Уловка 22

Philipe Antonello / Hulu

истории
Meduza
{{ hourTwoDigit}}:{{minuteTwoDigit}}, {{day}} {{monthName}} {{year}}

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?

17 мая на американском сервисе Hulu и 18 мая в российском Videomore.ru выйдет мини-сериал «Уловка-22» — новая экранизация антивоенного романа Джозефа Хеллера 1961 года, снятая Джорджем Клуни. Кинокритик Егор Москвитин считает, что есть как минимум три причины его посмотреть.

Это кино про войну с антивоенным посылом

Место действия — солнечный остров Пьяноса в Средиземном море. Идет Вторая мировая, 1944 год. Расквартированные на острове американские летчики каждый день бомбардируют позиции фашистов. Многие из героев давно выполнили норму боевых дежурств и получили право на увольнение, но вернуться на большую землю у них не выходит — командование постоянно увеличивает количество боевых вылетов. Герои надеются демобилизоваться, заявив о своем безумии. Тут-то и вступает в силу хитрая «Уловка-22»: человек, который осознает грозящую смертельную опасность, не может быть сумасшедшим; безумца нельзя отправить домой без заявления о том, что он безумец — но написать его способен лишь здравомыслящий человек.

Поэтому герои продолжают вариться в военном и бюрократическом аду. Отчаявшийся летчик Джон Йоссарион встречает самых удивительных персонажей: майора с именем и фамилией Майор Майор, врача, который придумывает себе диагнозы, чтобы не скучать, или живого человека, которого бюрократы признали мертвым. В палатке героя лежат вещи солдата, погибшего, напротив, до того, как его успели приписать к авиаполку — формально он ни жив, ни мертв. Избавиться от его вещей без письменного заявления покойника невозможно. Так они и лежат, напоминая Йоссариону о гибели незнакомца. Впрочем, война есть война, и даже в сатирическом сериале льется немало крови — так что переживать об одном трупе скоро перестаем и мы, и Йоссарион.

Уловка-22 | Catch-22 | Русский трейлер

Это похоже на фильм братьев Коэн

Джордж Клуни — не только лицо этого сериала, но продюсер и сорежиссер. Любой, кто видел поставленный им (и написанный братьями Коэн) «Субурбикон», знает о его абсурдном и мрачном чувстве юмора. Герои Клуни — переоценивающие себя прохиндеи, идиотизм которых приводит к плачевным последствиям. Авиационный полк в «Уловке-22» — это целый остров таких несчастных дураков. И поступки, которые поначалу кажутся безобидными или странными, здесь ведут к смертям. Но «Уловка-22» — это не напряженный триллер или душераздирающая драма. Те несколько серий, которые уже показали прессе, сложно назвать чем-то большим, чем остроумной сатирой.

Мягкий юмор и стилистическая выверенность превращают историю в упоительное зрелище. И хотя это рассказ об американцах, в нем можно найти меткие отсылки и к российской современной жизни: люди измотаны бюрократией; отрицательная селекция, основанная на продвижении лояльных и нахальных, ведет к катастрофам; двоемыслие становится нормой. В 1961 году автор романа «Уловка-22» Джозеф Хеллер заработал на родине репутацию провидца, предсказавшего войну во Вьетнаме. Некоторые его наблюдения пугают до сих пор.

Реклама

Впрочем, новый сериал принесет радость и тем, кто устал от отсылок к надоедливой реальности. «Уловка-22» умеет развлекать и веселить — иногда кажется, что в основе этого мини-сериала лежит не американская классика, а знакомое многим россиянам «Крутое пике».

Это незаурядный актерский состав

Если в фильме играет Кайл Чандлер, значит перед нами умное и симпатичное авторское кино: таким была и «Операция «Арго»» Бена Аффлека, и «Супер 8» Дж. Дж. Абрамса. Хью Лори в роли капризного и жестокого командира, обожающего вкусно поесть, напоминает разом и Грегори Хауса, и самого себя из «Ночного администратора»: он снова циник, но теперь опасный. Кристоферу Эбботу отлично удается герой, который одновременно находится на пике формы (Йоссарион молод, профессионален, умен и хорош собой) и чувствует себя беспомощной букашкой, которую вот-вот раздавит военная машина.

Смотря на Джорджа Клуни в «Уловке», вспоминаешь персонажа Федора Бондарчука в сериале «Год культуры». Оба актера устали играть лощеных ловеласов — и охотно потешаются над собой. Для Клуни «Уловка-22» — не первый фильм, в котором он выступает против войны в комедийном амплуа: до этого были авантюрные и циничные «Три короля» Дэвида О. Рассела и престранный «Безумный спецназ».

«Уловка-22» — симпатичный сериал, которому, судя по первым трем эпизодам, не удастся стать таким же громким заявлением, как оригинальный роман. Но он может ненадолго вернуть зрителя во времена легендарного сериала «Чертова служба в госпитале Мэш». Те, кто еще не привык к большим звездам и богатой режиссуре на малом экране, оценят сериал: у него есть и харизма, и бюджет, и юмор, и стиль. А главное, этот мини-сериал точно конечен — новые вылеты в новых сезонах зрителям никто не навяжет.

Вы читали «Медузу». Вы слушали «Медузу». Вы смотрели «Медузу» Помогите нам спасти «Медузу»

Егор Москвитин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *