Почему я не умею рисовать?

Лет до 29 я вообще не рисовал. Я был абсолютно уверен, что я не умею рисовать.
Здесь надо сразу сделать пометку: убеждение «я не умею рисовать» — всегда ложное. Может быть «я не могу рисовать как художники, работы которых висят в музеях» — верное. Но «я не умею рисовать» точно ложное. Оно справедливо только для людей с тяжёлыми физическими или нервными повреждениями, кто действительно не может удержать карандаш в руках. И то, есть пример, когда человек без рук замечательно рисовал, держа кисть во рту.
Если Вы можете держать карандаш, значит можете оставить им на поверхности след. И это уже начало рисунка. Может не быть умения красиво (кстати, а что такое «красиво»? Вы русский радикальный авангард видели??) рисовать, техники рисунка, чего-то, что называют талантом (это упорство и тяжёлый труд, как правило). Но рисовать Вы умеете.
Не так как хотелось бы? Тогда нужно учиться. Это как раз не сложно.
Итак, убеждение «Я не умею рисовать» — всегда ложно.
Думаю, Вы убедитесь в этом, дочитав до конца эту статью.
(под катом МНОГО картинок)
До 2005 года история рисования в моей жизни сводится к подобным шедеврам.

Это совместно с братом, года в 4, наше видение карты мира. Для 4-х лет, думаю, вполне прилично.
Последующие шедевры не сохранились.
Но школу я помню. Школа только поспособствовала тому, что я никогда больше не пытался рисовать.
В школе вместо обучения было что-то другое (но это точно не обучение рисованию). Скорее моральное уничтожение любых ростков творчества. Эдакая рабоче-крестьянская школа №899, где готовили «советских исполнителей». Почему я не жалею, что меня оттуда выгнали после 9-ого класса?? :))
В общем, я не рисовал. И не пытался. Зачем пытаться, когда «знаешь», что «я не умею рисовать!»?
Году в 2005, работая на государственной службе и деля кабинет с одним рисующим человеком, я поймал себя на мысли, что если не начну делать хоть что-то творческое, то правая половина мозга, которая за это отвечает, просто усохнет. И постепенно, по-тихоньку я начал делать попытки. Получалось плохонько, но выручала фотография — тоже визуальная деятельность и вполне себе творческая. Больше внимания уделял фотографированию.
2007 год.
Всё случилось внезапно. Мне захотелось копию работы Копейкина «Короткое замыкание». Кто-то из знакомых порекомендовал мне художницу, которая и выполнила заказ. В ответ на мои вопросы, она спросила, не хочу ли я, чтобы она меня научила рисовать? Конечно хочу!
За несколько занятий она объяснила мне общие принципы, рассказала про перспективу, композицию и смешивание красок.
Первая картина.
В качестве модели выбран плюшевый заяц, который и оказался увековечен в масле.
x31-IMG_5653
Рядом сидела художница Маша и объясняла мне, что и как делать.
Через несколько дней пришло время освоить мастихин. Тут объекты я выбирал уже я.
«Треугольная бутылка виски и сушённый гранат.»

Эту нарисовал уже сам.
В это же примерно время с друзьями практически случайно оказались на курсе «Правополушарное рисование». Тренинг шёл 5 дней (два блока по: вечер пятницы, сб и вс по 8 часов).
Вот рисунок моей руки (в полную силу, я старался), выполненный перед первой частью тренинга:

Вот мой же рисунок через 2 часа. И я могу утверждать, что это не просто рука, а именно моя рука.

Вот ещё два, выполненных во время остальных дней тренинга:


В конце тренинга учат рисовать автопортрет (себя в зеркале).
Вот мой автопортрет на входе в модуль тренинга:

Вот через пару дней на выходе из тренинга:

Забавно, но некоторым знакомым художникам больше понравился первый автопортрет. :))
Как можно перейти от криво нарисованной руки к автопортрету (по которому можно опознать)? На тренинге дают упражнения, способствующие «отключению» ряда процессов в мозгу: внутреннего диалога, оценки, вербализации объекта и т.д. Состояние очень похоже на гипнотический транс или то, как описывают медитацию. Начинаешь видеть чистые формы, цвет, оттенки. Ваза становится не вазой, а формой, тенями, цветом, светом, падающим на поверхность, но уже не вазой. Когда не оцениваешь объект, перестаёшь домысливать, одновременно, перестаёшь оценивать свои действия — просто рисуешь.
Далее следует перерыв, во время которого рисовал, но не много.
2010 год.
«Скопировал» мастихином «Крик» Мунка. На фотографии (сделана при боковом дневном свете) видна фактура мазков. Изначально хотелось добавить экспрессии. Резкие мазки оказались единственным доступным мне способом.

И нарисовал ЭТО:

В двух версиях висит у меня на кухне.
Где-то в это же время, на курсе НЛП-Мастер сокурсник попросил показать навык рисования.
Прошло почти 2 года, но за несколько часов изобразил (по фотографии).
Портрет Фёдора Яровенко. Он похож и узнаваем.
010 - Фёдор
Это важный момент: если навык и «затирается» со временем, то не сильно. Его можно восстановить самостоятельно, практикуясь.
В 2012 году захотелось возобновить обучение. Сделал несколько заходов, но не сказать, что они оказались удачные.
Мини-курс рисунка.




С одной стороны, первый опыт рисования стекла и металла, с другой, как-то уныло.
К концу 2012 года решил воплотить давнюю мечту и пойти на курс аэрографии.
Оказалось, что рисование может быть достаточно утомительным, если рисовать целый месяц, по 8 часов в день, да ещё и в респираторе и защитных очках (краска разводится растворителем).
За месяц я был морально выжат. 🙂 Временами я думал, что у меня съедет крыша (от психологической перегрузки рисованием или растворителя в воздухе — вопрос). Но курс я прошёл.

первая проба аэро-пера. жутковато, но тем, кто не пробовал учиться рисовать, нравится. 🙂
это уже лучше:

хомячка «мучил» дней 5. Светлую мелкую шерсть рисовать аэрографом оказалось сложновато. Скоро выяснилось, что я прослушал ту часть задания, в которой сказали, что если животные, выбранные для изображения, будут с короткой и/или светлой шерстью, то это усложнит жизнь рисующему. Так что все выбрали волков и львов, а я хомячка.
Кто-то из сокурсников заметил, что «Джоконда» нарисована меньшей палитрой, чем я намешал для изображения хомяка. :))
Это упражнение на многослойные трафареты:

«Выпускная» работа. ширина почти метр. кадр из фильма «Автостопом по галактике».

Для меня, впервые взявшего в руки аэрограф, не учившегося рисовать (долго и системно) — это очень приличный результат. Но не идёт ни в какое сравнение с тем уровнем, которого достигли при обучении аэрографии те, кто уже хорошо рисовал до этого.
И тут надо обозначить тему, которая является одной из ключевых в освоении рисования:
— не надо сравинивать свои работы с чужими. Это просто процесс обучения. У каждого свой стартовый уровень, у каждого свой взгляд, свои навыки, своя нервная система. Результат и качество всегда будут разными. Но смотреть на чужие работы — надо. И наблюдать, как другой человек достигает такого результата — надо. И расспрашивать других тоже надо.
Это ведь не только про рисование, правда?
Результат в освоении аэрографии достигнут жутковатым упорством и жаждой результата. Одновременно, обозначилась вторая важная тема: рисование — это не та деятельность, на мой взгляд, в которой получают результат «прямой кавалерийской атакой». Системное обучение на протяжении года по два часа три раза в неделю эффективнее, чем 8 часов в день 30 дней подряд. А по 30 минут каждый день — ещё эффективнее. Мозгу надо привыкнуть к незнакомой (лично для меня) деятельности, которая не очень рациональна, создать новые модели обработки и анализа информации — это требует времени. Тона, полутона, линии, смешение оттенков — это не так рационально, как хотелось бы. 🙂
«Отойдя» от аэрографии, решил освоить академический рисунок.
Сказалась перегрузка аэрографией, шло тяжело, выносил мозг преподавателю вопросами, к которым в художественной среде, видимо, не привыкли — попытка рационализировать и алгоритмизировать весь процесс (В НЛП это называется моделированием). Замечу, что преподаватель Сергей Долгин держался крепко и объяснял, объяснял, объяснял.
Было как-то так:
IMG_4925
IMG_4780
Результат в академическом рисунке достигается попо-часами — упорством и усердием. Для меня это точно так. В упорстве и усердии показал себя не на высоте.
Больше мне нравилось рисовать свободно:
IMG_4926
Примерно в это же время, художественная вечеринка и меня в гостях, делали наброски друг-друга. Быстрый портрет Николая Котяша.
IMG_5178
Увы, Сергей закончил преподавать и не стал восстанавливать курс со следующего года. Хочу верить, что дело не в количестве заданных мной вопросов. 🙂
UPD 2016: Сергей Долгин вернулся к преподаванию и теперь у него своя студия: «Студия рисунка и живописи Сергея Долгина»
Смело рекомендую его тем, кто решится будучи взрослым впервые взять в руки карандаш. Видел работы его учащихся и очень впечатлён. Обучение стоит весьма недорого для Москвы.
Сергей, помимо того, что он очень хорош как преподаватель, уникален в моём понимании вот чем. В отличие от барышень, пытающихся преподавать рисунок, в ответ на заданные вопросы он не закатывает глаза и не отвечает: «ооо! ну это надо почувствовать!!!» (после чего иногда хочется забить карандаш преподавателю в голову). На вопросы он отвечает. Понятно и подробно. Да, это реклама, но реклама искренняя и совершенно заслуженная, о которой Сергей меня не просил.
Моё обучение продолжается сейчас в 2014 году, теперь уже в Академии Андрияки на курсе «Академический рисунок и акварельная живопись». О том, как учат там (вернее, как я учусь), можно будет прочитать в записях с меткой «рисование» (как и под этой записью).
У меня нет сверх-амбиций в этой области. Я не стремлюсь к славе, восторгам и выставкам. Это делается «для себя», для души.
Вот результаты на конец 2014 года. Если бы кто-то в 2008 году сказал мне, что это будет для меня возможно, я хохотал бы ему в лицо. 🙂
IMG_20151004_124816-600.jpg
IMG_20151004_124802-600.jpg
IMG_08972-600
Выдержавшим и дошедшим до конца статьи, почёт и уважение. У обладающего таким терпением есть шанс освоить не только рисование! 🙂
И, напоследок, одна мысль, которую я считаю важной.
(Из разговора с человеком, которого в 55 лет я научил кататься на роликах и пользоваться ноутбуком. Научился он за 3 занятия. Сейчас ему 59 лет и он пробегает на роликах по набережным по 30 км за раз, освоил скайп, фэйсбук, торренты и т.д.
«- ты же понимаешь, что многие люди могут сказать, что я занимаюсь в жизни %%йнёй..
— кто эти люди?
— те, кто старики в 30 лет.»).
Вот эта мысль: Я думаю, что старость начинается тогда, когда человек перестаёт учиться, стремиться, познавать новое. Рисунок — это только пример. Это мой опыт. Поверьте, если мне в 37 удаётся учиться рисованию (смотри первую иллюстрацию и первый рисунок руки), то Вы способны научиться всему! Вы действительно можете выбрать в любом возрасте что угодно и научиться этому. Удачи Вам!
UPD 2016: Иногда люди, которые читали эту статью и смотрели рисунки говорили мне «это потому, что у тебя талант!». :))))
Во-первых, это значит, что они не видят недочётов работ, которые вижу я. Поверьте на слово, ни о каком «таланте» речь не идёт.
Во-вторых, то, что принято называть «талантом», чащё всего просто сумма = желание + время + усилия. И ничего более.
Да, бывают люди, которым изначально, от рождения, дано более точное вИдение форм, оттенков, полутонов и т.д. Это видно на детских работах, которые дети лет 9-10 сдают при поступлении в художественные учебные заведения. Но и это не талант. Это предрасположенность. И она, если её не развивать, просто останется на детком уровне. А если развивать, имеет шанс превратиться то, что потом другие назовут «талантом».
Преподаватели сами говорят, что бывает, что приходят учиться разные студенты, одни сильнее («талантливее»), другие значительно слабее. Но если «талантливый» расслабится и будет лентяйничать, а более слабый будет стараться и вкладываться в учёбу, то к окончанию обучения «талантливым» назовут второго.
Талант = Желание+Время+Усилия.
И эта формула относится тоже не только к рисунку, а к большинству видов деятельности.
Продолжение темы, часть 2
Отчёт за 4й семестр обучения в Академии акварели и изящных искусств им. Андрияки.
5й-6й семестры обучения, 2016-2017 учебный год.
Что нарисовано за 2018 год.
Отчёт за 2019-2020 годы.
дальнейшие новости об обучении рисованию

Tags: академия андрияки, моё, рисование, тропытворчества

«Цветной» — большой выбор товаров для творчества, которые помогут как новичку, так и опытному мастеру в полной мере раскрыть свой потенциал и насладиться процессом созидания. Например, живопись по номерам — отличное занятие, которое поможет даже при минимальных художественных навыках создать великолепную картину. Набор по вкусу здесь найдет себе каждый: флористические и анималистические темы, пейзажи и натюрморты легко выйдут из-под вашей кисти. В магазине вы также сможете купить алмазную мозаику, комплекты для вышивки, сеты для изготовления текстильных игрушек и многое другое.

Все для творчества и даже больше

Магазин «Цветной» в Москве предлагает качественные товары для хобби и рукоделия. Мы заботимся о постоянном пополнении ассортимента актуальными новинками рынка. Так, здесь вы найдете румбоксы, 3D-пазлы, наборы для создания картин лентами и шерстью.

В числе преимуществ покупок в «Цветном»:

  • Высокое качество товаров для творчества. Отбор продукции, которая попадает в магазин, проходит очень тщательно, салон сотрудничает только с проверенными производителями.
  • Кроме готовых наборов, бутик предлагает материалы для творчества и хендмейда, мольберты, багеты и многое другое.
  • Скидки и акции помогут сэкономить на увлечении, получить отличный товар по выгодной цене.

Магазин «Цветной» в торгово-развлекательном комплексе «Хорошо!» в САО поможет самому взыскательному творцу приобрести все необходимое, подтолкнет к раскрытию ваших творческих способностей.

10 марта 2018

Карандаши и бумага
Чистый лист. Начинаем рисовать

Научиться рисовать может каждый человек, вне зависимости от возраста — нужно только захотеть. При наличии мотивации овладеть азами изобразительного искусства становится вполне реально, а если добавить к этому регулярные тренировки — можно начать рисовать на весьма приличном уровне, вплоть до срисовывания с натуры с фотографической точностью. Главное в этом — убрать ограничивающие убеждения и просто попробовать, с каждой новой попыткой шансы достичь успеха в этом творческом деле будут возрастать. Действуя поэтапно, от простого к сложному, можно добиться значительного прогресса в совершенствовании собственных навыков.

Основные принципы

Умение рисовать – не столько талант, сколько тренируемый скилл. В его основе лежит пять базовых принципов:

  • Различение границ объектов;
  • Восприятие общего пространства;
  • Распознавание соотношений;
  • Понимание светотени;
  • Видение цельной картинки.

В базовых заданиях по рисованию основа – это изображение простых геометрических тел, и этот этап обязателен для всех начинающих в этой области, хоть это и кажется скучным и неинтересным, особенно в первое время. Освоенные навыки понадобятся в дальнейшем при изображении зданий, людей, животных, растений и всего остального.

Начинать учиться рисовать лучше всего простым карандашом, для этого прекрасно подходит обычный, не механический, с твердостью от 2B до HB. Ластик лучше всего взять мягкий, каучуковый или силиконовый, можно разрезать его на несколько частей, чтобы края всегда оставались острыми — так проще работать с мелкими деталями. Поняв базовые принципы рисунка как такового, можно рисовать уже любыми инструментами, которые вам по душе — красками, линерами, пастелью, на графическом планшете и так далее.

Первые уроки

Карандаш и блокнот
Подготовка к рисованию. Блокнот и простой карандаш

Рисование простым карандашом геометрических фигур сродни изучению алфавита при освоении иностранного языка. Практические занятия – основа эффективного обучения. Геометрические тела являются базой для построения любых сложных объектов.

При работе с натурой для постановки берется одна фигура, причем основной акцент поначалу делается на точности передачи формы. Освещение рекомендуется устанавливать чуть выше предмета, справа либо слева. Такой подход позволит наглядно представить строение классических объемов. Также в этом случае акцентируется разница между тенью и светом. Овладение принципами передачи светотени – один из базовых навыков рисования. Порядок штриховки объектов следующий: cначала необходимо выделить светом сторону предмета, освещаемую солнцем или лампой. Остро заточенным карандашом заштриховываются зоны полутени, слегка затупленным инструментом прорабатываются более темные участки. Сильный нажим позволит сделать штрихи более темными.

Основные цели упражнений по изображению геометрических тел:

  • Освоение процесса компоновки предметов на поверхности листа;
  • Овладение азами построения и формообразования объектов на плоскости;
  • Формирование представления о перспективе;
  • Развитие навыков работы карандашом и штрихования, понимание принципов светотени.

Навыки пригодятся для работы в направлении дальнейшего совершенствования в области изобразительного искусства.

Геометрические примитивы

Геометрические фигуры
Объемные геометрические фигуры

Итак, мы учимся рисовать карандашом, начав с простых геометрических фигур. Основа любого трехмерного рисунка – куб, шар, цилиндр и так далее. Эти базовые формы лежат в основе многих предметов. С помощью кубов, например, изображают дома, улицы, элементы мебели, бытовую технику, книги, различные твердые упаковки и прочее.

Шар считается простой фигурой, которая лежит в основе таких объектов как цветы, вазы, различные фрукты и овощи, планеты, головы людей и животных. Однако изображение шара — одно из самых сложных упражнений в области рисования геометрических примитивов. Необходимо набросать ровный круг и добиться плавных тональных переходов путем штриховки. Самые темные участки отмечаются плотной штриховкой, а наиболее светлые – еле заметной. Техника наложения штрихов – важный компонент создания творческой работы. Научившись правильно накладывать штрихи, можно точно передать объем любого объекта.

Форму цилиндра имеют предметы посуды, трубы, некоторые письменные принадлежности (карандаши, ручки), башни, колонны, знаменитая шляпа-котелок, форму конуса — некоторые деревья (елки), овощи (морковь), мороженое, горы, графины, воронки и абажуры.

Проработка светотени позволяет придать изображенному предмету объем. Для начала определяем источник света, в соответствии с этим определяются световые пятна. При необходимости контраст можно слегка преувеличить, тем самым можно выделить отдельные участки. Игра света формирует видимый глазами трехмерный мир, добавляет рисунку глубины. Эти и другие теоретические знания нужно взять на вооружение при обучении рисованию карандашом.

Вращая геометрическое тело, можно освоить азы построения перспективы. Это целая наука, овладение которой потребует знания теоретических основ. Попробуйте изображать предметы с различных ракурсов, постепенно совершенствуясь в этом деле.

Упражнения по рисованию простых геометрических фигур позволяют развить специфический «взгляд художника», увидеть мир как набор линий, фигур и цветовых пятен. Конечно, развитие умения выделять в объекте отдельные формы потребует времени, но в итоге это прилично увеличит скорость создания и повысит качество собственных картин, поэтому этот навык столь важен для любого художника.

Совершенствование навыков

Кот, нарисованный карандашом
Кот и геометрический орнамент

В процессе усовершенствования базовых умений сначала необходимо добиться правильного выполнения простых задач. Отточив мастерство, можно переходить к следующему этапу — к изображению людей, животных, отдельных предметов, действий и сцен. Все это можно представить в виде отдельных блоков. Стол, например, представляет собой набор прямоугольников и цилиндров, отдельные части формируют контуры объекта. А голова коня в профиль имеет вид квадрата носа, круга щеки и треугольника уха. При изображении части тела в фас компоновка блоков меняется. Составляйте объект из базовых форм, постепенно добавляя детали. Со временем можно научиться выстраивать целые композиции из отдельных элементов. Выделив в предмете блоки, можно легко изобразить их даже по памяти, а рисование с натуры значительно упростит эту задачу.

И, конечно, не нужно ограничивать себя в выборе сюжета. Любые сложные композиции могут быть представлены в виде отдельных основных элементов, проработанных ранее.

Регулярные тренировки – настоящий рабочий способ улучшить свои художественные навыки. Прокачать их можно путем ежедневных занятий, хотя бы по 20-30 минут в день. Постепенно качество работ будет расти. Делайте упражнения по рисованию: накладывайте тени, применяйте различные техники. Прорабатывайте наброски предметов в разных ракурсах, старайтесь больше внимания уделять деталям. Особенно важно понимание принципов их построения.

Поначалу можно просто копировать и срисовывать, вдохновляясь чужими работами. Берите понравившееся изображение и тренируйтесь. Постепенно можно переходить к созданию собственных сюжетов. Портреты, пейзажи, натюрморты – все это становится понятным и доступным при условии регулярной практики.

Заведите себе привычку упражняться в рисовании по возможности каждый день. Чем больше вы будете заниматься, тем быстрее будет прогресс. Со временем улучшается координация движений рук, развивается мелкая моторика пальцев. Это занятие во многом схоже с навыками игры на музыкальном инструменте — сначала нужно много чисто механических тренировок, а потом приходит вдохновение.

Чтобы лишний раз не напрягать голову, что нарисовать в рамках ежедневной практики, был создан набор специальных интерактивных упражнений.

А на тот случай, когда с основами уже разобрались и нужны новые идеи для рисования — подойдет генератор сюжета.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *