талант

Значения в других словарях

  1. Талант — I Тала́нт см. в ст. Способности. II Тала́нт (греч. tálanton, первоначально — вес, весы) наиболее крупная весовая и денежно-счётная единица Древней Греции, Вавилона, Персии и др. областей Малой Азии. В Древней Греции… Большая советская энциклопедия
  2. ТАЛАНТ — (англ. talent). 1. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности (см. КРЕАТИВНОСТЬ, Одаренность общая, Одаренные дети). Большой психологический словарь
  3. талант — талант , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. талант — талант I м. 1. Выдающиеся природные способности; врождённая одарённость. 2. разг. Способность к чему-либо, умение что-либо делать. 3. Отличительное свойство, черта характера. II м. Одарённый талантом человек выдающихся способностей, большого дарования. Толковый словарь Ефремовой
  5. ТАЛАНТ — ТАЛАНТ — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. ТАЛАНТ (греч. talanton, букв. — вес, весы) — самая крупная весовая (масса) и денежно-счетная единица Др. Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей М. Азии. Большой энциклопедический словарь
  6. ТАЛАНТ — (от греч. talanton, лат. talentum — чаша весов) наиболее крупная счетно-денежная единица Древней Греции, Египта, Малой Азии. Введен реформой Солопа в594 г. до н.э., содержал свыше 26 кг серебра. Реальными монетами в тот период были более мелкие драхмы. Экономический словарь терминов
  7. талант — ТАЛАНТ, а, м. 1. Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Т. актёра. Музыкальный т. 2. Человек, обладающий такими качествами, способностями. Молодые таланты. • Зарыть талант в землю не дать развиться таланту, дать ему заглохнуть. Толковый словарь Ожегова
  8. талант — сущ., м., употр. часто (нет) чего/кого? таланта, чему/кому? таланту, (вижу) что? талант, чем/кем? талантом, о чём/ком? о таланте; мн. что/кто? таланты, (нет) чего/кого? талантов, чему/кому? талантам, (вижу) что? таланты, чем/кем? талантами, о чём/ком?… Толковый словарь Дмитриева
  9. талант — орф. талант, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. талант — -а, м. 1. Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности. Музыкальный талант. Талант изобретателя. □ Любая способность может превратиться в дарование, а дарование в талант, если их вовремя заметить, направить и поддержать. Малый академический словарь
  11. талант — • большой ~ • великий ~ • выдающийся ~ • громадный ~ • исключительный ~ • крупный ~ • настоящий ~ • необыкновенный ~ • несравненный ~ • огромный ~ • прирожденный ~ • редкий ~ • редкостный ~ • щедрый ~ • яркий ~ Словарь русской идиоматики
  12. талант — К ч е м у и ( р а з г . ) н а ч т о. Талант к изобретательскому делу. Талант на разные сомнительные делишки. Управление в русском языке
  13. Талант — • Talentum, τάλαντον 1. собственно весы (Ноm. Il. 8, 69), затем взвешенное, вес, равнявшийся у греков 26,20 кг; 2. определенная денежная сумма, соответствовавшая первоначально этому весу. Стоимость ее в различных государствах была различна. Словарь классических древностей
  14. талант — Зарыть талант в землю — не заботясь о развитии таланта, дать ему заглохнуть, погубить его . ► Грешно такой талант в землю зарывать. Фразеологический словарь Волковой
  15. талант — I тала́нт I, род. п. -а «мера веса», Нов. зав., Матф. 25, 15 и сл. (у Лескова и др.), русск.-цслав., ст.-слав. таланътъ τάλαντον (Зогр., Мар., Остром.). Из греч. τάλαντον «весы; денежно-расчетная единица» от ταλαντ- «несущий»; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. талант — ТАЛ’АНТ, таланта, ·муж. (·греч. talanton, ·букв. вес, весы). 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные заглохнуть, погубить его (из евангельской притчи о зарытых в землю и не использованных талантах-деньгах). Способности. Толковый словарь Ушакова
  17. ТАЛАНТ — ТАЛАНТ (от греч. talanton — выдающиеся способности) — англ. talent; нем. Talent. Выдающиеся способности, высокая степень одаренности в к.-л. области. Социологический словарь
  18. Талант — Малый аттический = 60 мин = 26,2 кг.Вавилонская единица мер = 30,3 кг.Малый птолемеевский талант = 60 малым птолемеевским минам = 20,47 кг. Большой птолемеевский талант = 60 большим птолемеевским минам = 491 г. Словарь мер и весов
  19. талант — ТАЛАНТ -а; м. 1. Выдающаяся врождённая способность, особая природная одарённость. Удивительный, настоящий, подлинный т. Поэтический, драматический, музыкальный т. Т. изобретателя, актёра, педагога // Разг. Способность, умение. Толковый словарь Кузнецова
  20. талант — Блестящий, блистательный, большой, вдохновенный, великолепный, видный, восхитительный, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, громадный, грубый, дивный, дикий, добрый, естественный, замечательный, зрелый, изумительный, исключительный… Словарь эпитетов русского языка
  21. талант — Тал’ант — денежная единица и мера веса в древности, равная 3000 сиклей (36 кг) (Исх.38:25 -26) (·срн. 4Цар.5:23). В некоторых местах, очевидно, употребляется фигурально (2Цар.12:30 ; Отк.16:21). Это слово только благодаря притче Спасителя (Мат. Библейский словарь Вихлянцева
  22. талант — Греческое – talanton (денежная единица, «весы», «несущий»). На Руси слово употреблялось в церковнославянском и старославянском языках в значении «мера веса» с XI–XII вв. Этимологический словарь Семёнова
  23. Талант — (Исх 38:25-29, Мф 18:29) — счетная монета евреев, равнявшаяся 60 минам, или 6 000 драхмам, или 3 000 свящ. сиклям. Подобно всем прочим монетам, она изменялась в своей ценности в различные времена и в различных местах… Библейская энциклопедия архим. Никифора
  24. талант — ТАЛАНТ а, м. talent m. <�лат. talentum <�гр. talanton. 1. Выдающиеся природные способности, большое дарование. БАС-1. Но какая польза государству будет .. есть ли в важных случаях министерство полагаться будет на малого таланта и знания людей. 1766. Словарь галлицизмов русского языка
  25. талант — (иноск.) — талантливый, способный человек Талант — природный дар, способность к чему (намек на притчу еванг.); талант — сокровище (монета — около 1500 руб.). Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  26. талант — ТАЛАНТ — БЕЗДАРНОСТЬ А теперь таланты из народа идут наверх, а бездарности из культурного мира идут вниз. Т. Сухотина-Толстая. Дневник, 18 июня 1897. Словарь антонимов русского языка
  27. талант — Тала́нт/. Морфемно-орфографический словарь
  28. талант — Таланта, м. . 1. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. || Вообще способность к чему-н., уменье что-н. делать (разг.). 2. Одаренный, талантливый человек. 3. Древнегреческая весовая и монетная единица. Большой словарь иностранных слов
  29. талант — Талант, таланты, таланта, талантов, таланту, талантам, талант, таланты, талантом, талантами, таланте, талантах Грамматический словарь Зализняка
  30. талант — ТАЛАНТ м. вес и монета у древних греков и у римлян; || природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый даровитый, с природными способностями. Талан счастье, удача; || рок, судьба, участь; || барыш, прибыток вят. перм.; || находка тамб. Толковый словарь Даля
  31. Талант — Талант см. Меры длины, площади, объема и веса (II) см. Деньги. Библейская энциклопедия Брокгауза
  32. талант — см. >> дарование, способность, судьба см. также -> зарывать свой талант Словарь синонимов Абрамова
  33. талант — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка

Смотреть что такое «талантливость» в других словарях:

  • талантливость — См. способность… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. талантливость дарование, способность; даровитость, одаренность, способности; небесталанность, гениальность,… … Словарь синонимов

  • ТАЛАНТЛИВОСТЬ — Даровитость. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ТАЛАНТЛИВОСТЬ Даровитость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

  • ТАЛАНТЛИВОСТЬ — ТАЛАНТЛИВОСТЬ, талантливости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к талантливый. «Я знаю, что обязан успехами моими не столько природной талантливости, сколько уменью работать, любви к труду.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

  • талантливость — • талант, дар, дарование, одаренность, талантливость, даровитость, способности, задатки Стр. 1145 Стр. 1146 Стр. 1147 Стр. 1148 Стр. 1149 Стр. 1150 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • Талантливость — ж. отвлеч. сущ. по прил. талантливый 1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • талантливость — талантливость, талантливости, талантливости, талантливостей, талантливости, талантливостям, талантливость, талантливости, талантливостью, талантливостями, талантливости, талантливостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

  • талантливость — бездарность посредственность … Словарь антонимов

  • талантливость — тал антливость, и … Русский орфографический словарь

  • талантливость — Syn: даровитость (публ.), одаренность, способности Ant: бездарность … Тезаурус русской деловой лексики

  • талантливость — см. талантливый; и; ж. Яркая тала/нтливость. Тала/нтливость ребёнка. Свидетельствовать о талантливости. Тала/нтливость на всё. Тала/нтливость исполнения … Словарь многих выражений

Булгакова Маргарита
Доклад «Одаренность, талант, гениальность»

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в истории нашей цивилизации можно заметить тенденцию роста количества одаренных, талантливых и гениальных людей. В древние времена, времена, когда отсутствовали какие-либо технологии, а развитость людей была на примитивном уровне, гениев и одаренных было мало, но все-таки они существовали. Ряд вопросов, вытекающих из этого факта,звучат примерно так: что же является фактором возникновения этих гениев и насколько велико их влияние на развитие нашего мира? Вопросы о феномене одаренности как о психологическом факторе начали возникать еще в 19 веке. Основным деятелем, который и ввел данное понятие, был Юнг.Однажды он сказал:сказал: «Одаренный — тот, кто несет светоч, и он избран к столь высокому служению самой природой» .

Одаренность — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом. Уникальные способности, позволяющие достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи, называются гениальностью.

Гениальность еще со времен Аристотеля принято считать за помешательство. Он говорил, что под влиянием приливов крови к голове “многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность”.Он же говорит в другом месте: “Замечено, что знаменитые поэты, политики и художники были частью меланхолики и помешанные, частью — мизантропы, как Беллерофонт. Даже в настоящее время мы видим то же самое в Сократе, Эмпидокле, Платоне и других, и сильнее всего в поэтах. Люди с холодной, изобильной кровью бывают робки и ограниченны, а люди с горячей кровью — подвижны, остроумны и болтливы”.

В связи с данным обстоятельством изучение и исследование данного вопроса является важным фактором развития нашего общества, с одной стороны для его развития, с другой стороны для контроля психофизиологического состояния таких людей, которых можно назвать «индивидами умственной сферы деятельности».

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИИ

Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. англ. ученый Ф. Гальтон. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, которая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии. Сегодня признается наличие как общей, так и ее внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о 2 видах общей одаренности: интеллектуальной и творческой одаренности (креативности). В факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы «художественной» одаренности и «практической» одаренности. Люди, обладающие научной одаренностью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов.

Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности. Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически – моторной и зрительномоторной координацией.Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.

Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.

Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренностииспользуется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.

Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ОДАРЕННОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ

Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностные факторы в ее структуру.

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

В результате исторического развития человека дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

Вопрос об общей и специальной одаренности оказался крайне дискуссионным. Одни, как Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к сумме специальных способностей, вовсе отрицая общую одаренность, другие, как Ч. Спирмен, В. Штерн и А. Пьерон, признают общую одаренность, но сплошь и рядом противопоставляют ее специальным способностям. С другой стороны, в тех теориях общей одаренности, в которых последняя берется вне отношения к конкретным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются черты интеллектуального облика реального человека. Каждый человек, о котором вообще можно с полным правом

сказать, что он умен, умен по-своему; ум его по-разному проявляется в различных сферах деятельности или областях применения. Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

В конечном счете равно несостоятельны как попытка свести одаренность к простой механической сумме специальных способностей, так и попытка свести общую одаренность к внешнему противопоставлению специальным способностям.

Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности.

Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.

Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфический «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

Отношение между общей одаренностью и специальными способностями не является, таким образом, каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. Развитие специальных способностей, специфический профиль одаренности каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Исследования различных видов специальной одаренности проводились по большей части в связи с профессиональной ориентацией и выявлением профессиональной пригодности. Таковы, например, работы по одаренности технической (Е. Кокса и др., художественной, изобразительной (Р. Эйлера, музыкальной (Г. Ревеша, К. Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностях посвящено большое исследование Б. М. Теплова.

ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Следующий уровень развития способностей человека — талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем,

что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В.Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом,

превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разные авторы, в разное время по-разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость — это врождённая способность человека к успешному освоению некоторой, достаточно сложной деятельности.

Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человека легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Известный психолог Б. Г.Ананьев сказал: »Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной, воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности, собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития».

Следовательно, хоть вопрос об одаренности все еще остается открытым во многих своих направлениях, очень важно уметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере, и тогда мир получит гораздо большее количество великих ученых, исследователей, актеров, писателей и просто по-разному талантливых людей.

Также в данном реферате выражен подход к таланту как к особому психическому состоянию, была сделана попытка рассмотреть этот феномен в русле чисто теоретического системного подхода. Это возможно благодаря выделению основных психических процессов и состояний качественное

изменение, в течение которых и порождает данный феномен. Содержательная сторона этой проблемы, несомненно, заслуживает такого же внимания, как и вопросы структуры.

Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления, проблемы, проблемы развития одарённых детей – каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы. Последний вопрос имеет сейчас очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

В Википедии есть страница «талант».

Русский

В Викиданных есть лексема талант (L168551).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. тала́нт тала́нты
Р. тала́нта тала́нтов
Д. тала́нту тала́нтам
В. тала́нт тала́нты
Тв. тала́нтом тала́нтами
Пр. тала́нте тала́нтах

та-ла́нт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -талант- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. выдающиеся природные способности; врождённая одарённость ◆ Такое произведение, при великом таланте, уже принадлежало бы не столько к русской литературе, сколько к русской истории. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Объёмистый труд Босуэлла на редкость точно запечатлел незаурядный джонсоновский талант парадоксального остроумия, который современники не колеблясь сравнивали с сократовским.
  2. разг. способность, умение ◆ Титулярный советник с колбасиками начинает таять, но желает тоже выразить свои чувства, и как только он начинает выражать их, так начинает горячиться и говорить грубости, и опять я должен пускать в ход все свои дипломатические таланты. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. человек с выдающимися способностями, дарованием ◆ Вот это талант! ◆ Мало того, я уверен, что тысячи талантов и умников, столь возвышающихся, если б вдруг навалить на них ротшильдские миллионы, тут же не выдержали бы и поступили бы как самая пошлая ординарность и давили бы пуще всех. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. истор. крупная единица веса в ряде стран Древнего мира ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. истор. крупная денежная единица в ряде стран Древнего мира ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. дар, дарование, одарённость, талантливость, даровитость, способность, задатки
  2. способность
  3. ?
  4. ?
  5. ?

Антонимы

  1. бездарность, бесталанность
  2. ?
  3. бездарность

Гиперонимы

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?
  5. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: талантик
  • уничиж. формы: талантишко
  • увелич. формы: талантище
  • пр. существительные: талантливость, полталанта, мегаталант
  • прилагательные: талантливый
  • наречия: талантливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • зарывать талант в землю

Перевод

выдающиеся природные способности; врождённая одарённость

  • Английскийen: talent
  • Армянскийhy: տաղանդ (taghand)
  • Белорусскийbe: талент м.
  • Болгарскийbg: талант м.
  • Корейскийko: 재능
  • Македонскийmk: талент м.
  • Немецкийde: Talent
  • Сербскийsr (кир.): таленат (талент) м.
  • Украинскийuk: талант м.

способность, умение

человек с выдающимися способностями

единица веса

денежная единица

Анаграммы

  • атлант, Атлант, тантал, Тантал, Татлан

Библиография

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • переводе

(См. Общепринятые правила).

Украинский

Существительное, мужской род.

Корень: —.

  1. талант (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *