Самоконтроль как развить

Содержание

Когда мы понимаем, как терпеливость вписывается в эту более широкую картину ценностей, нам легче сохранять выдержку в повседневных ситуациях и формировать новый шаблон поведения, объясняет Шниткер.

Не ждите быстрых результатов

Не обольщайтесь, думая, что сумеете сразу справиться с раздражительностью, предупреждает Сара Шниткер. Вас ждет разочарование. Невозможно без серьезной подготовки пробежать марафон.

Перестройка шаблонов поведения требует тренировок. Лучше всего учиться выдержке на простых, обыденных ситуациях, когда ставки для вас не столь высоки.

Пересмотрите привычки

Теперь, зная свои триггеры и стараясь избегать ловушки «бей или беги», вы можете осознанно исключать или смягчать некоторые стрессовые ситуации в жизни.

Например, если вы всегда заводитесь от стояния в очереди, скачайте на телефон игру, в которая скрасит долгое ожидание. Если вас бесят пробки, выезжайте на деловую встречу с большим запасом времени. Если раздражают толпы людей в магазинах, ходите за покупками в менее популярные часы.

Будьте реалистами

«Иногда мы переоцениваем возможности, не задумываясь, сколько времени потребуется на то или иное дело, — говорит клинический социальный работник Недра Гловер Таваб. — Очень важно ставить реалистичные цели с учетом того, сколько дел можно на самом деле успеть в какой-то отрезок времени».

Так что, если в вашем списке дел на завтра 10 пунктов, но реально за день можно выполнить только пять, значит, вы заведомо готовите себе провал. Если день распланирован до минуты, то из-за любой заминки вы можете слететь с катушек. «Я не могу ускорить течение времени, не могу заставить других людей ускориться, — резюмирует Таваб. — Есть то, что не зависит от меня. По сути, единственное, чем могу управлять, это собой».

Самоконтроль включает в себя эмоциональный контроль и самоконтроль поведения. Самоконтроль поведения — это контроль собственных действий и воздействий. Если человек смог изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле поведения. Эмоциональный самоконтроль — это контроль собственных эмоций и состояний. Чаще всего люди жалуются на отсутствие эмоционального самоконтроля.

Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля — нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Собранность как предпосылка самоконтроля

Собранность — состояние, выражаемое фразой «все под контролем», готовность действовать четко и оперативно. Если вы умеете включать состояние собранности, вы в ту же секунду запускаете самоконтроль. Как включать собранность? Есть люди более собранные и менее собранные, но любой из нас может вдруг себя собрать, если это нужно и особенно если человек знает фишки собранности — простые приемы, эффективно решающие задачу. Фишки собранности, это собранные (прищуренные) глаза, немного поджатые губы, поставленная шея, завершенные жесты, центр Сметь, энергия активности, знание цели.

Может ли быть самоконтроля слишком много?

Нередко встречается мнение, что излишний самоконтроль подавляет спонтанность, лишает человека внутренней свободы и радости жизни. По всей видимости, это результат недоразумения. Контроля не может быть слишком много, важно только, чтобы контроль был правильным. Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль. А если человек внимательно контролирует, чтобы во время работы не напрягаться, работать на позитиве, вовремя отдыхать и за трудное дело браться с умом, обеспечивая успешное начало и празднуя все значимые успехи, такой контроль полезен всегда и излишним не будет.

Без физической активности самоконтроль падает

Меган Оутен, психолог, и Кен Ченг, биолог (из книги Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»)​, из Университета Маккуори в Сиднее недавно закончили тестировать новое лечение, повышающее самоконтроль. И полученные данные их поразили. Они надеялись на положительный результат, но никто не ожидал, насколько масштабными окажутся последствия. Подопытными кроликами стали шесть мужчин и 18 женщин в возрасте от 18 до 50 лет. Спустя два месяца лечения они лучше сосредотачивались и меньше отвлекались. Периоды концентрации внимания достигали 30 секунд, что весьма похвально. Но это было не все. Испытуемые меньше курили, снизили потребление спиртного и кофеина — хотя никто их об этом не просил. Они ели меньше вредной пищи и больше здоровой. Меньше времени тратили на телевизор и больше — на учебу. Экономили деньги и меньше транжирили на спонтанные покупки. Ощутили контроль над своими эмоциями. Даже реже откладывали дела на потом и меньше опаздывали на встречи. Боже правый, что это за чудесное лекарство и кто выпишет мне рецепт?

Лечение было отнюдь не фармакологическим. Чудеса самообладания творили физические упражнения. Участникам, которые прежде не занимались спортом регулярно, подарили членство в тренажерном зале и посоветовали им воспользоваться. В первый месяц они занимались примерно раз в семь дней, но к концу второго месяца посещали зал уже трижды в неделю. Исследователи не просили их о других переменах, и все же благодаря спортивным тренировкам люди будто бы открыли в себе новый источник силы и стали лучше владеть собой во всех сферах жизни.

Ученые обнаружили, что тренировки больше всего похожи на панацею. Начнем с того, что польза от упражнений моментальная. Пятнадцать минут на беговой дорожке ослабляют пагубные влечения: исследователи безуспешно пытались соблазнить худеющих шоколадом, а курильщиков — сигаретами. Долгосрочные эффекты тренировок еще более впечатляют. Они не только облегчают повседневный стресс, но и являются столь же мощным антидепрессантом, как и «Прозак». А самое главное, тренировки укрепляют биологические основы самоконтроля, увеличивая базовую вариабельность сердечного ритма. Когда нейробиологи исследовали мозг новоиспеченных спортсменов, то обнаружили, что у них увеличился объем как серого вещества (самих нервных клеток), так и белого (клеток нейроглии, которые позволяют нейронам быстро и эффективно обмениваться информацией). Физические упражнения, как и медитация, увеличивают и ускоряют мозг и в первую очередь префронтальную кору.

Когда мои студенты слышат об этом исследовании, они тут же спрашивают: «Сколько нужно заниматься?» Я всегда отвечаю: «А сколько вы готовы?» В 2010 году обзор 10 исследований по данной теме показал, что наиболее ощутимо улучшают настроение и снижают стресс пятиминутные, а не часовые упражнения. Так что совсем не стыдно — и очень даже полезно — просто пять минут прогуляться вокруг дома.

Низкий самоконтроль–высокий самоконтроль по Кеттеллу

Самоконтроль — целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Противоположность самоконтроля — низкая дисциплинированность, потворство следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение. См.→

Клуб distant-nik
Кураторы Клуба

Что такое система самоконтроля и для чего она нужна

Самоконтроль — это способность человека регулировать своё импульсивное поведение.

Не путайте самоконтроль с самоподавлением, когда чувства скрываются или игнорируются. Подавление эмоций приводит к раздражительности, тревожности и ухудшает продуктивность.

Самоконтроль предполагает осознанное управление эмоциями. Например, человека обрызгали на дороге, он разозлился, но не пытается делать вид, что «всё нормально», а переключает внимание на решение проблемы.

Испытывать эмоции, даже негативные, — это нормально. Важно их распознавать и управлять ими. В этом вам поможет развитие самоконтроля.

Самоконтроль необходим для успешной учёбы. Он помогает достигать целей и эффективно выполнять ежедневные рутинные задачи. Именно самоконтроль позволит остаться дома и готовиться к экзаменам, когда друзья позвали в кино.

Правила самоконтроля

Внутренний самоконтроль влияет практически на все сферы жизни, поэтому очень важно развить у себя это качество. Вот несколько правил, которые вам помогут:

  • Введите режим дня — это поможет вам больше успевать, быть дисциплинированным и не делать всё в последний момент.
  • Поработайте над своими привычками. К этому пункту относятся все привычки, которые так или иначе мешают вашей продуктивности: нерациональное питание, поздний отход ко сну, отсутствие спорта и так далее.
  • Чаще выходите из зоны комфорта. Посещайте интересные места, пробуйте новое, преодолевайте свои страхи.
  • Больше читайте. Приучите себя читать несколько страниц в день, и уже через месяц вы увидите первые положительные результаты.
  • Занимайтесь спортом. Регулярные нагрузки тренируют не только тело, но и дух, помогают стать более выносливым и стрессоустойчивым.

Как повысить уровень самоконтроля

Техника самоконтроля предполагает наличие двух навыков: распознания эмоций и их контроля. Для эффективного обучения самоконтролю тренировать эти навыки следует по отдельности.

Идентификация эмоций

Тренируйте понимать, что именно вы чувствуете, какие эмоции вами овладевают в той или иной ситуации. Вот пара советов для начала:

  • Изучите теорию на первых этапах обучения самоконтролю. Почитайте Пола Экмана, Кэролла Изарда и других авторов, пишущих о психологии эмоций. Простого жизненного опыта здесь недостаточно.
  • Научитесь раскладывать вторичные эмоции на первичные. Существуют два вида эмоций: первичные (радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление) и вторичные (комбинации базовых). Чаще всего человек испытывает именно вторичные эмоции, поэтому важно их распознавать и анализировать.
Как повысить уровень самоконтроля
Цветок эмоций Плутчика

Упражнение «Дневник самоконтроля»

Заведите бумажный или электронный блокнот и записывайте туда чувства, которые выводят вас из равновесия (и хорошие, и плохие). Как называются эти эмоции? Каково их физиологическое проявление? Какие мысли и действия они побуждают?

Собрав «коллекцию» эмоциональных проявлений, вы сможете разработать стратегии поведения на будущее и научиться самоконтролю.

Контроль эмоций

В ситуации, когда эмоции берут верх над вами, необходимо снизить эмоциональный накал или переключиться на другие эмоции. Здесь могут помочь следующие приёмы:

  • Дистанция. Прогуляйтесь, уйдите в другую комнату или сходите в гости. Расстояние отлично нивелирует негативные импульсы.
  • Спорт. Несколько отжиманий или подтягиваний снизят накал страстей, а чтобы полностью привести мысли в порядок, проведите полноценную тренировку.
  • Визуализация приятных воспоминаний. Представьте какой-нибудь положительный опыт как можно ярче и со всеми подробностями, сфокусируйтесь на нём.
unsplash.com / @markdaynes

Упражнение «Не плакать / Не смеяться»

Найдите фильм или видео, вызывающий у вас бурные эмоции. Что-то, что неизбежно вызывает у вас смех или слёзы. Включите ролик и постарайтесь в этот раз обуздать свои чувства. Воспользуйтесь вышеописанными техниками самоконтроля. Например, подумайте о другом или поставьте на паузу и пройдитесь по комнате. Также можно достать дневник самоконтроля и проанализировать свои ощущения.

Выводы

Развитие самоконтроля — путь к успешной реализации во всех сферах жизни. Самоконтроль помогает сохранять спокойствие даже в самых сложных ситуациях и управлять своими эмоциями, грамотно распределять приоритеты и целенаправленно идти к достижению результатов. Человек, обладающий самоконтролем, действует эффективнее и чувствует себя увереннее и сильнее.

У многих из нас эта сфера мозга не развита. И хотя самоконтроль не помогает непосредственно подавить ярость, он позволяет облегчить выздоровление (медитация осознанности окажется весьма полезной). Появились очень обнадеживающие исследования, показывающие, что укрепление силы воли в одной сфере усиливает самоконтроль и в других поведенческих моментах.

Тренировка самодисциплины

Студентов колледжа, записавшихся на тренинг по одной из трех областей личного контроля (составление бюджета, навыки обучения и физическое развитие), разделили на две группы: контрольная группа листа ожидания и рабочая группа. В рабочей студенты встречались с тренерами, составляли программу по одной из трех областей и вели журнал своих успехов. По мере работы они периодически проходили проверочный тест на концентрацию. Через два месяца студенты рабочей группы не только добились больших успехов в личных целях, но и лучше выполняли проверочный тест по сравнению с контрольной группой.

Однако самое интересное достижение студентов заключалось в том, что участники программы по навыкам обучения добились хороших результатов также и в планировании бюджета. А студенты из программы по планированию бюджета стали гораздо лучше учиться. Но даже этим успехи не исчерпывались: в сравнении с контрольной группой студенты из рабочей группы стали меньше пить и курить, лучше убирать в своих комнатах, правильнее питаться и перестали откладывать дела не потом!

Создается впечатление, что тренировка самодисциплины в любой области деятельности помогает и в остальных сферах жизни. (Конечно, здесь также есть эффект получения особого внимания.)

В других исследованиях испытуемые получали инструкцию в течение месяца следить за своей осанкой, или стараться произносить полные предложения без сокращений или слов-паразитов («типа того» или «сами понимаете»), или использовать левую руку вместо правой (для правшей). Выяснилось, что участники извлекли пользу из этих упражнений не только в конкретных действиях, но и для укрепления силы воли в целом.

Надо отметить, что эти результаты были получены в исследованиях со студентами колледжа, которые не жаловались на свое саморазрушающее поведение, а просто выразили желание пройти курс по самосовершенствованию. Возможно, студенты еще слишком молоды, чтобы иметь реальные самодеструктивные паттерны.

Ненависть к себе или страх успеха могут оказаться достаточно мощными стимулами, чтобы извлечь пользу из укрепления силы воли. Тем не менее ясно, что укрепление силы воли и упражнения по самоконтролю в конкретной сфере могут распространяться и на другие области, облегчая самодисциплину в целом.

Сила воли — это навык, в котором мы можем преуспеть, и по мере его совершенствования приобрести большую уверенность в себе и укрепить чувство собственного достоинства.

Однако многие из нас прошли через такие периоды в жизни, когда чувствовали уверенность и силу, а потом снова возвращались к прежней лености. Можем ли мы надолго сохранять силу воли?

Похоже, что силу воли, как и мускулы, можно наращивать, но она также способна ослабевать и истощаться от чрезмерного употребления.

Студенты, которым не разрешали есть пирожные, а давали добро питаться редиской, чтобы тренировать силу воли, гораздо быстрее отказывались от трудного теста, чем участники эксперимента, которым разрешали есть пирожные или совсем не есть.

Эмоциональный самоконтроль тоже имеет негативные последствия. Испытуемые, которых просили смотреть мрачные фильмы, но контролировать свои реакции, гораздо быстрее отказывались использовать тренажер для рук, чем другие, которые просто смотрели фильмы.

Психолог Рой Баумейстер, давно изучающий проблемы силы воли, называет это истощением эго. Такой же феномен обнаруживается, если людям приходится постоянно принимать решения: у них в итоге развивается нервное истощение.

Выяснилось, что эти состояния связаны с замедлением активности мозга в области поясной коры, которая отслеживает конфликт в мозгу, играя важную роль в самоконтроле. Действительно, при истощении эго клетки мозга замедляют работу, как если бы у них садились батарейки. Это не означает, что мы больше подвержены искушению, если просто устали.

Такое истощение силы воли делает нас более податливыми к совершению поступков, которые мы предпочли бы не совершать. Безусловно, «емкость» силы воли способна к восстановлению, например, во время ночного сна. И чем больше мы практикуемся, тем большую емкость получаем.

Такое проявление истощения, по-видимому, не посылает нам никаких специфических сигналов. Депрессия, усталость, смятение — эти состояния не всегда означают ослабление силы воли.

Теперь уже известно, что в моменты истощения мы сильнее переживаем возникающие чувства: эмоции, желания, боль или удовольствие. Это, конечно, плохие новости для любого, кто пытается избавиться от зависимости: самоконтроль слабеет, в то время как желания усиливаются.

Предварительные стратегии по укреплению силы воли

Как преодолеть периоды, когда наши «батарейки» садятся, а искушение все бросить по-прежнему велико? Баумейстер рекомендует так называемые «предварительные стратегии». Одна из них довольно парадоксальна: просто сделать так, чтобы поражение стало особенно болезненным. Сообщите всем друзьям о своих планах и постоянно рассказывайте им о своем продвижении к цели (напишите об этом на своей странице в Facebook или в своей почте). Попросите друзей: как только они заметят, что вы перестали сообщать им о себе, пусть заподозрят неладное и бьют во все колокола. Тогда вы почувствуете себя неловко, и этот страх попасть в неудобное положение поможет вам преодолеть моменты слабости. Несомненно, вы можете начать лукавить, тогда было бы лучше сделать свою деятельность более открытой для наблюдения.

В идеале доктор или тренер мог бы отмечать ваш вес, школа могла бы публиковать ваши оценки, босс — освещать ваш рейтинг эффективности, но мы все ненавидим это.

Есть более приемлемые способы помочь себе, например с привлечением онлайн-ресурсов, которые могут автоматически снимать ваши средства с кредитной карты на благотворительные нужды, если вы не добиваетесь поставленных целей.

Вы можете попросить об участии третью сторону, которую будете честно информировать о своих успехах. А чтобы было еще сложнее, можете сделать пожертвование в пользу самого ненавистного вам политического кандидата или на борьбу, с которой не согласны (за аборты / против абортов, за стрелковое оружие / против стрелкового оружия).

Сила воли требует практики, и упражняя ее в одной области, мы укрепляем ее же и в других, однако должны предвидеть возможные состояния истощения, чтобы легче было с ними справляться.

И когда наработаем опыт преодоления моментов слабости, станет ясно, что полагаться на восстановление силы воли вполне реально.

Эмоциональный самоконтроль

У нас есть и хорошие новости: тренировка эмоционального самоконтроля отличается от контроля над поведением или мыслями. Она не всегда приводит к истощению. По существу, эмоциональные вспышки требуют гораздо больше энергии, чем поддержание присутствия духа.

Эмоциональный самоконтроль (в той степени, до которой он возможен) не становится результатом силы воли. Он требует от нас использовать разные стратегии, например изменения угла зрения или переключения внимания. Конечно, контролю над своими эмоциями требуется сила воли: сдерживание гнева или приступов страха нуждается в сосредоточенности и концентрации.

Данные исследований показывают, что «узконаправленный, конкретный фокус внимания «здесь и сейчас” работает против самоконтроля, тогда как широкий абстрактный долгосрочный фокус помогает ему». Но если мы подумаем об этом минутку, то признаем, что всегда знали об этом из собственного опыта.

— Когда мы считаем, что наша жертвенность, выполняя свой почетный долг, служит высоким целям (помогает нашим любимым, человечеству в целом или богоугодным делам), самодисциплину поддерживать легко. Мы поднимаемся над искушениями.

— Но когда мы теряем такие ориентиры и думаем только о том, как трудна эта борьба, фокусируемся на переживании своих потерь, то начинаем в них тонуть. Мы испытываем гнев и жалость к себе, что в конечном итоге приводит нас к рациональному умозаключению: эта борьба на самом деле того не стоит. «Я вернусь к своей диете на днях». «Один день ничего не меняет». Но один день кое-что меняет, ведь всякий раз, поддаваясь искушению, мы теряем частичку самоуважения и прокладываем себе дорожку к последующим послаблениям завтра и послезавтра.

Самоконтроль по необходимости

Дэниэл Канеман утверждает, что самоконтроль по необходимости становится актом работы сознания. Но я думаю, что со временем и благодаря повторениям он может все более и более становиться частью «непроизвольного Я» и тогда намного легче практиковаться.

Представьте себе людей, которые отличаются робостью и никогда не рискуют: это разновидность самоконтроля, развивающегося в автоматизм. Они редко поддаются искушению.

Или вот пример: у людей, воспитанных в семье, которая культивировала сдержанность и вежливость, самоконтроль входит в привычку. Постепенная практика самоконтроля превращает его в автоматический и непреднамеренный процесс, который с течением времени требует меньших умственных усилий.

Неудивительно, что хорошее питание способствует укреплению силы воли. Мозгу нужно подкрепление для эффективной работы. На фоне принятий решения наступает истощение, и уровень глюкозы в мозгу падает. Сахар быстро возвращает его обратно, но лучшей стратегией будет поддержание устойчивого уровня глюкозы при потреблении достаточного количества протеина. Поэтому, если вы пытаетесь сбавить вес, то это не лучшее время, чтобы бросать курить. Попробуйте сделать это, когда вы сможете есть то, что хотите.

Дети обучаются самоконтролю при последовательном родительском воспитании. Когда они хорошо понимают, что именно достойно награды, а что заслуживает наказания, то обучаются быстро. Путаница происходит тогда, когда родители пытаются быть ребенку друзьями, когда они боятся нанести ущерб его достоинству или слишком устают, очень заняты или чересчур озабочены насаждением своих правил.

Самооценка рождается в процессе позитивной деятельности, и таким образом развиваются мастерство и гордость за проделанную работу. Детям нужна структура, а без нее они быстро возвращаются к хаосу. Посмотрите любой фильм про няню и убедитесь в этом. Если вы относитесь к людям, которые страдают, не понимая почему, подумайте о том, как вас воспитывали. Вам были понятны правила семьи? Вы были предоставлены сами себе или вам все сходило с рук?

Условный рефлекс психологического отвращения

Другой способ устоять перед искушением — вызвать у себя условный рефлекс психологического отвращения. В научной лаборатории рефлекс отвращения создается просто наказанием, как, например, разряд тока, подающийся крысе, когда она нажимает неправильную кнопку. Мы поступаем так же, печатая на пачках сигарет картинки с больными легкими.

  • Если вы соблюдаете диету, можете придумать воображаемые картины самой любимой еды рядом с чем-нибудь неприятным, например рвотой или насекомыми.
  • Если пытаетесь бросить пить или употреблять наркотики, полезно совместить желание выпить с воспоминанием о том, как вам было плохо, как вас рвало над унитазом или как вы оказывались в нелепом положении.
  • Если есть желание смирить свой нрав, вспомните, как вы травмировали любимых людей, когда давали волю своей ярости.

Безусловно, для создания этих связей в мозгу требуется практика, которая позволит присоединить ваши соблазны к стимулам, вызывающим отвращение. Однако если удастся вообразить себе эти сцены достаточно живо, то вы научитесь связывать их на удивление быстро. Этот метод следует использовать с осторожностью и только в связи с конкретными специфическими действиями: нам не нужно, чтобы вы вооружали своего внутреннего критика.

Хорошие привычки и здоровый образ жизни

Возможно, самый большой секрет развития силы воли состоит в том, чтобы сделать этот процесс непроизвольным. Приобретение хороших привычек и отказ от плохих требуют определенной практики, но, возникнув однажды, самодеструктивное поведение само по себе становится привычкой.

Здоровый образ жизни — еще один ключевой элемент нашей психологической гимнастики. Подобно истовым приверженцам физических упражнений, мы не останавливаемся, чтобы подумать или принять решения: мы делаем это автоматически. Встаем по будильнику, принимаем душ, одеваемся и глотаем завтрак. Без особых усилий мы уже оказываемся в хорошей позиции на весь оставшийся день.

Но если приходится бороться с собой, чтобы подняться с кровати, и каждый день думать о том, принимать или не принимать душ, что именно сегодня надеть, мы ставим себя в заведомо невыгодное положение, а день еще только начинается.

У человека, который умеет заботиться о себе, не задумываясь об этом, и попадает на работу без опозданий, остается больший резерв сил, чтобы в дальнейшем принимать важные решения.

Вот почему люди с хорошо развитым самоконтролем признаются, что реже испытывают стрессы в своей жизни. В делах они используют силу воли полуавтоматически, и поэтому кризисы и бедствия случаются реже.

А когда наступает настоящий кризис, у них остается большой резерв самодисциплины для его преодоления.

Из книги: Психология вредных привычек

Человек отличается от животных не только высшими формами мышления, но и способностью переживать различные эмоциональные состояния (высшие чувства свойственны только людям). Но некоторые эмоции и эмоциональные реакции довольно часто создают человеку трудности, мешая ему успешно адаптироваться к окружающей действительности и вступать во взаимоотношения. Так, например, люди склонные к раздражительности, нервозности, агрессивности, резким эмоциональным проявлениям и быстрой смене, а также полярности эмоций могут встретить негативное отношение со стороны окружающих людей (особенно это неприемлемо в рабочей обстановке). Поэтому рано или поздно они начинают задумываться о том, как можно скрыться некоторые эмоции и как воспитать в себе сдержанность.

В решении вопроса о контроле над эмоциональными проявлениями может помочь эмоциональная сдержанность, которую ни в коем случае нельзя путать с бедностью эмоций, холодностью и равнодушием. Но для того, что бы понять, каким образом можно развивать в себе сдержанность и как она будет влиять на поведение и деятельность человека, необходимо определить, что подразумевает под собой это понятие и какие качества и характеристики личности влияют на процесс ее формирования.

Эмоциональная сдержанность: варианты определения и факторы, которые оказывают на нее воздействие

В психологической литературе нет однозначного определения эмоциональной сдержанности, так как оно чаще всего сводить к следующим понятиям: самоконтроль, саморегуляция, самообладание и устойчивость. Также сложно найти и критерии, по которым можно говорить о том, что у человека сформирована или же отсутствует эмоциональная сдержанность. Для того, что бы обозначить данную категорию с психологической точки зрения, нужно проанализировать те понятия, к которым она чаще всего сводится.

Итак, под сдержанностью обычно понимается способность человека осуществлять контроль (управлять) над своими действиями, поступками, проявлениями эмоций, внутренними желаниями и потребностями. В психологии может трактоваться и как позитивное качество личности (черта характера), и как негативное проявление. Так, например, под сдержанностью могут понимать или же отказ человека принимать участие в создание межличностных контактов и от поддержки взаимодействия с другими людьми, или же как намеренное сдерживание личностью проявление негативных эмоциональных реакций и непринятых в социуме форм поведения. Также это понятие могут объяснять с точки зрения морально-этического понимания как положительного качества личности, которое находит проявление в адекватной, сдержанной и неэкспрессивной реакции человека на различные раздражители (в том числе и негативные воздействия).

Очень часто эмоциональную сдержанность в психологи рассматривают в контексте способности личности к саморегуляции поведения и эмоций. В психологической литературе саморегуляцию представляют как процесс, при котором человек осуществляет контроль над собственными психическими, физиологическими и психологическими состояниями, их внешними проявлениями, а также над своими действиям, поступками и поведением в целом.

Здесь также необходимо отметить, что развитие сдержанности не возможно при отсутствие у человека эмоциональной саморегуляции, которую можно охарактеризовать, как способность человека к социально-приемлемым эмоциональным реакциям на различные жизненные ситуации (здесь важна лабильность, которая обеспечивает возможность спонтанных, но адекватных реакций).

Также эмоциональную сдержанность довольно часто рассматривают как один из компонентов самоконтроля человека. В психологических словарях самоконтроль определяют как процесс сознательного и волевого управления человеком своей психической деятельности, поведения и жизнедеятельности в соответствии с нормами, принятыми в обществе и с собственными ценностями, установками, идеалами, мировоззрением.

Если отвечать на вопрос как научиться сдержанности с точки зрения развития у человека самоконтроля, то здесь активное участие принимают:

  • самосознание человека («Я-концепция», ценностная сфера, уровень самооценки);
  • рефлексия, как процесс самопознания, без которого невозможно принятие и понимание утвержденных норм и правил в обществе;
  • антиципация (способность предвосхищать, предугадывать события, а также результаты своей деятельности);
  • установки личности;
  • способность человека к волевой саморегуляции и самоуправлению.

Теперь переходим к определению категории «эмоциональная сдержанность». Итак, эмоциональную сдержанность можно определить как:

  • умеренность и дозированность в проявлении человеком различных эмоций;
  • сознательное торможение внутренних желаний, потребностей и действий, которые движимы эмоциональными реакциями;
  • своеобразная аккуратность (можно сказать даже особая филигранность) в речи, движениях, действия, поступках и общении.

Что бы понять, что же вкладываться учеными-психологами в определение эмоциональной сдержанности человека, необходимо проанализировать теоретические подходы, которые могут помочь в осмыслении этого процесса (теории представлены в таблицы).

Анализ теоретических подходов к пониманию эмоциональной сдержанности

Подход (понимание саморегуляции и сдержанности) Основные положения
С точки зрения деятельностной и личностной саморегуляции — деятельностная определяет коррекцию позиций человека относительно проявления им эмоциональных реакций (соответственно культуры и традиций в конкретном обществе);- личностная анализирует гуманность или же негуманность целей эмоциональной саморегуляции и сдержанности.
С точки зрения изучения самосознания личности и определения человеком своих жизненных статусов На эмоциональную сдержанность оказывают влияние:- ценностные ориентация личности;- личностная «Я-концепция»;- уровень самооценки и притязаний.
Как регуляция функциональных состояний Сдержанность как составляющая саморегуляции человека включает в себя следующие компоненты:- когнитивный;- эмоциональный;- регулятивный;- активационно-энергетический.
Теория саморегулирования (согласно идей А.В. Круглански) На эмоциональную сдержанность человека оказывает влияние два способа саморегуляци:- динамический (поддержка целенаправленной деятельности и преодоление возникающих трудностей):- оценочный (оценочное сравнение существующего состояния с другими, которые возможно сформировать).
С точки зрения волевого овладения человеком своих действий, поступков и поведения Развитие сдержанности происходит в процессе формирования новых мотивационных образования, которые позволяют направлять поведение человека в намеченном им ключе. Управление своими эмоциями и эмоциональными реакциями осуществляется благодаря формированию волевых качеств личности.
Как сознательный процесс управления своим поведением Процесс управление происходит с помощью двух уровней саморегуляции:- опреационно-технического (сдержанность развивается с помощью средств, которые направлены на максимальную оптимизацию этого процесса);- мотивационного (организация направленности поведении и деятельности человека, а также осуществление контроля над эмоциональными реакциями с помощью управления его потребностями, целями и мотивами).

Необходимо также отметить, что эмоциональная сдержанность человека напрямую зависит от его эмоциональной устойчивости, которая в свою очередь подвержена целому ряду различных факторов, а именно:

  • уровня тревожности;
  • типологических особенностей нервной системы;
  • нервно-психической устойчивости;
  • типа темперамента, сформированных черт характера человека и их акцентуаций;
  • скорости и силы эмоциональных реакций;
  • уровня развития волевых качеств.

Итак, эмоциональную сдержанность можно отнести к более высокой категории управления и регуляции эмоциональной сферой личности, которая включает в себя не только контроль человека над собственными эмоциями и эмоциональными реакциями, но и воздействие на эмоции и чувства других людей в процессе межличностных контактов и взаимодействия. Кроме того, эмоциональная сдержанность является одним из условий успешной адаптации человека к меняющимся условиям жизни, его социализации и инкультурации.

Как воспитать в себе сдержанность или что нужно знать, что бы научиться контролировать свои эмоции?

Эмоциональная сдержанность может восприниматься как негативная, так и позитивная характеристика личности, и для того чтобы не попасть в заблуждение, следует точно отличать эту способность как показатель уровня культуры и воспитанности человека, от эмоциональной бедности. Итак, если возникает вопрос о том, как научиться сдержанности, в которой видят необходимый атрибут успешного, делового человека, а также считают важным условием достижении поставленных целей и высоких результатов в своей деятельности, то для этого необходимо понять, что же представляет собой данный процесс.

Процесс эмоциональной сдержанности можно охарактеризовать как внутреннюю психическую активность человека, которая может быть реализована только лишь при системном участии целого комплекса различных форм, явлений и уровней психики. Сам же процесс формирования сдержанности зависит от:

  • индивидуальных особенностей человека, которые связаны в первую очередь с определением (постановкой) цели, ее принятием и последующим удержанием;
  • особенностей существующих или созданных условий, которые являются наиболее значимыми для достижения очерченной цели;
  • особенностей планирования (программирования) предстоящих действий, направленных на достижения предполагаемых целей;
  • особенностей контроля (самоконтроля), оценивания (самооценивания) и последующей коррекции своей активности, направленной на формирование эмоциональной сдержанности.

Для того чтобы выяснить как воспитать в себе сдержанность следует определить основные условия для ее развития. Итак, успешность развитие человеком в себе эмоциональности сдержанности зависит от следующих условий:

  • его адекватности;
  • осознанности;
  • системности;
  • целесообразности;
  • гибкости (лабильности);
  • устойчивости нервно-психических процессов.

Что же касается склонности человека к воспитанию себе сдержанности, то она зависит от:

  • особенностей нервной системы;
  • преобладания типа темперамента, определенных черт характера и их акцентуаций;
  • уровня развития познавательной сферы;
  • особенностей эмоционально-волевых процессов личности;
  • уровня культуры и воспитанности человека;
  • социального статуса и занимаемого положения в обществе;
  • особенностей направленности личности (ее целей, идеалов, установок, мотивов, убеждений и т.п.).

Для того чтобы сформировать у человека достаточно высокий уровень эмоциональной сдержанности, пред проведением комплекса различных коррекционных мероприятий и техник необходимо определить следующие задачи:

  • повысить эмоциональную устойчивость и способствовать развитию более высокого уровня эмоциональной саморегуляции в процессе включения человека в реальную жизнь и при выполнении им различных видов деятельности;
  • необходимые для развития сдержанности эмоциональные механизмы следует формировать с помощью рефлексии и анализа реальных напряженных обстоятельств, сложных жизненных ситуаций;
  • учить человека конкретизировать эмоциональные переживания и реакции благодаря применению системы производных эмоциональных характеристик.

Если человек будет учитывать все особенности и условия формирования эмоциональной сдержанности и контроля, он сможет четко понять, как воспитать в себе сдержанность быстро и эффективно.

Как научиться сдержанности: наиболее эффективные методы и техники

Эмоциональная сдержанность как позитивное качество личности формируется с помощью специальных техник, методик и упражнения, многие из которых человек вполне может выполнять самостоятельно. Но есть некоторые коррекционные методы, которые могут использовать только дипломированные психотерапевты и консультирующие психологи.

Развитие сдержанности можно осуществлять благодаря применению следующих способов саморегуляции эмоционального состояния:

  • использование разнообразных упражнений (их можно выполнять в любом положении и в любое время);
  • техники, направленные на развития саморегуляции эмоционального состояния посредством внешних проявлений эмоций (гимнастики для мимических мышц, пантомимика, расслабление мышц лица);
  • выполнение упражнений, основная цель которых заключается в концентрировании внимания;
  • упражнения на визуализацию позитивных эмоциональных состояний;
  • техники, которые способствуют развитию сюжетного воображения.

Для того, что бы понять, как научиться сдержанности, следует сначала ознакомиться с существующими способами ситуативной саморегуляции эмоционального состояний в различных напряженных ситуациях. Эти способы следующие:

  • аутогенная тренировка, аутосуггестия, самоубеждение и рационализация, самонастрой на спокойное состояние и тренировка выдержки;
  • самоконтроль эмоциональных проявления с помощью внешнего проявления эмоций и чувств (мимика, пантомимика, соматика, речь, мышечное напряжение и т.д.);
  • успокаивающее и мобилизирующее дыхание (здесь можно использовать элементы медитации и холотропного дыхания);
  • правило «10 секунд» (как только человек собирается совершить ответное действие, стоит сначала посчитать до 10, причем делать это надо максимально медленно и четко произнося каждую цифру);
  • активизация чувства юмора (очень хорошо помогает способность человека находить что-то комическое даже в проблемных ситуациях, также здесь можно применять так называемую «амортизацию» как вариант психологической защиты);
  • отвлечение и переключение внимание на другую ситуацию или же объект.

Сохранить статью

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *