Скандинавские триллеры и детективы

Чем скандинавский детектив отличается от традиционного британского? Как детектив превратился в средство борьбы с социальными проблемами? И какие имена обязательно нужно знать?

Авторы Елена Дорофеева, Юлия Колесова, Полина Лисовская

Феномен шведского детектива в чем-то сродни феномену шведской поп-музыки: так называе­мый шведский нуар очень профессионально сделан и прекрасно продается. Современные шведы не относят детектив к жанро­вой или второсортной литературе, для них криминаль­ный роман — равно­правная часть полноценной художественной прозы. Неслучайно шведская писательница Черстин Экман получила за детек­тивный роман «Происше­ствия у воды» премию имени Августа Стриндберга — одну из самых прес­тижных литературных наград страны.

В Швеции 1960-х годов детектив стал новым вариантом реалистического романа: после войны стало казаться, что традиционные романные формы для бытописания не годятся. Криминальный роман стал способом показать социальные проблемы и рас­кри­тиковать современное общество. В тради­ционном западном детективе преступле­ние обычно раскрывается благодаря интеллектуаль­ной работе следо­вателя: в слу­чае Шерлока Холмса — с помощью улик и наб­людений, а в слу­чае Эркюля Пуаро — с помощью психологического анализа подозреваемых. Новый скан­динавский детектив показал, что расследова­ние — это кропотли­вый, час­то монотонный процесс, который невозможно вести в одиночку.

При этом шведский детектив содержит все традиционные жанровые ком­поненты: в нем есть тайна преступления, расследование, восстановление обстоя­тельств преступления и победа добра над злом. Но есть и уникальные осо­бенности. Прежде всего это контраст между благополу­чием места действия и жестокостью совершенного здесь преступления. В северной цивилизации с ее депрессивностью и мелан­холией случаются запредельно кровавые убий­ства. При этом жестокость или перверсивные наклонности злодеев уходят корнями в острую социаль­ную проблематику. Убийцы и насиль­ники персонифицируют пороки несовер­шенного общества: будь оно лучше, ниче­го подобного бы не случилось.

Главный герой шведского детектива — следователь — либо странный асоциальный тип, либо подчеркнуто обычный человек. В современных детективах это часто жен­щина, сильный профессионал и независимая личность — как Сага Нурен из сериала «Мост». Если герой — мужчина, то, как правило, он лишен сверх­способностей или особого шарма — как Курт Валландер из детективов Хеннинга Манкелля. И следователь, и остальные персонажи имеют полный спектр неврозов. В современном информацион­ном обществе человеку все труднее отгораживать свой внутренний мир от внешних событий — из-за отсутствия этой границы между внутренним и внешним он испытывает огром­ный стресс. Поэтому инструментом выжи­вания становится одиночест­во как способ сохранить себя.

1Мария Ланг. «Никаких убийств» (1951)

© Norstedts Förlag

Автор

Марию Ланг называют шведской Агатой Кристи. Литературовед, учительница литературы, а впоследствии и директор гимназии, каждое лето в отпуске Ланг сочиняла очередной изящный и витиеватый роман, где красивые мужчины и женщины беседуют о литературе, встречаясь в библиотеках и дорогих ателье. В 1971 году была основана Шведская детективная академия, и Ланг сразу же стала ее членом (правда, через два года вышла из-за внутренних разногласий).

Герой

Пак Экстедт — дочь профессора египтологии, филолог и феминистка. Умная, веселая, женственная, активная и независимая, она всегда оказывается в нуж­ное время в нужном месте и не боится брать расследование в свои руки.

Интрига

Пак вместе с мужем и отцом отправляется на лето к тетушке. С ними также едет друг семьи, комиссар полиции Кристер, мечтающий наконец отдохнуть от работы. «Только никаких убийств!» — восклицает он в начале романа. Однако, проснувшись утром в доме тетушки, компания обнаруживает у себя на участке труп неизвестного юноши. Кто он, как попал туда и за что его убили? Разгадка таится в событиях давнего прошлого. А пока к Кристеру один за другим являются с признанием целых четыре человека. Остается выяснить, кто из них настоящий убийца.

Почему это нужно читать

В романах-загадках Ланг, успешно продолжаю­щих традицию британского детектива, есть и персонажи-интеллектуалы, и остроумные диалоги, и ложные подсказки, и непременный счастливый финал, когда все наконец становится на свои места. Тем не менее Ланг позволяет себе чуть больше свободы и порой затрагивает темы, на которые не решилась бы Агата Кристи (например, описа­ние сексуальной жизни героев).

2Май Шёваль и Пер Валё. «Розанна» (1965)

© Norstedts Förlag

Авторы

В 1965 году журналисты Пер Валё и Май Шёваль анонсировали серию из десяти детективных романов под общим названием «Роман об одном преступлении». Соавторы провели несколько месяцев за исследованием полицейской работы, а писали по ночам, пока дети спали. Это сотрудничество продолжалось до 1975 года: 22 июня Валё умер от панкреатита. Май Шёваль прожила еще 45 лет и опубликовала еще несколько книг, но знаменита она именно благо­даря циклу о следователе Мартине Беке.

Герои

Шёваль и Валё отказались и от романтического таинственного персонажа вроде Шерлока Холмса, и от более приземленных, но безупречных героев типа Эркюля Пуаро. В «Розанне» и других детективах следствие ведут самые обыч­ные люди. Мартин Бек несчастливо женат, он постоянно простужен и часто допускает ошибки. Инспектор Леннарт Кольберг принципиально не носит оружие и ссорится с коллегой Гунвальдом Ларссоном. Фредрик Меландер вечно оказывается в туалете, когда он кому-то нужен. Однако в нужный мо­мент все эти неидеальные люди умеют забыть о конфликтах и сплотиться ради общего дела.

В живописном шведском озере обнаруживают тело зверски убитой женщины. Мартин Бек с коллегами отправляется в приозерный городок Муталу, чтобы помочь местным полицейским в расследовании. На протяжении многих недель они не могут обнаружить никаких зацепок и даже установить имя жертвы, но в итоге кропотливая командная работа все-таки дает свои плоды.

«Розанна» во многом заложила основы детективного жанра, каким мы его знаем сейчас. Авторы не стремились развлечь читателя криминальной голо­воломкой и не предлагали очерченный круг персонажей, один из которых в конце непременно оказывался убийцей. Дела Мартина Бека вскрывают идео­логический упадок и крах морали в обществе всеобщего благоден­ствия, как принято называть шведский социализм. Суровый репортажный стиль, правди­вое изложение полицейских будней, натура­листические описания увечий — все это в 1965 году было новостью, а некоторые читатели даже жаловались, что в детективах слишком много жестоких подробностей. Однако впоследствии все эти черты станут отличитель­ными особенностями и крими­нальных романов, и нуарных сериалов нашего времени.

3Хеннинг Манкелль. «Убийца без лица» (1991)

© Ordfront förlag

Хеннинг Манкелль прожил очень бурную жизнь: служил матросом на грузовом судне, участвовал в парижских волнениях 1968 года, много времени провел в Африке, где боролся с социальной несправедливостью и руководил собствен­ным театром, — и много писал, порой по три романа в год. Известен он в пер­вую очередь благодаря детективному циклу о Курте Валландере, который со­сто­ит из десяти романов, сборника рассказов и романа-сиквела, где расследо­ванием занимается дочь Курта по имени Линда.

В отличие от Мартина Бека, умело работающего в команде, Курт Валландер — современная версия романтического одиночки. Он не очень молод, разведен, много рефлексирует, злоупотребляет алкоголем. Семейные проблемы часто мешают ему заниматься расследованием. Тем не менее острый ум, а также готовность пренебречь любыми правилами всегда помогают ему настичь преступника.

На хуторе в сельской глубинке кто-то нападает на пожилую пару фермеров. Мужчину обнару­живают мертвым, его жену — полузадушенной, с веревкой на шее. Спустя несколько дней она умирает в больнице, сумев произнести только одно слово: «Иностранец». Эта деталь проса­чивается в газеты, порождая волну ненависти к иммигрантам. Валландеру необходимо как можно скорее найти убийцу, чтобы затушить вспышку неонацистских настроений.

Благодаря Хеннингу Манкеллю шведский криминальный роман стал популя­рен во всем мире. По его детективам снято несколько сериалов, а в сентябре 2020 года на Netflix вышел приквел «Молодой Валландер». Городок Истад, где жил и работал один из самых знаменитых литературных сыщиков, предлагает экскурсии по «валландеровским местам». Обаятельный главный герой, разо­чаровавшийся в жизни и потерявший опоры, напоминает шведское общество, лишенное иллюзий, — видимо, в этом секрет популярности Курта Валландера.

4Черстин Экман. «Происшествия у воды» (1993)

© Albert Bonniers Förlag

Черстин Экман начинала свою карьеру в 1960-х как автор детективов. За пятый роман в этом жанре она получила премию Шерлока Холмса, но впоследствии переключилась на другие жанры и темы. В частности, в середине 1970-х она выпустила «Катринехольмскую тетралогию», в которой рассказывается о непро­стой судьбе нескольких поколений женщин в городке у железной дороги в Цен­тральной Швеции на протяжении ХХ века. В 1978 году Экман стала третьей женщиной, вошедшей в Шведскую академию (первыими двумя были Сельма Лагерлёф  Сельма Лагерлёф (1858–1940) — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909), и третья, получившая Нобелевскую пре­мию. В 1914 году первой из женщин вошла в со­став Шведской академии. и Элин Вегнер  Элин Вегнер (1882–1949) — шведская писа­тельница, журналистка, педагог, эколог. Общественный деятель, организатор движения по защите и спасению детей, активистка феминистского и пацифистского движений. Член Шведской академии с 1944 года.). В 1989 году Экман добровольно вышла из этой почтенной институции, не согласившись с позицией Академии относительно британского писателя Салмана Рушди и поступающих в его адрес исламист­ских угроз  В 1989 году иранский аятолла Хомейни заочно приговорил Рушди к смертной казни за его книгу «Сатанинские стихи». Черстин Экман и еще несколько членов Шведской академии призывали выступить с официаль­ным заявлением в поддержку Рушди, однако большинство отклонило эту инициативу..

Повествование ведется от лица трех разных персонажей. Так, благодаря глав­ной героине Анни Рафт мы можем погрузиться в жизнь коммуны Шернберг, где люди отказались от электричества и заняты изготовле­нием козьего сыра под руководством фанатичного догматика Петруса. Сама Экман объясняла, что случившиеся в Шернберге страшные убийства смог бы раскрыть только чело­век, хорошо знающий эти места и их жителей. Поэтому за дело берется нес­колько местных жителей, в том числе самоотвер­женный врач Биргер Тур­бьёрнс­сон. Несмотря на проб­лемы в личной жизни, он всегда готов помочь. Говоря о Биргере, Экман сравнивала его с Лео­польдом Блумом из джой­сов­ско­го «Улисса», добавляя, что Биргер так же ей сим­патичен.

После празд­ника солнцестояния Анни Рафт находит в лесу у речки зверски убитых во сне туристов. Убийство остается нераскрытым и в течение многих лет омрачает жизнь близлежащей деревни. Спустя восемнадцать лет Анни видит свою дочь в объятиях мужчины и узнает его: этого человека она когда-то видела возле места преступления. С этого момента начинается новый виток расследования. Писате­льница рассказывала, что еще в детстве услышала исто­рию, случив­шуюся с туристами во Франции, и сюжет романа вырос из нее.

Экман рассказывала, что роман «Происшествия у воды» не задумывался как детективный, но приобрел черты детектива уже в процессе создания. Расследование играет в сюжете второстепенную роль, а на первом плане оказывается жизнь далекой шведской деревни и внутренняя трансформация героев. Важное место в книге занимают экологическая проблематика и народ­ные легенды, ставшие впоследствии популярными мотивами детективных романов. Кроме того, «Происшествия у воды» — сложный постмодернистский текст с множеством сюжетных линий и литературных аллюзий. По словам одного журналиста, такую книгу «не стыдно читать даже филологу из Уппсаль­ского университета».

5Камилла Лэкберг. «Ледяная принцесса» (2003)

© Forum bokförlag

Из современных шведских авторов детективов Камилла Лэкберг — самый коммерчески успешный писатель. Лэкберг не только пишет романы, но еще и владеет ювелирным магазином, сочиняет тексты популярных песен, публи­кует кулинарные книги и участвует в телешоу. Однако известность ей принес цикл детективов о жителях Фьелльбакки — ее родной рыбацкой деревни, став­шей бешено популярной у фанатов писательницы.

Расследованием параллельно занимаются два героя: писательница Эрика Фальк и полицейский Патрик Хедстрём. Они готовы преодолевать любые трудности, чтобы докопаться до истины. Со временем полиция Фьелльбакки оценит ин­тел­лект и следовательские таланты Эрики и начнет прислушиваться к ее суж­де­ниям.

После долгого отсутствия Эрика Фальк возвращается в родную Фьелльбакку и вскоре обнаруживает в своей ванне тело подруги детства — красивой и зага­дочной Александры. У нее перерезаны вены, но очень быстро становится оче­видно, что произошло убийство. Родные погибшей просят Эрику написать биографию Александры, и под этим предлогом писательница принимается за собственное расследование.

Камилла Лэкберг отчасти возвращается к классической детективной схеме: круг подозреваемых в «Ледяной принцессе» заранее известен. Кроме того, основное внимание уделяется не следствию, а психологии героев, их реакции на происходящее. Повествование постоянно переключается между разными точками зрения: читатель слышит голоса следователей, местных жителей и даже загадочного убийцы. И все это на фоне блестяще описанной северной природы и рыбацких домиков на берегу моря.

6Стиг Ларссон. «Девушка с татуировкой дракона» (2005)

© Norstedts Förlag

В 2005 году продажи у шведских книготорговцев резко подпрыгнули вверх: вся страна кинулась читать дебютную книгу журналиста Стига Ларссона. Сам автор незадолго до этого умер от инфаркта. Всего он создал три романа в трех разных стилях: детектив-пазл, полицейский детектив и шпионский триллер, составившие серию «Миллениум». Феминист, активист левых взглядов, Ларс­сон строил детектив вокруг актуальных проблем шведского общества: сексиз­ма, неонацизма, угнетения слабых. В оригинале первый роман трилогии назы­вается «Мужчины, которые ненавидят женщин».

Ларссон вывел на детективную арену яркую и самобытную героиню — ее назы­вали «самым экзотическим борцом с преступностью за последние 20 лет». Лисбет Саландер умна, наделена несгибаемой волей, никогда не сдается и ни­ко­му не подчиняется, существуя вне общества и пренебрегая его услов­ностя­ми. По словам Стига Ларссона, Лисбет — это повзрослевшая Пеппи Длин­ныйчулок. С ней в паре работает Микаэль Блумквист — талантливый журна­лист с проблемами в личной жизни.

Блумквист отправляется на остров недалеко от Стокгольма, чтобы написать историю зажиточной семьи, а на самом деле — расследовать давнее исчез­новение юной девушки. Он обнаруживает, что дело связано с целой серией убийств, но по-настоящему раскрутить расследование ему удается, только когда к нему присоединяется талантливый хакер Лисбет Саландер.

Романы Ларссона разошлись по всему миру рекордными тиражами. Толпы поклонников приезжают в Стокгольм, чтобы прогуляться по местам, описан­ным в его романах. Никогда ранее шведский автор не имел такого коммерчес­кого успеха — даже великой сказочнице Астрид Линдгрен не удалось бы достичь таких тиражей всего тремя книгами. Персонажи и мотивы, подобные ларссоновским, стали общим местом для современных детективов. А саму серию «Миллениум» по заданию издательства продолжил другой писатель, Давид Лагеркранц, дополнив ее еще тремя детективами.

«Девушка с татуировкой дракона»: чем вдохновлялся Стиг Ларссон
Книги Астрид Линдгрен, Агаты Кристи, Элизабет Джордж и другие источники

7Лиза Марклунд. «Последняя воля Нобеля» (2006)

© Piratförlaget

Лиза Марклунд — автор серии детективных романов о шведской журналистке Аннике Бенгтзон, колумнист вечерней газеты Expressen, а также совладелец третьего по величине издательского дома Швеции Piratförlaget. Ее дебютный роман, вышедший в 1998 году в одном из самых маленьких шведских изда­тельств, стал международным бестселлером и был экранизирован. В 2010 году Лиза Марклунд в соавторстве с американским писателем Джеймсом Паттер­соном написала детектив «Убийцы по открыткам». Роман вышел в Швеции и в Америке, а Марклунд стала вторым после Стига Ларссона шведским писате­лем, чья книга возглавила список бестселлеров New York Times.

Лиза Марклунд одна из первых ставит в центр расследования женщину-профессионала, причем не полицейского, а журналистку. Анника Бенгтзон живет на острове Кунгсхольмен в Стокгольме и работает в отделе кримина­листики газеты «Квельспрессен». Она разрывается между семьей и карьерой, иногда манипулируя как мужем и детьми, так и коллегами. Криминальный репортер Анника всегда идет до конца в своих расследованиях и часто попадает в очень опасные ситуации.

На банкете, посвященном присуждению Нобелевских премий, Анника Бенгтзон становится свидетельницей ужасного преступления. Журналистка видела убийцу, но полиция запрещает ей что-либо публиковать. Главный редактор отправляет Аннику в бессрочный отпуск, но вскоре та начинает собственное расследование. Убийца ей известен, так что ее главная задача — узнать имя заказчика. Анника пытается разобраться в причинах драмы, разыгравшейся в научных кругах. За кулисами научного мира кипят самые низкие человеческие страсти: зависть, шантаж, подкуп. Вскоре журналистка сталки­вается с еще несколькими кровавыми убийствами.

В небанальный сюжет вплетаются истории о современных научных иссле­дованиях и деятельности Нобелевского комитета. В 2013 году книга была отмечена английской премией The Petrona Award за лучший скандинавский детектив, опубликованный на английском языке, а в 2012 году по ней был снят фильм «Послед­нее завещание Нобеля».

8Ларс Кеплер. «Гипнотизер» (2009)

© Albert Bonniers Förlag

В 2009 году на ежегодной лондонской книжной ярмарке представители издательства Albert Bonniers создали ажиотаж вокруг таинственной личности, скрывающейся за псевдонимом Ларс Кеплер, и продали рекордное количество прав на еще не вышедшую в Швеции книгу. На самом деле за псевдонимом скрывались супруги Андорил — Александр и Александра Коэльо, придумав­шие серию романов об обаятельном сыщике Йоне Линне. Оба были писателями, опубликовали по несколько книг, но их первый совместный роман «Гипноти­зер» стал настоящим мировым бестселлером. Он положил начало детективной серии, переведенной на 40 языков, мировые тиражи которой составляют порядка 15 миллионов экземпляров.

Комиссар уголовной полиции Йона Линна — главный герой всей детективной серии, состоящей из семи книг. Линна — сыщик финского происхождения, спокойный и рассудительный, с внешностью киногероя и склонностью к меланхолии. Комиссар привлекает к расследованию врача по имени Эрик Мария Барк, в прошлом гипнотизера, надеясь с его помощью получить описа­ние преступника. Это человек нерешительный, мучимый сомнениями, устав­ший от борьбы за жизнь сына, страдающего от неизлечимой болезни, и попы­ток удержать жену, которая в нем разочаровалась.

В пригороде Стокгольма в раздевалке спортивного клуба найден зверски уби­тый мужчина. Позже в его доме обнаруживают зарубленных с чудовищной жестокостью жену и маленькую дочь. Похоже, убийца задался целью вырезать всю семью, однако тяжело раненный сын выжил. Комиссар уголовной полиции Йона Линна узнает, что в живых остался еще один член семьи — старшая сес­тра мальчика. Он понимает: необходимо найти девушку до того, как это сдела­ет убийца. Чтобы поскорее допросить единственного свидетеля, Йона Линна связывается с врачом Эриком Марией Барком и убеждает его загипно­тизиро­вать мальчика. Только так можно получить описание преступника. Эрик нару­шает свое давнее обещание отказаться от занятий гипнозом, и мир, кото­рый он так хотел забыть, бросает ему новый вызов.

Романы Кеплера стали бестселлерами во всем мире, они экранизированы и считаются эталоном скандинавского триллера. В частности, журнал Time назвал «Гипнотизера» одной из десяти самых важных книг 2010 года, а The Wall Street Journal включила роман в список десяти лучших детективов года. В отличие от своих предшес­твенников «Гипнотизер» отчасти отказы­вается от реалистичности и социальной критики в пользу занимательности. Несмотря на большой объем, действие романа развивается с кинематогра­фической стре­ми­тельностью. Неожиданные твисты, сложные отношения героев и быстрые хлесткие диалоги — здесь есть все, чтобы держать читателя в напряжении. 

БОЛЬШЕ ЗАГАДОЧНЫХ УБИЙСТВ
Лучшие детективные книги, фильмы и сериалы в одной таблице
От приключений Шерлока Холмса до убийства Тупака Шакура

Курс подготовлен совместно с Посольством Швеции и Volvo Car Russia

Знакомство с миром скандинавского детектива часто начинают с книг Ю Несбё и Стига Ларссона. Отличительной чертой их произведений стали жестокость, круто закрученный сюжет и сплин. Но среди шведских, норвежских и датских писателей есть еще множество других мастеров жанра. В нашей подборке — книги Давида Лагеркранца, Камиллы Лэкберг, Эрика Аксла Сунда и многих других ярких авторов.

Девушка, которая искала чужую тень. Давид Лагеркранц

Журналист Дэвид Лагеркранц, написавший биографию Златана Ибрагимовича «Я — Златан», продолжает серию «Миллениум» Стига Ларссона. Это вторая его попытка воссоздать персонажей Ларссона: первая часть, «Девушка, которая застряла в паутине», вышла еще в 2015 году.

Лисбет Саландер мы встречаем в тюрьме: за «общественно опасные действия» ее лишили свободы (героиня спрятала у себя восьмилетнего мальчика и отказалась сотрудничать со следствием). Спустя два месяца она выходит и снова начинает свое расследование. На этот раз дело связано с прошлым Лисбет: огромный кусок ее жизни оказался результатом научного эксперимента…

Ангелотворец. Камилла Лэкберг

Особенность триллеров Камиллы Лэкберг — это пересечение двух точек зрения на одно и то же преступление. Первую представляет полицейский Патрик Хедстрём, но ни одна запутанная сюжетная линия не может обойтись без вмешательства его жены, писательницы Эрики Фальк.

В «Ангелотворце» им предстоит распутать дело, которое перекликается с прошлым главной героини. Эбба Старк не просто лишилась семьи: все ее родные однажды просто исчезли, а спаслась только она. После долгих лет вдалеке от дома, где произошла трагедия, Эбба возвращается на остров Валё со своим мужем. Совсем недавно они пережили горе — погиб их маленький сын, и их брак практически развалился. После переезда дом Старков поджигают и обстреливают. Преступников поймать не удалось. Пока. Ведь герои уже приступили к расследованию.

Третий голос. Силла и Рольф Бёрлинд

Серию об Оливии Рённинг и Томе Стилтоне открыл триллер «Прилив», а его продолжение пугает и захватывает ничуть не меньше. Новое дело связано с убийством слепой женщины, чьи останки закапывают в шести разных местах. Но примерно в то же время совершены еще два убийства, которые, как чувствует Оливия, должны быть частью одного и того же зверского замысла.

Сын за сына. Александр Содерберг

Действие романа Александра Содерберга разворачивается сразу в нескольких местах: Стокгольм, Малага, Биарриц, Берлин — и это далеко не полная география. В центре повествования борьба двух преступных группировок, в которую оказывается втянута медсестра София Бринкман. Ее возлюбленный Гектор Гусман впал в кому после тяжелого ранения, а брат Гектора, Эдуардо, убит. Теперь София должна попытаться не только выбраться живой из войны мафиозных кланов, но и вывести бандитов на чистую воду.

Невидимка из Салема. Кристоффер Карлссон

Бывший полицейский Лео Юнкер пытается пережить смерть своей девушки. Проходят годы, но прошлое не отпускает его, ведь она погибла по его вине. И снова грянул гром: на соседнем этаже находят тело застреленной женщины. На месте преступления обнаруживается кулон, принадлежавший возлюбленной Лео.

Дикая весна. Монс Каллентофт

Шведский писатель Монс Каллентофт попытался создать свою Лисбет Саландер, и у ему это удалось. Женщина-детектив Малин Форс по харизме и остроумию не уступает персонажу Ларссона. «Дикая весна» завершает серию, единым мотивом в которой являются времена года: предыдущие ее части назывались «Зимняя жертва», «Летний ангел» и «Осенний призрак».

В центре Линчёпинга, небольшого города на юге Швеции, прогремел взрыв. На городской площади в тот злополучный день погибли девочки-близняшки. Малин Форс, переживающая не лучшие времена, решает взяться за это дело, ведь происшествие не похоже на обычный теракт: кто-то действительно хотел смерти именно этих девочек.

Охотник на кроликов. Ларс Кеплер

Под псевдонимом «Ларс Кеплер» скрываются супруги Андорилы (шведы Александр Коэльо и Александра).

Когда-то юные ученики престижной школы создали клуб «Кроличья нора», одним из этих детей был будущий министр иностранных дел. Его убийство и открывает ряд смертей, ради расследования которых главного героя, Йона Линна, выпускают из тюрьмы.

Второй после бога. Курт Ауст

Эта книга Курта Ауста продолжает сюжет его детективного романа «Судный день». В 1747 году Петтер Хорттен вспоминает события давно минувших дней. Более 40 лет назад в самый разгар Северной войны он в качестве секретаря-помощника отправился с нунцием дей Конти в Норвегию и отвечал за безопасность папского посланника. Рекомендацией ему послужило то, что за четыре года до этого он вместе с профессором Томасом Бубергом смог раскрыть сразу несколько преступлений. Эстетика «Имени розы» Умберто Эко переносится в лютеранскую Норвегию, и героев ждут не менее таинственные обстоятельства и захватывающее расследование.

Стеклянные тела. Эрик Аксл Сунд

В благополучной Швеции внезапно начинают один за другим лишать себя жизни подростки. Все они выбирают жестокие способы умереть: выпить смесь водки с хлором, повеситься на струне от рояля и т.п. Их истории разные, но каждый из самоубийц перед смертью увлекался странной и одновременно жуткой музыкой певца Голода, причем подростки слушали его песни на старых аудиокассетах. За раскрытие тайны берется Йенс Хуртиг, который до этого уже пережил самоубийство младшей сестры.

Сделано в Швеции. Андерс Рослунд, Стефан Тунберг

«Сделано в Швеции» — это тот случай, когда история, похожая на ночной кошмар, на самом деле основана на реальных событиях, причем рассказывает ее непосредственный свидетель. Братья сценариста Стефана Тунберга были одними из самых опасных преступников в стране, и вместе с писателем Андерсом Рослундом он рассказывает читателям все о произошедшем. Ограбления героев книги отличаются неизменной жестокостью: братья убивают каждого, кто мешает им осуществлять свои планы. Этот поразительный рассказ буквально кричит об одной из нерешенных проблем современного мира — домашнем насилии, которое провоцирует людей совершать куда более серьезные преступления.

Фантастической красоты суровая природа, стильные города или крошечные поселки на границе цивилизации, драма и никакого сахарного сиропа — эталон детективного сериала, мы уверены.

Ребекка Мартинссон

Успешный стокгольмский адвокат Ребекка Мартинсон, имеющая репутацию бесстрашной и легко пренебрегающей правилами юристки, узнает о смерти своей подруги детства и едет на край света, где когда-то родилась и выросла. Прибыв на родину, Ребекка понимает, что-то, что выглядит как несчастный случай, было убийством, и начинает расследование.

Вистинг

Уильям Вистинг — вдовец и хладнокровный детектив из небольшого норвежского городка, где накануне Рождества при загадочных обстоятельствах погиб мужчина. Распутывая преступление, Вистинг понимает, что в деле может быть замешан беглый американский серийный убийца, давно разыскиваемый ФБР. Тогда на помощь к Вистингу приезжает спецагент Мэгги Гриффон, которую играет Кэрри-Энн Мосс, Тринити из «Матрицы».

Река

Неподалеку от норвежского городка, находящегося рядом с границей Финляндии и России, маленькая девочка находит в реке отпиленную мужскую руку, а после этого исчезает. Расследовать дело начинает детектив Томас Лённхёйден, недавно вернувшийся из столицы на малую родину, с которой его связывает семейная трагедия. Помогать Томасу будет женщина-полицейский Миа.

Монстр

На севере Норвегии пропадает молодая девушка Тира, имеющая отношение к христианской общине, а позже полиция находит невероятное захоронение, обставленное похлеще, чем в первом сезоне «Настоящего детектива». Здесь явно не обошлось без какого-то пугающего культа. Расследование начинает детектив Джоэль Драйер, присланный из Осло на помощь местной полиции, как водится. Он сразу не понравился Хедде, женщине-офицеру, занимающейся делом с самого начала — уж очень они разные.

Полярный круг

Патрулируя район, офицер лапландской полиции Нина Каутсало находит дом, в котором кто-то удерживал проститутку, а позже несколько тел уже убитых девушек. В ходе расследования выясняется, что серийный убийца — не главная проблема поселка Ивало: в крови женщины найден страшный вирус, убивающий беременных и их еще нерожденных детей. К полицейским присоединяются ученый-вирусолог и большие важные дяди из «национальной безопасности».

Прилив

Студентка полицейской академии Оливия Рённинг начинает расследование нераскрытого дела: в 1987 году трое неизвестных закопали в прибрежный песок и жестоко убили беременную девушку. Спустя двадцать четыре года Оливия находит инспектора, который вел это дело вместе с её умершим отцом, и начинает новый сбор улик.

Что спрятано в снегу

Опытный детектив Питер Вендель возвращается на работу после долгой болезни и получает сообщение, что известный серийный убийца, много лет сидящий в тюрьме, на самом деле невиновен. Питер срочно собирает группу полицейских-аутсайдеров и, продираясь через сопротивление властей, посадивших не того человека, расследует дело заново.

В заложниках

Копенгаген. 2016 год. Террористы захватывают вагон метро, в котором находится пятнадцать пассажиров, и угрожают убить пленных, если им не выплатят четыре миллиона евро. В сложные переговоры вступает бывший военный Филип Норгаард. Во-первых, законы Дании запрещают выкупать заложников, во-вторых, Норгаард лично пережил плен, из которого сбежал только спустя шесть месяцев заключения, и воспоминания об этом до сих пор преследуют его в кошмарах. Но самое ужасное начинается тогда, когда один из преступников роняет фразу, по которой Филип догадывается, что тот и есть его мучитель из прошлого.

Мост

  • Мост

Сотрудница полиции шведского города Мальмё Сага Норен — очень исполнительный, умный и дисциплинированный детектив с особенностями психики. Она не чувствует шуток и сарказма, практически не умеет сопереживать и зациклена на соблюдении правил. Эдакий Шелдон, только не укомплектованный комедийным обаянием, потому что Сага расследует убийства. Однажды ночью она выезжает на Эресуннский мост, соединяющий Мальме с датским Копенгагеном — ровно поперек условной границы между странами нашли тело женщины.

Полуночное солнце

За полярным кругом недалеко от шведского городка Кируна совершено странное изощренное и жестокое убийство. По обрывку билета в кармане убитого удалось установить, что он — гражданин Франции. Расследовать дело совместно с прокуратурой Швеции направляют офицера Кайну Зади. Она только что вышла в отпуск, но берет дело и отправляется в эту дыру, чтобы сбежать от терзающего её прошлого, которое пришло прямо к ней домой. Над сериалом работали режиссеры Монс Морлинд и Бьёрн Стейн, написавшие сценарий к «Мосту».

Убийство у моря

Шесть серий шведского сериала — шесть экранизаций бестселлеров «шведской Агата Кристи» Камиллы Лэкберг. Все начинается с того, что в рыбацкий городок Фьелльбакка, выглядящий как мечта туриста с фотоаппаратом, возвращается автор детективов Эрика, мечтающая, что у нее вот вот наступит тихая провинциальная жизнь. Но вскоре покой Фьелльбакки взрывается новостью о жестоком убийстве.

Преступления страсти

Шесть детективных фильмов почти по полтора часа каждый. Первый — экранизация книги Марии Ланг — об убийстве, совершенном в пятидесятые годы прошлого столетия. Остальные сняты по романам Анны Янссон, пишущей о женщине-полицейском Марии Верн, которая будет ловить интернет-маньяка, предотвращать расправы над женщинами и подростками, искать пропавших детей и опровергать сомнительные самоубийства. Стильно и красиво, как мы любим.

Если десять — мало, то у нас для вас есть 6 атмосферных сериалов прямиком из Нидерландов, и все бесплатно. Это не Скандинавия, но близко.

Король чертова острова (Kongen av Bastøy, 2010, реж. Мариус Хольст)

Действие норвежского триллера, основанного на реальных событиях, разворачивается на острове Бастёй в начале XX века, когда там находилась тюрьма для несовершеннолетних преступников. В колонии детей содержали в немыслимых условиях — постоянного унижения и давления со стороны надзирателей было не избежать, несовершеннолетних использовали как рабочую силу, а для того, чтобы покинуть тюрьму, необходимо было получить разрешение директора (роль директора исполнил Стеллан Скарсгард — культовая фигура для современного массового скандинавского кино). Один из узников, семнадцатилетний Эрлинг, прибывший на остров сравнительно недавно, не собирается мириться с существующими порядками и решается на побег. Натуралистичность закрытого сообщества будоражит, а режиссер старается провести зрителя сквозь частокол несправедливости, изобличая людей, наделенных властью, в неоправданной жестокости. Норвежские пейзажи дополняют и без того холодное настроение ленты.

Дурацкое дело нехитрое (Kraftidioten, 2014, реж. Ханс Петтер Муланд)

Превалирование холодных цветов в кадре — одна из главных особенностей скандинавского кино. Наиболее ярким примером, отражающим сущность северного кино, является триллер Ханса Петтера Муланда «Дурацкое дело нехитрое». Суровая норвежская зима нависла над небольшим городком. Водитель снегоочистителя, Нильс, борющийся с бескрайним морем снега в горах, узнает, что его сын погиб от передозировки наркотиками. Не веря в официальную версию, несчастный отец желает разобраться в гибели сына и начинает собственное расследование, которое приводит его на линию фронта враждующих бандитских группировок. Главную роль в картине великолепно исполнил Стеллан Скарсгард. Жанрово лента Муланда не только включает в себя элементы триллера и драмы, но и имеет черты черной комедии. Позднее режиссера пригласили снять американскую версию норвежского триллера, в которой главную роль исполнил актер, уже привыкший к подобного рода амплуа, — Лиам Нисон. В России эта картина известна под названием «Снегоуборщик».

Охота (The Hunt, 2012, реж. Томас Винтерберг)

Томас Винтерберг — второй по величине таланта датский режиссер после Ларса фон Триера. Социальный триллер «Охота», созданный автором в 2012 году, рассказывает историю воспитателя в детском саду (Мадс Миккельсен), жизнь которого год за годом становится лучше: у него появляются новые друзья, он находит любовь, обретает признание и заводит дружбу с маленькой девочкой. Но вдруг под влиянием случайно увиденного эротического фото девочка убеждает директора сада в том, что воспитатель ее домогался — после этого жизнь воспитателя переворачивается с ног на голову. Ему предстоит столкнуться с общественной агрессией и осознать, что детские фантазии могут раз и навсегда разрушить жизнь. «Охота» произвела фурор на Каннском кинофестивале. Мадс Миккельсен был удостоен награды за лучшую мужскую роль, а критики назвали ленту лучшей работой в карьере режиссера. Картину тяжело назвать триллером в привычном понимании — это социальный триллер с актуальной повесткой и крайне тонкой реализацией.

Охотники за головами (Hodejegerne, 2011, реж. Мортен Тильдум)

Одним из самых почитаемых скандинавских триллеров XXI века является лента «Охотники за головами», снятая по одноименному детективному роману известного норвежского писателя Ю Несбё. Роджер Браун — лучший специалист по поиску персонала (headhunter, «охотник за головами») во всей Норвегии. К работе он подходит не совсем обычно: подбирая претендентов на руководящие должности, он крадет у кандидатов дорогие картины, помогая развивать тем самым картинную галерею жены. Но однажды схема дает сбой — новый кандидат оказывается крепким соперником, и диспозиция сил меняется: главный герой становится добычей. Криминальный триллер был высоко оценен критиками, а вторую половину картины и вовсе сравнивают с лучшими работами братьев Коэнов. Одну из ролей исполнил Николай Костер-Вальдау, знакомый зрителям по «Игре престолов». Позднее, Голливуд настолько впечатлился талантом Тильдума, что режиссера пригласили поработать над некоторыми большими проектами, в числе которых «Пассажиры» и оскароносная «Игра в имитацию».

Зимние братья (Vinterbrødre, 2017, реж. Хлинюр Палмасон)

Датско-исландский фильм «Зимние братья» режиссера-дебютанта Хлинюра Палмасона нельзя отнести к массовому кино. В своеобразном артхаусном триллере зритель знакомится с двумя братьями, работающими на заводе при известняковой шахте. Младший, Эмиль, — тень старшего брата, Йохана. Он несчастен, одинок, хоть и испытывает чувства к соседке Анне. Для дополнительного заработка он вынужден продавать самогон из химикатов, украденных с завода. Агрессия и страх растет в Эмиле с каждым днем, пока это не выливается в масштабную вражду: с братом, с коллегами по работе и даже с самим собой. У ленты очень высокий порог вхождения — не каждый сможет принять леденящую атмосферу безумия картины, которая в концовке оставляет зрителя наедине с его чувствами. Фильм необычным образом достигает пика драматизма и являет собой завораживающее изучение человеческой натуры на фоне холодных индустриальных скандинавских пейзажей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *