Стена ВКонтакте: что это за зверь и как с ним работать?

Интернет-пользователи со стажем наверняка помнят, что модный дизайн и удобный интерфейс появились в сети не сразу. Многие сайты в начале своего пути были далеки от совершенства. Помните ли вы, насколько далеки? Мы нашли 13 первых версий популярных сегодня сайтов.

1. ВКонтакте, 2006 и 2011

Ноябрь 2006 года. ВКонтакте ещё не совсем соцсеть, а «закрытый справочник студентов и выпускников элитных ВУЗов». Конечно, элитных, как и всё в нулевых.

Спустя пять лет дизайн соцсети изменился не сильно. Так выглядела страница создателя ВКонтакте Павла Дурова в июне 2011-го: философский статус, либертарианские политические взгляды и больше двух миллионов подписчиков. Душевно.

2. YouTube, 2006

YouTube запустился в 2005. Дизайн сайта постепенно менялся, но через год после запуска был ещё далёк от современного. Если бы не узнаваемый логотип, понять, что это старая версия самого популярного видеохостинга в мире, было бы сложно. Никаких миллиардных просмотров. Хотя обзоры телефонов уже есть.

3. Google, 1998

Так выглядела главная страницы Google до того, как компания превратилась в гигантскую корпорацию и всевидящего Большого Брата. С декабря 1998 года у поисковика сохранились только цвета лого и функция поиска I’m feeling lucky (Мне повезёт!). Google действительно повезло.

4. Facebook, 2005

Социальная сеть Марка Цукерберга для студентов и выпускников американских колледжей появилась за два года до ВКонтакте Павла Дурова. Какое совпадение. В 2005 году главная страница Facebook выглядела вот так.

5. Instagram, 2011

Классический Instagram: только Айфоны, интернет 3G и фотографии с рамочками.

6. Twitter, 2006

Так начиналась эпоха.

7. Википедия, 2002

Русская версия Википедии появилась в 2002 году. Её главная страница выглядела очень мило. Мелким шрифтом написано: «Здравствуйте, дорогие авторы и читатели нашей новой онлайн энциклопедии! Давайте работать вместе над её русским вариантом! От нас с вами зависит то, какой будет новая энциклопедия на русском языке».

8. Яндекс, 1998

В далёком 98-м Яндекс выглядел так. До карт, навигатора, голосового помощника и доставки еды ещё долгие-долгие годы.

9. Pornhub, 2007

Один из самых популярных в мире сайтов с видео для взрослых довольно быстро нашёл своё лицо. Но одна из первых версий главной страницы была катастрофически далека от сегодняшнего варианта.

10. AliExpress, 2009

Так выглядел десять лет назад главный магазин товаров из Китая. Очень даже солидно.

11. Netflix, 1999, 2005

Компания Netflix начинала с проката и продажи DVD. Эту услугу они и предлагали на главной странице своего сайта. Так он выглядел в 1999 году.

А так в 2005 году.

12. Сбербанк, 1999

Никаких мобильных приложений, естественно. Двадцать лет назад на сайте Сбербанка можно было почитать годовой отчёт, историю и новости банка, а ещё узнать, что же делать с «Проблемой 2000».

13. ASOS, 2003

Британский интернет-магазин одежды и косметики в 2003 году делал ставку на рекламный посыл «выгляди как знаменитость». На сайте времён, когда по миру ещё не бродил призрак феминизма, особенно радует товар с надписью «So Many Men, So Little Time» («Так много мужчин, так мало времени»).

Наш парад ностальгии продолжается. Посмотрите, как выглядели всеми любимые актеры из 90-х.

Заходишь ты с утра такой в свою любимую социалочку, глазки протираешь и сразу же не веришь им. Начинаешь судорожно обновлять страницу, но это не помогает, бросаешься звонить друзьям, интересуясь как у них обстоят дела, заходишь в ФБ, сверяешь правильность адресов, но в итоге понимаешь, что всё-то ты увидел правильно, только увиденное совсем не радость. Узнали себя сегодня? Если ещё не успели, то я описал ваши будущие чувства при входе во Вконтакте, который обзавёлся новым дизайном.

На самом деле этот дизайн был подключен некоторым пользователям ещё в апреле этого года, и я был в их числе, поэтому люди из этого списка, в основном, уже привыкли к новому. Другое дело оставшаяся часть пользователей, которая даже не подозревала о грядущих переменах.

Каким был Вконтакте раньше

Сегодняшнее буйство толпы можно сравнить с негодованием 6-ти летней давности, когда случилось другое масштабное изменение интерфейса — Паша и его команда убрали старую добрую «стену». И с другим более поздним изменением — запретом на скрытие своей страницы и всех своих друзей от людей не из твоего списка. Подозреваю, что некоторые из вас не застали те первобытные времена, поэтому для полноты картины, вот вам скрины ВК из разряда «как это было»:

2007 годСтарая стена

2014 год 2016 год

В самом начале у ВК ещё не было автообновления (в ожидании ответа на сообщение, приходилось постоянно обновлять страницу вручную); не было стикеров; документов; подарков; подписчиков; приложений; рекламы; нельзя было сохранить свои статусы (и вообще они удалялись автоматически через пару дней) и аватарки; загружать фотки можно было только по одной; а крепить к стене фотографии, музыку и видео вообще нельзя было; музыки, кстати, почти не было (при этом её тогда ещё никто не банил); не было статуса «онлайн»; нельзя было понять, прочитано ли твоё сообщение; не было привязки к номеру телефона и двухфакторной аутентификации; не было мобильных приложений; не было официальных страниц и знаменитостей; и даже не было нормальных сообществ и публичных страниц, только глуповатые группы по однобоким интересам. Да и много чего ещё не было.

Зато были анонимные мнения; никнеймы; рейтинги; счётчик пользователей; страница тогда вежливо напоминала, что «Это вы»; люди рисовали друг другу граффити постоянно; создавали заметки; состояли в огромном количестве групп типа «Рождённые в 1988»; скрывали всех своих друзей одной кнопкой в настройках; отмечали друг друга на фотках, картинках и видео (даже если эти люди не присутствовали на них); вели словесные баталии на своих стенах, при этом обращаясь к оппоненту (для этого была удобная кнопка «Тет-а-тет»); смотрели порно, новые фильмы и целые сериалы прямо в соцсети; лента личных сообщений велась сверху вниз; рядом со вкладкой «Мои сообщения» отображалось количество сообщений, а не диалогов; было гораздо меньше спама и ботов; тогда ещё сетью заправлял Паша Дуров; а сам сайт назывался Вконтакте (кирилицей) и находился на домене vkontakte.ru. И другие приятные, забытые мелочи. Как ржавая «Копейка» во дворе твоего детства.

Общались тогда между собой добрее, потому что фраза «я тебя по IP-вычислю» ещё имела вес. В те времена ВК — был уделом школьников, ОК — старшего поколения, а ФБ — просвещённой элитки. Сегодня аудитории порядочно смешались и чёткой классификации больше нет, разве что ОК — продолжают выделяться, хотя их пользователи уже давно пересели и на ФБ и на ВК и смешались с толпой.

Вконтакте любили за ретивого Дурова, за пиратскую музыку, за пиратское видео и за удобство, а иностранцы любили ВК за большое портфолио славянских девушек, которых можно было выбирать по списку.

Нравится или нет?

Сегодня ВК-мир разделился на два противоборствующих лагеря, одни кричат о том, что новый дизайн полная лажа, другие засоряют ленту своим «как вы достали со своим недовольством, отличный дизайн». Так же было и во времена вышеупомянутой «стены» и во времена «я хочу скрывать ВСЕХ своих друзей». Наверное, люди побурчат и успокоятся. Что-то сегодня я не слышу негодования в сторону микроблога или открытых страниц. Визуальное оформление — дело привычки, другое же дело — насколько оно функционально, потому что красота в таком деле должна уступать удобству. Пока что я наблюдаю просто дикие лаги на сайте (скорее всего это связано с техническими трудностями на первых порах, но всё же), наблюдаю, что многие элементы стали нерационально располагаться, а ещё замечаю, что разработчики выбрали странный масштаб для всех элементов. Вот что происходит сейчас в новостях соцсети:

Среди подобных «батхёртов» встречаются редкие конструктивные и нейтральные отзывы:

И даже ещё более редкие положительные:

Особенно заинтересованные даже создали петицию на Сhange.org за пару месяцев до сегодняшнего массового перехода на новый дизайн. Однако последнее её обновление гласит:

Судя по всему, сломить Mail.ru не так просто как Яндекс. История с обновлением «Кинопоиска» решилась всё-таки в сторону недовольной толпы, а вот с Вконтакте всё совсем иначе. Цацкаться с капризными пользователями, которые не хотят ничего менять, здесь не будут. Поэтому как писал один из вышеизложенных пользователей: «Если что не нравится, проще всего смириться».

UPD: Павел Дуров высказался по поводу нового дизайна.

Оказалось, что не только многие пользователи недовольны изменениями, а ещё и основатель этой соцсети. И да, ВК на ФБ таки похож, а дизайн, судя по словам профессионала, действительно редкое «Г».

«7 претензий к новому дизайну веб-версии ВКонтакте:

1. Главный раздел сайта – Новости – стали уже. Парадоксально, что необходимость редизайна обосновывалась стремлением более эффективно использовать экран. По факту, если сравнить ширину записей в старой и новой версии, новости лишь сузились на 28px.

2. Новости – как и все остальные разделы – стали ниже на 42px. Из-за фиксированной шапки вертикальное пространство сайта стало меньше, нужно больше проматывать. Это серьезное изменение к худшему: именно вертикальный скролл представляет собой дефицит на большинстве дисплеев.

3. При просмотре главного раздела сайта – Новостей – утрачивается фокус на контенте. В новой версии возник визуальный мусор в виде редко используемой фиксированной правой колонки. С учетом фиксированной шапки и узкой ширины, просмотр новостей стал вдвойне захламлен.

4. При просмотре фотографий утрачен фокус на самой картинке. Фотографии смещены влево, а яркое пятно белой колонки комментариев, появившейся справа, перетягивает на себя фокус внимания. Это решение было скопировано c Facebook, который в свое время ввел правую колонку для размещения дополнительных рекламных блоков.

5. Статичная левая колонка при промотке старых записей личных страниц не только не дает нужной информации, но и сужает горизонтальное пространство для просмотра записей по сравнению со старой версией. Аналогичная ситуация – при просмотре записей в группах и пабликах.

6. Замена белого цвета фона на серый не только уменьшила ощущение чистоты и минимализма, но и в целом сделала сайт более грустным и пасмурным. Появившиеся сизые иконки на сером меню слева на всех страницах избыточны и представляют собой визуальный мусор.

7. Старый логотип “ВКонтакте” в силу композиции лучше вписывался в горизонтальную шапку, чем новый логотип “VK”. Я нарисовал оба логотипа достаточно давно (первый около 10 лет назад, второй – около 5), но в русскоязычной версии не заменял старый логотип международным именно в силу этого – достаточно очевидного – обстоятельства.

Итог: старый дизайн ВКонтакте, не менявшийся несколько лет, безусловно, нуждался в ряде доработок и эстетическом переосмыслении в рамках новых стилей. Однако проведенный редизайн не только не соответствует стандартам 15-16 года (таким, как Material), но и снижает юзабельность ресурса.

Все перечисленные элементы нового дизайна были вслепую скопированы с Фейсбука образца 2012. Фейсбук в эти годы был вынужден наращивать прибыльность в рамках IPO, поэтому в проектировании дизайна жертвовал интересами пользователей ради добавления новых рекламных блоков. Отсюда появилась и правая колонка в Новостях и Фотографиях, и снижение фокуса на контенте ради рекламы.

Сегодня, когда монетизация ВКонтакте переносится в “умную” ленту и мобильные клиенты, подобные шаги не обоснованы. В 2016м году Facebook должен был копировать наработки ВКонтакте, а не наоборот.»

Павел Дуров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *