Страх ошибиться

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Привет, перед вами четвертый пост из рубрики»100 способов изменить свою жизнь». Сегодня не будет конкретной истории, а будут вдохновляющие…на ошибки мысли.

Как ошибки меняют жизнь?

Есть девушка по имени Сара Блэйкли, она CEO компании Spanx, занимающейся продажей нижнего белья. По итогам 2012 года американский Forbes назвал Сару самой молодой женщиной-миллиардером в мире, самостоятельно заработавшей свое состояние, и включил в список 100 наиболее влиятельных женщин планеты.

Однажды ее спросили про факторы успеха, которые позволили построить бельевую империю. И Сара сказала, что одним из важных факторов стало то, что отец каждый вечер задавал ей вопрос:

«Что у тебя сегодня не получилось?».

И если Сара говорила, что получилось всё, то отец очень расстраивался, потому что это значило, что она не допускает ошибок и, соответственно, не растет.

По-моему, папа молодец -)

Сара

Источник, — Сара Блейкли на обложке Forbes

Я каждый день встречаю людей, которых пытались воспитать «идеальными» и поэтому они просто повернуты на правильных решениях.

Они всегда ищут ЛУЧШЕЕ решение, а любая ошибка приводит их в ужас. У них падает самооценка и наступает паралич действия, из которого они не могут выбраться.

Люди дико бояться ошибаться. Но самый большой вред, который могут принести ошибки, заключается в страхе их совершить. Без ошибок не бывает побед. Только ошибаясь, мы открываем новые возможности. Как правильно подметил папа Сары, нет ошибок — нет роста.

Что делать?

По моему мнению, самый идеальный подход к обучению описан в книге Джона Кэссиди про жонглирование для новичков. Первую половину книги Джон рассказывает не о технике жонглирования, не о том, как привыкнуть к шарикам, как выбрать их и так далее. Он просто учит ронять шарик. Снова и снова, снова и снова.

Джон объясняет это очень просто. Страх ошибки сковывает наш мозг и наше тело. Мы начинаем вести себя неестественно и у нас ничего не выходит. Но как только мы привыкаем к тому, что мы уже тысячу раз роняли этот шарик, мы не видим ничего страшного в том, чтобы уронить его в тысячу первый раз. И вот тогда случается магия. Мы перестаем сопротивляться ошибкам, расслабляемся, и все складывается хорошо.

В общем, если как следует поошибаться, то потом, вероятнее всего, будет легче. Или не будет. Никто этого не знает.

Но одно ясно точно: каждая новая ошибка увеличивает ваш шанс на успех. Давайте еще раз и помедленнее (ибо это ключевая мысль поста): каждая новая ошибка увеличивает ваш шанс на успех.

— В продажах есть похожее правило, которое называется 1000 «НЕТ». Суть его простая: вы делаете себе таблицу с 1000 квадратиков. В каждом квадрате пишете слово «Нет». Ваша задача: набрать 1000 отказов. Причем, вы должны не бояться получить отказ, а буквально стремиться поставить галочку в квадрате, получая очередной отказ. После 1000 отказов страх продаж снимает как рукой.

И в миллионный раз приведу цитату Майкла Джордана (больно уж она красноречивая): «Я промазал более 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне было доверено совершить решающий бросок и я мазал. Я терпел поражения снова и снова в своей жизни. И это именно то, благодаря чему я преуспел».

майкл

Источник, — Майкл Джордан всегда ошибался больше других, поэтому преуспел

— Еще мне нравится, как этот же момент описал Алексей Похабов, основатель центра развития личности Arcanum, в своей заметке «Лучшее решение»:

«Как-то однажды я беседовал с Учителем. Передо мной был выбор и мой Дух колебался. Я очень боялся ошибиться. Ведь если я оступлюсь, то разочарование уничтожит меня. Нельзя ошибиться, нельзя!

И вот я донимал самого авторитетного для себя человека этим вопросом. Он как всегда смотрел спокойно и дружелюбно. И вдруг, после очередного допроса с моей стороны на тему того, как же не совершить ошибку, он сказал:

— А ты соверши.

У меня отпала челюсть от удивления. Я уже полчаса рассказываю о том, как это для меня важно и, что ошибка может испортить мне всю жизнь, но он продолжал:

— Соверши ошибку. Пусть будет больно. Пусть все пойдет не так, как ты планируешь. Впусти жизнь в себя. Ведь Дух присутствует не только в желаемом. Пусть ты ошибешься, и будешь жалеть. Пусть. Это и есть жизнь. Любой опыт обогащает тебя, так зачем же отворачиваться от боли.

Он говорил и говорил. Я уже и не помню всего. В памяти осталось только одно. Я вдруг заметил, что я больше не боюсь плохого развития событий. Страх исчез. Я увидел ситуацию ясно во всех ее проявлениях. Решение было принято еще до того момента, как учитель закончил свою речь. Я был готов принять оба варианта. И до сих пор бесстрашие этого выбора не покидает меня.

Не получится прожить жизнь только на светлой стороне. Неизвестно, какие сюрпризы приготовила нам Судьба и сколько боли нам придется вытерпеть на своем пути. Но если так будет, то ответ один — пусть так. Значит встретим свою Судьбу без страха.

Это и есть ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ».

черч

Источник, — цитата Уинстона Черчилля

— И вот еще один забавный прием, описанный в книге «Что ты выберешь»:

«В одной из презентаций проекта Pop!Tech дирижер и педагог Бенджамин Цандер продемонстрировал зрителям, что значит быть свободным от страха неудачи.

В этой презентации Цандер работает с пятнадцатилетним виолончелистом, помогая ему реализовать своей потенциал. Во время исполнения пьесы Баха в какой-то момент молодой виолончелист делает ошибку и явно расстроен этим. Когда он заканчивает играть, Цандер предлагает ему перестать мучиться из-за ошибки, а вместо этого сказать: «Как интересно получилось!»

И юноша, и зрители с облегчением смеются и больше не зацикливаются на неудачах. Затем Цандер продолжает прорабатывать с юношей этот отрывок и, когда тот снова делает ошибку, Цандер ликующе восклицает: «Как интересно получилось!»

После пятнадцати минут освобождения от страха перед неудачей игра виолончелиста становится заметно легче, свободнее, радостнее. Вот так же и вся наша жизнь — и как целое, и в каждый отдельный момент — может измениться, если мы сумеем научиться воспринимать неудачи как интереснейшую обратную связь».

— Ответ на вопрос «Как избавиться от страха ошибок?» —

Ошибаться. Еще и еще. Ронять свои шарики для жонглирования. Путать музыкальные партии. Не попадать мячом в корзину.

И напоследок мне, как и папе Сары Блэйкли, хочется задать вам один вопрос: «А что у вас сегодня не получилось?».

И очень надеюсь услышать в ответ не молчание, а длинный рассказ. Можете смело рассказывать мне о своих ошибках.

До встречи через неделю!)

upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней — еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой — новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.

«Мыслю, следовательно, существую», – провозгласил в первой половине XVII века философ Рене Декарт*. Фраза стала крылатой, однако немногие помнят, что у нее есть афоризм-предшественник. Еще за 12 веков до Декарта Блаженный Августин произнес похожую по смыслу и все же разительно отличную фразу: «Если я ошибаюсь, я существую»**. Великий мыслитель и богослов признавал за человеком право на ошибку – право, которого так старательно лишают нас сегодня и школа, и семья, и общественные институты. То самое право, в котором мы решительно отказываем себе сами.

Боязнь небытия

«На недавней книжной выставке, общаясь с читательницами, я поздравил одну из них с будущим ребенком, – рассказывает 45-летний издатель Максим. – Она вздрогнула, покраснела и убежала, сказав только: «Я не беременна!» Встреча была сорвана, я не мог говорить дальше. В тот момент мне хотелось лишь одного: немедленно, сию же секунду умереть!»

«Провалиться сквозь землю», «умереть от стыда», «сгореть от смущения» – наш язык щедр на хлесткие описания эмоций, которые мы испытываем, сделав что-то не так. Действительно, многим из нас приходилось хотя бы раз в жизни мучительно переживать свои оплошности. Но почему возникает настоящая буря негативных и явно неадекватных эмоций? Откуда этот ужас перед вполне безобидными ситуациями и почему он столь силен, что ошибка бессознательно воспринимается нами едва ли не как угроза физическому существованию?

«Даже небольшая оплошность способна вызвать панику, спровоцировать чувство страха, – соглашается психотерапевт Александр Бадхен. – И связаны эти чувства с переживаниями раннего детства, временем, когда ребенок начинает осознавать собственную зависимость от других людей и необходимость соответствовать их требованиям». И в самом деле: он жизненно зависит от взрослых. Ребенку не выжить, если его перестанут кормить или не возьмут за руку на переходе через оживленную улицу. «Чтобы удержаться и не пропасть, чтобы оказаться принятым теми, от кого зависит выживание, ему приходится подстраиваться под требования родителей, отказываясь от своей подлинности, – продолжает Александр Бадхен. – Именно в этот момент ребенок начинает терять спонтанность ради сохранения жизненно важных отношений. Он делает свои первые ошибки, которые переживает как собственное несоответствие тому, как должно быть. И эти несоответствия для маленьких детей действительно несут в себе угрозу небытия».

Презумпция «нормы»

Вполне объяснимы и негативные эмоции, которые могут буквально захлестывать нас, когда мы допускаем даже незначительную оплошность. «Совершая ошибки, мы переживаем чувство стыда, страдает наша самооценка, – поясняет Александр Бадхен.– Бывает, в такие моменты мы просто не можем выносить самих себя».

Именно на чувстве стыда и наказании за ошибки построено подавляющее большинство социальных механизмов в человеческом обществе. «Вспомните, как начинается социальная жизнь ребенка в школе, – предлагает семейный психолог и нарративный консультант Екатерина Дайчик. – Разве, когда дети пишут диктант, кто-то отмечает, сколько слов они написали правильно? Зато каждая ошибка подчеркнута красной ручкой. Чем больше ошибок – тем больше неприятных слов выслушает ребенок и от учителей, и от родителей, которые увидят в случившемся еще и отражение собственных педагогических ошибок. Мне кажется, это вообще одна из проблем западной культуры: мы фокусируемся на промахах, а не на успехах».

С этим трудно не согласиться. Сколько семейных бурь порождают незакрытый тюбик с зубной пастой или разбросанная по дивану одежда! А так ли часты восторги, когда колпачок завинчен, а одежда убрана в шкаф? То же относится и к работе. Ошибки в ней чреваты как минимум нагоняями и штрафами. А вот чтобы заслужить премию, чаще всего мало выполнять свои обязанности, нужны свершения и прорывы. Но многие ли на них способны? Ведь тут необходимо брать на себя ответственность, принимать непростые решения… и опять рисковать ошибиться.

Хочу поделиться своим опытом.

Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема – «я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться» – я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:

— Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?

— Да, конечно

— Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?

— Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнется, или сделает что-нибудь не так, как надо?

— А было так, что это был ты?

— Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается.

— И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?

— Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.

— И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?

— Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?

— Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.

— А вдруг я все же сделаю ошибку – это ведь нехорошо.

— Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?

Сынишка задумался.

— Ошибка – это когда что-то не так сказал, неправильно.

— А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.

— Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) – он очень подвижный.

— Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.

— Значит, нужно лучше учить и не торопиться! – радостно говорит сын.

— Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…

— Работу над ошибками, — кивает он головой.

— А зачем?

— Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.

— Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?

— Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!

После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.

Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.

Сегодня занимаясь на дистанции, я понимаю, что многие упражнения направлены как раз на формирование положительного опыта, а значит как профилактика для возникновения тех или иных страхов. Параллельно учу этим упражнениям и своих детей.

Вывод: Заниматься упражнениями дистанции полезно – это формирует позитивное восприятие, уверенность и умение быстро находить решение в различных ситуациях. А, следовательно, уменьшает риск возникновения всевозможных страхов.

Клуб distant-nik
Кураторы Клуба

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *