Разбираться в вине

советы новичкам, которые хотят стать экспертами

Алекс Рассел (Alex Russell) – доктор наук из сиднейского университета – более десяти лет торговал вином. Не так давно он закончил докторскую на тему «восприятие вкуса и аромата вина». В ней рассматривался вопрос о том, что нужно, чтобы начать разбираться в винах.

Доктор утверждает, что любой, у кого есть нормально функционирующий нос и рот, может стать винным экспертом.

«Многие думают, что винные эксперты наделены особыми способностями. Но я семь лет изучал этот вопрос и выяснил, что дело – в сноровке и тренировке»

Публикуя свои советы на сайте Университета Сиднея, Алекс уверяет, что можно добиться первых результатов уже за несколько часов. При этом добавляя, что для достижения экспертного уровня потребуется «время, деньги и много энтузиазма».


Научиться
разбираться
в винах

Его набор простых советов – это своего рода программа начального интенсива для желающих разбираться в вине.

1) Выделите 4 часа своего времени.

Работая над докторской, я приглашал новичков к себе в лабораторию, где они дегустировали множество вин. В большинстве случаев на это было отведено около часа, и особого прогресса мы у них не наблюдали. Но если они оставались хотя бы ещё на полчаса, то начинали показывать кое-какие результаты, а через 4 часа – уже вполне заметные. Экспертами они, конечно, не становились ни разу, но очевидно, что им не требовались годы, чтобы врубиться в тему.

2) Пейте разное вино.

Никто ещё не дорос до эксперта, остановившись на том, что полюбил однажды. Бывая в заведениях, пробуйте новое. Расширяйте горизонты – заказывайте разное вино по бокалам, даже если есть возможность взять бутылку того, что вы любите <для России совет разорительный, но методически верный, прим. переводчика>.

Сравнивайте вино по сортам, по типу, по регионам и производителям.

3) Дегустируйте вино сетами.

Память на ароматы у вас может быть неплохой, но она может подводить, как и любая другая память. Вместо того, чтобы пытаться по памяти сравнить вино в бокале с тем, что вы пили на ужине в Италии, устраивайте параллельные дегустации разных бутылок, чтобы иметь возможность непосредственного сравнения.

4) Закройте глаза. И запоминайте.

Главный конёк винного эксперта – умение уверенно и последовательно идентифицировать ароматы. Но вино с ароматом чёрной смородины не делают из чёрной смородины или с её добавлением, и внешне оно никак с ней не связано. И трудно выделить конкретный аромат, если не установить с ним чётких визуальных ассоциаций. На самом деле, в вине действительно содержатся соединения, которые сами по себе – если их выделить из вина – пахнут чёрной смородиной, клубникой, сеном и т.д.

Нюхайте всё с закрытыми глазами, стараясь определять и запоминать запахи, пополняйте свою ароматическую «базу данных».

Это может показаться трудным, но со временем вы заметите очевидный прогресс.

5) Возникли трудности с ароматом – добавьте его сами.

Не уверены, что различаете тон персика в шардоне? Добавьте немного персикового сиропа в следующий бокал. Так вы поймёте, как пахнет персик в вине. Постепенно уменьшайте количество своей добавки, пока не сможете различить этот аромат в самом вине, без всяких добавок.

Тонов, которые можно найти в бокале вина – сотни, включая шоколад, специи, трюфель и даже нефть!

6) Научитесь подбирать слова к вину

Возможно, вы уже эксперт в парфюмерии или гастрономии, но вам всё равно придётся изучать вино отдельно, осваивая связанную с ним лексику.

Суть экспертной оценки вина – в умении связать его аромат и вкус с понятными терминами. Эксперты и сомелье обсуждают вина, используя единую терминологию, в то время как новички с большим трудом могут описать вино, не обладая «словарным запасом дегустатора».

7) Собачий нюх иметь не обязательно

В экспериментах не раз выяснялось, что восприимчивость к ароматам у экспертов и новичков одинаковая.

По сути, эксперты ощущают всё то же, что и новички, но интерпретируют это гораздо лучше: как опытный шахматист, который смотрит на ту же доску и видит те же фигуры, что и начинающий, но яснее и быстрее понимает ситуацию.

8) Начинать можно и с дешёвого вина. Но экспертом с ним не стать.

Цена – не идеальный индикатор качества (всё субъективно). Но, как правило, более дорогое вино лучше выражает характер места, где оно произведено. А знание регионов производства вина – необходимое качество настоящего эксперта

9) Пить – мало. Придётся ещё читать.

Винный эксперт – это не только хороший дегустатор. Он также много знает о том, как делают вино, где его делают и многое другое, о чём принято писать в винных учебниках и справочниках.

10) Не бояться ошибок

Многие люди избегают участия в дегустационных играх и конкурсах из страха проиграть. Но ошибки – это нормально. Во время знаменитого французского эксперимента, когда белое вино подкрасили и подали под видом красного, удалось одурачить многих экспертов. Он доказал, как сильно наши ожидания и мысли влияют на восприятие вина, – как будто мы «пьём вино глазами».

Эксперты тоже ошибаются. Но правы они бывают чаще.

Градиент цветов

Давайте разбирать, какое вино вам нравится. Речь пойдет об элементарном деление на цвета. Вина бывают: белые, розовые, красные.

Если вы все еще не понимаете, какое вино вам нравится, то возьмите розовое (во Франции говорят розе). Там меньше танинов чем в красном. Танины – частица, вызывающая вяжущий и горьковатый эффект во вкусе. Структура красного зависит от их количества. Так как розовое вино содержит меньшее количество танинов, вкус более освежающий с характерными ягодными нотами.

И вот вы налили красного в бокал и дожидаетесь медитации – вот шоколад пробивается, теперь вишня, все человеческие радости в общем. А вот белое это так – жидкость для салата, ну можно еще и в ризотто брызнуть, если совсем тоска одолеет. Казалось бы, всего лишь выбор примитивных личностей и прочих «Бриджет-Джонсов». Кабы не так: среди белых тоже есть вещи и даже очень важные. За белую Бургундию или немецкий рислинг большинство винолюбов душу продадут не мешкая.

По привычке закинули белое в холодильник, и прождали пока не дойдет до запотевшего стекла. В предвкушении засовываете нос в бокал – а там вечные морозы. Так, стоп, нам же агрус обещали, где тонны персиков, а апельсиновая цедра? Дело в том, что прохлаждать нужно исключительно бюджетные варианты – это, чтобы отсеять изъяны. Большинство белых лучше пить в меру охлажденными (10-12 градусов с головой достаточно). С белыми бочковыми (те, что в дубовой бочке протомились парочку месяцев) лучше познакомиться, когда они в легком тепле (14-15 градусов сгодится).

Осторожничать будем еще и с красными. Все слышали про «комнатную температуру». И вот вы уже достаете бутылку из шкафа или тумбочки и заливаете в бокал… Все бы ничего, если под это самой «комнатной температурой» не имелось ввиду примерно 16 градусов, как в бургундском замке. В домах и квартирах нормальная температура – 20-22 градуса, умалчивая условия отопительного сезона. Красное вино в таких условиях проявляет грубость и давай хамить излишком спирта. Да и вообще все кажется резким и неприличным. Так вот мы про то, что лишние 10-15 минут в холодильнике будут даже очень кстати. Вот когда дойдет до 16-18 градусов, тогда и поговорим. Другое дело, когда в заначке негустое и легкое по стилистике вино, тогда охлаждаем бутылку до 14, прохладными такие вещи пьются гораздо приятней.

Действительно, с белыми в этом вопросе сложнее. Они деликатные, вкус запросто можно испортить неприятной температурой подачи. Поверьте, не так много гадких вещей сравнимы с теплым белым. Впрочем, есть вещи, которые не стоит охлаждать чрезмерно сильно. Возьмем итальянский сорт верментино, прямиком из Сардинии (на полке производитель Piero Mancini будет вам указателем). Для него характерна тонкий и пышный цветочный нос, здесь и 30 минут холодильнике будет достаточно.

Закрываем гештальт сладости

Помимо деления на цвета не помешало бы разобрать в количестве сахара: сухие, полусухие, полусладкие и десертные. Поверьте, разобравшись в этом вопросе вы упростите жизнь себе, сомелье, с которым вы советуетесь, да и времени сэкономит.

Короткая шпаргалка: самое популярное – сухое вино. Полусухое – тем, кому сухое кажется чрезмерно «кислым».

К сладким привыкли относиться с исключительной нежностью, так уж исторически сложилось. Когда-то давно в вино, которое подлежало транспортировке на нашу землю, добавляли сахар, как меру, чтобы оно не испортилось на пути из винодельных государств (буквально история с кагором). Да и вообще тяга к сладкому еще с детства закрепляется. А еще у нас суровый климат, то и дело в температурные крайности отправляет, да и вообще как-то не медом намазано – как же без сладкого, с его антистрессовым эффектом?

А мы где-то слышали, что с полусладкими дело плохо и вообще это дурной тон. Чем же оно плохое? Сегодняшние виноделы серьезно увлеклись остаточным сахаром, чтобы скрыть низкое качество вина. Погрешностей здесь навалом: начиная из невызревшего винограда (отсюда высокая кислотность) вплоть до преступного превышения урожая с каждого куста(чем больше гроздьев на лозе – тем хуже качество). Вот так дешевые полусладкие испортили репутацию всему сегменту сладкого.

Вот наслушаются такого и весь ассортимент сладкого в урну. «Сахар – зло», «Вино – не газировка, чтоб быть сладким». Начинают уверенно обходить полки с десертным и вообще в ту часть не заглядывать, а среди друзей вы уже гордо заявляете, что отдаете предпочтение исключительно сухому. Здорово, но такие выражения выдадут в вас новичка с головой. Качественные «несухие» вина делаются без добавления сахара – он в них исключительно натуральный (что и был в ягоде).

Сухость и полусухость завязаны на количестве сахара в вине. Кажется, здесь на минутку представили винодела, добавляющего сахар-песок в вино. Имеем ввиду природный сахар, то находиться в винограде. Процесс превращения этого сахара в спирт, подначенный дрожжами – вот и получается то самое брожение.

Если вино сухое, значит весь сахар перебродил, или почти весь. Если часть сахара осталась – вино полусухое, полусладкое или сладкое. Сахар прекращает превращаться не сам по себе, когда ему вздумалось, а когда винодел сочтет нужным. Вот он решил, что время пришло и резко понижает температуру будущего вина. Дрожжи отправляются в спячку, брожение прекращается. Ну все, вину не быть сухим.

Вот со сладким дела еще круче: ягоды могут подвяливать (речото), отдавать на растерзание благородной плесени (сотерны) или оставлять при семи-восьми-градусных холодах где-нибудь на холмах Германии или Австрии (айсвайн). Уверенны, что и с ними вас непременно познакомим.

Оказывается, любить сладкое совершенно не стыдно – это своего рода винная элита. Эти вещи действительно серьезные и заслуживают внимания, ну и периодического употребления.

Вообще полезно проводить ревизию своим винным привычкам. Преодолели базовые стереотипы, закрыли гештальты – самое время подниматься уровнем выше. Например, начать верить, как настоящий винный зазнайка, что лучшие шампанские образцы – вещи исключительно из белых сортов (блан де блан). До поры до времени, разумеется. Если сами все никак не отважитесь на такой решительный шаг, обратитесь к сомелье за советом. Вот только не забудьте точно выразить свои вкусы, хотя бы на этот вечер.

Полусладкое вино это хорошо или плохо? А если я люблю только белое? Почему вино за 800 рублей вкуснее вина за 5000? Как понять, чем пахнет моё вино? Попробуем разобраться!

Вспомните себя ребёнком. Разве вы не мечтали, что на завтрак, обед и ужин будете есть исключительно конфеты и пирожные? А теперь вспомните, как первый раз попробовали оливки. Вы наверняка думали, что хуже угощения представить нельзя, однако сейчас вы едите их с большим удовольствием. Так же как икру, рыбу и устрицы, и еще очень многие деликатесы, которые совсем не относятся к десертам. К чему это все? А к тому, что вкус к вину практически всегда развивается так же, как и к деликатесам. Со временем, человек устает от однообразия сладости и начинает искать новые вкусы, осознавая, что горькое и кислое тоже есть за что любить.

Отправная точка в любви человека к вину — полусладкое. Выбирая вино со значительной сластинкой во вкусе, начинающий любитель пытается замаскировать, пока непонятную, кислоту. Такое вино гораздо проще воспринимать неофиту, ведь оно пьется как алкогольный компот, в нем нет лишней сложности, а вкус прост и прямолинеен. Но рано или поздно человек устает от приторности такого вина и начинает искать для себя что-то новое. Как правило, в этот момент он знакомится с красными винами Нового Света, чаще всего это Чили или Аргентина, как наиболее широко представленные в супермаркетах и доступные по цене. Полнотелые, алкогольные, мощные — они очаровывают нашего любителя. Взрывная фруктовая ароматика, ноты ванили и специй (от выдержки в дубе) и плотный, насыщенный вкус не оставляют шанса вернуться к сладким винам. При этом, выбирая белые вина, начинающий винофил отдает предпочтени нейтральным, водянистым образцам со сдержанной кислотностью, которая всё ещё немного смущает, например, Пино Гриджио. А если кто-то даст попробовать бутылку французского вина за 5 тысяч рублей, то сравнив, наш начинающий любитель не поймет, зачем переплачивать в 5–6 раз? Ведь его вино и дешевле и вкуснее. Но это только пока… 😉

Наш человек начинает открывать для себя новые сорта, чувствовать между ними значительную разницу во вкусе и аромате, интересоваться происхождением этих вин. Тут кто-то дарит ему книжку о виноделии, а на телефоне появляется загадочное приложение Vivino. В этот момент и начинается всё самое интересное.

Следующая ступень винного энтузиаста — вина Старого Света, где сначала его интересуют южные вина Италии и Испании. Составив в голове достаточно обширную картину стилей, стран и регионов, наш уже достаточно опытный любитель начинает понимать, что удовольствие можно получить и от элегантных, сдержанных и строгих вин, которые не так доступны и понятны в своем аромате и вкусе, как вина Австралии. Тогда взор человека обращается в сторону тонких и нежных красных вин — Пино Нуаров и Неббиоло, Санджовезе и Цвайгельтов. Винофила больше не пугает выраженная кислотность и отсутствие кричащих ароматов, ему нравится медитировать с бокалом, находя все новые оттенка вкуса в этих строгих, застенчивых винах. Наконец он понимает, что такое «вкус места”, где было сделано вино, начинает чувствовать в бокале терруар (совокупность почвенно-климатических факторов, особенных характеристик местности, где производят вино). А в один прекрасный день в его руки попадет бутылка немецкого Рислинга. Мир его уже не будет прежним. Он осознаёт, что белые вина могут быть более насыщенными, а звонкая кислотность для них — украшение. Обычно в этот момент вино становится главным событием за ужином, а друзья начинают с недоумением переглядываться: «Почему мы уже целый час обсуждаем эту бутылку вина?»

Весь этот путь к глубокому пониманию вина поступателен и не терпит спешки, он может занять целое десятилетие. На этом этапе опытный любитель вина готов вернуться к сладким винам, но это уже совсем другие сладкие вина. С высоты своего опыта, расширив свою вкусовую палитру, любитель может в полной мере оценить благородные вина Сотерна, Токайя, немецкие Рислинги позднего сбора, а также сладкие крепленые вина.

Неважно на каком из этих этапов находитесь вы, ведь в любой из категорий можно найти достойное вино. Ну, а если вы не уверены в своем выборе или не можете определиться, тогда пишите нам в соцсетях @degustage , мы с радостью вам поможем 😉

Мои друзья и знакомые зачастую обращаются ко мне с просьбой выбрать для них хорошее вино. И каждый раз для меня такая просьба звучит весьма и весьма забавно. Тут я руководствуюсь старой японской пословицей: поймай человеку рыбу – и он будет сыт один день, но если ты научишь человека рыбачить – он будет сыт всю жизнь.

Вопреки распространенному мнению, научиться разбираться в винах достаточно просто. Это отнюдь не rocket science, как любят говорить англичане. Но дело в том, что мы все совершаем ряд ошибок на первых этапах, что неминуемо приводит к разочарованию и последующему убеждению в нелюбви к тому или иному сорту вин. Вот несколько простых шагов, как преуспеть в выборе.

Начните пробовать что-то новое

Как это ни странно, но многие наши соотечественники абсолютно убеждены в том, что нет ничего лучше грузинских, армянских, абхазских и других вин с кавказских территорий. И не удивительно: ведь раньше выбора было мало, и мы, так сказать, «росли” на этих винах. Если вы так думаете – откажитесь от этого убеждения. Сегодня мир готов предоставить вам потрясающие образцы из разных его уголков. Главное – не бойтесь пробовать!

Выберите один сорт и сконцентрируйтесь на нем

С этого шага начинают обучение все профессионалы. И это правда. В подавляющем большинстве случаев главная ошибка – фактор неосведомленности, когда люди начинают покупать совершенно разные вина из в корне разного винограда и вряд ли лучшие образцы виноделия. Не-пра-виль-но! Лучше сконцентрируйтесь на одном сорте винограда и попробуйте несколько вин из той же местности. Если выбрали совиньон блан, сконцентрируйтесь на Новой Зеландии и попробуйте как минимум три разных образца. Выбрали каберне – не спешите пробовать все подряд, лучше остановитесь на Чили и начните с пяти образцов. И уж только потом начинайте пробовать совиньон из Южной Африки и каберне из Бордо. С таким подходом вы сможете систематически сравнивать разные вина и точно поймете, какие сорта вам нравятся, а какие – нет.

wine

Photo by .com

Учитесь распознавать запахи и вкусы

На этикетке написано, что вино богато вкусами крыжовника и свежескошенной травы. Забыли, как пахнет свежескошенная трава? Никогда не пробовали крыжовник? В таком случае поставьте себе цель и узнайте. Скосите траву на заднем дворе и понюхайте. Зайдите в магазин и вдохните аромат персика и папайи. Попробуйте на вкус кожуру лимона и лайма. И вы поймете, о чем говорят все эти эксперты.

Не выбирайте вина из дубовых бочек

Дуб – очень щепетильный материал, и даже самые искусные мастера не могут до конца предсказать его эффект на вино. Дубовые бочки в корне меняют его и добавляют различные вкусы к конечному продукту. Наиболее распространенные эффекты – это образование ванильного привкуса, дымного аромата и слегка кремовой консистенции. Если вы не уверены в том, нравятся ли вам такие вкусы или нет, то лучше выбрать более свежее и фруктовое вино. Как правило, шардоне очень дружит с дубом. Так же, как и подавляющее большинство красных испанских вин. А вот большинство чилийских, новозеландских и аргентинских вин производятся без использования дуба, либо с минимальным его количеством.

И самое главное…

Пробуйте и экспериментируйте! Следует помнить об одном важном правиле: дешевое не значит плохое, а дорогое не значит хорошее. Вам не перед кем отчитываться в том, что вам по вкусу, а смысл именно в том, чтобы пить то, что вам нравится. Ну а если вы не готовы ходить и нюхать все вокруг, тогда можно сходить на винную дегустацию для начинающих. Подавляющее большинство винных магазинов их проводят.

Иван Шевченко, наш винный эксперт

IvanShe

Винное дело весьма увлекательное. Если вы решили постичь все просторы мира вин, то вы здесь точно не заскучаете: всего насчитывается около 6000 разных сортов винограда, использующихся в виноделии (Vitis Vinifera) и сотни винодельческих регионов с неповторимыми винами.

Если добавить сюда ещё и погодные условия, меняющиеся в этих регионах из года в год, то становится понятно, что целой жизни не хватит, чтобы всё изучить и всё перепробовать. Но, ее однозначно хватит, чтобы попробовать лучшие из лучших и научиться правильно дегустировать.

Чтобы понять, как правильно пробовать вино, нужно остановиться немного на основах дегустации.

Правила подачи вина

Я решила начать с объяснения правил подачи, поскольку неподходящие условия дегустации могут испортить всё впечатление от неё. Вот несколько простых правил, которым нужно следовать, чтобы этого не случилось:

  • Правильный температурный режим. Неправильная температура влияет на вкусовые характеристики.

В белом вине комнатной температуры будет мало приятного — оно покажется уже не таким утонченным и освежающим, чем при необходимой температуре в 8-10°C. Танины в холодном красном — покажутся более жёсткими и осушающими, а букет ароматов — закрытым. В слишком тёплом красном на первый план выйдет согревающий эффект от алкоголя, в чём тоже нет ничего приятного.

Лёгкие белые и игристые вина подаются при 8-10 °C, насыщенные белые – при 11-13°C, легкие красные – при 14-16 °C, полнотелые красные – при 18 °C, сладкие белые – при 8-10 °C.

  • Не употребляйте сладости или продукты со слишком выраженным или острым вкусом прямо перед дегустацией или во время неё.

Сахар сделает красные вина жёсткими из-за его реакции с танинами, а белые — плоскими и безвкусными. Острое сделает алкоголь неприятно обжигающим. А вот, кусочек хлеба и небольшой глоток воды перед дегустацией помогут «обновить» вкусовые рецепторы.

Колбаса Чоризо

Острая и пряная колбаса Чоризо – не лучший выбор для дегустации вин

  • Подберите правильную форму бокала. Желательно выбирать бокалы формы «тюльпан», с широким основанием и сужающиеся к верху, а не широкие бокалы типа «шар» или «кубок». Бокалы формы «тюльпан» могут быть разных размеров и предназначаться для разных типов вин и вин из разных сортов винограда. Но у всех них есть общее свойство задерживать молекулы ароматических веществ, благодаря сужающейся форме, что помогает лучше почувствовать все тонкости букета.

В широких бокалах напиток кажется менее выразительным и ароматным именно из-за того, что молекулы ароматических веществ распределяются в большем объёме воздуха, их концентрация снижается, и аромат становится менее ярким.

Кубок Шар

«Кубок» и «шар» – бокалы, которые лучше не выбирать для дегустации

Тюльпан

Бокал «тюльпан» – оптимальный выбор для дегустации большинства вин, в том числе и игристых

  • Не забудьте про воду. Вино, особенно красное из-за содержащихся в нём танинов, осушает ротовую полость. Если дегустировать подряд несколько напитков, то можно обнаружить, что чувствительность вкусовых рецепторов снижается. Поэтому я советую не забывать делать глоток воды между сериями напитков.

Правильная дегустация вина для начинающих

Так называемое «снятие пробы» у напитка, проводится в несколько этапов:

  1. оценка цвета;
  2. оценка аромата, которая состоит из двух этапов-«носов» — первого и второго;
  3. непосредственно дегустация и оценка вкусовых характеристик.
  4. ешё я бы отдельно выделила оценку послевкусия, как отдельный этап, т.к. она тоже определяет качество напитка в целом.

БокалВажный момент! Эти характеристики нужно рассматривать в комплексе, по отдельности они будут малоинформативны.

  • Цвет. Зависит от сорта винограда, возраста и выдержки вина, и по одному только цвету на слепой дегустации невозможно определить ни сорт, ни происхождение вина. Например, красное, которое стало приобретать коричневатые оттенки, возможно уже достигло зрелости, так и молодым — из сорта, который развивается достаточно быстро.
  • Аромат (тем более, в сочетании с цветом) может сказать уже намного больше. Оценка аромата разделяется на два этапа, что позволяет наиболее полно оценить букет. Некоторые ароматы могут быть доминирующими и интенсивными, а некоторые — более деликатными и едва уловимыми.

Этап первого носа позволяет почувствовать именно такие невесомые нотки, которые сами появляются в бокале без каких-либо дополнительных манипуляций — достаточно лишь поднести бокал поближе к носу.

Следующий этап — второй нос — подразумевает аэрацию бокала, которая позволяет освободить более тяжелые молекулы и раскрыть букет. Для этого нужно покрутить напиток в бокале, чтобы добиться большего контакта с воздухом.

Ну и, наконец, оценка вкуса. Обратите внимание на вкусовые оттенки, танины (если это красное), кислотность, сладость, ощущение алкоголя и продолжительность послевкусия.

  • Насколько яркий и разнообразный вкус у вина?
  • Танины больше похожи на бархат или наждачную бумагу?
  • Обладает ли вино достаточной кислотностью? (подробнее о кислотности — в статье о качестве вина)
  • Какое у него послевкусие: долгое или короткое, приятное или кислое/горькое/осушающее?

interestingДобавлю, что в оценке ароматов есть ретро-назальный этап, который позволяет ещё больше раскрыть букет, но требует небольшой тренировки. Для этого нужно сделать вдох, таким образом, чтобы пропустить воздух через небольшое количество вина во рту. Воздух проходит через вино, насыщается его ароматами, и на выдохе могут таким образом появиться новые интересные нотки.

Вино для новичков

С какого вина начать?

Знакомство с миром вина я предлагаю начать с сортовых вин из распространённых интернациональных сортов. Из белых для старта подойдут Совиньон Блан, Шардоне и Рислинг, из красных вин для начинающих – Мерло, Каберне Совиньон и Пино Нуар. Эти сорта выращиваются во многих винодельческих регионах мира и ведут себя в каждом из них совершенно по-разному. Вот несколько советов для первых шагов:

  • сравните Совиньон Блан из Старого Света, например, Сансер (Sancerre) из Долины Луары и Нового Света, например, Мальборо (Marlborough) из Новой Зеландии. Первый будет неброский и деликатный и типично минеральный. Второй будет обладать более «взрывным» фруктовым (маракуйя), ягодным (крыжовник) и травяным характером. Так на виноград влияет терруар: климат, почвы, влажность, количество солнечного света, а также работа виноградаря.

Сансер от известного винодела Жозэвы МеллоРимапер - хозяйство в Мальборо

  • возьмите свежее цитрусовое Шабли (Бургундия, Старый Свет) с высокой кислотностью и Мёрсо (Meursault) из той же Бургундии, или ещё лучше — калифорнийское Шардоне (США, Новый Свет) премиум категории, букет которого будет состоять из персиков, ананасов и чётких пряные и молочных ноток (ваниль, тосты, масло). В данном случае роль играет метод виноделия, а именно — отсутствие или наличие выдержки в бочках.

Шабли Ла Шаблизьен Вино из региона Мёрсо

  • сравните Рислинг из Мозеля (Германия) и Эльзаса (Франция). Здесь будет наблюдаться эффект количества солнечного света и тепла. В Эльзасе его достаточно, этот регион Франции считается даже самым солнечным после Руссийона, тогда как в Мозеле прохладнее, и виноград должен расти на наиболее выгодных участках, чтобы полностью созреть. Ещё интереснее будет, если взять выдержанный Эльзасский рислинг. Примерно после пяти лет в нём начинают появляться оттенки бензина или керосина, которые относятся к группе минеральных ароматов.

Классический Рислинг

  • бордосский сорт Мерло, растущий в этом регионе на прохладных глинисто-известковых почвах (например, из региона Сент-Эмильон) будет обладать мятной ноткой, очень хорошо сочетающейся с его сливово-вишневым букетом, тогда как вина из этого сорта, растущего в Долине Колумбия (Штат Вашингтон) отличаются более плотным телом и мощными танинами, в силу засушливого климата и сильных ветров, а так же довольно высокой для этого сорта кислотностью, из-за разницы дневных и ночных температур.

Couvent des Jacobins

  • Каберне Совиньон из Бордо будет отличаться менее фруктовым профилем и обладать выраженными оттенками смородинового листа и эвкалипта на фоне букета из чёрных ягод, а Каберне Совиньон из Долины Напа (Калифорния, США) — сочными оттенками чёрной смородины, лесных ягод, подчеркнутых нотками ванили и лакрицы.
  • в винах Старого и Нового Света из сорта Пино Нуар будет наблюдаться та же тенденция, что и с предыдущими двумя сортами. Бургундский Пино Нуар — обладает более утонченным букетом лесных красных ягод, цветов и лёгкими нефруктовыми оттенками кожи и дыма, благодаря выдержке в бочках. Пино Нуар из калифорнийской Сономы (Sonoma) или Центрального Отаго (CentralOtago) Новой Зеландии будут богаче и плотнее, с доминирующими фруктовыми нотками. Бургундский Пино Нуар

Как читать этикетку вина

Вино Кортон из сорта Пино НуарЭтот навык порой требует теоретических знаний. На этикетке европейских вин с защищённым географическим наименованием могут не указываться ни сорта винограда, ни продолжительность выдержки, ни уж тем более — типы почв или климата. Чтобы знать, какое вино выбрать, покупатель должен быть в курсе, что Шабли производятся только из Шардоне, что Кортон (Corton) — это одно из Гран Крю Бургундии, сортовое из Пино Нуар, которое проходит продолжительную для бургундских вин выдержку в бочках, и так далее.

Что должно быть на этикетке вина?

На самом деле, по европейским законам на этикетке обязательно должно значится не так уж и много: название, происхождение и уровень алкоголя в градусах. Но этикетки, которые заслуживают внимания, несут в себе больше информации, даже если они кажутся довольно лаконичными. Тем не менее, вывод о качестве вина можно сделать из следующих надписей на этикетке:

  • AOP, Appellation d’Origine Protégée (на раритетных старых французских винах может значиться AOC, Appellation d’Origine Contrôlée) — вино защищённого географического наименования — апелласьона, название которого следует за аббревиатурой. Английский эквивалент этому термину – PDO (Protected Denomination of Origin), испанский — DO (Denominacion de Origen), итальянские — DOC (Denominazione di origine controllata) и DOCG (Denominazione di originecontrollata e garantita).
  • IGP, Indication d’Origine Protégée (на французском) и Indicazione Geografica Tipica (на итальянском) – это вина защищенного географического указания.

Если из вышеперечисленного ничего не указано и напиток вам не известен, то лучше его не брать.

  • Mis en bouteille au château, mis en bouteille au domaine; estate bottled — все это указания на то, что вино было сделано и разлито тем же производителем, которому принадлежат виноградники. Такой принцип позволяет виноделу полностью контролировать процесс производства. Если же эта надпись на этикетке отсутствует, то обязательно указывается, кем оно разлито. Это может быть кооператив, который объединяет виноградарей и позволяет им распределять расходы на производственный процесс, или негоциант, который закупает готовые вина у разных производителей, делает ассамбляж и продаёт уже под своей маркой.
  • год — означает год сбора урожая (почти всегда присутствует на этикетке).
  • сорт или сорта — указываются не всегда.

Это очень краткое и общее описание информации, которую можно встретить на этикетке вина. В зависимости от страны производства, типа вина и его категории, этикетки могут существенно различаться.

Дело вкуса!

Ещё один мой совет для начинающих — это уметь абстрагироваться от личных предпочтений. Оценивая, не фокусируйтесь на той его составляющей, которая вам не нравится (например, высокая кислотность или мощные танины). Обратите внимание на характер этой составляющей и на то, как она интегрирована в букет вина в целом. Например, вино может быть богато шелковистыми танинами, которые гармонично дополняют его насыщенный букет, а может и обладать низким уровнем резких, осушающих, и недозрелых танинов. В первом случае вино будет хорошего качества, а во втором –посредственного, или даже низкого.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *