Понятие эмпатии

Сам термин «эмпатия» был введен Э. Титченером, обобщившим развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Само слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia», что в переводе означает «сопереживание». Но, тем не менее, в литературе существует множество интерпретаций понятия «эмпатия». Например, в школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными. Липпс трактует эмпатию как восприятие эстетического объекта – это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта – эстетического наслаждения, вчувствование в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним (Гаврилова Т.П., 1975). Иган Дж. (2000) рассматривает эмпатию как способ психологического анализа, который позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации. Он полагает, что эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передавать ему это понимание. Петровский А.В. (1995) дает подобное определение эмпатии: «Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть эмпатия представляет собой постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания». А в психологии межличностных отношений и психологии личности наиболее распространенным определением эмпатии является определение, предложенное Даймондом: «Эмпатия – это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». В современной же психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания.

Говоря об эмпатии, нельзя не вспомнить К. Роджерса. Одно из его ранних определений «эмпатии» заключалось в следующем: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.» (1975). Позднее К. Роджерс описывает эмпатию как процесс: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание получаемых ответов. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.» (1975).

Таким образом, обобщив существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:

  1. Понимание чувств и потребностей другого человека;

  2. Вчувствование в событие, объект искусства, природу;

  3. Аффективная связь с другим человеком, разделение состояния другого человека или группы;

  4. Свойство психотерапевта.

Известно, что существуют различные виды эмпатии. И, проанализировав работы, посвященные феномену эмпатии, мы видим следующие ее виды, которые выделяет большинство авторов (Петровский А.В., 1995; краткий психологический словарь, 1999; Иган Дж, 2000 и др.):

  • Эмоциональная эмпатия основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.

  • Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах – сравнение, аналогия и т. п.

  • Предикативная эмпатия проявляется, как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

  • В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие – это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Кроме того, в литературе можно найти упоминания о каналах эмпатии, которые показывают значимость конкретного параметра в ее структуре (Бойко В.В., 2001):

  1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

  2. Эмоциональный канал эмпатии характеризует способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание играют роль связующего звена между людьми.

  3. Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

  4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
    Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убеждает себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

  5. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

  6. Идентификация — важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого с помощью сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Кроме того, во многих источниках авторами подчеркивается одна важная особенность процесса эмпатии, которая отличает ее от других видов понимания, таких как идентификация, принятие ролей и т.п. — это слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Alexander F. (1937), в свою очередь, установил, что степень эмпатической включенности в мир другого человека может быть различной. И поскольку эмпатия – это навык, ей можно научиться. Alexander F. считает, что сообщение понимания необязательно предполагает выражение посредством слов. Имея достаточно времени, люди могут создать то, что называется «эмпатические отношения», в которых понимание сообщается с помощью множества разнообразных, иногда едва уловимых, невербальных способов (взгляда, жеста и т.п.). Кроме того, эмпатическая способность индивидов возрастает с увеличением жизненного опыта. К тому же, эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

На основе идеи Alexander F. в современной литературе можно выделить три уровня эмпатии, которые человек приобретает в течении жизни посредством общения с окружающими его людьми (Иган Дж., 2000; Аграмакова Л.М., 2000 и др.):

  • самый глубокий уровень – это «способ бытия» (way of being), способ «быть вместе» с другим человеком, способ понимания нюансов и сложностей его внутреннего мира;

  • второй уровень — эмпатия как способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с людьми как клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна;

  • последний уровень – это эмпатия как коммуникативный навык, использованию которого можно научиться; но технология сообщения эмпатии будет бесполезна до тех пор, пока она не будет выражением способа бытия консультанта, то есть эмпатирующего.

Еще об одной важной особенности эмпатии говорит в своей теории Аграмакова Л.М. (2000). Она полагает, что феномен эмпатии может быть представлен как на подсознательном, так и на сознательном уровнях. На подсознательном уровне эмпатия имеет импульсивный характер и выступает в виде инстинкта сопереживания. На сознательном уровне эмпатическое понимание носит регулируемый характер и проявляется у одних людей в развитии общих интеллектуальных способностей, у других – как сопереживание и прочие нравственные качества, а у третьих наблюдается оптимальное сочетание того и другого. Эмпатия тесно связана со структурой личности индивида, системой присущих ему ценностей. Аграмакова Л.М. предполагает, что сопереживание генетически более ранняя форма и более характерно для младших школьников. Сочувствие как более сложная форма развития сознания появляется позднее и характерно для подросткового возраста. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником его нравственного развития.

Наталья Дефуа «Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии»

Для полноценного общения с окружающими людьми человек должен уметь понимать их чувства и переживания. Это является залогом построения крепких отношений в социуме. Способность, которая позволяет человеку разделять эмоции других людей, называется эмпатией. Давайте рассмотрим, что представляет собой эмпатия, чем она полезна, и можно ли ее развить.

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность человека воспринимать чувства и эмоции других людей, при этом не отождествляя их со своими собственными. В переводе с греческого слово «эмпатия» означает «сопереживание». Термин «эмпатия» появился в психологии благодаря американскому ученому-психологу Эдварду Титчнеру, который занимался исследованием этого явления и составил классификацию принципов эмпатии.

Людей, имеющих способность к сопереживанию, называют эмпатами. Эта способность у каждого выражена в разной степени – от слабой до очень сильной. Некоторые эмпаты настолько сильно вовлекаются в переживания другого человека, что целиком поглощаются ими, и начинают воспринимать чужие эмоции, как свои собственные. Но большинство эмпатов могут сопереживать другому человеку, не перенося его ощущения на себя.

Эмпатия – это очень ценное качество для представителей таких профессий, как врач, педагог, психолог, психотерапевт, менеджер по персоналу, руководитель предприятия, следователь и др. Практически все профессии, ориентированные на общение с людьми, требуют наличия той или иной степени эмпатии, умения понять и почувствовать внутреннее состояние другого человека.

Виды и уровни эмпатии

Эдвард Титчнер выделил несколько видов эмпатии – эмоциональную, когнитивную и предикативную. Рассмотрим их более подробно.

  • Эмоциональная. Этот вид эмпатии основан на склонности человека подражать эмоциям того, кто находится рядом с ним, сочувствовать ему, проецируя его переживания на себя самого. Большая часть человеческого общения строится именно на этом виде сопереживания.
  • Когнитивная. В этом случае эмпат может не только чувствовать переживания другого человека, но и воспринимать их с позиции разума – анализировать, находить закономерности, сравнивать. Это дает возможность понять собеседника более глубоко.
  • Предикативная. Этот вид эмпатии позволяет предугадывать реакцию человека на ту или иную ситуацию. Эмпат может мысленно поставить себя на место своего собеседника и понять, какие чувства и переживания вызовет у него какая-либо ситуация.

Помимо видов, существуют еще и уровни эмпатии, каждый из которых характеризует то, насколько конкретный человек способен к сочувствию.

  • Низкий уровень. Люди с низким уровнем эмпатии неспособны воспринимать переживания других людей. Они сконцентрированы только на собственных чувствах и эмоциях, поэтому им трудно понять, что ощущает другой человек. Таких людей называют эмоционально черствыми. Обычно они стараются отгородиться от окружающих, их круг общения весьма узок.
  • Средний уровень. Большинство людей обладают средним уровнем эмпатии. На этом уровне человек способен понять переживания других, но при этом остается равнодушным к их проблемам. Только близкие люди вызывают у него искреннее сочувствие и желание помочь.
  • Высокий уровень. Высокий уровень сопереживания позволяет человеку хорошо понимать и чувствовать эмоции других людей, но при этом он умеет не проецировать их на себя. Такие люди, как правило, коммуникабельны и легко идут на контакт. Обладая высоким уровнем эмпатии, они ждут такого же проявления от окружающих людей.
  • Повышенный уровень. Люди с повышенным уровнем эмпатии встречаются довольно редко. Их особенностью является умение переживать чужие эмоции, как свои собственные. Из-за этого у человека возникает масса проблем в жизни. Он очень раним, и часто испытывает чувство вины. Однако если человеку удается совладать с повышенным уровнем сопереживания, из него может получиться отличный специалист в области медицины или психологии.

Плюсы и минусы эмпатии

Как и любое явление, эмпатия может оказывать пользу, а может и причинять вред человеку. Итак, какие же плюсы и минусы можно выделить у способности к сопереживанию?

Плюсы:

  • благодаря способности к пониманию окружающих, человек может стать хорошим специалистом в любой сфере деятельности, связанной с людьми;
  • умение мыслить нестандартно и находить оригинальные решения;
  • способность оказывать поддержку и помощь другим людям;
  • способность распознавать ложь и неискренность;
  • умение эффективно улаживать конфликты или избегать их.

Минусы:

  • неумение проявить здоровую агрессию в случае необходимости;
  • эмоциональное выгорание;
  • постоянное переживание из-за чужих проблем;
  • склонность к психическим расстройствам;
  • другие люди могут начать пользоваться добротой человека;
  • повышенная тревожность и ранимость.

Как развить эмпатию?

Эмпатия – является врожденным чувством и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей. С возрастом способность к сопереживанию может либо усилиться, либо, наоборот, ослабнуть. Ее легко развить у детей младшего возраста, если научить ребенка сочувствовать другим людям и животным, понимать чужую боль и страдания.

Доверительные и теплые отношения между членами семьи способствуют повышению уровня эмпатии у ребенка. Если взрослые учат малыша любить природу, бережно относиться к животным и растениям, объясняют, что каждое живое существо испытывает боль и может нуждаться в помощи, ребенок сможет развить в себе способность к сопереживанию.

Существуют упражнения, помогающие в развитии эмпатии. Они подходят как для детей, так и для взрослых, желающих повысить свой уровень способности к сопереживанию. Выполняются они в группе, состоящей из нескольких человек. Можно тренироваться вдвоем.

Упражнение 1

Для выполнения упражнения понадобятся карточки, на которых необходимо написать названия разных эмоций – радость, гнев, печаль, недоумение, удивление и т. д. Затем карточки раздаются участникам. Каждый из них должен жестами и мимикой изобразить эмоцию, которая указана в его карточке. Остальные участники должны угадать, какую именно эмоцию пытается показать человек.

Упражнение 2

Участники разделяются на пары. Один из них берет на себя роль обезьяны, а другой – зеркала. «Обезьяна» должна кривляться, гримасничать и изображать любые эмоции и чувства. Задача «Зеркала» – как можно точнее их повторять.

Упражнение 3

Один из участников должен взять в руки телефон (или представить, что у него в руках телефон) и начать вести разговор с воображаемым собеседником. Перед началом разговора он задумывает, с кем будет «беседовать», но не сообщает об этом другим. Задача остальных участников состоит в том, чтобы угадать, кто является собеседником (жена, друг, начальник, клиент, мать, ребенок и т. д.).

Эмпатия – это очень полезное качество и его можно и нужно развивать. Однако следует понимать, что слишком глубокое погружение в проблемы и переживания других людей может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый эмпат должен научиться сочувствовать другому человеку, не проецируя его эмоции и чувства на себя. Умение различать свои и чужие проблемы – это залог эмоциональной стабильности эмпата.

Теодор Липпс был одним из любимых философов Зигмунда Фрейда и тоже очень интересной личностью. Липпс отвечал на вопрос, который был в это время одним из очень важных для философов: как возможно познание другого сознания? Если мы имеем в наличии только наше собственное сознание, как мы можем понимать других? Как мы понимаем чужое сознание?

Липпс отвечал так: когда я вижу состояние или действие другого человека, а также еще картину или какое-то явление природы (он это расширял), во мне возникает бессознательная имитация внешних проявлений, просыпаются определенные кинестетические ощущения, которые по закону ассоциации вызывают к жизни какие-то чувства, другие ощущения, и вот я уже это вкладываю в другого человека, проецирую на него, считаю, что он это испытывает, это чувствует.

Звучит очень знакомо — похоже на современных нейроученых. А вот Липпса тогда очень за это критиковали. Феноменологи — Гуссерль, Макс Шелер и другие — считали, что это совершенно лишнее, что незачем сюда добавлять какую-то физиологию, какие-то кинестетические ощущения. И сейчас Теодор Липпс отмщен. Феноменологи, конечно, его критиковали, но сами это понятие широко использовали. Например, Эдмунд Гуссерль в одной из своих последних работ написал, что люди — это монады, но монады имеют окна и это окна вчувствования. Его ученица Эдит Штайн в 1913 году написала первую в истории диссертацию по эмпатии и дала до сих пор популярное определение: эмпатия — это переживание чужого сознания.

У дискуссии о возможности познания чужого сознания был и другой аспект, методологический. Как возможна психология? Психология как наука о чужих сознаниях. И вот Вильгельм Дильтей, который представил свой проект новой психологии, не естественно-научной, предметом такой психологии считал переживание — переживание не в узком, житейском смысле («я за тебя переживаю»), а переживание как субъективную сторону проживания жизни. И если переживания являются предметом психологии, то методом психологии должно быть сопереживание. Он говорил и о вчувствовании, и о постановке на место другого, и о симпатии. Но общее слово — сопереживание — идет от Дильтея.

Эту логику эмпатии как метода подхватил Карл Ясперс, в то время еще психиатр, а не экзистенциальный философ. В своей книге он включает эмпатию в систему методов феноменологической психиатрии. Позже в этой же логике будет разрабатывать методологические вопросы и психоаналитик Хайнц Кохут — переживание как предмет и эмпатия, сопереживание как метод.

В 1920–1930-е годы интерес к вчувствованию падает. Слово «эмпатия» еще практически не употребляется, вчувствование постепенно сходит на нет. Но в это время активно идет разработка тематики, которая во второй половине века включится в проблематику эмпатии.

Во-первых, это теория Пиаже о децентрации, о том, как ребенок преодолевает свой эгоцентризм, способен встать на позицию другого, увидеть мир глазами другого. Во-вторых, очень популярны в это время теории симпатии — симпатии как социального клея, соединяющего людей. Это чувства жалости, дружелюбия, сочувствия, сострадания, собственно симпатии. Эти исследования активно идут, и во второй половине XX века это станет проблематикой под именем «эмпатия».

Хотя были серьезные споры о том, стоит ли объединять эмпатию как понимание и эмпатию как отношение, как отклик. Но все же мне это кажется очень важным, на настоящий момент утвердилось видение эмпатии как двуединого понятия. Эмпатия — это и познание, и отношение. Эмпатическое понимание, основанное на сопереживании, и наш отклик на переживания другого, наши чувства в ответ на переживания другого. Удерживать такое единство понятия возможно за счет социального контекста, за счет ориентированности эмпатии на другого человека, на его благо.

Такой смысл, как мне кажется, в наибольшей степени был реализован в теории и практике Карла Роджерса, поэтому так велик его вклад. По его мнению, эмпатическое понимание — это и есть особое отношение. Если терапевт, по Роджерсу, проявляет эмпатию, то практически неизбежны позитивные личностные изменения клиента. Эмпатия является одним из трех необходимых и достаточных условий терапевтических изменений. Но дальше Роджерс расширяет и говорит о том, что эмпатия является вообще необходимым и достаточным условием личностного развития и роста вообще.

Под эмпатией в психологической науке понимается способность воспринимать проблемы окружающих людей как свои собственные, при этом проявляя сопереживание. Развитое чувство эмпатии делает человека чутким, бескорыстным и отзывчивым. Надо признать, далеко не каждая личность способна на подобные переживания. Некоторые индивиды, напротив, настолько сосредоточены на самих себе, что проблемы других людей определенно перестают их волновать. Чтобы прийти в состояние эмпатии, нужно быть определенно самодостаточной личностью. Рассмотрим подробнее составляющие этого понятия.

Уровни эмпатии указывают на то, насколько это качество проявлено у конкретного индивида. В психологической науке принято выделять основные три. Таким образом, можно постараться проанализировать собственные поступки и действия.

Низкий уровень

Низкий уровень эмпатии часто имеет место быть у равнодушных людей, которых мало трогают страдания окружающих. Он указывает на то, что индивиды привыкли заботиться только о себе. У них сформировалась привычка не обращать внимания на эмоциональное состояние тех, кто находится рядом. Эти люди обычно целиком погружаются в какие-то повседневные дела и мало времени уделяют эмоциям. Даже собственные чувства у них за редким исключением остаются достаточно неосознаваемыми и нераскрытыми. Человек может долгое время не понимать, что с ним происходит, отрицать свои чувства и проявлять нетерпимость к слабостям окружающих. Низкий уровень эмпатии не позволяет сопереживать людям, участвовать в беседах, где чувства проявляются наиболее активно. Духовная сторона личности развивается слабо, поскольку у человека отсутствует стремление анализировать собственные поступки.

Средний уровень

Имеют большинство людей вне зависимости от профессиональной деятельности и занимаемой должности. Средний уровень эмпатии характеризуется умением оказать поддержку в нужный момент. Люди в основной своей массе умеют слушать друг друга. Понимание рождается из схожего опыта, когда один человек ясно представляет себе, что в данный момент испытывает другой. Средний уровень эмпатии означает, что личность вполне способна понять переживания другого индивида. Однако постоянно фокусировать внимание только лишь на этих мыслях она не станет. Большинство людей способны утешить и оказать своевременную поддержку, при этом особенно не погружаясь в чужие проблемы. Так срабатывает реакция психологической защиты: каждого в первую очередь заботят свои собственные обстоятельства, а трудности случаются у всех.

Высокий уровень

Высокий уровень эмпатии проявляется стремлением быть максимально полезным окружающим. Такой человек действительно переживает, если на его глазах с кем-то несправедливо обошлись. Индивид старается чем-то помочь в любом случае, вне зависимости от того, удобно ли это ему самому или нет. Он предпочитает взаимодействовать с людьми осторожно, чтобы исключить всякую возможность обидеть собеседника. Высокий уровень эмпатии отмечается у сравнительно небольшого числа людей. Ведь для того, чтобы сделать сопереживание важной составляющей своей жизни, нужно научиться думать не только о себе. В основном люди настолько сильно погружены в свои проблемы, что не находят моральных сил для того, чтобы долгое время концентрироваться на переживаниях окружающих.

В психологии принято выделять несколько основных видов эмпатии. Все они тесным образом связаны друг с другом и способствуют раскрытию душевных сил. Эти виды эмпатии затрагивают отношения с другими людьми. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная эмпатия

Подразумевает, что мы подключаемся к чувствам другого человека и начинаем воспринимать их как свои собственные. Достичь такого состояния возможно тогда, когда один человек глубоко погружается в переживания другого. При этом многие люди отмечают, что начинают испытывать ту же душевную боль и терзания, что и их собеседник. В большинстве случаев этот вид эмпатии формируется на фоне совместных переживаний. Человек только тогда способен понять другого, когда сам в той или иной степени пережил подобные эмоции в своей жизни.

Когнитивная эмпатия

Представляет собой такое сопереживание, когда мы стараемся понять оппонента путем анализа его поступков. Этот вид эмпатии характеризуется умением сравнивать, анализировать, делать определенные выводы. Чем более ответственен сам подход, тем выше эмпатия. Когда личность действительно стремится понять другого, она должна отбросить всяческие предубеждения.

Предикативная эмпатия

Вид эмпатии, который означает умение предугадывать чувства и настроения своего собеседника. Эмпатия основывается на стремлении не просто понять, но услышать истинные мотивы, побудившие оппонента поступить определенным образом. Чем сильнее будет стремление сделать что-то хорошее для другого человека, тем более ощутимым станет результат.

Проявления эмпатии

Как распознать признаки эмпатии? По каким параметрам можно определить, что человек готов быть чутким, воспринимающим и действительно отзывчивым? Истинную эмпатию распознать нетрудно. Нужно только начать внимательнее относиться к окружающим, следовать голосу собственного сердца. Рассмотрим подробнее проявления эмпатии.

Готовность прийти на помощь

Каждому из нас время от времени может потребоваться поддержка. В этом нет ничего зазорного и удивительного. Обстоятельства иногда бывают выше возможностей человека, так что, оказавшись в сложной ситуации, не мудрено и растеряться. Готовность прийти на помощь – чрезвычайно необходимое умение, которое ни в коей мере нельзя назвать лишним. Человек, который стремится оказаться действительно полезным, не способен причинить боль другому. Индивид с широкой душой на самом деле обнаруживает в себе стремление отдавать, делать добро, быть максимально полезным. Развитие эмпатии предполагает, что индивид постоянно ищет дополнительные возможности для того, чтобы оказаться полезным как можно большему количеству людей. Некоторые личности вполне отчетливо осознают, что им доставляет особенную радость приносить пользу окружающим. Таким образом, укрепляется вера в себя и собственные перспективы. Чем больше мы делаем для других, тем становимся отзывчивее, начинаем осознавать подлинную ценность собственной жизни.

Умение слушать

Во все времена это умение ценилось на вес золота и характеризовало человека с лучшей стороны. Как правило, это выражается в стремлении выслушать собеседника и дать ему полезный совет. При этом всяческие осуждения и проявления негатива отходят на второй план. Умение слушать – чрезвычайно полезный навык, который способен оценить каждый цивилизованный человек. Когда вас внимательно выслушивают, создается впечатление собственной нужности и значимости. Эмпатия рождается из стремления понять, вникнуть в определенные жизненные обстоятельства. Когда мы делимся друг с другом мыслями, которые представляют собой определенную важность, то получаем чувство глубокого внутреннего удовлетворения. Эмпатия невозможна без внимательного выслушивания. Только тогда, когда люди чувствуют, что их проблемы не безразличны окружающим, они могут быть счастливыми, оставаться внутренне удовлетворенными.

Активное сопереживание

Эмпатия характеризуется таким проявлением как сильное сопереживание. Это не просто небезразличное отношение, а подлинное участие в жизни близкого человека. Если индивид не просто понимает, что в определенной ситуации ощущает другой, но проникается всей душой, то это подлинное сопереживание. Такая личность действительно имеет все возможности для того, чтобы оказать значимую помощь и поддержку. Эмпатия предполагает, что личность окажется достаточно зрелой и самодостаточной для того, чтобы определиться со своими истинными ценностями. Способность помогать является одной из самых значимых. Если бы люди научились больше ценить заботу и покровительство, то смогли бы обрести полное удовлетворение жизнью.

Способность к рефлексии

Эмпатия заставляет человека постоянно анализировать собственные поступки. Индивид подвергает детальному рассмотрению все свои действия, которые он совершил в прошлом или только собирается совершить в будущем. Эмпатия способствует лучшему раскрытию чувств, высвобождению внутренней энергии. В этом случае индивиду становится легче понять окружающих людей. Их мысли, поступки и желания не остаются для него чем-то загадочным и неприемлемым. Способность к рефлексии – вещь довольно полезная, позволяющая анализировать происходящие события. В результате личность может делать определенные выводы, принимать решения, которые благоприятным образом влияют на душевное состояние. Рефлексия позволяет отслеживать изменения в собственном настроении и благотворно действует на возможность понимать других людей.

Таким образом, эмпатия является неотъемлемым элементом, который способствует установлению понимания между людьми. Благодаря эмпатии человек получает возможность взглянуть на ситуацию изнутри, обнаружить для себя какие-то значимые детали. Если у вас имеется какая-то проблема, связанная с взаимопониманием с другими людьми, то можно обратиться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Пытаться решать все трудности в одиночку – не лучший вариант. Работа со специалистом поможет понять значимые характеристики эмпатии, наметить конструктивные пути выхода из неудовлетворительной ситуации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *