Спотифи в России

Очевиднее всего сразу же вывалить здесь всю хронологию (не)запуска Spotify в России. Правда, она займет несколько абзацев, поэтому кратко: шведский стриминг-гигант еще в 2015 зарегистрировал российское юрлицо, чтобы запуститься в том же году, потом передумал, затем полунамеками вроде русификации приложения и слитых цен на местную подписку давал понять, что он в Россию все-таки придет.
В итоге пять лет ожиданий Spotify сначала родили кучу инструкций из разряда «Как пользоваться Spotify в России, если очень хочется», а потом и вовсе превратили канитель с запуском сервиса в полигон для мемов — особенно постарался специальный пародийный твиттер-аккаунт с шутками про вечное ожидание Spotify.
Как им пользуются в России? Регистрируют аккаунт другой страны через VPN, а оплачивают либо гифткартой, либо подключаются к «семье” в другом регионе и решают денежные вопросы уже лично с владельцем семьи. В VK есть специальные группы, которые подключают к «семье” в США: цена обговоривается с владельцем — обычно это около 300 рублей, но можно постараться найти вариант и подешевле. Впрочем, официальная цена российской подписки после прихода сервиса в страну будет ниже — 169 рублей.

Так чем же крут Spotify? Первое, что бросается в глаза — очень много плейлистов: настроенческих, жанровых, поджанровых, отраслевых и очень локальных. Вплоть до того, что при выборе малайзийского аккаунта тебе сразу же предложат кучу плейлистов с местным R&B, роком и текущими новинками. Кураторской работы здесь по ощущениям количественно больше, чем у конкурентов.
Здесь очень хорошо отлажена система рекомендаций — из-за точности подбора треков. Как все устроено: послушал альбом — сразу же заиграл шаффл с похожими песнями. Например, дослушал «Luv is Rage 2» Lil Uzi Vert — вот тебе мамбл-радио.
Вообще, Spotify — идеальный стриминг-сервис для тех, кто в первую очередь ищет и открывает новую музыку, а не переслушивает старую. Тут легко и удобно следить за жанровыми новинками в обновляемом плейлисте (например, вот или вот), тебе постоянно подсовывают новые имена. Здесь уже на уровне интерфейса все заточено не под твою личную библиотеку, а под рекомендации и плейлисты. Безусловный плюс на фоне прочих конкурентов — удобное и довольно легковесное десктоп-приложение (привет, iTunes). Есть классное визуальное решение — видеоряд от музыканта вместо обложки во время прослушивания: ни у кого такого нет.

Есть хорошая новость про русскую музыку: если артист заливал свою дискографию на остальные стриминги, в 99 случаях из 100 на Spotify она тоже есть. Определенную востребованность Spotify в России прямо подтверждают и цифры прослушиваний российских музыкантов: например, песню «Танцуйте» ATL послушали 1,5 млн раз. Неплохо для сервиса, который в России даже официально не работает.

Что касается библиотеки — здесь все зависит от страны, в которой зарегистрирован аккаунт. Например, в малайзийском Spotify есть вся дискография группы INXS. А в американском — нет и половины.
Единственное большое «но» — все перечисленное про рекомендации и плейлисты работает только для рынков тех стран, где есть Spotify. Кураторских плейлистов с русской музыкой здесь по понятным причинам нет, а система рекомендаций выстроена так, что после альбома Horus может заиграть, например, группа Мы. Для прихода в Россию Spotify однозначно придется обзавестись локальной экосистемой: кураторскими плейлистами, более точной системой рекомендаций.
Сейчас же для слушателя (и, тем более, исследователя) русской музыки Spotify — не более чем еще один стриминговый сервис. И это на рынке, где есть не только мировые конкуренты от Apple и YouTube, но еще и сильные местные игроки Boom и Яндекс.Музыка — со стороны кажется, что российский рынок стриминга будто бы заполнен и принял окончательный вид.
Однако все кажущееся хотя бы малейшим реверансом Spotify в сторону России автоматически превращается в инфоповод. Появился русский язык в приложении? Куча заголовков в новостях. Слили фото цен на подписку на Reddit? Тоже надо писать новость. Стыдно, но я сам как-то повелся на откровенный фейк: какое-то рекламное агентство напечатало постеры в фирменном стиле Spotify — счел это за жест самой компании и побежал строчить новость.
Вообще, вся история с ожиданием Spotify напоминает мне вот что. Десять лет назад я очень ждал, когда в Петербурге откроется Starbucks. И не я один. Помню, как приехал из Москвы с фирменной термокружкой кофейни и ловил что-то похожее на зависть (сейчас звучит смешно, правда?) от одногруппников: ого, термокружка из настоящего Starbucks! А как там, расскажи? Круто, наливают большой стакан кофе с кучей сиропа и твое имя пишут на нем. Через год-два Starbucks добрался до Питера и быстро превратился еще в одну сеть кофеен. Вспоминать, с каким пиететом ждали его открытие, сейчас как-то совсем неловко.
Почему я вспомнил Starbucks? Кажется, что люди ждут Spotify не столько как мастхэв-приложение у себя в телефоне, сколько его приход как показатель статуса — смотрите, у нас тоже есть. В обоих случаях легко диагностировать чисто колониальные комплексы: Starbucks ждали и Spotify ждут как мировых лидеров на своем рынке — здесь активируется банальное человеческое желание не быть обделенными на глобальном фоне, а чувствовать себя частью большой мировой экосистемы. Посетители очереди в McDonalds на Пушкинской площади из 1990 года сейчас наверняка утвердительно кивнут головой.

Зачем я плачу 300 рублей в месяц, чтобы не слишком легально использовать сервис, в котором нет плейлистов с русской музыкой? Как хочется ответить: рассказать про интеграцию с Last.fm, реально очень классный шаффл, удобную навигацию, визуальные находки вместо обложек альбомов и приятный дизайн.
Но, наверное, за тем же, за чем и гонял в московский Starbucks в 2010-м.

Стриминговый сервис Spotify подвел итоги третьего квартала 2020 года. Число пользователей выросло на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 320 млн слушателей. Это связано с открытием сервиса в России и еще 12 странах СНГ и Балканского региона в июле этого года.

Запуск Spotify в России оказался самым успешным за время работы сервиса и принес ему наибольшее число новых пользователей, однако точные цифры шведская компания не раскрывает. Количество премиальных подписок в третьем квартале составило 144 млн. Рост на 27% также обеспечили российские слушатели.

Как отмечает издание The Verge, теперь Spotify уверенно обгоняет своих конкурентов. К началу 2020 года у Amazon Music было около 55 млн пользователей, почти все из них оформили платную подписку. Apple Music отчиталась о 60 млн подписчиков.

По данным Mediascope, Spotify стал шестым среди музыкальных сервисов в России. В июле хотя бы раз в приложение зашли 1,5 млн пользователей старше 12 лет, в августе — 2,2 млн. По этим показателям сервису удалось обогнать YouTube Music.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *