Психопатия признаки

Социальная критика психиатрии не ограничивалась чисто историческими работами и абстрактными рассуждениями о роли психически больного в обществе. Тезис о том, что безумие имеет социальную природу, необходимо предполагал, что то, что происходит в самой психиатрической клинике, также может быть полностью описано и объяснено социально.

Критические исследования психиатрических клиник ставили под сомнение адекватность психиатрических методов и демонстрировали, что психиатры не в состоянии предоставить работающий механизм опознания психического расстройства, а различие между психически больным и здоровым человеком в действительности определяется социальными факторами.

Одним из наиболее ярких и наглядных примеров исследования психиатрических клиник был эксперимент Дэвида Розенхана, проведенный в 1973 году.

Задача эксперимента состояла в том, чтобы проверить, могут ли психиатры действительно отличать психически больных людей от психически здоровых на основании тех симптомов, которые они демонстрируют.

В ходе эксперимента восемь людей разного возраста, пола и профессионального статуса (в их числе было три психолога, психиатр, педиатр, художник и домохозяйка) обращались в психиатрические клиники с одной и той же жалобой. Каждый из пациентов жаловался на то, что слышит незнакомые смутные голоса, которые произносят слова «пустота», «горе» и подобные.

Практически сразу после поступления в клинику все псевдопациенты заявляли, что перестали слышать голоса, а также прекращали демонстрировать любые симптомы ненормальности. Тем не менее каждый из обратившихся в клинику получил тот или иной диагноз; в большинстве случаев это была «шизофрения в стадии ремиссии». При этом все псевдопациенты прошли серьезное обследование, и в большинстве случаев госпитализация заняла достаточно длительный промежуток времени.

В ходе последующих экспериментов персонал клиник получал предупреждение, что в ближайшие месяцы к ним могут обратиться псевдопациенты; зная об этом, врачи и персонал оценивали вероятность того, что пациент притворяется.

В действительности в этот период Розенхан и его коллеги не направляли исследователей в клинику. Тем не менее за эти месяцы десятки пациентов попадали под подозрение как симулянты.

Первый вывод, к которому приходит Розенхан на основании проведенных экспериментов, заключается в том, что существующие методы диагностики несовершенны. «Любой процесс диагностики, который легко приводит к крупным ошибкам подобного рода, не может считаться очень надежным».

Но значение этих экспериментов состояло не в том, чтобы просто показать, что отдельные методы психиатрической диагностики не обладают высокой степенью надежности.

Это исследование позволяло сделать более сильный вывод: в психиатрии в принципе нет собственных работающих методов различения психически больных и психически здоровых людей.

Наглядность эксперимента и широкая реакция, которую он вызвал, демонстрировала, что эта проблема очевидна даже людям, которые не имеют прямого отношения к психиатрической практике.

Но если психиатрия не обладает методом различения больных и здоровых, то за счет чего тот или иной человек может быть назван психически больным? Объяснение, выдвигаемое Розенханом, таково: как только человек по тем или иным причинам «назначается» психически больным, все его поведение с этого момента начинает рассматриваться через призму ненормальности. Ярлык «ненормальности» автоматически навешивается на любого, кто пребывает в госпитале: «сама больница навязывает среду, в которой значение поведения легко может быть интерпретировано неверно»; поэтому не существует адекватных средств, чтобы отличить психически здорового человека от психически больного, если оба находятся в клинике.

Даже если человек в клинике на самом деле здоров, все его действия воспринимаются через призму его «расстройства».

Например, псевдопациенты в эксперименте Розенхана вели дневники, где описывали происходящее с ними. Персонал больницы считал ведение записей проявлением «ненормальности». А когда один из псевдопациентов просто прогуливался по больничному коридору, медсестра предположила, что он прохаживается по коридору из-за того, что сильно нервничает.

Те же самые действия здоровых людей были бы истолкованы совершенно иначе. Точно так же самая обычная биография человека, который находится в клинике, всегда рассматривается врачами из перспективы его расстройства — и в ней находятся «патологические» эпизоды.

Итак, в результате исследований клиник был выдвинут сильный тезис об отсутствии действительных различий между психическим здоровьем и психической болезнью, которые могут быть выявлены средствами психиатрической науки. Видимая «ненормальность» поведения психически больного часто объясняется тем, что он приобретает «девиантный ярлык» и действует в соответствии с этой ролью. То, что человек получает такую роль, связано с попаданием в психиатрическую ситуацию.

Но если пациенты не отличаются от психически здоровых людей (или, по крайней мере, нет четких методов, позволяющих проводить это различие), то почему некоторые люди попадают в клинику, а некоторые — нет?

Ирвинг Гофман, исследуя причины госпитализации, демонстрирует, что у «карьеры» человека в качестве пациента всегда есть социальное начало, связанное с нарушением порядка. «»Личные истории» большинства пациентов психиатрической больницы документируют отклонения, направленные против тех или иных механизмов, обеспечивающих упорядоченное проживание лицом к лицу: против дома и семьи, рабочего места, какой-то полупубличной организации, например церкви или магазина, какого-то публичного региона, например улицы или парка».

Разумеется, не любое нарушение порядка необходимо приводит к госпитализации и признанию человека психически больным. Однако в случае заинтересованности других агентов и при наличии соответствующих обстоятельств (например, «алкоголика отправляют в психиатрическую больницу, потому что в тюрьме нет свободных мест») человек становится пациентом психиатрической клиники.

Исследования клиники показывали, как «создается» психиатрический диагноз и человек приобретает маркер душевнобольного, из-за чего другие впоследствии «видят» все его поведение через призму его «расстройства».

Материал подготовила: Татьяна Кузнецова, психолог.

  1. Признаки психопата;
  2. Поведение психопата;
  3. Мужчина психопат и его отличие от женщины психопата;
  4. Отношения с психопатом;

Психопат – человек с антисоциальным расстройством личности, проявляющимся в агрессивном, извращенном, преступном или аморальном поведении без сочувствия или раскаяния. Психопаты, как правило, не имеют нормальных человеческих эмоций, таких как чувство вины. Они также часто очень умны и умеют манипулировать другими. Кроме того, психопаты кажутся нормальными. Вы, скорее всего, никогда бы не догадались, что с ними что-то не так.

Реклама

Популярное на сайте: Где вы их находите? Или психопаты вокруг нас (прим.ред.)
Обратите внимание: не все психопаты являются серийными убийцами. Психопат – это человек, который знает разницу между правильным и неправильным, но ему на это наплевать. Он показывает нравственность и изображает эмоции по отношению к другим, включая любовь, вину или ненависть. Психопат с радостью уничтожил бы что угодно или кого угодно только ради личного удовольствия.

Признаки психопата

Их должно быть не меньше половины, существует множество классификаций и это лишь одна из них:

  1. Поверхностное очарование;
  2. Грандиозное чувство собственного достоинства;
  3. Патологическая ложь;
  4. Хитрый / манипулятивный;
  5. Отсутствие угрызений совести;
  6. Поверхностные эмоции;
  7. Злой / отсутствие эмпатии;
  8. Несоблюдение ответственности за собственные действия (cоциально-девиантный образ жизни);
  9. Потребность в стимуляции / склонности к скуке;
  10. Паразитический образ жизни;
  11. Плохой поведенческий контроль;
  12. Беспорядочные сексуальные связи;
  13. Отсутствие реалистичных долгосрочных целей;
  14. Импульсивный;
  15. Безответственный;
  16. Неумение обращаться с деньгами/странные траты;
  17. Ранние поведенческие проблемы;
  18. Жестокость/насильственные действия;
  19. Многие краткосрочные брачные отношения;
  20. Криминальная универсальность.

Короче говоря, это волк в овечьей шкуре, переодетый хищник. Психопаты обычно считаются серийными убийцами, но большинство из них даже не преступники, они несут хаос, безжалостно прокладывая свой путь к вершине, манипулируя и очаровывая.

Реклама

Поведение психопата

Психопаты навязчиво дотошны, спокойны и бесстрашны и способны вести двойную жизнь, в которой семья и друзья видят одного человека, а другие люди видят совсем другую сторону. Безнравственные, извращенные и преступные, они знают прекрасно, что делают неправильно, но испытывают острые ощущения от нарушения закона и моральных норм. Психопаты по своей природе могут заботиться о себе, быть здоровыми и самоуправляемыми, но не могут усвоить социальные нормы; они навязчиво тщательны, ничего не чувствуют относительно других; психопаты способны обманывать людей в течение многих лет, получат то, что хотят, независимо от того, кто стоит на их пути.

Реклама

Существует гипотеза, выдвинутая учёными Гарвардского университета, что мозг психопата устроен таким образом, что именно это патологическое устройство и заставляет психопата совершать опасные для людей деяния. Исследователи использовали МРТ-сканирование, чтобы определить, отличаются ли активность и связи между областями мозга, связанными с импульсивностью, и оценкой ценности выбора между теми, кто является психопатом, и теми, кто им не является. Сканирование показало, что психопаты принимают недальновидные, импульсивные решения, основанные на краткосрочной выгоде, по сравнению с не психопатами, и что именно их мозг заставляет их принимать такие нерациональные решения.
Существуют разные оценки количества психопатов среди населения. Встречаются данные от половины процента до четырех процентов.
Они бывают трудными детьми, очень независимыми. Ничто не может им помешать в достижении целей. Обычное наказание для психопатичного ребёнка неэффективно, они невосприимчивы к слову «нет». У них часто возникают проблемы в подростковом возрасте. Психопатия у детей проявляется в манипуляциях, в достижении своей цели любой ценой. Они оттачивают свои маски для того, чтобы во взрослом возрасте с успехом использовать их.
Психопатия у мужчин и женщин имеет общие признаки и черты. Эти люди умеют тонко манипулировать, играя на чувствах, которые сами не испытывают, у них талант манипуляторов. Они могут «заставить» человека почувствовать к ним то, что бы им хотелось. Могут сделать так, что к ним сразу чувствуется расположение и доверие «как будто, знакомы 100 лет». Если симптомы психопатии у мужчин проявляются более явно (в виде агрессии, запугивания и прочего), то женщины-психопаты не имея такой физической силы, пользуются иными методами. Они используют эмоциональные методы воздействия. Эмоционально насиловать такие женщины предпочитают более слабых, например своих детей.

Реклама

Отношения с психопатом

У психопатов нет долгосрочных планов, они просто делают то, что их интересует в данный момент. У них агрессивная индивидуальность и они всегда стремятся быть первыми и отстоять свою точку зрения, невзирая на методы (в этом их сходство с нарциссами). Они используют людей, выбрасывают их и снова используют, делая свою жизнь максимально приятной. Они заставят вас просто обожать их. Не потому, что они хотят, чтоб их обожали, а просто потому, что так легче манипулировать, они вообще обходятся без размышлений. Вне дома вы никогда не увидите соскальзывания маски. Никогда. Она всегда на месте, отлично отполирована и блистает искренностью. Чем умнее собеседник, тем легче обвести его вокруг пальца, ибо он надеется на свой ум, но он не знает, как думает психопат.
Многие женщины обвиняют бывшего мужа в том, что он был «сумасшедший», не подозревая, что он был психопатом. У вас есть куча красных флагов (маркеров), по которым можно определить с кем вы имеете дело.

Реклама

Наиболее распространённым маркером является любовный взрыв или любовная атака, любовный захват. Здоровые отношения развиваются поэтапно, не будем брать редкие исключения. Любовь психопата это бомбардировка вниманием, лестью, любым видом общения. Ревность и собственничество возникают сразу. Сначала этого бывает лишку, потом вы привыкаете, как к наркотику, образуется эмоциональная зависимость, которую впоследствии очень сложно разорвать. В этот момент вы чувствуете себя центром вселенной, самым лучшим и достойным любви. Но как только психопат поймает вас на этот крючок, приучит к этому удовольствию, он начнёт отдаляться и отстраняться от вас. А вы, чтобы снова получить это огромное удовольствие, будете выслуживаться и совершенствовать себя, но если и получите одобрение, то ненадолго. Всё. Вы в западне.
Ещё один маркер: давление на жалость. Рассказы о своём тяжёлом детстве и негодяе – бывшем партнёре. Крокодильи слёзы, картинное употребление успокоительных или других таблеток, брови домиком и грустный взгляд побитого хорошего человека используют не только женщины, но и мужчины тоже. Затем возможно последует «сожаление» о своей слабости и уверения, что это не ваши проблемы.
Следующий маркер это чувство вины, которое вы начнёте испытывать чуть ли не в первый день. Вам могут высказать в шутливой форме не то, что вы опоздали, а то, что он (она) замёрз/заболел/устал после работы в результате вашего безответственного поступка. У здоровых партнёров дело закончится извинениями и случай будет забыт, психопат же напомнит вам об этом ещё не раз.
Расставание с психопатом это отдельная история. Это будет не похоже на выход из нормальных отношений. Цель психопата сделать вашу жизнь невыносимой.
Жена-психопат это холодная и циничная женщина. Как правило, яркая, не обязательно ухоженная, но с претензией. У неё везде порядок. Со стороны она похожа на уверенную в себе женщину, но от неё нет тепла ни мужу ни детям. Дети с такими матерями не живут, когда становятся взрослыми или превращаются в раненых взрослых людей, на психотерапию приходят с запросом: «Почему меня не любит мама?». Мужья с такими жёнами часто спиваются.
Любовница-психопат ведёт себя, так же как и все психопаты: использует мужчину, ведёт себя независимо, хладнокровна к страданиям жены и детей, если вдруг бывает обнаружена. Когда мужчина перестаёт её в чём-то удовлетворять, с лёгкостью бросает его, не испытывая угрызений совести.
Отличие психопата и нарцисса состоит в том, что всё, что делает психопат, он делает с удовольствием, в угоду себе и совершая свои подлости тихо. Он испытывает радость от чужого дискомфорта и боли. Идея же нарцисса в том, что он велик и лучше всех, он даже не может этого скрыть. Всё, что совершает нарцисс, делается под флагом своей исключительности «я это заслужил (заслужила)». Удовольствие испытывает от признания. Часто демонстративен и истеричен.
Жертвами психопатов становятся люди, как правило, яркие и интересные, которые к концу отношений становятся похожи на сброшенную змеиную кожу: без сил, без тонуса, без воли. Процесс восстановления долгий. Жертвы психопата – это люди потенциально готовые стать жертвой. Причин к такой неосознанной готовности может быть много и их необходимо искать со специалистом: психологом, разбирающемся в этой теме.
Любовь, как и другие сложные чувства, психопаты не умеют испытывать, но они прекрасно имитируют это. Тем более, что жертва уже очарована и изобразить перед ней любовь не составляет труда.
Может ли психопат влюбиться? Нет, не может. Он может заинтересоваться, захотеть страстно обладать, но любовь, в смысле тёплых чувств он испытывать не может. Его любовь другая, совсем другая.
Как общаться с психопатом? Не давать эмоций. Отвечать холодно и спокойно, на провокации не реагировать. Не отвечать «той же монетой» и он оставит вас в покое, так как жертва вы никакая.

В минувший День Победы омская пенсионерка убила сожителя, ткнув ему в горло кухонным ножом. До этого пара не ссорилась, по крайней мере соседи возмущения спокойствия не фиксировали. Что еще интереснее — выяснилось, что эта же самая старушка семь лет назад убила ножом своего предыдущего сожителя, причем тоже на День Победы. Отсюда вопрос: мог ли погибший 72-летний мужчина заранее распознать в подруге изверга и душегуба? Можно ли вообще заранее понять, что с партнером не все хорошо? Каких личностных особенностей стоит опасаться при выборе спутника жизни? И что делать, если опасный партнер уже рядом? Об этом, а также о химии любви и правильном подходе к созданию семьи «Ленте.ру» рассказала доктор медицинских наук, руководитель отдела судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «ГНЦ ССП имени В.П. Сербского» Оксана Макушкина.

Буйные и тихие

— Определений психического расстройства великое множество, — сразу расставляет точки над «i» профессор Оксана Анатольевна Макушкина. — А вот определение психического здоровья одно. Точкой отсчета является возможность человека адаптироваться в социуме. В первую очередь на работе и в семье. В частности, не создавать конфликтных ситуаций, а также выходить из них с наименьшими потерями для себя и окружающих. Сохранение этой возможности свидетельствует о норме, если о норме вообще можно говорить.

Безусловно, все нормальные люди отличаются друг от друга — у них разный темперамент, характер, уровень интеллекта… О четырех типах темперамента: меланхолике, флегматике, сангвинике и холерике — слышали, видимо, все. Крайние типы характеров, находящиеся на границе нормы, тоже хорошо изучены и носят название акцентуаций.

В квалификации знаменитого российского психиатра А.Е. Личко (1977 год) человеческие характеры разделяются на 11 акцентуаций: гипертимный (сверхактивный), циклоидный (активность периодически сменяется депрессией), лабильный (с частыми сменами настроения по малейшему поводу), сенситивный (стеснительный и впечатлительный), астено-невротический (капризный, мнительный, раздражительный), шизоидный (не умеющий и не желающий контактировать с людьми), психастенический (склонный к постоянному самоанализу, тревожный), эпилептоидный (авторитарный, раздражительный, гневливый), истероидный (ищущий внимания, демонстративный, эгоцентричный), конформный (приспосабливающийся ситуации) и неустойчивый (ленивый, поддающийся влиянию).

1/1Точкой отсчета является возможность человека адаптироваться в социуме…Фото: Alastair Grant / AP

Но, как уже сказала доктор Макушкина, все нормальные люди, неважно, яркая в их характере акцентуация или едва заметная, эпилептоидная или психастеническая, способны контролировать свои слова и поступки, предвидеть последствия складывающихся ситуаций и контролировать их. Если такой человек нарушает закон, он несет полную ответственность за свои слова и поступки.

Два вида нездоровья

— Если говорить о проблеме психического нездоровья, — продолжает Оксана Макушкина, — медицинское сообщество придерживается квалификации болезней. В настоящее время это МКБ-10 — Международная квалификация болезней 10-го пересмотра. В соответствии с ней психические расстройства делятся на две большие группы: тяжелые, выраженные расстройства, и менее тяжелые, так называемые пограничные.

К первой группе относятся расстройства шизофренического спектра, при которых контроль над поведением может быть в значительной степени утрачен. У больного человека изменено мировосприятие и взаимоотношения с другими людьми, а зачастую присутствует и патологическая мотивация поведения. Если такой человек совершает противоправные действия, высока вероятность, что его признаются невменяемыми.

Ко вторым группе относятся расстройства личности, или по старой терминологии — психопатии, а также невротические расстройства. Расстройствами личности, или психопатиями, страдает, по различным данным, от 4 до 15 процентов населения земли. Среди причин возникновения: генетическая предрасположенность, воспитание, последствия стрессов и психических травм, перенесенное насилие, в том числе сексуальное, травмы головы.

От акцентуаций характера расстройства личности отличаются большей степенью выраженности. То есть это особенности характера, но сильно утрированные. Грань довольно тонкая, но акцентуации не бывают настолько стабильны во времени, как психопатии, и не приводят к социальной дезадаптации. С другой стороны, от шизофрении расстройства личности отличает то, что они практически не имеют динамики на протяжении жизни, то есть не развиваются. Люди с расстройствами личности, если они совершают преступление, как правило, признаются вменяемыми и несут ответственность за свои поступки.

Покажи свой радикал

— Расстройство личности — это ее патологический склад, который мешает человеку адаптироваться, адекватно вести себя, поступать так, чтобы с минимальными неблагоприятными последствиями выйти из разных ситуаций, — объясняет профессор. — У таких людей диапазон возможностей и решений, в отличие от нормального человека, ограничен. Тем не менее они способны предвидеть последствия своих поступков.

1/1Без каких-то предпосылок или симптомов…Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Ограничен диапазон, кстати, только в условиях кризиса, или, как говорят врачи, декомпенсаций. Когда в силу дополнительных стрессов, неудач психопатические черты личности выступают настолько явно, что становятся заметны окружающим.

— На декомпенсацию человек с расстройством личности всегда отреагирует своим личностным радикалом. Психастеник уйдет в депрессию, шизоид полностью прекратит общение с людьми, истерик поведет себя демонстративно, начнет бить тарелки. Если же рассматривать декомпенсацию с позиции возможного причинения вреда окружающим, то следует обратить внимание на расстройства личности, связанные с повышенной агрессией. Это диссоциальные личности (социопаты), неустойчивые и эмоционально лабильные личности — слишком возбудимые и вспыльчивые. Декомпенсация у таких людей приводит к агрессии, необоснованным конфликтам и даже нанесению вреда окружающим.

Как распознать такого человека? Вот по этим признакам и распознать. Да, у них снижена возможность адаптации, и, да, они сложны в обычной жизни. Но при отсутствии психотравмирующих факторов, в комфортных условиях такие люди могут длительное время находиться в компенсированном состоянии, то есть нормально жить и работать, быть в прекрасных отношениях с близкими и коллегами по работе.

Упал, очнулся…

Пограничные расстройства не всегда являются изначальным свойством характера. Они могут появиться после перенесенных экзогенных вредностей: травм головы, нейроинфекций (энцефалит, менингит), интоксикаций, в том числе суррогатами алкоголя, которые неблагоприятно действуют на головной мозг. Но чаще всего это травмы.

Попал человек в аварию, получил по голове, проходит год-полтора, и вдруг тот, кто раньше был спокойным и уравновешенным, становится вспыльчивым, раздражительным, придирчивым, плохо переносит алкоголь. Как правило, такие люди реагируют на перемену погоды — у них меняется настроение, нарастает раздражительность.

— Что в этом случае следует предпринять? — продолжает объяснять профессор Макушкина. — Случилась травма или тяжелая инфекция, нужно получить помощь у невролога: ноотропы, сосудистые препараты, улучшающие функционирование головного мозга, необходимо применять курсами и не однократно, а на протяжении длительного времени. Обратимость симптоматики зависит от тяжести перенесенной травмы, способности человека к восстановлению, возраста и проводимого лечения. В любом случае само по себе такое расстройство не пройдет.

1/1Профессор Оксана МакушкинаФото: Павел Орлов / Лента.ру

Передатчик в зубной щетке

— Если мы говорим о тяжелых психических расстройствах, то надо понимать, что болезнь шизофренического спектра может дебютировать и в 30, и в 40 лет. Без каких-то предпосылок или симптомов. Острое состояние развивается у человека, который раньше ничем не болел. Вдруг он начинает вести себя необычно, к чему-то прислушивается, от кого-то отмахивается, разговаривает с несуществующим собеседником. Считает, что за ним следят, сосед хочет причинить ему вред, оказывает на него влияние, управляет мыслями. При этом больного невозможно разубедить (именно это характеризует бредовые идеи — они возникают без реального повода и не поддаются коррекции со стороны). Он заявляет, что за ним охотится какая-то служба, вживившая везде передатчики, даже в зубную щетку. Бред может распространяться и на близких людей. Муж или жена превращаются в «агентов спецслужб». В ряде случаев человек полностью замыкается в себе, а из видимых симптомов остаются необычность поведения, полная отгороженность, настороженность. Мотивы поступков и сами поступки больного никак не коррелируют с реальностью. При подобных заболеваниях речь не идет о травме или стрессе.

Самая грубая ошибка родственников в подобной ситуации — пустить ее на самотек. Мол, он должен взять себя в руки, проявить силу воли. Такие проблемы сами собой не решаются. Более того, велик риск, что больной совершит общественно опасные действия, причинит вред себе или другим.

В подобных случаях необходима немедленная помощь профессионала, и чем раньше, тем лучше. Потому что чем раньше будет купировано острое состояние, тем благоприятнее прогноз и меньше последствий для психической деятельности.

— А как происходит? — расстраивается профессор. — Часто люди, даже зная о наличии у родственников психических отклонений, зная, что они наблюдались у психиатра, никак не способствуют тому, чтобы этот человек продолжал ходить к доктору и получал поддерживающую терапию, которая в большинстве случаев нивелирует в том числе агрессивные тенденции. В каком-то смысле они сами роют себе яму.

Психиатр — не приговор

«Лента.ру:» Оксана Анатольевна, но вы же понимаете, что поход в психоневрологический диспансер для русского человека — стигма. Если о визитах к психиатру узнают, человеку вряд ли удастся избежать подколок и насмешек. Его жену начнут жалеть подруги, а сама она будет периодически называть супруга придурком. Не говоря уже о проблемах с получением водительских прав, охотничьего билета, с трудоустройством.

— Во первых, я вам с полной ответственностью заявляю, — тут доктор Макушкина на своей территории, — что обращение за консультацией к психиатру совершенно не означает постановку на учет. В соответствии с законом «О психиатрической помощи» есть консультативно-лечебная помощь и диспансерное наблюдение. Первая осуществляется по мере обращения человека, и никто на учет его не поставит. В законе оговорено, что диспансерному наблюдению подлежат исключительно лица, страдающие хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Есть четкие показания. Мало того, под диспансерное наблюдение человека не может взять лечащий врач, а только комиссия врачей-психиатров. Ограничения на получение водительских прав и на право владения оружием связаны исключительно с тяжелыми психическими расстройствами, такими как шизофрения. Так что не надо думать, что если вы сходите к психиатру, вам потом не дадут права.

Во-вторых, после дебюта тяжелое психическое расстройство чаще всего имеет хроническое течение. Если человек прекратит поддерживающую терапию, его состояние ухудшится. Как только родственники заметят возобновление болезни, им необходимо обратиться к психиатру. Главное — понимать: сами собой тяжелые психические расстройства не проходят.

В-третьих, вы говорите о водительских правах и охотничьем билете… Знаете, бывают случаи, когда лица с тяжелым психическим расстройством, имея ружье, пускают его в ход. Вы уверены, что таким людям необходимы ружья и автомобили?

1/1ФГБУ «ГНЦ ССП им В.П. Сербского» Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

А химию лучше переждать

Если вернуться к началу: как не связать свою жизнь с человеком, которого стоит опасаться? Как его узнать? И наоборот — как найти партнера, с которым захочется жить долго и умереть в один день? Что думает по этому поводу психиатрия?

— Я думаю, не обязательно для этого ставить диагноз, — профессор Макушкина максимально серьезна. — На мой взгляд, человека нужно хорошо узнать. Побывать с ним в различных ситуациях, в том числе неблагоприятных, чтобы понять, как он проходит через проблемы. Убедиться, что вы в состоянии компенсировать его слабости и недостатки, а он — ваши. Не стоит делать какие-то выводы через неделю. Нужен значительно больший срок, чтобы понять, что это за личность, хорошо ли вам вместе. А влюбленность, так называемую химию, вообще лучше переждать, прежде чем приходить к серьезному решению. И я сомневаюсь, что хорошую семью может создать человек без жизненного опыта, слишком молодой, он и себя еще толком не знает.

Да, жить с ярко выраженными шизоидными личностями непросто. У них вообще редко бывают семьи. Семейная жизнь не складывается из-за отсутствия общности интересов. Они замкнутые, скрытные, оторванные от реальности, склонные к внутренней переработке своих переживаний, сухие и холодные в отношениях с близкими. Их увлечения необычны, нестандартны, однако в определенных областях, где требуется экстравагантность и нестандартность мышления, они могут дать фору кому угодно.

Или взять людей с истерическим радикалом. Их реакции на неблагоприятные воздействия утрированы — слезы, крик. Такие люди, чаще женщины, узнаваемы по яркому макияжу, одежде. Они работают на публику, постоянно ищут внимания, но из них получаются хорошие актеры кино и театра.

Люди с неустойчивой или эмоционально-лабильной акцентуацией очень непостоянны. Им трудно удержаться в одной семье — они их часто меняют. Им трудно удержаться на одном рабочем месте, в том числе из-за конфликтов с руководством. Их или периодически увольняют, или они сами уходят. Зато они способны на самую глубокую любовь и преданную дружбу, из них получаются яростные борцы с несправедливостью.

— У каждого из нас свои личностные особенности, — резюмирует Оксана Анатольевна. — Соответственно, вопрос в первую очередь в том, кого мы ищем. Одной женщине подойдет мужчина, который будет лежать по воскресеньям на диване и читать книгу. Кого-то привлекают мужчины с активной жизненной позицией, стеничные в достижении цели. А кто-то сознательно выходит замуж за человека легко возбудимого, агрессивного, устраивающего скандалы. Знаете, я сталкивалась с женщинами, которые после ссор и побоев приходят к доктору, плачут, готовятся к разводу, но потом прощают, возвращаются и живут дальше. И счастливы, хотя точно знают, что ссора обязательно повторится. Мы разные, и это не так уж плохо.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ – СТРАНСТВИЯ ДУШИ. ПСИХЕ И ПСИХЕЯ.
Для начала вспомним наиболее общие положения о Душе. Самое ёмкое из них следующее: Душа, будучи концентрацией Духа, есть его проекция на ткань земной реальности.
Душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, противопоставляемая телу. В ней выражена божественная природа человека, дающая начало и обусловливающая жизнь, ощущения, мышление, сознание, чувства и волю.
Большинство религий трактуют Душу как нечто, изначально присущее человеку, связующее человека и божественное. В учении Каббалы Душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в Мировой Душе и Высшем Разуме, возникающая как эманация последнего.
Нисхождение Души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Божественному.
Так ЧТО же такое Душа и КОГДА о ней впервые заговорили как об отдельной от тела сущности?
С древнейших времен в общественном сознании витали идеи о бессмертии, о том, что жизнь человека не исчерпывается коротким существованием от рождения до смерти, т.е. телом, разумом и памятью, поэтому возникло представление о возможности какой-то иной жизни в «небесах» после наступления смерти «на земле». Здесь берет свое начало культ почитания духов предков, распространенный почти у всех народов от начала сознательной истории человечества..
В период расцвета Древнего Египта, а затем в Ветхом и Новом Завете Душа, похоже, еще не осознавала себя как нечто, не связанное с телом. Не осознавали ее и люди. Это был, скорее, сон Души, беспокойный и наполненный странными тревожащими видениями, образами, звоном оружия и стонами людей, гибнущих в бесчисленных больших и малых войнах…
Были Начала — боги, стихии, были время, земля и небо, было понятие судьбы и рока, жизни и смерти, но не было ни в человеке, ни вне его чего-то такого, что являлось бы связующим звеном между этими мирами, чего-то такого, что сохраняло бы его индивидуальность и в то же время было бы бессмертным…
Дух понимался как нечто всеопределяющее, всеобщее, бесконечно далекое от дел и забот людских, и хотя дух человеческий являлся частью Духа Всеобщего, он не мог противостоять смерти и распаду живого человека.
Нам приходится лишь удивляться величайшей изобретательности и мудрости людей того времени, оказавшихся перед лицом такой сложной и, казалось бы, неразрешимой проблемы. И все-таки они нашли великолепный по своей логичности и действенности выход, породив идею об особой субстанции – ПОСРЕДНИКЕ между «этим» и «тем» мирами, а заодно и понятие о существовании особого пространства, их связующего.
Оставался лишь один шаг до воистину ужасающего открытия: ВНЕ земли и небес существует нечто еще более огромное и вечное – НИЧТО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВСЁ, из которого РОЖДАЕТСЯ ВСЁ и без которого НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО… Осознав наличие того, что никак не может быть вмещено в обыденное сознание, люди на некоторое время в страхе отступили, озаботившись более важными насущными проблемами.
Итак, посредник… Вначале в его роли выступали священные животные-тотемы, затем появилось понятие Реки, пролегающей между миром живых и миром умерших, и переправы через нее. Со знаком Реки и переправы связана загадка другого символа, также повторяющегося в разных культурах: знака ладьи в потустороннем мире.
Знак этот, напоминающий о Реке, что преграждает путь Душам человеческим в посмертном мире, повсеместен. Речь идет о рисунках и моделях лодок, изображающих «последнее странствие Души умершего в загробном царстве».
Сама множественность таких моделей, их разнообразие, та старательность, с которой они изготовлялись, свидетельствует о том, сколь важным представлялось, чтобы Душа совершила этот переход через некий рубеж в мире, лежащем по ту строну жизни. В какой мере образы — Реки, переправы, царства мертвых — отражают реальность, стоящую за ними?
Структура человеческой психики состоит как бы из двух уровней: собственно сознания и того, что называют бессознательным, или «ночным сознанием». Это область внелогического восприятия реальности, интуитивного постижения тех зависимостей между явлениями, которые лежат вне причинно-следственных связей, вне рационального.
Швейцарский психолог К. Г. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», включив в него «архетипы» — так он обозначил некие исходные первичные сгустки эмоциональных состояний, ожиданий и тревог, восходящих к опыту самых отдаленных поколений и присутствующих в психике человека сегодняшнего дня.
Бессознательное «ночное сознание» заполнено символами, часто лишенными визуальных форм, плывущими, переходящими, замещающими один другой. Им нет прямых соответствий, нет аналогов в бодрственном «дневном состоянии». Выйти из бессознательного, быть воспринятыми они могут, только приняв образы внешнего мира.
Эти образы — полёт, страх, падение с огромной высоты, вода, огонь, враг и т.д. — как бы код, на котором бессознательное может говорить о каком-то своем опыте, о той реальности, которую оно воспринимает. В том числе и о реальности, лежащей вне диапазона наших пяти чувств.
Именно такими символами, такими знаками кода можно считать и образы, приносимые из посмертного состояния. Таков образ Реки, переправы, образ движения в узком пространстве из мрака к свету. Переправа в этой системе знаков означает обретение нового статуса, «новую жизнь».
Память о приобщении к посмертному опыту можно видеть и в некоторых христианских обрядах. Возможный отзвук ее — в жесте складывания рук на груди, как у покойника, при принятии Святых Тайн. Видеть его можно и в обряде крещения. Символическое вхождение в водную купель — память вхождения в воды потустороннего мира. Смысл этой ритуальной смерти выражает максима Абрахама — одного из католических теологов: «Тот, кто умирает до того, как умрет, не умрет, умирая».
В Древней Элладе Река, разделяющая миры живых и мертвых, носила название Леты, Реки забвения, перевозчиком через которую был сумрачный Харон. Позже посредником, провожающим Души в посмертное бытие, стал бог Гермес, Проводник Душ умерших в царство Аида, божества подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
Вообще, Гермес — одна из самых загадочных фигур олимпийского пантеона. Вначале он — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, он же — бог атлетов.
Позднее у Гермеса появились новые функции, присоединившиеся к прежним: он – покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, покровитель магии и астрологии. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил людей. Его «должность» Проводника Душ в подземное царство мертвых – одна из тех тайн античности, которую мы сегодня можем объяснять как угодно, но все равно не сумеем постичь до конца…
Но Души в мифологии древних эллинов еще не совсем Души – это лишь ТЕНИ живых людей, пребывающие в царстве мертвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Сюда в виде теней и фантомов спускаются умершие. Стихия бога Аида — земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в лоне ее таятся семена новой жизни.
Однако человек никогда не смирялся со СМЕРТЬЮ его ЖИЗНИ, поэтому он никак не мог принять свое посмертное бытие в виде бесцветного и безрадостного существования, лишенного всех красок, чувств и возможности действий — всего разнообразия и богатства жизни, в том числе и действий по выходу из этого безжизненного пространства, побегу из него. И как Бог сказал: «Да будет свет!», так человек сказал: «Да будет Душа!» — и Душа стала быть.
Родилась она в мифологическом информационном пространстве, неразрывно связанном с мифологическим мышлением и мифологическим сознанием. Сейчас общепринято положение о том, что миф, мифология и мифологическое пространство не вымысел, не беспочвенные «фантазии» и не сказка – это особая форма реальности, не постигаемой ни разумом, ни словом, ни мыслью. В своей монографии «Диалектика мифа» А.Ф. Лосев даёт следующее определение:
«Миф для мифологического сознания есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это совершенно необходимая категория жизни. Миф – это логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь».
Мифологическое пространство — это предельно насыщенная образами, знаками и символами, насквозь пропитанная эмоциями и особой энергетикой вселенная – тонкое отражение, отбрасываемое всем, что существует, всем, что уже может быть отражено и воспринято, оставаясь в то же время непроявленным на более «плотных» уровнях бытия.
Отголоски такого восприятия мира мы находим у Гомера, Сократа и Платона. Сократ был назван «повивальной бабкой Психе — Души». Он характеризовался аналитическим умом в соединении с пророческой вдохновенностью, сплавом критического мышления, свободного исследования и горячего энтузиазма, граничащего с мистическим экстазом. Большую роль в жизни Сократа играл некий даймонион («даймон» в более поздней транскрипции).
Сократовский даймонион — явление сложное и редкое. «Началось у меня это с детства, — говорит Сократ в «Апологии» Платона, — возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет».
Но и бездействие даймониона многозначительно: если «божественное знамение» не останавливает Сократа и не запрещает что-либо говорить и делать, тем самым оно молчаливо склоняет его к этому либо же предоставляет полную свободу действия.
Сократовский даймонион — нечто большее, чем обычный голос совести. Это обстоятельство придает ему новую черту, новое измерение и заставляет предполагать, что даймонион — это своего рода полу-мифологическое олицетворение и полу-метафорическое выражение всеобщего, содержащегося во внутреннем мире человека, в его разуме и Душе.
«Ведь и Душа есть нечто вещее», — говорит Сократ в «Федре». Поэтому он не только осознает присутствие в себе даймониона, но и живо его представляет, чувствует и переживает как некую высшую реальность, как божественное знамение. Божественное в Душе и есть, согласно Сократу, даймонион.
По мысли древнего философа, «божественное в человеке направляет на путь поиска всеобщего нравственного закона, сознательное и непринужденное подчинение которому является гарантией укрепления уз, связывающих человека с другими в личной и общественной жизни».
У Платона Душа – жизненная сущность человека, отдельная от тела и духа, «бесплотное тело», а также высшее духовное содержание – совесть, стремление к красоте, гармонии и истине. Душа понимаетя им как тонкая жизнь, «дыхание».
Символами Души у древних эллинов являлись бабочка, птица, языки погребального костра. Материальным переносчиком Души считалась кровь, поскольку «Жизнь и Душа утекают с кровью». Имя Души было ПСИХЕ…
Многие читатели сразу же поймут, что речь идет о хорошо знакомом всем нам понятии, от которого ведет свое происхождение ПСИХОЛОГИЯ – наука о Душе. Следовательно, Душа – это совокупность психических процессов. Поймут так и ошибутся…
Мифология – явление всеобщее, поэтому она не бывает и не может быть абсолютно изолированной. Нет чисто «древнегреческой» или «древнеримской», «древнешумерской» или «древнеперсидской» мифологии. Основные персонажи и особо значимые структуры переходят из мифологии одного народа в мифологию другого, иногда сохраняя свою идентичность, а иногда неузнаваемо менясь.
Так вот, существовало множество мифов о Психее, неразрывно связанных с еще одним бессмертным персонажем – Эротом, или Эросом, богом Любви. Возможно, Психе-Душа и Психея-Любовь никогда бы не встретились и не стали единым целым, если бы не Апулей, древнеримский писатель и философ, живший во II в. н.э., т.е. значительно позже возникновения самого мифа о Психее и Эроте. Благодаря ему в мир пришла поэтическая сказка о странствиях человеческой Души, жаждущей слиться с Любовью.
Психея — в древнегреческой мифологии олицетворение человеческой Души, которую полюбил Эрот. Представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Жизнь у нее была очень непростой: то ее преследовал Эрот, то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Апулей в своих «Метаморфозах» сделал Психею и Эрота героями чудесной сказки.
Суть этой сказки достаточно проста и в дальнейшем нашла свое отражение во множестве сюжетов, например, в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин», где история любви главного героя отражала извечные контрастные силы добра и зла, света и мрака, и в поэме Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» («Персиваль»). Если же говорить о русской литературе, то этот сюжет нашел свое воплощение в творчестве М.И. Цветаевой и в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.
Итак, по Апулею (здесь я буду именовать героев его повествования в соответствии с их древнегреческой транскрипцией) у некоего царя было три дочери-красавицы. Как и положено в сказках, две старшие дочери были злобными, жестокими, сварливыми, жадными и завистливыми, младшая же была краше всех и чиста, добра, мечтательна и невинна. Звали ее Психея.
Юная Психея была столь прекрасна, что люди воздавали ей божественные почести, но она чувствовала себя очень несчастной из-за того, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не хотел просто полюбить ее. Прознав о поклонении людей прекрасному лику какой-то человеческой девушки, богиня Афродита не на шутку разгневалась, оскорбилась и решила погубить соперницу.
Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в нее любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. В горе обратился ее отец к оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привел девушку в указанное место и оставил ее одну…
Вдруг дуновение ласкового ветерка Зефира перенесло Психею в чудный дворец, где ее обслуживали и оберегали от всех забот невидимые духи, а сама она стала женой какого-то таинственного незримого существа, относившегося к ней с любовью и нежностью. Единственным, что омрачало ее счастливую жизнь, было условие, которое поставил перед ней супруг: никогда не пытаться увидеть его.
Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав о ее благополучии, решили извести ее и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное мужу обещание…
Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест ее вместе с еще нерожденным ребенком (она была уже беременна), и убедили ее, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла чудовище во время сна и убила его.
Доверчивая Психея послушалась, и, зажегши светильник, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом. В то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога, и он от боли проснулся.
Оскорбленный вероломством супруги, он улетел от Психеи, а она, покинутая, пошла искать своего возлюбленного. Долго ходила она по всем землям, пересекая горы и долины, реки и дремучие леса, в поисках исчезнувшего по ее вине мужа, претерпела множество бед и тяжелейших испытаний, но все было напрасно. Пришлось ей преклониться перед своей свекровью Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и уже послала Гермеса разыскать ее.
В это время страдающий от жестокого ожога Эрот находился у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие измывательства Афродиты, которая, ища ей смерти, придумывала разные неисполнимые работы.
Дальнейшие мучения Психеи не поддаются описанию. Потеряв всякую надежду на воссоединение с мужем и избавление от преследований его мстительной матери, она собралась покончить с жизнью, бросившись с высокой башни прямо в глубины Тартара, но тут ее заметил Зевс и спас от неминуемой гибели.
Далее Зевс наказывает Афродиту и устраивает брак Психеи и Эрота на небесах. Психея возносится на Олимп, выпивает чашу амброзии и получает бессмертие, а вместе с ним и статус богини. Ее завистливые сестры тоже наказаны за свое коварство тем, что разбились об утес, прыгнув с него в расчете, что Зефир унесет их, как и Психею, в волшебный дворец Эрота.
Вот такая, казалось бы, незамысловатая история-притча… Однако она оказывается совсем не такой уж и простой, если мы обратим внимание на два чрезвычайно важных персонажа: Афродиту и ее сына Эрота.
Афродита – одна из главных богов Олимпа. Начав свою мифологическую историю как покровительница растений, цветов, злаков и плодородия земли, что сближает ее с Иштар – богиней древних персов, она очень быстро вырастает до богини любви, красоты и сексуального желания, плодородия, весны и жизни, покровительницы брака и «детопитательницы», непримиримого врага и преследовательницы всех, кто отвергает ее дары: любовь и брак.
Эрот – по одной из версий, сын Афродиты от Ареса, бога войны. Это тоже довольно символично, поскольку «законным» мужем Афродиты был Гефест – бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец, брат Аполлона, Афины, Ареса и Гебы.
По другой версии, Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считается порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня, или ребенком Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей.
Хаос — первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства. Это понятие родилось в Древней Элладе от названия изначального состояния мира, некой «разверзшейся бездны», из которой возникли первые божества. Лишь с раннехристианских времен этому слову стали приписывать значение беспорядка.
Таким образом, Эрот является чрезвычайно интересной сущностью, в которой сливаются воедино и богиня любви, и бог войны, и бог огня, и в то же время он есть порождение некой «разверзшейся бездны», Хаоса.
Вообще, разобраться в сложной системе взаимоотношений древнеэллинского пантеона крайне трудно, поскольку на Олимпе «прописывались» не только сами боги и богини, но и их прямые потомки, и совместные дети от стихийных божеств, титанов и даже от людей, обретающих вначале статус полубогов, а затем – за особые заслуги – и богов, как это произошло, например, с Гераклом.
Так вот, от Ареса у Афродиты родился не только Эрот, но и Фобос («страх»), и Деймос («смятение», «ужас»), а также довольно зловещая фигура Антэрос – бог отрицания любви и жизни, и не было у древних эллинов худшего проклятия, чем проклятия Антэросом, т.е. проклятия ненавистью, порожденной любовью.
Теперь коротко об Эросе. Он – олицетворение величайшего блага, объединяющей жизненной силы, одухотворяющего начала. Древнегреческие мыслители, включая Аристофана, Платона, Ариксимаха, соотносили Эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд ввел в свои работы фигуру Эроса как символ инстинкта жизни. По его мнению, стремление Эроса объединять все органическое во все большие единства заменяет собой то, что некоторые аналитики называют «инстинктом совершенства».
З. Фрейд писал о том, что Эрос действует как инстинкт жизни в противоположность инстинкту смерти и что при рассмотрении характера инстинкта самосохранения он отваживается на дальнейший шаг и признает сексуальный инстинкт Эросом — любовью. Под любовью он понимал сексуальную любовь, любовь к себе, любовь родителей, детей, дружбу и общечеловеческую любовь.
В современной психоаналитической литературе понятие Эроса используется наряду с такими понятиями, как либидо и любовь. Наиболее часто данный термин употребляется в контексте противопоставления Эроса (влечения к жизни) Танатосу (влечению к смерти).
Двойственность Эроса послужила причиной того, что у Платона единый Эрос был разделен на низший и высший. Существование первого оправдывалось необходимостью физического продолжения рода человеческого, второй же означал служение прекрасному, возвышающему и мудрому, духовный порыв, ведущий к божественной любви.
Что же касается Психеи, то ее «небесная» жизнь сложилась как нельзя лучше, и от ее брака с Эротом родились две прелестные дочери-близнецы: Юность и Радость. Однако Психея-Любовь не стала бы Психе-Душой, если бы остановилась только на одной любви – женской и материнской. Начались ее долгие странствия, в которых она росла, обретала мудрость и наполнялась высоким духовным содержанием.
Психея стала одной из главных героинь особых мистерий посвящения, предназначенных не только для юных людей, но и для избранных взрослых. В них она выступала как бессмертное духовное существо, одаренное и одаривающее любовью, разумом и волей — иными словами, Душой…
Далее ее символами стали не только бабочка и птица, но и изваяние прекрасной девушки, водруженной у места последнего упокоения человека. Эрос же продолжил свою жизнь в «амурах» и «купидонах», причем после погребения тела усопшего присутствие в погребальном ансамбле этих скульптур, включая и статую Психеи, оговаривалось отдельно.
С приходом христианства эти символы были признаны языческими, и их заменила статуя скорбящего ангела как олицетворения Любви и Души…
В древнеримской мифологии древнеэллинская духовная культура как-то выхолостилась, неуловимо примитивизировалась, обесцветилась и обесценилась. Эрот трансформировался в Амура – бога плотской любви, который изображался в виде пухлого крылатого мальчика с луком и стрелами в руках.
Афродита же лишилась своих высших божественных качеств, став Венерой и превратившись в богиню сексуального влечения и плодородия. Ее символами были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт. Верхом падения Венеры стало присвоение ее имени целому ряду весьма специфических заболеваний…
Что же касается психологии, то представляется очевидным, что вслед за Эросом в ее поле должна была последовать и Психе – Душа, но не тут-то было… В этой новой науке места для Души не нашлось, а сама психология определила свой объект изучения как «высшую форму взаимодействия живых существ с предметным миром»… Вот такая грустная история…
Но я остановился на ней не случайно. Остановился, чтобы уже в который раз подивиться мудрости и прозорливости людей древних эпох, сумевших охватить в своей мифологии все многообразие жизни, собрать в единое целое Душу, любовь, высокое стремление, испытания, мечту, великий порыв жизни к совершенству и гармонии… Людей, столетия назад сумевших поведать миру о великих и трудных странствиях Души в поисках божественного…
Более того, предугадать и ее темную сторону, неразрывно связанную со светлой, научиться воспринимать Психею и как просто женщину, и как Психе – Душу, и как Психею – Жизнь, супругу Эроса-Любви, и как Психею – Человека, запутавшегося в самом себе и своих чаяниях… Последнее меня, пожалуй, поразило больше всего…
Но оно же научило меня относиться с величайшим почтением и бережностью к Тонким Мирам и мифологическим пространствам, жить по-настоящему в которых дано очень немногим…
Прошли годы и века… Канувшая в далекое прошлое Психея снова вернулась в мир благодаря еще одному необыкновенному человеку – Блаженному Августину, жившему в 354 – 430 г.г. н.э. и написавшему, среди прочего, большой «Трактат о Душе». Августин отнесен к блаженным (блаженный — «счастливый») — эпитет, прилагаемый к христианским подвижникам, имеющий в различных христианских церквях разное значение. В широком смысле блаженный — всякий, кто лицезреет Бога на небесах.
В православии «блаженный» — тот, кто ведет аскетический, праведный образ жизни и обладает, по мнению религиозных людей, даром прорицания; юродивый.
В католицизме «блаженный» — это человек, которого церковь считает спасенным и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто наречение человека «блаженным» является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.
Бл. Августин был отнесен к отцам церкви, считаясь основателем религиозной философии, в определенной степени заложившим фундамент будущей психологии.
У бл. Августина понятие Души значительно расширено и лишено присущей античному взгляду мифологичности и противоречивости. У него Душа – это божественное начало человека, духовное измерение психики и самой личности в целом. Самое известное его утверждение, дошедшее до нас, гласит: «Душа, возлюбившая мир, становится божественной»…
На этом наш обзор «странствий Души» не заканчивается, потому что была еще и Индия, чьи знания и духовный опыт на много тысячелетий опередили Европу.
К началу победоносного шествия христианства Индия уже обладала множеством философско-религиозных систем, богатейшей культурой с ее эпосом, уникальнейшей космогонией и космологией и столь же уникальными знаниями о человеке и его возможностях.
Здесь нельзя не упомянуть еще об одной и тоже уникальной особенности индийской духовной жизни – йоге, тоже имеющей множество направлений и школ, и об учении о карме и перерождении, не имеющем аналогов в других культурах.
Индийцы проводили различие между человеком как личностью и человеком как Душой и Духом, причем решение об истинной сути человека всегда принималось в пользу Души и Духа. Здесь я не хочу более детально останавливаться на этих вопросах, поскольку очень подробно говорил о них в своей трилогии об эволюции человека и других работах.
Хочу лишь подчеркнуть, что в долгом споре между индийскими духовными учениями и христианством, признающим наличие Души, но отрицающим эти два важнейших постулата (о перерождении и карме), не надо спешить принимать чью-то сторону. И те, и другие имеют за собой свою истину и право на существование, и то, и другое понятия могут быть искажены до неузнаваемости.
Сегодня делаются первые шаги в признании возможности метемпсихоза (реинкарнации) хотя бы как концепции. Ограниченный объем этого исследования не позволяет подробно остановиться на научном и психологическом аспектах этой сложнейшей проблемы, хотя это имеет самое прямое отношение к данной теме. Я лишь могу порекомендовать читателям блестящие работы А.Кестлера, А.Уайтхеда, П.Рассела, Э.Ласло, С.Грофа, К.Уилбера, Т.Куна, разрабатывающих подходы к этой, может быть, важнейшей из проблем, имеющей для всего человечества огромную ценность.
Я отнюдь не собираюсь подменять духовное и религиозное философским, психологическим и научным, но познавание многомерного мира невозможно без разработки новой парадигмы во всех областях человеческой жизни, в том числе и в этих ответвлениях единого Древа Познания…
Те же синергетика и теория систем позволили свести воедино ранее разрозненные элементы целого, позволив проследить путь от простого к сложному, от сложного к сверхсложному, а оттуда через этап некоего «хаоса» снова выйти на простое, но уже на неизмеримо более высоком уровне.
Приведем самый простой пример. Возникшая «неизвестно как» жизнь — во всяком случае, нам это неизвестно сегодня – проходит уровень клетки, одноклеточного организма, который порождает в ходе эволюции ткани, органы, системы и, наконец, целостные многосистемные организмы, венцом которых становится человек во всей своей сложности вследствие развития разума.
Первичная разумность человека постепенно или скачком – для нас это пока тайна великая – сменяется высокоразвитым разумом, периферическая нервная система и архетипические структуры мозга дополняются корой головного мозга – по сути своей, НОВЫМ мозгом, не имеющим подобия в других видах, память молекулярная и клеточная (ДНК) дополняется памятью «полевой», энергоинформационной.
Создается связанная воедино система уровней, нижние из которых служат основой для более высоких, а вышестоящие включают в себя все нижележащие уровни. Но и это еще не все. Любая сверхсистема образует некие «надматериальные» образования, которые начинают целиком определять всю сложность ее функционирования. В случае с Человеком Разумным мы называем это Сознанием, Душой и Духом.
Именно Разум, Душа и Дух ответственны за сохранение удивительно тонкого баланса всего невероятного образования, именуемого человеком. Будучи чрезвычайно сложной и тонко организованной сверхсистемой, подверженной поломкам и риску прекращения функционирования вообще, она начинает стремиться – в целях увеличения коэффициента надежности и прочности – к упрощению, а затем и к упрощению еще большему, и так до полного распада, который есть смерть.
В то же время Разум, Душа и Дух служат базой для нового усложнения (эволюции) и противодействуют процессам упрощения. В этом двунаправленном движении важнейшая роль принадлежит синтезу и интеграции – этапам приспособительной эволюции, с объединением ранее разрозненных и разнородных частей в единое целое, но уже на новом витке развития.
В ходе процессов интеграции увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей всех элементов системы, что выражается в «надстраивании» новых уровней управления.
Это воистину вселенский закон, которому подчинено все – от звезд и галактик до социо-исторических, культурологических и психологических процессов. Без такого эволюционного усложнения неизбежно возникает стагнация с дальнейшим распадом целого на простейшие составляющие.
Но в то же время именно застой, сопровождающийся, как правило, отставанием в развитии, служит толчком для мощнейшего движения сначала к возрождению, а затем и к дальнейшему восхождению к новым высотам. Это можно сказать и о всем современном мире, в котором происходит все большая поляризация.
Малая часть человечества продолжает стремиться к реализации духовного предназначения, в котором роль Души настолько огромна, что высказать это в словах просто невозможно, а часть другая продолжает скатываться к «упрощению уже многократно упрощенного», желая «просто жить». А между этими полюсами находится 75% человечества, от устремлений которого и будет зависеть день завтрашний, скрытый пока в тумане несбывшегося…
***
Иллюстрация из Интернета

Юлия Седова и Дмитрий Сажко

​ ​ ​

Такие люди изворотливы и далеки от кинематографических клише. Но их всё же можно распознать, подключив наблюдательность.

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
В обыденном понимании психопат — это либо изощрённый маньяк вроде Ганнибала Лектера, либо человек, который излишне бурно (для кого‑то — неадекватно) выражает свои эмоции. На деле всё, конечно, куда сложнее.

Психопат может казаться вполне нормальным, даже обаятельным человеком. И далеко не всегда его поведение асоциально — напротив, он может быть уважаемым и успешным профессионалом. Ну разве что слегка бесстрашным — хотя как добиться успеха без смелости?

Но в то же время проявляются такие черты, как сниженная способность к состраданию и раскаянию, лживость, эгоцентризм и поверхностность эмоциональных реакций.

Этот набор качеств превращает психопата в безжалостного манипулятора. Поэтому так сложно бывает определить, кто перед нами: очаровательный человек, упорным трудом достигший карьерных высот, или же коварный интриган, который при случае расправится с любым без сожаления. Последние исследования дают нам несколько подсказок.

Занимает определённые должности

Согласно данным анонимного опроса, проведённого психологом из Оксфордского университета Кэвином Даттоном при написании его книги «Мудрость психопатов», чаще всего психопаты встречаются среди людей следующих профессий и должностей:

  • генеральный директор;
  • адвокат;
  • представитель медиа (радио или телевидения);
  • специалист по продажам;
  • хирург;
  • журналист;
  • офицер полиции;
  • священнослужитель;
  • шеф‑повар;
  • госслужащий.

Конечно, из этого не следует, что каждый начальник или адвокат имеет расстройство личности. Скорее всего, на этих позициях психопатам просто легче раскрыть свой потенциал и добиться успеха.

К тому же стоит учитывать, что опрос охватывал только жителей Великобритании и к чистоте проведения исследования оставались вопросы. Впрочем, косвенно данные Даттона подтверждает заявление Corporate psychopaths common and can wreak havoc in business, researcher says австралийского психолога Натана Брукса. По его информации, доля психопатов среди австралийских топ‑менеджеров составляет 21%. Это очень много.

А ещё во время своих исследований Даттон выяснил, что психопаты предпочитают другим газетам Financial Times. Видимо, аналитическая пресса помогает им выбиваться в начальники.

Предпочитает ночь

Согласно исследованию Creatures of the night: Chronotypes and the Dark Triad traits , опубликованному австралийскими учёными в 2013 году, психопаты скорее совы, чем жаворонки. Такой вывод был сделан для всех представителей так называемой тёмной триады. К ней, помимо психопатов, относятся люди, которым присущ нарциссизм и макиавеллизм.

Как утверждается в этом исследовании, представители «тёмной триады», как и многие другие хищники, предпочитают тёмное время суток, когда другие спят и становятся более беззащитными.

Не зевает

Заразительность зевоты связана с эмпатией. Но психопаты, как известно, к ней не склонны — по крайней мере, в большинстве случаев. Поэтому они с меньшей долей вероятности начнут зевать вслед за кем‑то. Американское исследование Contagious yawning and psychopathy , проведённое в 2015 году, это полностью подтверждает.

Любит горькое

Изыскание Individual differences in bitter taste preferences are associated with antisocial personality traits , опубликованное в рецензируемом научном журнале Appetite в 2015 году, доказало, что психопаты и садисты любят горькую еду. Особенно джин с тоником, крепкий чёрный кофе, горький шоколад, брокколи, капусту, редис, и — о ужас — крепкое пиво.

Пристрастие к горькой пище, как утверждают исследователи из Университета Инсбрука, может быть связано с макиавеллизмом, нарциссизмом, садизмом, агрессией и другими антиобщественными чертами характера. Учёные полагают, что причина в следующем.

Эволюционно большинство людей не терпит привкуса горечи, потому что в природе большая часть ядовитых или несъедобных вещей имеет горький вкус.

Но психопаты отличаются от большинства: они могут есть не особо вкусную еду, чтобы просто разнообразить свои ощущения, и им всё равно, даже если эта пища не полезна для них. В то время как общительные, приятные и уравновешенные люди, напротив, питают неприязнь к горькому вкусу.

Правда, доктор Стивен Мейерс, профессор философии из Университета Рузвельта, рекомендует Are You Really a Psychopath If You Drink Black Coffee? относиться к результатам исследований своих коллег с осторожностью. По его словам, легче определить психопата или социопата по тому, как они обращаются с официантом в ресторане, а не по еде, которую они заказывают.

Делает много селфи

Казалось бы, люди, которые любят селфи, общительны и хотят делиться своими впечатлениями с окружающими, а настоящие психопаты стесняются своей внешности. Но это не всегда так.

Исследование The Dark Triad and trait self‑objectification as predictors of men’s use and self‑presentation behaviors on social networking sites психологов Джесси Фокс и Маргарет Руни из Университета Огайо выявило связь между желанием всё время делать селфи и склонностью к макиавеллизму, нарциссизму и психопатии. Участники эксперимента, у которых подозревалось наличие психопатического расстройства, проводили больше времени в соцсетях, чем другие, и чаще фотографировали себя.

Справедливости ради стоит сказать, что в эксперименте участвовали только мужчины в возрасте от 18 до 40 лет. Так что, девушки, можете продолжать делать соблазнительные селфи, сколько вам вздумается, — вы вне подозрений. Хотя…

Занимается творчеством

Согласно исследованиям Investigating the prosocial psychopath model of the creative personality: Evidence from traits and psychophysiology доктора Адриана Галанга из Масарикова университета, психопатические черты характера подчас коррелируют со значительными творческими достижениями.

Как утверждает Галанг, психопаты необязательно антисоциальны и склонны к преступлениям. Бывают и просоциальные личности, которые используют присущую им смелость и пренебрежение ожиданиями общества, чтобы реализовать свой творческий потенциал.

Таким психопатам свойственна высокая креативность.

Например, Ван Гог стал выдающимся художником, несмотря на то, что был достаточно безумен и отрезал себе ухо. Пикассо, который проявлял черты психопата, при этом создал новое направление в живописи — кубизм. Бетховен был склонен к садизму и довольно жестоко обходился с близкими людьми, но писал великолепную музыку. Так что стереотип, что гениальные люди отчасти безумны, небезоснователен.

Слушает рэп

Возможно, при слове «психопат» вы представляете себе утончённого маньяка, слушающего классическую музыку под аккомпанемент криков своей жертвы. Или длинноволосого бледного дьяволопоклонника, предпочитающего тяжёлый металл.

Но психолог Паскаль Уоллиш из Нью‑Йоркского университета проанализировал Playlist of the Lambs: psychopaths may have distinct musical preferences музыкальные вкусы психопатов и пришёл к выводу, что люди, которые показывают наивысшие оценки в тестах на психопатию, любят слушать рэп. Больше всего таких испытуемых привлекла композиция Blackstreet No Diggity, но и хит Эминема Lose Yourself тоже пришёлся им по вкусу.

А вот классический рок, джаз и поп‑музыка психопатов мало интересуют — поклонники композиций My Sharona от The Knack и Titanium от Sia оказались самыми нормальными и уравновешенными людьми.

Любит повеселиться

Психопатам всё время скучно, и они готовы вытворять что угодно, только бы развеять скуку. Безумцы вроде Теда Банди убивали молодых женщин просто ради развлечения. Но даже если психопат не убийца, всё равно он жаждет совершать что‑нибудь эдакое — таким людям не хватает адреналина и ярких эмоций, а получать удовольствие от простых, повседневных радостей они неспособны.

Нервная система психопата устроена так, что ему просто необходимо всё время продолжать делать волнительные, захватывающие вещи, чтобы чувствовать себя нормально и поддерживать желаемый уровень своего возбуждения.

Роберт Шуг
нейрокриминолог и клинический психолог

Психиатр Эрик Монастерио выяснил Self‑Transcendence in Mountaineering and BASE Jumping , что люди, проявляющие психопатические черты, увлекаются экстремальными видами спорта, например бейсджампингом и альпинизмом, чтобы развеять скуку.

И у многих таких спортсменов проявляются характеристики, похожие на свойства психопатов, — поиск новых ощущений, презрение к опасности, чрезмерная уверенность в себе и стремление к риску. Исследования Монастерио подтверждает Psychiatric Aspects of Extreme Sports: Three Case Studies и другой психиатр — Ян Тофлер.

Кроме того, борьба со скукой может проявляться и менее экстремальными способами. Например, доктор Рэндалл Салекин утверждает 13 signs you’re dealing with a psychopath, according to experts , что психопаты чаще других подбивают своих коллег сходить куда‑нибудь вместе, чтобы выпить, развлечься и поискать приключений.

Имеет много коротких романов

Поскольку психопаты постоянно впадают в скуку, им быстро приедаются их отношения и они устремляются на поиски новых. Исследование The dark side of love and life satisfaction: Associations with intimate relationships, psychopathy and Machiavellianism британского психолога Томаса Чаморро‑Премузика выявило, что люди с таким расстройством склонны заводить короткие интрижки, очаровывая партнёров своим обаянием, а затем бросая их. Секс в этом случае не является самоцелью или способом выразить свою привязанность.

Посредством романов психопат получает удовольствие от доминирования над партнёром или просто пестует своё эго любовными победами.

Тем не менее психопаты всё-таки способны иногда испытывать привязанность. Исследователь Кристиан Кейзерс в Нидерландах установил Brain research shows psychopathic criminals do not lack empathy, but fail to use it automatically , что такие люди обычно не склонны испытывать сострадание к другим, но всё же части мозга, ответственные за эмпатию, у них работают.

Когда психопат понимает, что от него ждут проявления эмпатии, он задействует её — не автоматически, как нормальный человек, а усилием воли. Это объясняет, почему психопаты, несмотря на холодность, могут неплохо социально адаптироваться.

Поддерживает дружеские отношения с бывшими

Если вы встречались с очень странным парнем (или чрезвычайно эксцентричной девушкой), решили расстаться и он (или она) предлагает напоследок «остаться друзьями» — вам стоит серьёзно поразмыслить над этим предложением.

Не стоит думать, что каждый ваш бывший, предлагавший остаться друзьями, обладает психопатическими наклонностями. Но всё равно — психопаты очень заинтересованы в том, чтобы поддерживать связь с бывшими в корыстных целях, таких как постоянный доступ к сексу или заёмным деньгам. При этом они совершенно не заботятся, какое эмоциональное воздействие они оказывают на экс‑партнёров.

Полетт Шерман
психолог, автор книги «Свидания изнутри»

Согласно исследованию Staying friends with an ex: Sex and dark personality traits predict motivations for post‑relationship friendship психологов Джастина Могилски и Лизы Веллинг, психопаты с большой охотой остаются рядом со своими бывшими половинками, поддерживая «дружбу». Никакого альтруизма — они рассматривают эти отношения как ресурс, стараясь получать от них то, что им нужно.

И всё-таки преступник

Хотя уже было сказано, что далеко не все психопаты ведут себя асоциально, всё-таки среди преступников их доля значительно выше. По разным оценкам, она может составлять более 7% Psychopathy among prisoners in England and Wales , около 15% Psychopathy/antisocial personality disorder conundrum или свыше 20% Psychiatric morbidity among sentenced prisoners: prevalence study in Iran . Доктор Пол Бабьяк в докладе для ФБР утверждает, что преступные наклонности есть у 15–20% психопатов. Учитывая, что примерно 1% The Criminal Psychopath: History, Neuroscience, Treatment, And Economics населения Земли имеет психопатическое расстройство личности, цифры выглядят внушительно.

Очевидно, это связано с тем, что таким людям проще пренебрегать нравственными нормами, а неспособность испытывать раскаяние может сделать из них рецидивистов.

Конечно, наличие одного‑двух признаков из списка ещё не свидетельствует о психопатии. Но если совпадение замечено по большему количеству пунктов и к тому же человек проявляет присущие психопатам черты характера, возникает повод задуматься. Кстати, а насколько вы уверены в себе?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *