Сериалы психологические

С точки зрения здравого смысла обычный человек не должен любить триллер. Убийцы, маньяки и сумасшедшие маргиналы – общество относится к ним с презрением. В кино же за этими антигероями наблюдать порой интереснее, чем за главным протагонистом. В реальном мире процесс убийства – это физический и психологический ужас, на экране же он многих завораживает. Почему? Что заставляет нас возвращаться к этому жанру? С научной точки зрения, во время сильных эмоциональных переживаний наш мозг выделяет такие мощные нейротрансмиттеры, как дофамин и окситоцин (отвечающие за ощущения счастья, страха и ужаса). Именно они позволяют нам ощущать чувство удовлетворения, они отвечают за «систему вознаграждений» в мозгу. Но это – только часть полной картины. Чтобы раскрыть вопрос полностью, редакция Buro 24/7 выяснила мнение четырех экспертов: психолога, философа, кинокритика и режиссера.

Олег Борецкий – кинокритик, философ

Сейчас этот жанр даже более актуален и интересен в кино. Потому что кино традиционное, которое было 30, 40, 50 лет назад, оно немного монотонное. Зрителю нужна интрига, он заинтересован в том, чтобы его постоянно держали в напряжении. А определение триллера – это как раз и есть «держать человека в напряжении». Последний успех оскароносного фильма «Прочь» доказывает, что даже для академии, которая редко берет во внимание массовые жанровые фильмы, триллер остается актуальным. Часто триллер переплетается в сюжетах с фильмами ужасов, эротикой, детективом. И, если смотреть на это с точки зрения психологии, – это попытка нагнетания страха, как ожидания зла (в философском определении страх – это ожидание зла). С одной стороны – это нормальная, естественная реакция человека. Испытывать страх – инстинкт самосохранения. С другой стороны – обществом это осуждается, как трусость или нечто недостойное. Есть и третий интересный нюанс, страх – это страсть, которую человек хочет испытать. Не будь этой потребности, никогда бы не появились культура апокалипсиса, все страшилки и ужасы. Эта потребность возникает потому, что человеку нужна элементарная встряска, которая выведет его из психологического комфорта, из зоны комфорта. С другой стороны, есть интеллектуальный зритель. Когда он смотрит детектив или триллер, у него включается рациональный момент логики. Учитывая опасность и притягательность персонажа, того же самого маньяка, зритель старается понять его логику, угадать его действия, подготовить себя к тому, чтобы не стать жертвой, и так далее. Как триллер, так и детектив – популярные жанры, в них все вращается вокруг смерти, убийств, расследования, загадок и головоломок. Эти вещи имеют логическую и психологическую привлекательность.

В каждом конкретном случае увлечение чем-то чрезмерно может переходить в крайность, быть уже психологическим, а дальше – психическим расстройством. Но всегда есть момент, особенно в подростковом возрасте, подражания. Всегда есть какое-то неосознанное, поверхностное перенимание каких-то качеств отрицательного персонажа, какой-то его «крутости» и прочее. Но это не говорит о психических расстройствах.

Совет эксперта: «Психо», «Старикам тут не место», «Молчание ягнят», «Игра», «Семь», «Бойцовский клуб».

Алексей Зеленский, философ

Здесь стоит поставить вопрос о том, что еще можно сделать по отношению к центральной для криминального жанра и триллера фигуре «возвращение на место преступления». Эта фигура нам хорошо известна из детективов, поскольку сама форма детектива позволяет заново пройти весь путь: до преступления и от преступления до возмездия. То есть детектив является возвращением, реконструкцией и воспроизведением сцены и места преступления. Загадкой является не то, вокруг чего разворачивается триллер или детектив, а фигура «удвоения через повторение». Собственной задачей жанра является непрерывная работа над способом этого возвращения и над повторением без повторного совершения преступления.

Сам интерес – конформный и стереотипный. Он показывает высокую степень зависимости обывателей от нормативного консенсуса. Интерес к криминалу, к маньякам и убийцам является досужим (развлечением), не насущным (необходимым). Он подразумевает принципиальное отсутствие связи между жизнью зрителя и криминальными сценами или биографиями, которыми он интересуется. Речь идет не о реальных событиях из жизни, скорее о том, что существует в виде образов, ярлыков и обозначений в текстах или фильмах. Это – интерес по ту сторону частных социальных обязательств, ролевых взаимодействий и идентичностей. Однако, если человек этим интересуется, и его интерес не ослабевает, значит перед ним стоит нерешенная задача, касающаяся его места по отношению к социальным правилам. Этим следует воспользоваться и всеми средствами поддерживать состояние неопределенности, желание вернуться на воображаемую сцену преступления, продолжить работать над собственными причинами тех возвращений и повторений, на которых зацикливается существование современного человека.

Стоит обратить внимание, что типология преступлений проецируется на структуру социального неравенства. Поэтому опасно делать символом криминала, например, убийство. Иначе сложится впечатление, что преступность в одних социальных стратах более распространена, чем в других. Если, предположим, представители среднего класса совершают меньше убийств, чем представители других классов, это не значит, что средний класс более лоялен к закону. Чем выше статус преступника, тем меньше у него необходимости делать грязную работу собственноручно. Так называемые «корпоративные преступления» являются не такими зрелищными, как убийства, но влекут катастрофические последствия для огромных масс людей.

Совет эксперта: «Малхолланд Драйв».

Александр Дружинин, психолог

Спрос рождает предложение: снимается очень много картин, и об их актуальности говорить не приходится. Люди постоянно ищут острых ощущений, какой-то «разрядки». Если жизнь монотонна и размеренна, этих ощущений хочется все больше. Известно, что ветераны, участники боевых действий, оперативные работники силовых структур, как правило, не особо интересуются триллерами. С точки зрения психологии главный мотив здесь – это безопасный «сброс» внутренней агрессии через идентификацию с персонажами фильма. Заинтересованность триллерами вовсе не говорит о нарушенном психическом здоровье. Но вот чрезмерная обсессивность чем бы то ни было – алкоголем, сексом, да хоть рыбалкой – это повод серьёзно задуматься над своим здоровьем. Лично я к этим фильмам отношусь спокойно – не противник и не фанат. Какой-то особой заинтересованности у меня нет.

Совет эксперта: «Психо», «Основной инстинкт», «Дикость», «Хостел», «Пункт назначения».

Александр Медведев, режиссер

Кино всегда было и навсегда останется аттракционом. Зритель всегда будет ходить в кинотеатр за эмоциями и новыми ощущениями. В случае с триллерами и хоррорами – это безболезненный способ «пощекотать себе нервы», заглянуть «по ту сторону» и столкнуться с главным страхом – страхом перед неизвестностью и смертью. Отождествляя себя с героем, который оказался перед лицом смерти, мы перенимаем его опыт, ощущаем его страх. При этом мы не рискуем испытать последствия на себе – это и привлекает зрителя. Для полного понимания проблематики и философии любого фильма, необходимо рассматривать его в контексте времени. Первые хорроры отсылают нас к готической литературе и популярным в те времена циркам уродов («Дракула», «Человек-волк», «Уродцы»), хорроры и фантастика середины ХХ века – к паранойе, связанной с «холодной войной» и угрозой ядерного удара (инопланетные захватчики и прочие похитители тел), зомби-хорроры – к повальному потребительству (зомби атакуют молл), слэшеры – к конфликту консерватизма и либерализма (девственница выживает), фильмы нового поколения – к интернет-буллингу, расовому вопросу и прочим актуальным темам.

Сами по себе жанры сегодня не так актуальны, как раньше. Это связано, в первую очередь, с желанием крупных студий максимально расширить зрительскую аудиторию. Большим игрокам не интересно вкладываться в создание и продвижение жанрового кино. А независимые компании, которые могут себе это позволить, часто начинают «доить» успешный проект до последней капли. Как например это делает Lionsgate с серией «Пила».

Многие считают, что кино обязано нести морализаторскую функцию, а хорроры, триллеры и молодежные комедии с наркотиками и сексом необходимо упразднить. Но лично я не встречал ни одного слэшера (если не брать совсем подвальные фильмы), который давал бы установку на разрушение, убийство и другие противозаконные действия. Напротив, они – об освобождении, борьбе с собственными демонами, о товариществе и сотрудничестве. Если правильно считывать посыл, можно, в принципе, продолжать существовать в социуме, не боясь за себя и окружающих. Здоровую психику не расшатают сплэттеры, а поврежденную – может даже реклама шампуня.

Совет эксперта: «Пила», «Дуэль», «Безумие», «Маньяк», «Человеческая многоножка — 2»;

19 ноября 2020
КиноПоиск HD представил трейлер комедийного сериала «Настя, соберись!» режиссера-дебютанта Веры Смолиной.
Знакомьтесь: Настя, 29 лет, дизайнер-архитектор, замужем. В ней уживаются пять совершенно разных внутренних «я». Это внутренний ребенок; ответственная за приступы всех генеральных уборок хозяюшка; одержимый контролем требовательный родитель; богиня удовольствий и самоуверенная, дерзкая карьеристка. У каждой из них — свои интересы и представления о счастье. Они хитрят, спорят и воюют между собой. Но когда Настя одновременно потеряет работу, мужа и лучшую подругу, пятёрку субличностей ждёт сложная задача. Им предстоит научиться договариваться друг с другом и идти на компромиссы — все ради того, чтобы Настя смогла с уверенностью сказать: «Я люблю себя всех!».
Главные роли в проекте сыграли Любовь Аксёнова, Юлия Ауг, Светлана Камынина, Алина Алексеева, Рина Гришина, Юлия Гришаева, Ева Смирнова, Вера Строкова, Маргарита Аброськина и Арсений Сергеев.

«Для меня это проект о любви к себе, — признается Любовь Аксенова. — Нас редко этому учат, рассматривая такую любовь только с позиции эгоистической самовлюбленности. Но без искренней любви к себе трудно говорить о прощении, сочувствии, заботе, ощущении личных границ… Чрезмерный самоконтроль и строгое отношение к себе мешают Насте раскрываться с разных сторон, за которые отвечают её субличности. И эта внутренняя разобщённость ведёт к ещё большим проблемам в её жизни. Ситуация усугубляется настолько, что героине уже никто не может помочь… кроме неё самой. История Насти — один из примеров того, как человек, проходя через совершенно невозможные ситуации, находит в себе силы остановиться, выдохнуть и, приняв ответственность за всё происходящее, наконец, разобраться, куда же двигаться дальше. Мне кажется, у всех нас частенько случаются похожие «экстренные ситуации». Я, бывает, и сама себя заботливо направляю: «Так, Люба… собираемся» — и всё чудесным образом преобразуется».

Шоураннером и сценаристом сериала выступил Константин Майер («Физрук», «Я худею», «Толя Робот»). Продюсеры проекта — Константин Майер, Сергей Корнихин, Николай Куликов и Ольга Филипук.

Сериал «Настя, соберись!» состоит из 10 серий по 30 минут. Первые три эпизода выйдут 3 января, далее — по одной серии в день.

Поиск по меткам

Трейлер

Персоны

Маргарита Аброськина, Любовь Аксёнова, Алина Алексеева (II), Юлия Ауг, Юлия Гришаева, Рина Гришина, Светлана Камынина, Сергей Корнихин, Николай Куликов, Константин Майер, Арсений Сергеев, Ева Смирнова, Вера Смолина (II), Вера Строкова, Ольга Филипук

Фильмы

Настя, соберись!

Человек — существо социальное, поэтому ему крайне важно знать, что творится в голове у его ближнего. Но порой гораздо сложнее осознать и нейтрализовать свои собственные проблемы.

Мы собрали несколько сериалов, главная цель которых — раскрыть, что же творится в головах у людей, понятно разложить по полочкам и понять, как с этим жить.

Психологини

2017-…

Фильмы.

Вика, Таня и Алина — бывшие однокурсницы по психологическому факультету. Через несколько лет после выпускного они снова встречаются, и оказывается, что никакие специальные знания не помогают, если заниматься самодиагностикой. Всегда нужны чужие уши и совет.

Предчувствие

Perception, 2012−2015

Преподаватель нейробиологии Дэниэл Пирс — человек довольно странный, если не сказать чокнутый. Тем не менее, агент ФБР Кейт Моретти хочет, чтобы он помог следствию, потому что профессор всего за пять минут беседы с подозреваемым способен определить, мог ли тот совершить преступление, в котором его обвиняют.

Мыслить как преступник

Criminal Minds, 2005 — …

Спецподразделение ФБР занимается сложными делами, не просиживая в криминалистических лабораториях. Они выезжают на места преступлений, анализируют психологический портрет преступника и по мельчайшим деталям вычисляют злоумышленников. И это не самое благодарное занятие, ведь им приходится погружаться в глубины сознания маньяков, убийц и психопатов.

Менталист

The Mentalist, 2008−2015

Патрик Джейн не дипломированный психолог, но он настолько ловко разбирается в человеческой психологии, что иногда это похоже на чудо. Чем он, собственно, долгие годы и пользовался, выдавая себя за медиума. А потом пошел работать консультантом в полицию. Теперь вот помогает Калифорнийскому бюро расследований с особо тяжкими преступлениями.

Мастера секса

Masters of Sex, 2013−2016

Сериал, поставленный по биографической книге Томаса Майера «Мастера секса», рассказывает о том, как доктор Уильям Мастерс и его ассистентка Вирджиния Джонсон в середине XX века занимались новаторскими исследованиями. Они изучали «Цикл сексуальных реакций человека». Исследование крайне важное, но столкнувшееся с массой трудностей в 1950-е.

Профессор Т.

Professor T., 2017−2018

Джаспер Тальхайм работает специалистом по криминальной психологии в Кельнском университете и время от времени помогает с расследованиями полиции. Он настолько крут в своей области, что ему сходит с рук довольно мерзкий характер. Профессор по натуре мизантроп, социопат и страдает обсессивно-компульсивным расстройством, но преступления он щелкает как орешки.

Если вы любите многосерийные детективы, где нет такого, чтобы каждую серию впопыхах раскрывали одно дело, а где не спеша разворачивается запутанный сюжет и каждый эпизод дает новую и новую пищу для размышлений.

Комната

La sala, 2019

Полицейский Яго Коста всегда был отличным, пусть и немного неуживчивым, следователем, а теперь он сидит в тюрьме за убийство, причин которого никто из его коллег объяснить не может. Спустя пару лет он решает рассказать все как было молодой и амбициозной журналистке Саре. Та соглашается на интервью, хотя и подозревает, что Яго ведет с ней какую-то непонятную психологическую игру.

Правосудие (2019)

The Fix, 2019

Майя Трэвис, окружной прокурор Лос-Анджелеса, восемь лет назад пыталась засадить за решетку чернокожего актера Сэвви Джонсона. У нее были все доказательства его виновности в убийстве жены, но адвокат обвиняемого ловко сыграл на расовых стереотипах, и Джонсона оправдали. Приняв поражение, Майя с головой ушла в дауншифтинг на ранчо, но вот теперь приходит известие, что найдена мертвой новая жена Сэвви.

Мост

Broen, 2011−2018

  • Мост

Каждый сезон скандинавского сериала начинается с какой-нибудь криминальной загадки. В первом на мосту, где проходит граница между Швецией и Данией, нашли труп, состоящий из половинок двух разных тел. Второй сезон начинается с кораблекрушения: судно без экипажа врезается в одну из опор того же моста. В третьем неизвестный убивает разных, на первый взгляд не связанных между собой людей и в заброшенных местах выкладывает из них инсталляции.

Прилив

Springfloden, 2016−2018

Студентка полицейской академии в Стокгольме Оливия получает домашнее задание на каникулы — изучить материалы преступления 25-летней давности и прикинуть, как можно было бы расследовать его в наши дни. На изучение дано дело об убийстве молодой беременной женщины, закопанной живьем в песок на берегу и погибшей во время прилива. Первым делом Оливия обнаруживает, что это расследование вел раньше ее покойный отец и все документы лежат в их гараже среди старых вещей.

Фортитьюд

Fortitude, 2015−2016

Один из самых северных городов планеты. Здесь нескончаемая ночь сменяется нескончаемым днем, белых медведей в три раза больше, чем людей, и каждый человек обязан носить оружие для собственной безопасности. В то же время в Фортитьюде так редко случаются преступления, что, когда происходит убийство, приходится звать детектива из большого города.

Амнезия

Absentia, 2017

Агент ФБР Эмили Бирн внезапно пропадает, а через несколько лет ее находят в заброшенном доме в стеклянном баке с водой. Она ничего не помнит о прошедших годах, не знает, как попала в хижину, кто ее похитил и похищали ли вообще. Мало того, появляются улики, которые указывают на ее причастность к целой серии зверских убийств.

Полуночное солнце

Midnight Sun, 2016

Швеция, 25 километров севернее полярного круга. Мужчина погибает, потому что кто-то привязал его к лопасти вертолета, а потом включил мотор. Кусочки его головы разбросаны в радиусе нескольких метров. На расследование зверского убийства отправляют лейтенанта французской полиции Кайну Зади, потому что погибший был гражданином Франции и потому что никто больше не хочет тащиться в эту дыру на краю мира.

Правда о деле Гарри Квеберта

The Truth About the Harry Quebert Affair, 2018

Молодой писатель Маркус Голдман в поисках вдохновения для новой книги приезжает в маленький городок, где живет его наставник Гарри Квеберт. А у того серьезные проблемы: его обвиняют в убийстве бывшей возлюбленной, которая пропала 33 года назад. Чтобы спасти друга от смертной казни, Маркус берется за расследование.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *