Не научится

5-е изд. — 2012. — 348 с. (Абитуриент)

В данном пособии представлены материалы, позволяющие подготовиться в кратчайшие сроки, за 24 часа, к экзамену по истории России и получить оценку не ниже четверки.

В издании в краткой форме даны ответы на основные вопросы билетов по истории России с древнейших времен до наших дней. Для удобства подготовки материал систематизирован в виде таблиц и схем. Представлены словари основных терминов и понятий, хронологические таблицы по тематическим разделам, таблица «Руководящие деятели Советского государства», в конце каждого раздела имеются мини-тесты для проверки знаний.

Книга предназначена для выпускников общеобразовательных школ, колледжей, техникумов и других средних и средних специальных образовательных учреждений, а также для абитуриентов ВУЗов и учителей-историков.

Формат: pdf

Размер: 10,5 Мб

Скачать: drive.google

Предисловие 3
Часть I. РУСЬ В IX-XIII вв. 4
Восточные славяне 4
Славянские племена 4
Хозяйство восточных славян 6
Верования славян 7
Образование Древнерусского государства 9
Причины образования государства 9
Норманнская теория возникновения
Древнерусского государства 9
Первые князья 10
Принятие христианства 13
Историческое значение крещения на Руси 14
Укрепление руси при правлениях
Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха 15
Ярослав Мудрый 15
Владимир Мономах 16
Управление, быт и хозяйство
Киевской Руси в Х-ХП вв 18
Начало феодальной раздробленности 21
Причины раздробленности 21
Основные княжества Руси в ХП-ХШ в 22
Последствия феодальной раздробленности 22
Русские князья В ХП-ХШ вв 23
Культура Руси перед монгольским нашествием 27
Архитектура 27
Письменность 28
Музыка 29
Ремесла 29
Живопись 29
Мини-тест 1 30
Хронологическая таблица 31
Словарь терминов 31
Ответы на мини-тест 1 32
Часть II. РУСЬ В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ 33
Появление на Руси монгольского войска 33
Русь и Батый 35
Поход Батыя в 1240 г 36
Угроза с Запада. Александр Невский 37
Сражение со шведскими рыцарями 38
Значение Александра Невского 39
Русь и Золотая Орда при Александре Невском 39
Русь в XIV-XV вв. Образование
Московского государства 41
Последствия монгольского нашествия 41
Новшества на русской земле 41
Дмитрий Донской. Начало освобождения Руси
от ордынской зависимости 43
Куликовская битва 44
Мини-тест 2 45
Хронологическая таблица 46
Словарь терминов 46
Ответы на мини-тест 2 46
Часть III. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА 47
Иван III. Окончательное освобождение от монгольского владычества 47
Задачи, стоявшие перед Иваном III 47
Мероприятия, проведенные Иваном III
для ограничения прав удельных княжеств 48
Стояние на реке Угре 48
Государственный строй Руси
в XV— начале XVI вв 49
Культура Русского государства в XIV-XV вв 50
Устное народное творчество 50
Литература 50
Строительство 51
Жизнь простых русских людей в XIV-XV вв 52
Жилища 52
Быт 52
Мини-тест 3 54
Хронологическая таблица 54
Словарь терминов 55
Ответы на мини-тест 3 55
Часть IV. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI-XVII вв 56
Начало царствования Ивана IV Грозного 56
Реформы Ивана Грозного 57
Русское государство при царе
Иване Васильевиче Грозном 58
Опричнина 59
Внешняя политика Ивана Грозного 60
Народы России в XVI в 61
Правление Бориса Годунова. Смутное время 62
Организация народных ополчений 65
Мини-тест 4 66
Хронологическая таблица 67
Словарь терминов 67
Ответы на мини-тест 4 67
Часть V. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII в 68
Начало династии Романовых 68
Русское государство в XVII в.
Царь Алексей Михайлович 69
Русская церковь. Патриарх Никон 71
Русский народ в XVII в 73
Бунты и восстания 74
Внешняя политика во второй половине XVII в.
Присоединение новых земель 76
Российские правители во второй половине XVII в 78
Культура Русского государства В XVII в 80
Распространение грамотности 80
Развитие наук 80
Устное народное творчество 81
Русская архитектура и живопись 81
Мини-тест 5 82
Хронологическая таблица 83
Словарь терминов 83
Ответы на мини-тест 5 83
Часть VI. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I 84
Петр L Начало правления 84
До воцарения 84
Первые действия Петра I 84
Реформы 85
Три этапа в реформах Петра I 86
Реформы в армии 88
Подготовка к Северной войне 90
Северная война 92
Начало войны 92
Полтавская битва 92
Русское государство в начале XVIII в 94
Внешняя политика Петра I 94
Перемены в стране 94
Особенности культуры 94
Мини-тест 6 96
Хронологическая таблица 97
Словарь терминов 97
Ответы на мини-тест 6 97
Часть VII. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ 98
Екатерина I. Петр II 98
Анна Иоанновна 100
Внутренняя политика 100
Внешняя политика 101
Иван Антонович. Елизавета Петровна. Петр Ш 102
Иван Антонович и Анна Леопольдовна 102
Елизавета Петровна 102
Петр III 104
Внешняя политика Российского государства
в середине XVIII в 105
Война за польское наследство 105
Война с Османской империей 106
Война со Швецией 106
Семилетняя война 106
Мини-тест 7 107
Хронологическая таблица 108
Словарь терминов 108
Ответы на мини-тест 7 108
Часть VIII. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в 109
Екатерина Великая.
Основные направления деятельности 109
Государственные преобразования во время правления Екатерины II 110
Отношения России с соседними странами во второй половине XVIII в 112
Русско-турецкие войны: 1768-1774 гг. — первая война; 1787-1791 гг.— вторая 113
Польский вопрос 114
Сила и слава русского оружия 115
Новая война с Османской империей 115
Население России во второй половине XVIII в 117
Народные движения 118
Российская наука и образование.
Михайло Ломоносов 119
Образование 119
Михайло Ломоносов 120
Культура России в XVIII в 121
Архитектура 121
Прикладное искусство и живопись 122
Литература 123
Музыка и театр 123
Народные традиции 124
Павел I 124
Личность императора 124
Внутренняя политика 124
Внешняя политика 125
Заговор 125
Мини-тест 8 126
Хронологическая таблица 127
Словарь терминов 127
Ответы на мини-тест 8 127
Часть IX. ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I 128
Личность Александра I. Начало деятельности 128
Международные отношения при Александре I 130
Война 1812 г 131
Начало войны 131
Назначение М. Кутузова 132
Бородинское сражение 132
Москва 133
Заграничные походы русских войск 134
Декабристы 135
Мини-тест 9 137
Хронологическая таблица 137
Словарь терминов 138
Ответы на мини-тест 9 138
Часть X. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в 139
Личность императора Николая I.
Внутренняя политика 139
Внешняя политика Николая I 141
Восточный вопрос 141
Значение Адрианопольского мирного договора 141
Крымская война 142
Начало войны 142
Оборона Севастополя 142
Отношение Николая I к европейским
революциям 1848-1849 гг 143
Промышленность и сельское хозяйство 143
Промышленность 144
Сельское хозяйство 144
Образование, наука и социальный строй 145
Образование 145
Наука 146
Сословия 146
Народы России в первой половине XIX в 149
Мини-тест 10 150
Хронологическая таблица 151
Словарь терминов 151
Ответы на мини-тест 10 151
Часть XI. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в 152
Александр II в начале правления.
Крестьянская реформа 152
Реформы Александра II 155
Военные реформы 158
Реформы в области образования 158
Самоуправление и суды 159
Быт русских людей
во время правления Александра II 159
Промышленность и сельское хозяйство в пореформенный период 161
Промышленность 161
Сельское хозяйство 162
Общественные революционные движения 163
Русский флот
и географические открытия в XIX в 164
Русские писатели и литература 167
Русско-турецкая война 1877-1878 гг 168
Основная причина войны 168
Внешняя политика Александра II 170
Значение завоевания Средней Азии 171
Александр III. Внутренняя и внешняя политика 172
Внутренняя политика 173
Внешняя политика 174
Образование во второй половине XIX в 175
Университетская контрреформа 175
Начальная школа 175
Развитие науки и культуры 176
Наука 176
Издательство 177
Музеи 177
Театр 177
Музыка 178
Русские художники-передвижники 178
Мини-тест 11 180
Хронологическая таблица 180
Словарь терминов , 181
Ответы на мини-тест 11 181
Часть XII. РОССИЯ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ НИКОЛАЕ II 182
Последний русский император Николай II 182
Личность императора 182
Россия в начале XX в 183
Основы самодержавия 183
Общая характеристика территории и границы страны 184
Сельское хозяйство 185
Промышленность 186
Экономика 186
Внутренняя политика Николая II 186
Крестьянский вопрос 186
Положение рабочих 187
Поместное дворянство 187
Интеллигенция 187
Внешняя политика. Русско-японская война 188
Отношения с европейскими державами 188
Проблемы Ближнего Востока 188
Проблемы Дальнего Востока 188
Русско-японская война 188
Первая русская революция 189
Начало революции 189
Ход революции 190
Итоги революции 191
Столыпинские реформы 193
Первая мировая война 196
Повод к войне 196
Ход войны 196
Российская культура «Серебряного века» 198
Символисты 199
Авангардизм 199
Архитектура 200
Мини-тест 12 201
Хронологическая таблица 201
Словарь терминов 202
Ответы на мини-тест 12 203
Часть XIII. РОССИЯ В 1917-1920 гг 204
Россия в 1917 г 204
Начало революционных событий 204
Крах дома Романовых 204
Двоевластие 205
Мероприятия Временного правительства 205
Основные события политической жизни 205
Октябрьская социалистическая революция 206
Россия после революции 1917 г 207
Экономика России после революции 209
Россия в кольце Гражданской войны и интервенции 210
Мини-тест 13 213
Хронологическая таблица 214
Словарь терминов 214
Ответы на мини-тест 13 215
Часть XIV. НОВАЯ РОССИЯ В 1920-е гг 216
Новая экономическая политика (НЭП) 216
События в стране после Гражданской войны.
Кронштадтский мятеж 216
Новая экономическая политика 216
Изменения в промышленности
и сельском хозяйстве 218
Курс на индустриализацию 218
Первый этап индустриализации (1926-1927 гг.) ….218
Сельское хозяйство. Начало коллективизации 219
Политическая жизнь России 220
Образование СССР 220
Партийные события 221
Пионеры 221
Образование и культура в 1920-е гг 222
Внешняя политика молодого Советского государства 224
Мини-тест 14 225
Хронологическая таблица 226
Словарь терминов 226
Ответы на мини-тест 14 226
Часть XV. СССР В 1930-е гг 227
Развитие экономики 227
Промышленность 227
Сельское хозяйство 228
Советское образование и культура в 1920-1930-хгг 230
Внешняя политика в 1930-е гг 232
СССР перед началом Великой Отечественной войны 233
Новая Конституция 233
Сталинские репрессии 234
Жизнь советских людей 235
Мини-тест 15 237
Хронологическая таблица 238
Словарь терминов 238
Ответы на мини-тест 15 238
Часть XVI. СССР В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 239
Начало Великой Отечественной войны 239
Развязывание Второй мировой войны 239
Подготовка СССР к войне 239
Начало Великой Отечественной войны 240
Первый период Великой Отечественной войны 240
Советский тыл в годы войны 243
Экономика 243
Помощь союзников 243
Эвакуация 244
Сельское хозяйство 245
Ученые 245
Культура 245
Партизанская война 246
Русская православная церковь в годы войны 247
Второй период Великой Отечественной войны 247
Крах наступления под Москвой 247
Наступление советских войск 247
Равновесие сил 248
Третий период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом 248
Сталинградская битва 249
Курская дуга 250
Наступление Красной Армии 250
Четвертый и пятый периоды
Великой Отечественной войны 251
Основные события четвертого периода 251
Пятый период Великой Отечественной войны. Разгром Японии. 254
Итоги войны 254
Мини-тест 16 255
Хронологическая таблица 255
Словарь терминов 256
Ответы на мини-тест 16 256
Часть XVII. СОВЕТСКАЯ СТРАНА ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ (1945-1953 гг.) 257
Восстановительный период в экономике 257
Промышленность 257
Сельское хозяйство 258
Образование 258
Новостройки 258
Политическое положение в стране 259
Власть 259
Продолжение репрессий 259
Национальная политика 260
Внешняя политика 261
Образование социалистических стран 262
Корейская война 263
Образование и культура 263
Партийный контроль над культурой 263
Наука 264
Мини-тест 17 265
Хронологическая таблица 266
Словарь терминов 266
Ответы на мини-тест 17 266
Часть XVIII. СССР В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА 267
Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд партии 267
Политическая обстановка в стране в 1953 г 267
XX съезд 268
Реабилитация 268
Развитие народного хозяйства при Н.С. Хрущеве 269
Целина и сельское хозяйство 269
Промышленность 269
Вооруженные силы 270
Улучшение жизни людей 270
Образование 2 70
Внешняя политика 2 70
Дипломатия 2 70
Положение в культуре, искусстве и науке 272
Новые веяния 272
Встречи Хрущева с творческой интеллигенцией .274
Проявления партийного контроля 274
Наука 274
Начало космической эры 275
Основные достижения 275
Мини-тест 18 277
Хронологическая таблица 278
Словарь терминов 278
Ответы на мини-тест 18 278
Часть XIX. СССР В 1964-1985-е гг 279
Изменения в политической жизни 279
Смещение Н.С. Хрущева 279
Государственное управление 279
Неосталинизм 280
Укрепление роли армии 280
Конституция 1977 г 280
Экономическое развитие страны 281
Аграрная реформа 281
Промышленность 282
Социальная политика 282
Общественная жизнь 283
Развитой социализм 283
Духовная жизнь общества 283
Правовая деятельность 283
Правительственная политика против диссидентов 283
Эмиграция 284
Самиздат 284
Внешняя политика 285
Отношения с социалистическими странами 285
Отношения со странами Запада 286
Региональные конфликты 286
Афганская война 287
Мини-тест 19 288
Хронологическая таблица 288
Словарь терминов 289
Ответы на мини-тест 19 289
Часть XX. СССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ. 1985-1991 гг 290
Политические изменения в обществе 290
Экономика 292
Социальная политика 293
Политика гласности 293
Русская православная церковь 293
Литература 293
Кино, театр 293
Реабилитация 294
Внешняя политика 294
Общие направления во внешней политике 294
Отношения со странами Восточной Европы 295
Западные державы 297
Мини-тест 20 297
Хронологическая таблица 298
Словарь терминов 298
Ответы на мини-тест 20 298
Часть XXI. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XX-XXI СТОЛЕТИЙ 299
Политические изменения 299
Войны в Чечне 300
Экономика 301
Модернизация экономики 301
Развитие экономики
во второй половине 1990-х гг 302
Экономика в первые 6 лет XXI в 302
Внешняя политика 302
Символы Российской Федерации 304
Начало третьего тысячелетия 306
Наука 306
Культура 307
Мини-тест 21 307
Хронологическая таблица 308
Словарь терминов 308
Ответы на мини-тест 21 308
Часть XXII. РОССИЯ В XXI в 309
Правление В.В. Путина 310
Внешняя политика 311
Внутренняя политика 316
Экономика 319
Третий Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 321
Космос 322
Транспорт 322
Экспорт и импорт 323
Сельское хозяйство 324
Мировой экономический кризис 324
Культура 326
Наука 329
Спорт 330
Мини-тест 22 331
Хронологическая таблица 332
Словарь терминов 333
Ответы на мини-тест 22 334

О том, как читать книги в форматахpdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Посвящается Леле

Josh Kaufman

THE FIRST 20 HOURS

How to Learn Anything. Fast

All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form.

This edition published by arrangement with Portfolio, a member of Penguin Group (USA) Inc.

© Worldly Wisdom Ventures LLC, 2013

© Гольдберг Ю., перевод на русский язык, 2014

© Оформление, издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014

К читателю

Жизнь коротка, искусство – не постичь.

Джеффри Чосер, «Птичий парламент»

«Я столько всего хочу… но у меня так мало времени». Вот история современной жизни.

Остановитесь на минуту и подумайте, чем бы вы хотели заняться. Что там у вас в списке? А что вам мешает исполнить свои желания?

Скорее всего, две вещи: время и отсутствие навыков.

Истина не очень приятная: самые интересные занятия в жизни всегда требуют определенного навыка. Для овладения им необходимо потратить время и приложить усилия – время, которого у нас нет, и усилия, которые мы не склонны прикладывать.

«Я займусь этим потом, когда будет свободная минутка».

Откровенно говоря, проще сидеть перед телевизором или бродить по Всемирной паутине, что и делает большинство людей, чьи желания по этой причине так и остаются в области грез.

А вот еще одна неприглядная истина: многие занятия не доставляют удовольствия, пока вы не добьетесь в них определенных успехов. Каждый навык имеет собственный, как я его называю, барьер фрустрации – период времени, когда у вас совсем ничего не выходит, и вы остро ощущаете этот факт. Зачем тратить время, если вы знаете, что не сможете этому как следует научиться?

Правда, было бы здорово, знай вы способ овладевать новыми навыками, не испытывая такого страха? Быстро преодолевать барьер фрустрации и переходить к тому этапу, который доставляет радость? Тратить меньше времени на утомительную борьбу с растерянностью и сомнениями, а больше – на удовольствие?

Возможно ли приобрести новые навыки без особых мучений, таким образом, чтобы расходовать меньше времени и сил?

Мой опыт свидетельствует: да, возможно.

Эта книга о моем личном стремлении постичь искусство и науку быстрого приобретения навыков – то есть как научиться чему-то новому настолько быстро, насколько это возможно. Цель книги – помочь вам овладеть новыми навыками за рекордно короткое время.

Я на собственном опыте убедился, что для преодоления барьера фрустрации – то есть от полного неумения делать то, чему вы пытаетесь научиться, до заметного прогресса – требуется около 20 часов.

Эта книга описывает системный подход к приобретению новых навыков настолько быстро, насколько это возможно. Предлагаемый метод универсален. Не имеет значения, хотите ли вы изучить иностранный язык, сочинить роман, нарисовать портрет, начать свой бизнес или пилотировать самолет. Потратив всего 20 часов на обучение основам навыка, вы будете удивлены достигнутым успехом.

Мы начнем с принципов быстрого приобретения навыка: как овладеть новым делом за максимально короткое время. Теория и практика не очень сложны, и обучение не займет много времени.

Затем я объясню, как применять эти принципы в реальном мире, продемонстрировав, каким образом я приобрел шесть новых навыков, потратив на каждый 20 часов или даже меньше, тренируясь не более полутора часов в день.

– Разработка индивидуального комплекса упражнений йоги.

– Разработка компьютерной программы для интернет-приложения.

– Переучивание печатанию на компьютере слепым методом.

– Изучение древней сложной игры.

– Игра на музыкальном инструменте.

– Виндсерфинг.

Надеюсь, эта книга вдохновит вас стряхнуть пыль со старого списка ваших «желаний», пересмотреть его и приступить к изучению чего-то нового.

Джош Кауфман

1Портрет автора как фаната обучения

Каждое утро я встаю с намерением изменить мир и прекрасно провести время. Иногда из-за этого мне трудно спланировать день.

Э. Б. Уайт, писатель и эссеист, автор книг «Паутинка Шарлотты» и «Элементы стиля»

Меня зовут Джош Кауфман, и я заядлый любитель обучения.

Шкафы у меня дома и в офисе до отказа набиты книгами, инструментами и разного рода неиспользуемым оборудованием, которое медленно покрывается слоем пыли.

Мой список того, чему необходимо научиться, включает сотни пунктов. Моя корзина покупок на сайте Amazon.com в настоящее время содержит 241 наименование – все это книги, которые я бы хотел прочитать. Зайдя в книжный магазин, я не могу выйти оттуда без трех или четырех новых книг, которые дополнят те 852 тома, что у меня уже есть.

Каждый день ко мне приходит идея очередного проекта или эксперимента, и я добавляю ее в постоянно удлиняющийся перечень под названием «когда-нибудь/возможно». При взгляде на список всего, чему я хотел бы научиться, меня охватывает растерянность, поэтому я делаю это не очень часто.

Я хочу знать, как повысить эффективность моего издательского бизнеса. Я хочу научиться снимать и редактировать видео. Я хочу подготовить аудиопрограмму. Я хочу понять, как улучшить мои семинары и сделать мои курсы эффективнее.

У меня есть идеи по выпуску нового продукта, но я не знаю, как его создать. Я придумал новые компьютерные программы, но не умею их писать. Сюжетов книг в моей голове столько, что у меня не хватит на них ни времени, ни сил.

Я хочу научиться рисовать. Научиться сплавляться по реке на байдарке. Удить рыбу нахлестом. Я хочу научиться скалолазанию, хочу уметь играть на гитаре, укулеле, пианино и электрической скрипке.

Мне нравятся некоторые игры, например го, но я так и не научился в них играть. Правила других игр, в частности шахмат, мне известны, однако я играю в них не очень хорошо и поэтому – не получая большого удовольствия – довольно редко.

Меня привлекает гольф, но каждая партия оборачивается тренировкой стойкости духа, когда мне приходится за смехом скрывать свое замешательство. (Обычно я говорю, что играю в гольф-марафон: к концу партии пробегаю марафонскую дистанцию.)

У меня складывается впечатление, что каждый день я добавляю какой-нибудь новый навык к списку того, что мне хотелось бы уметь, ad infinitum. Столькому нужно еще научиться, а времени так мало!

По складу характера я отношусь к тем, кто все делает своими руками. Если требуется решить какую-то проблему, я скорее займусь этим сам, чем обращусь за помощью. Даже если кто-то справится с этим быстрее и лучше, мне не хочется лишать себя удовольствия чему-нибудь научиться.

Усложняет ситуацию и то обстоятельство, что у моей жены Келси свой бизнес – разработка курсов непрерывного повышения квалификации для преподавателей йоги. Мы оба с удовольствием занимаемся бизнесом, и поэтому постоянно заняты.

А чтобы сделать жизнь еще интереснее, мы подарили этому миру нашу дочь Лелу. Когда я пишу эти строки, Леле девять месяцев.

Еще до рождения Лелы мы с Келси решили, что если у нас будут дети, то их воспитание должно стать для нас самым главным делом. Одной из основных причин, по которым я оставил свою работу менеджера в корпорации Fortune 500, была потребность в гибком графике, желание работать дома, и самому распоряжаться своим временем и как можно больше этого самого времени проводить с семьей.

Мы с Келси поровну делим родительские обязанности. Поскольку в нашей семье два бизнеса, то Келси работает по утрам, я же занимаюсь Лелой. После обеда дочь переходит на попечение Келси, а я работаю до ужина. Это дает мне 25 рабочих часов в неделю плюс то время, которое мне удается выкроить, пока Лела спит.

После рождения Лелы я едва успевал справляться с работой, а о приобретении новых навыков не могло быть и речи. Заядлого любителя обучения это могло свести с ума. Я не хотел полностью отказываться от учебы и возможности личностного роста даже после появления новых семейных обязанностей. Свободного времени у меня не очень много, но я собирался распорядиться им с максимальной разумностью.

Так возник интерес к тому, что я называю быстрым приобретением навыка, – методам быстрого обучения новым умениям.

Я хочу и дальше учиться чему-то новому, но не желаю, чтобы процесс обучения затягивался до бесконечности. Я хочу быстро усваивать основы и добиваться заметных результатов, не испытывая постоянной фрустрации.

Уверен, вы меня поймете. Сколько «свободного» времени у вас остается ежедневно после того, как закончена работа и выполнены семейные обязанности? Вам не кажется, что в сутках должно быть 36 или 48 часов, чтобы у вас оставалось время на то, чтобы сесть и научиться чему-то новому?

Есть известное выражение: «работать с умом». Выяснилось, что процесс приобретения нового навыка имеет отношение не к количеству затраченных часов, а к тому, на что вы тратите эти часы.

Будь ты проклят, Малкольм Гладуэлл!

В 2008 году Малкольм Гладуэлл написал книгу под названием «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» («Outliers: The Story of Success»). В ней автор попытался объяснить, почему одни люди оказываются успешнее других.

Одна из идей, к которой Гладуэлл обращается снова и снова, называется «правилом 10 тысяч часов». Исследование, проведенное доктором К. Андерсом Эриксоном из Университета штата Флорида, показало, что для достижения высокого уровня мастерства требуется в среднем 10 тысяч часов целенаправленных тренировок .

10 тысяч часов эквивалентны восьми часам ежедневных занятий на протяжении приблизительно трех с половиной лет, без перерывов, выходных и отпусков. Если предположить, что в году 260 полноценных рабочих дней, то это полная занятость в течение пяти лет, при условии, что во все 100 % времени вы вкладываете все 100 % своей энергии и сил.

На практике такой уровень сосредоточенности требует чрезвычайного напряжения. Даже у мастеров мирового класса в высшей степени конкурентных профессий (например, у музыкантов и спортсменов) хватает сил лишь приблизительно на три с половиной часа интенсивных ежедневных занятий. Это значит, что для достижения мастерства может потребоваться 10 лет.

Другими словами, исследования доктора Эриксона указывают, что, если вы хотите приобрести новый навык, приготовьтесь к долгому пути. Чтобы стать в какой-либо области лучшим в мире, даже ненадолго, потребуются годы и годы упорных тренировок. Если же вы не желаете тратить столько времени и сил, вас затмят те, кто готов на это.

Книга «Гении и аутсайдеры» стремительно взлетела в верхние строчки списков бестселлеров из категории научно-популярной литературы и продержалась там три месяца. В мгновение ока «правило 10 тысяч часов» стало постулатом.

Неужели вы не только должны найти время для тренировок… но еще и обязаны потратить на них именно 10 тысяч часов? Большинство считают себя счастливчиками, если удастся выкроить несколько часов в неделю. Зачем вообще заваривать всю эту кашу, если для обучения требуется столько времени?

Взгляните на мои великие деянья!

Прежде чем отступить, подумайте вот о чем.

В исследовании доктора Эриксона есть один аспект, который очень легко не заметить: это высокий уровень мастерства. Если вы собираетесь стать следующим Тайгером Вудсом, то вам, вероятно, придется потратить не менее 10 тысяч часов на интенсивную и систематическую отработку всех элементов игры в гольф. Почти все профессиональные гольфисты начинали играть в юном возрасте и непрерывно тренировались на протяжении как минимум семи лет. Чтобы стать игроком мирового класса, требуется время.

А если вы не ставите пред собой цель выиграть турнир Профессиональной ассоциации гольфа? Если вы просто хотите научиться играть, чтобы достойно выглядеть на поле, не испытывать неловкости, получать удовольствие и, возможно, иметь шансы на успех в местном гольф-клубе?

Это совсем другое дело. Мастерство мирового класса может потребовать 10 тысяч часов упорных тренировок, но для овладения навыком, достаточным для удовлетворения своих потребностей, как правило, не нужно прилагать такие колоссальные усилия.

Данное утверждение не ставит под сомнение ценность того, что Эриксон называет «намеренной практикой»: интенсивные и систематические упражнения по совершенствованию навыка. Намеренная практика – это основа приобретения навыка. Вопрос в том, сколько намеренной практики требуется для достижения поставленной цели. Как правило, гораздо меньше, чем вам кажется.

Качество, а не количество

Ключом к быстрому приобретению навыка является принцип достаточности. В данной книге мы будем обсуждать умение что-либо делать, а не мастерство мирового класса. Мы попробуем выйти на крутой участок кривой обучения и как можно быстрее подняться по ней.

Оставьте 10 тысяч часов профессионалам. Мы начнем с 20 часов целенаправленных, разумных и сосредоточенных усилий.

Мы хотим добиться требуемых результатов с минимальными затратами сил. Возможно, вы никогда не выиграете золотую медаль чемпионата мира, но получите не менее ценные для вас награды за гораздо меньшее время.

Если потом вы захотите усовершенствовать свои умения, то значительно повысите шансы на успех, начав с быстрого приобретения навыков. Осознав, во что вы ввязываетесь, усвоив основы, тренируясь разумно и выработав удобный график тренировок, вы будете быстрее и увереннее продвигаться по кривой обучения и в рекордно короткое время достигнете мастерства.

Что такое быстрое приобретение навыка?

Быстрое приобретение навыка – это процесс. Вы разбиваете навык, которым намерены овладеть, на минимально возможные элементы, причем выявление этих элементов является самым главным, а затем целенаправленно упражняетесь в их выполнении. Все просто.

Быстрое приобретение навыка можно представить в виде четырех основных этапов.

● Разбиение навыка на элементы, мельчайшие из возможных.

● Изучение каждого элемента – достаточно подробное, чтобы придать тренировкам осмысленность и иметь возможность исправления ошибок.

● Устранение физических, психологических и эмоциональных препятствий, мешающих тренировкам.

● Тренировка самых важных элементов в течение как минимум 20 часов.

Вот так. Быстрое приобретение навыка – это не ракетные технологии. Вы просто выбираете, что именно тренировать, определяете наилучший метод тренировки, выделяете на нее время и упражняетесь, пока не достигнете желаемого уровня мастерства.

Тут нет никакой магии – только разумные, долговременные усилия, направленные на то, что вам интересно. Небольшая подготовка позволит вам овладевать новыми навыками быстро и с меньшими усилиями.

Это не значит, что результат будет мгновенным. Кстати, стремление к мгновенному удовлетворению – одна из главных причин, почему люди так медленно приобретают новые навыки.

Заблуждение «Матрицы»

Помните сцену из фильма «Матрица», когда герой Киану Ривза открывает глаза, моргает несколько раз и шепчет: «Я знаю кун-фу»?

Вынужден вас разочаровать: быстрое приобретение навыка не настолько быстрое.

В этом Голливуд оказал нам медвежью услугу. Разумеется, было бы здорово научиться управлять вертолетом Bell 212 за пять секунд, загрузив программное обеспечение прямо в мозг, но современная наука не может угнаться за фантастикой.

До тех пор пока программирование мозга не станет реальностью, «быстрый» означает лишь существенно меньшее время, чем требуется для обучения навыку так, как это обычно делает большинство людей: вслепую, бессистемно и непоследовательно.

Один из первых профессиональных навыков, которым я овладел, это умение разработать полезный и работоспособный сайт. Начав в 1996 году с основ на сайте Angelfire.com, я научился читать и писать на языке HTML, использовать CSS, редактировать изображение в Adobe Photoshop, конфигурировать интернет-серверы и поддерживать систему, которая публикует мои работы.

Я не учился всему этому в старших классах школы или в колледже. И хотя в университете нам читали базовый курс по информационным системам в бизнесе, лекции в аудитории и моя нынешняя повседневная работа практически не пересекаются.

Я овладел искусством создания сайтов методом проб и ошибок, обучаясь по ходу дела. Столкнувшись с новой технологией или инструментом, способным улучшить мой сайт или облегчить работу, я экспериментировал. Прошло довольно много времени, прежде чем мое мастерство выросло.

Тем не менее даже бессистемный подход к приобретению навыка создания сайтов сделал свое дело: я получил заказ, требовавший этих навыков, и теперь они, уже приобретенные, помогают мне зарабатывать на жизнь. Можно сказать, цель достигнута.

Все это далось мне тяжелым трудом. Вне всякого сомнения, моего уровня компетенции в данной области можно достичь не за 15 лет, а гораздо быстрее, если применить системный подход. Разумно спланировав занятия, вы подниметесь до моего уровня компетентности примерно за месяц.

Вот что я имею в виду под быстрым приобретением навыка. Если вы сможете узнать о веб-дизайне столько же, сколько знаю я, не за 15 лет, а за один месяц сосредоточенных усилий, это серьезный прогресс. И это вполне достижимо.

Быстрота приобретения нового навыка в значительной степени определяется тем, сколько времени вы готовы посвящать намеренной практике и разумному экспериментированию и насколько высоки требования к желаемому уровню мастерства.

Не ждите мгновенных результатов. Просто рассчитывайте, что затраченное время будет гораздо, гораздо меньшим, чем если приступать к процессу обучения, не имея стратегии.

Прежде чем подробно рассматривать сам метод, необходимо осознать следующее: быстрое приобретение навыка не имеет ничего общего с тем, как вас «учили учиться» в школе. Теоретические занятия и аттестация практически никак не пересекаются с приобретением навыка, не говоря уже о его быстром приобретении.

Приобретение навыка и обучение

Подобно многим американским старшеклассникам, я изучал иностранный язык. Каждый день на протяжении нескольких лет мне преподавали испанский. Оценки у меня были высокими – в основном пятерки.

Сегодня я могу вспомнить только hola, cуmo estбs и muy bien и, хоть убей, не способен поддержать разговор по-испански. (Я даже не знаю, как сказать, что у меня выдался не самый удачный день.)

Противоположный пример – мой друг Карлос Мисели, выросший в испаноязычной Аргентине. В старших классах школы Карлос решил, что ему нужно научиться бегло говорить по-английски, и сознательно старался как можно больше разговаривать с людьми, для кого английский был родным. В процессе освоения языка он открыл для себя Skype и создал собственный сайт, чтобы иметь возможность регулярно практиковаться в письменном и устном английском.

Карлос не учился на курсах. Он не знает правил английской грамматики. И даже не в состоянии объяснить, как выучил язык. Но это не имеет значения. Карлос бегло говорит и пишет по-английски, а остальное не важно.

Доктор Стивен Крашен из Университета Южной Калифорнии – признанный специалист в области обучения второму языку. Одна из главных идей Крашена заключается в том, что усвоение языка отличается от обучения языку.

В школе я много узнал об испанском языке. Выучил тысячи испанских слов, спряжение глаголов, правила грамматики. Усвоил все необходимое, чтобы с блеском сдать экзамены.

Однако эти экзамены не имели никакого отношения к моей способности осмысленно говорить по-испански, а также понимать естественный темп речи испаноговорящего человека. Если бы я хотел свободно владеть языком, то несколько недель разговоров на испанском дали бы лучший результат, чем четыре года учебы.

Однако в то время я не ставил себе целью свободное владение испанским. Моей целью было получить высший балл на выпускном экзамене. Карлос, наоборот, не утруждал себя теорией, а начал сразу с практики. Вместо спряжения глаголов он упражнялся в том, что действительно важно, – общаться с другими людьми на английском.

Бесспорно, в смысле эффективности и долговременного результата подход Карлоса оказался гораздо лучше моего.

Истинная ценность обучения

Это не значит, что вам не нужны теоретические знания о навыке, который вы приобретаете. Обучение может быть чрезвычайно важным, но несколько в другом, неожиданном аспекте. Теоретические знания о предмете обучения помогают «редактировать» или «исправлять ошибки» в процессе тренировки.

Если вы умеете спрягать испанские глаголы, вам будет легче составить правильную фразу в разговоре с человеком, для которого испанский язык родной. Зная слова из основного словаря, вы будете лучше понимать собеседника, а попав в затруднительное положение, быстрее подберете подходящее слово или фразу.

Доктор Крашен называет это «гипотезой монитора». Обучение помогает планировать, редактировать и исправлять ошибки в процессе овладения навыком. Вот в чем заключается ценность обучения. Беда в том, что мы путаем обучение с приобретением навыка.

Если вы хотите приобрести новый навык, необходимо тренироваться в соответствующем контексте. Обучение делает практику эффективнее, но не заменяет ее. Если речь идет о практических действиях, одного обучения недостаточно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *