Там где родился Иисус Христос. Фото экскурсия по священному месту

Опубликовано 04.01.2018

Когда родился Иисус Христос? Известна ли точная дата и какая правильная — 25 декабря или 7 января по Библии? У моей знакомой есть подруга-богослов, которая говорит, что Иисус Христос фактически родился 25 декабря.

«Почему мы празднуем рождение Иисуса Христа 25 декабря? 25 декабря было выбрано, потому что 25-го числа 12-го месяца (Кислев) является первым днем праздника Ханука в Израиле. Самое раннее письменное упоминание о христианах утверждает, что эта правильная дата восходит ко 2-му веку. И никакие веские вызовы поменять эту дату никогда не имели смысла. В Святой Земле пастухи остаются далеко в полях даже в феврале, и в Вифлееме почти никогда не бывает достаточно холодной снежной погоды. Это пустыня, в конце концов. Интересно, что в 5 году до н. э. (вероятно, в правильном году Его рождения) 25 декабря приходилось на тот же день, что и Кислев 25 по еврейскому календарю, если подсчитать даты назад по западному календарю.

Утверждение, что дата рождения Иисуса Христа связана с языческим праздником римских Сатурналий, является нелепым, поскольку ранние христиане были в основном евреями, не язычниками. И еврейский праздник является более очевидным его предшественником. Он также подходит по срокам.

От Иосифа мы знаем, когда священник Захария (Авия) был на служении в сентябре 7 года до н. э., 6 месяцев спустя, в марте, Марию посетил Гавриил. 9 месяцев спустя был конец декабря — начало января. И Ирод Великий умер в 4 году до нашей эры. Итак… Зачем спорить с древними властями, когда все документальные свидетельства из этого периода указывают на подлинность 25 декабря 5 года до н. э.?» Вот вся статья. http://www.struggler.org/birth3.htm

Ответ:

Когда же родился Иисус Христос?

Скажу честно, я не знаю точную дату, когда родился Иисус Христос. Я считаю, что никто из живых не знает дату рождения Иисуса Христа. Библия не записывала эту дату. Ни один другой древний документ не делал это. Доказательство от ранней церкви в том, что дата Рождества была выбрана не потому, что это было фактическая дата рождения Иисуса, но потому что она совпадала с Сатурналиями, языческим праздником, являющимся соперником христианского праздника Рождества.

Я не исключаю, что Иисус родился 25 декабря. Это было возможным, но данные из ранней церкви не поддерживают эту дату. Данные, используемые выше («сентябрь» и оценка 6-го месяца беременности Елизаветы), очень приблизительны. Идея о параллелях с Ханукой и освящением храма интересна. Мне на самом деле нравится эта идея (не то, что 25 декабря является фактической датой, но выбор даты, в частности, из-за близости к Хануке), но, учитывая отсутствие подтверждающих документов, я остаюсь немного скептическим по отношению к этой идее. Возможность того, что 25 декабря было выбрано из-за соответствия сроков Сатурналий и частично освящения храма, интересна и даже убедительна, но идея того, что это фактическая дата рождения Иисуса, опять же, для меня неубедительна.

Этот «богослов» не упомянула в своей статье, что Восточная Церковь празднует Рождество 7 января. Почему бы не выбрать эту дату, а не 25 декабря?

Утверждение, что есть связь между Сатурналиями и сроками зимнего солнцестояния, с указанием даты, выбранной для празднования дня рождения Иисуса, не является «глупым». Дата рождения Иисуса Христа 7 января была установлена во второй половине второго века, когда церковь культурно была в основном греческой. Культурно это была уже не еврейская церковь. Выбранная Западная / Римская дата Рождества 25 декабря могла прийти в конце третьего века под римским, а не греческим влиянием, так что аргумент «нелепости» является слабым.

Позвольте мне закончить свой ответ, цитируя статью, которую вы прочитали: » …все документальные свидетельства из этого периода указывают на подлинность 25 декабря 5 года до н. э.» Вот мой ответ — на самом деле нет буквально никаких документальных доказательств, поддерживающих подлинность даты 25 декабря. Как кто-то может говорить это, когда буквально нет ни единого древнего документа, который доказывал бы эту дату? Для меня является загадкой. Самая ранняя церковь не утверждала, что это была фактическая дата, но просто выбрала её в качестве даты празднования рождения Иисуса Христа, а не в качестве фактического дня рождения. Автор не приводит каких-либо документов, но только говорит о том, что Иисус Христос, возможно, родился в конце осени, не указывая на 25 декабря. Насколько я знаю от ученых, наиболее вероятное время для пастухов, чтобы быть в полях, – это осень или весна, но это не сильно сужает поиск даты.

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко

Можно ли установить дату рождения Иисуса Христа?

Даже первые христиане признавали, что они понятия не имеют, в каком месяце родился Иисус Христос! Но Библия дает несколько подсказок. Пастухи были в поле со своими овцами. Это не было бы нормальное поведение в сезон дождей (примерно с ноября по март). Кроме того, правительство проводило перепись, которая привлекла многие семьи, пришедшие в свои родные села; это было бы трудно сделать в холодный дождливый сезон. Это, кажется, исключает декабрь!

На самом деле 25 декабря было «днем рождения» персидского бога Митры, который при трансформации стал «днем рождения» Иисуса – но до 3 века этого не было. Так что все выглядит не слишком хорошо для традиционной даты! Отвечу на Ваш вопрос: Вы не можете знать ответ. Так празднуйте день рождения Иисуса Христа, когда захотите. Почему бы не каждый день?

За 700 лет до рождения Иисуса Христа Исайя пророчествовал о Его рождении и жертвенной смерти в мельчайших подробностях (Исайя 7, 9, 11, 53 и т. д.). Копии рукописи Исайи сохранились с 150-100 гг. до н. э., и они выставлены в Музее Израиля в Иерусалиме. И все же ветхозаветные пророчества никогда не указывали точного года рождения Иисуса Христа. Христос, скорее всего, родился в Вифлееме около 7-5 гг. до н. э. (Ирод Великий, который пытался убить его, умер в 4 году до н. э.). Так исполнилось пророчество от Михея 5 много веков назад.

Наш календарь, который был создан в средние века и основан на нескольких хронологических ошибках, подразумевает, что Иисус Христос родился до Своего настоящего рождения! Имейте в виду также, что нет никакого «нулевого года». Английское обозначение B. C. условно обозначает «до Рождества Христова», но A. D. значит «Anno Domini» — на латыни «в год Господа нашего». Вот почему нет нулевого года.

Иисус начал Свое общественное служение, когда Ему было «около 30», вероятно, в 27 году н. э. на основе хронологии в Евангелии от Луки 2 и 3. Он служил на площади около 25000 кв. км, что сходно по размеру с очень маленьким штатом Соединенных Штатов. (Другими словами, Он служил в регионе намного меньше, чем 1% от 1% планеты, – но какой эффект!)

Даглас Джакоби

Перевод: Ольга Куроедова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.

Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества.

О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.

Вифлеемская звезда и алтарь

У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.

Территория Базилики Рождества Христова

1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.

Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Мемориальная табличка

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Черно-белое фото старой церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный

Вид с воздуха на территорию базилики

Трехмерная модель базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Крест на крыше базилики

Вид на Ясельную площадь

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

Неф и потолок

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Иконостасы

Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.

Северная лестница к пещерам.

Ясли

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.

В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.

Южная лестница в пещеру.

Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.

Алтарь над Вифлеемской звездой.

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).

Серебряная звезда имеет 14 лучей.

Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».

Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.

В церкви святой Катерины

Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.

Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Алтарь в церкви Святой Екатерины

Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.

Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Витражные окна в церкви Святой Екатерины.

Подписывайтесь на наш канал, и ставьте палец вверх. Расширяйте свой духовный кругозор!

Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ — елка? Ответы в статье!

Факты о Рождестве

Рождество Христово — второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом.

В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет.

Рождество Христово. Картина Елены Черкасовой

Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.

Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима — по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.

Еще одна зацепка — год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) — эта дата высчитана, 28 г. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет — потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее — в 35 — то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников — римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи — и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы.

Но Ирод таковым не был — его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.

Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству.

Отец Ирода Антипатр, получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.

Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки.

Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком — реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян — заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) — все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.

Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной — его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти.

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)

Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу — но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.

Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, — самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков — иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).

В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.

Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы — термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка — Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.

Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах — трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух — Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства — это изменение мира называется «Фрашо-керети».

Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского — Спасителя мира — повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли — кормушку для скота.

Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни — деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня — ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.

Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.

А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.

Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.

Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, — сообщает он в труде «Против Цельса». — В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Что это за враги веры?

В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» — гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название — Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.

По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид — филистимлян.

Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах — и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры».

Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген.

Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.

Почему рождественский символ — елка?

От истории перейдем к легендам и народным обычаям.

Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды — орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.

А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.

У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода.
В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.

А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год.

В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году.

Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу — лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».

Дореволюционная рождественская открытка

В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда — сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке — символе жизни).

Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.

А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока — и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии — 6 января.

Откуда взялись эти даты?

Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).

Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи — Воскресения Христова — а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы — т. е. 25 марта.

Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления — Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) — с Рождеством.

Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.

Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?

Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.

Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.

Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».

До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления — 6 января.

Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке?

Вопрос кажется забавным — ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю.

Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться.

Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие:

-если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный;
-если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то — простой.

Таким образом, 1900 год — простой, 2000 — високосный, 2100 — простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому.

Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.

Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой — уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им — ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.

Остается надеяться, что и государство проявит благоразумие и сместит выходной день 7 января на 8.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *