководители имеют свою непрерывную программу самосовершенствования. И чтобы ее разработать, необходимо постоянно учиться. Уникальный тренинг по навыкам успешного руководителя предлагает тренинговая компания «Target». http://1target.com.ua/pcorporate/effektivnyj-rukovoditelj-

Благодаря тренингу Вы максимально освоите цикл менеджмента, отработаете все полученные знания на практике, в группах и ролевых играх. Также будет проводиться работа с кейсами профессиональных руководителей, участники научатся получать высокие результаты от своей управленческой деятельности.

Помните, мотивировать людей и успешно управлять ими может лишь человек, заинтересованный в своем деле.

Успехов!

Руководитель проектов — и швец, и жнец, и на дуде игрец. В целом, специалист отвечает за успешное выполнение проекта: контролирует качество, сроки, бюджет. Задачи разнообразны: где-то нужно проявить себя как аналитик, где-то как стратег, где-то — оказаться хорошим психологом.

Не каждому под силу все в себе сочетать. В этой статье расскажем про основные навыки руководителя проектов. Проверьте себя или своего сотрудника по нашему списку.

Лидерство и управленческие навыки

У проджект-менеджера может и не быть фактической власти над людьми. Но умение зажечь команду, показать заинтересованность на личном примере поможет руководителю вести коллектив за собой.

Харизма — залог успешного лидера. Яркий пример — Стив Джобс. Он любил давать своим сотрудникам нерешаемые задачи. Несмотря на то, что работники признавались, что это выводит их из себя, в это же время это побуждало к невероятным подвигам: Стив Возняк по просьбе Джобса сделал игру Breakout всего за четыре дня, хотя до этого уверял, что на это уйдут месяцы. «Мы делали невозможное, потому что не понимали, что это невозможно» — говорили работники Apple.

Коммуникабельные навыки

Важнейший навык руководителя проектов — коммуникабельность. По долгу службы, нужно много общаться: с клиентом, с исполнителями проекта. От того, как менеджер преподнесет информацию по проекту, зависит успех дела.

Опытный руководитель проектов умеет строить диалог в команде и может грамотно расставить границы: грань между доброжелательными отношениями и панибратством очень тонка.

Гибкость

Современный руководитель проектов — профессионал, который всегда открыт к новой информации. Он способен менять подход к управлению проектов, если это потребует бизнес. Ему не страшно делать ошибки и извлекать из них опыт.

Делегирование

В рамках проекта в разработке находятся десятки задач. Руководитель, владеющий навыками делегирования, никогда не перегорит из-за дедлайнов, потому что он умеет концентрироваться на основных задачах. Он отдает часть работы другим, экономя рабочее и личное время. Если вы тоже так хотите, но пока не знаете как, прочитайте нашу статью как научиться делегировать задачи.

Навыки ведения переговоров

Навыки руководителя проектов подразумевают способность договариваться. От того, как пройдут переговоры напрямую зависят результаты проекта.

К счастью, этот навык можно развить. Помогут семинары, консультации специалистов и книги. Вот несколько советов из бестселлера Джима Кэмпа: о подходе к переговорам:

«Каждый вопрос нужно формулировать просто, задавать медленно и внимательно выслушивать каждый ответ, потому что этот ответ – фундамент следующего вопроса»;

«Представьте себе, как задаете вопросы, делаете заметки и прекрасно владеете собой. Представьте, что вы расслаблены, не связаны никакими ожиданиями, не чувствуете нужды и страха – это значит, что вы освободили сознание»;

«Никогда не дожимайте сделки. Даже если вы «дожмете» клиента и он подпишет договор, это лишь будет означать массу проблем и неудовлетворенности на следующих этапах — и снова переговоры, снова «вытягивать» клиента».

Управление своей жизнью

Проектная работа — это десятки процессов: легко переключиться с одного на другой. Умение планировать рабочее и личное время — также важный навык руководителя проектов, который напрямую отражается на результате работы. Почитайте нашу статью о том, как эффективно управлять своим временем, в ней мы подробно рассказываем о том, как освоить тайм-менеджмент.

10 ключевых навыков руководителя проектов

Стрессоустойчивость

Вы знаете всю изнанку проекта, справляетесь с тайм-менеджментом, умеете договориться, но что-то все равно пошло не так. Кто-то из подчиненных пропустил дедлайн, заказчик поменял ТЗ.

Причины для стресса найдутся в любом проекте, и они могут не зависеть от вас. А вот ваша реакция вам подчиняется. Руководитель проекта должен уметь взять себя в руки и решить стрессовую ситуацию.

Умение погрузиться в бизнес

Важно понимать продукт. Если клиент продает молочную продукцию, побывайте на заводе, изучите процессы: поймите взаимосвязи в бизнесе, что за чем происходит.

Мало понимать самому, нужно донести это понимание до команды. Руководитель проекта должен прекрасно ориентироваться в любой сфере, с которой связана его работа.

9.Чувство юмора

Умение расслабиться и повеселиться — полезный навык в арсенале руководителя проекта. Если сотрудники получают удовольствие от работы, то мотивация и производительность улучшается. Всегда найдутся забавные моменты в процессе, над которыми можно посмеяться, не сбиваясь с пути.

Врожденные, личные качества

Если вышеперечисленные качества можно развить, то способность к организации — больше врожденный навык руководителя проектов. Хороший менеджер проектов обладает определенными чертами характера, которые помогают выполнять комплексную работу.

Уверенность в себе — не менее важное личное качество. Это порождает и уверенность в результате своей работы. Руководитель проекта должен справляться с любым препятствием, чтобы достигнуть результатов.

Руководитель проекта может состоять в штате, а может быть и внештатными исполнителем. В команде Делегатор24 есть сотрудники, которые выполняют реализацию проекта для заказчиков. Мы доверяем проекты только профессиональным и компетентным руководителям.

Есть подобные задачи? Напишите нам!
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку ваших персональных данных

Спасибо за заявку!

На указанный Вами e-mail мы отправили приветственное письмо.Если его нет во входящих, проверьте папку СПАМ.

Вы можете сразу поставить первую задачу на почту test@delegator24.planfix.ru

И не забывайте подписываться на наш блог. Раз в неделю мы будем присылать на почту статьи, которые помогут вам выстраивать эффективный рабочий процесс.

Эту книгу хорошо дополняют:

Друкер на каждый день

Питер Друкер, Джозеф Макьярелло

Менеджмент. Вызовы XXI века

Питер Друкер

Стив Джобс. Уроки лидерства

Джей Эллиот, Уильям Саймон

Уоррен Баффет

Элис Шрёдер

От автора

Я счастлив от того, что моя книга вновь выходит в свет. Со времени первой публикации в 1966 году она стала очень популярной у широкого круга читателей во всем мире и была переведена более чем на два десятка языков. Эту книгу настоятельно рекомендуется прочитать сотрудникам многих международных компаний, больших и малых, – как тем, кто только что занял свой первый в жизни руководящий пост, так и тем, кто получил повышение в должности. Потребность учиться эффективному руководству актуальна всегда. Эффективность руководителя обусловлена не «талантом» и уж точно не «гениальными способностями» человека. Эффективный руководитель использует практические методики, которым можно и нужно обучиться. В нашем все более разностороннем обществе эффективно работать в должности руководителя становится все сложнее, и это касается не только бизнеса, но буквально всех организаций. Эффективный труд в равной мере необходим для самореализации индивида и эффективной работы организации.

Эта книга представляет собой одновременно и краткий план повышения эффективности работы руководителя организации, и практическое руководство по управлению самим собой во имя достижения высоких результатов – как в рамках организации, так и вне их. Это самый лучший вводный курс в теорию менеджмента и теорию организаций для тех, кто не имеет отношения к менеджменту, – студентов непрофильных вузов и факультетов и специалистов из других областей деятельности.

Книга стала результатом двадцатилетнего опыта автора в управленческом консалтинге, а начиналось все с разработки программы для руководителей высшего звена администрации президента Эйзенхауэра. Книга уже давно вошла в список обязательных для прочтения сотрудникам многих бизнес-организаций и всем руководителям, получившим новое назначение, независимо от их уровня и опыта. Ее также настоятельно рекомендуют прочитать всем административным работникам ряда крупнейших университетов мира, например заведующим кафедрами и деканам. То же самое можно сказать о главах больниц. Книга доказала свою огромную пользу более чем миллиону человек, которые за последние тридцать лет основали в Соединенных Штатах Америки благотворительные или другие неприбыльные фонды и организации. Всем известно, что каждое развитое общество сегодня стало обществом организаций, а успех (и даже само выживание) любой организации, независимо от ее функций, зависит от эффективности работы ее руководителей.

Питер Друкер

Предисловие

Книги по менеджменту обычно рассказывают об управлении людьми. Тема этой книги – управление самим собой в целях повышения эффективности своей деятельности. Способен ли один человек управлять другими людьми, пока еще никем не доказано. Но управлять самим собой всегда можно. Руководители, не умеющие управлять собой для повышения эффективности своей деятельности, не смогут эффективно управлять коллегами и подчиненными. Управление в значительной мере осуществляется на личном примере. А руководители, которые не знают, как эффективно организовать свою работу и рабочую среду, подают плохой пример.

Чтобы работать эффективно, недостаточно ума, трудолюбия и эрудиции. Эффективность – это отдельная категория. Однако, чтобы быть эффективным, не требуется специальных навыков, талантов, склонностей или подготовки. Для получения результата руководителю нужно выполнять определенные – причем довольно простые – правила. Этот небольшой набор правил описан и прокомментирован в моей книге. Это отнюдь не «врожденные» качества, впитываемые с молоком матери. Проработав сорок пять лет консультантом у огромного количества руководителей в разнообразных организациях – крупных и малых предприятиях, государственных учреждениях, профсоюзах, больницах, университетах, общественных службах в Америке, Европе, Латинской Америке и Японии, – я не встретил ни одного «прирожденного» руководителя, который родился бы с умением эффективно работать. Все, кто получает высокие результаты сегодня, упорно учились, а потом долго практиковались в необходимых навыках, пока те не вошли в привычку. Но все, кто работали над собой, чтобы стать сильными, успешными руководителями, преуспели в этом. Эффективности не только можно – ей нужно научиться.

Руководители получают деньги именно за свою эффективность, независимо от того, работают они менеджерами, отвечающими как за выполнение своих рабочих обязанностей, так и за работу других сотрудников организации, или они независимые специалисты и несут ответственность исключительно за свой вклад в успех компании. Без эффективности нельзя достичь высоких показателей деятельности, сколько ни вкладывайте в свою работу знаний, сколько времени на нее ни потратьте, сколько усилий ни приложите. Однако до сих пор эффективности работы руководителей уделялось очень мало внимания, и это, в общем, неудивительно. Организации – будь-то коммерческие предприятия, крупные правительственные учреждения, профсоюзы, крупные больницы или университеты – появились относительно недавно. Еще сто лет назад мало кто имел дело с крупными организациями – разве что заходил в местное почтовое отделение, чтобы отправить письмо. А эффективность работы руководителя – это эффективность человека в организации. До недавнего времени не было причин заострять внимание на результатах работы руководителей и переживать из-за ее низкой эффективности у многих из них. Однако сейчас большинство людей, особенно с хорошим образованием, бо́льшую часть жизни работают в организациях того или иного типа. Во всех развитых странах общество стало обществом организаций. Теперь эффективность работы индивида все больше зависит от его умения эффективно работать в организации, на руководящем посту. А эффективное функционирование современного общества – и даже его шансы на выживание – все больше зависят от эффективности людей, которые им управляют и занимают руководящие должности. Эффективные руководители быстро превращаются в важнейший ресурс общества, а эффективность на руководящем посту становится насущной потребностью любого человека, нацеленного на успех, самореализацию и достижения – как молодого, только начинающего работать, так и того, кто уже прошел определенный путь наверх по карьерной лестнице.

Глава 1
Эффективности можно научиться

Эффективно работать – вот главная задача руководителя. В какой бы сфере деятельности ни работал руководитель – в бизнесе или в больнице, в государственном учреждении или в профсоюзном комитете, в университете или в армейском подразделении, от него прежде всего требуется правильное выполнение задач, или проявление эффективности. Проще сказать, от него ожидают эффективной работы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *