Отмена рейса, что делать?

Олег Смирнов, Ространснадзор, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Самая главная причина задержек — метеоусловия. Это тотальная причина, по которой задерживаются рейсы во всём мире. Туман с нулевой видимостью — полёты прекращаются. Полоса обледенела — полётов нет. На втором месте — техническая неисправность и отсутствие резервных самолётов. Предположим, воздушное судно авиакомпании сломалось. Это техническое изделие, начинённое электроникой, и ломается оно точно также, как телевизоры, холодильники и стиральные машины. И если дефект обнаружен, а запасного борта нет, то идёт задержка рейса — лететь не на чем. На третьем месте — неявка пассажира на рейс. По правилам в такой ситуации авиакомпания обязана найти его багаж и снять его. А если чемоданов 300, то поиски могут занять ощутимое количество времени. Ещё одна из причин задержки рейсов — введение по этой трассе особого режима. Например, когда во Внуково вылетают первые лица государства, то аэропорт закрывается и вылеты откладываются. Но это случается значительно реже, чем задержки рейсов по причинам, перечисленным выше. В таких случаях пассажиру полагается компенсация — за каждый задержанный час полёта. Службы авиакомпании обязаны предоставить питание, стаканчик винца могут налить, чтобы веселее было дожидаться полёта. Если пассажир был размещён в гостинице или отправлен другим рейсом, то считается, что он добровольно пошёл на соглашение с авиакомпанией и в этом случае уже нельзя говорить о денежной компенсации за отложенный рейс. Но в любом случае авиакомпания несёт ответственность за задержку рейса. Александр Романов, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Тема технической неисправности самолёта, которая может стать причиной задержки рейса, практически необъятная. В гражданской авиации существует «Список минимальных неисправностей». В базовых аэропортах ограничения по техническому состоянию самолёта очень большие — из такого аэропорта он должен вылетать полностью исправным. Если рейс совершается не с базового аэропорта, то тогда при обнаружении неполадок экипаж самолёта и инженерные службы руководствуются упомянутым списком минимальных неисправностей — судно может взлететь только тогда, когда обнаруженная мелкая неисправность входит в официальный перечень. При прибытии в аэропорт экипаж самолёта заполняет бортовой журнал. Если за время полёта были обнаружены какие-то неисправности, то запись о них обязательно вносится. Приходят инженерные службы, которые в короткое время исправляют обнаруженные дефекты. Если быстро исправить не удается, то объявляется задержка рейса. Запись в бортовом журнале никто не может игнорировать, и следующий экипаж уже по факту действий инженерной службы принимает решение о возможности выполнения рейса. На мой взгляд, среди всех причин, по которым в аэропортах объявляются задержки рейсов, технические неисправности самолёта занимают примерно 50%. Экипажи у нас обученные, но эти люди — не самоубийцы. На что-то незначительное из списка минимальных неисправностей они могут закрыть глаза, но в остальном — подход принципиальный.

Выполнение пассажирских авиаперевозок зависит от множества факторов, и мы прикладываем максимальные усилия, чтобы ваше путешествие было безопасным и комфортным. К сожалению, в редких случаях мы вынуждены задержать или отменить рейс.

Мы приносим свои извинения за доставленные неудобства и готовы оказать помощь и содействие в возникшей ситуации.

В случае задержки рейса вы имеете право на бесплатное переоформление билета на другой рейс (при наличии рейсов и свободных мест) S7 Airlines по аналогичному маршруту в эту же или в другую дату или получить полный возврат стоимости билета.

Изменение даты или времени вылета

Для изменения бронирования вы можете обратиться:

  • в кассу S7 Airlines в аэропорту;
  • в агентство, где вы приобретали билет;
  • в контактный центр.

Обратите внимание, если вы купили билет на сайте S7 Airlines, по всем вопросам изменения бронирования вам следует обращаться в Контактный центр по телефонам 8 800 700-0707 (бесплатный звонок по России), +7 495 783-0707, воспользовавшись звонком с сайта или формой обратной связи.

Возврат в случае отмены рейса

Если вы решили отказаться от перелета по причине задержки рейса S7 Airlines, вы можете оформить вынужденный возврат стоимости по неиспользованному авиабилету в полном объеме без каких-либо удержаний.

ЕСЛИ ВЫ ПОКУПАЛИ БИЛЕТ НА САЙТЕ WWW.S7.RU ИЛИ ЧЕРЕЗ КОНТАКТНЫЙ ЦЕНТР S7 AIRLINES

  • Вам необходимо заполнить бланк заявления и отправить по электронной почте в Контактный центр.
  • После заполнения заявления будет произведен возврат всех неиспользованных участков перевозки, указанных в билете.
  • Если вы желаете использовать часть перевозки, а по остальным участкам произвести возврат, заполнение заявления на возврат производится после совершения перелета.
    Важно! Нарушение последовательности использования полетных участков запрещено.
  • Возврат денежных средств по билетам, оплаченным банковской картой или через платежные системы «Яндекс.Деньги», «INVOICEBOX», производится только на счёт владельца банковской карты или на счёт платёжной системы, с которой производилась оплата.
  • Если у вас новая банковская карта, но номер счета остался прежним, банк автоматически перечислит средства на новую карту.
  • Возврат денежных средств на банковскую карту будет произведен в срок до 15 рабочих дней. Срок зачисления средств на счет зависит от регламента банка, как правило средства поступают в течение 1-3 рабочих дней.

ЕСЛИ ВЫ ПОКУПАЛИ БИЛЕТ ЧЕРЕЗ ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО, В ОФИСЕ ПРОДАЖ ИЛИ В ИНТЕРНЕТЕ (НО НЕ НА САЙТЕ WWW.S7.RU)

Cвяжитесь с вашим агентом напрямую для оформления возврата стоимости перевозки.

Если вы не можете обратиться к агенту по месту приобретения билета вследствие нахождения в другом городе или при оформлении возврата непосредственно в аэропорту вылета, вы можете обратиться по вопросам вынужденного переоформления билета в офисы S7 Airlines или в Контактный центр перевозчика.

1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.

2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.

3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.

4. В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».

5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.

6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.

7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.

8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.

9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.

11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.

12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.

13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.

14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.

15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.

✈️ Узнайте больше о своих правах:

Что делать, если ваш рейс отменили или задержали (полный разбор с советами юристов)

Невозвратные билеты: что это такое и можно ли их вернуть

Как вернуть или обменять авиабилет и не потерять на этом деньги

Как исправить ошибку в билете на самолет

Что можно и нельзя перевозить в ручной клади и багаже

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ пассажир, покупая авиабилет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией (перевозчиком), которая обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения с предоставлением места в воздушном судне. Условия договора воздушной перевозки изложены в авиабилете.

Авиакомпания (перевозчик) несет ответственность перед пассажиром за нарушение условий договора воздушной перевозки (ст. 116 Воздушного кодекса РФ).

Аэропорт предназначен для приема и отправки воздушных судов и выполнения необходимого комплекса аэропортовых услуг по выполнению воздушной перевозки (ст. 40 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил (ФАП) «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа…», утвержденными Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, при задержке, отмене, изменении маршрутов авиарейсов:

  1. Авиакомпания обязана информировать пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).
  2. Авиакомпания должна предоставить пассажирам в аэропорту визуальную и/или акустическую информацию о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса (п. 92 ФАП).
  3. Авиакомпания обязана бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки следующие услуги (п. 99 ФАП):
  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа в камере хранения в пунктах отправления.

Факт нарушения условий договора воздушной перевозки может быть удостоверен отметкой Администратора аэропорта в авиабилете.

По вопросам предоставления вышеуказанных услуг ПАССАЖИРАМ необходимо обращаться в представительства авиакомпаний.

При задержке (отмене) авиарейса пассажир может обратиться в авиакассу для решения вопроса о возможности:

  • замены авиабилета на другой рейс;
  • возврата авиабилета;
  • приобретения билета на ж/д транспорт.

Авиакасса находится на 1 этаже аэровокзала.

Условия и порядок замены, возврата авиабилетов или приобретения разъясняются пассажиру при обращении в авиакассу.

Санкции за нарушение условий договора воздушной перевозки авиакомпаниями

  1. Перевозчик обязан оплатить потребителю штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
  2. Перевозчик обязан удовлетворить в 10-дневный срок требования пассажира (потребителя):

  • о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной услуги третьими лицами (другим авиаперевозчиками);
  • о расторжении договора перевозки и возврате провозной платы, если им обнаружены существенные отступления от условий договора;
  • о возмещении убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»);
  • о компенсации морального вреда в виду причинения ему физических и нравственных страданий (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей).

Порядок рассмотрения обращений, претензий и исков

В случае если перевозчик не принял меры по защите прав пассажиров авиарейсов, потребитель должен предъявить претензию (образец см. внизу страницы) в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю рекомендует пассажирам заранее собирать документы, подтверждающие факт непредоставления обязательных бесплатных услуг, а также причинение имущественного и морального вреда, причиненных нарушением условий договора и установленных норм законодательства:

  • контрольно-кассовые чеки и квитанции на предоставление услуг связи, гостиничных услуг, проезда до места нахождения гостиницы, услуги хранения, необходимое питание, прохладительные напитки и т.п.;
  • сведения о пассажирах рейса, которые могли бы подтвердить сложившуюся на тот момент ситуацию (фамилия, имя, отчество, место жительства, номер билета, контактный телефон);
  • фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт задержки и непредоставления обязательных услуг;
  • сообщения в средствах массовой информации;
  • документы, подтверждающие причиненный моральный вред (медицинская справка, чеки на лекарства и т.д.).

Иски к перевозчику (после обязательного предъявления претензии) могут быть предъявлены только по месту нахождения (юридическому адресу) перевозчика (ст. 30 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Органы, уполномоченные рассматривать жалобы потребителей на услугу авиаперевозки

Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю

адрес: 614016, г. Пермь, ул. Куйбышева, 50

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

  • напитки спустя 2 часа задержки, горячее питание спустя 4 часа;
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте спустя 2 часа;
  • комната матери и ребенка, если один из пассажиров – ребенок до 7 лет;
  • гостиница, если разница между отмененным и другим представленным рейсом составляет 8 часов днем или 6 часов ночью;
  • бесплатный транспорт до гостиницы и обратно;
  • бесплатное хранение багажа.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании ×

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юристАдвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (включая споры) группа Страховое право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 12место По количеству юристов 14место По выручке 19место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Ст. 202, 401 ГК

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

КарточкиАвиакомпании против пассажиров: шесть судебных дел

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

€1 600 вместо 700 руб.
отсудил юрист за семичасовую задержку рейса

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство ×

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *