Негативные жизненные установки

20 декабря в зале «Туполев» прошла восьмая лекция курса ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова «Уроки лидерства. Курс личностного развития». На второй части лекции присутствовал заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов, который поделился своим жизненным опытом и ответил на вопросы желающих. Публикуем краткий конспект лекции.

***

На прошлой лекции мы говорили, что человек состоит из двух фундаментальных частей – физического тела и психики. Психика подразумевает ваши представления об окружающем мире, о месте вас в этой жизни, ваши принципы и убеждения, ваши комплексы и страхи и т.д.

Психика в свою очередь состоит из двух частей – сознание и подсознание. Сознание – это часть психики, связанная с анализом, фактами, логиков, критическим мышлением. Подсознание формируется в результате работы наших эмоций и ощущений, и оно очень сильно влияет на нас.

Мысли, или представления, которые укрепляются в подсознании, называются установками. В соответствии с нашими установками мы будем действовать или бездействовать. Подсознание хранит наши установки.

На прошлой лекции я приводил в пример двух людей с одинаковыми исходными данными и условиями взросления, но абсолютно разной судьбой: один в жизни состоялся, другой еле сводит концы с концами. Все потому, что один руководствовался развивающими, позитивными установками, другой – угнетающими, негативными.

Трагедия человеческого рода в том, что гораздо легче формируются и укрепляются в подсознании негативные установки. Почему? Всем известно, что подсознание близко к инстинктам выживания. Наше подсознание формировалось в течение миллионов лет. Пещерный человек понимал: чтобы выжить, нужно вести себя тихо, иначе внешняя среда (погода, хищники и т.д.) погубит. Наше подсознание охраняет и формирует зону комфорта человека.

Установки закрепляются с помощью сильной эмоции, при помощи внушения социума и самостоятельно.

Жизнью любого человека управляют две генетические программы: выживание и развитие. За первую отвечает подсознание, за вторую – сознание. Генетически встроенная программа выживания предохраняет нас от опасных поступков. С другой стороны, нам нужно обязательно развиваться, так как живая природа жива только в процессе развития.

Генетически все, что связано с безопасностью подсознание закрепляет в первую очередь. Поэтому гораздо легче формируются ограничивающие установки: «не лезь», «не знаешь», «сиди», «это не для тебя», «здесь опасно», «тут ты слаб», и т.д. Если над этим не работать специально, в подсознании укореняются именно ограничивающие установки.

Подсознание формирует и охраняет зону комфорта. Поэтому краткосрочный комфорт сильнее долгосрочных целей. Пример – курение.

Почему установки так важны? Потому что ваша будущая судьба сложится под влиянием ваших сегодняшних установок. Набор установок в подсознании – это программа, определяющая психическое развитие человека. Именно по этой программе разворачивается его жизненный сценарий. Глубинные изменения в жизни происходят только после изменения набора живущих в подсознании установок.

Чем заполнить подсознание? Правильно, сильными, позитивными установками!

Слабые мысли рождают безвольного человека.

Сильные — решительного.

Позитивные – доброго.

Негативные – озлобленного.

Робкие мысли рождают робкого человека.

Уверенные — уверенного.

Какие ваши мысли, такие и вы сами.

Изменение жизни человека, через изменение подсознательных установок – величайшее открытие поколения ученых.

«Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, поменяв отношение к ней» (Уильям Джеймс, 1842-1910 – американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма)

Глубинные убеждения помимо колоссальной роли в судьбе оказывают прямое влияние и на физическое здоровье. Позитивно мыслящие люди гораздо здоровее, и они живут значительно дольше.

Хорошая новость: установки можно поменять самому.

***

Рафис Бурганов: «Не надо проходить мимо своего успеха»

Гостем пятничной лекции стал заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов, который поделился своим жизненным опытом и ответил на вопросы желающих. Публикуем наиболее интересные вопросы и ответы на них.

Какие выдающие навыки помогли вам достичь успехов?

Отсутствие выдающихся навыков стало для меня по жизни локомотивом. Например, в 10-м классе я был 147 см ростом, но по прыжкам в высоту я входил в тройку лидеров в классе. Я понимал, что мой маленький рост делает меня менее конкурентоспособным, поэтому я стал развивать другие свои способности – красноречие, например. Не могу сказать, что было у меня что-то выдающиеся. Более того, я считаю, что все мы с вами выдающиеся, только кто-то эти способности развивает, а кто-то «выезжает» на том, что дала природа.

Основной секрет успеха

Я не называю это «секретом успеха», просто меня всегда окружали люди, успешнее меня – и я на них смотрел. Главное – надо хорошо учиться и хорошо работать. В моей жизни нет ничего такого, что бы мне не пригодилось: всему, чему учился, да пригодилось хоть чуть-чуть. Ничего просто так в нашей жизни не бывает. Мы все потенциально успешные, только не надо проходить мимо своего успеха.

Как вы относитесь к ошибкам?

Довольно философски. Назад не вернешься, а впереди надо стараться не совершать этих ошибок. Говорят, что умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих. В этом смысле я, видимо, дурак. Очень тяжело передать свой опыт, это тоже большое искусство. Не просто передать кому-то, а даже собственным детям. Конечно, с высоты своих лет на ту или иную ошибку смотришь по-разному, но ничего не исправишь. Конечно, сожалеешь. Но если есть возможность что-то исправить — будем исправляться.

Ограничивающие убеждения – это невидимые преграды, которые сидят в глубине нашего подсознания, они порождают определенные страхи и порой мешают достигать нам намеченных целей.
Ограничивающие убеждения – это мысли, мнения, которые мешают нам развиваться и чувствовать себя уверенными…. Такие мысли отрицательные по своей сути и исключают появление других вариантов. Ограничивающие убеждения могут быть как про самого себя, так и про других людей.
Ограничивающие убеждения мешают лучше рассмотреть ситуацию, посмотреть на нее, с другой стороны. Часто они являются основанием для появления страхов и тревог.
Создавая ограничивающие убеждения, мы создаем для себя рамки, границы, за пределы которых себя не пускаем, но внутри этих рамок ощущаем не осознанный дискомфорт.
Три типа ограничивающих убеждений:
1. Из детства
Закладываются еще в детстве и часто влияют сильнее всего, оказываются неразрывно связанными с тем, кем человек себя считает
Примеры: «Я слабак», «Я неудачник», «Я не нормальный», «Я все делаю плохо» и т.д.

Почему берутсятолько негативные примеры? Именно они- максимально ограничивающие. Многим людям, особенно еще не устроившим свою жизнь именно они закладываются в детском возрасте.
Каждое такое убеждение возможно переписать на поддерживающее и проработать его.
2. Второй тип ограничивающих убеждений, который появляется в социальном взаимодействии.
Здесь речь идет о сравнении себя с другими и унижении.
Например, «Я никогда этого не смогу», «Мой коллега бы точно справился, он уверенный в себе и опытный».
Сравнение себя с другими – это пустое, вы не можете поменяться местами, нужно работать с тем, что есть, мы не видим тернии на пути других людей.
3. Третий тип ограничивающего убеждения – создаваемый от непонимания, что мировоззрение других людей может отличаться от нашего.
Такие люди считают всех подобными себе и искренне удивляются, когда окружающие реагируют на что-то не так как они. Принятие закономерных вещей дает более продуктивно общаться с другими людьми. Это устраняется расширением кругозора, изучением нового и непривычного. То, что обычно игнорируется и определяется как не важное….
Ограничивающие убеждения могут быть в любой сфере жизни: отношения, деньги, семья, любовь, карьера, творчество….
Важно найти ограничивающие убеждения, влияющие на наше подсознание и проработать их.
Что такое убеждения – это то, во что мы когда-то поверили, мысли которые влияют на будущее. Откуда берутся убеждения, мы набираем их в течение жизни, многие самые сильные в основном из детства, от родителей, бабушек и дедушек.
Как убеждения влияют на нашу жизнь:
– Наши убеждения рождают наши мысли
– Наши мысли рождают наши эмоции и состояния
– Наши эмоции и состояния рождают наш выбор
– Из этого выбора мы начинаем действовать
– Наши действия приносят результат
– из этих результатов формируется опыт
– опыт снова подтверждается нашими убеждениями
Ограничивающие убеждения формируют энергетические блоки:
– обида
– вина
-стыд
Важно избавляться от ограничивающих убеждений.
Вопрос: Что страшного если я освобожусь …..? (и проговаривается убеждение)
Находим ограничивающие убеждения и переписываем их на поддерживающие!
Для работы с установками и убеждениями психологи предлагают спросить себя:
• Это убеждение помогает мне быть эффективным?
• Это убеждение помогает мне быть счастливым?
• Оно помогает мне выстраивать отношения?
• Чего мне будет стоить отказ от этого убеждения? С какими последствиями я столкнусь?
• Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
• Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю своё убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
• Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Что придёт ему на смену?
Убираем ненужное и ограничивающее и заменяем на нужное, которое ведёт к развитию, к достижению целей, к осуществлению мечты, своему счастью.
Сформулируйте новые установки и убеждения
Каждую установку нужно переформулировать так, чтобы она начала вас мотивировать и вдохновлять.
Примеры:
• «Без денег и связей ничего не добиться» → «Если бы я был богаче, мне было проще. Но я на многое способен и найду способ добиться успеха, используя то, что у меня есть».
• «Публичные выступления не моё» → «Да, сейчас я не смогу выступить на публике, но если потренируюсь, у меня всё получится».
• «Жизнь прожить не поле перейти» → «Жизнь прожить, как книгу написать, а содержание зависит от нас самих»
• «Молчание золото» → «Слово серебро»
• «Не знаешь броду не ходи в воду» → «Всегда нужно идти вперед и не ставить ограничения»
• «Бесплатный сыр в мышеловке» → «Искренние поступки от всего сердца надо принимать с благодарностью»
• «Не делай добра не получишь зла» → «Добро нужно делать бескорыстно, не ожидая ничего взамен»
• «Каждый получает то, что он заслуживает» → «Каждый человек сам строитель своей жизни»
• «Сытый голодному не товарищ» → «Уровень жизни и благополучия зависит от самого себя»
• «Не жили богато, не стоит и начинать» → «Жить богато может каждый, было бы желание и цель»
• «Что посеешь, то и пожнешь» → «Семена, посеянные с любовью и заботой, дают хорошие плоды!»
• «Власть портит людей» → «У власти есть как хорошие, так и плохие люди, все зависит от внутреннего содержания»
• «Деньги зло» → «Деньги добро!»
• «За все в жизни нужно платить» → «Когда живешь честно и поступаешь экологично, о какой расплате может идти речь!»
• «Не зарекайся» → «Дав обещание нужно его выполнять»
• «Не руби с плеча» → «Решение надо принимать обдуманно»
• «Яблоко от яблони не далеко падает» → «каждый человек индивидуален»
• «Замуж надо выходить один раз и на всю жизнь» → «замуж нужно выходить так, чтобы быть счастливой»
• «Мужчинам не нужны чужие дети» → «Если мужчина любит женщину, то ему не важно сколько у нее детей»
• «С лица воды не пить» → «Обаяние человека определяется не только его внешними данными»
• «Хочешь рассмешить Бога расскажи ему о своих планах» → «Хочешь, чтобы желание осуществилось, правильно сформулируй и пошли его во вселенную»
• «Не родись красивой, а родись, счастливой» → «Родись красивой, счастливой и здоровой»
• «Чтобы много получать нужно много работать» → «Каждый человек способен получать желаемый доход, занимаясь любимым делом и тратив на это столько времени сколько хочет»
• «Счастье – не в деньгах, если есть деньги, то любви и счастья не будет» → «Я заслуживаю того, чтобы быть богатой, счастливой, любимой и самодостаточной»
• «Если у меня будет много денег, то я и моя семья буду в опасности» → «Я могу быть богатой и при этом в безопасности вместе с моей семьей»
Новые установки нужно подкрепить поступками, иначе они так и останутся теориями. Ведь именно наши действия (или бездействие) когда то помогли укорениться старым, ограничивающим убеждениям.

Aвтор: И. Залинская

P.S. Если у Вас возникнут вопросы или будут какие-то пожелания, можете написать мне на эл.почту Iris166@yandex.ru

«Ты соображаешь, что говоришь?», «Чего нюни распустил, соберись уже!», «Ничего нормально сделать не можешь! Все только ломаешь», — порой родители бросают такие фразы своим детям походя, не думая о последствиях. Но чем может обернуться такое замечание? Как взрослые формируют негативные установки у детей и чем это опасно, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Ты должен!

«В моей практике нередки случаи, когда пришедшая на прием мама признается в том, что срывается, кричит, произносит обидные фразы, при этом осознает, что делает хуже ребенку, но самостоятельно справиться с этой проблемой не может», — говорит психолог.

Одна из основных проблем, которую поколения транслируют друг другу, — множественные долженствования. В неблагополучных семьях родители с детства предъявляют детям шаблонные требования. Они должны: молчать, быть удобными, сильными, выглядеть всегда счастливыми. Им запрещается обсуждать домашние проблемы или дела с кем-либо вне дома.

В среднем каждый из нас получил хотя бы одну из следующих четыре негативных установок, которые можно назвать ядовитыми посланиями:

  1. Я ничего не могу сделать как следует.
  2. Я не могу правильно думать.
  3. Я не могу доверять никому, кроме себя самого.
  4. Я не должен выражать свои чувства.

Послание: «Я ничего не могу сделать как следует».

Если с детства критиковать ребенка, осуждать все его действия, часто давать негативную оценку, обвинять, то можно легко вырастить нездоровую, травмированную личность. Обычно именно такое отношение со стороны родителей и других значимых взрослых формирует подобную установку.

Постепенно, с возрастом, незаметно для окружающих талантливый, жизнерадостный ребенок может стать замкнутым, осторожным и безынициативным. Повзрослев, он будет бояться рисковать, пробовать что-то новое. Он будет ощущать себя повсюду виноватым, никому не нужным неудачником.

Следует отметить, что нездоровая критика часто встречается в благополучных семьях, с хорошим достатком и социальным статусом.

Пример: Ребенок хотел порадовать родителей и убрать со стола всю грязную посуду после завтрака. Он аккуратно переносил все тарелки в раковину и одну случайно разбил. От отца он сразу услышал фразу: «Да у тебя руки не из того места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Все только ломаешь».

Послание: «Я не могу правильно думать».

Бывают ситуации, когда ребенок видит одно, а родители говорят ему, что он видит другое. Это путает его сознание. В голове все словно перекручивается. Как следствие, ребенок начинает не доверять себе и своему мышлению. От родителей в таких случаях часто можно слышать фразы вроде: «Ты соображаешь, что говоришь? Как ты мог так подумать? Ты неправильно мыслишь». Подобные фразы могут сильно сбивать с толку личность, которая еще не имеет своих четких взглядов и убеждений.

Еще одна причина появления данной установки — замалчивание проблем в семье. Дети часто видят и чувствуют, что происходит что-то странное, нехорошее, однако родители усердно делают вид, что все нормально. Так у ребенка зарождается когнитивный диссонанс. Родители транслируют ребенку установку, что признавать проблемы и реальность больно. А если ребенок поведет себя иначе и будет называть вещи своими именами — это будет похоже на предательство, которое автоматически повлечет за собой развитие чувства вины. В итоге ребенок усваивает урок, что гораздо удобнее и безопаснее притворяться, что впоследствии станет бессознательной защитной реакцией для самосохранения личности.

Послание: «Я никому не могу доверять, кроме себя самого».

Базовое доверие к миру и к другим людям формируется при условии удовлетворения физических и эмоциональных потребностей в детстве. Честность со стороны окружающих, надежность помогают ребенку вырабатывать доверие к миру, что способствует развитию одной из важнейших потребностей человека — потребности в безопасности. Частые крики, эмоциональные срывы, непредсказуемое поведение и агрессия со стороны родителей будут мешать удовлетворению этой потребности.

В некоторых семьях до сих пор считаются нормой взаимные оскорбления среди членов семьи. Такие шаблоны передаются из поколения в поколение с самого раннего детства. Пренебрежительные фразы вроде: «Я взрослый, поэтому я всегда прав. Я лучше знаю, ты еще совсем мал, чтобы это понять» также считаются благоприятной почвой для развития недоверия к миру. Некоторые родители ежедневно говорят о всевозможных опасностях, угрозах внешнего мира, закрепляя этим свой опыт в сознании детей.

Когда ребенок растет в атмосфере постоянного страха, недоверия, оскорблений, тогда во взрослой жизни он будет доверять только себе одному. Мир в его представлении станет опасным. Постоянное напряжение и ожидание худшего станут верными спутниками жизни. Такой человек всегда будет подозревать каждого в недобрых намерениях.

Послание: «Я не должен выражать свои чувства».

Слышали ли вы когда-нибудь фразы: «Не показывай никому слез, если тебе грустно или ты расстроен. Чего ты такой возбужденный? Веди себя тише. Что ты плачешь, ты что, не мужик, что ли? Чего нюни распустил, соберись уже!» и тому подобные?

Некоторые родители привыкли скрывать и подавлять свои эмоции. Отказавшись от взаимодействия со своими истинными чувствами, они навязывают подобный шаблон поведения своим детям. Не задумываясь о последствиях, они позволяют себе высмеивать слезы своего ребенка и даже могут кричать и критиковать, к примеру, за слишком бурную радость. В таких семьях не принято говорить о чувствах, эмоциях. Их отказ от истинных чувств похож на «заморозку», которая своего рода отрицание и избегание реальности. Одни личности приспосабливаются к подобному образу жизни. Другие же начинают страдать от психосоматических болезней.

Для каждого ребенка важно чувствовать и видеть одобрение, похвалу, любовь и заботу со стороны родителей. Поэтому большинство старается слепо соответствовать их ожиданиям.

Избавляемся от ядовитых установок

Подобные установки очень устойчивы, однако с ними можно и нужно работать для улучшения качества вашей жизни. Для проработки выполните следующие упражнения. Вам потребуется листок и ручка.

  1. Работа с воспоминаниями из детства. Вспомните три периода своей жизни в возрасте 6, 12, 17 лет. Ответьте на вопросы: какие были ваши взаимоотношения с родителями? Принимали ли вас близкие? Как часто вас в чем-то упрекали? Как часто вас хвалили или поощряли? С чем это было связано? Делали ли вы что-то, чтобы завоевать любовь в семье?
  2. Попробуйте сопоставить четыре негативных послания, рассмотренных выше, с собой. Какие из них имели место в вашей жизни? Постарайтесь вспомнить эти ситуации. Напишите, что вы тогда чувствовали. Что вы чувствуете сейчас, когда вспоминаете об этом? Как вы относитесь к критике, ругани, унижениям? Считаете ли вы, что нормальный взрослый человек может позволять себе такое отношение к беззащитному ребенку?
  3. Запишите ваши представления о том, что относится к нормальным здоровым отношениям, а что нет.
  4. Сформулируйте фразу, которая будет вас наполнять и вдохновлять. К примеру: «Я достойный человек. Я принимаю себя, свои чувства, свои мысли и эмоции. Я готов открыться этому миру. Я стремлюсь к осознанной, гармоничной жизни. Я забочусь о себе».

Наша жизнь — в наших руках. И только мы сами регулируем вкус и насыщенность наших будничных дней, впуская или отторгая любовь, чувства, эмоции, новых людей, события. Причины неудач — тревожность, страх, низкая самооценка, закомплексованность. Все эти проблемы, выросшие из детства, из тех отношений, которые складывались в семье между родными и близкими, — это усвоенные уроки, которые часто мешают нашей взрослой жизни. Если вы отчетливо понимаете, что ядовитые послания отравляют вашу жизнь и не дают добиться успеха, обращайтесь за квалифицированной помощью. Психологи Кризисного центра помощи женщинам и детям и столичных семейных центров помогут найти чувство опоры, безопасности и заново поверить в себя.

Как избавиться от негативных внушений и установок?

Заглядываем в подсознание

Осознайте ваши негативные убеждения и замените их на позитивные. Звучит отлично! Делать то что?

Иногда не стоит изобретать велосипед. Простейшую технологию работы с подсознательными негативными убеждениями давали еще Дейл Карнеги и Джозеф Мэрфи.

Кому эти имена не знакомы поясню, эти люди стояли у истоков создания теории общения. Перевели научные разработки психологов своего времени в практическую область. Разработали собственную концепцию бесконфликтного общения.

Здесь приведены выдержки из книги Алекс Нарбут описывающей эту технологию.

«Мы все подвержены внушению. И особенно были подвержены ему в детстве, когда верили всему, что говорили взрослые, не умея это критически оценивать. Оттуда, из детства, мы могли усвоить целый ряд убеждений и установок, которые просто не позволяют быть собой, добиваться успеха, получать желаемое, радоваться жизни.

Дейл Карнеги советует без сожаления прогонять все нежелательные мысли и убеждения, заменять их на позитивные! Но для этого нам необходимо сначала осознать, какие негативные установки засели в нашем подсознании. Легко прогнать негативные убеждения, если они находятся на уровне сознания. Труднее с подсознательными установками, ведь наш разум порой противится тому, чтобы обнаружить их. Разуму проще сказать: «Я мыслю позитивно!» – и не видеть, что в глубинах подсознания существуют негативные убеждения. Вот почему так важен контакт с подсознанием, которому учит Джозеф Мэрфи.

Разум может обмануть, а подсознание – нет.

Даже если ваш разум пытается убедить вас, что у вас нет никаких таких негативных внушений и установок – попробуйте, минуя разум, прислушаться к голосу подсознания. Подсознание общается с нами не при помощи слов, а при помощи чувств, ощущений, эмоций.

Если вы чувствуете хотя бы малейший внутренний дискомфорт, если что-то вас тревожит, беспокоит, если вдруг испортилось настроение, если чувствуете недовольство собой и миром – это верный признак, что активизировалось какое-то подсознательное негативное убеждение!

Негативные убеждения – это все, что не соответствует Божественной истине, состоящей в том, что вы – достойный, хороший человек, у вас достаточно сил и возможностей, чтобы получать от жизни все лучшее, жить благополучно и счастливо.

Как же «вытащить» эти «занозы» из подсознания?

Начать их осознавать – другого пути нет. Если чувствуете внутреннюю дисгармонию, задайте себе вопрос, с чем это может быть связано.

  • Почему испортилось настроение? Что вас расстроило?
  • Что именно вам не нравится в себе и в мире?
  • Может быть, что-то вызывает ваш пессимизм из-за неверия в себя, сомнений в том, что вы можете получить желаемое?
  • Может быть, вы переживаете из-за того, что все идет не так, как вам хочется?

Знайте: причина – не во внешнем мире, не в других людях и обстоятельствах.

Причина – лишь в ваших внутренних подсознательных установках.

Вы не можете изменить внешний мир и других людей. Но вы можете изменить свои установки – изменить содержание своего подсознания к лучшему. И тогда как по мановению волшебной палочки изменится и внешний мир! Вы начнете притягивать к себе совсем других людей и другие обстоятельства – такие, которые будут более благоприятны для вас.

Джозеф Мэрфи приводит примеры наиболее типичных негативных суждений, внушений, убеждений и установок, которые большинству людей внушены с детства. Проверьте, нет ли и у вас некоторых из них – это очень поможет вам в осознании содержания вашего подсознания:

  • «Ты не можешь».
  • «Ты никогда ничего не добьешься».
  • «Не смей этого делать»
  • «У тебя не получится».
  • «Ты ни на что не годен».
  • «Ты это делаешь зря».
  • «Ты совершенно неправильно поступаешь».
  • «Все держится на блате, талантом ничего не добьешься».
  • «Мир катится в тартарары».
  • «Зачем пытаться что-то сделать, всем все равно наплевать».
  • «У тебя нет шансов».
  • «Жизнь неуклонно ухудшается».
  • «Жизнь – это каторга с кандалами».
  • «Любовь – это выдумки, нет ее на свете».
  • «Да где уж тебе победить!»
  • «Ты скоро разоришься».
  • «Поосторожнее, а то простынешь».
  • «Никому нельзя доверять».

Что делать, если в детстве вам говорили нечто подобное, и, как выяснилось, вы неосознанно продолжаете верить в эти суждения и следовать им по сей день?

Прежде всего: не обвиняйте ни в чем ваших родителей, простите их!

Они не виноваты – ведь им самим в детстве внушали нечто подобное, а они лишь передали вам по наследству то, что получили сами. Но вы можете переосмыслить подобные установки, убедиться в их ложности, заменить их другими, истинными, ведущими к счастью и успеху

Не важно, что произошло в твоем прошлом. Ты можешь все исправить прямо сейчас и начать ответственно относиться ко всему, что ты думаешь и делаешь.

Joseph Murphy.

Не другие люди отвечают за это – за это несете ответственность только вы сами. Как только вы это поймете и примете как свою истину – вам будет не трудно привлечь в свою жизнь любые позитивные изменения, которые вам нужны.

ИТАК: Осознание негативных установок и замена их на позитивные

  1. Подумайте о том, что вы хотели бы в жизни иметь, но не имеете. Какие ваши желания не сбылись? О чем вы мечтали в детстве, юности, но так и не решились осуществить мечту?
  2. Задайте себе вопрос: «Почему это не осуществилось?» – и запишите все ответы, какие будут приходить в голову.
  3. Перечитайте свои ответы, и разделите их на две группы: те, которые связаны с вашими собственными качествами, свойствами, то есть относятся к вам лично, к вашему внутреннему состоянию – и те, которые ссылаются на какие-то внешние обстоятельства.

Например: «Я не уверен в себе» – ответ, характеризующий ваше внутреннее состояние, а «У меня мало денег» – ответ, характеризующий внешнее обстоятельство.

  1. По каждому из ответов второй группы (внешние обстоятельства) задайте себе дополнительный вопрос: «Почему?», или «Почему это стало для меня препятствием?» Найдите ответ, который можно будет отнести к первой группе, то есть характеризующий ваше состояние. Если такой ответ не находится сразу, не останавливайтесь, пока не найдете его, для этого на каждый свой последующий ответ задавайте вопрос «Почему?», пока не придете к нужному результату.

Например: «У меня мало денег» – «Почему?» – «Потому что я не могу найти высокооплачиваемую работу» – «Почему?» – «Потому что я не уверен в себе, в своих возможностях и способностях».

  1. Объедините все полученные ответы с первой группой. У вас получится список ваших ограничивающих убеждений и негативных внушений.
  2. Перечитайте вслух первое утверждение из вашего списка, и тут же скажите, вслух, как можно более громко, и с чувством, эмоционально: «Это неправда!» Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что ваши слова звучат уверенно и с искренней убежденностью.
  3. Сделайте так со всеми утверждениями из вашего списка.
  4. Затем возьмите другой лист бумаги, и напишите на нем список из позитивных утверждений, противоположных по смыслу тем, что содержатся на первом листе.

Например:

«Я не уверен в себе» – «Я уверен в себе»

«Я неудачник» – «Я удачлив»

«Мне всегда не везет» – «Мне всегда везет», и т. д.

  1. После этого первый список порвите или сожгите.
  2. Перечитайте вслух второй список. Представьте себе, что вы произносите истины, которые продиктованы вашей внутренней мудростью, Божественным началом. Перечитывайте список ежедневно, а лучше по несколько раз в день».
​ ​ ​

Почему фразы вроде «деньги портят людей» или «мальчики не плачут» пора оставить в прошлом.

Наши поступки определяются нашим образом мышления. А тот, в свою очередь, складывается из набора установок. То есть идей и убеждений, своеобразных мыслительных клише, которые живут в нашей голове и влияют на то, как мы принимаем решения. Плохая новость в том, что влияют они порой не лучшим образом. Хорошая: это можно исправить.

Откуда берутся вредные установки

  • Мы слышим их от родителей: «В нашей семье с математикой у всех плохо, иди лучше на юриста», «Ну что ж у тебя руки такие кривые, вечно всё портишь», «Горе ты моё!»
  • Нам внушает их общество: «Все женщины меркантильные и ветреные», «Все мужчины изменяют, и нужно им только одно», «Без денег и связей ничего не добиться», «Мальчики не плачут».
  • Мы придумываем их сами на основе своего неудачного опыта: «Публичные выступления не моё. Когда я сфальшивил на школьном концерте, надо мной все смеялись».
  • Они приходят из пословиц, поговорок и народных мудростей: «Кто много смеётся, будет много плакать», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
  • Или формируются исторически: «Мужчина должен приносить мамонта, а женщина — хранить очаг», «Ребёнка нужно воспитывать ремнём, только тогда из него вырастет что‑то путное», «Все бизнесмены — воры, обманщики и лентяи, а простые рабочие люди — честные и трудолюбивые».

Доля истины в этих убеждениях есть, но зачастую они необъективны, построены на обобщениях, ложных выводах или устаревших предпосылках.

Как такие установки нам вредят

Профессор психологии Кэрол Дуэк считает, что все установки условно можно разделить на два типа: на неизменность (фиксированное мышление) и на рост (гибкое мышление). Те, у кого преобладает первый тип, верят в судьбу и считают, что от них мало что зависит, а успех определяется какими‑то заданными факторами вроде генетики или благосостояния родителей. Те же, кто мыслит гибко, знают, что их жизнь во многом определяется ими самими.

Люди с установкой на рост спокойнее относятся к неудачам, готовы работать над собой и добиваться своих целей.

А большинство вредных установок можно как раз отнести к фиксированному мышлению. И вот как они мешают нам жить.

Они мешают нам достойно зарабатывать

«За работу нужно держаться до последнего», — говорим мы себе. И не уходим оттуда, где нам платят копейки, обижают и заставляют бесплатно перерабатывать. Или боимся развиваться и пробовать что‑то новое, убеждая себя, что смена профессии или новое образование — это только для тех, кто помоложе. А ещё не решаемся открыть своё дело, потому что «деньги портят людей», а «бизнес нельзя вести честно».

Они не позволяют нам бороться за лучшую жизнь

Под любой новостью, рассказывающей, что в каком‑нибудь городе не убирают мусор, не платят людям зарплаты или не закупают лекарства, обязательно появляются комментарии в духе: «Всюду коррупция, мы ничего не сможем изменить». Или: «Не жили хорошо, нечего и начинать». Такая позиция очень опустошает и демотивирует, а в результате люди почти не сопротивляются беззаконию.

Они заставляют нас бояться перемен

Вы наверняка слышали фразы в духе «где родился, там и пригодился», «после тридцати уже поздно», «работать нужно по профессии, зря что ли учился столько лет». А может быть, и сами не раз их произносили. Все эти выражения только кажутся безобидными. Если мы слышим и повторяем их постоянно, нам сложнее отважиться на переезд, новые отношения, смену работы, профессии или новое хобби.

Они не дают нам строить здоровые отношения

«Все женщинам нужны только деньги, а мужчинам — только секс», — доносится отовсюду. И мы привыкаем воспринимать окружающих людей как циничных потребителей, которые только и хотят, что извлечь из нас какую‑то выгоду.

Женщины не решаются уйти от пьющего, бьющего или просто нелюбимого мужа, только потому что он «плохонький, да свой» и «всё-таки мужчина в доме». А ещё перекладывают ответственность на партнёра, потому что «я девочка и не хочу ничего решать».

Они лишают нас радости

В основе страха расплаты за счастье часто лежат именно установки, почерпнутые из пословиц, поговорок и семейных мудростей: «ничего не даётся просто так», «кто много смеётся, тот будет много плакать» и так далее. Впитывая всё это, мы и правда начинаем думать, что за счастье обязательно придётся расплачиваться, и не можем в итоге получать удовольствие от жизни.

Как бороться с вредными установками

Некоторые установки так плотно укоренились в нашем разуме, что, кажется, от них никак не избавиться. Но, к счастью, с ними всё же можно бороться. Вот что рекомендуют 4 Steps to Release «Limiting Beliefs” Learned From Childhood делать психологи.

Распознайте вредные установки

Каждый раз, когда какая‑то мысль мешает вам действовать, нагоняет страх или портит настроение, попробуйте остановиться, поймать её за хвост и как следует рассмотреть. Проанализируйте, как звучит эта идея, откуда она взялась, где вы её услышали. Был ли человек, озвучивший её, достаточно компетентен и авторитетен, и действительно ли важны его слова сейчас.

Задайте себе вопросы

Для работы с установками и убеждениями психологи предлагают Ограничивающие убеждения спросить себя:

  • Это убеждение помогает мне быть эффективным?
  • Это убеждение помогает мне быть счастливым?
  • Оно помогает мне выстраивать отношения?
  • Чего мне будет стоить отказ от этого убеждения? С какими последствиями я столкнусь?
  • Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
  • Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю своё убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
  • Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Что придёт ему на смену?

Сформулируйте новые установки и убеждения

Каждую установку нужно переформулировать так, чтобы она начала вас мотивировать и вдохновлять. Или хотя бы не мешала вам действовать.

  • «Без денег и связей ничего не добиться» → «Если бы я был богаче, мне было проще. Но я на многое способен и найду способ добиться успеха, используя то, что у меня есть».
  • «Публичные выступления не моё» → «Да, сейчас я не смогу выступить на публике, но если потренируюсь, у меня всё получится».

Действуйте

Новые установки нужно подкрепить поступками, иначе они так и останутся теориями. Ведь именно наши действия (или бездействие) когда‑то помогли укорениться старым, вредным паттернам.

Если решили, что сможете прокачаться в публичных выступлениях, значит, стоит записаться на уроки ораторского искусства или начать заниматься самостоятельно. А если поняли, что второе высшее не поздно получать ни в 40, ни в 80, выбирайте вуз и начинайте изучать условия поступления. Первые успехи помогут новым установкам закрепиться — и вы поймёте, что находитесь на правильном пути.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *