План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

  • 5 класс

  • Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Зима» Сурикова
  • Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая
  • Анализ стихотворения «Россия» Блока
  • Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета
  • Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
  • Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
  • Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова
  • Анализ стихотворения «Весна» Плещеева
  • Анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер» Бунина
  • Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Города и годы» Дона Аминадо
  • Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева
  • Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
  • Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
  • Анализ стихотворения «Береза» Есенина
  • Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
  • Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока
  • Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского
  • 6 класс

  • Анализ стихотворения «Родное» Исаковского
  • Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
  • Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» Фета
  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
  • Анализ стихотворения «Пущину» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
  • Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина
  • Анализ стихотворения «Посмотри — какая мгла» Полонского
  • Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
  • Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
  • Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» Полонского
  • Анализ стихотворения «О, как безумно за окном» Блока
  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
  • Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега» Фета
  • Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник» Бунина
  • Анализ стихотворения «Ветер принес издалека» Блока
  • Анализ стихотворения «Листья» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока
  • Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Весна, весна» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
  • Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина
  • Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета
  • Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова
  • 7 класс

  • Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Родина» Бунина
  • Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Вечер» Фета
  • Анализ стихотворения «Признание» Державина
  • Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Муза» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Птичка» Державина
  • Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Июль — макушка лета» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба
  • Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Волчата» Сулейменова
  • Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Близнецы» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Родине» Белого
  • Анализ стихотворения «Снег» Анненского
  • Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова
  • Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого
  • Анализ стихотворения «Июль» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета
  • Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
  • 8 класс

  • Анализ басни «Обоз»
  • Анализ «Туча» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Друзьям» Блока
  • Анализ стихотворения «Поэты» Блока
  • Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Жизнь» Блока
  • Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева
  • Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Песня про купца Калашникова» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова
  • Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
  • Анализ стихотворения «Поле зыблется цветами» Майкова
  • Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина
  • Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Осень» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина
  • 9 класс

  • Анализ «Вечер» Жуковский
  • Анализ «Узник» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
  • Анализ стихотворения «Поэту» Бунина
  • Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Цветы последние милей» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина
  • Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока
  • Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
  • Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Море» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
  • Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета
  • Анализ стихотворения «Памятник» Державина
  • Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина
  • Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Арион» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Родина» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
  • Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока
  • Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
  • Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
  • Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина
  • Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
  • 10 класс

  • Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
  • Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Сияла ночь луной» Фета
  • Анализ стихотворения «Я помню время золотое» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова
  • Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета
  • Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
  • Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Толстого
  • Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
  • Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
  • Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
  • Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева
  • Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
  • Анализ стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
  • Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
  • Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета
  • Анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт» Полонского
  • Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева
  • 11 класс

  • Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Скифы» Блока
  • Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны» Цветаевой
  • Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский
  • Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
  • Анализ стихотворения «Холмы» Бродского
  • Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
  • Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
  • Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока
  • Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
  • Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского
  • Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока
  • Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского
  • Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова
  • Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
  • Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
  • Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
  • Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
  • Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
  • Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
  • Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
  • Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам
  • Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина
  • Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока
  • Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
  • Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
  • Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
  • Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского
  • Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина
  • Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Листопад» Бунина
  • Анализ стихотворения «Зимняя ночь в деревне» Никитина
  • Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Поет зима — аукает» Есенина
  • Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» — одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» — одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» — одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Образец анализа стихотворения

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение впервые было написано в 1829 году, в начале 50-х годов Тютчев переработал и добавил еще одну строфу. «Весенняя гроза» — одно из ранних стихотворений поэта.

Тема стихотворения – гроза, которая создает движение в окружающем пространстве, в природе.

Авторская идея заключается в том, что Ф.И. Тютчев изображает грозу как обновление жизни, природа и душа поэта как бы соединяются во время этого явления природы, жизнь становится более интенсивной и яркой благодаря грозе.

Грозное стихийное природное явление играет бодрящую, приносящую радость роль. Лирический сюжет составляют нарастающие позитивные эмоции от начала к концу стихотворения.

Композицию произведения составляют 16 строк, 4 четверостишия. Первое вводит тему грозы, второе и третье – развивают эту тему и четвертое – перефразирует тему грозы (то есть изображает грозу в виде существа древнегреческой мифологии – богини юности Гебы).

Жанр поэтического произведения – стихотворение.

В данном стихотворении перед нами предстает единственный – образ грозы, являющийся главным. Образ представлен юным существом, полным буйной и радостной силы. Гроза воссоздается со всеми характерными для этого явления природы чертами. (Можно привести примеры в скобках).

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение передается с помощью глаголов в личной форме и деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр изменяющейся картины (гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит).

На мой взгляд, это очень веселое, бодрое, озорное стихотворение. Предгрозовые тучи не омрачают настроения поэта. Гром грохочет не в сумрачном, закрытом тучами, а в ясном, голубом небе. Раскаты грома не пугают, а, напротив, радуют поэта, вселяют в него веру и надежду на новую жизнь. Весна утверждает себя грозой. Мы знаем, что после теплых весенних дней нередко возникают заморозки. Но после первой грозы уже однозначно наступает теплая весна. И после первой весенней грозы все в природе идет в рост. Молодые листочки уже не боятся стужи. Каждый год в конце апреля нам вспоминается эта тютчевская строка: «Люблю грозу в начале мая…». Природа и поэзия живут у Тютчева единой, слитной жизнью.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Сопоставительный анализ стихотворений.

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? Общие тема,
проблема, жанр, состояние лирического героя.

2. Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «…поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А. Блок).

3. В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

Филологический анализ эпического произведения

1. Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуж­дение).

5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произве­дения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических кон-

струкций и интонаций).

10.Как соотносится начало и конец текста?

11.На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Понаблюдайте над лексикой текста:

— найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;

— найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

— обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

— выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

— обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнит, олицетворения).

13. Проанализируйте фонетические средства, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, ассонанс, использование деепричастий для передачи действии, динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц — ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.).

14. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безличных, определенно-личных, употребление инверсии, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т. д.).

15.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не toлько выражение определенной мысли, но и передачу какого-либо чужого настроения, состояния.

16. Каково ваше впечатление от текста?

17.Для лучшего понимания текста сравните его с другим произведением автора (или с другими текстами русской или мировой литературы).

Ещё один анализ лирического произведения

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

— ассоциации, которые вызывает стихотворение;

— настроение, которое создает стихотворение

— мысли, которые оно вызывает

— факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

— рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

— суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

— цитата из стихотворения;

— отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т. д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею, можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить ихсмыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

— эпиграмма (сатирический портрет)

— эпитафия (посмертное)

— элегия (стихотворение медитативного характера)

— ода (хвалебное)

— послание — стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

— сонет — стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

сентиментализм романтизм

реализм символизм

акмеизм футуризм

3) Композиция.

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа — группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм — (от. греч. rhythmos — соразмерность) — периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры:

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

· Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

()

Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

· Пример:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

()

Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

· Пример:

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

()

Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

· Пример:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

()

Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т. е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

· Пример:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

(А. Блок)

Нарушения метрического ударения:

Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

· Пример:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

()

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

«В красе негаснущих страстей».

Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

· Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

()

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А. Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

· Пример:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой…

()

Рифма – инструмент в поисках смысла. (О. Мандельштам)

Рифма — одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда — винограда; труды — руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер — метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т. п.) Зачем?

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм) Зачем?

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация — способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
— гипербола — художественное преувеличение,

— ирония — скрытая насмешка
— литота — художественное преуменьшение
— метафора — скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
— метонимия — сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

— оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

— перифраз — описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

— сравнение – А как (словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв. п.)
— эпитет — художественное определение
— олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры — обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем — тематика произведения.

Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права — проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости…). Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.)

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет — то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог — своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия — система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог — заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое — ретроспективами — и «экскурсами» в

будущее;

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Вставные эпизоды;

• Лирические (иначе — авторские) отступления.

Их основная функция — расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении — иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет — главный конфликт произведения; фабула — ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет — художественный порядок событий; фабула — естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет…).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления — формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения — изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление — сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы — внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека — рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты — лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа — он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ — подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений — внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т. е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь — описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические — в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические — в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т. е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические — автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) — их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них — тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т. п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т. е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей — выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя — оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы — использование слов в переносном значении) — простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *