Привлечь внимание

Нам приходится делать это гораздо чаще, чем нам кажется. Дело даже не в собеседовании, потому что часто работа находит нас сама, а вот донести до человека, кто вы, в любой жизненной ситуации, это задача сложная. Но вполне решабельная.

Никогда не знаешь, каким тебя запомнят. Но иногда первое впечатление вы можете смоделировать сами, хорошо пранализировав все свои достоинства и недостатки как личные так и профессиональные. Мы подготовили 5 способов заинтересовать человека на собеседовании, на мероприятии, в жизни или просто в ситуации, когда нужно произвести впечатление.

1. Правило 3W

Как бы вы хотели, чтобы вас представляли новым знакомым в профессиональной сфере? «Вика, дизайнер»? Или «Вика, человек, который может создать уникальный дизайн для любого ресурса», «Вика, человек с неограниченной фантазией»?

Ответьте на вот эти три вопроса.

What do you want to do / you do?
Where?
Why?

Три вопроса, ответы на которые позволят вам себя правильно преподносить. Если вы не знаете конкретно, чем хотите заниматься (или не можете описать, чем уже занимаетесь?), то вы не сможете понять, где вы можете релаизовать свои идеи, а поэтому и охарактеризовать и то, почему вы этого достойны и можете считаться «профессионалом». Это как научный эксперимент: используйте разные тезисы (лучше влюбом случае конкретные) и рано или поздно, проверив каждый из них на практике, вы можете найти то, что вам будет нравится. Поэтому не бойтесь иногда более чётко формулировать то, чем вы занимаетесь. То, что вы реально хотите делать! Ну или попробовать.

Когда человек не может объяснить, чем он занимается — это провал. Это серьёзная проблема, которую вам предстоит решить для себя. Профессионал не будет профессионалом до тех пор, пока не представит себя так, чтобы все поняли, чем занимается человек и что он может вам дать. Сравните:

// «Валерий, специалист в сфере маркетинга, хочу развиваться в вашей компании»

// «Валерий, специалист в сфере контент-маркетинга, занимаюсь разработкой стратегии для email-рассылок, блогов»

Сразу видно, что человек в курсе той сферы, которой он занимается. И, дай ему в руки блог и инструмент для рассылки и он поймет, что с этим делать.

2. Знайте, чем выстрелить

Ваши четыре главные черты или четыре плюса, которые соответствуют правилу 3W.

— ключевой навык,
— черта характера,
— ваше достижение,
— вы-компания / позиция.

Можете попробовать воспользоваться этой схемой. А можете придумать то, чем вы будете «выстреливать». А может быть и удивлять. Можно использовать вот такую конструкцию для начала — сразу говорить о ситуации.

// «Когда компаниям нужно проанализировать…, то именно тогда появляюсь я. Я занимаюсь…» + «Я хорошо чувстую потребности клиента» + «Все они возвращаются ко мне вновь» — Уже более полная картина!

// «Если кто-то не может разобраться в себе, то он приходит ко мне. Я — Аня. Психолог»

// «Люди часто теряют свои вещи. Поэтому я придумал своё приложение, которое помогает их искать. Сергей, стартапер»

// «Когда какому-то ресурсу нужно помочь с раскруткой и попасть в СМИ — я занимаюсь PR-cтратегией, которую они потом могут использовать»

// «Если в моей компании возникали проблемы с.., то именно ими я и занимался с помощью…»

3. Расскажите историю

Конечно, это должна быть иллюстрация вашего опыта. Или того, как вы справились с какой-то задачей. Именно поэтому на собеседовании вам задают вопросы вроде «опишите ситуацию, когда вас просили о помощи», «расскажите, как вы справлялись со своими ошибками». Даже если в вашей истории не всё идеально — важнее, что вы смогли проанализировать свой опыт и сделать выводы, которые помогут вам в дальнейшем. А может быть вы вообще поступили неправильно. Но теперь же вы это поняли? Это и называется «опыт».

4. Говорите просто

Лишний пафос, жаргон и офисный сленг ещё никогда и никого не выделял из толпы. Чем проще вы будете говорить и чем более открытым человеком вы будете с людьми, которые рядом с вами, которые будут принимать решение о вашем будущем, тем больше вероятность того, что на вас обратят внимание. Профессионал не в словах, он в поступках.

Например, врач не объясняет вам, как препарат воздействует конкретно на клетки ваших органов, он вам их выписывает, он объясняет, как сделать так, чтобы выздороветь. Просто и понятно (так должно быть). И как нужно себя вести, чтобы вам стало лучше. Всё. Но он ведь знает куда больше, для него за «диагнозом», анализом крови спрятано многое. Но это его работа. И вы ему её доверили. Если вы хотите знать больше — он расскажет, но, что важнее, он даст вам инструкцию, как вести себя в быту!

Особенно круто, если вы сможете показать человеку то, как вы можете элегантно сделать сложное простым. Это уважение к собеседнику — каким бы продвинутым он не был.

// Представьте, что вы рассказываете о вашей работе или опыте своим родителям. Если какие-то специфические вопросы возникнут у людей — они вас обязательно спросят. Но до этого стоит просто объяснять.

Если не верите, загляните на нашу статью о сленге. И посмейтесь.

5. Призовите к дискуссии

Если всё то, о чём вы говорите или рассказываете, не вызывает у человека вопросов, то это неправильно. Тут нет признаков эффективной коммуникации. Это может говорить об отсутствии интереса, о том, что человеку что-то непонятно, о том, что ваш разговор не задался. Конечно, неловкость может иметь место, но вам стоит «разговорить человека». Все любят высказывать своё мнение, так дайте человеку это сделать. Обмен мнениями — это отличный шаг при выстраивании коммуникации.

Люди любят, когда интересуются их профессиональными взгляами на проблему (это не касается собеседования). И здорово, если вы сможете поддержать разговор.

6. Дружите!

Чтобы зацепить вашего собеседника, можно использовать очень тонкий психологический момент — найти ту самую тему, которая интересует и человека. Точки соприксновения с вашей целевой аудиторией — это уже мастерство нетворкинга. И придёт это с опытом.

Ну, например, редкому человеку неинтересны путешествия. Иногда переключить человека с «рабочей» темы на «личную» — это хороший приём. Но использовать его стоит только в очень редких случаях.

Чтобы не включился режим «паникёр»…

30 секунд — достаточно время, не тараторьте, а то сразу выдадите себя с потрохами! Будьте уравновешены и спокойны. Это не гонка. Засеките себя, сядьте перед зеркалом. Постарайтесь понять, неловко ли вам рассказывать о себе. Или наоборот?

В жизни судьба их складывается прозаичнее. Умение сближаться может пригодиться и тогда, когда отношения зашли в тупик или слегка разладились. Но важнее всего начать. Мы подобрали шесть безотказных способов сделать первый шаг к мужчине так, чтобы он наверняка обратил на вас внимание. Дальше – дело техники!

Улыбайтесь!

Этот маленький, но безотказный «шажок» будет работать, даже если с мужчиной вы видитесь только в маршрутке по утрам. В любом случае, вы уже знаете друг друга в лицо, а непринужденная улыбка или даже приветственный кивок головой моментально расположит его к вам. Более того, улыбка делает лицо привлекательнее и сразу выделяет из толпы серьезных и озабоченных людей.

И уж тем более улыбайтесь, если вы вместе трудитесь, проводите время в одной компании, учитесь или занимаетесь в спортзале. Улыбайтесь ему открыто, глядя в глаза, своей самой теплой улыбкой, которую вы дарите близким людям. Искренняя улыбка сокращает расстояние между мужчиной и женщиной гораздо быстрее, чем самые утонченные методики по соблазнению. Он должен понять, что это не просто проявление вежливости, а «зеленый свет» его шагам навстречу вам.

Как вести себя на первом свидании?..Смотрите видео с практическими советами психолога Анетты Орловой!

Продемонстрируйте талант

Если с объектом своего внимания вы вместе работаете, то случай представится довольно быстро. Не за горами череда новогодних корпоративов, во время которых можно будет если не исполнить сольный номер, то проявить себя в конкурсе. Тщательно продумайте свое выступление. Если обладаете хорошим голосом – пойте! Не умеете петь, блесните в интеллектуальной викторине.

При желании удивить можно даже соседа по лестничной клетке: украсьте этаж к празднику или разведите зимний сад. Главное, делайте только то, что любите и умеете. Так вы будете чувствовать себя уверенно и свободно. А такие женщины всегда выделяются из толпы, привлекают внимание и вызывают у мужчин желание немедленно их завоевать, устраняя всех соперников на пути.

Попросите о помощи

Это должно быть что-то такое, что он обязательно сможет сделать. Например, поменять дворники автомобиля, починить замятие в принтере или объяснить непонятное вам нововведение начальства. Главное – не забудьте его искренне поблагодарить и отметить, что без помощи вы бы никак не справились. А потом попросите разрешения, если вдруг понадобится, обратиться с подобной просьбой еще раз.

Даже самые не тщеславные мужчины любят быть сильными и нужными рядом со слабыми женщинами. И чем чаще мы даем им такую возможность, тем больше они расправляют плечи и стараются ради нас. Более того, чем больше мужчина вкладывает в женщину, тем больше он ценит отношения с ней. И речь идет не только о материальных затратах, но и о таких небольших посильных вложениях, которые могут перерасти в серьезные «инвестиции».

Совершите ошибку

И дайте ему ее обнаружить. Например, отправьте ему «случайно» электронное письмо. Ну, промахнулись адресатом, бывает. Лучше всего, если там будет невинная и забавная история. Например, рассказ о последней поездке на горнолыжный курорт, или случай, который произошел с вами в спортзале. Главное, в нем не должно быть ничего плохого ни о себе, ни о других людях. Пусть прочтение вызывает лишь легкую улыбку и чувство неловкости, что он читает чужие письма.

Через некоторое время надо будет обязательно отправить покаянное послание с извинениями, что, мол, ошибочка вышла, и вы вовсе не хотели делать его невольным свидетелем вашей личной жизни. Такая небольшая встряска, с одной стороны, создаст неловкую ситуацию, а с другой – сделает его хозяином положения. Ведь он теперь знает про вас чуть больше, чем должен был!

Сделайте его экспертом

Для начала узнайте, что интересующий вас мужчина любит делать больше всего. Он может быть страстным дайвером и самой главной цифрой в жизни считает количество погружений. Значит и вам непременно надо хотя бы захотеть примерить акваланг и именно к нему обратиться за первой консультацией и ликбезом. Попросите его ввести вас в курс дела, просите совета и узнавайте все тонкости только у него.

Проявляйте интерес, но при этом не навязывайтесь и первое время не переводите ваши разговоры в другие плоскости. Любимое хобби почти всегда входит в зону личного пространства, в котором не все рады видеть новых людей. Но если приближаться аккуратно, не отпугивая чрезмерной активностью, то он может с радостью впустить вас туда, а то и сделать ее частью.

Накормите

Найдите повод и вкусно накормите его. Пусть это будет торт, который вы собственноручно приготовили и принесли на работу в честь дня рождения. Либо сделанный в благодарность за установленные дворники (смотри пункт 3) пирог. На крайний случай подойдут даже привезенные с дачи яблоки, которые вы можете занести по-соседски под предлогом большого урожая. Проявляйте заботу и идите к его сердцу по самому короткому пути – через желудок. У дам, обладающих редким в наше время кулинарным талантом, самые высокие шансы понравиться. Даже самые избалованные мужчины любят домашнюю еду. Она напоминает им о детстве и чувстве защищенности и спокойствия, которые они подсознательно ждут от своих дам сердца.

Первый шаг – это всего лишь способ обратить на себя внимание и возможность выразить симпатию. Зачастую мужчине достаточно таких вот ненавязчивых сигналов от женщин, чтобы взять инициативу в свои руки. А нередко это единственная возможность заставить их взглянуть на себя и выделить среди хоровода коллег и знакомых. В любом случае не ждите, действуйте!

ББК Ч600.0 + Ч600.2

УДК 070.15 + 004.738.5

Н. В. Малина

N. Malina

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

METHODS TO ATTRACT THE ATTENTION OF THE AUDIENCE TO SOCIAL PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN MEDIA)

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие «социальная проблема», а также освещаются наиболее популярные и результативные способы привлечения внимания аудитории к социальной проблематике в зарубежной практике.

Ключевые слова: зарубежная журналистика; социальные проблемы; зарубежные СМИ; современные каналы коммуникации; медиаперсоны; общество; персонализация; реклама; социальные акции.

В современном мире социальные проблемы активно освещаются всеми средствами массовой информации. Они не имеют одной точки зрения, рождают массу споров и обсуждений и вызывают огромный общественный резонанс. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Но исходя из уровня жизни населения или государственной политики, перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Термин «социальная проблема» появился на Западе в начале XIX века и первоначально использовался для определения одной конкретной проблемы ‒ неравномерного распределения богатства среди населения. Истолкование понятия как нежелательной или негативной ситуации, которая затрудняет жизнь общества и которую можно преодолеть только коллективными усилиями, появилось позже, при попытке осмыслить социальные последствия промышленной революции, такие как рост городских трущоб, классовое неравенство и разрушение традиционных укладов .

Социальные проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать интересы как значительной части населения, так и отдельных групп или систем. Но несмотря на различные ответвления и ситуации, каждая проблема требует повышенного внимания общественности и дальнейшего разрешения.

Сегодня в журналистской практике существует множество способов привлечения внимания аудитории к социальной проблематике, среди которых можно выделить четыре наиболее результативных метода:

— освещение социальных проблем в СМИ;

— персонализация социальных проблем;

— социальная реклама;

— социальные акции.

Проанализируем каждый их них.

Средства массовой информации должны отображать социальные проблемы (с нацеленностью на их дальнейшее устранение), так как в задачи СМИ входит не только информирование аудитории, но и улучшение ее жизни. Оказавшись на передовых позициях и имея огромную значимость в жизни общества, эта тема стала постоянной составляющей «повестки дня» в СМИ. Новости, разнообразные ролики, передачи о социальных проблемах составляют значительную долю зарубежного контента, активно заполняя его новостные, аналитические и развлекательные части .

Для того чтобы проблема была решена своевременно и результативно, средства массовой информации зачастую берут на себя роль исследователя, опирающегося на технологии мониторинга настроений, позиций, предпочтений населения и анализа собранной информации . Из этого следует, что СМИ являются одним из эффективных инструментов решения социальных проблем. Они не только показывают реальную картину происходящего, различные мнения и точки зрения, которые существуют в обществе, отношения между социальными группами и людьми, но и стремятся оказать позитивное влияние на отображаемую действительность и повлиять на социальные институты, управляющие различными сферами жизни.

С помощью определенных методов и современных технологий средства массовой информации возлагают на себя функцию организации решения социальных проблем. Их действия направлены на активизацию конструктивных сил общества — на побуждение населения к активным действиям для преодоления социальных проблем.

Активно используя все средства оповещения аудитории, СМИ призывают население «не проходить мимо» и участвовать в устранении негативных факторов, которые препятствуют развитию общества, приводят к дисбалансу общественных, коллективных и личных интересов, а также к разрушению ключевых социальных ценностей. Кроме того, СМИ заставляют население анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы и предотвращать дальнейшее появление схожих проблем.

Предметный потенциал социальной проблематики в СМИ огромен. Он включает в себя отдельные элементы социальной сферы и их постоянно меняющуюся актуальную проблематику, становление современных институтов, общественную экспертизу новых законов и решений, интересы социальных, национальных и прочих групп, неисчерпаемую проблематику отдельных личностей. Предметом могут стать факты, ситуации, события, процессы или явления ‒ то есть актуальная, достоверная, оперативная информация о структурном и функциональном состоянии общества или его отдельных групп, которая поддерживает баланс интересов о социальной динамике и характере ее протекания, а также это информация, которая позволяет своевременно устранить критические ситуации.

Однако несмотря на огромный предметный потенциал социальной проблематики и многообразные формы подачи этой информации в СМИ, не стоит забывать о других формах воздействия на аудиторию. Сегодня из-за огромных потоков информации, ежедневно обрушивающихся на общество, недостаточно «выводить в массы» социальные темы, ограничиваясь традиционными способами. Это связано с тем, что многочисленные материалы в СМИ на социальные темы постепенно «приедаются», и население спустя время игнорирует или «бегло просматривает» подобные новости, не обращая на них должного внимания. Поэтому, чтобы привлечь население и решить проблему результативно, в американской практике принято персонализировать социальные проблемы через призму личностей известных персон, присваивая конкретной проблеме «человеческое лицо», тем самым вызывая колоссальный интерес публики к социальной проблематике.

Персонализация ‒ процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности .

Данный метод появился в арсенале журналистов в конце прошлого столетия, когда знаменитости стали активнее выражать свое негативное отношение к росту проблем социального характера и их неконструктивному решению, объединяться и создавать общественные организации и благотворительные фонды, помогать нуждающимся. Этот тренд подхватили зарубежные СМИ, которые начали позиционировать себя в качестве активного участника социальных процессов, заняв нишу «… защитника основ гражданского общества, прав и свобод граждан, прав животных и окружающей среды» .

Показывая трудные жизненные ситуации через истории звезд, СМИ формируют образ сильного человека, который умеет преодолевать личные, коллективные или государственные проблемы. Такие материалы вызывают у аудитории интерес к человеку и его жизни, здоровью, правам, потребностям или безопасности. Появление подобных проблемных работ в СМИ провоцирует население на сопереживание и дальнейшее участие в разрешении негативных ситуаций.

Принимая участие в продвижении социальных проблем, звездная личность может играть различные роли, от которых зависит дальнейший исход ситуации:

1) личность как субъект конкретной деятельности;

2) личность-участник, которая находится в центре социальной проблемы, преломляя ее через себя.

3) личность, осуществляющая вклад для улучшения или разрешения социальных проблем.

Работая в тандеме с американскими средствами массовой информации, звезды способны не только максимально осветить социальную тематику, но и положительно повлиять на аудиторию, привлекая ее внимание к насущным социальным проблемам и заставляя население задумываться об их скорейшем решении и предотвращении дальнейшего появления схожих негативных аномалий в мире.

Работа над освещением и решением социальных проблем ‒ это важная и трудоемкая деятельность, которая требует большого количества времени и сил, а также креативной подачи материала. Одной из эффективных форм воздействия на общественность является социальная реклама, то есть вид коммуникации, который ориентируется на привлечение внимания аудитории к проблемам и нравственным ценностям общества.

Она представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. К задачам социальной рекламы можно отнести:

1. Привлечение внимания к злободневным проблемам общественной жизни и побуждение населения к их решению.

2. Формирование общественного мнения.

3. Создание позитивного отношения к государственным структурам.

4. Укрепление социально значимых институтов гражданского общества.

5. Изменение поведенческой модели общества.

6. Формирование жизненных ценностей и приоритетов.

Социальная реклама не только выполняет информационную и воспитательную функции, но и отстаивает интересы уязвимых групп населения (детей, пожилых людей, инвалидов) и общества в целом, а также является связующим звеном жизнеобеспечивающей системы (например, охрана окружающей среды и животных).

Социальная реклама в Америке ‒ это проявление доброй воли общества. Она несет в себе сообщение, которое пропагандирует какое-либо позитивное явление. Ее создатели хотят не просто освещать и решать социальные проблемы, но и выработать новую систему ценностей, с помощью которой можно достичь общественного согласия и изменить мир к лучшему .

Помимо рекламы к способам привлечения внимания населения к социальной проблематике можно отнести социальные акции, которые также являются одним из эффективных инструментов социальной журналистики. С их помощью журналисты не только освещают события, но и находят пути решения социально значимых проблем, а также воздействуют на органы власти, аккумулируют усилия организаций, фондов и общества.

Социальные акции ‒ это система организационных мероприятий, главная цель которых — заострить внимание общественности на существующих социальных проблемах, вызвать интерес публики и побудить ее к активному участию в преодолении данных негативных факторов.

С точки зрения используемых технологий социальные акции можно классифицировать как:

1. Медийные (для их реализации используются только СМИ).

2. Коммуникационные (для реализации используются не только СМИ, но и дополнительные коммуникационные ресурсы: листовки, средства наглядной агитации и т. д.).

3. Комплексные (для реализации целей используются специальные мероприятия: шествия, забастовки и т. д.).

В отличие от социальной рекламы, которая привлекает внимание населения и побуждает его к какому-либо действию в неопределенное время, социальные акции позволяют сделать «мгновенный выбор» между участием в решении социальной проблемы или игнорированием ее. С их помощью человек не откладывает решение негативных ситуаций «на завтра», а изменяет и улучшает жизнь общества в данный промежуток времени. Исходя из этого можно сделать вывод, что социальные акции ‒ это эффективный способ продвижения социальных проблем в массы и результативный вариант решения негативных аномалий.

Представленные способы продвижения социальных проблем активно взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Они позволяют оперативно освещать негативные аномалии, знакомить общество с социальными проблемами, а также устранять или предотвращать их повторное появление, тем самым улучшая жизнь общества.

Библиографический список

1. Бове, К. Л. Современная реклама / К. Л. Бове, Ф. У. Аренс. ‒ М. : Догвань, 2010. ‒ 704 с.

2. Корконосенко, С. Г. Основы теории журналистики / С. Г. Корконосенко. ‒ СПб. : Знание, 2003. ‒ 272 с.

3. Михайлов, С. А. Современная зарубежная журналистика / С. А. Михайлов, А. Ю. Быков. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 366 с.

4. Осипов, Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М. : Норма, 2008. ‒ 608 с.

5. Прутцков, Г. В. Введение в мировую журналистику / Г. В. Прутцков. ‒ М. : Аспект Пресс, 2013. ‒ 432 с.

Основываясьна логических исследованиях1,посвящённых анализу во-

просно- ответной практики, можно выделитьследующие функции вопроса:

а)к о н т р о л и р у ю щ а я функция заусвоением знаний («контроль­ныевопросы», «экзаменационные вопросы»);

б) с и с т е м а т и з и р у ю щ а я функцияпри упорядочивании, рас­положенииматериала (написание конспектов,рефератов, курсовых и ди­пломныхработ, плана ответа);

в) к р и т и ч е с к а я функция при поискеновых, подчас противореча­щих здравомусмыслу и общепринятым представлениямрешений. Со­мнение, несогласие,возражение означают «Знак вопроса».По призна­нию Коперника, главнойпроблемой для него было не небо, котороеон изучал, а авторитет Аристотеля вастрономии. Только отважившись на рядкритических вопросов, Коперник смог»оставовить Солнце и сдви­нуть Землю».

г) п с и х о л о г и ч е с к а я функцияпозволяетпривлекать внимание кглавному («Кто создатель кибернетики?»)или оказыватьэмоциональное воздействие(«Молилась ли ты на ночь, Дездемона ?»).

Этии другие функции вопроса реализуютсяв дискуссиях, в учебной практике, внаучном познании, в практическойдеятельности людей.

3.3.3. Виды вопросов

Вопросыможно делить по разным основаниям.Наиболее важными вида­ми вопросовявляются:

>п о с ф е р е п р и м е н е н и я

^п о ц е л и

  • вопросыуправления;

  • вопросыэкономики;

  • вопросыздравоохранения;

  • вопросыпсихологии;

  • вопросыпедагогики и т. д.

Вопросыформулируются с целью:

  • узнатьили уточнить что-либо;

  • объяснитьчто-либо;

  • решитьзадачу,проблему;

  • подуматьо чем-либо. К ним относятся, например,вечные во­просы философии «Какустроен мир?», «В чем смысл жизни?», накоторые каждая эпоха отвечает по-своему.Их смысл и ценность в самом вопрошании.Степень тре­бовательности в разныхвопросах различна.

какойсегодня день недели? сколько букв вслове «типогра­фия»?

какдоказывается теорема Пи­фагора?

почемудети любят спраши­вать? и др.

>п о п о л н о т е-узловые и наводящие.Ответ на

узловыевопросы прямо и полно раскрывает тему.Наводящие во­просы подготавливаютответ, приближают к нему. Например,вопрос «Каков атомный вес водо­рода?»является узловым, а наво­дящими будутвопросы: «По ка­кому логическомупринципу по­строена периодическаясистема химических элементов?», «Как икем она была открыта?» и др.

  • главныеи второстепенные. Главныевопросы составляют основу ответа, авторостепенные играют вспо­могательнуюроль. Например, главным является вопрос»Когда Греция освобо­дилась отосманского ига?», а второ­степенными:»Какое отношение к этому имеет смертьБайрона?», «Где и когда он погиб?» и др.

  • >п о

    во п р о с и т е л ь н ы м с л о в а м

    >п о

    зн а ч и м о с т и

    >п о с о с т а в у и л и

    ст р у к т у р е

    простыеи сложные.Простые вопросыпредполагают один ответ, а сложныенесколько, в зависимости от сложностивопроса (в количественном отношении).Так, форму простого во­проса имеетследующее предложение: «Кто не сдаллабораторную работу?», а предложение:»Кто не сдал лаборатор­ную работу икогда последний срок её сдачи?» выражаетсложный, в данном

случае»двойной» вопрос.

>п о с т е п е н и с л о ж н о с т и

>п о

ко н к р е т н о с т и

  • простыеи сложные.Поинтел­лектуальному уровню вопросыразли­чаются на простые (не требующиеспе­циальной подготовки, «популярныево­просы») и сложные, требующиеспеци­альных знаний. Так, предыдущиепри­меры можно отнести к простым посте­пени сложности вопросам. Это -обыч­ные вопросы учебной практики.А во­прос: «Кто может пояснить смыслтер­мина «контроллер»? » уже относитсяк специальной области и являетсяслож­нее предыдущего.

  • открытые(общие, нерегистри- рующие) изакрытые(конкретные, регистрирующие). Открытыевопросы не предполагают однозначногоответа. Их семантика не определена.Напри­мер: «Что вы знаете о греческоймифо­логии?» Закрытый вопрос требуетод­нозначного ответа: «Как называетсяостров, в названии которого нет ниод­ной гласной буквы?»

Выделяюти другие виды вопросов. Например,уточняющие,которые на­чинаются со слов: «Правда,что …?», «Действительноли…?».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *