Пленочная фотография

Пленочная фотография вернулась на свои позиции, интерес к ней растет — как со стороны уже состоявшихся фотографов, так и со стороны начинающих фотографов. В пленочной фотографии, как и в цифровой есть один и тот же вопрос. Какой фотоаппарат купить?
Прежде чем покупать фотоаппарат, я советую определиться со «своим форматом». Итак, существуют три основных формата:
1) Малоформатные (узкопленочные), или камеры 35 мм. Эти камеры используют пленку типа 135 (35мм рулонную пленку). У нас самая известная марка этого фотоаппарата Зенит, в мире легендарная Leica.
Эти небольшие камеры влюбили в себя «уличных фотографов». Одним из самых узнаваемых фотографом является Анри Картье-Брессон — французский фотограф, основоположник уличной и репортажной съемки. Сегодня на эти камеры снимают не только улицу, их широко используют в арт-фотографии, студийной съемке и fashion-съемках.
2) Среднеформатные камеры. Эти камеры используют 120 мм пленку. И если в камерах 35 мм размер кадра 24х36 мм, то у этих камер размер кадра значительнее больше — от 4,5×6 см до 6×12 см, и даже 6х24 см (панорамные). У нас выпускались такие камеры: например фотокамеры «Киев» или «Любитель». В мире наиболее популярные модели у Hasselblad, Mamiya, Bronica и Pentax.
Эти камеры более тяжелые, и большинство фотографов используют штативы при съемке. Качество снимка значительно выше, чем у 35 мм камеры, поэтому эти камеры нашли своих поклонников среди студийных и коммерческих фотографов, но многие уличные фотографы также снимали на средний формат, как например Диана Арбус — американский фотограф, одна из самых важных фотографов-документалистов.
3) И, наконец, широкоформатные камеры, с размером кадрового окна от 8×10 см и больше. Эти камеры практически всегда во время съемки находятся на штативе, они достаточно большие и тяжелые. Кадры, сделанные на эти камеры, имеют потрясающее качество с четкой детализацией. Они широко используются в архитектурной, коммерческой, арт и пейзажной фотографии. Наиболее известные производители — TOYO, Sinar и Linhof.
Есть много мировых фотографов, которые используют широкоформатные камеры. На мой взгляд, самые значимые — это Ансел Адамс, американский фотограф-пейзажист, и Джефф Уолл, канадский концептуальный фотограф, снимающий свои картины на широкоформатную камеру.
Итак, возвращаясь к тому, какой фотоаппарат купить или какой формат выбрать, могу сказать, что только вы сами сможете ответить себе на этот вопрос. Попробовав поработать на каждом из этих форматов, вы поймете, с каким форматом и камерой вы захотите продолжить работать в будущем.
В январе мы запустим интенсив о пленочной фотографии «Аналоговая черно-белая фотография», на котором вы познакомитесь с этими форматами и камерами, получите опыт съемки, проявки и печати фотографий. И главное — получите знания, которые помогут вам в будущем развивать свой профессионализм в пленочной фотографии.

Бразильский фотограф-портретист Нету Маседу рассказывает о плюсах аналоговой фотографии и возможностях, которые она дает.

Я снимаю на пленку вот уже почти четыре года и могу смело сказать: аналоговая фотография действительно изменила мою жизнь и мой взгляд на создание изображений.

Впервые я всерьез столкнулся с аналоговой фотографией во время учебы в колледже, но тогда и представить не мог, что буду снимать на пленку и в 2018-м. Наш старый преподаватель привел нас в проявочную, и я четко помню, как сказал себе — никогда в жизни больше и шагу не сделаю в проявочную. Запах был отвратительный, да и сама идея — заправлять пленку в камеру ради нескольких кадров, весь этот громоздкий процесс проявки, все это казалось совершенно устаревшим в 2007 году. Тогда цифра уже была стандартом для большинства фотографов. Я не был исключением.

7 причин снимать на пленку
Сегодня я снимаю портреты только на пленку

Вторая моя встреча с пленкой состоялась в 2012-м. У моего коллеги был старый Canon AE-1, на который он снимал личные проекты. Помню, тогда я сказал ему, как глупо и неправильно использовать устаревшую технологию, которая окончательно умрет через пару-тройку лет.

Но в 2014 году я обнаружил, что средний формат был идеален для моего стиля фотографии. Однако в то время цифровая среднеформатная камера стоила примерно столько же, сколько моя недавно купленная машина. Тогда я и решил купить свою первую аналоговую среднеформатную камеру — Mamiya 645 PRO TL. Взглянув на свои первые (плохие, кстати) фото, я влюбился в пленку и постепенно полностью перешел на нее.

Этой статьей я хочу ответить всем, кто спрашивал меня, почему я до сих пор занимаюсь аналоговой фотографией. Это не сравнение — «цифра” против пленки. Главная идея: показать, что пленочные камеры — вполне реальный инструмент для одних, определенных, целей и задач, равно как и цифровые — для других.

1. Или план, или пропал

Начав снимать на средний формат, я понял, что тут уже нельзя портить кадры, как на «цифре”. Я живу в Бразилии, и профессиональные пленки, цветные и черно-белые, здесь очень дорогие. И я не планировал обанкротиться, щелкая затвором. Так что пришлось понять — надо планировать кадры. Гораздо серьезнее, чем при цифровой съемке.

7 причин снимать на пленку
Это фото — отличный пример того, как все было запланировано заранее. Специально для этой фотосессии я купил и вырезал несколько бумажных фонов. Обычно я начинаю снимать, уже точно зная, что собираюсь сделать.

При съемке на пленку значительно увеличивается качество снимков. Ты дважды или трижды думаешь, прежде чем щелкнуть затвором. И быстро учишься определять, какой материал даст отличные фото.

Не могу сосчитать, сколько раз я ставил модель, смотрел в видоискатель и через несколько минут, проведенных в попытках найти верную композицию, говорил: «Нет, забудем об этом, давайте попробуем следующее фото”. Даже для тех, кто снимает на «цифру”, аналоговая фотография — отличный способ попрактиковаться в мысленной визуализации картинки, чтобы сосредоточиться только на том, что действительно сработает для поставленных целей.

7 причин снимать на пленку

Ты становишься внимательнее к тому, что происходит вокруг, потому что меньше щелкаешь затвором; и остается больше времени на то, что действительно важно: на общение с людьми, на взаимодействие с моделью и с окружением, на изучение мест и так далее. Понимаешь, что фотография — это не то, что происходит в камере, но то, что происходит вне ее. И, поскольку то, что происходит вне камеры, как раз-таки и создает хорошую фотографию, ты уделяешь этому больше внимания.

2. Съемка на пленку — взгляд в будущее

Если вы совсем не знакомы с аналоговой фотографией, то раскрою секрет: у аналоговых камер нет экрана, на котором можно просмотреть готовые снимки. Да, это правда. И это правда для всех пленочных фотоаппаратов. И это заставляет отказаться от плохой привычки постоянно просматривать сделанные кадры. Единственный экран, на который вы будете смотреть, — это видоискатель и картинка в нем. Та картинка, которую вы ищите, а не те, которые вы уже нашли.

7 причин снимать на пленку

Цифровые камеры заставляют нас тратить много времени на проверку фотографий, не говоря уже о том, какое это создает напряжение между фотографом и фотографируемыми. Ведь с цифровой камерой люди могут посмотреть, как они получились на снимке (и они имеют определенные ожидания на сей счет).

Как я уже сказал выше, все самое главное происходит вне камеры, и отсутствие дисплея, на котором можно увидеть только что сделанный снимок, заставляет фокусироваться на будущем; на том, что ты будешь делать дальше. То есть аналоговая камера — это мост, который ведет вас в будущее, а не в прошлое, по крайней мере, на время съемки. А с цифровой камерой люди погружаются в экран, листая картинки, и вот они уже потеряли контакт с миром и с происходящим вокруг.

3. Разнообразие оборудование

Хотя ситуация сейчас и меняется, но в общем и целом в цифровом мире у вас нет такого выбора, как в аналоговом. И «цифра” иногда может быть очень, очень дорогой (да, я про средний формат и крупноформатные задники).

7 причин снимать на пленку

В аналоговом мире у вас есть доступные опции в любом нужном вам формате, от камер, которые используют пленку типа 110, до крупноформатных, с размером кадрового окна 8×10. И в каждом формате тоже будет богатый выбор. Вам нравятся 35-мм полнокадровые цифровые камеры? Canon EOS 30/Elan 7 можно найти на eBay всего за 149 долларов, и использовать с нею все ваши объективы Canon EF. Прежде так любимую мною Olympus OM2 можно приобрести примерно по той же цене, в комплекте с объективом.

Даже среднеформатные камеры, которые не по карману 99% цифровых фотографов, можно купить в интернете по вполне приемлемой цене. Моя Pentax 67II обошлась мне примерно в 400 долларов, в паре с объективом 135mm f/4. Не говоря уже о том, что обычно в «цифре” «настоящего” среднего формата не получить, поскольку большинство матриц — «обрезанные”, 44×33 мм. А «настоящего” среднеформатного образа можно достичь лишь при использовании матриц размера 6×6 или 6×7 (60×70 мм).

7 причин снимать на пленку
Настоящий «облик” среднего формата, снятый на камеру 6×7

А крупного формата как такового в цифровом мире нет, потому что задники исключительно дороги и применяются в очень ограниченных сферах. Большинство фотографов, которые занимаются крупным форматом, до сих пор работают с пленкой.

4. Работа с пленкой учит правильно оценивать свет

Все это делают: прикидывают свет на глаз, щелкают затвором, проверяют, как получилось и делают поправку экспозиции для следующего кадра. Из-за того, что приходится обращаться к экрану, теряется время и связь со снимаемой сценой. Иногда даже не обращают внимания на экспозицию — если все не слишком плохо, можно восстановить детали в темных/светлых местах при постобработке. Но в аналоговой фотографии от тщательного замера света никуда не деться.

7 причин снимать на пленку
Очень важно оценивать цвета и тени перед съемкой, иначе результат будет не таким, как ожидалось

Я часто слышу, как люди говорят: «О, прелесть аналоговой фотографии в том, что ты не знаешь, что получилось, пока не проявишь пленку”. Это распространенное мнение, но совершенно неверное. Снимать на пленку означает знать каждый аспект того, что ты делаешь. По крайней мере, пытаться знать — и это заставляет учиться еще и еще.Вы щелкаете затвором и точно знаете, что получится в результате. Видите картинку и снимаете ее. Конечно, вы не можете показать ее другим до того, как проявили и отсканировали пленку, но четко знаете, что сделали.

7 причин снимать на пленку
То же касается и съемки в студии. При работе со вспышкой замер экспозиции очень важен, и работа с пленкой поможет и здесь

На мой взгляд, лучшая стратегия для начинающих фотографов — освоить основы фотографии на «цифре”, где есть возможность быстро проверить результат, а затем практиковаться, тренировать полученные знания уже на пленке. Это заставит крепче затвердить все, связанное с оценкой света и настройками камеры.

6. Пленка учит продуктивности

При съемке на пленку приходится учиться ловить нужный момент в нужное время. Если вы работаете с подвижными объектами, то просто необходимо развить чутье времени и пространства.

7 причин снимать на пленку
В Бразилии пленка очень дорогая. Одна катушка пленки типа-120, на 10 кадров, стоит 20 долларов — итого 2 доллара за каждый щелчок затвора. Можно обанкротиться, если не научишься быстро делать все правильно

Со временем начинаешь работать как швейцарские часы — очень точно и очень четко. Кроме того, в большинстве аналоговых камер есть только самые базовые функции. Ни стабилизации изображения, ни автофокуса, ни других технологических инноваций. За редкими исключениями при съемке на пленку есть только вы и металлическая коробочка с объективом у вас в руках. И — повторюсь — это помогает сконцентрироваться на том, что происходит вне камеры, а не внутри нее.

7. Великолепные цвета и фотографическая широта

Популярность пресетов, имитирующих пленку, подтвердит мои слова: цветопередача пленки, как и черно-белые тона, великолепны. Подобного в цифровом мире просто нет: таких цветов, как с пленкой, в «цифре” мне получить не удавалось.

7 причин снимать на пленку
Цвета в аналоговой фотографии — это вишенка на торте. Даже для черно-белых пленок эти переходы серебристых и серых тонов — в «цифре” такого не повторить

Как уже сказано выше, я начал заниматься аналоговой фотографией, потому что искал возможность недорого снимать в среднем формате. Я получил то, чего хотел, но сегодня продолжаю снимать на пленку, потому что нашел невероятные цвета — я и представить себе не мог, что камера способна создавать такое.

Помимо этого, с аналоговой камерой вы получаете множество разных «матриц” с разной цветопередачей — ведь можно сегодня пользоваться одной пленкой, завтра взять другую, другого бренда. Например, мои фавориты в большинстве случаев — Kodak Portra 400 и Kodak Portra 800, но если я снимаю место со множеством зелени, то люблю пользоваться Fuji PRO 400H — за ее передачу зеленых тонов.

7 причин снимать на пленку

Фотографическая широта пленки (при верном замере экспозиции и верной проявке) — еще одна особенность, которую можно получить только с самыми дорогими цифровыми камерами. Потенциальная широта таких дешевых пленок как, например, Fuji X-Tra 400 или Kodak Colorplus 200, сравнима или даже превышает ту, что могут дать профессиональные полнокадровые цифровые камеры.

Пленка хорошо сохраняет свет, и если вы пересветите ее, то не потеряете детали в светах, только насытите тени. В процессе съемки светлые области насыщаются и перестают сохранять свет также быстро, как и темные. В аналоговой фотографии при замере экспозиции речь идет скорее о контрасте. Передержите снимок — и у вас будет больше информации в тенях и меньше контраста. Недодержите — будет больше контраста и меньше деталей в тенях.

7 причин снимать на пленку

7 причин снимать на пленку

7 причин снимать на пленку

7 причин снимать на пленку

7 причин снимать на пленку

Подводя итоги

Нет, никто в наши дни не откажется от цифровой фотографии, чтобы перейти полностью на пленку, но я к этому и не призываю. Но надеюсь, что смог представить аналоговые фотокамеры как вполне реальный инструмент для:

1. доступа к целому ряду разных форматов без чрезмерных финансовых затрат,
2. практики в основах фотографии и замера экспозиции,
3. связи со внешним миром и меньшего погружения в камеру,
4. получения результатов, отличных от цифровой съемки.

Еще одна моя цель — привлечь большее внимание к аналоговой фотографии. Будет очень жаль, если она умрет, тогда как столько прекрасных и важных для истории фотографий были сделаны именно на пленку. Пленка все еще жива. Пусть так будет и в дальнейшем.

Об авторе: Нету Маседу — бразильский фотограф-портретист. Другие его работы — на его сайте и страницы в Instagram.

Почему вы решили снимать видео?
«Мы можем, естественно, рассказать нашим клиентам на встрече, как у нас на производстве всё устроено. Кто-то может приехать посмотреть, но этого недостаточно, потому что клиентская база — несколько десятков тысяч компаний, и … пригласить всех, это просто нереально. Потому что клиенты — по всей стране. Но и опять же не все поедут из Сибири просто смотреть на производство. Мы это прекрасно понимаем.»

Можно сделать фото, это быстрее.
«Фотографии — фотографиями, описание — описанием, но гораздо лучше посмотреть, когда это целиком и полностью, когда в рамках одного видео понятно, как от решения инженеров, конкретного чертежа, компания создает изделие, которое можно и протестировать, и посмотреть, и купить, и отгрузить. Именно поэтому было принято решение снимать видеоролик»
Стоит ли снимать реальных сотрудников, может лучше пригласить актёров, чтобы было симпатичнее?
«Мы не приглашали каких-то дополнительных актеров, все, кто занят в ролике, действительно каждый день делают эту самую работу. Есть определенный момент в нашем видеоролике, когда сервисный инженер по телефону консультирует, и тогда люди действительно знают, вот наш Алексей, он действительно работает. Это его ежедневный труд. Любой внутри компании, так и за ее пределами, может ему позвонить, задать соответствующие вопросы. Это, конечно, повышает степень доверия».

Как вы используете видео?
«Была сделана email-рассылка по всей клиентской базе, и у нас был очень хороший отклик. К нам многие люди перешли на сайт и посмотрели видеоролик целиком. После чего мы во все наши раздаточные материалы добавили видеоролик. Ещё у нас большая сеть дилеров и официальных представителей, и получив этот инструмент, они могут у себя в регионах рассказывать не просто о том, что они являются дилерами ЗАО «Энергия» и презентуют наше оборудование, они могут показать: «Вот, пожалуйста, весь цикл производства».

Т.е. видео решает ещё и HR-задачи?
«Мы проводим обучение для наших крупных партнеров, чтобы они в дальнейшем могли презентовать наше оборудование в регионах и не обращаться к нам за дополнительной помощью. Так вот люди, которые проводят подобное обучение в регионах, они были просто счастливы, потому что у них наконец-то есть инструмент, благодаря которому они могут показать и рассказать все как есть. «

Ваши впечатления от сотрудничества со студией Sales Video Procution?
«Когда после просмотра видеоролика у нас в офисе всем коллективом были овации, люди аплодировали. Для меня это был шок!
Я не первый день работаю в компании. Но мне аплодировали за мою работу впервые. Мне было очень приятно! Это, конечно, заслуга ваших сотрудников. Такая была прекрасная реакция»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *