Писать стихи

Многих из нас иногда посещает то самое невероятное чувство вдохновения, когда весь мир складывается
в строки, как в любимой песне. Многие поэты выражают подобным образом все свои чувства – от горя до счастья. Их эмоции как бы сами собой складываются в нужные слова и рифмы, создавая настоящую поэзию. Но все ли могут так легко управляться со словами? Может ли обычный человек, никогда не имея отношения к творчеству, написать стих? Ведь иногда с помощью поэзии нам хочется выразить свои чувства любимому человеку или поздравить близких с Днем Рождения. Давайте разбираться вместе!

Что необходимо знать о поэзии

Несмотря на то, что стихи пишутся «от души», существуют некоторые правила, без которых у вас вряд ли получится красивое произведение. Есть такое понятие, как ритмика стиха и стихотворный размер. Помните, в школе вы наверняка изучали эти понятия (ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий)? Углубляться в эту тему сейчас не будем, все это можно прочесть более детально в интернете. Этап изучения ритмов может показаться вам скучноватым, но результат вас приятно удивит. Вы научитесь не только различать, но и чувствовать ритм, который вам необходим.

Стихи нужно чувствовать

Вся поэзия была создана под определенными эмоциями, без нее в этом искусстве нет никакого смысла. Всегда садитесь на ручку и бумагу в определенном расположении духа и подумайте – что я сейчас чувствую? Иногда вдохновение посещает нас среди улицы, когда мы идем домой или вовсе стоим в длинной очереди супермаркета. Смело доставайте телефон и запишите все, что пришло к вам на ум, ведь минутой позже этого уже может и не произойти. Учите себя чувствовать все вокруг, тогда творческий прилив вам обеспечен.

Научите себя воображать

Развитое воображение, ассоциативное и образное мышление – ключ к необычным образам. У кого-то этот навык развит уже с рождения, а кому-то потребуется какое-то время, чтобы поучиться. Если вы попали во вторую категорию, то точно не стоит отчаиваться, начинайте обучаться!

совет как писать стихи
Научите себя воображать, чтобы сочинить стих

Самое главное – это рифма

Рифмовать может абсолютно каждый человек, и это действительно очень полезная тренировка, которую вы можете выполнять где угодно. Просто подключите свою фантазию и начните подбирать рифму к любому слову, но все-таки стоит избегать однокоренных глаголов и слов, а также рифм, которые образуются уж очень легко. Старайтесь с каждым разом усложнять задание.

Как научиться быстро рифмовать? Просто возьмите слово, к которому нужна рифма, начните его про себя произносить, а затем просто подключайте ассоциативный ряд. Обычно перед вами возникнет несколько слов, из которых необходимо выбрать то, которое больше подходит как оригинальная, а не избитая рифма.

Выберите одно ключевое слово

Обычно каждое стихотворение описывает один ключевой объект – событие, человека, эмоцию и т. д. Подумайте, что в вашем стихе ключевое? После этого повторяйте про себя несколько раз ключевое слово, и вам на ум начнут приходит различные близкие по смыслу слова, которые в итоге сформируют прекрасные строки.

Читайте больше классической литературы

Да, да, чтобы научиться писать стихи – необходимо много читать классики. Этот нехитрый способ в любую эпоху позволял человеку расширить свой словарный запас, красиво излагать слова, а в последствии писать чувственные и проникновенные стихи. Читайте также вслух, с выражением, и через какое-то время вы удивитесь самому себе. Для этого подойдет классическая литература любого века. Также не забывайте читать не очень удачные примеры стихотворений, чтобы в будущем понимать, что именно на бумаге выглядит неуместно.

Как быстро написать стихотворение

Качественный экспромт – плод очень длительной подготовки. Но, к сожалению, у нас на это иногда совсем нет времени и, например, через пару дней необходимо красиво поздравить юбиляра или молодоженов. Что же делать?

У каждого человека есть близкие люди, интересные привычки, хорошие поступки, число прожитых лет, а также события, которые связывают человека лично с вами. Возьмите за основу один из пунктов или целую фразу и старайтесь уловить к ним ритм. Если что-то не получается, замените слова и попробуйте еще раз.

рекомендации как сочинять стих
Как быстро написать стихотворение

Общие советы написания стихотворения

  • Не забывайте о своей грамотности. Если ваш стих будет пестрить неправильным употреблением деепричастных и причастных оборотов или нарушение согласование членов предложение, то такое стихотворение вряд ли вызовет у кого-то положительные эмоции, и исправить это уже будет невозможно.

  • Расширяйте свой словарный запас. Вернемся к этому пункту еще раз, так как он один из основополагающих. Большой лексический запас слов поможет вам не только в поэзии, но и в обычной жизни. Согласитесь, начитанного человека так приятно слушать.

  • Пишите стишки как можно чаще. Не обязательно сразу браться за поэзию на три листа, начните писать небольшие четверостишья. Записывайте их всегда, когда к вам приходит вдохновение, благо, современные гаджеты позволяют это делать в любое время.

  • Не старайтесь сразу написать все строки. Иногда, придумав одну строчку вы можете почувствовать, что ее место в начале или в середине. Иногда это касается даже не одной строчки, а четырех или больше. Меняйте слова местами, экспериментируйте, если чувствуете, что какое-то слово не на своем месте.

  • Многословие – не всегда хорошо. Иногда стоит сократить длину строчки, чтобы сохранить ее красоту. Не стоит ради размеров вашего произведения переполнять его ненужными словами.

Не бойтесь начинать что-то новое в своей жизни, особенно когда дело касается творчества. Иногда скромное стихотворение о любви заменяет все бриллианты и цветы. Человечество во все эпохи ценило чувства, а что их может выразить лучше, чем поэзия?

Опубликовано 30 июля 2019

Как писать стихи — несколько полезных упражнений и советов.
Анна Туренкова (2006г)
Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень…»
и т.д.
Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом — это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно… «
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-
Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы… Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-
Вы просто выбираете тему — задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание…» и т.д.
Из этого стихоплётим:
«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок… «
Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут «А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.» Не тревожтесь. Стиль — атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется — он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца — вашего настоящего Я.
-=-=-Мои комментарии:-=-=-
Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно — сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия — это ваше!
Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
1. Не начинайте «издалека», пусть первая строчка будет вашей рекламой — старайтесь заинтересовать читателя.
2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была — реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.
3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас — это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
7. Дописывайте до конца. Синдром «последней строчки» знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.
Добавлено:
8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия — это другое)
в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
г) Итак… Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично — времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу «фаза напряжения чередуется с фазой расслабления». Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, «детские» или «гуслярские» рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются «на одном дыхании».
-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Школа поэтического мастерства.
(!!!) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора — НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.

Кто из нас хотя бы раз не пробовал сочинять стихи? Кому из нас потом не бывало смешно или даже стыдно их перечитывать? Киевская поэтесса Лила Перегуда рассказывает, как оставить свой след в поэзии так, чтобы не было мучительно больно.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Абсолютных критериев качества в поэзии нет – в эпоху постмодерна нет ничего невозможного, и любой аспект произведения может быть переосмыслен или разрушен для создания новой образности. Однако есть несколько пунктов, которые условно отделяют стихотворение от просто текста, написанного в столбик.
Выдержанность формы – неважно, классической или авангардной. Намеренная смена рифмовки или размера в конкретном моменте могут быть художественным приемом, подчеркивающим, например, смену темы. Но когда во всем произведении «хромает» ритм, искажены ударения и формы слов, «расхлябаны» рифмы (в духе «весна-пришла») и скачет размер – быть беде:

Вот завод!
Тракторы колхозам дает.
Много тракторов в год
Дает этот завод.

В стихотворении должен быть выдержан сюжет — фактический или эмоциональный. Если произведение бессвязно и сумбурно, не объединено даже общими ассоциациями или духом, не имеет окончания или начала, если его можно прочесть в обратном направлении и ничего не поменяется по смыслу – значит, перед вами не поэзия.

«Помогите, здесь человеку банально!»

Стихотворение не должно быть банальным. В данном пункте плохо — это:

  • Очевидные и частиречные рифмы (рифмуется глагол с глаголом, или прилагательное с прилагательным в одной форме) любимый-хранимый, мрії-надії, сияет-озаряет, любовь-вновь;
  • Затасканные сравнения и метафоры: глаза как два океана; рыдает скрипка, танцуют фонтаны, склонилась муза над плечом. Молодые поэты часто грешат целыми букетами образов, избитых до синяков: дождь как символ грусти, одинокая ночная дорога (обычно автостопом), всевозможные волки, вóроны и кошки, олицетворяющие уникальность автора во враждебном мире;
  • Тривиальные темы – «я такой особенный», «весна – время любви», «меня бросили», «любите родину», «старость у порога», «поэт и толпа», далее по тексту, тысячи их. Обо всем этом когда-то писали впервые, но сейчас нужен настоящий гений, чтобы хоть как-то оживить все вышеперечисленное. Гении почему-то чаще интересуются другими темами.

В произведении не должно быть фактических, стилистических и других речевых ошибок. Создавая сравнения или новые слова, желательно учитывать законы языка и логики. Иначе получится такое:

Стоят березы, как в строю солдаты,
Одеты в подвенечные наряды.

или:

А власть официоз готовит,
И ты уж вот она стоишь!
Рты раскрыли, воздух ловят,
Ты — озаряешь и светишь!

Последний пример мучительно нагляден: тут есть неправильные ударения, лексическое смешение просторечного и делового стилей, бессвязная конструкция, две глагольные рифмы и пафосная тема.
Список можно продолжать более специфическими пунктами, но остановимся пока на этом. Дальше начинаются тонкие нюансы, порой переходящие во вкусовщину: например, кто-то любит тоническое стихосложение и сложные рифмы, а кому-то это кажется корявым, и наоборот.

Почему вообще люди пишут плохие стихи?

Никто не хочет специально писать плохие стихи – и все равно год за годом они наводняют редакции журналов, любительские литературные вечера, а то и полные концертные залы. Почему так происходит?

  • Причина первая и самая очевидная — отсутствие опыта. Нельзя просто так взять и написать шедевр, если весь предыдущий творческий опыт сводится к сочинению «Как я провел лето». Это поправимо: кто-то учится быстрее, кто-то медленнее, но учатся все.
  • Вторая по распространенности проблема – недостаток чтения, особенно в детстве и юности, когда формируется чувство вкуса и словарный запас. При наличии большого таланта такой автор старательно изобретает велосипеды на пути к собственному стилю, при отсутствии – выдает дикую смесь Бальмонта с Лепсом и Ахматовой с Аллегровой:

Я думала – у нас с тобою точка.
Но ты поставил только запятую,
И подрастает незаметно дочка…
И впереди маячит многоточье…

  • Отсутствие самокритики. Обидеть поэта может каждый, убежать не каждый сможет. Некоторые ранимые души научились ловко отбиваться от конструктивных замечаний и годами не замечать своего невысокого уровня, обычно при поддержке узкого круга друзей, а иногда и соседей по палате.
  • Отсутствие конкуренции. Казалось бы, благоприятная среда для творческой натуры, никто не ткнет носом во вторичную аллюзию или сбитую рифмовку. Но если не с кем себя сравнить и некуда расти, можно и заплесневеть. Увы, частая проблема провинциальных поэтов, как бы высокомерно это ни звучало. Сложно не почить на лаврах, когда ты выше всех вокруг на голову, а дальше только классики.
  • Отстутствие совести – назовем это так. Человек понимает, что его уровня хватает, чтобы получать сотни лайков от восторженных школьников, а большего ему и не надо. Массовая литература состоит из таких личностей чуть менее чем полностью.

Как не написать откровенную ерунду, практические приемы

Игра в классику

Начинающим стихотворцам очень полезно читать классику: увидеть, какие темы уже неоднократно поднимались, какие формы и приемы давно использовались, как со временем менялось представление о поэзии. Это поможет не набивать все шишки самостоятельно и не открывать ненужные Америки, а заодно развить чувство вкуса и подучить историю.

У этого метода есть и свой подвох: классика имеет свойство устаревать, а читатель по инерции считает ее непререкаемым авторитетом, что создает трудности при оценке собственных сочинений. К тому же, чем ближе к современности, тем больше споров о том, считать ли конкретного автора классиком, особенно если он еще жив. Из-за этого многие останавливаются на начале-середине ХХ века, поскольку дальше «все сложно».

Чтобы не терять связь с современностью, полезно иногда читать и сегодняшние бестселлеры – далеко не вся массовая литература «страдает» высоким качеством, но кое-чему можно научиться и у нее, главное – не переборщить.

Плюсы: хорошая иллюстрация основ стихосложения, понимание литературного процесса, возможность учиться на чужом опыте.

Минусы: опасность застрять в прошлом веке, большой объем материала, пессимизм («Где они и где я!»).

Метод подражания. Убивать ли пересмешника?

Просто прочитать и чисто теоретически усвоить чужие приемы получится далеко не у каждого. Скорее, наоборот — после прочтения яркого автора в голове будут вертеться строки, удивительно похожие по стилистике и проблематике. И это вовсе не плохо, если рассматривать их как тренировку для освоения нового материала. Главное — вовремя оттолкнуться и полететь дальше. Практически все известные поэты начинали с подражаний, постепенно развивая собственный почерк.

Опасность этого пути состоит в том, что постмодерн потакает игрокам с чужими текстами, убаюкивая тягу к новизне. В наши дни откровенно вторичный поэт может добиться неплохих успехов, только вот будет ли это настоящей поэзией?

Плюсы: помогает привыкнуть к новым приемам, дает опыт и поле для экспериментов в стилизациях.

Минусы: риск вторичности.

Литературоведческий анализ. Горе от ума

Чужую поэзию можно не только копировать, но и разобрать на части и посмотреть, что там у нее внутри. Этим занимается теория литературы. Она предоставляет готовые «запчасти» для творчества – литературные приемы и схемы.
Для продвинутого автора это будет огромным подспорьем: зная все хитрости вроде метафор, аллитераций и инверсий, проще выразить желаемое на бумаге, не повторяя предшественников. Мало того, из этих кирпичиков можно построить стихи не только на родном языке, но и на достаточно знакомом иностранном.
Но многие знания порождают и многие печали. Самая распространенная ошибка теоретиков – излишне перегруженные, неестественные тексты. Некоторые образы и приемы могут входить в моду и кочевать по стихам разных авторов, что выглядит порой комично. И главный парадокс: чем больше вы углубляетесь в детали, тем больше вам их не хватает. Хочется, подобно футуристам, плюнуть на бумагу и расписаться в собственной беспомощности. Приходится заново отыскивать вдохновение под грудой технических нюансов.
А еще становится сложнее воспринимать чужую поэзию. Находятся недостатки у классиков, шероховатости в любимых песнях. Зато открывается новое удовольствие – поиск тонкостей, которые вы раньше не замечали.

Плюсы: самостоятельная разработка стиля и поэтического инструментария, возможность сознательно избежать распространенных ошибок.

Минусы: сложность материала, искусственность конструкций, погоня за модой, творческий застой, впадение в снобизм.

Все на одного. Конкурсы и фестивали

Поэту очень важно слышать мнение других творческих и компетентных людей, сравнивать свои стихи с чужими. Для этого подойдут и сетевые ресурсы, но эффективнее всего живое общение на всевозможных литературно-поэтических мероприятиях. Даже если на фестивале нет жюри, можно попросить более опытных коллег о критике.

Это метод для смелых и здравомыслящих: жюри нередко расходится во мнениях, критики страдают то снобизмом, то вкусовщиной, а собратья по перу могут откровенно завидовать. Но также велик шанс найти того, чье мнение действительно поможет улучшить качество произведений. В творческой изоляции же есть риск не только остановиться в развитии, но и деградировать.

Плюсы: свежий взгляд, опыт выступлений, творческое общение.

Минусы: резкая критика может вообще отбить охоту писать, форматные для конкурсов стихи не всегда являются лучшими; чем выше уровень, тем больше вкусовщины и предвзятости.

Итог. Стихи vs Поэзия

Это далеко не все способы улучшить свою поэтическую форму. Существуют литературные школы, мастер-классы и кружки, вузы, в конце концов. Вы можете выбрать себе наставника, чьи стихи вам нравятся, и консультироваться у него, пока не будете довольны результатом. Впрочем, всегда есть одно «но».
При должном старании фактически любой может научиться сочинять неплохие стихи: красиво подбирать рифмы, находить уместные сравнения и точные метафоры, подыскивать экзотические темы. Но никто, кроме вас, не сможет наполнить их принципиально новым содержанием — тем, что отличает поэзию как вид литературы от просто стихов. Увидеть в простом сложное, а не свести сложность к мишуре поверх очередной банальности: именно для этого нужен талант, именно это заставляет жюри награждать более слабых в технике, но искренних авторов, а не ловких пустозвонов.

Есть ли это в каждом человеке? Возможно.

Есть ли это в вас? Рискните и узнаете.

Читать далее: Уличные музыканты. История, традиции, современность

Текст: Лила Перегуда

Оформление: Елена Зублевич

Библиотека дельных советов

Как правильно

Кладезь мудрости

Вводная часть · Все руководства · Случайное руководство

Найти дельный совет

Определения терминов

Удивлённый-ребёнок.png
Ой, бл… Ах, как стыдно!
В этой статье содержатся явные непристойности.
По­жа­лу­йс­та, не давайте её читать вашим спиногрызам — они и без вас сами всё узнают.

Администрация

Шел трамвай десятый номер,
на площадке кто-то помер.

~ Пример идеального стихотворения

Шел трамвай шестой маршрут,
на площадке лежит жмур.

~ Пример отвратительного стихотворения

Заранее извиняюсь перед теми, у кого в результате следования моим рекомендациям вместо стихов получится бессмысленная хрень. Мои рекомендации — вовсе не догма, и бездумное применение моего метода может привести к непредсказуемым результатам. Для того, чтобы в конечном итоге получилось нечто удобоваримое, необходимо ещё как минимум наличие мозжечка и, желательно, некоторого чувства юмора. Также не помешает наличие природного таланта, но это, как говорится, от бога. Коли бог не́ дал, тогда приходится полагаться только на ремесло.

Проведя безумное количество времени за чтением и рецензированием всякой трудноперевариваемой графомании, я решил все-таки подвести под стихосложение крепкую научную базу. И вот вам краткое руководство по сочинению стихов. Не ожидайте в этом руководстве каких-нибудь картинок, схем, таблиц, ссылок, шаблонов и прочего засоряющего мозги мусора. Здесь НИЧЕГО ТАКОГО НЕ БУДЕТ!!! Все эти свистульки и перделки используют, как правило, посредственные литераторы для отвлечения читателя от сути статьи. А поскольку сия статья представляет собой архисерьёзнейший научный трактат, то я категорически настаиваю: никаких свистелок и перделок НЕТ И НЕ БУДЕТ!!! Исключительно голый текст, предназначенный для начинающих поэтов, блядь.

Ну и несколько полезных советов в рамочках.

Теоретическая база

Итак, друзья мои, самый простой и надёжный способ создать шедевр — это взять какое-нибудь хорошо известное стихотворение и творчески его переработать в рамках выбранной вами темы. Допустим, вы хотите сочинить стихи про осень. Берёте что-нибудь из классики, например:

Совет
Не пытайтесь брать за основу оды Гомера или Овидия. Что бы вы с этим ни делали, всё равно получится хуйня.

Осень наступила,
высохли цветы,
и глядят уныло
голые кусты.

А теперь перерабатываете. К примеру, так:

Осень наступила,
вянут огурцы,
и торчат уныло
голые концы.

Обратите внимание как вместо вялой дохлятины на передний план вылезла наполненная энергией горячая живая плоть, и переработанное четверостишье, обогатившись рельефными образами и обретя гротескную выпуклость, сразу заиграло свежими красками и засветилось глубоким внутренним смыслом.

А теперь о главном. Сочиняя стихи помните, что каждая строфа должна хлёстко бить по чувствам некоей целевой аудитории. Главное — правильно эту аудиторию выбрать.

Тематика

Прежде чем садиться точить карандаш (Лично я предпочитаю гусиное перо.), вам надо определиться с тематикой. О чём писать? Вот в чём вопрос.

Для каждой аудитории должна быть своя тематика. Если вы начнёте писать для домохозяек про управление технологическими процессами в металлургической промышленности, а для детей — про еблю и другие непристойности, ваши стихи обзовут пошлятиной, а вам будет уготовлена жалкая участь автора-маргинала, вроде Эдички Лимонова. Так что сначала думайте, а потом пишите, а не наоборот.

Про любовь

Если хотите быстро приобрести популярность среди незамужних женщин и суицидных подростков, пишите про любовь. Точнее, про несчастную любовь и разбитое сердце, например:

Осень наступила,
плачу у куста.
Я сейчас уныло
сигану с моста.

Кадровым военным и борцам за чистоту нравов, которым претят всякие романтические сюси-муси, рекомендую от этой темы держаться подальше. Если не владеете предметом, наломаете дров и целевая аудитория не оценит ваши старания. Вместо этого пишите про любовь к родине. При этом используйте слова, которые будут понятны любому суицидному подростку:

Осень наступила,
родину люблю
и готов уныло
жизнь отдать свою.

Про жалость

Если, например, вы нацелились на дам бальзаковского возраста, то специально для них нужно подпустить немного истерической жалости к братьям нашим меньшим:

Осень наступила,
лужи вдоль межи,
в лужах спят уныло
тощие ежи.

Вариант «тощие бомжи» лучше не употреблять — у дам бальзаковского возраста они не вызывают жалости. Зато вот такой вариант вполне допустим — именно потому, что градус истеричности в нем зашкаливает за все мыслимые пределы:

Совет
Если двести человек сказали вам, что ваши стихи — говно, не спорьте с ними. Ваши стихи — действительно говно, так как вы, судя по всему, не воспользовались настоящим руководством.

Осень наступила,
умерла трава,
умерла кобыла,
умерла плотва.

Обратите внимание, кстати, что внезапное употребление рифмы, отличающейся от «наступила — уныло», вносит в ваше стихотворение некий оживляж и ненавязчиво демонстрирует читателю, что вы ещё и рифмовать умеете.

Сочиняя про животный мир, не забывайте про любительниц экзотической флоры и фауны, которым могут быть по барабану кобылы и другой домашний скот. Выдавить слезу у этой категорию поклонниц вашего таланта скорее всего смогут такие строчки:

Осень наступила,
дуба дал питон,
сдохли крокодилы,
околел бизон.

Про мыло

Лица, связанные с компьютерами (а имя им — легион), несомненно придут в телячий восторг от нижеследующего:

Совет
Каждое утро, встав с постели, повторите пятьдесят раз фразу «Я гений». После чего внимательно читайте настоящее руководство.

Осень наступила,
падает сервак,
отключилось мыло,
сисадмин — мудак.

Для одесских домохозяек пенсионного возраста, страдающих деменцией, сгодятся такие строчки:

Осень наступила,
опустел «Привоз»,
на прилавке — мыло,
в голове — склероз.

Про армию

Для тех, кто служил в горячих точках, да и просто для тех, кому не чужда свирепая армейская романтика, бальзамом на душу будет что-то в таком духе (кстати, не забудьте вернуться к рифме «наступила — уныло», иначе существенно пострадает целостность ваших стихов):

Осень наступила,
мокро на плацу,
дембеля уныло
кушают мацу.

Также не забывайте про новобранцев. Этой категории любителей поэзии по душе придётся тема казармы, портянок и унылой безысходности:

Совет
Вот к примеру Пушкин и Лермонтов — почему они такие хорошие стихи писали? Потому что пользовались настоящим руководством.

Осень наступила,
возле койки — грязь.
Дембель мне уныло
по ебалу хрясь.

Про войну

Если на носу День победы, вы можете попробовать потрафить ветеранам Великой Отечественной. Но будьте очень осторожны. Один мой хороший приятель — тоже поэт, как я — пишет, к примеру, вот такие душераздирающие шедевры:

Осень пришла,
холодно, бля,
мы наступаем,
нас ведёт Сталин.

Я показал эти стихи своему деду.Спасибо деду! За победу. Ему не понравилось. Мудак, говорит, твой приятель, пороха не нюхал. После этого дед недели две по ночам в кухне сидел, пил водку, сопел носом и сочинил вот это:

За Родину, за Сталина
Нас в бой зовёт комбат.
И пулю очень хочется
Пустить комбату в зад.

Я деда спрашиваю, а что ж тема унылой осени не раскрыта? А он мне: Мудак ты, Вася. Мы на погоду внимание не обращали на войне. Там совсем другие проблемы были. Вот, помнится…. — и дед пустился в пространные воспоминания о том, как они однажды под носом у спящего комбата сожгли его портянки.

Как видите, про войну получается поганенько — что у моего прятеля, что у деда. Так что с этой темой лучше не шутить — вы все-таки не Асадов и не Межиров — и, вероятнее всего, вы крепко облажаетесь.

Про погоду

Иногда совершенно неясно, кто является вашей целевой аудиторией. Это не должно вас смущать. Просто пишите про что-нибудь общечеловеческое. Например, про погоду. Если хотите добавить вашим строчкам остроты, напишите что-нибудь про гнусную погоду.

Совет
Не пытайтесь использовать настоящее руководство для написания прозы (рассказов, повестей, эссе, диссертаций). Я сам пробовал — ничего не вышло. А я — литератор покруче вас.

Осень наступила,
и уже три дня
с неба льет уныло
всякая херня.

Не стесняйтесь внести душещипательные мотивы. Этим вы покажете своей читательской аудитории, что вы не бесчувственное бревно и даже можете пустить скупую слезу:

Осень наступила,
плачут тополя,
и в носу уныло
замерла сопля.

Про счастливое детство

Тема любви к детям выигрышна везде и всегда. Не чурайтесь этой темы и не бойтесь всячески её развивать. Например, так:

Осень наступила,
дождик зарядил.
Дрочит хуй уныло
старый педофил.

Про школу

Для детей осень означает волнительное время возвращения в школу. Стихи об этом выходят поистине душераздирающие:

Осень наступила,
дребезжит звонок.
Детвора уныло
плетётся на урок.

Осень наступила,
школьная пора,
мел скрипит тоскливо,
чахнет детвора.

Осень наступила,
детвора в тоске
формулы уныло
чертит на доске.

Осень наступила,
скучно мел скрипит.
Детвора уныло
на уроке спит.

Впрочем, и эту печальную тему досок, мела и унылой детворы можно разбавить нотками оптимизма:

Осень наступила,
зазвенел звонок.
Хулиган-верзила
прогулял урок.

Осень наступила.
Закатив глаза
лижет мел лениво
глупая коза.

Про органы тела

Всегда очень полезно написать о том, как осень влияет непосредственно на автора:

Осень наступила,
слякоть до колен,
и повис уныло
мой печальный член.

Если вы — женщина, то, разумеется, про член не надо. Лучше так:

Совет
Наилучшие результаты достигаются, если настоящее руководство применять после двухсот граммов водки.

Осень наступила,
мокнет голый куст,
и повис уныло
мой шикарный бюст.

Ну а если вы трансвестит или лицо, не определившееся со своей половой принадлежностью, вам лучше всего подойдут такие строки:

Осень наступила.
Впору вешаться,
а меж ног уныло
что-то чешется.

Про здоровье

Стихи про органы тела могут быстро принести вам дешёвую популярность. Однако если вы хотите прослыть маститым литератором среди широких масс стареющего населения, подумайте о том, чтобы охватить своим творчеством предметную область здоровья в целом. При этом рекомендуется сосредоточиться на теме нездоровья как наиболее близкой сердцу и душе русского человека. Помните, что психологической особенностью широкой русской души является её готовность в ответ на приветственный вопрос «Как сам?» (англ. How are you?) выдать с энтузизмом подробнейшую справку о текущем состоянии своего здоровья с результатами анализов крови, мочи и кала в качестве иллюстрации.

Перед тем как осваивать читательскую аудиторию с экзотическими болезнями, лучше всего начать с наиболее распространенных недомоганий типа простуды или гриппа:

Осень наступила,
на дворе мороз,
шмыгает уныло
мой сопливый нос.

…а затем перейти к желудочно-кишечным, половым и старческим заболеваниям:

Осень наступила,
мучает понос,
отнимают силы
триппер и склероз.

Про унылый быт

Вполне допустимо пройтись на тему бытовых или жилищно-коммунальных проблем, естественным образом возникающих с приходом осени. Протечки там всякие, разворовывание народного добра и прочие неприятности:

Совет
А теперь закусите огурчиком.

Осень наступила.
Банда слесарей
втихаря пропила
ручки от дверей.

Огромный отклик в душе квартиросъёмщиков найдёт животрепещущая тема капитального ремонта и неполадок в системе водоснабжения и канализации:

Осень наступила.
Хлопает окно.
С потолка на рыло
капает говно.

Про деревню

Если вы иногда выходите из дома, чтобы забежать в продмаг за ящиком водки и банкой солёных огурцов, вы наверняка заметили, что ваш город буквально наводнён выходцами из деревни. Абсолютно все — от заведующего овощным отделом до кассирши и уборщицы — типичная деревенщина. Это ваша потенциальная аудитория! Чтобы вызвать в её незатейливой душе ностальгические чувства, рисуйте картины деревенской жизни простым, кандовым слогом, например так:

Осень наступила,
на дворе трава,
и лежат уныло
на траве дрова.

Или так:

Осень наступила,
мокнет сеновал,
по двору уныло
бродит коновал.

Не забывайте про домашнюю скотину, поскольку она является неотъемлемой частью деревенского пейзажа. Пишите, к примеру, про дворовых собак:

Осень наступила,
опустел колхоз,
за окном уныло
воет старый пёс.

…или про конину:

Осень наступила,
развезло навоз,
и в хлеву уныло
конь жуёт овёс.

…или про свинину:

Осень наступила,
вымокла скамья,
и в грязи уныло
роется свинья.

…или на худой конец про баранину:

Осень наступила,
выборы грядут.
На убой баранов
пастухи ведут.

Профессиональные праздники

Если ваша фантазия иссякла, не отчаивайтесь! Вы вдохнёте в своё творчество второе дыхание, если займётесь обработкой плодородной нивы профессиональных праздников. В России их до чёрта! Вот вам несколько примеров для разжигания поэтического аппетита:

День шахтёра

Осень наступила,
не корысти для
выдают шахтёры
Родине угля.

День рыбака

Осень наступила,
в спячку впал сазан.
Рыбаки уныло
трескают нарзан.

День моряка

Осень наступила,
океан ревёт.
В кубрике уныло
боцман водку пьёт.

День железнодорожника

Осень наступила,
опустел перрон.
По свистку уныло
тронулся вагон.

День автомобилиста

Осень наступила,
трассу развезло,
и в грязи уныло
вязнет колесо.

День пропитчика пиломатериалов и изделий из древесины

Осень наступила,
дождик набежал,
столяры пропили
пиломатерьял.

День пролетарского поэта

Осень
наступила,
буржуев
могила.
В сердце —
радушие!
Славлю махорку!!
И коммунистическое будущее!!!

День защитника Отечества

Осень наступила,
мирно спит Земля.
Танки и ракеты
пропадают зря.

День полиции

Осень наступила,
демонстрантов нет.
В кобуре уныло
чахнет пистолет.

День чекиста

Осень наступила,
в сердце стынет жар.
Руки просят денег,
в голове пожар.

Как не надо писать стихи

Как видите, пространство для творческих маневров огромное. Однако, есть и ограничения.

В частности, категорически нельзя втискивать в стихи какие бы то ни было переживания и эмоции, связанные с политикой — даже если сила этих переживаний и эмоций просто-таки феерическая. Например, нижеследующая строфа при всей своей убийственной мощности тем не менее совершенно недопустима:

Совет
Мойте руки перед едой. Вилку держат в левой руке, а нож — в правой. Аплодируйте ушами. Соблюдайте правила дорожного движения. Синхронное плавание очень полезно для здоровья.

Осень наступила,
вянет жёлтый лист,
вылез из могилы
мёртвый коммунист.

Также никуда не годится такая концовка:


режит русским жилы
исламский террорист.

Или такая:


роет нам могилу
еврей и сионист.

Или вот такая:


России досаждает
бендеровский фошист.

И уж совсем недопустимо нецензурно выражаться по отношению к лидерам встающей с колен нации:

Осень наступила,
пенсии смело,
людям опостыло
бледное Хуйло.

За такое творчество вам могут намылить физиономию, переломать ноги, пришить статью или подсыпать в чай полония. На этом ваша поэтическая карьера завершится. В этом случае единственные лавры славы, на которые вы сможете рассчитывать — это коротенькая публикация в газете «Крепость социализма» с объявлением о розыске ваших наследников с целью взыскания с них ваших долгов.

Контроль качества

Выпуская стихи на рынок, не забывайте о контроле качества. Среди читателей обязательно найдется придирчивый педант, который выловит в вашей творческой продукции какую-нибудь описку, опечатку, ядрёное словцо или будет недоволен выбранной вами тематикой. Он раструбит об этом во всех социальных сетях, и взбудораженные огульной критикой почитатели вашего таланта устроят вам обструкцию. Чтобы этого не случилось, проверьте своё гениальное произведение на наличие/отсутствие следующего:

☐ Тема стихов отвечает текущей конъюнктуре рынка?
☐ Унылая осень упомянута?
☐ Слова рифмуются?
☐ Сколько раз в одном четверостишии упоминается Кузькина мать и слово «взбзднуть»?
☐ Правильно ли написано слово «водо-грязе-торфо-парафино-лечение»?

Напутствие начинающим стихотворцам

Вот, пожалуй, и все. Взяв эту методику на вооружение, вы спокойно можете выдавать на гора́ по шесть — шесть с половиной стихотворений в день.

Желаю успехов на нелегком поприще рифмоплетства и стихосложения и нежно целую в голову!

Ваш Вася Пушкин

Об авторе:

Пушкин, Василий Сергеевич (урожд. Василь Иваныч Пупкин) — родился в дер. Замухрышкино под Сызранью, в семье мясника и буфетчицы. Провалив вступительные экзамены в ремесленное училище, поступил в Московский литературный институт им. Горького, где защитил диплом на тему «Поэзия бухгалтерского учёта и проза страхования рисков». Доцент. Преподаёт теоретическую механику на кафедре точного машиностроения. Ищет издателя своих стихов. Если сможете помочь, звоните в любое время по тел. 8 (495) 625-35-81.

Совет
Понравилось — покажи друзьям.
Highlighted.gif
Это — хорошая статья.

Она была признана одной из достойных статей Абсурдопедии.
п·о·в

Поэзия

Основные понятия Графомания · Детсадовский фольклор · Муза · Поэт · Средневековое монгольское хокку · Стих² · Творческая натуга · Чугуний в поэзии Пушкин.png
Отечественные поэты Блок · Брюсов · Бунин · Высоцкий · Есенин · Жванецкий · Маньяковский · Пушкин · Разбовники · Тютчефет · Ярослав I
Иностранные поэты Рэмбо · Херохито · Крун · Ли Бо · Низами · Шекспир · Эминем
Призраки Василий Пупкин · Неизвестный автор
Поэтические советы Как учить стихи · Как сочинять стихи · Как сочинять стихи с помощью компьютера · Как сочинять надгробные надписи · Как чистить селёдку
Стихотворения

Огромное количество учебников по стихосложению, казалось бы, исключает необходимость в написании еще одного. Но… Стихи молодых поэтов продолжают «радовать» своей первозданной непосвященностью с законы стихосложения. Вот и я решила написать по возможности совсем короткий учебник. Даже не учебник, а несколько советов касательно формы стиха. Претензии к содержанию молодые авторы воспринимают особенно болезненно, а вот к претензиям к форме иногда прислушиваются. А правила очень простые. Когда человек первый раз садится играть в шахматы, ему говорят: пешки ходят так, конь – так… Все понятно?…» — «Понятно» – «Играем!». Уже после, если будет на то желание, молодой игрок узнает, что есть определенные проверенные миллионом партий дебюты – он, конечно, будет противиться – и придумывать свои оригинальные – но любой мастер докажет ему в три хода – что здесь уже все придумано, и все что нужно — это следовать теории. За любое отклонение от которой молодой шахматист будет наказан быстрым проигрышем. Ситуация в стихосложении подобная. Чем меньше знает молодой поэт, тем больше он стремится к открытию новых законов. Это понятно с психологической точки зрения – свое незнание, свои ошибки куда выгодней преподносить как сознательное новшество, новаторство.
Попробуем воспитать юного шахматиста, точнее, человека умеющего правильно писать стихи – я сознательно избегаю называть его поэтом – ведь знание элементарных правил ходов не делает из любителя гроссмейстера-поэта. Итак, первые шаги.
Шаг первый. Метр. Это то, что часто называют ритмом – но ритм и метр вещи несколько разные. Ритмом обладают очень многие процессы – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года и смена фаз луны. Все эти процессы повторяются по определенным правилам, а именно повторяемость, чередование определенных элементов и называется ритмом. В работе сердца повторяются одни элементы, в смене времен года – другие. Ритмом обладает и прозаическая речь. В основе поэтического языка лежит чередование ударных и неударных гласных. В русском стихосложении всего пять вариантов таких комбинаций, они и называются стихотворным размером или метром. Два размера двусложные – состоящие из двух слогов, три размера трехсложные – соответственно, состоящие из трех слогов. Двусложные размеры: ямб и хорей. Хорей – это когда первый слог ударный (можно проиллюстрировать как /-, где / ударная гласная, а — безударная), а второй нет, ямб – наоборот -/. В трехсложных размерах такие комбинации: дактиль (/—), амфибрахий (-/-), анапест (—/). Эти маленькие фрагменты называются стопой, из них и состоит стих, по их количеству стих называется одностопным, двустопным, трехстопныи и т.д. Количество стоп может быть произвольным, но если начали писать стих пятистопным ямбом, то рекомендуется, и продолжать в том же темпе.
Варианты хорея: /-, /-/-, /-/-/-, /-/-/-/- и т.д.
бУря мглОю нЕбо крОет /- /- /- /- четырехстопный хорей.
Ямб: -/, -/-/, -/-/-/, -/-/-/-/ и т.д.
открЫлась бЕздна звЕзд полнА -/- /- /-/ четырехстопный ямб.
В двусложных размерах возможны пропуски ударений – называется пиррихием. Например, строки трехстопного хорея могут иметь вид: /-/-/-, —/-/-, /—/-
трехстопный ямб: -/-/-/, —/-/, -/—/. Это не считается ошибкой и придает двусложным размерам большее разнообразие звучания.
Дактиль: /—, /—/—, /—/—/—, /—/—/—/— и т.д.
тУчки небЕсные вЕчные стрАнники /—/—/—/— четырехстопный дактиль.
Амфибрахий: -/-, -/—/-, -/—/—/-, -/—/—/—/- и т.д.
вечЕрнее зИмнее сОлнце -/—/—/- трехстопный амфибрахий.
Анапест: —/, —/—/, —/—/—/, —/—/—/—/ и т.д.
несказАнное лУнное сИнее —/—/—/— трехстопный анапест.
В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения.
Если Вы освоили эти правила, считайте, что первый шаг уже можете делать. Даже больше – можете сделать несколько шагов и подойти к концу первой строки.
Шаг второй. Конец строки особое место – здесь располагается рифма, но о ней мы поговорим позже, пока нам важно выяснить, какие варианты возможны в конце стиха. А их тоже немного – всего лишь три. Рифма мужская – ударение на последнем слоге – мужИк (это слово просто для запоминания), рифма женская: бАба, и рифма дактилическая (от размера дактиль /—), третья от конца ударная гласная – примем ее за средний род – сОлнышко. Таким образом в каждом стихотворном размере мы получаем три варианта завершения стиха – мужской, женской или дактилической рифмой. Выходит приблизительно следующее:
Хорей:
1. /-/мужИк – концовка -/
2. /-/-бАба — концовка /-
3. /-/-сОлнышко – концовка /—
В зависимости от количества стоп и вида рифмы в хорее может быть только определенное число гласных. В трехстопном: для мужской рифмы 3х2-1=5 гласных, для женской 3х2=6 гласных, для дактилической рифмы 3х2+1=7 гласных.
Ямб:
1. -/-/мужИк
2. -/-/-бАба
3. -/-/-сОлнышко
выходит иная математика. Берем для наглядности трехстопный ямб: Для муж. рифмы 3х2=6 гласных, для жен. 3х2+1=7 гласных, для дактил. 3Х2+2=8.
Дактиль
1. /—/-мужИк
2. /—/—бАба
3. /—/—сОлнышко
Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.
хорейямбдактильамфибрахийанапест
мужскаяХ*2-1Х*2Х*3-2Х*3-1Х*3
женскаяХ*2Х*2+1Х*3-1Х*3Х*3+1
дактилическаяХ*2+1Х*2+2Х*3Х*3+1Х*3+2
Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):
хорейямбдактильамфибрахийанапест
мужская1,3,5,7,9,112,4,6,8,10,121,4,7,10,13,162,5,8,11,14,173,6,9,12,15,18
женская2,4,6,8,10,123,5,7,9,11,132,5,8,11,14,173,6,9,12,15,184,7,10,13,16,19
дактилическая3,5,7,9,11,134,6,8,10,12,143,6,9,12,15,184,7,10,13,16,195,8,11,14,17,20
Современное стихосложение называется силлабо-тоническим, оно завершило развитие двух систем стихосложения – силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении в каждом стихе (стих – это не всегда «стихотворение», стих – это одна строка стихотворения) было определенное количество гласных – независимо от того, ударные они или нет. В тоническом важно было число именно ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило оба вида и в нем важно и число ударных, и общее число гласных.
Буря мглою небо кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)
Вихри снежные крутя, — 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)
То как зверь она завоет, — 8 гласных (число гласных соответствует первой строке)
То заплачет, как дитя. — 7 гласных (число гласных соответствует второй строке)
Таким образом, подсчитывая гласные в стихах, мы можем проверить верно ли они написаны. Этот способ не дает стопроцентного результата, но может помочь начинающему обнаружить многие ошибки-сбои в метре. Хороший способ – это игра на гитаре. Гитарный бой тоже вскроет все сбои в ритме. Многие поэты писали стихи на ходу – проверяя шагом метр.
Шаг три. Рифма. Итак, мы знаем, как написать строку в стихе. Это достаточно просто: нужно только верно, согласно выбранному размеру чередовать ударные и безударные гласные. Строка заканчивается рифмой. Рифма — это созвучие: стих-затих, верь-зверь, хорей-скорей, вечности-человечности. Как мы уже знаем, рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Чем больше в рифме общих звуков, тем богаче она звучит. Например, верь-зверь — богатая рифма, а такая популярная в стихах молодых поэтов: меня-тебя – рифма неточная, я бы даже сказала, что это вообще не рифма – потому что здесь нет никакого созвучия кроме общей гласной, чего явно мало. В этом нужно всегда отдавать отчет. К неточной рифме мы можем отнести так называемую бахрому: она-гранат, меня-хранят, хотел-животе. Эти просчеты очень хорошо слышны, и подсознательно хочется рифмовать: она-грана, меня-храня и хотел-животел. Нельзя рифмовать однокоренные слова хотел-перехотел, свет-рассвет. Плюс ко всему, «правилом дурного тона» является глагольная рифма – любил-убил, знал-гнал. Маяковский не рекомендовал использовать при написании стихов словари рифм, я же наоборот рекомендовала их для молодых поэтов. Да они дают уже готовые результаты, но такие рифмы куда лучше, чем меня-тебя. Это будет полезно для развития слуха у начинающего поэта, после он сможет сам подбирать хорошие рифмы без словаря.
Шаг четыре. Строфика. Как соединять строки в стихе? Есть три варианта: охватная, парная и перекрестная. Предположим что А – это окончание одной строки, а Б – другой. Соединить их можно следующим способом:
ААББ, АБАБ, АББА. Это три самые распространенные варианта четверостишия. Для строф больших размеров есть и больше возможных вариантов:
АБААБ, АБАБА, АБАББ, АББАА, АББАБ и т.д.
Если мы введем еще одны строку, то получим такие варианты для шестистиший.
ААББСС, АБСАБС, АБСАСБ, АББАСС и т.д.
Есть варианты рифмовки ставшие классическими: секстины АБАБСС, октава АБАБАБСС.
Есть и другие разновидности: сонет, онегинская строфа, триолет и прочие. Но самым распространенным видом строфы является обычное четверостишие.
Шаг пять. Назовем его законом симметрии. Предположим, Вы написали строфу:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Как ее продолжить? Что можно сказать о следующей строфе? Это будет четырехстопный хорей с рифмовкой АБАБ, где А – женская рифма, Б — мужская. Пишем следующую строфу:
Выпьем, милая подружка
Грустной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей…
Ну, или что-то вроде этого…
Т.е. написать иначе нельзя, например:
Черт возьми, а где же кружка?
Отыщи ее, старушка.
Сердцу будет лучше и веселее,
Наливай ее скорее.
Что изменилось (нас интересует только форма)?
1.Изменилась рифмовка — была АБАБ, стала ААББ.
2.Была рифма мужская веселей-моей, стала женская веселее-скорее.
3.Третья строка сбойная. /-/-/—-/- 11 гласных, она не только выделяется по длине, но и не является правильным хореем.
В принципе, следуя даже правилу симметрии, не обязательно писать все строфы одинаково. Главное, чтоб был порядок. Например, можно написать такое стихотворение:
АБАБ
АББА
АБАБ
Естественно, в каждой строфе будут разные А и Б, но нам важна именно симметрия. Средний столбик зарифмован другим способом, но это только придает стиху неожиданность, совершенно не нарушая симметричность стиха в целом.
Или другой вариант. Будем рифмовать не просто А и Б, а добавим к ним показатели м (мужская рифма) и ж (женская рифма).
Могут быть такие варианты стиха их трех четверостиший.
АжБмАжБм
АмБжАмБж
АжБмАжБм
Или
АжБжАжБж
АмБмАмБм
АжБжАжБм
Или
АмБмАмБм
АжБмАжБм
АмБмАмБм
Вариантов много.
Но рифмовать
АмБмАмБм
АмАмБжБж
АжБмБмАж
не следует, именно по причине правила симметрии. В этом варианте меняется не только система рифмовки, но и сами рифмы. Это создает впечатление небрежности стиха.
Шаг шесть. И хотя я обещала говорить в этой статье только о форме, но не могу обойти вниманием такое явление, как литературный штамп. Многие на меня уже обозлились за то, что я направо и налево навешиваю этот ярлык настоящим «шедеврам». Что такое штамп? Это словосочетание или слово, которое из-за своего частого употребления потеряло свою информативность, новизну, стало избитым выражением. В поэзии начального периода в силу сложившегося тогда порядка наоборот приветствовались штампы. Для высокого стиля груди назывались персями, щеки ланитами, глаза очами. Для описания многих событий были определенные заготовки. Например, о войне говорили: «игры Марса», о любви «дар Амура» и т.д. Друг Минервы, Музы, Аполлона, сын роскоши, Эти определения переходили из одного стиха к другому подобно кубикам, из которых пытались сложить новое стихотворение. В статье «Как НЕ следует писать стихи» Леонид Каганов пишет: «Следует употреблять следующие шаблонные выражение: «боль утрат «, «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце «, «темная ночь», «слова Тебе» и т.п. «Прекрасен голубых небес полет». Это внесет в стихотворение свежесть…». Подчеркну, что это совет, как не следует писать стихи. За последние столетия правила стихосложения ушли далеко от Ломоносова и Державина, и теперь использование таких штампов считается недостаточной зрелостью автора. Это и понятно, какая польза для читателя, если он еще раз прочитает уже сказанное тысячу раз. В статье «Формула поэзии» (dm_drozd/Biblioteka/Esenin/biblioteka1.htm) приведен небольшой список из таких литературных штампов.
В одной из последних рецензий упрекнула автора стиха за стихотворение:
***
Прилетаю, милая, сегодня прилетаю,
Праздник сердца в день рождения дарю.
Словно льдинка, от тебя я таю,
Будто свечка, от любви горю.
Сквозь все бури и ненастья прилетаю,
Приплываю сквозь туманы и дожди,
Пусть хожу по самому по краю,
Подожди меня, родная, подожди…
Подожди меня, хорошая, немного —
Крик души приходит вновь и вновь –
Будет радужной у нас дорога,
Будет счАстливой у нас Любовь !!!
Оно словно написано по статье, как не нужно писать стихи. Здесь все: и банальные рифмы: вновь-любовь, дожди-подожди… и глагольные: прилетаю-таю, дарю-горю, и штампы: крик души, праздник сердца, и про льдинку, и горю от любви, и нарушение ударения. Даже, если бы это написал мой внук, и я не могла не похвалить его – по-родственному – я бы при всем желании не набрала в этом наборе слов ни одной оригинальной мысли. Мне бы пришлось сказать: ну что ж, по крайней мере нет сбоев в метре… А автор ответил мне:
—«»Благодарю Вас за неравнодушную рецензию.
У Вас свой взгляд на то, как надо ПРАВИЛЬНО писать стихи, у меня — СВОЙ, и я его вам не навязываю.
Мои стихи публикуются в районных и областных газетах и нравятся «простому» читателю. Это для меня наивысшая похвала. Писать вычурно для избранного «эстетствующего» круга не буду в принципе. Если вы мне на нашем сайте приведёте пример поэтов масштаба Вознесенского, Евтушенко(а не передовиков-стихопатов номинируемых), т.е. ИСТИННЫХ поэтов и дадите ссылки, Вам буду искренне благодарен.
С уважением, Сергей <СЕРГЕЙ НИЖЕГОРОДЦЕВ> «»—-
Что можно объяснить этому автору? При всей технической верности написания автор полностью лишен поэтического взгляда на мир.
Так что:
Шаг семь. Даже освоив правила стихосложения, вы не становитесь поэтом. Для этого необходимо еще наполнить форму содержанием. Поэтому, читайте больше классиков, учитесь у них и, ради бога, не повторяйте то, что они уже сказали. Банальность – один из худших пороков в стихах. Правильная форма Ваших стихов будет свидетельствовать о том, что Вы не новичок в стихосложении, а небрежность – удел новичков и дилетантов.
Приложение. Пример «проверки» стиха на стихотворении «Маме» Лунева Геннадия
Мамочка, тебя давно со мною нет.
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет.
Вспоминаю — набегают слезы.
Помню, ты прижмешь к себе рукой,
И такой в душе моей покой.
Плачу, обнимая ствол твоей березы.
Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался,
А подрос, проказничал и дрался.
Ты мне раны те надолго залечила
А теперь ты спишь, и шумят березы.
На столе лежит твой любимый Фет.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы
1.Определение размера стиха и системы рифмовки. По первой строфе:
/—/-/-/-/
/-/-/-/—/-
Шестистопный хорей с рифмовкой А(муж.)Б(жен.)БА. Т.е. по правилам в каждой строке должно быть 11 и 12 гласных.
2.Подсчет гласных во всем стихе:
Мамочка, тебя давно со мною нет. 11
Я тогда совсем был маленьким ребенком, 12
Из гнезда упавшим голубенком. 10
Мальчиком в двенадцать с лишним лет. 9
Вспоминаю — набегают слезы. 10
Помню, ты прижмешь к себе рукой, 9
И такой в душе моей покой. 9
Плачу, обнимая ствол твоей березы. 12
Ты меня своим стихам учила. 10
Я не слушал и сидел, игрался, 10
А подрос, проказничал и дрался. 10
Ты мне раны те надолго залечила 12
А теперь ты спишь, и шумят березы. 11 —/-/—/-/-
На столе лежит твой любимый Фет. 10 —/-/—/-/
И течет из уст рифмой много лет, 10 —/-//-/-/
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы 11 /-/-/—/-/-
В процессе подсчета выявили следующее: 1. весь стих написан строками разной длины. 2. автор не придерживается одной системы рифмовки по строфам: 1. АмБжБжАм, 2.АжБмБжАм 3. АжБжБжАж 4. АжБмБжАм. Первая строфа не повторяется, вторая подобна четвертой, третья вся на женских рифмах. 3. Четвертая строфа написана не правильным хореем, это хорей с цезурой. Этот сбой очень сильно заметен при чтении. Стих требует очень внимательной переделки – выравнивания строк по длине и исправление последней строфы.
Также нужно исправить рифмовку. Автор дважды рифмует березы-слезы (что довольно избито), рифмует глаголы: игрался-дрался, учила-залечила.
В конце немного по содержанию. Как правило, такие стихи очень тяжело критиковать, испытывая некий трепет и скорбь от потери близкого человека. В данном случае тяжелейшей: потеря в детстве матери. Но высока ответственность в таких стихах – для матери нужно постараться и написать в ее память настоящее стихотворение. Тем более, что сама мать писала стихи и любила стихи Фета. Безусловно, этот стих не оставит никого равнодушным – но волнует стих или само событие: потеря матери. Я думаю, что во многом второе. Вот что мне не совсем понравилось:
Из гнезда упавшим голубенком. Мне кажется, именно, выпавшим, а не упавшим. Я видела много выпавших из гнезда птенцов, но почему-то ни разу не видела выпавшего птенца голубя. Может быть по тому, что они ютятся где-то на крышах, да и городские коты вряд ли оставляют им шанс. Чаще выпадают птенцы из гнезд на деревьях, а как мне кажется, голуби не вьют гнезда на деревьях. Голубенок – представляется слишком натянутым словом – вынужденной рифмой к слову ребенок. Куда лучше были бы рифмы типа ребенком-звОнком.
Все три строки:
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет
Говорят об одном: я тогда был ребенком.
Далее:
Вспоминаю — набегают слезы.
Помню, ты прижмешь к себе рукой
прижмешь к себе рукой – понятно, что прижмешь рукой, – чем еще можно прижать к себе? Два раза: помню, вспоминаю.
Плачу, обнимая ствол твоей березы – опять о слезах – было в начале строки. Но что такое «твоей березы»? Мне кажется, очень неточно. Может быть, любимой, посаженной тобой – но «твоей березы»? Спорно.
Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался, — три глагола, – но главный из них – не слушал – все остальные просто комментарии, из которых «сидел» не самый лучший в сочетании с «игрался».
А подрос, проказничал и дрался – опять три глагола в ряд.
Ты мне раны те надолго залечила – строка тоже звучит натянуто. Раны ТЕ – ведь ни слова о ранах еще не было, поэтому «те» — представляется вставленным для соблюдения метра. надолго залечила – как можно раны – детские – залечить надолго? Она их залечила навсегда. Ведь тяжело представить, что какие-то из детских царапин дали о себе знать через 20 лет. Мне кажется раны или заживают или нет.
На столе лежит твой любимый Фет – очень некрасиво, что Фет (а не книга) лежит на столе.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы
Вообще непонятные строки – течет из уст… соль из глаз моих. Так соль течет из уст или из глаз? Слово уста – это все от высокого стиля. К устам лучше подходят очи, а не глаза. Как и уста «слезы березы» – это… штамп. Увы.
Итого: над стихом, конечно, следует еще работать и работать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *