Полиция

У этого термина существуют и другие значения, см. Полиция (значения). Запрос «Полицейский» перенаправляется сюда; о фильмах см. Полицейский (фильм). Запрос «Полицейские» перенаправляется сюда; о фильмах см. Полицейские (фильм).

Полиция

фр. Police

Руководящий орган

министерство внутренних дел

Сфера деятельности

Общественный порядок

Медиафайлы на Викискладе

Лондонский полисмен, 1915 годПолиция в ГерманииПолицейский в Неаполе

Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) — система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Характер должностных обязанностей различен в разных странах. Наиболее характерной функцией является предупреждение (предотвращение), пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и осуществление спасательных операций. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия).

Днем рождения штатной полиции в России принято считать 27 мая 1718 г., когда Петр I утвердил «Пункты, данные генерал-полицмейстеру» и был назначен первый генерал-полицмейстер северной столицы. Им стал генерал-адъютант императора Антон Мануйлович Девиер. В советское время работу по охране общественного порядка выполняла милиция. В 2011 году после реформы МВД милиция была реформирована в полицию.

В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, связанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).

В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его состав. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного министерства или ведомства.

Во многих странах полиция является гражданской структурой, но в ряде стран, например во Франции, Турции и Чили, наряду с собственной полицией существует жандармерия, которая изначально была частью вооружённых сил, а иногда является ей и в настоящее время (например, карабинеры в Италии). Во многих странах полиция обладает ярко выраженными военными характеристиками: полицейские носят звания, аналогичные воинским, (например, генерал полиции), иногда живут в казармах и тому подобном.

Чёткое разграничение между полицией и спецслужбами не всегда возможно, однако существенное различие всё же есть — полиция охраняет общественный порядок, а спецслужбы обеспечивают государственную безопасность.

В одних странах спецслужбы полностью отделены от полиции, в других (например в Малайзии и Ирландии) входят в состав полиции. В ряде стран деятельность органов госбезопасности регламентируется законами, отличными от тех, что регулируют работу полиции.

Служба в МВД предполагает риск для жизни и психологические перегрузки. Однако из-за растущего престижа профессии количество молодых людей, желающих знать, как стать полицейским и что нужно уметь сотруднику, увеличивается с каждым годом.

Служба в МВД.

Основные должности в полиции

К основным должностям работников полиции относятся:

  1. Конвоир. На службу принимают как мужчин, так и женщин (полицейский должен быть одного пола с тем, кого он сопровождает). В трудовые обязанности входят сопровождение и обыск взятых под стражу.
  2. Инспектор по работе с несовершеннолетними. На эту должность чаще принимают женщин с дипломом психолога или педагога. В обязанности инспектора входит проведение воспитательной работы с трудными детьми.
  3. Кинолог. Должность подходит людям, любящим животных. В обязанности кинолога входят дрессировка и сопровождение собаки на рабочие выезды, уход за животным.
  4. Следователь. Задача работника полиции состоит в расследовании преступлений. Чтобы работать следователем, необходимо получить специальное образование и в совершенстве знать законодательство РФ. Человек, выбравший эту профессию, должен иметь логическое мышление: уметь сопоставлять факты, замечать детали и т. д.
  5. Криминалист, как и следователь, занимается расследованием преступлений. В его задачи входят выезд на место происшествия, сбор улик и дальнейшее их изучение.
  6. Инспектор ППС. Работа больше подходит мужчинам, чем женщинам: большую часть времени инспектор проводит на улице, обеспечивая правопорядок.
  7. Сотрудник оперативной группы. В обязанности таких работников входят выезд на место происшествия и непосредственный контакт с преступниками. Полицейским, работающим в оперативных группах, более, чем представителям других должностей, необходимы хорошая физическая подготовка, ловкость, выносливость.

Условия приема на работу

Стать полицейским в России могут и мужчины, и женщины, имеющие гражданство РФ. Кандидат должен быть признан годным к несению военной службы по состоянию здоровья, быть не моложе 18 и не старше 35 лет. Если претендент на вакансию ранее служил в полиции, он получает возможность трудоустроиться и после 35 лет. При этом будущий сотрудник должен быть не старше 50 лет.

Прием на службу в МВД.

Работник Министерства внутренних дел может не иметь специального образования, но его диплом должен соответствовать занимаемому посту. В полицию принимают лиц, свободно владеющих государственным языком.

Кому нельзя работать в полиции

Отказ получат люди:

  1. Не имеющие российского гражданства.
  2. Предоставившие фальшивую документацию в кадровый отдел.
  3. Имеющие близкого родственника, занимающего высокий пост в полиции.
  4. Судимые. Причиной отказа станет даже погашенная судимость. Исключение могут сделать для человека, который был оправдан. Административные наказания (например, штрафы за превышение скорости) чаще всего не становятся поводом для отказа.
  5. Владеющие бизнесом.
  6. Являющиеся на момент приема на службу фигурантами уголовных дел в качестве обвиняемых или подозреваемых.
  7. Имеющие судимых родственников.

А также сотрудниками полиции не смогут стать люди, страдающие:

  1. Онкологическими заболеваниями.
  2. Сахарным диабетом.
  3. Тяжелыми заболеваниями печени (гепатитом, циррозом).
  4. Болезнями опорно-двигательного аппарата.
  5. Расстройствами нервной системы или имеющие психические отклонения.

Наличие некоторых болезней, в частности сколиоза, исключает трудоустройство на отдельно взятые должности, например в группу быстрого реагирования. Однако сколиоз в начальной степени не может стать препятствием для работы на других постах.

Порядок приема на работу

Поступление на службу включает несколько сложных обязательных этапов. Если будущий офицер не сможет пройти хотя бы один, в приеме ему будет отказано.

Тестирование при приеме на работу.

Этапы трудоустройства в Полицию:

  1. Тестирование. Тест включает в себя несколько десятков вопросов. У кандидата проверяют IQ. А также соискатель проходит тест Люшера на определение цветов по карточкам.
  2. Медосмотр. Прохождение медицинского осмотра занимает не более 3 дней. Соискателям не следует предпринимать попытки скрыть врожденные болезни или подкупить персонал. Обязательной является сдача физических нормативов. От кандидата требуется не только крепкое здоровье. Во время медосмотра недопустимо выявление склонности к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Необходима сдача анализов на предмет наличия в крови алкоголя и наркотических веществ.
  3. Определение психологической пригодности.Тест на психологическую пригодность поможет выявить, способен ли соискатель адекватно реагировать на нестандартную или опасную ситуацию. Во время процедуры заявителю предлагается ответить на несколько вопросов. После тестирования отсеивается не менее трети кандидатов.
  4. Собеседование. На этом этапе проверяется умение соискателя находить общий язык с различными категориями людей. Работники полиции должны убедиться в серьезности намерений кандидата. Собеседование проводится опытными психологами. По этой причине отвечать на вопросы нужно честно. Поведение претендента на должность должно быть раскованным, но не вульгарным.
  5. Стажировка. Завершающий этап — это прохождение стажировки, на которую отправляют заявителя, признанного годным для службы. Стажер работает под надзором опытного наставника. По результатам испытательного срока кандидат может быть принят на выбранную им должность или получить отказ. Стажировка оплачивается. На период ее проведения с заявителем заключается трудовой договор, который расторгается в двухстороннем порядке.

Список документов

Для трудоустройства в Полицию соискатель должен предоставить в Отдел кадров следующую документацию:

  1. Заявление.
  2. Анкета.
  3. Паспорт.
  4. Краткая биография.
  5. Военный билет (для лиц мужского пола).
  6. Документы об образовании.
  7. ИНН.
  8. Трудовая книжка.
  9. Поручительство. Документ составляется работником полиции, который ручается, что новый сотрудник будет соблюдать необходимые запреты и предписания. Стаж работы поручителя должен быть не менее 3 лет.
  10. Справки, содержащие информацию об имуществе и доходах заявителя.

Требование дополнительных бумаг зависит от должности, на которую претендует кандидат (например, диплом экономиста для соискателя на вакансию бухгалтера). Помимо сдачи пакета документов, заявитель подписывает соглашение на обработку персональных данных.

Можно ли устроиться без армии

Закон не запрещает принимать на работу сотрудников, не прошедших службу в армии и не имеющих права отсрочки призыва.

Служба без армии.

Однако, если кандидат не служил, вероятность трудоустройства снижается.

Особенности трудоустройства девушек

Женщины, поступающие на службу в МВД, проходят те же испытания, что и мужчины, при этом должность не имеет никакого значения.

Есть ограничения при выборе вакансий: лица женского пола не могут претендовать на работу в команде перехвата или в группе быстрого реагирования.

Основные требования

Чтобы попасть в полицию, будущий лейтенант или полковник должен обладать следующими способностями и моральными качествами:

  1. Умением быстро принимать решения и сохранять самообладание в сложных ситуациях.
  2. Чувством долга перед согражданами и родиной.
  3. Готовностью выполнять приказы, рискованные задания и соблюдать дисциплину.
  4. Умением убеждать окружающих.
  5. Честностью.

Какая работа есть для женщин

Пойти работать в милицию могут женщины не только с юридическим, но и с экономическим, психологическим и педагогическим образованием. Если будущая сотрудница не имеет среднего или высшего образования, возможно, ей предложат работу, не требующую специальных навыков, например подготовку справок.

Работа для женщин в МВД.

К востребованным вакансиям относятся конвоир, участковый и следователь. Если женщина не готова рисковать, она становится кинологом или криминалистом. Однако для того, чтобы занимать эти должности, необходимо специальное образование.

Куда обращаться в первую очередь

Желающий работать должен обратиться в отдел кадров ближайшего подразделения полиции, где ему представят перечень вакансий.

Здесь же получают консультацию относительно необходимой для предоставления документации.

Сколько по времени занимает трудоустройство

Порядок процедуры трудоустройства:

  1. Написание заявления в кадровом отделе. К нему прилагается подготовленный заранее пакет документов.
  2. Посещение штатного психолога (возможно только после получения направления). Параллельно кадровый отдел проверяет предоставленную соискателем информацию: наличие судимостей, предпринимательской деятельности и т. д.
  3. Посещение врача. Если соискатель прошел собеседование у психолога, а его документы были признаны оригинальными, он направляется в медицинскую часть ведомства.
  4. Посещение центра психофизической диагностики.
  5. Прохождение собеседования.
  6. Прохождение стажировки. В большинстве случаев стажировка проводится на казарменном положении.

Вся процедура трудоустройства занимает от 3 месяцев до полугода.

Льготы сотрудникам полиции

В качестве льгот сотрудники полиции получают:

  1. Бесплатное медицинское обслуживание.
  2. Возможность приобрести жилье по льготной программе.
  3. Длительные оплачиваемые отпуска.

Сотрудники МВД имеют право досрочно выйти на пенсию, но для этого стаж работы в полиции должен быть не менее 25 лет. Многих привлекает высокий уровень доходов: в областных городах средняя зарплата милиционера может доходить до 100 тыс. руб.

У этого термина существуют и другие значения, см. Полиция (значения). Запрос «Полицейский» перенаправляется сюда; о фильмах см. Полицейский (фильм). Запрос «Полицейские» перенаправляется сюда; о фильмах см. Полицейские (фильм). Лондонский полисмен, 1915 год Полиция в Германии Полицейский в Неаполе Полицейский (Латвия), 1930 год

Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) — система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых в разных странах различается. Наиболее характерной функцией является предупреждение (предотвращение), пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и осуществление спасательных операций. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия).

В России в 2011 году после реформы МВД милиция была реформирована в полицию.

На Украине в 2015 году милиция была реформирована в национальную полицию.

Некоторые страны бывшего СССР (например Белоруссия) до сих пор сохраняют название «милиция»; во многих неевропейских странах органы правопорядка именуются по-своему (название чаще всего дословно переводится как «стража», «охрана»).

В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, связанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).

В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его состав. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного министерства или ведомства.

Во многих странах полиция является гражданской структурой, но в ряде стран, например во Франции, Турции и Чили, наряду с собственной полицией существует жандармерия, которая изначально была частью вооружённых сил, а иногда является ей и в настоящее время (например, карабинеры в Италии). Во многих странах полиция обладает ярко выраженными военными характеристиками: полицейские носят звания, аналогичные воинским, (например, генерал полиции), иногда живут в казармах и тому подобном.

Чёткое разграничение между полицией и спецслужбами не всегда возможно, однако существенное различие всё же есть — полиция охраняет общественный порядок, а спецслужбы обеспечивают государственную безопасность.

В одних странах спецслужбы полностью отделены от полиции, в других (например в Малайзии и Ирландии) входят в состав полиции. В ряде стран деятельность органов госбезопасности регламентируется законами, отличными от тех, что регулируют работу полиции.

Термин «полиция» впервые применил Мельхиор фон Осса, который в 1542—1545 годы служил канцлером при курфюрсте Саксонском. Для него, как и для Николя де Ламара, опубликовавшего «Трактат о полиции» в 1750 году, это слово означало просто «общественный порядок».

Однако, функции полицейских выполняли специальные группы людей еще в древнем Китае, древней Греции, Риме и т. д., еще с Античности.

До конца XVIII века оно использовалось расширительно, относилось ко всем обязанностям правителей по обеспечению общественного порядка, правосудия, законности, а также условий для безопасной и благоприятной жизни подданных. К середине XVIII столетия в трудах камералистов и других теоретиков этот термин стал трактоваться еще шире: как забота властителей и государства о физическом и нравственном благополучии подданных. Именно в этом первоначальном смысле его употреблял Адам Смит, определяя в 1766 году «полицию» как «смягчение изъянов в государстве за счет насаждения чистоты, безопасности и дешевизны или изобилия» — иными словами, исполнения большинства из тех обязанностей государства, которые мы сегодня считаем его общими функциями. Примечательно, что все это он увязывал именно с городами и городской жизнью. В конце XVIII — начале XIX века понятие «полиция» обрело куда более узкое значение: теперь оно относилось к обязанности государства обеспечивать общественный порядок и соблюдение законов, особенно уголовного законодательства.

Монополизация государством функций по обеспечению законности и порядка — особенно в англосаксонских странах — произошла сравнительно недавно, лишь в начале XIX века.

Первой полицией современного типа считается Столичная полиция Лондона, основанная Робертом Пилем в 1829 году. «Девять принципов Пиля» нередко цитируются. В частности, седьмой принцип гласит: «Всегда поддерживать отношения с населением, претворяя в жизнь исторические традиции, согласно которым полиция — это общество, а общество — полиция; полиция состоит из представителей населения, которые получают жалованье за то, чтобы полностью посвящать своё внимание обязанностям, возложенным на каждого гражданина, в интересах благосостояния и выживания общества». Этому примеру последовали другие страны. В колониях полиция организовывалась колониальными властями и часто служила лишь их интересам в ущерб местным жителям.

До реформы полиции, предпринятой Пилем на основе Закона о столичной полиции (Metropolitan Police Act, 1829 г.) была распространена частная полиция («охотники на воров»), одной из задач которой была получение предпринимательской прибыли. В этом Пиль усматривал причину коррумпированности прежнего института охраны общественного порядка. Прежний правопорядок в Великобритании, ушедший в небытие в XIX веке, по многим параметрам существенно отличался от нынешнего. Правоохранительная деятельность почти целиком оставалась в руках частных лиц и местных общин. В каждом приходе имелся чиновник — приходской констебль, в задачи которого входил арест нарушителей и расследование преступлений. При этом констебли назначались лишь на один год и, как большинство чиновников в тот период, исполняли свои функции по совместительству, не получая за это денег. На деле они играли роль помощников частных лиц, поскольку в рамках прежней системы основные обязанности по расследованию преступлений и особенно привлечению виновных к суду возлагались на пострадавшую сторону. Несмотря на рекомендации учрежденной в 1839 году Королевской комиссии по констебльской службе и наличие ряда соответствующих законодательных актов, лишь принятый в 1856 году Закон об окружных и районных органах полиции обязал все местные власти создавать полицейские подразделения, финансируемые за счёт местных налогов.

В США движение в этом направлении также происходило медленно и неравномерно, в особенности, естественно, на «Диком Западе». Хотя в странах континентальной Европы государственная полиция имеет более протяжённую историю, даже там резкое усиление роли государства — и ослабление участия гражданского общества в этой деятельности — произошло именно в XIX веке.

Микроавтобус дежурной части полиции в Ярославской области России

Организация полиции в странах мира

В современных государствах существуют две формы организации полицейских органов: централизованная и децентрализованная. К первым можно отнести, например, Великобританию, все органы полиции которой подчинены Генеральной дирекции национальной полиции в составе МВД Великобритании.

Децентрализованная система присуща странам, в которых полиция имеет два источника финансирования: федеральный (подчинены напрямую МВД) и местный (подконтрольны органам местного самоуправления). В отличие от большинства стран мира, в США нет единого органа полиции. Функции по охране правопорядка в Соединенных Штатах выполняют ФБР, Управление по борьбе с наркотиками, Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и т. д. Однако в США, также, как и во многих странах, существует местная полиция, подчиненная напрямую губернаторам штатов.

Во многих странах до сих пор функционирует частная полиция, обеспечивающая охрану коммерческих объектов и осуществляющая частный розыск.

Во многих странах существует военная полиция, занимающаяся пресечением и расследованием преступлений в воинских частях.

Специфическим видом полиции является исламская полиция или так называемая шариатская гвардия, действующая в некоторых мусульманских странах. Они следят за соблюдением среди населения законов шариата. Такой орган функционирует до сих пор в Саудовской Аравии и Афганистане.

Численность полиции по странам

  • Список стран по численности полиции
  • Австрия Австрия — Федеральная полиция Австрии
  • Австралия Австралия — Федеральная полиция Австралии
  • Албания Албания — Полиция Албании
  • Аргентина Аргентина — Полиция Аргентины
  • Армения Армения — Полиция Республики Армения
  • Болгария Болгария — Полиция Болгарии
  • Ватикан Ватикан — Полиция Ватикана
  • Великобритания Великобритания — Правоохранительные органы Великобритании
  • Германия Германия — Полиция Германии
  • Греция Греция — Полиция Греции
  • Израиль Израиль — Полиция Израиля
  • Канада Канада — Королевская канадская конная полиция
  • Кения Кения — Полиция Кении
  • Латвия Латвия — Полиция Латвии
  • Люксембург Люксембург — Полиция Великого Герцогства Люксембург
  • Молдавия Молдавия — Полиция Молдавии
  • Пакистан Пакистан — Полиция Пакистана
  • Россия Россия — Полиция России
  • Сальвадор Сальвадор — Полиция Сальвадора
  • Сомали Сомали — Полиция Сомали
  • США США — Органы правопорядка США
  • Украина Украина — Национальная полиция Украины
  • Финляндия Финляндия — Полиция Финляндии
  • Япония Япония — Полиция Японии
  1. 1 2 Принципы деятельности полиции. Методическое пособие по правам человека
  2. Кревельд, М. ван. Расцвет и упадок государства / Мартин ван Кревельд; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. — М.: ИРИСЭН, 2006. — С. 206.
  3. 1 2 Стивен Дэвис. Частная полиция в XVIII–XIX столетиях. InLiberty.ru.
  4. Полиция // Юридическая энциклопедия.

полиция в Викисловаре

Полиция на Викискладе

Полиция в Викиновостях

  • Декларация о полиции, принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 года
  • Принципы деятельности полиции. Методическое пособие по правам человека
  • Полицейские государства (как организована и работает полиция в разных странах)
  • Форма полицейских в разных странах мира
  • С.Федосеев. Стволы закона
  • Сведения о правоохранительных органах 56 государств-участников ОБСЕ и 12 партнеров по сотрудничеству (англ.)

Страны Европы: Полиция

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией
  • ² В основном в Азии

В разностороннем функционале государства важнейшее место занимает реализация задачи по обеспечению порядка в обществе и безопасности для граждан страны. Государство должно также создать безопасные условия и для собственного функционирования. Очевидно, что для выполнения указанных задач должны были быть созданы специальные органы, имеющие соответствующие полномочия. Структура этих органов разветвленная, подразумевает множество разноплановых направлений деятельности, но к ней можно применить общее название – государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности. Одним из элементов общей системы этих органов являются Органы Внутренних Дел Российской Федерации (ОВД РФ).

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

Структура органов внутренних дел РФ

  • Составными частями общей системы ОВД РФ, которую возглавляет МВД, являются:
    • органы внутренних дел, в том числе, полиция;
    • внутренние войска;
    • прочие подразделения, уполномоченные выполнять задачи, поставленные перед МВД.
  • Структура органов внутренних дел представлена:
    • центральным аппаратом МВД;
    • территориальными органами МВД;
    • образовательными учреждениями соответствующей направленности;
    • подразделения, чья деятельность связана с научными исследованиями;
    • организациями, в чьем ведомстве находятся вопросы медико-санитарного и санаторно-курортного обслуживания МВД;
    • окружными управлениями материально-техническим снабжением;
    • представительствами МВД РФ в других государствах;
    • иные подразделениями, призванными выполнять задачи, поставленные перед ОВД.
  • Центральный аппарат МВД включает в себя:
    • Главное командование внутренних войск;
    • Главное управление вневедомственной охраны;
    • Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
    • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
    • Главное управление на транспорте;
    • Главное управление собственной безопасности;
    • Главное управление по противодействию экстремизму;
    • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
    • Главное управление уголовного розыска;
    • Следственный департамент;
    • Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
    • Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
    • Организационно-аналитический департамент;
    • Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
    • Оперативное управление;
    • Управление оперативно-розыскной информации;
    • Управление по организации дознания;
    • Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
    • Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

Территориальные органы МВД

Территориальные органы МВД классифицируются по признаку территориально-административного деления:

  1. Органы МВД районного уровня: подразделения по муниципальным образованиям (районам, городам и пр.), подразделения на особо важных, режимных объектах и на закрытых территориально-административных образованиях, линейные отделы на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, Управление на комплексе «Байконур».
  2. Органы МВД регионального уровня: МВД республик и иных субъектов РФ, главные управления.
  3. Органы МВД межрегионального уровня: линейные управления на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, оперативные бюро, центры спецназначения.
  4. Органы МВД окружного уровня: Главное управление МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте по федеральным округам.

Территориальные органы МВД уполномочены реализовывать следующие функции:

  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России, лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, безопасности;
  • противодействие преступности;
  • реализация мер по социальной и правовой защите работников ОВД, государственных гражданских служащих МВД, членов их семей; лиц, уволенных со службы в ОВД или военной службы во внутренних войсках МВД.

Полномочиями, которыми наделены территориальные органы МВД для реализации указанных выше функций, являются:

  • осуществление мер, направленных на внедрение политики государства в области внутренних дел на территории субъектов страны;
  • анализ и прогноз показателей преступности, уровня общественной безопасности и общественного порядка, показателей процессов миграции на территории субъекта;
  • разработка и вынесение на рассмотрение на основании данных анализа предложений по укреплению правопорядка, совершенствованию защиты граждан, общества и государства;
  • вынесение на рассмотрение предложений относительно законодательства РФ и ее субъектов, нормативно-правовых актов МВД;
  • участие в подготовке и внедрении программ регионального и межрегионального уровня, законов субъектов относительно защиты общественной безопасности и порядка;
  • осуществление мер профилактического характера относительно преступных деяний и административных правонарушений, в том числе, выявление и нивелирование условий, которые способствуют их свершению;
  • участие в обеспечении безопасности граждан в общественных местах, в том числе, во время массовых мероприятий;
  • организация оперативно-розыскной деятельности;
  • производство дознания и предварительного следствия по делам уголовного характера;
  • реализация мер, направленных на выявление, предупреждение и ликвидацию экстремизма;
  • организация деятельности подчиненных органов внутренних дел и внутренних войск в общем комплексе мер по противодействию терроризму; охране объектов и мест массового скопления граждан, которые потенциально могут быть подвержены террористическому посягательству; экспертной оценке защищенности граждан и объектов с точки зрения угрозы терроризма;
  • контроль над оборотом оружия на территории подведомственного субъекта, над детективной, охранной и сыскной деятельностью частного характера, над деятельностью ведомственной охраны;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий, нацеленных на поддержание безопасности дорожного движения и профилактику ДТП; координация действий органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения;
  • организация защиты особо важных, режимных, закрытых объектов, специальных грузов, объектов, охрана которых возложена на ОВД; защита собственности граждан и юридических лиц;
  • обеспечение совместно с ФСБ защиты дипломатических представительств и консульских учреждений иных государств, расположенных на территории субъекта;
  • обеспечение государственной охраны должностных лиц органов, осуществляющих правоохранительную и контролирующую деятельность, судей, всех участников уголовного процесса, членов их семей;
  • организация делопроизводства по административным правонарушениям, входящим в область компетенции рассматриваемых органов;
  • обеспечение участия подчиненных органов в реализации надзорных и контролирующих функций относительно граждан, освобожденных из мест лишения свободы, соблюдения ими установленных судом запретов и ограничений, соблюдения иных предписаний осужденными;
  • обеспечение защиты и конвоирования задержанных и/или заключенных под стражу граждан, а также лиц, пребывающих в изоляторах временного содержания, подвергнутых административному аресту;
  • регистрация дактилоскопической и государственной геномной экспертизы;
  • участие в контролирующей деятельности относительно соблюдения установленной законодательством процедуры регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ всеми возможными участниками процесса (физическими и должностными лицами); соблюдения установленного порядка временного пребывания в РФ иностранными гражданами; въезда, выезда и транзитного проезда через территорию страны;
  • проведение анализа оперативной ситуации на территории подведомственного субъекта РФ, и на основании аналитических данных – разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение показателей эффективности применения сил и средств;
  • обеспечение реализации мер гражданской обороны подчиненными органами, поддержание стабильности их работы, а также работы внутренних войск как в военное время, так и в мирное, в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • открытое информирование граждан, СМИ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений общественного характера о результатах своей деятельности; формирование отчета по результатам деятельности для предоставления законодательному органу государственной власти подведомственного субъекта РФ;
  • мониторинг мнения общественности о функционировании территориального органа, его подчиненных органов;
  • формирование и ведение информационных баз данных, содержащих сведения справочного, розыскного, правового, криминалистического, статистического и пр. характера; предоставление этих данных заинтересованным физическим и должностным лицам.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Органы следствия

Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД.

Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.

Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:

  • централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
  • сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
  • сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
  • координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
  • качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:

  • принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
  • улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
  • управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
  • в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
  • производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
  • налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.

Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:

  • Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • управлений на транспорте по федеральным округам;
  • министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
  • отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
  • Управления МВД комплекса «Байконур».

Внутренние войска МВД

Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.

Определение 2

Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.

Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)

Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:

  • реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
  • в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
  • защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
  • в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
  • содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.

Замечание 1

Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)

В систему внутренних войск входят следующие подразделения:

  • управленческие органы войск;
  • соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
  • морские, авиационные воинские части;
  • высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
  • подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
  • части специального назначения;
  • учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
  • подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.

Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)

Замечание 2

Очевидно, что к военнослужащим внутренних войск предъявляются особые специальные требования, в частности, качественная подготовка физического, правового характера, грамотное владение оружием, специализированной техникой и иными спецсредствами.

Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

Условия поступления на службу в ОВД

Особая важность задач, решение которых возложено на органы внутренних дел РФ, задает высокий уровень требований, предъявляемых к сотрудникам ОВД. Эти требования закреплены законодательно Законом о службе в ОВД и Законом о полиции.

Статья 17 Закона о службе в ОВД определяет, что служить в органах внутренних дел имеет право гражданин, чьи личные и профессиональные характеристики соответствуют следующим условиям:

  • возраст – не менее 18 лет, любых: пола, происхождения, расы, национальности, общественного статуса, религиозных убеждений, имущественного состояния, места жительства, принадлежности к законным общественным объединениям;
  • владение государственным языком;
  • владение необходимой, установленной законом квалификации;
  • обладание подходящими личными и деловыми характеристиками и навыками;
  • надлежащее состояние здоровья и физическая подготовка.

Поступлением на службу в органы внутренних дел является момент зачисления гражданина в качестве курсанта (слушателя) в высшее учебное заведение МВД, позволяющее получить профильное образование в очной форме. Возрастной порог поступления в высшие учебные заведения МВД – не более 25 лет. Замещать должности в органах внутренних дел могут лица в возрасте не старше 35 лет.

Также указанные выше законы устанавливают случаи, когда гражданину будет отказано в поступлении на службу в органы внутренних дел:

  • гражданин признан недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность, при этом данный факт подтвержден официально соответствующим законным решением суда, получившим силу;
  • гражданин имеет статус подозреваемого или обвиняемого по рассматриваемому уголовному делу;
  • гражданин был осужден за совершенное преступное деяние согласно законному решению суда, получившему силу;
  • гражданин имеет судимости, включая снятые или погашенные;
  • относительно гражданина было прекращено уголовное преследования в связи: с превышением срока давности, мирового соглашения сторон, в результате амнистии или деятельного раскаяния;
  • гражданин отказался от участия в оформлении на него допуска к секретным, охраняемым законом сведениям (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с использованием такой информации);
  • физическое состояние, здоровье гражданина не соответствует требованиям, определенным МВД для представителей ОВД;
  • гражданин находится в любого вида родстве или близости с сотрудником полиции (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с прямым подчинением или руководством одного родственника другому);
  • гражданин вышел из гражданства РФ;
  • гражданин имеет гражданство (подданство) иных государств;
  • гражданин при оформлении поступления на службу в органы внутренних дел сообщил о себе заведомо ложные данные и/или представил поддельные документы;
  • гражданин обладает видом на жительство или другим документом аналогичного свойства, дающим право на постоянное проживание на территории иных государств;
  • относительно гражданина неоднократно (на протяжении года до момента поступления на службу в органы внутренних дел) выносились судебные решения, связанные с совершением им намеренных административных нарушений;
  • гражданин выражает свое несогласие с необходимостью соблюдать ограничивающие нормы, запреты, определенные законом для сотрудников ОВД, исполнять соответствующие обязанности и меры ответственности.

Лица, которые поступают на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке должны проходить определенный перечень обследований, результат которых подтвердит или, напротив, опровергнет возможность этих лиц служить в ОВД. Сюда, в том числе, относятся исследование психики и физиологии, тестирование, позволяющее выявить случаи употребления/злоупотребления наркотическими, психотропными веществами, алкоголем и прочими токсическими веществами.

Регламент процедуры военно-врачебной экспертизы и психологического отбора сотрудников для службы в ОВД установлен Правительством РФ, в частности, Положением о военно-врачебной экспертизе № 565 (04.07.2013 г.) и Правилами профессионального психологического отбора на службу в ОВД России (Постановление Правительства № 1259, 06.12.2012 г.)

МВД также устанавливает перечень должностей, которые предполагают наличие личного поручительства за гражданина, назначаемого на одну из этих должностей.

Определение 3

Личное поручительство представляет собой письменный документ от лица сотрудника ОВД со стажем работы от 3 лет, в котором он ручается за принимаемое на определенную должность лицо, за соблюдение этим лицом установленных законом порядков, запретов и ограничений.

Неоднократно уже упомянутые запреты и ограничения, накладываемые на сотрудников ОВД, закрепляются законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17,18,20), исключая те ограничения и обязанности, которые могут воспрепятствовать выполнению сотрудником действий оперативно-розыскного характера.

К запретам, налагаемым на сотрудников ОВД, относятся:

  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • запрет на использование полномочий занимаемой должности для удовлетворения интересов политических партий, религиозных объединений и прочих общественных организаций;
  • запрет в рамках исполнения должностных обязанностей принимать от граждан и/или юридических лиц любого рода вознаграждения (услуги, денежные вознаграждения, подарки и пр.).

Закон о службе в ОВД России содержит требования квалификационного характера. В общем виде это требования: к стажу/опыту работы соответствующей профессиональной направленности, определенному уровню профессиональных компетенций и знаний, непосредственно образованию, состоянию здоровья.

В частности:

  • для граждан, занимающих должности рядового состава и младшего руководящего состава обязательно наличие среднего (полного) общего образования;
  • для лиц, кто занимает должности среднего руководящего состава, требуется минимально наличие среднего профильного профессионального образования;
  • лица, занимающие должности старшего и высшего руководящего состава, обязаны иметь высшее профильное профессиональное образование.

Замечание 3

Для лиц, занимающих должности среднего, старшего и высшего руководящего состава, служба которых связана с производством расследования уголовных преступлений, административных расследований, антикоррупционных или правовых экспертиз, обязательно также наличие высшего юридического образования. Однако это правило имеет и исключения, когда на службу в статусе указанных должностей принимаются специалисты с иным высшим профессиональным образованием, но имеющие необходимый профессиональный опыт, дающий возможность эффективно исполнять должностные обязанности.

Что касается требований, устанавливаемых МВД к сотрудникам ОВД относительно состояния здоровья и физической подготовки – они формируются в зависимости от конкретной должности, специфики исполнения обязанностей на каждой из них.

Пример 2

Например, приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» №521 (18.05.2012 г.) закрепляет требования к уровню физической подготовки. В частности, лицом, вступившим на должность сотрудника уголовного розыска, может быть мужчина, в возрасте не более 25 лет, умеющий подтягиваться на перекладине более 13 раз.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Полиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно статье 5 Положения о МВД РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 01.03.2011 года №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в центральном аппарате МВД РФ созданы две возглавляемые заместителями Министра службы — Служба криминальной полиции и Служба полиции общественной безопасности .

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется МВД России, а полиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство всей полицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел РФ.

Руководство полицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

Руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

В криминальную полицию входят подразделения:

— уголовного розыска;

— по борьбе с экономическими преступлениями;

— по налоговым преступлениям;

— по борьбе с организованной преступностью;

— оперативно-поисковые;

— специальных технических мероприятий;

— собственной безопасности;

— отряды полиции специального назначения;

— оперативно-розыскной информации;

В криминальную полицию также входят Национальное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

В полицию общественной безопасности входят:

— дежурные части, которые одновременно являются дежурными частями соответствующего органа внутренних дел;

— участковые уполномоченные полиции;

— Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России;

— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

— специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

— приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

— центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

— отряды полиции особого назначения;

— подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

— дознания;

— патрульно-постовой службы полиции и пр.

Как указано в части 1 статьи 1 закона «О полиции», предназначением полиции являются: во-первых, защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, во-вторых, противодействие преступности, в-третьих, охрана общественного порядка, собственности и, в-четвертых, обеспечение общественной безопасности. Таким образом, за полицией законодательно закрепляются правоохранительные функции.

На органы внутренних дел субъекта Российской Федерации и полицию, в частности, правовым актом исполнительного органа этого субъекта не могут быть возложены функции (обязанности), не перечисленные в данной статье (а равно в ст. 12 настоящего Федерального закона), к примеру, государственного контроля за качеством, объемом и оборотом алкогольной продукции. В отношении милиции подобного рода незаконные попытки ранее имели место.

В связи с этим следует отметить, что, с одной стороны, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. С другой — вышеуказанное назначение полиция может воплощать в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные этим Законом или иными нормативными правовыми актами полномочия.

Первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

Второе назначение — противодействие преступности.

Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий:

а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.

Отдельными назначением полиции законодатель называет также охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции.

Норма части 2 данной статьи декларирует, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Рассматриваемая норма была включена в проект Закона после его общественного обсуждения. В первоначальном варианте законопроекта в его статье 1 наряду с определением назначения полиции содержался ряд положений о структуре и системе полиции, а также о применении ею мер государственного принуждения (вслед за тем, как в статье 1 Закона 1991 г. о милиции данные вопросы решались в отношении милиции).

Так, указывалось, что: полиция является составной частью единой централизованной системы федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел; полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом; состав и структура полиции определяются Президентом РФ. В рамках дальнейшей работы над законопроектом эти положения перенесены в другие его соответствующие статьи (см. ст. ст. 4, 14 и 18 Закона).

В норме части 3 данной статьи декларируется оказание полицией в пределах своих полномочий содействия государственным и муниципальным органам, организациям и должностным лицам в защите их прав.

В целом можно сказать что, полиция является одной из наиболее значимых структур в системе органов внутренних дел. Она имеет довольно сложную структуру и создана для решения задач, связанных с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения безопасности.

Направления деятельности полиции

Преимущество закона «О полиции» состоит прежде всего в новом определении задач полиции. В документе они названы направлениями деятельности полиции.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Закона, существующие основные направления деятельности милиции, которые аналогичны направлениям деятельности полиции большинства зарубежных стран, сохранены; вместе с тем некоторые направления деятельности, которые реализует милиция, скорректированы с учетом современных условий.

В статье 2 закона «О полиции» определен перечень основных направлений деятельности полиции.

К ним относятся:

— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; Данное положение представляется в большей степени общей характеристикой основной деятельности полиции как правоохранительной, нежели одним из направлений деятельности полиции.

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Это направление деятельности полиции имеет три составляющие, регламентированные соответственно уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Первые две из названных составляющих продублированы в качестве самостоятельных направлений деятельности полиции в п. п. 3 и 5 ч. 1 данной статьи.

Здесь же следует отметить, что в ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности среди задач оперативно-розыскной деятельности первой названы выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 названного Закона оперативным подразделениям органов внутренних дел РФ предоставлено право осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность.

— выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; Производство предварительного следствия следователями органов внутренних дел РФ предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Там же перечислены преступления, производство по уголовным делам о которых отнесено к подследственности органов внутренних дел РФ.

В пункте 1 ч. 1 ст. 40 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №4-ФЗ) предусмотрено, что к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Согласно части 2 указанной статьи.

Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №404-ФЗ) на органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 данного Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 данного Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных данным Кодексом полномочий;

— розыск лиц. Одной из задач оперативно-розыскной деятельности в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» названо осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Как говорилось выше, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 названного Закона оперативным подразделениям органов внутренних дел РФ предоставлено право осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность.

— производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; Осуществление органами внутренних дел (полицией) производства по делам об административных правонарушениях предусмотрено и регламентировано нормами КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №4-ФЗ). Так, в ст. 23.3 данного Кодекса органы внутренних дел (полиция) названы в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также перечислены такие дела и определены лица, которые вправе рассматривать такие дела от имени данных органов.

В пункте 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ перечислены дела об административных правонарушениях, протоколы о которых вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Глава 27 данного Кодекса предусматривает полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Исполнение органами внутренних дел административных наказаний предусмотрено и регламентировано нормами главы 32 КоАП РФ.

— обеспечение правопорядка в общественных местах; В этом отношении необходимо отметить следующий момент. В соответствии с часть 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения в том числе осуществляют охрану общественного порядка.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального района и вопросам местного значения городского округа соответственно организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (п. 8 ч. 1 ст. 15) и организацию охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией (п. 9 ч. 1 ст. 16). Данные нормы согласно ч. 3 ст. 83 названного Закона должны были вступить в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции, но такой закон так и не принят.

— обеспечение безопасности дорожного движения; Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. Согласно п. 1 ст. 30 названного Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в п. 1 которого (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. №679) определено, что ГИБДД МВД России осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, регулирует Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», что и указано в его преамбуле. В части 1 ст. 28 названного Закона установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов РФ.

— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; Основным актом, составляющим правовую основу частной детективной и охранной деятельности, является Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», что следует из его ст. 2.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 названного Закона (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №272-ФЗ) контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел (т.е. МВД России), иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных названным Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

— охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; Часть 7 ст. 9 Закона 1991 г. о милиции относила к милиции общественной безопасности подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел (о прежнем делении на криминальную милицию и милицию общественной безопасности см. ниже). При этом предусматривалось, что порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется министром внутренних дел РФ; в том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.

Соответствующим актом явилось Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №589, которым утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации. В пункте 1 названного Положения определено, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел РФ создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

— государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; Систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ). Там же указано, что названный Закон определяет основания и порядок применения таких мер. Возложение на органы внутренних дел РФ осуществления мер безопасности предусмотрено в ч. 3 ст. 3 названного Закона.

— осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», что и указано в его преамбуле. В названном Законе (ст. ст. 13 и 37) непосредственно упоминаются экспертные подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, т.е.

МВД России. Согласно ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №10-ФЗ) правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция РФ, названный Закон, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, ТмК РФ, НК РФ, законодательство РФ о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

В части 2 данной статьи предусмотрено, что по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Данная норма приобрела такой вид после общественного обсуждения проекта принятого Закона. В первоначальном варианте законопроекта указывалось, что иные направления деятельности полиции (иные, нежели прямо перечисленные в даннной статье) определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Регулирование, содержащееся в ч. 2 этой статьи, отличается от того, которое содержалось в Законе 1991 г. о милиции. Так, в части 2 ст. 2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. №68-ФЗ) предусматривалось, что иные задачи (иные, нежели прямо перечисленные в ч. 1 этой статьи) на милицию могут быть возложены только данным Законом.

Порядок предоставления Россией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности определяет Федеральный закон от 23 июня 1995 г. №93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», что и закреплено в его статье 1.

В сравнении с задачами милиции задачи полиции в законопроекте прописаны более конкретно. Это позволяет надеяться, что их выполнение в большей степени поддается общественному контролю и проверке.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *