Танцевальный блог Натальи Ралло (Туговиковой)

Это поразительно, но на фоне однообразия современной поп-музыки серьёзную классическую музыку некоторые почему-то считают скучной. Давайте разберёмся, почему так происходит? В первую очередь, те, кто утверждает, что классическую музыку невозможно слушать, скорее всего с академической музыкой толком никогда и не соприкасались.

И дело даже не в том, что они не имеют основ специального музыкального образования. Просто для того чтобы научиться понимать классическую музыку, нужно быть готовым кинтеллектуальной работе, к сопротивлению обыденности, а этого сегодня не многим хочется.

Современная эстрадная музыка потому стала популярной, что является, в подавляющем большинстве, легковесной музыкой – она, как правило, не заставляет думать. И все же, направление данной статьи вовсе не сводится к тому, чтобы в итоге сказать: «Классика – это шедевры, а современная музыка только на помойку годится» – конечно нет! В истории культуры и искусства и для современного музыкального творчества должно быть место и оно будет! Тем более, что есть настоящие шедевры и в музыке современности.

Молодежь не знает, что делать с классической музыкой только потому, что ей элементарно не объяснили этого! Мне не раз встречались молодые люди с репликами: «Бах? О ужас, это же убийственно скучно!» Но если б им только научиться понимать классическую музыку…

Научиться понимать классику? Просто начните слушать!

И это на самом деле так! Причем необязательно сразу обзаводиться стопой музыковедческих книг! Главное начать слушать. И вот здесь есть свои правила, следуя которым, вы откроете для себя новый удивительный мир!

  • Новичку в классике нельзя слушать все подряд. Например, музыку двадцатого века лучше приберечь на потом. Новорожденного ведь не кормят сразу мясом! Так и здесь – начав с XX века вы рискуете получить неправильное представление о ней.
  • Все знают состав тройки самых знаменитых классических композиторов – Бах, Бетховен, Моцарт. Начните с них – они понятны всем! Только не нужно начинать с самых больших и сложных произведений. Выбирайте!
  • Время от времени включайте в список прослушивания оперные арии (например, арии из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это всегда очень красивая и доступная музыка. Только постарайтесь разыскивать записи на понятном вам языке – многие известные зарубежные оперы исполняются в оригинале на итальянском, немецком или английском языках, но почти всегда можно найти их же и в русском исполнении.
  • Перед прослушиванием оперы прочитайте её фабульное краткое содержание, чтобы быть в курсе сценической ситуации. Будет замечательно, если в ваших руках будет либреттто, то есть текст оперы – всё это тоже очень просто найти. Вместо либретто вы можете держать в руках клавир оперы, в котором есть не только все слова, но и нотные партии.

Если вы решили научиться слушать классическую музыку, то скорее всего вас приведут в восторг русские композиторы – Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов и многие другие.

Концепция классической музыки: образность и абстрактность

Как научиться понимать классическую музыку, разбираться в ней и полюбить её? Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска. К музыкальным произведениям о природе в какой-то мере относится и знаменитый цикл Сен-Санса “Карнавал животных”.

Программная и непрограммная музыка

Всю музыку условно разделяют на три большие категории:

  1. музыка вокальная и вокально-инструментальная;
  2. музыка чисто инструментальная;
  3. музыка театральная.

Инструментальную классическую музыку в свою очередь делят на программную и непрограммную.

Программная музыка имеет название (например – Зима, или Пилигримы, или Звёздная ночь и т.д.) или изложенное словами содержание. Непрограммная музыка не сообщает ни того, ни другого.

К программной относят те произведения, которые имеют какой-то немузыккальный подтекст. Программная музыка, как правило, уже даже в своём названии определяет содержание, а нам остается только улавливать и воспринимать звуковые ассоциации, которые хотел передать композитор.

Непрограммная музыка гораздо сложнее в силу своей абстрактности. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Но она и интереснее, загадочнее. Она дает огромный простор воображению. К области непрограммной музыки относятся, например, фуги – полифонические произведения, в которых нужно уметь слышать темы и следить за их развитием, или сюда же относятся симфонии без названия – музыкальные закадки, философский смысл которых нужно разгадывать.

Научиться понимать классическую музыку дано тем, кто этого действительно желает, кто слушая, умеет размышлять, улавливать ассоциации, искать новые впечатления. Старайтесь и всё получится!

Автор – Ольга Фелициани

Тут свой дом

«Маме очень нравилось, что я могу петь, хочу играть на инструменте – просила пианино мне купить, – рассказывает Виктория Артёменко. – Купила. Оно было очень дорогим, более 700 рублей по тем временам, взяла в кредит. А занятия в музыкальной школе стоили 16 рублей в месяц при маминой зарплате в 50 рублей».

Талантливую ученицу в школе заметили. И вполне закономерно, что вскоре она поступила в музыкальное училище (сегодня это факультет исполнительского искусства БГИИК) на дирижёрско-хоровое отделение. По распределению попала в Новую Таволжанку.

В Новотаволжанской детской школе искусств она преподаёт 32 года.

«Я, можно сказать, влюбилась в это село, и мне понравилась атмосфера в школе. Как только перешагнула её порог, – улыбается Артёменко, – почувствовала: это мой дом. И как‑то сразу всё пошло здесь легко, всё в радость стало».

Уже сами названия коллективов, которыми она руководит, создают хорошее настроение: ансамбль «Радовесь», детские фольклорные ансамбли «Задоринка» и «Зёрнышко», ансамбль казачьей песни «Засечная черта», вокальный ансамбль «Счастье женское», трио «Берегиня», хоровой коллектив «Радость».

Мудрость в ноте и слове

Спустя 15 лет работы с детьми, в начале «нулевых», Виктория Артёменко поступила в только что созданный Белгородский государственный институт культуры на кафедру искусства народного пения (тогда – народного хора). Говорит, к народной песне прикипела всей душой. К академическому пению и эстрадному вокалу, которые изучали и продолжают изучать её ученики, добавился музыкальный фольклор. Репертуар пополнили материалом из изданных в Белгородской области сборников, учебных пособий.

Радостное настроение – отличительная черта музыкальных уроков Виктории Владимировны.
Фото Владимира Юрченко

А поняв, что нужно не только перенимать тексты, но и «снимать» манеру исполнения с «живых» голосов, Виктория Артёменко отправилась вместе с учениками в недалёкие летние фольклорные экспедиции по Шебекинскому району:

«Песня народная – уникальная. Это учебник жизни, где в каждом слове можно почерпнуть мудрость. У песен, бытовавших в наших местах, есть свои особенности, но главное в них – слово. И оно должно передаваться из поколения в поколение, конечно, вместе с музыкой».

Записывала Артёменко с учениками песни в исполнении старожилов в Архангельском, ездили в Купино, Верхнеберёзово, приглашали спеть новотаволжанских бабушек.

«Наши не поют далёкую старину, больше городские песни, но со своим диалектом. Почему нет? Если чувствуешь, что это «вкусно», надо перенять», – считает Виктория Артёменко.

А за примерами далеко ходить не надо. Давно и прочно обосновалась в репертуаре юных новотаволжанцев «Акулинка» – частушки родом из Ивнянского района. В исполнении Виктории Жаровой она зазвучала на Первом канале в передаче «Играй, гармонь любимая!». В начале лета с «Акулинкой» выступила на международном творческом интеграционном фестивале «Счастье» в Москве ещё одна воспитанница Артёменко, участница коллектива «Задоринка» Даниэлла Терехова.

Восьмилетняя исполнительница стала лауреатом первой степени в номинации «вокал». Вместе с другими мальчишками и девчонками на гала-концерте фестиваля она исполнила его гимн со сцены Государственного Кремлёвского дворца. Кроме этого, «Акулинка» в её исполнении на месяц попала на радио «Кашалот».

Даниэлла Терехова выступала на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото Владимира Юрченко

Растут птенцы

Сегодня у Артёменко почти 40 учеников. Опытный педагог уверена: в каждом ребёнке можно раскрыть певческий талант. Но осваивать музыкальную грамоту надо с младых ногтей. В ученики к Виктории Владимировне записывают трёхлетних мальчишек и девчонок.

«Можно ли дисциплинировать ребёнка в три года?» – удивилась я.

По словам Виктории Владимировны, главное – привить в этом возрасте ребёнку любовь к музыке. И сидеть на уроке на одном месте при этом вовсе необязательно.

«Подход нужен аккуратный, и заинтересовать ребёнка надо сразу. Только ты начинаешь планку опускать, интерес у него пропадает».

— Вы педагог требовательный?

— Да. Что смотрите с недоверием? Внешний вид обманчив, – улыбается собеседница.

— Слушаю вас и удивляюсь: как времени на всех учеников хватает?

— А я уже втянулась. В любую свободную минутку, даже летом на каникулах, сижу и репертуар подбираю для каждого.

Из детских музыкальных коллективов способные ученики Артёменко переходят во взрослые ансамбли под её же руководством.

«Если своего птенца не вырастишь, никто тебе его не подарит», – рассуждает Виктория Владимировна.

Приятно, когда ученики возвращаются и сами становятся наставниками. Анастасия Заболотняя руководит хором «Таволжаночка» в родном селе, Яна Гецел – вокальным ансамблем «Берёзка» в селе Купино, Владислав Артёменко – хором «Русские узоры» в Шебекине.

«Когда очередное поколение учеников уходит, я плачу и говорю: таких больше не будет, – делится педагог. – Но Господь Бог даёт других, таких же замечательных. Я жить без них не могу, без своих учеников».

Остаётся лишь добавить, что семья у педагога тоже музыкальная: сын Владислав продолжил мамину карьеру, руководит музыкальными коллективами и успешно участвует в фестивалях и конкурсах. Этим летом привёз домой Гран-при фестиваля православной культуры и традиций малых городов «София». Дочь Анна окончила музыкальную школу, а внучка Вероника тоже ученица Виктории Владимировны, одновременно пошла в первый класс и в детскую школу искусств.

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Версия для печати

Природа с самого рождения наградила каждого человека колоссальным потенциалом — интеллектуальным, духовным, творческим. Но чаще всего человек не использует природный дар на все 100%.

Современный человек живет в совершенно новом, информационно насыщенном мире. Ежедневно на нас обрушивается информационная лавина – мы читаем (книги, газеты, журналы), мы учимся (учебники, справочники, энциклопедии), мы работаем (деловая пресса, специальная литература, Интернет)… И подчас умение быстро работать с информацией, быть в курсе событий и правильно применить полученные знания – прямой путь к успеху и лидирующему положению. В этом вам помогут курсы из серии «Школа развития личности».

В состав «КМ-Школы» входят 11 курсов серии:

  • Улучшаем память
  • Учимся читать быстрее
  • Учимся эффективно распоряжаться временем
  • Развиваем внимание
  • Учимся понимать музыку
  • Учимся понимать архитектуру
  • Учимся понимать живопись
  • Учимся выступать публично
  • Учимся логическому мышлению
  • Учимся оптимизму
  • Учимся слушать


Фрагмент курса «Улучшаем память»

Курс «Улучшаем память» позволит вам в совершенстве овладеть приемами мнемотехники. С помощью оригинальных и увлекательных упражнений вы легко научитесь запоминать различные виды информации любой сложности. Этот учебный курс поможет вам научиться запоминать не только цифры, стихи, английские слова, лица и имена людей, но и даст возможность тренировать внимание и мышление, а также понять, как работает ваша память.
Освоив различные способы запоминания, вы сможете быстрее обрабатывать информацию и получать больше знаний за более короткие сроки, сэкономив время для других важных дел.

С помощью курса «Учимся читать быстрее» вы сможете в совершенстве овладеть продвинутыми навыками скорочтения с глубоким пониманием прочитанного. С помощью оригинальных и увлекательных приемов вы легко научитесь быстро прочитывать, понимать и запоминать тексты любой сложности, суперпродуктивно работать с учебной, познавательной и справочной литературой, уверенно ориентироваться в огромных информационных потоках.


Фрагмент курса «Учимся читать
быстрее» — упражнение «Алгоритм»

Курс «Учимся эффективно распоряжаться временем» создан для тех, кто ценит время, осознает его скоротечность и хочет научиться расходовать этот драгоценный ресурс максимально эффективно. Он развивает чувство времени, формирует навыки краткосрочного и стратегического планирования, помогает определить жизненные приоритеты, учит ставить цели и достигать их. Курс идеально подходит для самостоятельного обучения.

Курс «Развиваем внимание» поможет в совершенстве овладеть способами управления вниманием и, как следствие, улучшить качество и результаты Вашей деятельности! Пройдя курс, Вы научитесь распределять свое внимание между несколькими делами; концентрироваться на необходимом; легко переключаться с одного на другое; быть внимательным к себе и окружающему миру.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволит вам научиться понимать музыку, с легкостью ориентироваться в ее многообразном мире. C его помощью вы сможете приобщиться к мировой музыкальной культуре, развить музыкальный слух и чувство ритма, чувствовать музыкальные настроения и интонации, разобраться в системе музыкальных терминов, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.

Фрагмент курса «Учимся понимать архитектуру» — упражнение-игра «Архитектурный пасьянс»

Занятия курса в современной мультимедийной форме расскажут о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, научат слушать и понимать музыку.

Мультимедийный курс «Учимся понимать архитектуру» станет вашим путеводителем в мир архитектуры, позволит разгадать тайну архитектурного образа, научит подбирать ключи к пониманию любого строения, созданного человеком. Он поможет вам развить чувство гармонии и трехмерное воображение; понять основные законы градостроительства, ландшафтной архитектуры и архитектуры объемных сооружений; видеть в сооружениях архитектуры композицию, пропорции, пластику объемов; различать архитектурные стили и направления.
Занятия курса позволят вам понять соотношение «красоты и пользы», лежащее в основе гармонии каждого архитектурного произведения.

«Учимся понимать живопись» — это курс, который поможет вам приобщиться к миру изобразительного искусства, познакомиться с творчеством его выдающихся деятелей, познакомиться с художественными средствами и приемами воплощения в живописи, с историческими эпохами в живописи.

Фрагмент курса «Учимся понимать живопись»

Вы научитесь правильно выстраивать композицию произведения, использовать цвета и свет, ориентироваться в жанрах и свободно говорить о живописи, понимать особенности эпох, школ, жанров и стилей изобразительного искусства, а «Интерактивный музей» познакомит с самыми известными жанровыми произведениями.

Курс «Учимся выступать публично» поможет вам освоить приемы речевого воздействия на аудиторию и научиться грамотно стоить свои выступления, а именно: овладеть искусством ораторского выступления, освоить приемы «захвата» аудитории, научиться прорабатывать структуру и композицию выступления и правильно обозначать его цель. После прохождения курса вы узнаете, как преодолеть страх публичного выступления, как привлекать и удерживать внимание аудитории, как правильно использовать мимику и жесты. Интерактивный модуль «Техника речи» поможет оценить успехи и скорректировать процесс обучения.

Курсы из «Школы развития личности» помогут вам целенаправленно развить свои таланты и способности, обрести новые навыки и умения, стать гармоничной личностью.

Практический курс «Учимся логическому мышлению» поможет:

  • освоить законы и правила логического мышления;
  • овладеть приемами и правилами доказательства и опровержения;
  • научиться решать проблемы логическим и интуитивным способами;
  • овладеть правилами и приемами эффективного ведения спора;
  • научиться избегать логических ошибок и распознавать уловки;
  • понять разницу между женской и мужской логикой.

Практический курс «Учимся оптимизму» поможет:

  • научиться понимать и оценивать свое психологическое состояние;
  • освоить приемы повышения самооценки;
  • научиться различать пессимистичные и оптимистичные настроения людей;
  • овладеть методиками борьбы с пессимизмом;
  • овладеть поведенческими механизмами формирования оптимизма;
  • научиться формировать хорошее настроение.

Практический курс «Учимся слушать» поможет:

  • освоить основные приемы «эффективного слушания»;
  • открыть секрет общения с людьми разных темпераментов;
  • научиться строить продуктивный разговор;
  • научиться определять степень искренности собеседника и читать скрытый смысл слов;
  • научиться понимать язык жестов и общаться невербально;
  • научиться искусству бесконфликтного общения;
  • познакомиться с приемами рефлексивного и нерефлексивного слушания;
  • эффективно воспринимать и запоминать информацию на слух;
  • научиться справляться с причинами, мешающими слушать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *