Образовательные учреждения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17

О НАИМЕНОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с участившимися вопросами по переименованию образовательных учреждений в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) информирует.

Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. При этом необходимо иметь в виду, что согласно части 6 статьи 108 Федерального закона об образовании при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании.

В свою очередь понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе об образовании, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Дополнительно Министерство сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие:

указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях;

указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);

включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом необходимо иметь в виду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется.

Частью 5 статьи 108 Федерального закона об образовании определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным законом.

Учитывая изложенное, образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом об образовании.

Так, например, с учетом части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, — в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, — в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

Д.В.ЛИВАНОВ

  • Оу — горный хребет в Японии.
    Аббревиатура ОУ может означать:
    ОУ — Общевоинские уставы — предмет военной науки в военном деле.
    ОУ — Объект управления — термин в теории управления.
    ОУ — Операционный усилитель — в радиотехнике, электронике, радиоэлектронике.
    Ѹ — Старый вариант написания буквы У (лигатура О и У).
    ОУ — окись урана.
    ОУ или ООУ — общеобразовательное учреждение.
    ОУ — оздоровительное учреждение.
    ОУ — оптимальное управление.
    ОУ — отключающее устройство.
    ОУ — ориентирующее устройство.
    ОУ — областное управление, окружное управление.
    ОУ — организационный узел.
    ОУ — объект «Укрытие».
    ОУ — оперативное указание.
    ОУ — оперативная установка.
    ОУ — образовательная услуга.
    ОУ — охладительная установка.
    ОУ — ортостатическая устойчивость.
    ОУ — оптический узел.
    ОУ(-) — опреснительная установка.
    ОУ — опускной участок.
    ОУ — оконечный узел.
    ОУ — одинаковое удаление.
    ОУ — оперативное устройство.
    ОУ — ожидаемые условия.
    ОУ — обеднённый уран.
    ОУ — очистное устройство.
    ОУ — оперуполномоченный.
    ОУ — Открытый университет.
    ОУ — ограничитель углов.
    ОУ — оперативное управление.
    ОУ — опорное устройство.
    ОУ — отборное устройство.
    ОУ — объект управления.
    ОУ — осветительное устройство.
    ОУ — огнетушитель углекислотный.
  • О́у (яп. 奥羽山脈 О:у-саммяку) — главный водораздельный горный хребет в северной части острова Хонсю в Японии.
    Протяжённость хребта составляет около 400 км. Высшая точка — вулкан Иватэ (2041 м). Горы Оу сложены преимущественно гранитами, гнейсами и осадочными породами. В состав хребта входят 7 групп вулканических конусов, в том числе активный вулкан Бандай.
    Оу — важный климатический рубеж: его восточные склоны подвержены летним, западные — зимним муссонам с обильными осадками. Преобладают широколиственные леса, выше 500—700 м — горная тайга.

Источник: Википедия

В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее — «некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что » Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно — правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие образовательные организации. В соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная — это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 №34-51 -53ин/01-11)

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные образовательные учреждения.

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4. Межшкольные учебные комбинаты.

5. Общеобразовательные учреждения.

6. Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12. Учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

13. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15. Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).

17. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).

18. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения:

• детский сад;

• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

• центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• начальная школа-детский сад;

• начальная школа-детский сад компенсирующего вида — с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

• прогимназия — с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования:

• центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

• детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно­образовательный (профильный));

• дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

• дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

• клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого­биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

• станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

• школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

• детский оздоровительно-образовательный лагерь;

• межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения:

• начальная общеобразовательная школа

• основная общеобразовательная школа

• средняя общеобразовательная школа

• средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

• гимназия

• лицей

• общеобразовательная школа-интернат

• гимназия-интернат

• лицей-интернат

• общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

• кадетская школа

• кадетская школа-интернат

• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

• открытая (сменная) общеобразовательная школа

• центр образования

• вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при — исправительно­трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи:

• центр диагностики и консультирования

• центр психолого-медико-социального сопровождения

• центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

• центр социально-трудовой адаптации и профориентации

• центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением:

• специальная общеобразовательная школа

• специальное профессиональное училище

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

• специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

• специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей — сирот, оставшихся без попечения родителей:

• детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

• детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

• специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

• специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения:

• санаторные школы-интернаты

• санаторно-лесные школы

• санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения:

• суворовское военное училище

• нахимовское военно-морское училище

• кадетский (морской кадетский) корпус

• военно-музыкальное училище

• музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования:

• профессиональное училище

• профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования

• учебно-производственный центр

• техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

• вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования:

1. Техникум (училище)

2. Колледж

Учреждения высшего профессионального образования:

• институт

• академия

• университет

• военная академия

• военный университет

• военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования:

• академия

• институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные

• курсы (школы, центры) повышения квалификации

• учебные центры службы занятости

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании. (см., например, Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»).

См. также

  • ДОУ
  • Школа
  • ВУЗ
  • СУЗ
  • Образование в Российской империи
  • Образование в России
  • Кадетский корпус
  • Реальное училище
  • Комитет устройства учебных заведений
  • Список военно-учебных заведений Российской империи

Литература

  • Новиков А. Развитие отечественного образования. — М.: «Эгвес», 2005. — ISBN 5-858449-578-2.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *