ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ КРЕСТЯТСЯ СПРАВА НАЛЕВО, А КАТОЛИКИ СЛЕВА НАПРАВО?

Исторически сложилась так, что католики совершают крестное знамение слева направо, в отличие от православных, которые крестятся справа налево. Однако так было лишь до XVI века, и католики довольно продолжительное историческое время перекрещивались не только слева направо, но и справа налево, и при том церковь принимала оба способа. Перемены внес папа Пий V в 1570 году, предписав совершать крестное знамение исключительно только слева направо и при этом открытой кистью. В данном случае пять пальцев кисти выступали как символы пяти ран Христовых. А вот толкования движения руки при совершении крестного знамения у приверженцев различных направлений в христианстве были свои, но тем не менее друг другу они не противоречили.

В соответствии с христианской символикой перемещение руки слева направо при совершении крестового знамения считается идущим от человека и обращенным к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога и являющимся благословением. Вы, вероятно, замечали, что священники (и православные, и католические) перекрещивают окружающих слева направо. И это, конечно, не является случайным совпадением. Дело в том, что таким образом выходит, что для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево.

Папа Пий V

С христианской точки зрения левая сторона имеет связь с дьявольским, в то же время правая сторона — с божественным, и соответственно перемещение совершающей крестное знамение руки слева направо представляет собой символическое движение от греха к спасению. Примечательно, что движение руки справа налево при перекрещении трактуется как победа божественного над дьявольским.

Также можно заметить, что в византийской традиции перекрещение совершается тремя соединенными между собой пальцами, при этом два оставшихся перста прижаты к ладони. Толкование такой формы совершения крестное знамение сводится к Троице — три пальца, а два других – к двойственной природе Христа. В прошлом в византийской традиции в качестве формы крестного знамения существовало двуперстие. Оно сохранилось и по сей день, но лишь у старообрядцев.

Католичество и православие — две ветви одного дерева. Фото Яндекс.Картинки.

Христиане делятся на 3 самые крупные ветви – на католиков, православных и протестантов. Наибольшее распространение получило католичество и православие. Изначально, конечно, не было никакого деления. Оно возникло исторически. Попробуем разобраться в отличиях.

Разница в крестах

Посмотрим на различие в крестах. Фото Яндекс.Картинки.

Крест католиков имеет четыре стороны.

У православных крест восьмиконечный.

Надпись на кресте общая:

«Иисус Назорей Царь Иудейский».

В сокращении надписи будут разные:

У католиков на латыни – INRI У православных — I.H.Ц.I.

Есть еще разница в количестве гвоздей:

У католиков их 3; У православных 4.

Традиционно на католическом кресте Христос изображен натуралистично, на православном не показывают страдания Иисуса.

Католики и православные по-разному крестятся

У православных принято троеперстие и они крестятся справа налево.

Так крестятся православные. Фото Яндекс.Картинки.

Католики крестятся всей ладонью и слева направо.

А так католики. Фото Яндекс.Картинки.

Разное понятие о пути к Богу

У католиков есть такое понятие как чистилище. Это такое состояние души, когда она еще не готова к раю.

У православных чистилища нет. У них есть мытарства. Это такие испытания, которые душе необходимо пройти, чтобы попасть к Богу.

Отношения к разводам

Католики разводы категорически запрещают.

В православии, при определенных обстоятельствах, разводы разрешены.

Различие по отношению в Богородице

У католиков исповедуется догмат о непорочности зачатия Богородицы;

У православных дева Мария появляется на свет благодаря первородному греху.

Разница по исхождению Святого духа

У католиков Святой дух исходит от Отца и Сына;

У православных Святой дух исходит только от Отца.

Окончательно церкви разделились в 1054 году. Скоро будет 1000 лет. Для истории это очень большой отрезок времени. И Католики, и православные именно свою церковь считают:

«Единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Мы назвали основные отличия. А дальше, если рассматривать католичество и православие в обрядовом отличии, то их будет очень много.

Например

Православные священники, когда крестят ребенка, то погружают его в воду.

У католиков достаточно окропления.

Католики исповедуются в особых кабинках, которые называются исповедальни.

Исповедь у католиков. Фото Яндекс.Картинки.

Они, как правило, делаются из дерева и там кающийся преклоняет колена, а священник сидит сбоку за перегородкой со специальным окном, закрытым решеткой.

Православные священники исповедуют на глазах остальных прихожан, удаляясь от них на некоторое расстояние.

Исповедь у православных. Фото Яндекс.Картинки.

При этом исповедник встает перед аналоем с Евангелием и Распятием.

Священники Восточной церкви причащают детей с младенческого возраста.

Западные священники практикуют причастие только, когда ребенку исполняется 7-8 лет.

Католический священник дает обет безбрачия (целибат). Это значит, что он не может жениться.

В православии у батюшки есть матушка. А целибат обязателен только для епископов.

Католические священники, как правило, не носят бороды.

Православное духовенство, напротив, носит бороду.

Католики считают, что Бога оскорблять – это грех.

Православные полагают, что Бог бесстрастен и неизменен. В этом смысле его оскорбить невозможно. А тот, кто пытается оскорбить, тот наносит вред, в первую очередь, только себе.

Католики разработали учение об индульгенции. Это когда грешник, за особую плату и после покаяния, освобождается от греха. И ему на руки выдается особая грамота (индульгенция).

У православных такой практики сегодня нет. Хотя и существовала во времена Османской империи.

У католиков для причастия используется пресный хлеб.

Православные причащаются квасным хлебом.

И так можно продолжать еще долго.

Могут ли две ветви одного дерева, как иногда называют католиков и православных, объединиться. Вопрос не простой.

Ответить на него сегодня можно так:

Объединение, в полной мере, невозможно. Слишком велика разница в учении и обрядах.

Но, вместе с тем, католики и православные могут вполне сотрудничать и мирно сосуществовать.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал. Ангел мой, шествуй со мной, ты впереди, я за тобой!

Они по-разному понимают суть крестного знамения

При перемещении руки слева направо крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.

Пий V за молитвой. Он указывал: «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому»

ВОПРОС: почему католики и православные по-разному совершают «знак креста»?

ОТВЕТ: знак Креста, или крестное знамение, совершалось в раннехристианской Церкви правой рукой (часто одним перстом) на разных частях тела – на лбу, на груди или на устах (подобно так называемому малому крестному знамению, которое католики латинского обряда совершают на Мессе перед чтением Евангелия).

Крестное знамение постепенно сформировалось как знак благословения, и совершалось оно по-разному: одним или несколькими пальцами или целой кистью руки. На памятниках иконографии – как на Востоке, так и на Западе, — благословляющая рука Иисуса Христа, святых или священнослужителей изображена с вытянутыми средним и указательным пальцами (что символизирует две природы во Христе – человеческую и Божественную), в то время как остальные три пальца сложены вместе.

Иногда крестное знамение совершалось тремя перстами – что символизирует Пресвятую Троицу. Таким образом, формы совершения крестного знамения были разными, и унифицировались они постепенно в рамках отдельных традиций. Так что правильно было бы говорить не столько о «католическом» и «православном» крестном знамении, сколько о разных традициях: так, католики восточных обрядов совершают крестное знамение точно так же, как и православные. Во всех традициях сначала совершается вертикальное движение рукой сверху вниз, а затем горизонтальное: у некоторых слева направо, у других – наоборот.

Первоначально на Западе крестное знамение совершалось почти так же, как и на Востоке: справа налево, тремя пальцами правой руки. Свидетельство этому можно найти в тексте Папы Иннокентия III De sacro altaris mysterio. Со временем эта практика видоизменилась, и крестное знамение стало совершаться слева направо открытой кистью руки. После Тридентского собора (XVI век) этот жест был зафиксирован в документах.

В византийской традиции (у православных и католиков византийского обряда) крестное знамение совершается справа налево тремя пальцами, соединенными вместе – указательным, средним и большим, а два оставшихся перста при этом прижаты к ладони. Три соединенных пальца, согласно толкованиям, символизируют нераздельную Троицу, а два других пальца – две природы Христа. Ранее в византийской традиции существовала другая форма крестного знамения – двуперстие. Она сохранилась по сей день у старообрядцев. При двуперстии знак Креста совершается соединенными вместе указательным и средним пальцами, а к ладони прижаты три оставшихся перста.

Двуперстие и было первоначальной формой крестного знамения, пришедшей на Русь из Византии. Греки впоследствии заменили двуперстие на троеперстие, а на Руси двуперстие сохранялось до реформы Патриарха Никона в XVII веке. Старообрядцы, которые отвергали реформы Никона, сохранили двуперстие.

Интересно, что в православной литературе даны различные толкования символики крестного знамения. В некоторых источниках утверждается, что прикосновение ко лбу означает освящение нашего ума, к животу – наших внутренних чувств, а к плечам – освящение телесных сил. Встречается и такое объяснение: чело означает небеса, чрево – землю, а горизонтальное движение от плеча к плечу – то, что Святой Дух объемлет все, от края до края. Что касается католических толкований символики Креста, то прежде всего они касаются самого смысла совершения этого знака. Так, святой Фома Аквинский писал: «Крестное знамение – это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа». Для католика совершение крестного знамения – в любой его форме, в любом обряде — означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Крестное знамение – это также исповедание нашей веры в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Оно означает нашу готовность принять свой крест и последовать за Господом; всякий раз, совершая знак Креста, мы обновляем обязательства нашего Крещения.

По материалам «Радио Ватикана»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *