Пасмурной погоды

Чем холоднее становится на улице, тем меньше солнечных дней, и желание снимать на открытом воздухе у многих любителей фотографии начинает пропадать. Но пасмурные или облачные дни – это не повод далеко откладывать свою фотокамеру. Съемка в плохую погоду может быть не менее успешной, чем фотографирование в безоблачный, яркий солнечный день. Зимой и осенью погодные условия очень разнообразные и природа предоставляет фотографу огромные возможности для создания действительно интересных, уникальных кадров.

Плюсы и минусы съемки в плохую погоду

С точки зрения проведения фотосъемки, в пасмурной или туманной погоде есть как свои плюсы, так и очевидные минусы. Начнем с положительных аспектов. Во-первых, облачная, пасмурная погода – это возможность получить мягкий, рассеянный свет, который проходит через облака. Именно такого освещения многие фотографы пытаются добиться в студийных условиях. При съемке в плохую погоду Вам не потребуется софтбокс, в таких условиях очень выгодно снимать портреты, в том числе крупным планом.

ФР 50 мм, F4.5, ISO 200, 1/8000c

Во-вторых, четко прорисованные облака создают красивое небо с драматическим эффектом, что является прекрасным подспорьем для создания эффектных пейзажных фотографий. Многие профессиональные фотографы-пейзажисты специально просматривают прогнозы погоды, чтобы снимать именно в таких сложных и непредсказуемых погодных условиях. Во всяком случае, это гораздо лучше скучного безоблачного неба. В-третьих, отсутствие жесткого света в виде прямых солнечных лучей открывает Вам возможность менять ракурс и планы съемки по собственному усмотрению, совершено не заботясь о положении солнца на небосклоне. Наконец, съемка в плохую погоду позволяет применять самые разнообразные фильтры для получения интересных эффектов.

Разумеется, у плохой погоды есть и свои недостатки или сложности. В первую очередь, сложные погодные условия потребуют от Вас гораздо большего внимания к настройкам фотоаппарата. В частности, нужно найти оптимальный баланс между достаточным количеством света и получением нужной резкости, используя более длительную выдержку. Во-вторых, из-за недостатка света желательно в пасмурную или облачную погоду использовать светосильную оптику. Если такого объектива у Вас нет в распоряжении (хотя бы с диафрагмой f/1,8 – f/4,0), то стоит потратить средства на его покупку.

В-третьих, в сложных условиях съемки, вероятно, потребуется использовать более высокие значения чувствительности ISO (400 – 800 единиц), что повлечет за собой неизбежное увеличение шумов на фотографии. Так что на обработку снимков может уйти гораздо больше времени и труда. Чтобы поймать в объектив нужное количество света и при этом исключить шевеленку, лучше отправляться на съемку в плохую погоду со штативом. Штатив – это желательный атрибут съемки в плохую погоду, хотя и не обязательный.

ФР 28 мм, F10, ISO 200, 1/400c

Не стоит забывать и о защите собственного фотооборудования во время дождя, тумана или снегопада, ведь цифровые камеры очень чувствительны к воде и конденсату. Решить проблему влаги поможет обычный полиэтиленовый пакет или пленка, в которой можно вырезать небольшое отверстие для объектива. Также для этих случаев сегодня продаются специальные защитные футляры/чехлы. Как показывает практика, использование бленды целесообразно не только в солнечный день (для защиты от бликов), но и в пасмурную погоду, чтобы предотвратить появление капель воды на линзе объектива.

Кстати, одежда самого фотографа должна спасать его от дождя – здесь каждый выкручивается как может, но в большинстве случаев приходится надевать резиновые сапоги, плащ или дождевик. Помимо всего прочего, в холодную, сырую погоду батарейки в камере разряжаются куда быстрее, чем в обычные солнечные дни. Поэтому имейте при себе дополнительный набор батареек, причем их оптимально держать в каком-либо теплом месте (например, во внутреннем кармане).

Особенности съемки в плохую погоду

В пасмурный день на улице довольно темно и серо, тем не менее, солнечный свет все же пробивается через облака. И задача фотографа состоит в том, чтобы поймать нужное количество света для создания качественного снимка. Тут действует простое правило: чем дольше закрывается затвор фотоаппарата, тем больше света попадет на матрицу. В то же время при слишком длительной выдержке объекты в кадре могут получиться размытыми. Поэтому при съемке в пасмурную или облачную погоду лучше всего использовать длинную выдержку в районе 1/40 — 1/60 секунды. Выдержка от 1/60 секунды даст Вам возможность более четко зафиксировать движение ручейка воды, падающих листьев или капель дождя. Фотографировать рекомендуется в ручном режиме, чтобы избежать ошибок экспозиции, иногда совершаемых автоматикой камеры. Применение светосильной оптики несколько облегчает Вам задачу и позволяет, в частности, фотографировать на более короткой выдержке с ISO, установленным на минимальных значениях.

ФР 28 мм, F8, ISO 100, 1/320c

В плохую погоду, когда на улице туман или дождь, все цвета в кадре кажутся блеклыми и маловыразительными. Чтобы как-то оживить снимок, можно поместить в центр кадра какой-либо яркий объект. Или использовать яркий, живой фон. Например, зеленая листва, помещенная в центр кадра, может немного компенсировать недостаток солнечного света. В качестве таких ярких объектов могут выступать элементы одежды или часть зданий – все, что своим цветом хоть как-то выделяется в серый, пасмурный день. Кстати, хороший сюжет для съемки в плохую погоду – мокрые листья на деревьях, мокрая трава или цветы сразу после дождя.

Также можно задействовать разнообразные светофильтры. Например, очень пригодится поляризационный фильтр, который в пасмурную погоду поможет сделать цвета на фото более живыми и контрастными. Вдобавок, он придаст цветам более теплый оттенок. Единственное, на что нужно обратить внимание, при использовании поляризационного фильтра следует увеличить экспозицию на один – два шага. Из других светофильтров в плохую погоду можно использовать нейтральный фильтр. С его помощью можно создать на фото художественные облака — с длинной выдержкой нейтральный фильтр поможет размыть их движение. Для этого потребуется только надежный, устойчивый штатив и увеличение экспозиции на несколько шагов в зависимости от плотности фильтра и конкретных условий съемки.

Плохая погода хороша тем, что можно создать фото с оригинальными драматическими деталями или выразительными объектами. Это может быть хмурое, грозовое небо, отражения в лужах или хорошо прорисованные, четкие ветки деревьев. Самые красивые снимки Вы можете получить, если поймаете пробивающиеся сквозь свинцовые тучи маленькие лучики солнца. Очень интересно в кадре выглядят разнообразные мокрые поверхности, которые обладают глубоким, насыщенным цветом. Это касается мокрого асфальта, стволов деревьев, мокрой травы и автомобилей. Все эти объекты становятся очень выразительными после дождя.

Место съемки лучше определить заранее. Желательно, чтобы это было открытое пространство, где будет присутствовать больше солнечного света. Но также для съемки в плохую погоду подходят и густые леса, и реки с водопадами, и городские улицы. В частности, в дождь можно попробовать поснимать в ночном городе, где имеется множество разноцветных огней. В кадре можно получить очень интересные отражения света, особенно если снимать на уровне земли. Кроме того, мокрые пустынные улицы сами по себе могут выглядеть очень драматично.

ФР 50 мм, F10, ISO 200, 1/400c

Профессиональные фотографы-пейзажисты прекрасно знают, что самые впечатляющие кадры можно получить сразу после дождя или грозы. Иногда даже в дождливую погоду небо немного проясняется, появляется небольшой разрыв в облаках, через которых просачиваются солнечные лучи. Сами же облака окрашиваются в необычные цвета. Будьте наготове, этого момента действительно стоит дождаться, чтобы снять по-настоящему уникальные кадры.

Вообще, можно рекомендовать любителям фотографии почаще снимать именно после дождя. В этот момент все окружающие предметы на улице приобретают насыщенный блеск, что обеспечивает очень живописную картину. Если же погода совершенно не располагает к ярким, выразительным кадрам, общая атмосфера получается довольно скучной, то переключите свое внимание на фотографирование деталей крупным планом. Это могут быть животные, листья, напитки – все что Вашей душе угодно. Плохая погода является неплохим поводом заняться макросъемкой. Капли на листьях и цветах придают снимку удивительную красоту.

Пасмурный день – это не время для съемки в автоматическом режиме. Старайтесь задействовать все технические возможности Вашей камеры, экспериментируя с ручными настройками. Это позволит передать на снимках особое настроение пасмурной погоды. Чтобы правильно показать в кадре движение воды, используйте не только длинные выдержки, но и несколько вариантов точек фокусировки. Снимая в хмурую, серую погоду, старайтесь играть на контрастах.

Кстати, иногда вместо того, чтобы охотиться за цветными, яркими объектами, имеет смысл переориентироваться на черно-белые, монохромные фотоизображения, которые при грамотной подаче смогут наиболее полно передать атмосферу дня. Если Вы фотографируете в сильный туман, то воспользуйтесь короткофокусными объективами и результат превзойдет все Ваши ожидания. Облачная, туманная погода – неплохое подспорье для съемки портретов, которые в этом случае будут отличаться мягкостью.

Итак, для истинного любителя фотографии плохой погоды просто не существует. В дождливую, облачную погоду благодаря мягкому, рассеянному освещению всегда можно найти интересные сюжеты для съемки. Нужно только более внимательно подходить к выбору экспозиции и других параметров съемки, грамотно использовать имеющееся освещение и экспериментировать с ракурсами. Результат не заставит себя ждать, и Вы убедитесь, что и в плохую погоду можно получать красивые, неповторимые кадры.

На дворе осень, время роскошных красок и удивительных состояний, поэтому сегодня мы будем говорить о съемке осенних этюдов, останавливаясь на различных возможностях, которые предоставляет нам это прекрасное время года (фотографии без указания авторства — мои).

Съемка в парках

Первое, что приходит на ум, когда заходит речь об осенней съемке — это, конечно, фотографии парков. Фотопрогулка в осеннем парке — прекрасный способ провести выходной и заодно пополнить свою коллекцию новыми интересными снимками. Но о двух вещах стоит подумать заранее. Во-первых, о снаряжении: помимо фотоаппарата пригодятся бутерброды и термос с горячим напитком (лично я предпочитаю глинтвейн). Во-вторых, о компании: основная ошибка, которую можно сделать в такой ситуации — это поехать на фотовыезд и взять с собой кого-то из друзей или родственников, которые любят просто гулять. Вы застрянете около какой-нибудь живописной рощи, колдуя над десятым дублем, а ваши спутники будут маяться и досадовать на вашу медлительность. Налицо конфликт интересов!

Шутки шутками, а еду на длинный выезд действительно лучше брать, и звать с собой удобней единомышленников-фотографов. Еще не помешают легкие перчатки, потому что погоды уже не летние, а нажимать мелкие кнопки озябшими руками неудобно.

Возвращаясь к обратно к фотографии, замечу, что съемка в парке — это такая же одновременно простая и сложная история, как и городской пейзаж. Просто потому, что ландшафт парка уже создан однажды архитектором, поэтому он обречен на красоту. Тут нет сложности выбора, как при съемке в дикой природе. Практически любой парковый вид заранее рассчитан так, чтобы выглядеть эстетично. Сложно по той же причине: если просто фиксировать виды, то мы получим довольно банальную копию замысла архитектора. К тому же, это будет копия копии копии, потому что с видовых точек уже снято бесчисленное количество открыток и просто щелчков на память. Взгляните, к примеру, на эту фотографию:

Это добротная фиксация Японского павильона в Ораниенбауме. Здание в контексте парка, человечки для масштаба, верхняя точка съемки неплохо работает для этой композиции, но в общем-то ничего такого, что передавало бы лично мое видение осени в Ораниенбауме.

Что же делать, чтобы создать художественное фото в такой непростой среде? Ответ нехитрый: ходить, наблюдать, выбирать свое, искать свою деталь для переднего плана. Иногда достаточно буквально подойти к тому же сюжету с другой стороны:

Заросший пруд, тронутый первым льдом, последние листья на кусте посреди болотца, хрупкие красные ветки на переднем плане — все это перекликается с парадным фоном, с павильоном и холодным осенним небом. Эта фотография куда более интересна, это уже личное переживание автора, персональная находка. Ищите и обрящете, как говорится.

Если парка рядом нет

Конечно, легко говорить об осенней съемке в парках, когда живешь в Петербурге. А как быть, если хочется поснимать золотую осень, а живописных ландшафтов, созданных Растрелли, под рукой нет? Ответ опять же ожидаемый. Везде, где растут лиственные деревья, есть золотая осень. Задача фотографа, как всегда, найти в окружающей его реальности тот фрагмент и тот миг, которые ему близки, которые радуют глаз.

Этот снимок сделан в достаточно унылом месте около военного порта в Кронштадте. День был пасмурный и на вид совершенно не подходящий для фотографии. Но, поскольку я уже приехал в Кронштадт, я заставил себя начать съемку. В итоге пасмурное, почти синее небо занятно переплелось с красной стенкой дома, желтые деревья добавили изюминки в цвета, а небольшой маяк стал той визуальной фишкой, которая оживила это сочетание красок.

Начинайте снимать прямо сейчас, не крадите у себя удовольствие от хороших кадров. Конечно, отлично, если вам удастся выбраться в парк или в лес, но в общем-то осень украшает все, сюжеты есть хоть в соседнем дворе.

Съемка в пасмурную погоду: отстуствие света и другие мнимые препятствия

Ладно, мы настроились фотографировать, видим дивные сны: золотая осень, голубое небо, ура. Но утром мы смотрим за окно и видим, что небо там серое, да и вообще дождь идет. Нууу, уныло вздыхаем мы, непогода, света нет, серятина и тоска, снимать нечего. Придется остаться дома.

Ничего подобного! Bad weather makes good photographs, как говорят англичане. Во-первых, влажная атмосфера помогает выстраивать планы на снимке, придает пространству глубину за счет того, что близкие к объективу предметы выглядят четче, чем удаленные. Во-вторых, дождливая погода придает кадру то прекрасное и одновременно грустное ощущение конца года, которое так ценно в осенних этюдах. Кроме того и грубо говоря, хуже погода — меньше народа, выше шанс сделать необычный снимок.

Ну и наконец, дождливая погода переменчива, в это время как никогда близка возможность кратковременной и очень интересной смены состояний.

© Alan Briot

Об истории создания этой впечатляющей фотографии и других размышлениях о роли случая и упорства в создании фотографий читайте в статье Алана Брайота, замечательного и успешного американского пейзажиста: How to Establish a Personal Photographic Style. Вкратце, дождь шел весь день, и он уже не рассчитывал ни на что интересное, досадуя на погоду, испортившую закат. Но решил все же остаться до конца — и не прогадал.

Съемка в тумане

Продолжая разговор о кажущихся недостатках погоды, нелишне вспомнить о туманах, характерном осеннем явлении. Мое личное правило такое: увидел туман — камеру в руки и бегом, наверняка получишь что-то интересное. Снимать в тумане бывает сыро, снимать в тумане бывает холодно, снимать в тумане бывает даже опасно (если видимость низкая, а дело в горах или около воды). Но магическая атмосфера, которую создает туман, и еще более усиленный эффект разделения планов очень помогают при созданий хорошей настроенческой фотографии.

К тому же (особенно утром) солнце может совершенно неожиданно появится и в туманную погоду, создавая сказочный свет.

При съемке в дождливую погоду и во время работы в тумане стоит особенно аккуратно относится к аппаратуре. Во-первых, как понятно, вода электронике не особо полезна, поэтому камеру лучше вынимать только перед съемкой, а затем сразу убирать ее в сухое место. Во-вторых, в такую погоду на линзах часто скапливается конденсат, который может испортить изображение. Не надо резко переносить фотоаппарат из теплого сухого помещения в сырые прохладные условия или наоборот, сначала подержите камеру в сумке/чехле в новых условиях, чтобы температура плавно выровнялась. К слову, если ранней осенью линзу несложно протереть, то во время заморозков стекло и вращающиеся детали могут попросту замерзнуть от такого обращения.

При этом даже капли воды на запотевшем объективе иногда могу сыграть не в минус, а в плюс.

Согласитесь, этот снимок с шиповником куда ближе к передаче личного настроения, чем простая фиксация замысла архитектора. Вывод: даже если случилось что-то непредвиденное, с техникой ли, с погодой — не торопитесь все бросать, сделайте несколько пробных кадров, возможно удача на вашей стороне.

Поляризационный фильтр: подчеркиваем осенние краски

Тотальное распространение цифровой фотографии и компьютерной обработки привело к тому, что большинство фильтров пленочной эпохи потеряли смысл и устарели вместе с аналоговым носителем. В самом деле, кому теперь нужны эффекты дымки, голубые подкрашиватели для неба или фильтры для коррекции цветовой температуры, когда все эти нюансы можно гораздо более интересно и точно привнести при обработке? Или, что не менее ценно, не привносить, если оказалось, что они не работают на авторский замысел (ведь созданный при съемке эффект отменить уже не получится и кадр будет испорчен).

Однако все же есть несколько фильтров, которые не потеряли свою актуальность и для цифровой фотографии. Они довольно специфичны, как, к примеру ND (neutral density)-фильтры (они нужны для увеличения выдержки, это бывает полезно, скажем, при съемке бегущей воды в солнечный день для создания эффекта «тянущихся струй») или нейтральные градиентные фильтры, полезные для затемнения части кадра в том случае, если разница по освещенности различных частей сцены слишком велика.

Напротив, поляризационный фильтр понятен сходу и весьма полезен для самых разных типов съемки. Его эффект основан на том, что солнечный свет, проходящий через толщу воздуха, приобретает ту самую поляризацию, благодаря которой часть светового потока можно ослабить. Подробней об физике процесса можно почитать, к примеру, в Википедии, а нас сейчас интересует практический смысл этого фильтра. Он делает цвета неба и светлых объектов более насыщенными, выявляет детали (к примеру, еле различимые облака становятся видимыми), повышает контраст и общую четкость изображения, а также гасит избыточные блики на отражающих поверхностях, таких как стекло, вода, металл и тому подобных.

Если ваш объектив позволяет накручивать фильтры, обязательно поэкспериментируйте с поляризацией. Осенние краски можно здорово улучшить с помощью этого инструмента.

Вспомните снимок с желтыми листьями в начале урока.

Остается добавить, что поляризационный фильтр наилучшим образом работает на 90° и 180° относительно положения солнца, а прямо по солнцу или на противоположной от него стороне эффект будет минимален. Подробнее о поляризационных фильтрах смотрите на Luminous Landscape. Также советую обратить внимание на систему Кокин (Cokin), которая позволяет существенно экономить на фильтрах (вместо набора дорогих стекол на разные диаметры объективов в этом случае требуется купить один фильтр, установочную рамку и набор дешевых переходных колец). Есть даже специальные держатели на безрезьбовые объективы цифромыльниц. В России продается, проверено.

Осеннее небо

Осеннее небо, часто пасмурное и синеватое, на фотографии выглядит по-особому прекрасно. Это неуловимое свойство неба иногда проявляется и в другое время года, но осенью его можно наблюдать и фотографировать чаще всего. Такая холодная цветная дымка, появляющаяся под вечер — что-то в духе гималайских пейзажей Н.К. Рериха.

К разговору о мнимом отсутствии света и превратностях погоды: штормовое небо без солнца интересно отражается в воде, делая ее цвет насыщенным и густым. При этом выдержки удлиняются и на фотографии мы видим эффект размытой воды (бесплатно, безо всякого ND фильтра). Помните, что снимать на длинных выдержках нужно со штатива.

Как видите, отстуствие солнца имеет свою положительную сторону: освещение становится ровным и почти бестеневым, что выравнивает контраст по всему полю кадра и выявляет дополнительные детали. Не бойтесь плохой погоды.

Съемка деталей, оно же макро

Когда вокруг нас находится масса разноцветных листьев, осенних цветов, фруктов и так далее, нам часто хочется поснимать эти впечатляющие детали крупным планом с размытием фона, использовать прием макро. На самом деле, термин «макросъемка» не всегда уместен для этих дел, макро начинается примерно от соотношения 1:5, но не будем занудствовать. На большинстве современных компактов есть макрорежим, который на выходе дает картинку, напоминающую работу сменной оптики на открытой диафрагме. Сменная оптика, конечно, дает большую гибкость в управлении глубиной изображаемого пространства, а также субъективно более приятное на глаз размытие фона, то самое бокэ, по поводу которого любители обсуждать оборудование сломали копья не один миллион раз.

Короче говоря, каждый из нас снимал что-то подобное:

Проблема с этой фотографией та же, что и раньше: это технически неплохая фиксация неких веток в лесу. Крупным планом даны листья, какие-то резкие, какие-то плавно размыты в фоне. Но каждый, вооружившись той же техникой, что была у меня во время съемки этого наброска, сможет снять примерно то же самое — такое же технически неплохое, но в общем-то скучное лесное макро. Опять же, разница между фото и фиксацией заключается в передаче авторского настроения. Съемка крупным планом в этом смысле даже сложнее обычного, потому что тяготеет к абстрактности. Я для себя когда-то решил вопрос с макро просто: стараюсь снимать простые, минималистические сюжеты, по которым глаз зрителя не мечется в поисках точки опоры.

Осенний пляж, размышления о конце года, одиночество, да и просто игра с теплыми красками — тут есть некий набор ингредиентов, который делает фотографию фотографией. Подойдет ли путь минимализма для вас — естественно, открытый вопрос, каждый выбирает по себе. Жду ваших проб и в этом направлении.

Съемка движения

Для создания интересной атмосферы можно так или иначе попробовать поработать с движением в кадре. Это не специальный осенний прием, я просто обращаю ваше внимание еще и на такую возможность проявить выдумку. Самое простое, что приходит в голову — это добиться того, чтобы в кадре появился некий быстро движущийся объект, «обгоняющий» выдержку. К примеру, вот такой осенний автобус:

Без автобуса этот кадр был бы той самой сценой, на которой ничего не произошло, а так у нас появилась изюминка.

Более изощренный способ работы с движением — это так называемая «съемка проводкой». Ее суть в том, что мы как бы следим объективом за движущимся объектом, проводим его — отсюда и название. Для съемки проводкой нужна достачно длинная выдержка, устойчивое положение (руки лучше плотно прижать к телу), некотрое количество проб, чтобы приноровится сопровождать объект с нужной скоростью. Плюс изрядное терпение, потому что количество бракованных кадров обычно зашкаливает. Но если получается, то получается достаточно зрелищно.

Подробнее о съемке движения с массой прекрасных примеров читайте в статье Дмитрия Константинова 1/6 секунды. Константинов без преувеличения довел технику смазывания движения до совершенства.

Также интереса ради можно почитать материалы сайта о съемке автомобилей в движении: RigShots. Это узкая и технически очень сложная область фотографии, имеющая мало отношения к нашему общему разговору об осенних этюдах, но как пища для ума отлично подойдет.

Немного об обработке: осеннее настроение

В комментариях к ваш работам я несколько раз писал, что не надо увлекаться обработкой. Но это не значит, что я не сторонник каких-либо манипуляций с фотографиями. Просто обработка, особенно тяжелые приемы вроде HDR, действует обоюдостро — подчеркивает достоинства вашей работы, но и высвечивает недостатки. Худший случай обработки — когда путем манипуляций с изображением фотограф пытается прикрыть идейную и эмоциальную пустоту своего снимка. Если на входе пустота, то сколько бы локальной коррекции, масок, фильтров и хитрых трюков мы не использовали, на выходе мы получим ту же пустоту, просто приправленную специями. Перец в вакууме.

Однако обработка, выходящая за рамки обычных операций с контрастом и резкостью, конечно же, бывает вполне уместна — если она работает на некий изначальный замысел, делает снимок более законченным. Посмотрим на мой пример с солнечными лучами в тумане. Вот как выглядела обычная версия фотографии до обработки:

Мы видим, что цвета, хотя и присутствуют на этой фотографии, практически ничего не значат на ней. К тому же, она в целом несколько вялая. Это хорошая заготовка, но не результат. Дополнительное соображение в пользу обработки заключается в том, что здесь есть и чисто технический брак — из-за резкого перепада яркостей вокруг солнца образовался неприятный рваный ободок. Итак, диагноз понятен.

Отказываемся от цвета, переводим изображение в монохром и усиливаем общий контраст.

Дополнительно за счет перевода в монохром мы избавились от брака вокруг солнца. Он был основан исключительно на резком перепаде цветов, а теперь, когда цвета исчезли, исчезла и причина проблемы. В завершение подчеркиваем солнечные лучи теплым тонированием всего снимка.

Янтарный туман готов, теперь изображение работает.

Вот еще один пример обработки, которая нацелена на создание осеннего настроения. На входе у нас приятная, но немного мусорная и вялая по контрасту картинка с листьями.

Для меня в этом изображении в основном интересно облако красных листьев, а все остальное я воспринимаю как дополнение. Соответственно, я начинаю с того, что кадрирую теснее, переводя внимание зрителя в большей степени на эти красные листья.

Дальше начинается уже глубокая обработка. Во-первых, убираем клонированием кой-какой мусор из травы, также светлый листок со ствола дерева — он отвлекает внимание. Затем поднимаем общий контраст с акцентом на тени, чтобы сделать темные стволы деревьев почти силуэтными, графичными. Снижаем насыщенность зеленых тонов в фоне (это можно сделать несколькими способами, самый простой, если мы говорим о Photoshop — Hue/Saturation, в выпадющем меню Edit выбрать greens). Зеленые стали тусклыми и холодными, за счет чего теплый красный цвет листьев стал смотреться ярче. Листьям можно наоборот чуть-чуть добавить насыщенности.

Дополнительно затемняем края, чтобы концентрация на наших листьях стала окончательной.

Съемка с одной точки

Очень хорошее фотографическое упражнение — это съемка некого вида с одной и тоже точки, но в разное время года. Во время осенних съемок попробуйте найти такую точку и вернутся к ней, скажем, зимой.

Специальных хитростей тут нет, кроме поиска старой точки съемки в иное время года (визуальная память или GPS нам в помощь). Естественно, чем больше в кадр включено объектов, меняющихся от сезона к сезону — лиственных деревьев, воды и т.п. — тем интереснее. Уважаемые читатели, снимите, пожалуйста, таких видов на будущее, в одном из следующих уроков мы так или иначе используем эти пары.

А если осень вдруг кончилась?

Однажды я собирался на осеннюю съемку. Паковал вещи и параллельно думал — брать с собой велосипед или нет? Вроде бы на колесах по лесным дорожкам будет куда быстрей и веселей, чем на своих двоих. Слава богу, велосипед я брать с собой не стал. Ровно за утро, пока я ехал в поезде, прошел катастрофический снегопад, самый сильный в том году. Когда я добрался до места, то увидел примерно такую картину:

В тот день я снял серию фотографий, которые и по сей день занимают в моей коллекции место «самых зимних», хотя на самом деле это была осень. В общем, даже если вы собирались фотографировать дымку и золотые листья, но внезапно оказались посреди зимнего леса — не тушуйтесь. Резкие перемены погоды всегда позволяют помогают делать интересные снимки, пусть даже совсем не те, о которых вы думали перед съемкой.

Вот и лето прошло. Каким же ярким, насыщенным оно было! У кого-то это отдых на берегу моря, у кого-то – путешествие в дальние и незнакомые до селе страны… Но вот лет кончилось. Началась осень. Золотая осень. Красивая и яркая. Бабье лето. Желтые и красные листья клёнов на асфальте аллей парка, пожухлая трава… Здорово когда-то написал Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Да, да… Не только «багрец и золото», но уже и слякоть, и дожди, и другие «отдаленные седой зимы угрозы»… Кончилось очарованье. Началось ненастье. Многим фотографам, особенно начинающим, может показаться, что не то чтобы хорошие в творческом плане, но даже элементарно качественные фотографии в таких условиях сделать практически невозможно. Тут уж не до творческого оптимизма!

Но… Ну и что, что на улице дождь! Ну и пусть небо всё в тучах! Оптимизм! Хорошее настроение! Настойчивость! И – всё будет в полном порядке! Уверяем вас! Осенью можно сделать просто замечательные снимки! Как? А вот почитайте-ка наши советы, изложенные в этой статье. Они вам наверняка будут интересны.

Гроза

От брызг держитесь подальше!

Ну, вот дайте представим, что вы решили сфотографировать неспокойный осенний пейзаж на берегу реки, озера или даже моря. Желание – это хорошо. Как мы уже сказали чуть выше – это даже просто замечательно! Но не забудьте позаботиться о своей фотоаппаратуре. В таких погодных и природных условиях ее запросто может залить водой! Вы этого хотите? Ответим за вас: конечно же нет! Для защиты фотоаппаратуры от брызг воды нужно иметь специальные чехлы. Ну, или, в крайнем случае, используйте для этого хотя бы простейшие подручные средства.

Облака какого цвета лучше получаются на фотографии

Вы не поверите, но облака осенью всегда можно держать под контролем. Ближе к полудню осеннее небо обычно бывает серым. А вот как только солнце будет все ближе и ближе подбираться к линии горизонта, то на небосклоне может такое буйство красок случится – любой живописец потом позавидует вам, если вы сумеете это передать на своей фотографии!

Какими еще способами можно защитить свою аппаратуру?

Берегите фотоаппарат от сильного ветра. Пыль, поднимаемая им с земли, гораздо страшнее для аппарата, чем вода.

Перепады яркости. Как с ними бороться?

Сложная гистограмма при осенней съемке — это прямо беда. Перепады в освещенности между темной землей и ярким небом порой просто зашкаливают. Но не спешите стучаться за помощью в дверь фотошопа! Истинные профессионалы стараются как можно больше выжать из процесса самой съемки, а не последующей обработки изображения в графических редакторах. Сюжеты с большим перепадом яркостей снимайте с нейтральным, или ND фильтром.

Что снимать?

Тут мы скажем очевидное: при любых условиях, в хорошую ли погоду, или в дождь вы не сделаете хороших снимков в принципе, если не задумаетесь над тем, что и как вы будете снимать. И не забудьте про композицию. То есть про правильное и гармоничное расположение объектов съемки в плоскости кадра.

Дождь/Снег

Правильно выбирайте баланс белого

Серая и пасмурная осенняя погода (а точнее, непогода) для фотографа опасна еще и тем, что очень сложно бывает угадать при съемке точку белого. Вот поэтому в таких условиях рациональнее будет отказаться от AWB и настраивать баланс белого вручную. Для этого можно использовать, например, серую карту.

Не забудьте включить солнышко!

Если солнышко спряталось за облака – то это отлично! Оно может там, за облаками, замечательно играть на вашей фотографии! Простое яркое небо никогда так не сможет себя вести!

К деталям – особое внимание!

В обычные дни, проходя мимо, на некоторые объекты мы порой даже и внимания не обращаем. Но когда на улице пасмурно, когда всё небо сплошь покрыто густыми облаками, когда свет становится совершенно другим – привычные объекты могут засверкать новыми, необычными и непривычными красками! Какая-нибудь незначительная, казалось бы, на первый взгляд мелочь может стать не только приятным акцентом на вашем снимке, но и центром всей композиции! Ну, например, одиноко висящий на ветке последний желтый лист, капелька дождя на стекле автомобиля, последний яркий цветок на клумбе среди пожухлой травы…

А может можно обойтись и без неба?

Попробуйте сделать пейзаж без неба. А что? Вдруг получится что-то замечательное! Тем более что небо осенью, как мы уже говорили, серое и само по себе совсем не интересное… Брызги, о которых мы сегодня уже упоминали в начале статьи, по сравнению с настоящим осенним дождем – полная ерунда. Осенний дождь – это уже намного более серьезное испытание не только для вашей фототехники, но и для вас самих.

Лужи

Лужи – это вечные спутницы дождя. Это каждый знает. Но ведь только для обывателя лужа – это источник сырости в ботинках. Для сердитого и обиженного на весь мир человека. А для фотографа, для человека творческого и радостного в любую погоду и в любых условиях, лужа – это источник вдохновения! В лужах – и отражение осеннего города, и круги на воде, и детские ножки в ярких резиновых сапожках, шлепающие по этой самой луже… О, лужи — это просто великолепно! Это раздолье, простор для полета творческой мысли!

Ночь, улица, фонарь…

Огни ночного города в дождь. Ну скажите на милость, что может быть красивее! Это просто мечта художника и тем более фотографа! Фонари, разноцветье рекламных вывесок, яркие окна магазинов, фары автомобилей… И всё это переливается и преломляется в струях дождя. Неповторимое, неописуемое действие! Можно даже сказать, что шоу! Ну и как, скажите, не сфотографировать такую феерию красоты?

Радуга

Как вы думаете, за что еще можно любить дождь? За то, что он кончается! Сколь долго он бы не длился! А после дождя всегда может появиться радуга… Правда, осенью она не так часта и не так ярка, но, тем не менее, бывает…

Чуть-чуть волшебства

Вот тут стоит вспомнить и о фотошопе или о любом другом графическом редакторе изображений. Попробуйте в этих компьютерных программах поработать с изображением в полутонах. Отредактируйте уровни. При определенном опыте на фотографии можно добиться ясности даже если вы снимали в самый серый и пасмурный день.

Туман

Тот, кто думает, что туман может лежать над землей долго — глубоко ошибается. Вполне может такое случиться, что пока вы будете выбирать сюжет, настраивать аппаратуру и совершать другие приготовления к съемке – туман уже рассеется… Вот поэтому мы и рекомендуем поспешить в этой работе. Или, если есть ткая возможность, присмотреть хорошую сцену заранее.

Используйте в работе перспективу!

У фотографического изображения есть одна замечательная особенность: чем дальше от объектива фотокамеры расположен снимаемый объект, тем свете он будет казаться на изображении. Попробуйте поэкспериментировать с этой особенностью. Установите фотоаппарат на штатив и поснимайте осеннюю непогоду с длительными выдержками в разичных режимах.

Экспозиция тоже важна!

Известно, что во время фотографирования в тумане автоматика любой, даже самой дорогой и престижной фотокамеры, может работать некорректно. Проще говоря, врать. Так что, если хотите получить хорошие снимки, смело берите обязанности автоматики на себя. Переводите свою фотокамеру в режим М. Ну, или снимайте с хорошим светосильным объективом. Правда, такой объектив, к сожалению, есть не у каждого…

Горы и холмы

Вы просто счастливы, если оказались во время тумана где-нибудь около гор или любых других высоких объектов ландшафта! Смотрите на туман со стороны! Выхватите своим объективом из пелены тумана возвышающиеся над ним горы, высокие деревья, башни, небоскребы… Уверяем вас, такие сюжеты на фотографии смотрятся очень и очень эффектно!

Ну вот. Теперь вы узнали, что и как можно фотографировать в непогожие пасмурные осенние дни. Что фотографировать в эту пору не только моно, но даже нужно и очень-очень интересно! Попробуйте! Вам понравится!

Если утром вы выглянули в окно, а там идёт дождь, не отменяйте планов провести день с фотокамерой: дождь станет отличным помощником в изучении новых тонкостей фотосъёмки.

Если вы приехали на место съёмки и обнаружили, что оно окутано густым туманом, считайте, что вам повезло!

Если по пути туда, где вы давно планировали сделать фотографии, вы заметили, что небо затягивается тучами, подумайте о возможностях, подаренных этими погодными изменениями.

Если вам удастся настроиться на позитивный лад, ваши пейзажные фотографии станут более интересными и совершенными. Фотограф, который жалуется, что погода была не на его стороне, просто упустил свой шанс. Погода определяет настроение пейзажа. Поэтому чем необычнее погодные условия, тем более захватывающими получаются снимки.

Фотография в плохую погоду
xload/.com

Снимаем грозовые пейзажи

Задействовав погоду в пейзажных фотографиях, вы сможете передать больше настроения. Особенно это касается грозового неба: оно всегда наводит на размышления.

Уильям Тёрнер (William Turner), известный своими морскими пейзажами, утверждал, что для создания картины «Последний рейс корабля «Отважный»» он привязал себя к мачте корабля прямо в разгар бури. Мы не предлагаем пойти на столь крайние меры, однако готовность испытать на себе силу стихии может дать вам лучшее представление о фотографируемом пейзаже.

Как формируются штормы

Штормы образуются, когда область низкого давления оказывается окружённой областью высокого давления, в результате чего сгущаются тучи. Температура поверхности Земли повышается, нагревая, в свою очередь, воздух прямо над собой. Он поднимается, а холодный воздух сверху идёт вниз. Запускается конвекционный процесс. Чем теплее воздух, тем выше он поднимается, формируя великолепные кучево-дождевые облака.

Какие сюжеты выбрать для грозового неба

Все пейзажи по-своему прекрасны, однако некоторые будут лучше других. Если образующиеся тучи особенно впечатляют, сделайте их центральным предметом съёмки, а передний план пусть играет вторую роль. Для этого сделайте линию горизонта ниже.

Часто отлично смотрится пейзаж с чистой линией горизонта. Если вы хотите включить какой-то объект в композицию, убедитесь, что он выглядит достаточно маленьким по отношению к небу.

Если есть ветер, используйте его для усиления эффекта: длинные волосы или свободная одежда, развевающаяся на ветру, всегда добавляют драматичности.

Фотография в плохую погоду
nejron/.com

1. Подальше от брызг

Если вы фотографируете на побережье в штормовую погоду, примите меры для защиты камеры от брызг. Особенно берегите её заднюю сторону — используйте собственное тело в качестве щита.

2. Серые или цветные облака

В штормовую погоду у вас есть разные варианты. Если вы будете снимать в середине дня, облака будут казаться серыми. Поэтому, чтобы фотография получилась целостной, убедитесь, что передний план обладает схожей ограниченной палитрой. А вот на закате или рассвете вы можете, напротив, получить удивительные красочные небеса.

3. Защита от стихии

Помните: пыль также может нанести серьёзный вред технике. Защищайте камеру не только от брызг, но и от порывов ветра.

4. Баланс яркого неба

Используйте фильтр нейтральной плотности. Он позволит вам сбалансировать экспозицию переднего плана со значительно более светлым небом. Если солнце находится под прямым углом, экспозиция может быть неравномерной вдоль неба. В таком случае расположите ND-фильтр горизонтально.

5. Выбор пейзажа

Одним из наиболее важных аспектов при фотографировании погоды в пейзаже является выбор удачного сочетания неба и переднего плана.

Фотография в плохую погоду
farvatar/.com

Снимаем пейзажи в пасмурную погоду

Серое небо обычно ассоциируется с негативом. Многие жалуются на те дни, когда не хватает солнечного света. Легко впасть в депрессию, если постоянно пасмурно. Но есть и положительная сторона в такой погоде.

Первое, что нужно учесть: термин «серое небо» охватывает множество погодных условий — от толстых непроницаемых облаков до нежных рассеянных облачных слоёв на голубом небе. Каждый случай даёт вам уникальный шанс.

Каковы плюсы пасмурной погоды

Слои облаков помогают уменьшить контрастность. Современные зеркальные фотокамеры, при всех своих достоинствах, склонны к одному недостатку: получаемые изображения зачастую чересчур контрастны, особенно при ярком солнечном свете. В пасмурную погоду такой проблемы нет.

Опытные фотографы часто относятся к пасмурной погоде как «небесному софтбоксу». Если вы хотите снять портрет или фигуру в дверях, результат получится гораздо привлекательнее именно под серым небом.

Серое небо создаёт настроение в ландшафтных снимках. В то время как всех нас впечатляет живописный ландшафт, с опытом появляется желание сделать что-то менее ординарное, например получить вид, который бы выражал пафос и печаль. Такие сцены лучше дополняются тёмным небом.

Пейзажи, сделанные в облачный день, часто отлично смотрятся в ч/б. В отсутствие цвета подчёркиваются тона, а настроение пейзажа становится значительно более очевидным. Чтобы сохранить полное качество изображения, снимайте в цвете, а после преобразовывайте в чёрно-белый. А можете сохранить цвет изображения, но целенаправленно уменьшить насыщенность — такие снимки могут выглядеть сногсшибательно.

Фотография в плохую погоду
fyletto/.com

6. Правильный баланс белого

При съёмке серого неба важным является то, что оно свободно от цветовых оттенков. Чтобы обеспечить это, вы должны выбрать правильный баланс белого. Опция AWB достаточно надёжна. Но для полной уверенности в получении желаемого результата выберите режим Cloudy, цветовая температура которого — 6 000 градусов по Кельвину и соответствует небу в пасмурный день.

7. Акцентированные тона

В пасмурном свете акцент изображения должен быть на тонах. Собираетесь ли вы сохранить своё изображение в цвете или решили преобразовать его в чёрно-белый, именно тона будут передавать настроение. Достичь этого при ярком солнечном свете определённо труднее.

8. Съёмка в солнце

Серое небо предоставляет уникальную возможность включить солнце непосредственно в фотографию без недодержки. В то время как солнце слегка закрыто облаками, оно может стать довольно интересной чертой композиции, чего никак не достигнешь в солнечный день.

9. Отображение скрытых деталей

Многие мелкие детали природы будут выглядеть гораздо ярче с очень бледным серым небом на фоне. Это противоречит многим правилам ландшафтной фотографии. Но вы увидите, что скромная красота листьев или отражений станет более очевидной в пасмурный день.

10. Выразительное небо

Не всегда стоит снимать небо при создании пейзажей. Часто изображение может выглядеть намного лучше совсем без него. Плоское и безликое небо вряд ли много добавит в вашу фотографию.

Снимаем в дождь

Так же, как и серое небо, дождь бывает очень разнообразным — от лёгкой измороси до полномасштабного потопа, и каждый представляет уникальные возможности для фотосъёмки.

Однако необходимо, во-первых, не промокнуть самому, а во-вторых, не промочить свою камеру. Трудно быть полным энтузиазма, когда вы промокли. Точно так же и ваш фотоаппарат будет уязвим в дождь, если его не защитить должным образом.

Фотография в плохую погоду
tab62/.com

Самый лёгкий дождь — изморось. Её даже можно порой спутать с туманом. Земля слегка влажная и при кратковременном моросящем дожде высыхает довольно быстро.

Значительно более интенсивны грозы. И хотя во время грозы трудно работать, при этом появляются превосходные возможности для создания оригинальной фотографии. Отчасти как раз потому, что большинство фотографов не решаются снимать в таких сложных условиях.

Грозы возникают при формировании кучево-дождевых облаков и часто сопровождаются громом и молниями. Они случаются в любое время года, но чаще в конце весны и летом, особенно ближе к вечеру.

Наиболее сложно работать во время дождя, сопровождающегося сильным ветром, особенно если направление ветра всё время меняется. Стоит повернуться к нему спиной, как новый порыв снова бьёт в лицо. Но если вы готовы к таким сложностям, то вам может представиться великолепный случай.

А вот во время затяжного дождя работать проще всего — результаты обычно получаются отличные. Секрет в том, чтобы обратить больше внимания на землю. В такое время она более насыщенная по цвету и полна интересных отражений. В отсутствие ветра вы сможете работать вполне комфортно, если предпримете следующие меры предосторожности.

11. Дождевик

Большинство камер (если не все) могут выдержать случайные капли дождя, но мало какая может пережить длительный ливень. Купите специальные пластиковые дождевики для камеры и объективов.

12. Причалы

Причалы — идеальные объекты для съёмки в дождь. Мокрые деревянные полы отлично отражают. Плюс такие места, как правило, безлюдны во время дождя. Если вы в состоянии снимать в условиях низкой освещённости или ночью, скучные в обычное время пирсы могут стать сногсшибательными на ваших фотографиях.

13. Ночные огни

В городе также появляются невероятные сюжеты в дождь, особенно в ночное время. Вам не нужен проливной ливень. Вполне достаточно и мелкого дождя, чтобы получить отражения яркого неонового освещения.

14. Реки

Если вы находитесь в сельской местности, не забывайте о возможности сфотографировать текущую воду. Каскады и водопады часто наиболее фотогеничны, именно когда идёт дождь. Движущуюся воду лучше всего фотографировать при использовании малой выдержки: между ¼ и 8 секундами для достижения гладкого эффекта.

15. Радуга

Помните, что сразу же после дождя может появиться радуга. Подумайте заранее, где бы вы хотели расположить конец радуги. С композиционной точки зрения радуга может быть использована в качестве ведущей линии. Поищите дерево или здание, которое можно использовать в качестве фокус-точки.

Фотография в плохую погоду
steveheap/.com

16. Немного ясности

Некоторым изображениям, снятым в дождь, может не хватать контрастности, особенно в полутонах. Если вы пользуетесь Adobe Camera Raw, Lightroom или Photoshop, это легко можно исправить, увеличив чёткость (Clarity) ваших RAW-изображений. Сдвиньте её вправо, чтобы оживить полутона.

Снимаем пейзажи в туман

Считать густой туман или лёгкую дымку плохой погодой не совсем корректно. Даже новички принимают вызов густого тумана. Он показывает нюансы, недоступные в любых других условиях.

Как правило, туман значительно снижает насыщенность цвета. При этом гораздо больший акцент делается на тонах. Такие изображения могут быть успешно преобразованы в чёрно-белые.

В туман тональная перспектива делает удалённые объекты значительно светлее, чем те, что ближе к камере. Это особенно заметно в лесу.

Съёмка тумана или ночной мглы позволяет получить очень атмосферные изображения. Искусственные огни становятся спокойнее, создавая неземные эффекты. А световые лучи слегка искажаются, когда дымка кружится вокруг — получаются довольно сказочные сюжеты. Если земля влажная, можно захватить едва уловимые отражения.

Городской пейзаж может выглядеть особенно интересно в тумане: пробки, ближний свет фар, молчаливые однотонные улицы, создающие загадочные сюжеты. Здания, уходящие вдаль, кажутся непривычно чуждыми. Вспомните весьма выразительные фильмы 40-х и 50-х годов, чтобы оценить потенциал этого предложения.

Поищите трудноуловимые образы. Туман обладает способностью упрощать формы и ослаблять текстуру, следовательно, объекты, даже те, что сравнительно близко к вам, лишь очерчены силуэтом. С визуальной точки зрения сцена, охваченная туманом, упрощается.

17. Мимолётность тумана

Дымки и туманы, как известно, недолговечны. Часто есть лишь момент, чтобы найти подходящее место, пока туман не исчез. Найдите такие места ещё до наступления тумана. Подчеркните настроение с помощью тёплого и холодного фильтров Photoshop.

18. Перспектива

Влага в воздухе создаёт иллюзию, что объекты тем светлее, чем дальше они от камеры. Этот визуальный феномен становится особенно заметным при использовании телеобъектива. Правда, если освещение низкое, вам будет нужен штатив.

19. Повышайте экспозицию

Проблема, с которой вы наверняка столкнётесь, — недоэкспонирование. Система замера в камере запрограммирована на 18% серого, а это означает, что ваши снимки в тумане будут недоэкспонированы. Самым простым решением является выбор ручного режима и более открытая диафрагма.

20. Вдоль холмов

Если вы рядом с холмистой или горной местностью, стоит учесть, что туман может подниматься или опускаться в зависимости от окружающей среды. Попробуйте найти изолированные объекты на переднем плане (например, дерево) и используйте их в качестве фокус-точки. Не бойтесь снимать в ширину, показывая, насколько мало дерево по сравнению с туманом.

Фотография в плохую погоду
prudek/.com

Безусловно, комфортнее фотографировать в погожие дни, когда тепло и солнечно. Однако стоит также использовать прекрасные возможности, которые появляются при менее благоприятной погоде. Сложности, возникающие во время съёмки в такое время, помогают фотографу развить более широкий кругозор. Главное здесь — правильный настрой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *