Сказка о рыбаке и рыбке

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина — это всем известная история о нескончаемости человеческих желаний. Сколько бы человек не зарабатывал, сколько бы всего не мог себе позволить, чего бы не достиг — ему всегда будет мало, всегда будет чего-то не хватать. Такова природа людей.

Каждый день главный персонаж сказки – дед, проводит как предыдущий. Он занимается привычным незатейливым делом — рыбалкой. Ловля рыбы не приносит ему ничего кроме пропитания. Так и живёт старичок изо дня в день. Как вдруг ловит в сети саму «удачу» — золотую рыбку, готовую исполнить его желание за подаренную свободу. Старик никогда и не думал о том, что в его жизни может быть что-то большее, чем потрепавшаяся одежда и землянка. Не имея представления, что делать с этим чудом, дед идёт к своей старухе с тем, что «не посмел взять выкуп» с рыбки. На что бабка просит: «хоть бы взял ты с неё корыто», сначала не веря счастью старика. Когда баба видит, что чудо на самом деле свершилось, она начинает просить сначала дом, а затем новый статус и двор.

Насытившись дворянским титулом, хочет бабка попробовать себя в роли царицы. В прошлой жизни она ничего не видела кроме «разбитого корыта». А тут подвернулась возможность попробовать всё лучшее сразу. В отличие от деда, старуха без опаски загадывает желания. Но каждое исполнение не приносит ей удовлетворения: оказывается, что она не знает как, и не хочет дальше следовать обязанностям своих ролей. Видимость беззаботности жизни морской царицы кажется ей самой интересной и привлекательной.

А народ смеётся над безропотностью мужа и нелепостью положения его жены: «не садися не в свои сани».

Но бесконечно надеяться на удачу нельзя. А тем более, не возможно подчинить её себе. Своей грустной развязкой именно это показывает нам сказка.

Мало «поймать золотую рыбку», нужно правильно распорядиться наградой. И вдумчиво отнестись к тому пути, который она открывает. Ведь даже «царские палаты» старухи — это не столько путь к праздной жизни, сколько ответственность за своих слуг и за сбережение своих богатств.

Образ же простодушного старичка напоминает читателям, что одного только труда не достаточно для тёплой и сытой жизни.

Анализ 2

Произведение является одним из самых известных созданий поэта, написанном в жанре народного поэтического сказания с использованием традиций русского фольклора.

Основной темой сказки автор представляет понятие человеческой морали, заключающейся в чувстве меры при достижении желаемой цели.

Основными персонажами произведения являются золотая рыбка и семейная пожилая пара в образах старика и старухи, характеры которых описываются поэтом в неповторимой стихотворной форме.

Старик представляется в сказке в качестве положительного героя, отличающегося смиренностью и безвольностью, при этом являющегося добрым, бесхитростным человеком, находящемся под влиянием собственной сумасбродной жены.

Образ старухи, вокруг которого разворачивается сюжетная линия сказки, изображается автором в виде завистливой, жадной пожилой женщины, отличающейся злобностью, алчностью и взбалмошностью. Поэт противопоставляет старуху образу ее мужа, описывая ее в представлении темные черты человеческого характера и символизируя злобное эгоистичное начало, заставляющее чистого душой старика исполнять ее прихоти.

Вводя в произведении образ золотой рыбки, способной исполнить любые желания и ассоциирующейся с материальным миром в виде синего моря, поэт демонстрирует психологическую целостность, которая нарушается при безмерном проявлении алчного и властного безумия в виде непрерывных желаний старухи.

Ключевым авторским замыслом является демонстрация последствий попустительства человека собственным эгоизму и жадности, приводящих к желанию обладать ложными, ненасытными потребностями, забывая о душевном состоянии, которое для каждого человека должно быть на первом месте, тогда как материальные блага вторичны и нередко коварны.

Сказка имеет глубокий философский смысл, заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения материального благополучия в отсутствии проявления душевных человеческих качеств. Поэт мастерски используют художественные приемы выразительности в виде аллегории, позволяющее осознать истинной предназначение человека, заключающееся в существовании людей в ладу и гармонии с окружающим миром и собственной душой.

Произведение раскрывает понятие непомерной человеческой жадности и на примере сказочного сюжета показывает неотвратимость наказания алчности.

Другие сочинения:

Анализ сказки О рыбаке и рыбке

Несколько интересных сочинений

  • Все герои романа Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Характеристика всех героев романа Пушкина

  • Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души сочинение

    Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя начинается с рассказа о детстве Павла Чичикова, которое повлияло на становление его личности и характера. Мальчик никогда не знал свою маму, а папа растил его в строгости, не уделяя должного внимания

  • Образ и характеристика Аннушки в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Впервые про Аннушку мы узнаем в первой и четвертой главе романа. Загадочный иностранный гость по имени Воланд упоминает имя Аннушки, как некий фатальный прообраз женщины, которая в силе изменить текущее время событий.

  • Сочинение Мой любимый зарубежный писатель — Марк Твен

    Хочется рассказать о моем любимом писателе Марке Твене. Сэмюэл Лэндхорн Клеменс, когда начал писать, вернее заниматься журналистикой взял псевдоним

  • Характеристика и образ Молчалина в комедии Горе от ума сочинение

    Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается.

«Алчность, корыстолюбие, стяжательство, скопидомство, сребролюбие, жадность, скупость — неумеренная склонность к получению материальных благ».
«Википедия — Свободная энциклопедия».
Здравствуйте…
Алчность… Неумеренная, неуёмная, безграничная склонность. Близкая к лишению рассудка, судьбоносных изменений (не в лучшую сторону), тяжелым и серьёзным последствиям… И всё это алчность…
Мы, простой народ, всегда хотим больше, чем есть на самом деле. А плохо ли это? Ну… Если в меру, то хорошо. Но, вот только… Где эта мера? И кому измерять-то её? Законам? Уставу? Вопрос за вопросом…
И вот тут-то, на помощь, нам и приходят старые, мудрые сказки. Где красиво, ярко и наглядно всё покажут, расскажут и объяснят…
Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить Александра Сергеевича Пушкина за то, что он написал эту мудрую сказку, под названием «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)…
Написал, но не придумал! Подчёркиваю особо! Уж, точно не знаю, куда уходят корни этой истории, но ещё в арабской литературе («1001 и ночь») можно встретить похожую сказку…
Мне так кажется, что это, вообще, старая библейская притча, которую можно переделывать и подстраивать под то время, в которое вы живёте… Почему библейская? А вы обратите внимание на начало:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
30 лет и 3 года! Возраст Иисуса Христа!.. Житьё в ветхой землянке — бедная, но честная жизнь. Старуха работала по дому, была настоящей хозяйкой, а старик рыбу ловил. Ловил, себя и жену кормил. Возможно, продавать на рынок ездил… Так и жили…
Детей у них не было, и чувствовали они тоску, грусть и печаль от этого… Ну, не сложилось!..
И тут бог посылает им ангела, в виде золотой рыбки. Мол, давайте поможем хоть чем-нибудь этим бедным и несчастным людям…
Помогли. И тут такое началось…
Неудивительно, что эта история стала народной классикой. И даже анекдотов о ней видимо-невидимо…
Вот, кстати, один из моих любимых…
Закинул старик невод в море и поймал золотую рыбку. И молвила она ему человеческим голосом:
«Старик, а жива ли твоя старуха?».
«Жива», удивлённо отвечает тот, рыбача столько лет, и слыхом не слыхивая, чтобы рыба говорила!».
«Ну, тогда у меня два варианта: или сразу отпускай (без всяких там желаний), или в уху»…
Вот… И советский кинематограф не оплошал. В 1950-м году очень красивый мультфильм сняли.
Режиссёр: М. Цехановский, сценарий: М. Вольпина, композитор: Ю. Левитин.
Сильно подчеркнули самые основные моменты сказки… И вступление сделали, мол, выказав должное уважение к Александру Сергеевичу.
А как нарисован! Любо-дорого смотреть! Землянка, изба, терем, дворец, люди… Всё красиво, точно и правдоподобно.
А пощёчина девушке? А пряники печатные? А чёрное море? Буря? Да… Очень интересно сделан… Не опозорил, а прославил силу великого русского поэта и писателя!
А психология? Жалко мне дедушку (Б. Чирков). Мягкий он, чтобы старухе своей (А. Зуева) перечить. Я бы на тереме остановился бы. Мол, бей меня дворянская душенька, а к рыбке (М. Бабанова) не пойду. И так всё есть. Меру знать надо. И совесть иметь… Убивай, а не пойду…
Но у него-то другой характер. И пошёл он снова к синему морю…
Что тут ещё добавить… Мудрая сказка, забавные анекдоты, прекрасная экранизация. Смотрите и наслаждайтесь (естественно, в старом, советском варианте). Да мудрости учитесь…
10 из 10
Всего вам доброго и хорошего!

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

Далее, события сказки развиваются циклично. Старуха требует всё большего, а старик таскается с новыми просьбами к морю, которое с каждым разом выглядит всё мрачнее.

Последующие желания главной героини:

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Когда главный герой в очередной раз отправился к морю и передал новое пожелание, рыбка, ничего не ответив, уплыла лишь взмахнув хвостом. Вернувшись обратно, старик вместо царского дворца увидел свою землянку и старуху у разбитого корыта. Всё вернулось на круги своя, словно ничего и не было.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина

Сюжет

Старый рыбак выловил неводом волшебную золотую рыбку. Та попросила отпустить ее за вознаграждение. Но добрый рыбак выпустил чудо-рыбку просто так. Дома жена на него напустилась: иди, требуй хотя бы прочное корыто. Рыбка эту просьбу исполнила. Как и следующие: получила старуха избу вместо землянки, затем стала дворянкой, после царицей. Последнее ее желание: властвовать в море над самой золотой рыбкой. Услыхав такое, уплыла без ответа рыбка. Старик побрел домой – и увидел все ту же землянку и старуху свою над расколотым корытом.

Отзыв

Сказка учит быть справедливым, не жадничать. Народная мудрость гласит: лучше синица в руках, чем журавль в небе, за большим погонишься – и малое потеряешь. Судьба редко преподносит подарки – принимать их нужно с благодарностью и не требовать большего. Доброе дело никогда не пропадет. Однако не стоит требовать за него благодарности. Внезапным богатством нужно распорядиться с умом, не испортить отношения между близкими людьми.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *