Танец парней

Ежегодно, 29 апреля в мире отмечается Международный день танца, который объявлен в честь дня рождения известного французского балетмейстера Жана Жоржа Новера. К сожалению, в Таджикистане этот праздник не отмечают, а зря.

Your.tj узнавал, почему нам нужно отмечать день таджикского национального танца и в каком сегодня состоянии этот вид искусства.

Древнейшая история

Директор государственного ансамбля «Лола» имени Гаффора Валаматзода Кенджа Иброхимов, который более 15 лет руководит этим коллективом, говорит, что таджикский национальный танец имеет древнюю историю.

Он сформировался еще в раннем средневековье, и был отражением быта, знаменательных событий из жизни и религиозных верований.

По его словам, среди стран Средней Азии танец у таджиков был самым древнейшим. Особенно он развивался в доисламский период, когда существовали по отдельности школы женского и мужского танцев.

«Я читал в источниках, где говорится, что слухи о прекрасных танцовщицах из Согдианы и Бактрии разлетелись по всему миру. Когда арабы захватили территорию Азии, в одном из военных лагерей в честь арабских завоевателей был устроен пир, куда были приглашены самые лучшие танцовщицы и певцы. И когда слухи о выступлениях этих артистов дошли до арабского правителя, он приказал привезти самых лучших из них в Аравию.

В исторических летописях говорится, что тогда на полуостров силком отправили порядка 4-5 тысяч танцовщиц, танцоров, певцов, музыкантов, которые остались на той земле навсегда. Они хорошо прослужили арабам и так как им больше не разрешили возвращаться на родину, им изменили имена на арабский лад. Так, на аравийском полуострове появилось и развивалось танцевальное искусство.

В свою очередь, шах Сасанидов после похода на Индию привез 12 тысяч индийских артистов, которых распределил по всей территории государства. В другие времена китайские императоры обращались с просьбой к правителям Бухары, чтобы те отправили к ним группу танцоров. Потому что таджикские танцы в Китае были популярными.

А в XIV-XVII веках в Бухаре существовал театр профессионального таджикского танца под названием «Созандахо». В Самарканде и Бухаре существовали гузары (улочки), где для танцовщиков изготавливались колокольчики. В те времена специально для танцев сочиняли мелодии», – рассказывает Иброхимов.

Особую роль в таджикском национальном танце играли жесты исполнителей. Из-за строжайшего религиозного контроля, считавшего движения корпусом излишне чувственными и греховными, именно руки танцоров становились основными выразителями идеи танцевального произведения.

Директор государственного ансамбля «Лола» Кенджа Иброхимов. Фото Your.tj

По словам Иброхимова, мужские танцы, особенно воинственно-героические, были частью богатого музыкального творчества таджикского народа. За тысячелетия таджики сумели сохранить и развить это удивительное искусство, хотя в настоящее время оно почти вымирает.

Национальные танцы в упадке

Кенджа Иброхимов говорит, что сегодня в Таджикистане нет специалиста по танцу, особенно мужскому. По его словам, в Таджикском государственном институте искусства и культуры им. М.Турсунзаде готовят таких танцоров, которые находятся на уровне самодеятельных коллективов.

«К сожалению, в институте нет ни одного специалиста, который бы готовил профессиональных балетмейстеров, хореографов и танцовщиков. Пока мы не подготовим достойных специалистов, (преимущественно за пределами страны), которые изучат мировое танцевальное искусство и историю таджикского национального танца, мы ничего не добьемся.

Хотя в Таджикистане полно танцевальных коллективов, к большому сожалению, я не вижу никакого продвижения в их работе. Нужен такой балетмейстер, который мог бы внести новое направление в это искусство», – считает Иброхимов и приводит в качестве примера работу Зебо Аминзаде.

«Она смогла представить нашему народу лучшие таджикские танцы. Но прошел 41 год и после Зебо не появилось и одного достойного хореографа, который бы смог привнести что-то новое и актуальное», – говорит Кенджа Иброхимов с сожалением.

Фото Your.tj

Мужское и женское

К тому же, он считает, что для мужского и женского танца нужны разные балетмейстеры и хореографы. К сведению, балетмейстер, это тот, кто сочиняет танец, является его автором. А хореограф тот, кто ставит танец, то есть учит этому других.

По словам Иброхимова, мужские танцы в корне отличаются от женских.

«Но к большому сожалению, сегодня много чуждых элементов женского танца вошли в мужской. Не знаю, по чьей вине это произошло. Может, по вине самих постановщиков танцев. Это очень негативное явление и надо поработать над его решением», – считает он.

В самом ансамбле «Лола» в настоящее время работают 16 парней и 30 девушек. По оценке их директора, он не может утверждать, что они танцуют на высшем профессиональном уровне, у них есть недочеты как в женских, так и мужских танцах.

Фото Your.tj

Отсутствие специалистов привело к такому плачевному состоянию национальный мужской танец, когда в свое время таких танцев было великое множество, среди которых, танец богатырей, танец с саблями, танец орла, танец всадников и т.д.

Танцовщики у нас есть

Но заведующий кафедрой хореографии Таджикского государственного института искусства и культуры им. М. Турсунзаде Музаффар Искандаров, который в течение 20 лет преподает студентам, считает, что мужские танцы можно возобновить.

Завкафедрой хореографии Таджикского госинститута искусства и культуры Музаффар Искандаров. Фото Your.tj

В прошлом, в течение 25 лет Искандаров танцевал в этнографическом ансамбле «Ганчина». Сегодня он обучает 40 человек искусству танца.

По его словам, танец – это движение, с помощью которого человек может передать свои внутренние эмоции. Женский танец надо танцевать нежно, лирично, а в мужском важно показать смелость и отвагу.

Музаффар Искандаров категорически не согласен с утверждением, что сегодня не существует мужского национального танца.

Фото Your.tj

«Я слышал подобные высказывания, и не раз. Раньше в телевизионных программах и на концертах часто показывали мужские танцы.

Сегодня мужчины-танцовщики работают в государственном ансамбле «Лола», среди них много профессионалов. Также мужчины есть в составе профессиональных коллективов в областях, но их – единицы. Потому что нет пропаганды, таких танцовщиков не показывают по телевизору, не включают в концертные программы и получается, народ воспринимает танец как сугубо женское искусство», – отмечает Искандаров.

По его словам, говорить о танцах очень легко, а самим заниматься этим искусством требует особой выдержки и старания. Причем, нужно всесторонне знать этот вид искусства.

Фото Your.tj

«Работать в этой сфере очень сложно. Часто вижу по телевизору, как так называемые эксперты критикуют постановку танцев. Они ничего не знают о танцах, их истории и пишут исследования.

Когда речь заходит о мужском танце, многие приводят в пример кавказские танцы, мол, там танцуют только мужчины. Потому что они, в отличие от нас, смогли пропагандировать и сохранить свое танцевальное искусство», – считает хореограф.

Он тоже сходится на том, что для восстановления былой славы таджикского национального танца, необходимо готовить национальные кадры, чем он и занимается.

По его словам, современные таджикские танцы синтезированы, в них попало много чуждых элементов из других культур. В многочисленных танцевальных студиях молодежь обучают неправильно, в итоге они воспринимают такой синтез за национальный.

«Танец должен нести смысловую нагрузку. У него должна быть цель. Но прежде всего, с помощью танца мы говорим о своем народе, нации. Поэтому в национальном танце важно все – мелодия, одежда, движения – во всем этом можно увидеть лицо нации», – утверждает Музаффар Искандаров, вспоминая то время, когда он работал в ансамбле «Ганчина» и ездил с коллективом на гастроли по разным странам.

«Где бы мы не выступали, нас всегда встречали очень хорошо, – вспоминает он, – Когда мы например, были на гастролях в Нидерландах, там удивились танцам и нарядам, спрашивали, как нам удалось сохранить свое национальное искусство и представлять его».

Фото Your.tj

Между тем, молодой танцовщик Фарход Джомахмадзода, который раньше танцевал в ансамбле «Лола», а теперь вынужден заниматься этим искусством за пределами страны, отмечает, что танцы в исполнении мужчин на праздниках и мероприятиях воспринимаются в Таджикистане не очень приветливо.

В консервативном таджикском обществе считается, что в мужском танце проявляется женское кокетство и жеманство. По словам же специалистов, в мужском танце присутствуют динамичность, стремительность, символизирующая мощь и силу воинственного героя, вперемешку с весельем и изящностью.

По словам Фархода, теперь преимущественно считается, что танцы – удел женщин. Единственное исключение составляют танцы народов Бадахшана, в которых участвуют и мужчины, и женщины. Они отличаются сдержанностью, суровостью и строгостью, присущей жителям гор.

Тысячелетней истории таджикского танцевального искусства посвятил свои труды знаменитый искусствовед Низам Нурджанов. Трудно даже представить, что в прошлом у нас были популярны женские танцы с ложками («Ракс бо кошук») и с кастанетами («Кайрокбози»), а среди мужских, – танец аиста и с ножами, когда как сегодня в национальном современном танце можно больше заметить элементы аэробики, нежели национальных телодвижений.

Клубные танцы для парней

Sam Zakharoff
Видео уроки на русском языке для парней. Показаны самые простые движения для улучшения пластики специально для танцев в клубе.
Виталий Погосский
Видео урок на русском языке с простыми движениями для танцев в клубе.
Клубные танцы для парней
Выучив и применив эти комбинации на танцевальной площадке в клубе, вы будете выглядеть как реально классный танцор. Видео урок для начинающих на русском языке.

Брейк-данс для парней

UTV
Связки для начинающих танцоров с пояснениями на русском языке.
Crumbs
Обучающее видео на английском языке от легендарного бибоя Crumbs. Показано выполнение базовых элементов брейк-данса.
Кистенев Олег
Подробный курс по базовым движениям брейк данса на русском языке.Оригинальные комментарии и пояснения к каждому движению.

Хип-хоп для парней

Артур Панишев
Разбор базовых движений хип-хопа с объяснениями на русском языке.
Дима Никитин
Базовые движения хип-хопа на русском языке для начинающих.
Mainstream
Базовые шаги для начинающих танцоров на русском языке.

dubstep для парней

Dragon
Подробные видео уроки по дабстэпу на русском языке с объяснениями от преподавателя школы Драконов.
Mr Wave
Видео уроки на русском языке для начинающих танцоров dubstep. Показаны базовые элементы, волны рукой, кольцо шеей.
Владимир Шереметьев
Видеоуроки по dubstep для начинающих на русском языке. Подробное объяснение техники выполнения базовых движений.

Тектоник для парней

Tecktonick First
Большая сборка обучающих видео от школы танцев Tecktonick First поможет вам изучить все базовые движения стиля и дополнительно предоставит набор связок для ваших нужд.
UTV
Связки для начинающих по Electro Dance на русском языке.
Loony Boy
Сборник обучающих видео с Loony Boy, популярным российским танцором. Связки комментируются и показываются в среднем темпе.

Лезгинка для парней

Видео уроки лезгинки для девушек
Курс на русском языке начиная с базовых позиций и постановки рук, заканчивая сложными комбинациями движений.
Лезгинка - Аскер Энеев
Подробный видео курс по всем базовым шагам и комбинациям движений в танце лезгинка на русском языке.
Алия Черсси
Хорошие видео уроки по лезгинке для девушек, для начинающих танцоров. Видео урок на русском языке.

Локинг для парней

Александра Кудрявцева
Короткий видео урок по базовым движениям на русском языке.
Школа
Обучающий видеокурс основам Локинга.
Алексей Иванов
Разминка в стиле локинг с обучением базовым движениям локинга. Видео на русском языке.

Шафл для парней

Андрей Захаров
Обучающее видео для начинающих танцоров шафла на русском языке.
Онлайн школа Шаффла
Уроки на русском языке от онлайн школы изучения шаффла.
SnowBlack
Небольшой видеокурс, состоящий в основном из демонстраций простых комбинаций и более продвинутых связок без комментариев и субтитров.

Существует расхожее мнение, что танцы для парней, это все равно, что футбол для женщин: не типичное занятие. Однако именно профессиональные танцоры знают, что этот миф придумали люди, которые не умеют или никогда не пробовали танцевать. В современной культуре парень, умеющий танцевать, способен привлечь к себе много внимания, и не только со стороны скептически настроенных мужчин, но и со стороны заинтересованных девушек. «Хочешь покорить женщину, — научись танцевать»,- сказал однажды Аль Пачино и был прав.

Уличные танцы для парней

Уличные танцы для парней популярны вне времени и пространства. Ни у кого не возникнет сомнений в мужественности и состоятельности парня, если он танцует брейк, тектоник, вейвинг, локинг, электрик буги, джампинг или является исполнителем другого хип-хоп стиля. Кроме того, современная мода на изготовление видеороликов, позволяет показать собственное мастерство в рамках сообщества не ограниченного городом, страной или континентом. Начать изучение уличных танцев можно дома, по видео-классам. Хип-хоп культура богата течениями, направлениями и стилями, каждый найдет что-то свое. С былой популярностью брейка сейчас могут поспорить танцы в стиле техно, возникшие в связи с появлением огромного количества электронной музыки. Для новичков отметим, что азы вэйвинга или тутинга изучить легче и быстрее, если сравнивать с классикой нижнего брейка. Наращивать мастерство и сложность танца можно будет постепенно, так что для современного парня техно хип-хоп – идеальный вариант проявить себя в танце, не беспокоясь о падении собственной популярности.

Перспективные танцы для парней

Не для всех парней, танцы являются способом самовыражения. Кто-то просто хочет научиться кадрить девчонок. И нет для этого ничего лучше, чем танец. Достаточно просто уметь делать приставные шаги под медленную музыку в паре с девушкой, чтобы выделиться среди соперников. Но, если потратить немного времени и обучиться ведению в сальсе, хастле или кизомбе… тогда девушки сами начнут ходить толпой, выпрашивая свободный танец. Это действительно так. На четыре поколения танцующих социальные танцы девушек приходиться всего лишь одно поколение мужчин. Это значит, что спрос на партнеров велик. Наиболее приятные для мужчин парные танцы: кизомба, хастл, сальса, бачата и румба. Обучаться базовым шагам можно и дома, но лучше сразу идти в танц-класс, там можно познакомиться с массой интересных людей и потенциальных партнеров, а также отработать технику и коммуникативные навыки.

Контемп для парней

По ТВ крутят огромное количество телешоу о самых разных танцах. И мужчины в этих передачах совсем не редкость. Достаточно большой процент из них реализует себя в рамках контемпорари данс (современный танец). Это что-то вроде вольной трактовки балета с массой поддержек в парном исполнении, прыжками и демонстрацией растяжки. Танцы могут быть трудными. Это действительно так, чтобы добиться хорошей растяжки и научиться поднимать партнершу над головой на вытянутых руках – нужно иметь упорство, силу и выносливость. Занятие контемпом для парней может стать настоящим испытанием, на состоятельность и мужественности. Плюсы контемпа в том, что несмотря на родство с балетом, танец не вызывает потока нездоровой критики от закомплексованной толпы.

Вывод

Танцы для парней не обязательно должны быть связаны с воспоминаниями о детском кружке балльников, в который мама заставляла ходить в пятом классе. Современная культура дает широкий диапазон самовыражения через танец, благодаря которому можно улучить качество жизни и расширить круг своих интересов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *