Современный учитель

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше — добрый или строгий? Какой будет более успешен — бунтарь или конформист?

Ещё по этой теме:

Хороший учитель — это почти как хороший бизнесмен

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ — это профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

Гоар Саркисян

автор исследования, ныне студентка МГОУ

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии — педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных — за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Здесь и далее — таблицы из подробного описания работы с сайта учителя Щёлковской гимназии Хусаинова Р.Р.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней — за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное — именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя — это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель — это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

Определение 1

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

  • Эрудицией.
  • Преданностью к своему труду.
  • Научной увлеченностью.
  • Глубокими познаниями своей области преподавания.
  • Методиками ведения деятельности.
  • Психологической подготовкой.
  • Широким культурным кругозором.
  • Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Стандарт педагогического образа

Если говорить о педагогической деятельности можно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Определение 2

Под определение «компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Определение 3

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

  • Профессиональные качества.
  • Цели, ценности, принципы.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические технологии, методики, способы.
  • Профессиональные позиции.

Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.

Стандарт педагогического образа

Рисунок 1

Компетентностная модель современного учителя

Определение 4

В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.

Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.

Компетентностная модель современного учителя

Рисунок 2

Ключевые компетенции будущего учителя

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Вывод

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, заполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Вконтакте
Facebook
Twitter
Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Упражнения для развития навыков слушания
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Сущность методов социально-педагогической деятельности
  • Уровни методологических знаний
  • Занятие 15. «Дождевые червячки»
  • Правописание слов с двумя безударными гласным
  • Правописание суффиксов и окончаний слов 12 вариант
  • Подбор проверочных слов
  • Диктант из словосочетаний
  • Безударные гласные в корне

Санкт-Петербург, 23 апреля 2010, 18:14 — REGNUM Представители молодежного движения «Юношеская Всьмерка» провели анкетирование 549 пользователей образовательной некоммерческой сети «Дневник.ру» на тему «Каким должен быть российский учитель». Как сообщили сегодня, 23 апреля, корреспонденту ИА REGNUM Новостив «Дневник.ру», респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале как положительные, так и отрицательные качества педагога.

Наиболее предпочтительными качествами учителя участники опроса назвали уважительное отношение к учащимся, вежливость (4,3); способность заинтересовать ученика в предмете (4,6); общая эрудиция, хорошее знание своего предмета (4,6); профессионализм — умение доходчиво излагать материал, эффективно организовывать учебный процесс (4,6); индивидуальный подход к каждому ученику, готовность помочь (4,0); объективность и беспристрастность (4,0); внешний вид и стиль учителя (3,2); коммуникабельность, открытость новым идеям (4,1); стремление к самосовершенствованию и самообразованию (4,2).

Отрицательными качествами учителя респонденты считают: пристрастность (перенос личных отношений с учениками на процесс обучения); неспособность и нежелание воспринять иную, отличную от своей, точку зрения; безответственность (непунктуальность, наплевательское отношение к процессу обучения и т.п.); грубость, несдержанность в общении); необъективность в оценке знаний; демонстрация своего личностного превосходства; отсутствие чувства юмора; незнание предмета, ограниченность; равнодушие к предмету и профессии.

По мнению большинства респондентов, к оценке деятельности педагога следует привлекать учащихся. Уровень преподавания в конкретных школах оценивался по десятибалльной шкале. Средней оценкой стало 7,5 балла. Уровень подготовленности учителей к использованию современных образовательных средств участники образовательной сети оценили в 6,4 балла. Наивысшее количество баллов набрал такой фактор, как значимость личных качеств преподавателя в рамках обеспечения эффективного процесса обучения — 8,3 балла.

Результаты проекта были направлены министру образования и науки России Андрею Фурсенко. В анкетировании приняли участие учащиеся из более чем 100 населенных пунктов Российской Федерации от Москвы и Санкт-Петербурга до Владикавказа, Грозного, Южно-Сахалинска и Магадана.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию. Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется. Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить. Вообще-то не работа, а постоянный экстрим.

В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т. е. способность постигать эмоциональное состояние КАЖДОГО ребёнка. Коллеги! Да мы только переступаем порог, а детки уже прозондировали, узнали: кто, что, почём и чуть ли не как! И, живя, я бы сказала, в таких прифронтовых условиях, очень большую роль имеет значение педагогического такта. Как пишут умные люди: «Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:

  1. быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость;
  2. уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным;
  3. быть добрым, но без слабости (не добреньким);
  4. быть строгим, но без придирчивости;
  5. владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого;
  6. уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»

Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т. д., но переступаешь и …и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему. Воспитатель обязан пользоваться их доверием и уважением, избегать в своей работе обезлички.

Я позволю себе остановиться, буквально на чуть-чуть, на «должном» выполнении домашних заданий. В процессе приготовления домашних заданий мы, воспитатели таких учреждений, выполняем ещё и функцию учителя, а значит мы должны владеть методикой обучения: уметь просто и образно, иллюстративно рассказывать, объяснять, делиться своим опытом, уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения ребятами заданий, будить в них самостоятельность.

Сложность, вернее, специфика наших детей в том, что они не все находятся на уровне задаваемого. И в этой ситуации важны методы обучения, к которым обращаются вопитатели-педагоги: метод, обеспечивающий первичное восприятие знаний и умений детьми (рассказ, объяснение, толкование различных понятий) и метод осмысливания, развития и углубления знаний (объяснение фактов и явлений природы, труда в общественной жизни).

Наша задача состоит не только в том, чтобы исподволь готовить ребёнка к серьёзному, настойчивому, усидчивому труду, который не возможен без напряжения мысли, но и в том, чтобы утвердить в КАЖДОМ чувство собственного достоинства, научиться уважать себя, открыть доверие к себе и веру в себя и, главное, научить чуткости, сопереживанию к другим. Другими словами – чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека. И если этого нет в нас самих, то это не сможет родиться и в наших воспитанниках.

Эти дети самого главного – родных людей. Мы для них ТРИЕДИНЫ: и мама, и папа, и учитель не только в учёбе, но и по жизни. В нашей работе учебно-воспитательный процесс – это многогранная духовная жизнь всего коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством ниточек, которые мы не можем себе позволить порвать. Главная причина недопустимых отношений между воспитателем и воспитанником – это взаимное недоверие и подозрительность, не переживание детских радостей и горестей, не стремление мысленно ставить себя на место ребёнка.

Мне кажется, что иногда, в силу нашего жизненного опыта (я узнала ого-го), возрастного (я прожила ого-го), мы очень часто говорим и воспринимаем их как ДРУГИХ! Говорят – по-другому, музыка – другая, одежда – другая. Но они – это мы, только другие. Можно очень много говорить о разных инновационных технологиях и т. д. и т.п., но есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем. И одно из них – это умение проникнуть в духовный мир ребёнка, не забывать, что он – это живой, неповторимый мир, который стоит на пороге в другой мир – мир познания, мир творчества и мир ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношений. И только от нас с вами, в силу опять-таки специфики нашей работы, зависит – в какой мир он выйдет, потому что мы, пока с ним, мы – это ЕГО глаза на наш мир.

Не идеализируя ребёнка, не приписывая ему каких-то чудодейственных свойств, подлинный воспитатель не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличается своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью(какими бы кошмарами они не казались). И, наверное, самое главное наше качество – это оставаться в душе РЕБЁНКОМ, несмотря на возраст и жизненный опыт. И призыв выдающегося польского педагога Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Надо понимать как тончайшее понимание и чувствование ДЕТСКОГО познания мира – познания УМОМ и СЕРДЦЕМ.

Используемая литература:

  1. «В поисках решения» Святослав Довбня, Татьяна Морозова, изд-во Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, 2007г.
  2. «Воспитание школьников», научно-методический журнал, 2002г.№2.
  3. «Воспитание школьников», научно-методический журнал,2009г.№9
  4. «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв, изда-во «Детская литература»,1985г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *