Самоменеджмент

Основные задачи самоменеджмента:

  • · сформировать цели для развития личности,
  • · выявить и развить ресурсы для достижения поставленных целей,
  • · разработать наиболее оптимальные методики для реализации целей,
  • · соблюдать принципы целенаправленности и последовательности.

Основные цели самоменеджмента:

  • · развитие умения управлять своей личностью, оптимально реализовывать свои знания и навыки, время, силы тела и духа;
  • · создание зрелой, стрессоустойчивой личности с четкой и адекватной системой жизненных ценностей;
  • · постановка ясных, достижимых целей в краткосрочном и долгосрочном периоде;
  • · закладка установки на самосовершенствование;
  • · прививание навыков к быстрой и адекватной оценке жизненных ситуаций, оперативному принятию решений;
  • · формирование нестандартного мышления и креативного подхода к видению реальности.

Процесс и функции самоменеджмента

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.

Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций:

1. Постановка цели.

Анализ и формирование личных целей.

2. Планирование.

Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.

3. Принятие решений.

Принятие решений по предстоящим делам.

4. Реализация и организация.

Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.

5. Контроль.

Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.

6. Информация и коммуникации.

Вокруг этой функции в известкой мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента. Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в нашей модели, а многообразно переплетаются.

Самоменеджмент и личный успех

1.1.
Цели, функции, обзор техники самоменеджмента

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к нашему времени, — означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на нашем пути. К сожалению, многие руководители, управляя теми или иными коллективами, мало проявляют личную организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время. Это свидетельствует о том, что они недостаточно используют возможности саморазвития, которые предоставляет им самоменеджмент.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова — во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной, обеспечивая при этом рачительное использование самого ценного ресурса — времени, а именно:

    — либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности,

    — либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени.

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование в повседневной практике испытанных методов работы, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время для достижения успеха. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

В первую очередь, речь идет о том, чтобы ситуацию собственной неупорядоченной работы и внешних обстоятельств, влияющих на ее выполнение, превратить в ситуацию целенаправленных, систематически планируемых и осуществляемых задач. Улучшение собственного стиля работы должно исходить непосредственно от каждой конкретной личности; самоменеджмент означает способность владеть собственным временем и работой и не позволять времени и работе господствовать над собой. Для этого прежде всего необходимо самому владеть ситуацией, то есть активно влиять на процесс работы и управлять им. Самоменеджмент позволяет увеличить нагрузки и за счет применяемых методов и инструментов экономить время для повышения личных достижений и получения требуемых результатов.

Однако многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. Ведущий европейский специалист по проблемам эффективного использования времени и осмысленной организации жизни профессор Лотар Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо, начиная с самого себя: «Измени себя — и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того чтобы изменять обстоятельства, которые мы не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее и с меньшими затратами времени выполняя возложенные задачи, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает — время — путем составления планов работы, где каждому виду деятельности отводится определенное место.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной очередности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

    — постановка цели — анализ и формирование личных целей;

    — планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

    — принятие решений по конкретным делам;

    — реализация и организация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

    — контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей);

    — информация и коммуникация — фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех этапах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

Каждой функции самоменеджмента соответствуют определенные рабочие методы, техники работы, применение которых приносит соответствующие результаты, не позволяя попасть во временной цейтнот, который неизбежно ведет к стрессовому состоянию. Краткий обзор методов самоменеджмента приведен в табл. 1.

Таблица 1

Обзор техники самоменеджмента

Untitled Document

Функции

Методы

Техника работы
Успехи. Результаты (выигрыш времени благодаря…)
1
2
3
1. Постановка целей

Стратегия целей и методов достижения успеха

Нахождение и формулирование целей

Ситуационный анализ

Мотивирование

Распознавание преимуществ

Концентрация усилий на «узких местах»

Устранение слабых мест

Фиксирование сроков и последовательных действий
2. Планирование

Принципы временного менеджмента. Планирование на конкретные периоды времени

АЛПЕН-метод

Менеджмент с помощью дневника времени

Подготовка к осуществлению целей. Оптимальное распределение и использование имеющегося в распоряжении времени

Сокращение продолжительности проведения мероприятий
3. Принятие решений по конкретным делам

Установка приоритетов Принцип Парето (Правило «80:20»)

АВС-анализ

Принцип Эйзенхауэра

Делегирование полномочий

Организация труда, приводящая к успеху

Первоочередное решение жизненно важных проблем

Упорядочение задач в соответствии с их важностью

Преодоление «тирании» срочности и неотложных заданий
4. Реализация и организация

Распорядок дня

Кривая нагрузки

Биоритмы

Саморазвитие

План в рамках дня

Применение принципов самоменеджмента. Концентрация внимания и усилий на существенных задачах

Использование пика производительности. Принятие во внимание периодических колебаний работоспособности

Выработка индивидуального стиля работы
5. Контроль

Контроль результатов (контроль целей, конечный и промежуточный контроль)

Контроль в течение дня (сравнение намеченного и итогов)

Обзор проведенного дня (самоконтроль)

Обеспечение выполнения запланированных мероприятий

Позитивное ведение жизни
6. Информация и связь (коммуникация)

Рациональные беседы, совещания, обсуждения.

Рациональные диалоги (менеджмент посещений)

Рациональное общение по телефону

Рациональное ведение корреспонденции.

Рациональное чтение

Использование чеклистов и формуляров

Лучшая организация совещаний, времени для переговоров

Устранение помех

Меньшие перерывы в работе

Более высокая скорость чтения

Меньшая «бумажная война»

Основные вопросы

  • 1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента.
  • 2. Инвентаризация своего времени.
  • 3. Инструменты самоменеджмента.

Необходимость, природа н преимущества самоменеджмента.

Менеджер в своей повседневной работе много сил и времени тратит на выполнение рутинных обязанностей: участие в совещаниях, инструктаж подчиненных, подготовка и чтение отчетов, ответы на телефонные звонки, просмотр электронной почты и текущей корреспонденции, контроль и оценка результатов работы подчиненных и т.д. Эти дела, многие из которых не были заранее запланированы, заполняют рабочий день, и управляющему приходится только реагировать на них, а не опережать события. В таких условиях высока вероятность возникновения ошибок: неправильно выбираются приоритеты, второстепенные дела не делегируются, происходит ориентация на процесс деятельности, а не на результат.

Ко всем текущим, рутинным обязанностям руководителя можно применить рациональные процедуры, отработанные и испытанные методы, позволяющие устранить причины непроизводительного расхода времени и помочь руководителю быстрее и меньшими затратами достичь целей компании.

Самоменсджмент — это применение рациональных процедур, эффективных методов работы в повседневной, текущей деятельности, чтобы оптимально использовать свое время. Основная цель самоменеджмента — максимально реализовать свои возможности, как на работе, так и в личной жизни, преодолевая неблагоприятные обстоятельства и сознательно управляя своей жизнью.

Самоменеджмснт позволяет добиться следующих преимуществ:

  • • выполнения работы с меньшими затратами времени и усилий;
  • • лучшей организации труда и более высоких результатов;
  • • меньшей спешки и стресса;
  • • большей удовлетворенности от выполненной работы;
  • • большей мотивации труда руководителя и работников;
  • • меньшей загруженности работой;
  • • роста квалификации руководителя и персонала;
  • • достижения профессиональных и личных целей кратчайшим путем.

Размещенона /

ВВЕДЕНИЕ

1.СОВРЕМЕННЫЕНАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫНА СУЩНОСТЬСАМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1Сущность, целии функциисамоменеджмента

1.2Концепциисамоменеджмента

1.3Слагаемыеэффективногосамоменеджмента

2.ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕСАМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1Этика и социальнаяответственностьменеджера

2.2Эффективноеиспользованиерабочего времени

2.3Организациявыступлений

2.4Организациясовещаний иприемы веденияделовых бесед

3.ОСОБЕННОСТИИСПОЛЬЗОВАНИЯНАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

3.1Особенностисамоменеджментав зарубежныхстранах

3.2Самоменеджментв России

3.3Практическиеприемы самоменеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящеевремя менеджментстал одним изважнейшихатрибутов новойжизни нашейстраны. Менеджментв широком смысле– это управлениеорганизациямилюбой формыв условияхрынка и сопутствующегоему гражданскогодемократическогообщества.Выделившаясяиз широкойобласти менеджментакак науки иискусствауправлениятема самоменеджментаявляется весьмаактуальнойв настоящиймомент времени.Появлениесамоменеджментакак таковогопродиктованообъективноскладывающейсяуправленческойсредой в стране,ускореннымитемпами жизнии усиливающимсядавлениемвнешней средыуправления,также можноотметить влияниепостояннообновляющихсятехнологийуправления,методик, открытийв сфере психологическойнауки. Каждомучеловеку вообщеи в особенноститому, кто готовитсебя к работеорганизатора-менеджераили уже являетсятаковым, в первуюочередь, необходимоуметь превратитьситуацию, длякоторой типичнанеупорядоченностьдействий,обусловленнаявнешнимиобстоятельствами,в ситуациюнаправленныхи выполнимыхзадач. Даже вситуации цейтнотаможно благодаряпоследовательномупланированиювремени ииспользованиюметодов научнойорганизациитруда лучшеосуществлятьсвою деятельность,каждый деньвыделяя резерввремени (в томчисле и длядосуга) длядействительноруководящихфункций.

Нельзяне принять вовнимание тотфакт, что измененияв повседневнойжизни и в управленческойсфере в частностиповышают требованияк управленческомуперсоналу, егопрофессионализму,обучению ипереподготовке.Организациине могут взятьна себя развитиевсех навыкову всех менеджеров.Как отметилиМ. Вудкок и Д.Френсис ,это привелобы к истощениюресурсов организациии подрыву еестабильности.Поэтому поддержаниесвоего постоянногороста и развитиястановитсянеобходимостьюкаждого менеджера.Эту задачу идолжен выполнятьсамоменеджмент.

Самоменеджментизучает способыи технологииповышенияэффективностиуправленческойдеятельностируководителя.В его круг входитогромное количествонаправлений,связанных спланированием,использованиемрабочего времени,проведениемсовещаний,способам самоконтроляи самомотивациии т.д. В даннойработе акцентделается наизучении этикименеджера,правильноми действенномиспользованиирабочего времени,даются рекомендациипо проведениювыступлений,совещаний.Представляется,что данныевопросы будутзанимать центральноеместо в планированииуправленческойкарьеры.

В настоящейработе рассмотреныразличныеконцепциисамоменеджмента,такие как подходЗайверта , на основекоторого излагаетсясущность ифункции самоменеджмента;исследованатеория ограниченийМ. Вудкока и Д.Френсиса; даетсяанализ отечественныхтеорий; акцентируетсявнимание наконцепции,направленнойименно на карьеру,которая разработананемецкимиавторами Швальбе.Слагаемыеэффективногосамоменеджментараскрываютсяв работе К. Кинана»Самоменеджмент». Этика исоциальнаяответственностьменеджерапроанализированына основеисследованийзаслуженногодеятеля наукиРоссии и профессораВ.А. Абчука. Методыэффективногоиспользованиярабочего времени,организациивыступленийи деловых совещанийподробно описаныШейновым, Робинсоми Шипуновым.Далее в работедается рассмотрениепрактическогоподхода ксамоменеджменту,его недостаткови достоинствв зарубежныхстранах и России,дано описаниепримененияприемов самоменеджментана практике.Внимание уделеноименно приемутак называемогорефрейминга,психологическомуметоду решенияпроблем, а такжеданы советы,помогающиесправлятьсяуправленцусправлятьсяс негативнойинформацией.

Объектомисследованияявляется менеджменткак наука иискусствоуправленияв современноммире. Предметисследования– это проблемасамоменеджментакак новогонаправленияв традиционномменеджменте.

Структураданной работывключает в себятакие разделы,как: современныенаучные взглядына сущностьсамоменеджмента(рассмотреныв отдельномпорядке сущность,цели и функциисамоменеджмента,концепциисамоменеджмента,слагаемыеэффективногосамоменеджмента);основные составляющиесамоменеджмента(дается изложениеописания этикии социальнойотвественностименеджера,эффективногоиспользованиярабочего времени,организациивыступленийи проведениясовещаний иприемов веденияделовых бесед);в практическойчасти работыохарактеризованыособенностисамоменеджментав зарубежныхстранах, освещаетсясамоменеджментв России изначительныйакцент сделанна практическихприемах самоменеджмента.

Цельисследования– осуществлениепомощи в закреплениинавыков и приемовэффективногосамоменеджмента.Цель достигаетсяза счет рядазадач, выполнениекоторых предусматривает:

— обоснованиепонятие сущностии механизмафункционированиясамоменеджмента;

— анализсовременныхзарубежныхи российскихконцепцийсамоменеджмента;

— выявлениеслагаемыхэффективногосамоменеджмента;

— описаниеэтики и социальнойответственностименеджера;

— рекомендациипо эффективномуиспользованиюрабочего времени;

— советы,применимыек организациивыступлений,а также к проведениюсовещаний иприемам веденияделовых бесед;

— применениеметодов самоменеджментана практике.

1. СОВРЕМЕННЫЕНАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫНА СУЩНОСТЬСАМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность,цели и функциисамоменеджмента

Началонаучного осмысленияпроблемысамоменеджментав отечественнойуправленческойи социологическойлитературеможно отнестик середине90-ых годов. В однойиз первых публикацийна эту тему В.Карпичевымбыла предпринятапопытка «введенияв проблему»самоменеджмента,выдвинуты наобсуждениенекоторыеконтуры моделисамоменеджмента.Несколько ранеепонятие «самоменеджмент»было введенов научный оборотЛ. Зайвертом,руководителемИнститутарациональногоиспользованиявремени в Германии.Интерес к этойпроблеме неслучаен. Онобусловленлогикой развитияуправленческихзнаний.

Самоменеджменткак новое направлениев современномменеджментевозник в ответна измененияв управленческойситуации вмире:

возрастаниемасштабов идинамизм измененийв предпринимательствеи бизнесе требуютот менеджеровосвоения новыхподходов инавыков управления,борьбы с возможностьюсобственногоотставания,непрерывностисаморазвития;

нарастаниенеопределенности,давления инапряженностив различныхформах жизнедеятельностиорганизацийи связанныхс этим стрессовтребуют отменеджеровумения управлятьсобой;

превращениетворческогопотенциалаработника всамый ценныйкапитал организациивыдвигаеттребованиесохраненияи развитияэтого потенциала,в том числе исамими работниками;

исчерпаниевозможностимногих традиционныхшкол и методовуправленияставит менеджеровперед необходимостьюосвоения современныхуправленческихприемов переоценкисвоего потенциалаи работы надего развитием.

Оченьважным фактомявляется то,что потребностьв мотивациитворческогопотенциалакаждого работникаи невозможностьудовлетворитьее в рамкахтрадиционногоменеджментаи усилиямисамих организацийвызвали к жизнипроцесс социологизациии психологизациименеджмента,на волне которогои возниклонаправлениесамоменеджмента,открывающееперспективыдля исследованияи практическойреализациииндивидуальнойделовой карьеры.

Теперьнеобходимоопределитьсущность самогопонятия «самоменеджмент».Самоменеджмент– это последовательноеи направленноеприменениеиспытанныхметодов работыв повседневнойпрактике дляоптимального,осмысленногоиспользованиясвоего времени.

Соответственноосновная цельсамоменеджмента– максимальноиспользоватьсобственныевозможности,сознательноуправлятьтечением своейжизни (самоопределяться)и преодолеватьвнешние обстоятельствакак на работе,так и в личнойжизни.

На самоменеджментвозлагаетсявыполнениеопределенныхфункций, в видекоторых представленоежедневноерешение разногорода задач ипроблем. Функциинаходятся вопределеннойвзаимозависимостии, как правило,реализуютсяв определеннойпоследовательности.

Подобныйпроцесс самоменеджментапредставленкак своего родакруг правил,нагляднодемонстрирующихсвязи междуотдельнымифункциямисамоменеджмента(рисунок 1)

Для каждойфункции разработанырабочие приемыи методы еереализации,а также ожидаемыйрезультат ввиде выигрышаво времени. Всеони составляюттехнику самоменеджмента.

Как видноиз схемы, изображеныдва круга, включающиефункции самоменеджмента,– внутреннийи внешний.

самоменеджментделовой этика

Принципы самоменеджментаПринципы самоменеджмента

Принципы самоменеджмента

Принципы самоменеджмента

Принципы самоменеджмента

Рисунок1.1 – Круг правил

Во внешнемкруге обозначеныпять правил:

1 – постановкацелей (анализи формированиеличных целей);

2 – планирование(разработкапланов и альтернативныхвариантов своейдеятельности);

3 – принятиерешений (принятиерешений попредстоящимделам);

4 – реализацияи организация(составлениераспорядкадня и организацияличного трудовогопроцесса дляосуществленияпоставленныхзадач);

5 – контроль(самоконтрольи контрольитогов (в случаенеобходимости– корректировкацелей)).

Во внутреннемкруге размещенафункция 6 –информацияи коммуникация(поиск и обменинформацией,осуществлениекоммуникационныхсвязей, необходимоена всех фазахпроцессасамоменеджмента).

1.2 Концепциисамоменеджмента

Перваяконцепция,рассматриваемаяв данной работе,разработанаЛ. Зайвертом.Он выделяет6 вышеуказанныхфункций самоменеджмента(постановкацелей, планирование,принятие решений,реализацияи организация,контроль, информацияи коммуникация).Составленыметодическиерекомендациипо использованиюприемов и методовреализациикаждой из этихфункций.

К преимуществамсамоменеджментаЗайверт относит:

выполнениеработы с меньшимизатратами;

лучшаяорганизациятруда;

лучшиезатраты труда;

меньшеспешки и стрессов;

большеудовлетворенияот работы;

большаямотивациятруда;

повышениеквалификации;

меньшаязагруженностьработой;

меньшеошибок привыполнениисвоих функций;

достижениепрофессиональныхи жизненныхцелей кратчайшимпутем.

ГлавнымпреимуществомЗайверт считаетрациональноеиспользованиеи сбережениесамого дефицитногои важного личногоресурса –собственноговремени.

Оцениваяполезностьэтой концепциисамоменеджмента,стоит сразуоговориться,что проблемыкарьеры в нейне рассматриваются.Вместе с темее практическаяполезностьдля осуществленияделовой карьерыне вызываетсомнения исостоит в следующем:

А) даетцелостноепредставлениео сущностисамоменеджмента,начиная от егоопределения,через выделениефункций, целей,техники самоменеджмента,и указывая напреимущества;

Б) нацеливаетна индивидуальнуюуправленческуюдеятельностьв каждом изосновных составныхэлементовсамоменеджмента– постановкецелей, планировании,принятии решений,реализациии организации,контроле всочетании синформациейи коммуникациейв каждом изэлементов, т.е налицо опорана классическуютеорию менеджмента,его индивидуализация;

В) ориентируетна самооценкупотенциаламенеджера вкаждой из функций,позволяетсравнить результатс требуемойнормой, рекомендует,как практическиулучшить результат;

Г) предлагаемаялогика реализациисамоменеджментарассчитанана самообучениерациональномуиспользованиювремени, целеустремленнойплановой, увереннойработе с уменьшениемугрозы стрессови ежедневнымдостижениемуспеха, эквивалентомкоторого можетслужить высвобожденноеличное время.

Как итогэта концепцияи техника менеджментаможет бытьиспользованадля самоменеджментаделовой карьерыв той его части,где речь идето самооценкесвоих деловыхкачеств и ихсаморазвитиикак предпосылкедостиженияуспеха на каждомместе работы,о сокращениивремени освоенияработы (очереднойступени карьеры).Вместе с темделовая карьера– это специфическийобъект управления(и самоуправления).Поэтому универсальныеметоды и приемысамоменеджментане в состоянииобеспечитьего эффективностьв данном случае,поскольку неопираются назнание сущностии социальныхмеханизмовделовой карьеры.Кроме того,фактор временине всегда пригоденв качествеинтегральногокритерия успехаделовой карьеры:как известно,стремительнаявертикальнаякарьера таитв себе опасностьсрывов и падений.

Втораяконцепциясамоменджмента(авторы – М. Вудкоки Д. Френсис)построена наидее ограничений.Под ограничениемпонимают фактор,сдерживающийпотенциал ирезультатыработы «системы»организациив целом, группыили индивида.Теория ограниченийпредлагаетв качествебыстрейшегои наиболеепрактичногоспособа осуществленияускоренногосаморазвитияизучение, осознаниеи преодолениеограничений,препятствующихуспеху и личномуросту.

Авторыполагают, чтовнимание нужнососредотачиватьна том, чтопрепятствуетполной реализациивсех личныхвозможностей.Поступая такимобразом, можнообеспечитьбыстрый прогресс,и этот успехпозволяетповерить вреальностьперемен в самомсебе.

Ориентиромв саморазвитиислужат критерииэффективногоуправления,которое требуету менеджераналичия:

способностиуправлятьсобой;

разумныхличных ценностей;

четкихличных целей;

упорана постоянныйличный рост;

навыкарешать проблемы;

изобретательностии способностик инновациям;

высокойспособностивлиять на окружающих;

знаниясовременныхуправленческихподходов;

способностируководить;

уменияобучать и развиватьподчиненных;

способностиформироватьи развиватьэффективныерабочие группы.

Перечисленныекритерии обеспечиваютоснову дляоценки каждымработникомсвоих возможностейпо отношениюк требованиямих работы. Когдакакие-либо изуказанныхнавыков испособностейотсутствуюту менеджера,возникаетограничение.В связи с этимавторами определенысоответствующиеограничения,препятствующиеделовой карьере.

1) Неумениеуправлять собойпроявляетсяв том, что руководителирискуют своимздоровьем,позволяя волнениями рабочим заботампоглощать ихэнергию. Онине умеют правильно»разряжаться»,не полностьюиспользуютсвое время,энергию и навыки,не способнысправитьсясо стрессами,возникающимив жизни управленца,можно сказать,что они ограниченынеспособностьуправлятьсобой.

2) Размытыеличные ценностисвойственныменеджерам,для которыхне ясны собственныеосновные принципыили последниеу них непостоянны,либо тем, чьиценности несоответствуютвремени. Такиеменеджерыограниченыразмытостьюличных ценностей.

3) Смутныеличные целиприсущи менеджерам,не способнымопределятьцели или стремящимсяк недостижимымлибо к нежелательнымцелям. Онинедооцениваютальтернативныеварианты иупускают поэтомуважные возможности,а на незначительныевопросы расходуютвсе время исилы. Подобныеменеджерыограниченынечеткостьюличных целей.

4) Остановленноесаморазвитиевстречаетсяу тех менеджеров,которые немогут преодолетьсвои слабостии работать надсобственнымростом. Онинедостаточнодинамичны,склонны избегатьострых ситуаций,позволяютскрытым способностямтак и остатьсянеразвитыми,теряют природнуюгибкость, и ихделовая жизньпревращаетсяв рутину темболее, чем чащеони в интересахличной безопасностиисключают изсвоей деятельностириск. Такиеменеджерыограниченыостановленнымсаморазвитием.

5) Недостаточностьнавыка решатьпроблемыобнаруживаетсяу тех менеджеров,которые немогут методичнои рациональноработать надрешением проблеми добиватьсякачественныхрезультатов,проводитьсовещания порешению проблем,установлениюцелей, обработкеинформации,планированиюи контролю. Этименеджерыограниченынедостаточностьюнавыка решатьпроблемы.

6) Недостатоктворческогоподхода присущменеджерам,не знакомымс методамиповышенияизобретательностиили же считающимиих несерьезнымии поверхностными.Высокая изобретательностьтребует готовностибороться спрепятствиямии неудачами.Руководители,не желающиеиз-за трудностейэкспериментировать,рисковать илисохранятьтворческийподход к работе,ограниченынедостаткомтворческогоподхода.

7) Неумениевлиять на людейприсуще темменеджерам,которые неспособны получитьтребуемыеподдержку иучастие и врезультатене могут обеспечитьнеобходимыедля успехаресурсы. Недостаточнонастойчивыеруководителис недостаточноразвитым умениемвыражать себяи слушать других,не устанавливающиевзаимодействиес людьми, ограниченынеумениемвлиять на окружающих.

8) Недостаточноепониманиеособенностейуправленческоготруда свойственноруководителям,которые нестремятсяустанавливатьобратные связи,не способнызаинтересоватьсвоих подчиненныхперспективойвыделения себясреди других.Руководители,недостаточнопонимающиемотивациюработникови управленческихстиль которыхустарел, несоответствуетусловиям, неэтиченили негуманен,ограниченынедостаточнымпониманиемсути управленческоготруда.

9) Слабыенавыки руководстваменеджерапроявляютсяв результатахработы и взаимоотношенияхподчиненныхв группах. Внутритаких группроли обычноплохо определены,организацияработы расточительна,а взаимоотношенияоставляютжелать лучшего.Здесь мало ктопризнает вкладруководителя,и моральноесостояниегруппы зачастуюбыстро ухудшается.Менеджеры, неумеющие добиватьсяпрактическихрезультатовот своих подчиненных,ограниченынедостаткомспособностируководить.

10) Неумениеобучать обнаруживаетсяу менеджеров,не способныхпомочь подчиненнымв саморазвитии.Требованияпо их обучениючетко не определяютсяи времени насаморазвитиене хватает.Люди частоработают, неимея обратнойсвязи с руководителем,а его оценкии рекомендацииформальны.Менеджеры,которым нехватает способностиили желанияпомогатьсовершенствованиюдругих, ограниченынеумениемобучать.

11) Низкаяспособностьформироватьколлективприсуща руководителютогда, когдаему не удаетсяпревратитьгруппу в квалифицированныйи результативныйколлектив, ееработа обычносопровождаетсятрудностямиили не даетотдачи. Менеджеры,не создающиеблагоприятныйклимат илиэффективныерабочие механизмы,ограниченынизким умениемсформироватьгруппу.

Как видно,каждое изограничений,будучи преодоленнымв результатесамоменеджмента,способствуетповышениюпрофессиональногоуправленческогои творческогопотенциалаработника итем самым увеличиваетего шансы иперспективыуспешной деловойкарьеры.

Переходяк рассмотрениюотечественныхконцепцийсамоменеджмента,заметим, чтобольшинствоиз них носитприкладной,практическийхарактер; в нихимеется центральнаяидея, для реализациикоторой формируетсяблок технологийсамоменеджмента.В отличие отних Карпичевпредпринялпопытку обозначитьконтуры какбы междисциплинарноймодели самоменеджмента,опирающейсяна совокупностьчеловековедческихнаук . Контурымодели очерченыследующимиконцептуальнымиположениями.

1. Остраянеобходимостьв рациональнойорганизациисамодеятельностииндивида, созданииличностныхпредпосылокдля выполненияуправленческихфункций вызванавсе болееусложняющейсячеловеческойдеятельностью.

2. Самоменеджмент– система, ккоторой вполнеподходит определение»управляемаяанархия».Самоменеджментнаправлен насубъект управленияи раскрываетсятакими понятиями,как самоуправление,самоорганизация,саморегуляция,самовоспитание.

3. Самоменеджмент– это многоуровневыйпроцесс самодеятельности,возвышенияличности. Онпредставляетсобой сменусостояний,качеств. Эффективныйсамоменеджмент»вписан» вчеловеческуюприроду (биоритмы,генетическаяпрограмма),тесно связанс организацией(людей, вещей,идей, отношений),социальнымуправлением.

4. Самоменеджментпредполагаетопережающееотражениедействительности.Для него характерноуправлениепо слабым сигналам,ориентацияна стратегическиенеожиданности.

5. Самоменеджмент– это способорганизациижизни. Его нельзявосприниматькак элементарныйнабор тех илииных правил,зафиксированныхжитейскоймудростью впословицахи поговорках.Он исходит ихфакта уникальностииндивидуальнойжизни. Построенныйна плюралистическихсистемах ценностей,самоменеджменттесно соприкасаетсяи с религиознымспособом организациижизни, особеннов плане поискановых возможностей,укреплениядуха и воли,упрощениянеадекватныхжеланий, обогащенияжизненныхпредставлений.

6. Самоменеджментвсегда ситуативен,разрушает любойстереотип. Этоискусствооткрываниясебя в мире.

Конечно,предложенныеконтуры моделинуждаются вдальнейшейуглубленнойпереработке,некоторыепредложенияне выглядятбесспорными.

Еще однаконцепциясамоменеджментаоснована наидее культурыделовой жизни,постижениекоторой и являетсяцелью самоменеджмента.Через определениекультуры авторконцепции А.Хроленко раскрываетструктуруцелевых ориентировсамоменеджмента,которые проявляютсяв умении житьс согласии сдругими, вестибеседу и организовыватьсовещание,писать личныеи деловые письма,слушать и слышатьчеловека,организовыватьсвою жизнь иотдых . Всоответствиис таким пониманиемсамоменеджментпредставляетсобой наборполезных сентенций,рассужденийи практическихделовых советовдля повышениясвоего уровняделовой культурыв различныхее аспектах.Речь идет отехнике личнойработы, культуределового письма,культуревзаимоотношенийс людьми, искусстведеловой беседы,организацииделового совещания,методике выступления,образе жизнименеджера.

Связьсамоменеджментас деловой культуройпрослеживаетсяв том, что расширениепрофессиональныхвозможностейличности врезультатеработы посовершенствованиюсвоих деловыхкачеств создаетоснову дляслужебногороста.

Очевидно,и эта концепциясамоменеджментаоказываеткосвенноевлияние накарьеру – черезповышениеделового потенциалаработника. Вто же время вней отсутствуетблок самооценки,что делаетметодическиесоветы пригоднымидля «общегоупотребления»без учетавозможностейи направленностиконкретнойличности. Ктому же остаютсянеучтеннымимеханизмы изакономерностипроцесса деловойкарьеры.

Следующаяанализируемаяконцепция,которой завершаетсярассмотрениенаучных идейсамоменеджмента,наиболее именносориентированана карьеру.Авторы концепцииБабель и ХайнцШвальбе в качествецентральнойсоставляющейвыбрали связькарьеры с успехом. Именноориентацияна достижениеуспеха, то естьрезультатадеятельности,соотнесенногос ожиданиями,системой ценностей,жизненнымицелями индивида,а также получающегоположительнуюобщественнуюи социальнуюоценку, служитглавным мотивомпродвиженияпо ступенямделовой карьеры.

Представляетсянеобходимымотметитьсправедливостьнаблюденияавторов, чтолюди, ориентирующиесяна успех, надеютсяпрежде всегона свои деловыекачества. Поэтомупуть к успехулежит черезсамопознаниеи совершенствованиесвоих качеств.Но тренировкаспособностей,которые даныот природы, илисовершенствованиеличностныхкачеств – этоеще половинадела, важноуметь трансформироватьрезультаты,добытые упорнымтрудом самосовершенствования,в деловой илипрофессиональныйуспех. Для этогонеобходималичная концепцияделовой карьеры,объективноучитывающаясобственныедостоинстваи недостаткии ориентированнаяна свои представленияоб успехе. Такаяконцепция можетбыть разработанана основе изученияответов наследующиевопросы:

— какиеусилия работникготов затратитьдля достиженияуспеха?

— готовли он работатьсамостоятельноили под началом?

— в какойстепени онготов рисковатьради успеха?

— какойпуть болееприемлем –предпринимательскаяили служебнаякарьера?

Предлагаютсяделовые советыпо организациисвоего делав сложных рыночныхусловиях современнойэкономики.

Такимобразом, этаконцепция ценнасвоей нацеленностьюна успех какрезультат икритерий деловойкарьеры. Приэтом работапо саморазвитиюприобретаетнаправленностьна достижениеделового илипрофессиональногоуспеха, чтопридает ейсильную мотивацию.В то же времянедостаетподкрепленияобщих практическихсоветов методикамии тестами самооценки,технологиямисаморазвитияи другимипсихолого-педагогическимиинструментамиработы надсобой по осуществлениюкарьеры.

Такимобразом, врядли какая-либоиз проанализированныхконцепцийсамоменеджментаможет бытьпредложенав качестведостаточнообоснованнойи эффективнойметодики управлениясобственнойкарьерой. Хотя,вне сомнений,каждая из нихпредлагаетнемало полезныхметодов, приемов,советов ирекомендаций,которые можноиспользоватьв самоменеджментеделовой карьеры.

1.3 Слагаемыеэффективногосамоменеджмента

Для тогочтобы научитьсяэффективноуправлятьсобой, необходимоприложитьусилия и потратитьнемало сил ивремени. Рассматриваютсясоставляющиеэффективногосамоменеджмента,предложенныеКейт Кинан,дипломированнымпсихологом.

1) Самооценка.Самооценкаиграет оченьважную рольв самоменеджменте.Если у человеказаниженнаясамооценка,то ему даже непридет в головумысль о необходимостинаучитьсяуправлятьсобой. Есличеловек самсебя не ценит,почему егодолжны ценитьдругие?

Рекомендуетсясоставитьсписок того,что человекусамому в себенравится, а чтонет. Безусловно,осознаниесобственныхдостоинствдает человекууверенностьв себе. А недостаткиможно восприниматькак нечто неизбежное– как частьсебя самого– или можнопопытатьсяот них избавиться.

Необходимонаучитьсяценить себя.Никто не сможетзаставитьчеловека ценитьсамого себя,если он самэтого не захочет.А еще он не будетвсерьез восприниматьпохвалу окружающих,потому что небудет уверенв том, заслужилли он ее.

Толькосвои собственныедостижениямогут повыситьсамооценку.Кинан рекомендуетначать с малого:

приходитьвовремя наработу;

выполнятьзадания в срок;

выполнятьобещания;

выполнитьхотя бы однозадание, котороесовсем не хотелосьделать;

закончитьто, что когда-тоначали и никакне могли закончить.

Уверенностьв себе появитсятолько с возникновениемсобственныхстандартов.Необходимопридерживатьсяих. Достигнувопределенныхрезультатов,человек начнетвосприниматьпризнаниеокружающихкак наградуза выполнениедаже незначительныхзаданий и приэтом будетуверен, чтопохвала заслужена.Следует помнить,что никто несможет унизитьчеловека безего негласногопозволенияна то. Высокаясамооценкадает его обладателюуверенностьв себе и способствуетдостижениюуспеха.

2) Умениепостоять засебя. Частолюдям оченьтрудно сделатьдве вещи – настоятьна своем и сказать»нет», посколькуони думают, чтонавязываютсвою точкузрения окружающим.

а) умениенастоять насвоем. Есличеловек к чему-тостремится истарается всемисилами этогодостичь, тообычно он испытываетчувство некоторогобеспокойства,вызванноепредчувствиемотказа. Рискотказа всегдавозможен, нонужно быть кэтому готовыми,что потом нерасстраиваться.

От того,как человеквыразит своежелание, зависитмногое. Сказать»Это неплохаяидея, но…» лучше,чем «Я хочу,чтобы…» Ещебольше шансовна успех появится,если сказать»Я знаю, что Вызаняты, но япросил Вас…»,а не «ПочемуВы не выполнилизадание, о которомя Вас просил?»

У человека,не привыкшегонастаиватьна своем – есливсе получаетсяименно так, какон хотел, — можетвозникнутьчувство вины.Нужно научитьсяизбавлятьсяот этого чувства.Восприниматьсвои права какдолжное, неболее.

б) умениесказать «нет».Основная проблемабольшинствалюдей – этонеумение отказывать.Для того чтобыне приходилосьочень частоговорить «нет»,человеку нужноподумать, почемуименно к немуобращаютсяс просьбами.Может быть,потому, что онхороший человек,или потому, чтоон очень мягкийчеловек, которыйвсегда поможети справитсяс любыми трудностями.Возможно, данныйчеловек оченьответственный,и все заданиявыполняетвовремя – иногдадаже в ущербсебе. А может,другие людиболее настойчивыили эгоистичны.

Следуетпроанализировать,часто ли человекоказываетпомощь другим.Выполняядополнительноезадание, человектратит своедрагоценноевремя. Нужнопопытатьсяобъяснитьлюдям, где можнонайти необходимуюинформацию,и рассказать,как выполнитьвызвавшуюзатруднениезадачу. Этастратегия имеетдва преимущества:

— человекуне придетсявыполнять чужуюзадачу;

— другиенаучатся выполнятьзадание собственнымисилами и большене будут надоедатьс просьбами.

Обычночеловеку оченьтрудно сказать»нет» — он либочувствует себянеловко, либоже его простозаставляютэто сделать,не предоставляядаже прававыбора. КейтКинан советуетне боятьсяговорить «нет»,но учит делатьэто конструктивно.При этом рекомендуетстаратьсяпомогать дельнымсоветом, которыйоблегчит решениевозникшейпроблемы. Всегдастоит помнить:если к человекуобращаютсяс просьбой, ион говориттвердым голосом:»Нет, я не могупомочь, но ямогу предложить…»,то его никогдане заставятделать то, чтоне входит вкруг его обязанностей.

Есличеловек недолжен что-тоделать и говорит»нет», а в ответпросительделает вид, чтоего не понимает,не надо боятьсяснова сказать:»Это не входитв мои обязанности.Делать этогоя не буду». Еслипозволить»сесть себена голову»,люди будутпостояннообращатьсяс просьбами.Но этого можноизбежать, научившисьговорить «нет».И вполне возможноизбавитьсяот ненужныххлопот. Необходимоуметь твердосказать «нет»,и люди будутобращатьсяс просьбамивсе реже. Онипоймут, чточеловек ценитсебя и своевремя.

3) Умениебыть настойчивым.Приняв решение,нужно немедленнодействовать.Только такможно добитьсяхороших результатов.Преуспеваютне только умныеи удачливыелюди. Добитьсяуспеха можеткаждый, ктопостоянноработает инастойчивостремится кдостижениюпоставленныхцелей. Безусловно,человек долженбыть на стопроцентовуверен в необходимостиосуществлениятой или инойзадачи. Он должендобиватьсясвоего, преодолеваявозникающиепреграды ипрепятствия.При этом, конечно,можно услышатьи негативныеотзывы относительносвоих действий,найдется множествопричин доказатьнеосуществимостьплана. Но есличеловек твердоуверен в правильностисвоего решения,это не должноему помешать.Поэтому необходимополагатьсятолько на себяи упорно добиватьсяпоставленныхцелей. Настойчивость– качество,которое необходимопостоянноразвивать ивоспитывать.Можно достичьпотрясающихрезультатов,поверив в успехи продолжаяначатое дело.Нужно помнить,что «вода каменьточит».

4) Умениесправлятьсясо стрессом.Первобытныелюди былиохотниками-собирателями.Они обеспечивалисебя всемнеобходимым,охотясь надиких животных,сражаясь сдругими племенами,постоянноборясь за выживание.Они жили в постоянномстрахе и гневе.Страх и гневдо сих порнеотъемлемыечасти человеческойсущности. Ночеловек устроентак, что можетсправитьсяс этими чувствами.В ответ на угрозуопасностичеловеческийорганизм готовитсяк двум видамзащитной реакции:

— к борьбе– смелый ирешительныйчеловек справитсяс ситуацией(либо же у негопросто не будетдругого выбора;

— к побегу– если благоразумнееизбежать грозящейопасности.

Подобныймеханизм реагированияприводит квозникновениюстресса, потомучто способствуетнакоплениюнегативнойэнергии, которойне всегда можнодать выход.Таким образом,человек оказываетсяв стрессовойситуации.

Панацеяот стрессареально существует.Обычно вовлечениев какую-нибудьдеятельностьпомогает избавитьсяот стресса.Есть три прекрасныхспособа избавленияот стресса:

1) Физическиенагрузки снимаютнапряжениеи помогаютвернуться кнормальномусостоянию.

2) Общениес окружающими,дружескаябеседа и смехдают выходнегативнойэнергии.

3) Составлениеразличныхпланов помогаетотвлечься,заставляетзадуматьсяи таким образомнаправитьэнергию в другоерусло, хотя этои не самыйэффективныйспособ избавитьсяот стресса.

Можноиспользоватькаждый методотдельно, ноих комбинированиеспособствуетдостижениюлучших результатов.

Кому-томожет показатьсястранным расходоватьфизическуюэнергию наснятие стресса.Но ведь нетнеобходимостирадикальноменять образжизни. Простоможно сделатьсвои будниболее активными,и это поможетизбавитьсяот переизбыткаэнергии. Психологрекомендует:

— пройтисьпешком;

— сходитьв бассейн;

— посетитьтренажерныйзал или простосделать зарядку– это улучшаетфигуру и способствуетподнятию жизненноготонуса.

Снятьнапряжениемогут и другиевиды физическихнагрузок: теннис,сквош и т. д. Нужноподобрать тотвид занятий,который человекупо душе. Дажепри небольшихусилиях результатне заставитсебя ждать.

2. ОСНОВНЫЕСОСТАВЛЯЮЩИЕСАМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этикаи социальнаяответственностьменеджера

Этика– это учениео морали, нравственности,об обязанностяхлюдей по отношениюк родине, обществу,государству,друг к другу.

Этикавключает наборпринципов,позволяющихоценить поведениечеловека илигруппы людейкак правильноеили неправильное.Применительнок менеджментуэто принципынравственнойоценки поведенияменеджера поотношению кколлективуорганизации,партнерам,потребителям,конкурентам,органам власти.Принципы,устанавливающие,что хорошо вповедениименеджера, ачто – плохо,что может идолжен он делатьс точки зренияморали, а чтоне должен, дажеесли это и ненарушает закона.

В отличиеот нормативногоповеденияменеджера,регламентированногописаными законамии правилами,этические нормыне могут бытьзакрепленызаконодательнои поэтому неявляютсяобязательными.И вместе с темот соблюденияэтих норм вбольшой степенизависит успешностьменеджмента,а их нарушениеспособно нанестинепоправимыйущерб организации.

В качественеэтичногоменеджментаможно привестиследующиедостаточнораспространенныеявления, которыепредложеныВ. А. Абчуком:

— выборв качествецелей организациизаведомо аморальныхориентировв надежде, чтопроцесс ихдостижениябудет вполнеэтичным («средстваоправдываютцель»);

— неэтичныеметоды достижениявесьма благородныхцелей («цельоправдываетсредства»).

В рядеслучаев этическиенормы соответствуютнормативным,что облегчаетих выполнение.Так обстоитдело, например,с соблюдениемзаконов (законопослушаниеэтично).

Аморальнымии одновременнопротиворечащимизакону являютсяобман, мошенничество,коррупция,воровство,нанесениематериальногоущерба, злоупотреблениеслужебнымположением,клевета, вымогательство,подделка документов,халатное отношениек работе, сознательноенарушениеправил техникибезопасности.

В большинствеслучаев этичноеповедениеменеджера нерегламентируетсязаконодательно.Примераминарушенияморальных норм,не влекущегоза собой уголовногопреследования,но тем не менеенедопустимогов менеджменте,могут служить:

– утаиваниеоткрытий иизобретений(если это выгоднофирме);

– пренебрежениездоровьем ичувствамиперсонала;

– несоблюдениеданного слова;

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебномупроекту

Страницы: 1 2 3

ПРОГРАММА
1. Основные составляющие САМОМЕНЕДЖМЕНТА

  • Планирование
  • Целеполагание
  • Организация
  • Мотивация
  • Контроль

Упражнение «Определение цели и проверка её на SMART», проводится на основе кейсов участников.
2. Основные инструменты успешного менеджера
· Классификация воспринимаемой информации (поза, жесты, мимика, имидж)
· Принцип коммуникативного сотрудничества
· Средства активизации внимания слушателей
· Работа по управлению вниманием
· Технология взаимодействия с «трудной» аудиторией
· Овладение «провальными» ситуациями
· Приемы речевой импровизации (речь без подготовки)
Ролевая игра «Язык общения».
3. Презентация, как элемент деловых коммуникаций
· Правила успешного установление контакта
· Поддержание контакта с группой
· Активизация участников, включение их во взаимодействие
· Методы привлечения внимания
· Ожидания и потребности слушателей
· Методы преодоления «барьеров» коммуникаций
· Создание комфортной для аудитории психологической дистанции
· Барьеры и навыки эффективных коммуникаций
· Правила проведения презентации
· Ключевые факторы успеха презентации
· Типичные ошибки в презентациях
Упражнение — деловая игра «Самопрезентация».
4. Технологии аргументации и убеждения в переговорах

  • Правило детализации
  • Правило доступности
  • Алгоритм «Характеристика — Преимущество – Выгода»
  • Иносказания и метафоры
  • Правило вовлечения
  • Подведение промежуточных итогов
  • Правило «Потому что»
  • Правило последнего козыря
  • Метод контраста
  • Правило подчинения собственным обязательствам

Создание банка типовых аргументов в разрезе доносимой информации участниками до оппонента.
5. Самомотивация и оценка своих способностей

  • Основные инструменты самомотивации

· Индивидуальная карта мотиваторов сотрудника и её корректировка
· Принципы и методики оценки индивидуальных способностей
· Основные правила стресс – менеджмента
Разбор кейсов от участников
6. Тайм – менеджмент и принципы его эффективного использования
§ Время как невосполнимый ресурс
-Основные закономерности «расширения» времени
-Аудит временных потерь
§ «Поглотители времени» — внутренние и внешние
· Техники борьбы с поглотителями
§ График работоспособности
· Методы планирования (Альпы, Слон, Лягушка, Кайрос и хронос и др.)
§ Матрица управления временем
· Принцип Парето
Упражнение «Создание временного графа рабочего времени менеджера».
Подведение итогов работы на тренинге
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *