Позитивная мотивация

Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от».

Позитивная мотивация, стремление, основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. На отрицательных — негативная мотивация, избегание.

«Если я разберу на столе, я получу конфету» — положительная, позитивная мотивация. «Если я разберу на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» — отрицательная, негативная мотивация. Вариант «если я не буду баловаться, то получу конфету» — промежуточный, тут есть положительный стимул, но негативно поставлена цель.

Какую мотивацию когда лучше использовать

Метод наказания (проще — наказание) применяется широко, но наказания малоэффективны в отношении свободных существ (дельфинам, взрослым детям, мужу и жене): все свободные быстро уходят из области, где их наказывают. Впрочем, если возникают привязанности, существо ранее свободное терпит и наказания. При этом отрицательные подкрепления для свободных существ вполне подходят и эффективны.

Позитивная и негативная мотивация обычно используется одновременно. Позитивная мотивация привлекательна, но ненадежна: ничто не гарантирует, что человек в какой-то момент не отвлечется, не остановится или не пойдет в сторону. Негативная мотивация «более плотная», границу «сюда не ходи» ставит жестче, но такая мотивация чаще вызывает протест, поскольку она неприятна, менее экологична и более энергоемка.

С горячей сковородой аккуратны все, обжечься не хочется никому, но все время делать дела на страхе — желающих нет.

Негативная мотивация обычно легче в исполнении. Уговаривать — долго, а прикрикнул — услышат сразу. К сожалению, негативная мотивация говорит только «что не надо», а как надо — не говорит. И вас могут понять неправильно. Кроме того, негативная мотивация с течением времени требует усиления. К ней, как и к позитивной мотивации, привыкают, и за окриками идут шлепки, за шлепками — подзатыльники и так далее до тупика, когда ничего уже не помогает, когда «как об стенку горох».

Позитивная мотивация ситуативно не так энергитизирует, но ее использование более перспективно: она сохраняется на более долгий срок.

Основные виды позитивной и негативной мотивации

Как позитивная, так и негативная мотивация может быть внутренней и внешней, мотивацией извне и мотивацией изнутри, подробнее см. Виды мотивации. Если разбирать основные виды искусственно создаваемой позитивной и негативной мотивации, то это метод подкрепления (положительного и отрицательного) и метод наград и наказаний.

Обычно под желаниями понимают положительное влечение. Желаю чего-то — влекусь к чему-то. Таким образом, желания создают позитивную мотивацию, В этом смысле говорят, что «вызвать желание» радикально отличается от «заставить» и противоположно ему.

Страх, когда он только блокирует желание, желанием не является. Но в другой ситуации страх может вызывать желание избежать чего-либо, влечение от…, и тогда страх порождает негативную мотивацию. В такой ситуации «заставить» значит то же, что вызвать желание: вызвать желание избежать неприятности…

Группа местных авторитетов сформулировала предложения, от которых было невозможно отказаться…

Самомотивация

Самомотивация тоже может быть позитивной и негативной. Лучше, когда основная мотивация — позитивная. Но это не значит, что негативную мотивацию нельзя использовать. Можно, но главное, чтобы основной фон был все же позитивным.

Физиологически, у тех, кто работает на позитивной мотивации активнее вырабатваются гормоны «счастья».

Распространенность мотивации позитивной и негативной

Мнение Анны Андриановой

Боюсь, что в 89% населения живут в состоянии внутреннего кризиса: по старому больше невозможно, а как по новому неизвестно. Вот так люди и начинают читать развивающие книги, или ходить на группы и тренинги. Мотив испытать радость, увы, намного слабее мотива избежать боли. Как правило, люди идут не к чему-то, а от чего-то. Ходят на работу не потому что хотят на нее пойти, а потому что боятся того что случится, если они перестанут на нее ходить. Ходят на развивающие кружки и читают книги скорее от скуки, чем испытывая стремление к развитию. Только проблема, которую нужно решать, побуждает людей узнать ее причину и вырасти над ней, то есть развить себя до такой степени, чтобы эта проблема перестала быть проблемой. Про то, как люди попадают в личностное и духовное развитие, вообще рассуждать не приходится, тут все понятно: духовность мужчины появляется вследствие понижения потенции и финансовых поступлений, а женщина занимается личностным и духовным развитием от тотальной неудовлетворенности жизнью и собой. Многие устали жить, и развитие для них — просто замена телевизора.

Клуб distant-nik
Кураторы Клуба

27 августа 2019

Многие работодатели задаются вопросом, как эффективно мотивировать подчиненных. В конце концов, мотивация персонала должна приносить компании одни преимущества. Благодаря этому можно рассчитывать на повышение эффективности и результативности.

Мотивация — это действие, которое заставляет человека исполнять то, что от него требуется, и он сам от этого получает определенные выгоды (материальные или нематериальные). Стоит также учесть, что конкретно мотивирует сотрудников. Из-за того, что люди все очень разные, одинаковые мотивирующие факторы могут работать не для всех. Достаточно трудно определить один общий тип мотивации, который будет успешным всегда.

Большинство специалистов склоняются к мысли, что существует позитивная и негативная мотивация.

Положительная мотивация

Это своего рода внешняя мотивация работников, при которой работодатель использует разветвленную систему призов и похвал. Сотрудники знают, что своевременное и качественное выполнение обязанностей, участие в жизни компании, внедрение инновационных идей, а также оказание помощи коллегам будет вознаграждено. Чаще всего успех оценивается материально – премией, дополнительной оплатой, бонусами. Во многих ситуациях простое упоминание на собрании о том, что сотрудник достиг определенного успеха, может стать стимулом для еще лучшей работы. Человек знает, что его усилия замечены, и он работал не зря. Словесные похвалы также хороший способ мотивировать подчиненных. Каждый должен осознавать, что то, что он делает — ценится.

Работодатели должны помнить, что работник, которого хвалят за его достижения, будет стремиться к еще лучшим результатам и быть лояльным к компании. Сотрудники будут заинтересованы работать в такой фирме как можно дольше, это позволит инвестировать в их развитие путем оплаты обучения и курсов. Позитивная мотивация сотрудников развивает компанию.

Негативная мотивация

Второй тип мотивации — это негативная мотивация. Некоторые называют ее «методом кнута». Она основана на запугивании и страхе. Работник выполняет свои обязанности не потому, что хочет, а потому, что в противном случае он будет наказан дисциплинарными беседами с вышестоящими и, возможно, даже унижен на общем собрании. В этой ситуации атмосфера на работе плохая, и сотрудники испытывают стресс чувствуют, что их не уважают. Чаще всего люди быстро понимают, что в таких условиях трудно работать, и начинают искать новое место трудоустройства где они будут чувствовать себя более ценными и уважаемыми.

Работодатель должен помнить, что негативная мотивация не влияет на повышение эффективности. Подчиненные обычно трудятся как можно меньше, у них нет желания для новых идей, они не хотят внедрять какие-либо инновации.

Позитивная и негативная мотивация — какой метод более эффективен

На большинстве предприятий чаще используется позитивный способ мотивации. Однако лучше всего найти так называемую «золотую середину», когда сотрудники знают, что их будут ценить за достижения. Но они не могут «почивать на лаврах» и расслабляться, потому что в этом случае могут быть наказаны. Трудно однозначно сказать, какой метод является более эффективным. Начальник должен оценить, какая мотивация лучше подходит для каждого сотрудника.

Также стоит помнить, что существуют определенные факторы, которые могут достаточно сильно демотивировать персонал. К ним относятся: нечеткое разделение обязанностей, слишком много задач для выполнения, предпочтение другим сотрудникам, чрезмерная концентрация на ошибках, неприятная атмосфера на работе и, прежде всего, отсутствие возможностей для развития. Работодатель должен избегать этого, благодаря чему его подчиненные будут более охотно действовать в пользу компании.

Негативная мотивация — это побуждения, вызывающиеся осознанием неудобств, наказаний, которые могут иметь место в случае невыполнения работы. Предвидение неприятностей, связанных с работой, и стремление их избежать — важнейшие стимуляторы активности при действии негативной мотивации. Цель работников — снизить угрозу и вызываемый ею страх, что побуждает действовать в соответствии с требованиями руководителя. Особенности негативной мотивации:

  • высокая вероятность наказания определяет соответствующие ожидания и поведение. Чем больше вероятность наказания, тем выше частота избегания действий, вызывающих наказание;
  • негативная мотивация более действенна, если ее применяют сразу после нежелательных действий сотрудника, а не в отсроченной перспективе. Чем отдаленнее во времени негативные санкции, тем меньшее влияние они оказывают на поведение сотрудника;
  • максимальный эффект дает сочетание негативных санкций с позитивным подкреплением, то есть двусторонняя мотивация. Работник не выполнил план и за это был лишен премии, но у него хорошие способности и перспективы достичь высоких показателей в работе. Лишение премии для него — негативное подкрепление, а позитивным в данном случае будет ободрение работника, выраженная убежденность в том, что он выполнит план;
  • эффект воздействия негативной санкции на работника зависит от количества потребностей, которые в результате ее применения не были удовлетворены, и их значимости для данного работника. Неудовлетворение физиологических потребностей (1 уровень по Маслоу), как правило, оказывает наиболее сильное воздействие.

Замечания, неодобрение, выговор, чувство вины, страха, несомненно, оказывают определенное мотивационное воздействие. Однако негативные санкции не всегда имеют достаточное влияние на персонал. Поэтому следует учитывать недостатки негативной мотивации.

  1. Наказание стимулирует к деятельности только в период действия угрозы.
  2. Негативные санкции могут нарушать нормальное поведение работников, вызывать негативизм в их отношении к руководителю. Даже ожидание наказания может провоцировать состояние повышенной тревожности (у сотрудников тревожно-мнительного типа).
  3. Негативные санкции могут привести к имитации деятельности.
  4. Негативная мотивация может подкреплять негативное поведение работника, служить дополнительным способом выделиться в коллективе, повысить самооценку (например, у людей с истероидной акцентуацией характера).

Мотивация страхом имеет слишком много негативных последствий, чтобы быть успешной в реальной практике. В такой ситуации работники испытывают постоянный внутренний стресс, в результате чего снижается не только качество работы, но и наносится реальный вред здоровью людей. Более того, формируется определенный тип сотрудников, которые не способны принимать самостоятельные решения, боясь ошибиться.

Многие руководители играют на психологии страха и вины подчиненных. Но в этом проявляется и проблема самих руководителей, их психологической неподготовленности, а зачастую и повышенной тревожности, неуверенности, непонимания людей и недоверия к ним. Это говорит о необходимости подготовки руководителей в психологическом отношении.

Что же выбрать: кнут или пряник? Над ответом на этот почти философский, а на деле очень практичный вопрос задумываются большинство предпринимателей-руководителей. И находят весьма поучительные ответы.

Яна Дубейковская (агентство «Кадровый банк Екатеринбурга») рекомендует: «Если вы решили серьезно разработать и внедрить систему поощрений и наказаний (пряника и кнута), вам необходимо ответить на несколько ключевых вопросов.

Во-первых, кто вам симпатичнее в личностном и производственном смысле: люди с заниженной самооценкой, которые не создают управленческих проблем и терпеливо исполняют все ваши поручения, или люди с достаточно высокой самооценкой, обсуждающие ваши поручения в том случае, если считают их спорными.

Во-вторых, каким образом следует дифференцировать мотива-ционную систему в зависимости от разных групп сотрудников. Например, для сотрудников, работа которых предполагает инициативу и самостоятельность (менеджеры, торговые представители и т.д.), не рекомендуется система с эксплуатацией чувства страха и наказания за малейшее отступление от должностной инструкции, в то время как для другой группы сотрудников такая система может быть вполне эффективной.

В-третьих, выберите одну из двух основных методик поощрения и наказания: публичную или личностную (внешнюю или внутреннюю). Если на вашем предприятии политика в работе с персоналом строится на основе публичности и коллективности, то уместными будут такие способы наказания, как постановка на вид, выговор на общем собрании коллектива и т.д. Если же вы придерживаетесь «точечной» политики в работе с подчиненными (то есть строите со всеми индивидуальные взаимоотношения) и сотрудники работают именно «на вас», то более уместным способом поощрения или наказания будет личная похвала или выражение претензий в личном разговоре.

В-четвертых, продумайте баланс материальных и нематериальных (моральных) видов поощрения и наказания. Люди редко психологически ориентированы только на деньги. Как только средняя потребность в материальном обеспечении жизни удовлетворяется, на первый план выходят потребности более «высокого» порядка, например, профессиональная и личностная самооценка. В этом случае более уместными и мотивирующими оказываются такие виды поощрений, как благодарность, повышение по службе и т.д.».

Противоположностью негативной мотивации является позитивная (положительная). К ней относится любое выражение благодарности, внимания, денежные премии, вознаграждения, повышение по службе и т.д.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *