Скульпторы

Запрос «Скульптор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт-Петербург), 1768—1770 гг. Бетонная скульптура Родина-мать (Волгоград), 1959—1967 гг.

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания). Лепка из мягких материалов (греч. πλαστική — лепка) основана на противоположном способе формосложения, поскольку мастер в этом виде искусства прибавляет, наращивает пластичный материал на каркас. Эти способы в теории и методике преподавания искусства принято разделять; в творчестве отдельных художников они существуют обособленно, но другие их совмещают: например лепят модель из глины, гипса или воска, а затем переводят в твердые материалы либо отливают в бронзе или в фарфоре (отсюда термины: бронзовая пластика, мелкая фарфоровая пластика, пластичность).. Поэтому в широком значении скульптура — это искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, изображения животных играют в его творчестве второстепенную роль (исключая творчество скульпторов-анималистов), а прочие предметы являются лишь в значении придаточных. В основу искусства скульптуры положен принцип осязательности, телесности, весомости и материальных качеств формы. Поэтому изображать пространство скульптор может лишь косвенно, посредством «говорящих» атрибутов, либо в особых композиционных ситуациях (многофигурная пространственная композиция, многоплановый, так называемый живописный, рельеф, садово-парковая скульптура).

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

от лат. scutpo — высекаю, вырезаю), или ваяние, пластика (от греч. plastike — лепка) — вид изобразительного искусства, специфика к-рого — в объемном претворении худож. формы в пространстве; представляет преимущественно фигуры людей, реже — животных, иногда — пейзаж и натюрморт. Сложились две осн. разновидности С.: круглая (статуя, группа, торс, бюст), рассчитанная на осмотр с мн. т. зр., и рельеф, где изображение располагается на плоскости, воспринимаемой как фон. Типологически С. по своему содержанию, подходу к трактовке образов и форм, функциям делится на монументальную (включая монументально-декоративную), станковую и т. наз. С. малых форм, к-рые развиваются в тесном взаимодействии, но имеют и свою специфику, исторически конкретизирующуюся. С. как произв. монументального искусства обычно бывает значительных размеров (памятник, монумент, украшение здания) и рассчитана на сложное взаимодействие с архитектурной или пейзажной средой, обращена к массам зрителей, активно участвует в синтезе искусств. Развивающаяся с XV—XVI вв. станковая С. имеет камерный характер, предназначена для интерьера. Ее жанры — портрет, бытовой, ню, анималистический, С. малых форм является промежуточной между станковой и декоративно-прикладным искусством. К ней же относится медальерное иск-во и резьба по камню — глиптика. В построении худож. формы С. большое значение имеет выбор материала и техника его обработки. Для лепки служат мягкие вещества (глина, воск, пластилин), когда пластическая форма создается путем накладывания материала слой за слоем и закрепления их на к.-л. основе. Твердые вещества (разные породы камня и дерева) требуют высе-кания или резьбы, т. е. удаления частей материала для выявления формы. Ряд материалов, способных переходить из жидкого состояния в твердое (металл, гипс, бетон, пластмасса), служат для отливки произв. С. по специальным моделям. Для достижения худож. выразительности С. ее поверхность, как правило, подвергается дополнительной обработке (окраске, полировке, тонировке и т. п.). Поскольку эстетическое восприятие скульптурного произв. осуществляется за счет зрения, очень важно предусмотреть реакцию материала на свет, передать ощущение его весомости и объемности, осн. композиционные ритмы. Возникнув в первобытную эпоху, С. достигла высокого развития в иск-ве крупных эпох, нередко наиболее полно выражая их эстетические идеалы, мировоззренческие установки и худож. стиль (С. Древн. Египта и Греции, римского иск-ва и готики. Ренессанса и барокко, классицизма и иск-ва XX в.). Сила воздействия образов С.— в их наглядной убедительности, в способности наглядно представить как конкретные, так и отвлеченные (аллегория, символ) явления. История С. отразила процесс углубления образной характеристики человека в мировом иск-ве. Авангардизм XX в., стремившийся гротесково изменять пластические формы, нередко отступал перед С. или же стремился заменить ее отвлеченными конструкциями (Конструктивизм). С, в социалистическом иск-ве служит утверждению передовых социальных идеалов; становление ее связано с ленинским планом монументальной пропаганды.

Скульптор (от лат. sculpo вырезаю, высекаю) – это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Профессия скульптора является одной из самых интересных и древних. Первые ее проявления относятся еще к доисторическим временам. История искусства скульптуры и ваяния начинается примерно за тридцать веков до н.э., со старейшего культурного народа древнего мира, египтян.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого выполняются из пластических или твердых материалов (глины, камня, металла, дерева, воска, кости и др.) и имеют объёмную форму. Скульптура обычно изображает людей, животных или иные объекты природы.

Создание скульптуры – долгий и кропотливый процесс. Сначала скульптор получает заказ или сам выдумывает будущее произведение. Далее мастер проводит подготовительные работы (собирает необходимый материал по исторической личности или событию, решает в какой форме будет выполнена скульптура, из каких материалов и в какой технике). Следующий этап работы – создание эскиза из пластичного материала. После окончания необходимых приготовлений, мастер приступает к изготовлению самой авторской скульптуры из конечных материалов. Эти творческие люди могут быть “свободными художниками”, не приписанными к какой-либо организации, и творить в собственной студии. Либо работать в скульптурных мастерских, в организациях, занимающихся ритуальными услугами и пр. Большинство – выполняют конкретные заказы от клиентов (например, на садово-парковую скульптуру или надгробные плиты). Редкие мастера могут позволить себе работать для себя.

Скульпторы работают с различными материалами и в различных техниках. Например, можно вылепить фигуру из пластилина, а затем с ее помощью изготовить форму для отливки этой фигуры из металла. Можно создавать скульптуры из глины, гипса, высекать их из камня, из дерева и даже изо льда. Скульптор может применять чеканку, сварку, литье. А помимо традиционных материалов использовать достижения современных технологий (например, полимеры), старые, отработавшие свое механизмы и пр. Все зависит от творческих задач.

Скульптура бывает круглой, т.е. обозримой со всех сторон, и рельефной, т.е. расположенной на плоскости и видимой лишь с одной стороны. По назначению скульптуры можно разделить на несколько видов: монументальная скульптура, монументально-декоративная (парковая скульптура, фонтаны, урны и т.д.), станковая (предназначается для выставок, музейных экспозиций и домашнего интерьер) и мелкая пластика (статуэтки, модели, медали и пр.).

Жанры, в которых работает скульптор, также разнообразны: это портреты людей, изображения бытовых, исторических сюжетов, животных. Реже встречаются скульптурные фрагменты ландшафтов, натюрморты.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание техники скульптуры и технологии скульптурных материалов;
  • знание основ изобразительного искусства;
  • знание истории зарубежного, отечественного искусства и культуры;
  • знания в области культуры и искусства по вопросам монументальных ансамблей и произведений скульптуры;
  • способности к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • способности к созданию образа по словесному описанию;
  • художественные способности;
  • чувство вкуса, чувство гармонии, чувство симметрии;
  • развитый эстетический и художественный вкус.

Личные качества

  • физическая выносливость;
  • внимательность;
  • терпеливость;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • целеустремленность;
  • хороший глазомер (линейный, угловой, объемный);
  • абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления;
  • интуитивное мышление, творческое мышление;
  • хорошая координация движений обеих рук;
  • умение импровизировать;
  • зрительная память;
  • умение предвидеть результат.

Место работы

  • скульптурные мастерские и студии;
  • организации, занимающиеся ритуальными услугами;
  • частная практика.

Зарплата на 15.06.2020

Россия 20500—100000 ₽ Москва 30000—70000 ₽

Самый большой спрос на услуги мастеров по граниту и мрамору наблюдается в сфере ритуальных услуг. Сюда можно устроиться штатным скульптором. Также ритуальные центры или гранитные мастерские периодически привлекают специалистов под конкретные заказы, чаще всего нестандартные. Зарплата скульптора в этом случае сдельная. Другой вариант трудоустройства – студии или дизайн-бюро.

Скульпторы могут участвовать в различных фестивалях скульптуры. В известных выставках принимают участие уже именитые, популярные скульпторы современности. А вот, например, в Сибирском фестивале снежной скульптуры могут принимать участие практически все желающие, обладающие талантом и опытом.

Обучение на Скульптора

Образование скульптор получает в высших учебных заведениях по специальности “Скульптура”.

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Изящные искусства (Факультет искусств МГУ им. М.В. Ломоносова) Тольяттинский государственный университет Художественная обработка металла (Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства) Московский государственный областной университет Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Факультет ИЗО и народных ремесел МГОУ) Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Современное искусство (Факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ) Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Декоративный текстиль (Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))

Скульпторы – это художники, делающие объемные произведения искусства. Название происходит от латинского sculpture, sculpo – вырезаю, высекаю. Это неудивительно, ведь первые мастера работали с природными материалами вроде камня (мрамора) или дерева.

Чем занимается скульптор?

Работы скульпторов не только объемны, но и осязаемы, большинство из них можно потрогать. Некоторые скульптурные произведения даже имеют приметные потертости, ведь зачастую знаменитые или оригинальные памятники обрастают легендами и приметами, и множество людей приходит не только посмотреть, но и потрогать, потереть или обнять на удачу.

Что же касается самих скульпторов, то этот творческий народ – и «свободные художники», и специалисты, работающие в реставрационных мастерских при музеях либо в архитектурных бюро, а иногда и в дизайнерских отделах автоконцернов, на киностудиях и даже в бюро ритуальных услуг.

Направления в современном скульптурном искусстве

Современному скульптору доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. Неизменно популярны глина, гипс, камень, дерево. Но и новые материалы вроде архитектурного пластилина или полимерной глины все больше и увереннее занимают место в студиях скульпторов. К примеру, можно вылепить фигуру из пластилина, после чего снять с нее силиконовый слепок, который будет формой для отливки и копирования. Отливать можно из легкоплавких металлов вроде силумина или олова, а также из полиэфирных смол или гипса. Последнее больше подходит для садовой скульптуры или лепнины.

В своей работе скульптор может освоить не только литье, лепку и технику резьбы по камню и дереву, но и чеканку, сварку, плетение. А в качестве исходных материалов использовать детали старых автомобилей, холодильников и прочие отработавшие свое механизмы или даже создать совершенно новую механическую или электронную установку в качестве произведения искусства. Наверняка многие видели также ледовые скульптуры и фигурки из шоколада. Для реализации творческой задачи на службу современному скульптору приходит вся наука и техника двадцать первого века. Потому и динамические, подвижные скульптурные произведения уже не в диковинку, так же как и распечатанные на 3D принтерах готовые изделия или их отдельные детали.

Условно классифицировать скульптуру можно по исполнению:

  • круглая, то есть доступная к осмотру со всех сторон, например классический памятник на постаменте;
  • рельефная, то есть объемный рисунок на плоскости, который видно только с одной стороны, например портрет, отчеканенный на монете, или скульптурный барельеф на стене.

По жанрам и общему назначению скульптуру разделяют на такие виды:

  • классическая монументальная (бронзовые памятники, обелиски);
  • садово-парковая (фигурки зверей, сказочных персонажей, скульптурное оформление фонтанов, урн, беседок и т. д.);
  • станковая скульптура – для экспозиции в музеях, на выставках, оформления интерьеров помещений;
  • архитектурная (лепнина, художественные колонны в виде атлантов и кариатид и т. д.);
  • мелкая сувенирно-коллекционная пластика (статуэтки, фигурки, оловянные солдатики, прочие военно-исторические модели, медали, наконец, магниты на холодильник и многое другое);
  • скульптурные портреты, бюсты;
  • скульптурные композиции, отображающие исторические сюжеты, часто выполненные в технике миниатюры.

Скульптор – это художник, создающий объемные произведения искусства из самых разных пластических и твердых материалов. В работе он использует техники лепки, литья, резьбы и другие методики.

Какими видами профессиональной деятельности можно заняться скульптору

Как уже упоминалось выше, область применения своего мастерства у современных скульпторов значительно расширилась, и все же условно можно выделить следующие направления:

  • создание высокохудожественных авторских работ как для участия в выставках, так и под заказ для частных или муниципальных организаций;
  • создание ювелирных изделий или статуэток из ценных пород дерева, камня, керамики (малахита, мрамора, фарфора);
  • преподавательская работа в сфере общего художественного образования и подготовки профессионалов;
  • дизайн и разработка эргономичных образцов в производственно-технической сфере, в автомобилестроении, создание инструментов и различных технических приспособлений;
  • реставрационная работа при музеях, художественных галереях, выставочных залах и т. д.;
  • разработка и изготовление архитектурных конструкций, театральных декораций, масок, других элементов тематических костюмов для постановочных сюжетов.

Известные представители профессии

Антонио Канова Итальянский скульптор Представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. Степан Эрьзя Мастер скульптуры из дерева Российский и советский художник, ваятель, , представитель стиля модерн.

Образование и навыки, необходимые профессиональному скульптору

Для того чтобы успешно справляться с тем разнообразием операций, которые могут понадобиться для реализации творческой идеи, прежде всего скульптор должен обладать художественными способностями, прекрасной памятью и пространственным воображением, терпением, аккуратностью и физической силой. Ведь в процессе может понадобиться отливать из гипса или сложных цементных растворов детали архитектурной лепнины, садовую скульптуру, вазы, урны. Шлифование и отделка скульптурных произведений тоже требуют силы, выносливости, навыков обращения со специальным инструментом.

Кроме технических навыков и умений в области технологии сложной скульптуры нужны знания по основам композиции, истории мирового изобразительного искусства, по биологии, анатомии и многим другим наукам, которым учат в высших и среднеспециальных учебных заведениях по специальности «скульптура».

Мнение эксперта Екатерина Колоколова Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста. Без специального образования развить хороший эстетический вкус, чувство гармонии, способность к абстрактному мышлению и созданию образов по словесным описаниям чрезвычайно сложно. И получить официальную работу в солидном учреждении или заказы в качестве независимого художника без соответствующего образования и подтверждающего документа почти невозможно.

Но работать, занимаясь любимым делом, – это лучший вариант жизненного пути, а специальное образование и навыки получить в наше время можно в любом возрасте и любом уголке земного шара.

Знаменитые творческие личности

  1. Роден Франсуа
  2. Микеланджело
  3. Огюст Рене
  4. Антокольский Марк Матвеевич
  5. Дега Эдгар
  6. Матисс Анри
  7. Дали Сальвадор
  8. Пикассо Пабло
  9. Врубель Михаил Александрович
  10. Уорхол Энди.

Зарплата на 31.05.2020

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *