Питеркина Настя. «Идеальный вуз — глазами студента»

«Студент» с латыни дословно переводится как «человек, усердно работающий и занимающийся». В привычном для нас понимании слово «студент» впервые употребил римский поэт Овидий, когда прибыл в Афины за новыми знаниями. С тех пор студенчество сильно изменилось, но изменился ли сам студент?

«Всё в мире меняется, студенты меняются меньше всего», – гласит один из латинских афоризмов. Способствуют изменениям новые системы образования и жизненных ценностей, а также развитие технологий. Так какой же он – современный студент?

Данная функция не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку.

Российское высшее образование после распада СССР сменило характер от элитарного к массовому. Теперь оно доступно широким слоям населения. Для сравнения: в 70-80-х годах XX века высшее образование получали только 25 % жителей страны; к 2013 году эта цифра выросла до 76 %. По данным Росстата, в 2015 году в высших учебных заведениях обучалось 5,2 миллиона человек. Из них два миллиона на бюджетной основе, остальные – студенты-платники. Больше половины студентов совмещают обучение в вузе с работой.

Центр студенческой социологии агентства студенческих коммуникаций «Кампус» совместно с НИУ ВШЭ в январе 2017 года провели опрос. Участие в нём принял 5841 студент со всей России. В результате выяснилось, что 67 % опрошенных имеют дополнительный заработок. Потребность в нём они объяснили высокими ценами за обучение и маленькой стипендией. Несмотря на то, что при совмещении учёбы с работой пропускаются пары и теряется много знаний, поддерживают такой выбор 74 % опрошенных. Основная масса студентов (75 %) считает, что к экзаменам нужно готовиться хорошо и сдавать их самостоятельно. Качеством получаемого образования довольны 72 % студентов. И, что не может не радовать, жить и работать в России хотят 73 % участников опроса.

Цели современных студентов также претерпели ряд изменений. Если раньше главными ценностями были семья, дети и стабильное существование, то теперь на первом месте карьера и достаток. Такие цели оправдывают выбор места трудоустройства. По данным компании Universum, которая опросила 25 тысяч российских студентов из 93 вузов страны в мае 2016 года, наиболее привлекательными работодателями среди них считаются «Газпром», «Роснефть», Google и BMW Group. Чтобы соответствовать уровню этих корпораций, приходится немало трудиться. Современные студенты, как следует из результатов опроса, тратят по 20 часов в неделю на посещение аудиторных занятий и ещё по 15 часов – на индивидуальную подготовку.

Отечественные и западные учёные всё чаще говорят о том, что образование сегодня становится товаром. При выборе будущей профессии больше внимания теперь уделяется не личным предпочтениям, а востребованности профессии на рынке руда. По данным Universum, в тройку лидеров по популярности среди студентов вошли такие направления, как «IT-технологии – технические науки», «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки».

Социологический портрет современных студентов Тольяттинского государственного университета составила доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Татьяна Иванова. Какой он – современный студент ТГУ?

Данная функция не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку.

Подведём итоги. С появлением интернета современные студенты стали более «компьютеризированными»: больше свободного времени проводят в социальных сетях и на других сайтах. Однако при этом они не перестали читать книги и ходить в кино. Они также встречаются с друзьями, посещают концерты, выставки и занимаются спортом.

Быть студентом в наше время очень интересно: перед каждым открывается масса возможностей. Проявить себя можно в творчестве, науке или самоуправлении. Главное – всё успевать. О том, как это сделать – в следующем материале.

Одним из актуальных вопросов для современного студента является вопрос личностных качеств, необходимых для успешного обучения, а затем не менее успешного поиска работы.

Эта статья не только для студентов-новичков, еще недавних абитуриентов, но и для тех, кто не первый год числится в студенческой братии. Предлагаю систематизировать качества студента, непосредственно влияющие на успешность личности.

Итак, для начала разобьем качества студента на два глобальных блока: качества, необходимые для учебы, и качества, необходимые для поиска работы и устройства на работу.

1 блок.

1.1 Мотивация. Это качество студента не зря ставится на первое место – без мотивации, на мой взгляд, нечего делать в учебном заведении в принципе. При этом мотивирующими факторами могут выступать различные ситуации: желание родителей, вероятность пойти в армию, желание самосовершенствования и т.д. Несомненно, самыми действенными факторами являются внутренние (желание самого студента), а не внешние. От степени мотивированности к обучению зависит успех учебного процесса в целом.

1.2 Самоорганизация. Не менее важное личностное качество студента. В детском саду и даже в школе – все воспитатели/учителя заботились о своих подопечных, нянчили и лелеяли их. ВУЗ – более серьезная вещь. Здесь никто не будет заботиться о твоей успеваемости, за исключением самого себя. Сможешь организовать свой рабочий день: вовремя встать, прийти к нужной паре, качественно отработать все занятия, выполнить все задания на дом, подготовиться к семинарам, практикам и т.д. – значит, сможешь успешно обучаться. Позволишь себе лениться, особенно в первый год обучения – можешь не рассчитывать на положительный результат. Не зря существует поговорка – Первый год ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя. Сам с этим много раз сталкивался. Проще потрудиться на первых порах, заработать себе репутацию «хорошего малька/девочки» в глазах преподавателей, а вот потом уже и расслабиться немного.

1.3 Самостоятельность. Это качество студента частично было рассмотрено в предыдущем пункте. Еще раз уточню – привычный надзор со стороны учителей отсутствует в вузе. Здесь студент сам отвечает за свои поступки, никто не будет за полученную двойку вызывать маму с папой к директору. Особенно это качество важно при обучении не в своем родном городе.

1.4 Усидчивость. Как минимум, нужно «отсидеть» все лекции, выслушать весь теоретический материал. Или же, если пропустил, переписать лекцию в свою тетрадь. Кроме того, необходимо время, чтобы подготовиться к практическим и семинарским занятиям.

1.5 Обучаемость. К сожалению, это личностное качество присуще не всем студентам. Но, как правило, если предыдущие четыре пункта соблюдены в повседневной жизни, то обучаемость будет на достаточно высоком уровне. Кто-то «схватывает» информацию на лету, кому-то приходится долго работать, чтобы выучить теоретический материал. Это уже психологические особенности личности, которые следует учитывать.

1.6 Лидерские качества. Здесь, думаю, понятно. Никто не обращает внимание на тех, кто «тащится позади эшелона». Если хотите быть успешными – будьте впереди. Будь то учеба или внеклассные мероприятия.

Рассмотрим теперь второй блок – качества студента, необходимые для поиска/получения работы.

Во-первых, сразу отмечу, что качества из первого блока являются первостепенными. Без них не получится успешного обучения и в дальнейшем успешной работы.

К ним добавим еще несколько:

2.1 Гибкость мышления. Умение мыслить нестандартно очень ценится современным работодателем. Именно такие сотрудники являются палочкой-выручалочкой для современного бизнеса. Развивайте это качество, по возможности проявив его уже на стадии собеседования.

2.2 Концентрация и переключаемость внимания. Очень важно уметь концентрироваться на поставленной задаче, отвлекаться от посторонних мешающих факторов. При этом не менее важной бывает способность переключения внимания с одной задачи на другую.

2.3 Грамотное употребление языка. Самое первое, на что обращается внимание – грамотность потенциального сотрудника. Ни один руководитель не будет тратить свое время на обучение сотрудника русскому языку.

Есть еще много качеств студента, которые необходимо развивать и тренировать в себе, как то: способность обобщать, точность восприятия, логическое и техническое мышление, пространственное воображение и др. Если сможете реализовать все эти личностные качества в себе, то будет Вам счастье, как в студенческой, так и в дальнейшей жизни.

Дыгало Евгений

БОУ НПО ПУ №33

г. Называевск, Россия

Эссе

Студент современной России.

В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. Течение жизни очень быстрое. Образ среднестатистического российского студента, считаю, за последнее время изменился. Современный студент осознаёт, что успех в жизни напрямую зависит от того, насколько хорошим специалистом он сможет стать по окончании учёбы. Для того, чтобы обеспечить своё благополучие и стабильность в будущем, выдержать конкуренцию, современный молодой человек вынужден стремиться к постоянному профессиональному развитию. Студент сейчас воспринимается динамичным, талантливым, легко обучаемым. На мой взгляд, это человек, который должен всё успевать. Он активный пользователь информационных технологий и быстро адаптирующийся в настоящем мире. Студент современной России не так беспечен, как кажется некоторым. Он знает множество социальных и экономических проблем, в курсе политических новостей.

Но студенческие годы заключаются не в одной учёбе. Здесь есть все возможности раскрыться как личности. Надо только принимать участие в общественной жизни образовательного учреждения. Можно петь, танцевать, заниматься спортом, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. Ты можешь открыть в себе новые способности, о которых раньше и не подозревал. Активной жизненной позицией ты поднимаешь рейтинг своего учебного заведения. И твои усилия не останутся незамеченными.

Основной же чертой, которая объединяет студенчество всех времён, является дружба. Проживание в общежитиях, совместная сдача зачётов и экзаменов, студенческие праздники по-прежнему сплачивают коллектив и объединяют людей на долгие годы воспоминаниями о студенческом братстве.

Вот такой собирательный образ современного студента у меня получился: немного безалаберный, немного мечтательный, но и ровно настолько же трезво смотрящий на жизнь. Да, молодости свойственно заблуждаться, переоценивать собственные силы и видеть порой всё в розовом цвете. Но уж лучше, я думаю, делать свои ошибки и стремиться к недосягаемым идеалам, чем смотреть на всё окружающее скептически-безнадёжным взглядом.

Идеальный вуз… Миф или реальность? Всего лишь наивная фантазия или действительно возможный факт? Каким должен быть университет мечты современного подростка?
Конечно, каждый хочет, чтобы вуз представлял собой шикарное здание, имел красивый вид из окон, много цветов внутри, а снаружи – зеленый парк для отдыха студентов и преподавателей в перерывах между парами и после занятий. Все кабинеты представляются чистыми, недавно отремонтированными, хорошо оснащенными, с удобной и комфортной мебелью. Для перемещения по любимому университету построены лифты. Чем больше – тем лучше, и никаких страшных историй о застревании в них.
Что касается занятий, то продолжительность можно оставить той же – 1,5 часа. Начинаться они будут хотя бы в 10 часов утра, чтобы все студенты высыпались и с новыми силами приходили на учебу. Никаких пар по субботам, а в пятницу – короткий день. Возможна разная форма проведения занятий: лекции, семинары, круглые столы по различным волнующим и актуальным вопросам, дебаты, мастер-классы. При хорошей погоде – обучение на свежем воздухе и побольше экскурсий по городам России. А может, даже удастся побывать за границей?!
Каким же должен быть студент идеального вуза? Тоже идеальным! Он не должен болеть, чтобы не пропускать лекций. Должен знать все (абсолютно ВСЕ!). Он не должен ни пить, ни курить, ни нецензурно выражаться (и, вообще, не ругаться!) Идеальный студент должен быть вежлив. Должен не экономить стипендию, а лучше вообще ее не тратить. У него 8 рук, 4 ноги, хвост и крылья, чтобы успевать везде и во всем. Идеальный студент ни в коем случае не должен быть человеком (люди так несовершенны!). И, наконец, идеальный студент обязан уметь спать с открытыми глазами, при этом читая, конспектируя лекции и отвечая преподавателю. Увы, идеальных студентов просто не может быть, иначе остальных выгонят из учебного заведения. Поэтому требования к студентам остаются обычными.
А преподаватели? Преподавательский состав – это суперпрофессионалы, заботливые и внимательные люди, которые любят свою работу. А значит, с удовольствием устраивают факультативы, находят индивидуальный подход к каждому студенту, объективно оценивают знания. Систему оценки можно также оставить пятибалльной.
Конечно же, в идеальном вузе очень высокие заработные платы и стипендии. Предоставлено «море» бюджетных мест, а у «коммерческих» студентов, которых можно пересчитать по пальцам, фиксированная плата за обучение.
Кроме того, «вуз-мечта» имеет прекрасную столовую с богатым меню, качественными продуктами и низкими ценами. Библиотеки содержат всю необходимую литературу для учебы не только в печатном, но и электронном варианте. Компьютерные классы оснащены по последнему слову техники, и возможен свободный выход во всемирную паутину. Здесь имеются комнаты отдыха с мягкими диванами, умиротворяющей атмосферой и расслабляющей музыкой.
Естественно, такой университет с высококвалифицированными преподавателями имеет высокий статус и рейтинг. Поэтому по окончании учебы выпускников будут буквально рвать на части с предложениями о престижной работе, и все смогут найти себе любимое дело по душе.
Таков идеальный вуз в моем представлении, а что думают по этому поводу другие студенты Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова?
Евгения Шляхина:
— В мире нет ничего идеального, но вуз, в котором качественно преподносят знания, где царит взаимопонимание, а студентов ценят за моральные качества, я могу назвать идеальным. Плюсы подобного университета в том, что он – государственный, здесь хорошие и требовательные преподаватели, дружный коллектив; минус – высокие цены за обучение.
Сюзанна Скворцова:
— У меня есть давняя мечта – получить знания в идеальном вузе, вузе моей мечты!.. Во-первых, каждый студент был бы не против доступных цен в кафе, столовых. Как известно, на голодный желудок невозможно думать. Если в кармане лежат лишь остатки стипендии, как быть? В таком случае должны помочь низкие цены. Рейтинг вуза тогда необычайно возрастет.
Во-вторых, мест, где учащиеся могли бы подкрепиться, должно быть много, чтобы не стоять в очереди. В этом заключается ещё один важный плюс – студенты не будут опаздывать на пары, и преподаватели будут этому рады.
Чего не хватает студентам? – Приключений! Путешествия в другие города, страны, походы… Вот что нас манит. Маленькой стипендии на это не хватает. Вот если бы ввели какие-нибудь льготы, мы были бы очень признательны!
Понимаю, мечтать не вредно… Но все-таки, мечты сбываются!
…Это – мнения подростков, но даже у взрослых людей существует своя точка зрения об идеальном вузе. Например, ведущий сотрудник Аналитического центра Юрия Левады Б.В.Дубин приводит свои критерии, которым должен соответствовать университет, претендующий на звание идеального:
— направленность и типы учебных пособий, соотношение общих и специальных дисциплин;
— характеристика абитуриентов, их мотивация, университетские требования к ним;
— состав и уровень профессуры, соотношение исследований и преподавания;
— направленность и структура образовательного процесса; предоставляемые студентам возможности и права, уровень их самостоятельности и влияния на учебный процесс;
— централизованные и местные государственные субсидии, собственные средства;
— запросы общества к образованию.
Таковы требования взрослого мира, и не всегда мнения двух поколений схожи, что создает определенные преграды на пути создания идеального учебного заведения.
Ульяновец, 16 апреля 2009 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *