Почему не нравится свой голос?

Почему людям не нравится слушать свой голос в записи

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем.

Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприязни субъективно: вас раздражает собственный голос в записи из-за разницы между ожиданием и действительностью, а не потому, что он на самом деле плох. Но как бы то ни было, в вашей власти изменить голос: расширить диапазон, сделать его объемнее и усилить звучание.

Почему на записи голос звучит по-другому

Современная звукозаписывающая аппаратура регистрирует звук довольно точно. Это значит, что ваш голос в записи – и есть тот самый голос, который слышат окружающие люди. А вот привычный для вас голос слышите только вы и никто иной. Феномен объясняется тем, что звук, исходящий из гортани, проходит разные пути до уха слушателя и вашего собственного уха: по воздуху и через ткани организма. К слушателю звук идет только по воздуху, к вашему внутреннему уху – по воздуху, через кости, мягкие ткани и жидкости головы.

Выходит, что голоса у вас два и оба они настоящие – ваши. Разница в том, кто слушает. Однако если ваша профессиональная деятельность требует хорошего владения голосом, то внимание стоит уделить тому, который слышат окружающие. Если вам не нравится свой голос в записи, может быть, пришло время над ним поработать.

Как овладеть базовыми
актерскими и ораторскими навыками?
Ответьте на 4 коротких
вопроса и мы подберем
оптимальную учебную
программу

Как изменить свой голос: советы и упражнения

«Однажды я спросил одного логопеда: какой голос для вас красивый? Он ответил, что самый красивый – это искренний голос, который говорит правду…»Андре Дюссолье

Ваш голос уникален, как узор радужной оболочки глаза. Изменить его полностью на чужой нельзя, и в этом нет необходимости. Запишите несколько фраз на диктофон и попробуйте сформулировать, чем именно вас раздражает звук собственного голоса на аудиозаписи. Если это слабость, бесцветность, хрипота, надтреснутость, писклявость, приглушенность и прочее подобное, то речь идет о двух проблемах: зажатых связках и неправильном звукообразовании.

Избавляемся от зажимов

Слово «зажим» означает лишнее напряжение, возникающее в теле помимо нашей воли и не играющее роли в выполнении основной задачи. Чтобы лучше понять его природу, проведите эксперимент: напрягите шею как можно сильнее и проследите, какие части тела автоматически напряглись вместе с ней. Большинство людей обнаружит, что в тонусе оказались руки, плечи, мышцы груди и живота, то есть практически весь торс, а ведь стояла задача напрячь только шею. Такое же побочное напряжение может возникать в голосовых связках, когда вы его не ждете.

Упражнение

  • Примите удобное положение, лежа на спине, не скрещивая руки и ноги.
  • Сделайте глубокий вдох и полностью расслабьтесь на выдохе.
  • Начинайте медленно расслаблять свое тело с кончиков пальцев левой ноги. Мысленно проверяйте, насколько они расслаблены и поднимайтесь выше к икре, бедру и т. д.
  • Мысленно пройдите все тело от кончиков пальцев ног до макушки, расслабляя и тщательно проверяя каждый сантиметр.

Учимся правильно звучать

Если вас не устраивает слабое или «плоское» звучание голоса, проблема может быть в неправильном образовании звука, которое зависит от положения гортани и дыхания. Потрогайте рукой свое горло при глубоком зевке и сразу после него. Заметили, как низко опускается гортань, когда вы зеваете? Это и есть правильное ее положение, не перекрывающее горло, позволяющее посадить звук на дыхание, увеличив его силу и объем. Напротив, когда гортань поднята, звук лишается поддержки дыхания, и вы вынуждены напрягать связки, чтобы звучать громче. В результате – высокая вероятность травмировать связки и плоское не объемное звучание, резкий звук вместо громкого.

Упражнение

  • Постарайтесь зафиксировать нижнюю челюсть, язык и горло в положении максимально близком к зевку. Не напрягайте горло, просто поймите, как это делается, и закрепите.
  • Спокойно и глубоко подышите в таком положении.
  • Воздух при вдохе набирайте не грудью, а животом, и точно так же выталкивайте при выдохе.
  • Дыхание будет вызывать зевоту – это нормально. Зевайте с удовольствием, открывайте горло как можно шире.
  • Когда почувствуете, что взяли дыхание, начинайте добавлять к нему открытые гласные звуки (и, э, о, у, а, ы – поочередно). Следите за вибрацией звука, в идеале он должен подниматься из брюшной полости вместе с дыханием.
Как полюбить
свой голос?
Этому и другим навыкам мы научим
на нашем ораторском курсе

Ждем вас на курсах обучения ораторского мастерства в театральной студии Бенефис.Мы научим вас:

  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как правильно дышать
  • Как сделать свою речь богаче
  • Как сделать свой голос сильным и уверенным
  • Как поставить красивую и правильную речь
  • Как уметь четко и грамотно доносить свои мысли и идеи

И многое другое

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: «Онлайн” и «Офлайн” в центре Москвы.

Многие не любят пользоваться слуховыми аппаратами из-за звука собственного голоса. Для таких людей настоящим подарком станет революционная разработка Signia — технология OVP (обработка собственного голоса).

Если вы слышали свой голос в записи, он, скорее всего, сильно отличается от того, который вы слышите, когда что-то произносите вслух. Когда же говорят люди со слуховым аппаратом, для них этот эффект усиливается многократно. Подобная ситуация может дезориентировать, доставлять определенные неудобства и даже угнетать. Некоторым людям может настолько не нравиться звук собственного голоса, что они вообще будут избегать что-либо говорить. Или даже решат вовсе отказаться от слуховых аппаратов.

Возникает вопрос: почему нас так смущает звук собственного голоса?

Почему он нам не нравится?

Когда мы говорим, наши голосовые связки генерируют колебания. Эти колебания трансформируются в слова, фразы и прочие звуки, которые воспринимают другие люди. Таковы базовые принципы коммуникации, и почти каждый человек на Земле владеет по меньшей мере одним языком. Однако тон нашего голоса может меняться, в зависимости от того, кто и с какой стороны его слышит. И если другие люди уже привыкли к реальному звучанию вашего голоса, вы сами можете очень удивиться и даже расстроиться, услышав, как на самом деле вас слышат другие. А пользователи слуховых аппаратов испытывают гораздо более сильные эмоции, поскольку совершенно по-другому слышат сами себя.

Обычно мы сами воспринимаем свои голоса «нормально». Дело в том, что когда мы слышим собственный голос, задействована костная проводимость, и поэтому наш голос кажется нам более басовитым и низким, чем есть на самом деле. Другие же слышат то, что исходит из нашей гортани и рта. Однако это вовсе не означает, что у вас неприятный голос! Как вы привыкли к звучанию своего голоса, так и окружающие привыкли к тому, что слышат они. Когда вы слышите свой голос, он может показаться вам неприятным, потому что звучит по-другому. Но это не означает, что ваш голос неприятный или некрасивый: просто он звучит непривычно для вас.

Как это отражается на людях со слуховыми аппаратами

Люди с нарушением слуха в значительной степени полагаются на звучание собственного голоса в своей голове. И если люди с нормальным слухом в состоянии уловить особенности своего «настоящего» голоса, люди с расстройствами слуха зачастую этого сделать не могут. И когда они начинают использовать слуховой аппарат, то вдруг слышат совершенно другой голос. Это вызывает разочарование и даже чувство неловкости, смущения.

Пользователи слуховых аппаратов испытывают неоднозначные чувства. С одной стороны, они счастливы, что теперь могут лучше, чем прежде, слышать других людей и звуки окружающего мира. С другой стороны, они разочарованы звучанием собственного голоса, который кажется им странным, зачастую слишком громким и неестественным.

Голос — неотъемлемая часть нашей личности.Звук собственного голоса, звук произносимых нами слов и фраз сопровождает нас с самого детства. Поэтому многие люди с расстройствами слуха жалуются, что при использовании обычных слуховых аппаратов они словно теряют часть своей личности: их собственный голос звучит совершенно иначе.

Как может помочь функция обработки собственного голоса (OVP)

Для решения этой проблемы Signia создала программу обработки собственного голоса (OVP), которая может использоваться во многих моделях слуховых аппаратов бренда. В ней заложен определенный алгоритм, который выделяет голос пользователя слухового аппарата и обрабатывает его иным образом, нежели весь остальной массив звуков. Высокоэффективный чип и самые современные микрофоны значительно улучшают качество слуха пользователей, при этом их собственный голос звучит для них естественно и знакомо. Благодаря этому люди со слуховыми аппаратами могут сполна наслаждаться всеми звуками жизни — и слышать их четко и ясно.

Многие из тех, кого раньше смущал звук собственного голоса, больше не чувствуют дискомфорта, а некоторые сразу же привыкают к своему «новому» голосу. Любой человек должен иметь возможность свободно общаться с другими людьми. Signia заботится о комфорте каждого пользователя своих слуховых аппаратов.

Как мы слышим свой голос

Ошибочно думать, что за голос отвечают только голосовые связки: люди, которым их удалили, тоже могут издавать звуки. Голосовые связки — это часть так называемых голосовых складок. Связки отвечают только за тонкую настройку голоса: его высоту, частоту и другие физические характеристики. Голос же появляется, когда вдыхаемый или выдыхаемый воздух проходит через бронхи и трахею, вызывая в них вибрации. Два этих органа называют нижними резонаторами, а глотку, полость рта и пазухи — верхними: вместе они и определяют, как звучит наш голос.

Врач-оториноларинголог, фониатр и кандидат медицинских наук Эмиль Аветисян объясняет, что каждый человек слышит себя не так, как слышат его или её другие люди. Когда мы говорим, люди слышат нас так же, как музыку из колонок: их мозг обрабатывает звуки исключительно через слуховой аппарат. «Когда мы слушаем самих себя, то информация о звуках поступает не только через уши, но и через резонаторы; она попадает в мозг уже двумя путями», — говорит доктор. Проводимость воздуха и тканей организма разная, и вибрации внутри организма заставляют нас думать, что наш голос на самом деле ниже. Но если мы слышим свой голос в записи, то мозг получает информацию о звуках только через слуховой нерв — так и появляется этот диссонанс.

Кроме того, часто мы вообще не задумываемся, как звучим в конкретный момент, — чего нельзя сказать о ситуациях, когда мы слышим свой голос в записи. Внутри уха расположен кортиев орган, выстланный волосковыми клетками: они усиливают тихие звуки и преобразуют звуковые колебания в жидкости внутри слуховой улитки в электрические сигналы. Поскольку звуки окружают нас везде и всегда, то волосковые клетки работают беспрерывно. Когда эти звуки превращаются в рутину (например, капли дождя за окном или стук шагов), мы перестаём обращать на них внимание, потому что порог реакции волосковых клеток повышается.

«Ваш голос — это звук, который вы слышите чаще всего в своей жизни, — рассказывает исследовательница из Массачусетского технологического института Ребекка Кляйнбергер. — Это также означает, что слуховые клетки постоянно активизируются, поэтому они больше «устают» и их собственный порог снижается». Именно поэтому мы привыкли к звуку собственного голоса, когда слышим свою речь вживую, но не привыкли к звукам его записи.

Давайте смотреть правде в глаза: Владимир Познер шепелявит, Валерий Панюшкин и Артемий Троицкий заикаются — это когда-то кому мешало? Да, они работают не в новостях, но чем новостники хуже ведущих? Они солдаты эфира. Солдат находится на передовой. И пусть он картавит, не всегда справляется с первого раза со «словом-неберучкой», разве мы этого не поймем и не простим? Этот бедный новостник уже во сне может произнести все скороговорки мира, и на суахили тоже. Ну выпадает у него буква «р» в слове «природа». Плеоназм (избыточность) языка достроит в нашей голове все остальное. Журналист — не диктор, он сам эти новости готовит каждые 15 минут. Почему мы прощаем ведущим маленькие провалы, а новостийщикам нет?

Понятно, что новости — самый нейтральный жанр, но и ведущих часто ругают за так называемые дефекты. В слабости — сила, если они создают ту незабываемую атмосферу, которая заставляет нас их слушать.

Можете ли вы вообразить себе человека на радио с высоким голосом, шепелявостью и диалектом? Я могу.

Диалекты

Мой знакомый, программный директор радиостанции с Юга России, полгода не мог найти себе работу в Питере из-за южного выговора. Между тем на зарубежных радиостанциях и телевидении это приветствуется, потому что придает достоверности и очарования. Почему нам так нравится оконье и аканье у героев сюжетов и совсем не нравится у журналистов? В новостях это оправдано — тут важно прохождение чистой вербальной информации. Но в авторских программах или ток-шоу сильна и эмоциональная составляющая. Я вовсе не выступаю за полное забвение дикции и московского выговора, но языковая дискриминация мне кажется вредной для такой большой страны, как Россия.

Тенденции

Для того, кому важно собственное звучание на радио, напишу о мировых тенденциях работы с голосом. Их не много:

• Артикулируйте. Работайте губами.

• Не кричите, будьте ближе к микрофону, не важно — в студии или «в полях».

• Говорите так, будто вы в кафе. Беседуйте, а не «стройте» героя.

• Даже если у вас энергетика и голос Пяточка, — просто опустите голос

• Если вам захочется покричать, кричите! Но тихо. Кричать можно тихо.

• Идея заключается в том, что вы как бы находитесь среди слушателей. Если вы хотите кого-то изобразить и визжать, — это тоже нормально. Но не надо делать это каждую секунду, будет несмешно.

Проституция на службе радио

Немецкий продюсер Йенс Яриш, который получил все возможные призы в Европе и США за программу «Die K: картины проституции и наркомании», выбрал для ведения программы не себя, а проститутку с ее хриплым слабым голосом. Тогда программа совершила революцию в радиожурналистике, а Йенс не позволил своим голосовым амбициям победить смысл. Это рассказ об обратной стороне одной из самых известных улиц Берлина. Тут вы можете услышать его начало и голос ведущей.

Большинство людей, слыша собственный голос в записи, находят его не просто незнакомым, а неприятным. Специалисты даже придумали название такому феномену – «голосовая конфронтация». Ученые нашли несколько объяснений этому явлению, как физических, так и психологических, сообщает The Guardian.

В первую очередь следует учитывать, что человек слышит свой голос и снаружи, и изнутри. Звук, проходя сквозь кости черепа, приобретает для говорящего низкие оттенки, которые другим людям не слышны.

Слушая записи, многие обнаруживают, что говорят гораздо более высоким голосом, чем им представлялось. Между тем высокий голос подсознательно воспринимается как показатель инфантильности, что не соответствует тому образу, который человек сам для себя создает.

«Наш голос играет огромную роль в формировании нашей идентичности и, я думаю, никто не любит осознавать, что ты на самом деле не тот, кем себя считаешь», – отметил доктор Слайк Пальманн из Университета Эссекса.

Кроме того, голос часто выражает эмоции, которые человек хотел бы скрыть – гнев, подавленность, нерешительность, тревогу и так далее. Многие не подозревают об этом, пока не услышат себя в записи, и такая ситуация также вызывает сильный психологический дискомфорт.

«Почти всегда услышанное не соответствует тому социальному образу, с которым люди себя ассоциируют», – подчеркнул невролог Марк Пелл из Университета Макгилла.

Впрочем, есть и утешительные новости. Другие люди оценивают голос совсем иначе, чем его обладатель – он не кажется им таким неестественно высоким, и, скорее всего, они не обращают внимания на смущающие человека оттенки и модуляции.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *