Режим многозадачности

Что такое многозадачность

Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.

Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.

Что такое многозадачность

Плюсы и минусы многозадачности человека

Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.

Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма — в жизни каждого человека масса примеров мультизадачности. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?

В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.

Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.

Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.

Минусы многозадачности:

  • Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
  • Плохая концентрация внимания у многозадачного человека. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.

Медиамногозадачность

За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.

Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?

В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».

Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.

Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медийной многозадачности.

Медиамногозадачность

Споры о медиамногозадачности

В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно быть многозадачным и переключаться между контекстами.

Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.

Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.

Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.

Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).

На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах, и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.

С другой стороны, такие мультизадачные люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.

Выводы

Исследований многозадачности человека достаточно много, и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.

Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.

Другие исследования демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.

Вопросы о мультизадачности, по которым учёные пришли к консенсусу:

  • Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
  • Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
  • Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.
  • Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.
  • Мультизадачность в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.


В чём заключаетсямногозадачность Windows? Онаглючит и работаетодновременно.

Анекдот

Хотя с этим понятием большинствочитателей «Компьютерныхвестей», пусть и интуитивно, нознакомы, есть всё-таки именьшинство. Думаю, для них этанебольшая заметка будет достаточнополезной и интересной.

Под многозадачностью обычнопонимают способность операционнойсистемы обеспечивать параллельноевыполнение нескольких процессов.При этом выделяют параллельноевыполнение, которое обеспечиваетсяособенностями «железа» (т.е.,фактически, несколькимипроцессорами) — тогдамногозадачность называют истинной.В случае, если аппаратноеобеспечение не в состоянииобеспечить истиннуюмногозадачность, эта функциявозлагается на операционнуюсистему, и тогда говорят опсевдопараллельном выполнениипроцессов. В современных системах,как правило, используетсявытесняющая многозадачность, прикоторой от процесса не требуетсяникакого ответа, если операционнойсистеме вдруг становитсянеобходимо его прервать. При такомтипе многозадачности один»зависший» процесс не станетпричиной краха всей системы.

В многозадачных системахсуществует понятие приоритетапроцесса. Чем выше приоритет, тембольше ресурсов (т.е. процессорноговремени и доступной оперативнойпамяти) отводит система этомупроцессу. Каждый процесс рано илипоздно будет передан на выполнение,но, конечно, реально для процессов ссамым низким приоритетом это»рано или поздно» может ненаступить до самого окончанияработы пользователя, если при этомзапущено достаточное количествопроцессов с низким приоритетом.

В многозадачной операционнойсистеме остро стоит вопрос защитыработы одних приложений отвмешательства других. С этой цельюиспользуют такие приёмы, каквыделение виртуальногопространства адресов памятикаждому приложению и блокировкадоступа к файлам, уже используемымдругими приложениями.

В современных операционныхсистемах концепциямногозадачности получила своёдальнейшее развитие в видемногопоточности. Каждый процессможет состоять из множествапотоков, выполняющихсяоперационной системой параллельно(или псевдопараллельно) друг другу.Это позволяет организоватьразличные приоритеты выполнениязадач в рамках одного сложногоприложения, что просто неоценимодля выполнения фоновых задач.

Вадим СТАНКЕВИЧ

«Многозадачность – это миф.» (с) Миф, с которым многим из нас приходится сталкиваться в реальной жизни – не только в рабочей (совещания, письма, договоры, выставки, отчёты…), но и в личной (дети, родители, ЗОЖ, отпуск, дача, собака…). Количество информации, которую мы получаем, мероприятий, которые нам хочется посетить, заданий, которые необходимо выполнить, неумолимо растёт – наши телефоны стали умными и чаще больше похожи и больше используются как органайзеры и постоянные таймеры, чем средство для звонков и сообщений. Как научиться справляться с многозадачностью и превратить её в приятную занятость, а не в бесконечный стресс?

Цель обучения

Развить навыки и определить инструменты, способствующие решению задач в ситуации высокой информационной нагрузки.

Задачи обучения

  • разобраться с явлением многозадачности и особенностями работы организма в этом состоянии;
  • определить возможности и ограничения при работе в многозадачном режиме;
  • выявить инструменты, помогающие больше успевать и меньше забывать;
  • развить пять свойств, влияющих на управление вниманием.

В результате обучения участники

  • узнают, что такое многозадачность, почему, когда и как ей стоит пользоваться;
  • определят уровень своей многозадачности;
  • получат упражнения для самостоятельной работы над развитием многозадачности и инструменты для уменьшения количества задач;
  • выявят причины возникновения многозадачности в своей деятельности;
  • улучшат навыки управления вниманием.

В программе тренинга

Что такое многозадачность?

  • Особенности работы мозга при одновременном решении нескольких вопросов
  • Как соотносятся time management и многозадачность
  • Влияние многозадачности на эффективность исполнения поручений и продуктивность
  • Свойства внимания, позволяющие работать с большим количеством разнообразных задач

Как делать одновременно несколько дел?

  • Навык переключаемости: как в большом потоке задач успеть расслабиться и отдохнуть
  • Приёмы управления вниманием, повышающие продуктивность интеллектуальной и физической деятельности
  • Концентрация внимания – зачем быть «здесь и сейчас» и как контролировать поток мыслей
  • Группировка и расстановка приоритетов как способы ускорения работы над задачами

Какие инструменты помогут упростить работу с большим количеством дел?

  • Приёмы управления временем
  • Приложения для смартфона
  • Виртуальные и реальные способы визуализации в планировании
  • Техники быстрого принятия решения
  • 10 полезных привычек

Технологии проведения тренинга

Интерактивные мини-лекции, обсуждения, выполнение заданий в группах, индивидуальные тесты, презентация результатов, упражнения на внимание.

Время проведения тренинга

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *