Наш фильм

«Кольская сверхглубокая»

Начнём с хоррор-блока. Неожиданно в России вдруг стали появляться, и не штучно, а на регулярной практически основе, высокого мирового уровня хорроры. Один из которых — по совместительству первый российский бодихоррор. И сразу отличный. Да, он очень похож на короткометражку Нила Бломкампа трёхлетней давности и на другой российский фантастический фильм ужасов, куда более раскрученный и успешный (о нём чуть позднее), но концепция и техническое исполнение всё искупают. Незаурядное прочтение известной советской легенды о звуках ада, доносящихся из самой глубокой в мире скважины, с хищными грибами-паразитами удивительной красоты — таких восхитительных практических эффектов и пластического грима в уходящем году больше нигде не было. (Рецензия)

«Побочный эффект»

А это — первый российский постхоррор. Прекрасная Александра Ревенко играет ведьму, которая проживает в московском Доме на набережной (это прямо напротив Кремля, если что, одно из самых козырных мест прописки), тайно работает на высокопоставленных господ, а в свободное время портит жизнь простым гражданам с помощью своей особой, грибной магии. Потому что нечего с нечистой силой связываться, сами виноваты. Стремясь охватить сразу несколько обширных областей, фильм далеко не везде в равной степени преуспевает, но тут, во-первых, как минимум уважения достоин уже сам масштаб мышления, а во-вторых, где преуспевает, там преуспевает. В области психоделической хтони, например. А это самое главное. (Рецензия)

«Спутник»

Закрывает блок отечественный космохоррор, покоривший заграницу: тут и фестивальные премии, и просто премии, и попадание во всяческие топы. За фильм Егора Абраменко можно только порадоваться, пусть он и крайне далёк от идеального. Но не будем сейчас о набивших оскомину советских чиновниках-злодеях, про скупую дозировку экшна и графические недостатки. Мы сегодня о хорошем, поэтому вспомним нетривиальный сюжет, добротную атмосферу и симпатичного ушастого космического монстра, навестившего СССР без приглашения, удачное актёрское трио Фёдоров — Акиньшина — Бондарчук. Ну и порадуемся ещё раз. (Рецензия)

«Серебряные коньки»

Несколько преждевременно выпущенное в широкий прокат новогоднее кино с твёрдым потенциалом блокбастера, которому реализоваться в полной мере помешала пандемия. Оригинальный сеттинг нарядно украшенного фонариками и аллюзиями на современность имперского Петербурга служит отличным антуражем как для классической истории любви бедного юноши и девушки из высшего общества, так и для лихих покатушек с участием пиратов-марксистов-конькобежцев с харизматичным трикстером во главе и полицейских с дубинками, им противостоящих. Оказывается, эксплуатировать народную любовь к зимним забавам можно не только посредством насильного скрещивания спортивной драмы с мюзиклом. (Обзор)

Kitoboy

Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева, получивший приз на Венецианском фестивале, умело использует невероятные чукотские красоты и суровый бедный быт дальнего российского приграничья. Повествование плавно переходит из трагикомичного рассказа о простом юноше, влюбившемся в вебкам-гёрл (Кристина Асмус снова отличилась), в причудливую сюрреалистичную притчу о том, что запретные плоды не всегда сладки, тёртые джинсы нередко оказываются слишком малы и, в конце концов, есть вещи на порядок выше. (Обзор)

«Блокадный дневник»

Основанный на воспоминаниях и повести «Дневные звёзды» советской поэтессы Ольги Берггольц, а также на «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича фильм Игоря Зайцева показывает первую зиму блокады — по свидетельствам, самый тяжёлый период этих страшных 900 дней. Обратившись к бесценному материалу, собранному известными литераторами, Зайцев создал визуально мощное, леденящее кровь полотно с мощными актёрскими работами, к финалу, несмотря ни на что, обнаруживающее место теплу и надежде. Заслуженный «Золотой Святой Георгий» ММКФ и несколько номинаций «Золотого орла», где картина имеет все шансы взять главный приз. (Обзор)

«Трое»

Анна Меликян, сняв свою странноватую «Фею», сумбурную и перегруженную всем на свете, вновь обратилась к жанру мелодрамы, где вполне преуспела. На экране, как и обещано, трое: Константин Хабенский, Виктория Исакова и Юлия Пересильд. Как нетрудно догадаться, речь идёт о любовном треугольнике: у с виду успешной и любящей пары в отношениях накопилось немало проблем, и тут-то очень кстати объявляется молодая, симпатичная и подкупающе скромная особа, становясь катализатором кризиса. Неглупый и не поверхностный образец жанра, у которого в активе — не лишённое оригинальности художественное решение. (Обзор)

«Доктор Лиза»

Один день из удивительной жизни Елизаветы Глинки, которую она посвятила тем, кто нуждается в помощи: медицинской, материальной, моральной, какой угодно. Сумасшедший ритм, со всех сторон — требования, проблемы, угрозы и, что куда важнее, — просьбы, мольбы, увещевания. От такого беспрерывного стресса любой другой бы сошёл с ума. Кроме тех, для кого служение людям — вопреки всему — единственный мыслимый способ существования. Это постоянно читается в больших, сочувствующих, всепрощающих глазах великолепной Чулпан Хаматовой, у которой в фильме Оксаны Карас («Хороший мальчик») масса замечательных партнёров: Андрей Бурковский, Константин Хабенский, Тимофей Трибунцев и другие.

«Русский рейд»

Название говорит само за себя: культовая дилогия Гарета Эванса оказала на лихой боевик Дениса Крючкова непосредственное влияние. Влияние сугубо благотворное: с драками, перестрелками и прочим зубодробительным экшном здесь полный порядок. А большего от такого кино и не надо. Одновременно слово «рейд» здесь несёт особую смысловую нагрузку с национальной спецификой: речь идёт о силовом захвате завода. Словом, если в прошлом году в номинации «Пацанское кино года» у нас безальтернативно победил приквел «Решалы», в этом тоже всё вполне очевидно.

«Гроза»

Григорий Константинопольский продолжает гнуть свою линию. Художественная её, линии, составляющая заключается в переносе русской литературной классики на реалии современной РФ. Составляющая содержательная прямо вытекает из художественной и выражается в тезисе, что у нас в стране ничего не меняется. Тезис сей трудно назвать бесспорным, но в процессе его формулировки Константинопольский порой совершает находки, которым не откажешь ни в любопытности, ни в остроумии. С выводами же соглашаться, чтобы получить удовольствие, вовсе не обязательно. (Рецензии: раз, два)

«Как Надя пошла за водкой»

Маленькая кинопьеса, выросшая из кинопьесы поменьше, выросшей из просто маленькой пьесы. Две сестры, чеховские такие барышни, живут на чеховской же (по духу в смысле) даче. Одна из них притаскивает мужичка, чтоб тоже с ними жил и по хозяйству помогал. А мужичок экзистенциально пьянствует, половину жизни проводя из-за этого в бессознанке. И жена ещё у него имеется, которую он именует не иначе как Псина. Кинопьеса поменьше называлась «Русская смерть». Исчерпывающе. Финальная, так сказать, версия эту «Русскую смерть» целиком в себе содержит, а также содержит продолжение. И оно в том же духе. Экзистенциальном. Сцена, где Евгений Цыганов безысходно грызёт огурчик, — идеальная иллюстрация к 2020 году. (Рецензия)

«Человек из Подольска»

Тоже маленькая кинопьеса, выросшая из пьесы, но уже без промежуточных звеньев, прямая экранизация с незначительными изменениями и двойным финалом. И не про экзистенциальную русскую тоску, а как бы про русский абсурд. Хотя на самом деле ничего такого уж абсурдного здесь нет. Вернее, есть, но меньше, чем кажется. Человек нетрудно догадаться откуда попадает в отделение полиции, и там с ним происходят различные необычные вещи, которые суть не что иное, как фантазия, накрученная вокруг утрированно буквального понимания термина «воспитательная работа». Как минимум это увлекательно. И немало поучительно. (Обзор)

«Внутренний огонь»

И напоследок ещё одна камерная вещь. Не пьеса, но что-то вроде. Черновой вариант сценария этого фильма назывался «В ожидании Гаги», и совершенного зря название не оставили, потому как очень подходит. Не оставили, вероятно, из опасений, что подумают, будто с Леди Гагой как-то связано. А Гага — это наркодилер, в квартире которого большая часть сюжета разворачивается. Четверо мужчин сидят и Гагу ждут, травя истории, и почти каждая история так или иначе про потерю каких-то частей тела. Гагу играет рэпер Хаски, одного из четырёх мужчин — бывший сенатор Евгений Тарло, скончавшийся через месяц после премьеры, Юрий Чурсин — в эпизодической, но чрезвычайно яркой роли мстительного гея. Начинается всё с Сэмюэла Беккета, продолжается хардкорной достоевщиной с примесью чернейшего юмора, а завершается мощнейшим бэд-трипом с бегающим по потолку карликом. Один из самых недооценённых фильмов года, однозначно. (Рецензия)

Удачные блокбастеры в русском кино пока получаются редко, а вот о трагичности бытия наши режиссеры снимают вдохновенно — очень хорошо выходит. Что поделаешь — традиция, и русская классическая литература тому доказательство. Зато ни у кого больше вы не найдете такого понимания в болезненных вопросах, которые подкидывает нам жизнь, и готовности присоединиться к удивлению — почему все так получается. Только в русском драматическом кино.

Текст

После несправедливой отсидки в тюрьме по сфабрикованному делу 27-летний Илья Горюнов возвращается в Москву. Он бежит на поиски негодяя, по чьей вине провел за решеткой семь лет, и нечаянно остается один на один с его смартфоном и его рабочей и личной жизнью, которую необходимо поддерживать, пока хозяин гниет в канализации.

Карп отмороженный

Это вроде как комедия, только совсем не смешная. История о том, как Елена Михайловна узнает, что жить ей осталось всего ничего. Она — женщина скромная и самоотверженная, чтобы не отвлекать сына от работы хлопотами по организации похорон, решает все устроить сама: гроб купить, договориться о месте на кладбище, оформить справки о смерти. Как положено. Кульминацией этих странных метаний героини становится момент, когда все приготовления закончены, можно помирать, а конец никак не приходит. Щемящее чувство одиночества перед лицом смерти пронизывает каждую сцену фильма.

Нелюбовь

Супруги Слепцовы разводятся, скандалят, делят имущество. У каждого свои планы на будущее, и общий сын Алеша в них плохо вписывается. Взрослые так заняты своими делами, что просто не замечают, что мальчик не ночевал дома. Начинаются поиски, взаимные обвинения, угрызения совести, но ничего общего с любовью они не имеют.

Холодные тона, холодные отношения, мрачная поздняя осень, вот-вот ляжет снег, а фильм, сцена за сценой, идет к объяснению причин этой безграничной нелюбви — к дому бабушки.

Теснота

Конец 1990-х в Нальчике. Бандиты похищают еврейского юношу и его невесту и требуют выкупа от их семей. Родители молодого человека не могут собрать нужную сумму, поэтому находят только один выход — их дочь должна выйти замуж, тогда семья ее будущего мужа даст денег на выкуп. Девушка-еврейка любит чинить автомобили и тайно встречается с молодым кабардинцем, так что, естественно, решение родителей для нее — настоящая трагедия, удушающая реальность.

Здесь развал старого уклада, попытка двигаться к новому, хаос и неопределенность вступают в конфликт с тисками национальных традиций, вырваться из которых невозможно, не порвав с прежней жизнью.

Дурак

Сантехник Дмитрий приезжает на вызов в общежитие и, пока ремонтирует трубу, понимает, что дом того и гляди рухнет — по стене здания ползет трещина. Дмитрий начинает бить тревогу, но чиновники на его сообщение реагируют неадекватно. И несчастный сантехник, которому не все равно — единственный нормальный человек, для которого жизни людей важнее денег и собственного благополучия — наживает себе массу неприятностей.

Живущие на автопилоте обитатели дома — это, пожалуй, пострашнее фильмов про зомби.

Ученик

Режиссер Кирилл Серебренников любит снимать злободневное кино, расчесывать незаживающие болячки.

Мальчик Вениамин, прочитав и вызубрив Библию, забеспокоился, что в этом мире все живут неправильно, все преисполнены пороков. Он заставляет всю школу плясать под его дудку религиозного фанатика, не брезгуя никакими методами. Он настолько убедителен, что вся школа покорно прогибается под волей воинствующего подростка, перекраивая правила и принципы образования. Лишь учительница биологии, не менее фанатично преданная идеям научного взгляда на мир, способна хоть как-то противостоять расползающемуся вокруг средневековому мракобесию.

Мальчик русский

Простой сельский паренек отправляется на фронт Первой мировой войны, чтобы навоевать там много наград и прославиться. Но в первом же бою мальчик теряет зрение и остается служить слухачом — он должен слушать небо, чтобы предупредить о приближении вражеских аэропланов.

Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов

Витька Чеснок вырос в детдоме и получился не очень хорошим человеком. Отец бросил его в детстве, а теперь и он сам в свою очередь мечтает удрать от жены и сына. Однажды такая возможность подворачивается — когда объявляется его папаня Леха Штырь, некогда зэк, ныне свободный калека. Витька придумывает сдать отца в дом инвалидов, а его квартиру забрать себе. Так что он закидывает парализованного Штыря в автомобиль и отправляется в путь.

Минута за минутой ты наблюдаешь, как в душах двух насквозь эгоистичных, жестоких, задавленных собственной злобой героев просыпается что-то отдаленно напоминающее человеческие чувства.

Свидетели

Это фильм об одной из самых страшных страниц в мировой истории. Три новеллы о временах Холокоста: о паре красивых женских туфель, найденных в братской могиле обуви, принадлежавшей заключённым концлагеря Освенцим; об овчарке по кличке Брут, разлученной с хозяйкой и ставшей в концлагере зверем-убийцей; о скрипке, подаренной еврейскому мальчику.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *