мозаика

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

Древнейшие сохранившиеся мозаики — орнаменты из разноцветных глиняных кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (так называемый «Штандарт» из Ура, около 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно-белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным («Дионис на пантере», IV в. до н. э., Музей, Пелла). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; в церкви Успения в Дафни, вторая половина XI в.) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов (например, мозаики Софии храма в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии (Мозаики Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (Мозаики XI-XII вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаментальные мозаики С XIII в. мозаики в Европе постепенно вытесняются стенными росписями. В XVI в. в Италии возникает так называемая флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековых Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов — полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительным и эпиграфическим орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «модерна» и национально- романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём современной мозаики, наметившийся в 30-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские — Г. И. Опрышко; в 60-80-х гг. яркие образцы мозаики создавали Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин и др.


Пол Большого дворца в Константинополе. 5 в. Фрагмент.
Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.

В Википедии есть страница «мозаика».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. моза́ика моза́ики
Р. моза́ики моза́ик
Д. моза́ике моза́икам
В. моза́ику моза́ики
Тв. моза́икой
моза́икою
моза́иками
Пр. моза́ике моза́иках

мо-за́-и-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -моза-; суффикс: -ик; окончание: -а .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Мозаика

Значение

  1. искусств. вид декоративного прикладного искусства, основанный на компоновке и размещении на какой-либо поверхности плотно прилегающих друг к другу и скреплённых между собою разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. произведение, созданное с использованием такого метода ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. перен. то, что представляет собою смесь разнородных элементов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. детская игра, в которой нужно составлять рисунки или узоры из набора разноцветных элементов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. биол. вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; также пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: мозаичка
  • пр. существительные: мозаист, мозаичист, мозаичник, мозаичность
  • прилагательные: мозаиковый, мозаический, мозаичный
  • наречия: мозаически, мозаично

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Азербайджанскийaz: mozaika
    • Английскийen: mosaic
    • Арабскийar: فسيفساء (fusaifisā`)
    • Армянскийhy: խճանկար; խճանկարչություն, մոզաիկա
    • Африкаансaf: mosaïek
    • Баскскийeu: mosaiko
    • Башкирскийba: мозаика
    • Белорусскийbe: мазаіка ж.
    • Болгарскийbg: мозайка ж.
    • Боснийскийbs: mozaik
    • Бретонскийbr: marelladur
    • Валлийскийcy: mosäig
    • Венгерскийhu: mozaik
    • Венетскийvec: moxàico
    • Галисийскийgl: mosaico м.
    • Греческийel: ψηφιδωτό
    • Грузинскийka: მოზაიკა, საროთი
    • Гуараниgn: pehẽ’aty
    • Гэльскийgd: breac-dhualadh
    • Даргинскийdar: мозаика
    • Датскийda: mosaik
    • Ивритhe: פסיפס
    • Идишyi: מאָזאַיִק ж.
    • Идоиio: mozaiko
    • Индонезийскийid: mosaik
    • Интерлингваиia: mosaico
    • Ирландскийga: mósáic
    • Исландскийis: mósaík
    • Испанскийes: mosáico м.
    • Итальянскийit: mosaico м.
    • Казахскийkk: мозаика
    • Калмыцкийxal: hаҗг; шигдәмл
    • Каракалпакскийkaa: mozaika
    • Каталанскийca: mosaic
    • Киргизскийky: мозаика
    • Китайский (упрощ.): 馬賽克, 马赛克 (mǎsàikè)
    • Корейскийko: 모자이크 (mojaikeu)
    • Кумыкскийkum: мозаика
    • Латинскийla: musivum ср.; lithostrotum ср.
    • Латышскийlv: mozaīka ж.
    • Литовскийlt: mozaika ж.
    • Люксембургскийlb: Mosaik
    • Монгольскийmn: шигтгэмэл
    • Немецкийde: Mosaik ср.
    • Нидерландскийnl: mozaïek
    • Норвежскийno: mosaikk
    • Окситанскийoc: mosaïc м.
    • Осетинскийos: мозаикæ
    • Папьяментуpap: mosaiko
    • Персидскийfa: موزائیک (mozâïk)
    • Польскийpl: mozaika
    • Португальскийpt: mosaico м.
    • Румынскийro: mozaic м.
    • Сербскийsr (кир.): мозаик м.
    • Сербскийsr (лат.): mozaik м.
    • Словацкийsk: mozaika ж.
    • Словенскийsl: mozaik
    • Тагальскийtl: mularan
    • Таджикскийtg: кошинкорӣ
    • Тайскийth: งานโมเสก (ngaan moh.sàyk), โมเสก (moh.sàyk)
    • Татарскийtt: мозаика
    • Турецкийtr: mozaik
    • Туркменскийtk: mozaika; öwsern
    • Узбекскийuz: mozaika
    • Украинскийuk: мозаїка
    • Урдуur: پچی کاری
    • Финскийfi: mosaiikki
    • Французскийfr: mosaïque ж.
    • Фризскийfy: mozayk
    • Фриульскийfur: mosaic
    • Хиндиhi: मौज़ेक ‎(mauzek); मोज़ेक
    • Хорватскийhr: mozaik
    • Чеченскийce: мозаика
    • Чешскийcs: mozaika
    • Чувашскийcv: мозаика
    • Шведскийsv: mosaik
    • Эсперантоиeo: mozaiko
    • Эстонскийet: mosaiik
    • Якутскийsah: мозаика
    • Японскийja: モザイク (mozaiku)

    Библиография

      Статья нуждается в доработке.

      Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
      В частности, следует уточнить сведения о:

      • семантике

      (См. Общепринятые правила).

      Башкирский

      мозаика

      Существительное.

      Корень: —.

  1. мозаика ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

      Статья нуждается в доработке.

      Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
      В частности, следует уточнить сведения о:

      • морфологии
      • произношении
      • этимологии

      (См. Общепринятые правила).

      В словаре Даля

      мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.

      В словаре Ожегова

      В словаре Ефремовой

      Ударение: моза́ика

  1. ж.
    1. Вид декоративного прикладного искусства.
      1. Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п.
      2. Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров.
    2. перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов.
  2. ж.
    1. Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

МОЗА́ИКА, мозаики, ·жен. (·итал. mosaico).
1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (иск.). Древнеримские мозаики.
2. только ед. Искусство составлять такие изображения (·разг. ). Заниматься мозаикой.
3. Название детских игр, в которых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т.п.
4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (·книж. ).

В словаре Энциклопедии

(франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

В словаре Синонимы 4

маркетри, смесь, стекломозаика, терраццо, тессера, узор

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

и, ж.

2. Вид искусства: составление мозаичных картин, орнаментов. Мозаичист (спец.) — художник, специа-лист по мозаике.

4. бот. Вирусная болезнь растений.

У этого термина существуют и другие значения, см. Мозаика (значения). Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. Ирано-римская мозаичная деталь из дворца Шапура I в Бишапуре.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История

Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. III тыс. до н. э.

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики, можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излёте пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до нашей эры Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по чёрному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

  • Помпеи, «Битва при Иссе» — мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Ранние христиане и Византия

См. Византийская мозаика

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

  • Равенна
  • Монреале

Средневековая Евразия

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Ислам

Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда.
Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Макет фронтона на церкви Сен-Этьен в городе Бриар; Эжен Грассе, мозаист, 1892 г.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

  • Софийский собор (Киев) — в интерьере собора сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века
  • Михайловский златоверхий монастырь

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер.
Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Галерея

  • Греческие и римские
  • Охотничья мозаика из Дома похищения Елены в Пелле, Древняя Македония, конец IV века до нашей эры.

  • Мозаика из гробницы в Амфиполисе, изображающая похищение Персефоны Плутоном, IV век до н. э.

  • Прозрение на мозаике Диониса, из Виллы Диониса (II век нашей эры) в Дионе, Греция. Теперь в Археологическом музее Диона.

  • Эллинистическая греческая мозаика нимфы, катающаяся на морском существе, из дворца Великого Магистра Рыцарей Родоса, Греция, 2-й век до нашей эры

  • Римская мозаика Улисса, из Карфагена, 2-й век нашей эры, теперь в Музее Бардо, Тунис

  • Мозаики «Остерегайтесь собаки» были популярным мотивом для порогов римских вилл

  • Небольшая часть Большого тротуара, римская мозаика, заложенная в 325 г. н. э. в Вудчестере, Глостершир, Англия

  • Злитенская мозаика показывает гладиаторов 2-го века н. э.

  • Римская мозаика найдена в Каллеве (Сильчестер)

  • Римская мозаика, изображающая свадьбу Диониса и Ариадны, с Силеном и сатиром, 2-ое столетие нашей эры, Тунис (город), Тунис

  • Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 годом нашей эры.

  • Мозаика женщин-спортсменов, играющих в мяч на Вилле дель-Касале из Пьяцца-Армерина, 4-й век нашей эры

  • Поздняя римская мозаика на вилле Романа в Ла-Ольмеде, Испания, 4-5 века н. э.

  • Деталь принцессы Скироса (из более крупной сцены Илиады, изображающей её и других принцесс, заискивающих перед Ахиллом, видя как Одиссей смотрит), из виллы Ла-Ольмеда, Испания, 4-5 вв. н. э.

  • Суд Париса, мрамор, известняк и стеклянные кубики, 115-150 гг.; из столовой дома Атриум в Антиохии-на-Оронте

  • Триумф Посейдона и Амфитриты, показывающий пару в процессии, деталь мозаики из Цирты, Римская Африка, 315-325 гг. н. э., Лувр

  • Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина

  • Христианские и византийские
  • Деталь палеохристианской мозаики из базилики Санта-Пуденциана в Риме, около 410 г. н. э., изображающая Святую Пуденциану

  • Мозаика Доброго Пастыря в Мавзолее Галлы Плацидии, Равенна

  • Мозаика Юстиниана I в Базилике Сан-Витале, Равенна

  • Мозаика 5-го века в триумфальной арке Санта-Мария-Маджоре, Рим

  • Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя

  • Мозаика Святого Петра из Монастыря Хора

  • Византийская мозаика над входным порталом Евфразиевой базилики в Порече, Хорватия (VI век)

  • Изображение (перед иконоборчеством) святого Димитрия на базилике Агиос Деметриос в Салониках.

  • Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони

  • Мозаика Христа Пантократора из Айя Софии из мозаики Деисуса.

  • Мозаика Айя Софии Константинополя (современный Стамбул), изображающая Марию и Иисуса, в окружении Иоанна II Комнина (слева) и его жены Ирины Венгерской (справа), около 1118 н. э.

  • Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу

См. также

  • Римская мозаика
  • Маркетри
  • Дивизионизм
  • Пиксельная графика
  • Музей мозаики в Зевгме (Турция)
  • Музей мозаики (Болгария)

Примечания

  1. Calaméo: Mosaïques art nouveau d’Eugène Grasset à Briare. Проверено 7 novembre 2010.
  2. Никитенко Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — С. 32
  3. 1 2 Сиднева И. Мозаика Исаакиевского собора // рустрана.рф. — 2007. — 11 окт.
  4. История мозаики. Новое время

Литература

Ссылки

В Викисловаре есть статья «мозаика»

Мозаика на Викискладе

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.
  • Мозаика племени Уичоли

(от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosa ï que, старинное русское — мусия) — в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея.

МОЗАИКА. 1. Средняя часть древнеримского мозаичного пола (приблизительно V в. по Р. Х.). 2. Древнеримская мозаика времен Империи. 3. Стенная мозаика в базилике Сан Клементе в Риме (XII ст.). 4. Стеклянно-мозаичная орнаментация одной из арок свода в константинопольском храме св. Софии. 5. Мозаика работы Сальвиати в Виндзорском замке (XIX ст.). 6. Мраморное мозаичное украшение алтаря в ц. Сан Доменико в Мессине (эпохи Возрождения). 7. Стеклянная мозаика в венецианском соборе св. Марка (XI ст.).

Таким образом, М. бывает каменная, стеклянная, деревянная (называемая также интарсией), из раковин (rocaille), из кожи и др. веществ. В более тесном смысле, М. называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (т. наз. смальта). М. такого рода распадается на две главные отрасли. В первой вся поверхность картины — рисунок, фигуры, околичности, орнаменты и самый фон — слагается из кубиков или небольших столбиков, имеющих приблизительно одинаковую величину и однообразную форму и представляющих с лицевой стороны своей преимущественно квадратную плоскость; кубики и столбики прилаживаются сколь возможно ближе один к другому в лежащем под ними цементе, заполняющем собою также и промежутки между ними, и затем образованная ими поверхность либо шлифуется, либо оставляется шероховатою (последнее в том случае, если работа рассчитана на то, чтобы производить эффект на дальнем расстоянии). К этой отрасли, которую можно назвать наборною М., относятся opus tesselatum и opus vermiculatum древних, византийская М. и нынешняя римская М., составляемая из множества кусков и штифтиков смальта, особенно удобная не только для подражания настоящей живописи, но и, при крошечном размере этих кусков и штифтиков, для украшения ювелирных вещей и для друг. мелких изделий. От наборной мозаики существенно отличается пластиночная, или штучная, М., к которой должны быть причислены opus sectile и opus Alexandrinum древних, средневековые кафельные полы с фигурными изображениями, а также новейшая флорентийская М. Штучная М. делается из более или менее крупных пластинок натурального камня — мрамора, порфира, алебастра, ляпис-лазури, малахита, различных сортов яшмы и т. п. или же обожженной глины, взятых согласно с цветом различных частей воспроизводимого изображения, вырезанных по их рисунку и пригнанных плотно друг к другу в надлежащем порядке; этими пластинками либо покрывается все пространство, на котором производится работа, либо выкладывается только узор на каменной площади, служащей фоном. Главным назначением М. всегда было и остается поныне — служить пособницей архитектуры, оживлять собою полы и стены в роскошных сооружениях. Она употреблялась для этой цели еще в глубокой древности, у восточных народов, как о том за отсутствием вещественных доказательств позволительно заключить по ясным указаниям на нее, встречающимся в Библии (напр. в кн. Есфирь, при рассказе о пире в садовом дворце Артаксеркса, гл. 1, ст. 7). С Востока искусство М. перешло в Грецию, где благодаря высокой художественности эллинской нации быстро усовершенствовалось и сильно распространилось. По-видимому, греки первые стали пользоваться при производстве М., кроме естественных камней, искусственными стекловидными сплавами, что было важным шагом вперед, так как облегчило подбор колеров и самую технику дела. Плиний и другие античные писатели говорят о многих великолепных греческих М., но единственным их образцом, дошедшим до нас, являются найденные при раскопках олимпийского храма Зевса фрагменты пола (V в. до Р. Х.) с прекрасными изображениями морских божеств в орнаментированном обрамлении. Человеческие фигуры в этой М. сложены из камешков 1 смт. в поперечнике, белого, телесного, красно-бурого, черного и зеленовато-серого цвета. Римляне, познакомившись с мозаикою через греков, вероятно, вскоре по разрушении Коринфа (во II в. до Р. Х.), получили к ней пристрастие, как к отрасли искусства, особенно способной удовлетворять их стремление к пышности и блеску, причем стали пользоваться ею для украшения не только полов, но и стен в общественных зданиях, храмах, дворцах и богатых частных жилищах. Многочисленные древние М., сохранившиеся как в самом Риме и др. местах Италии, так и в различных пунктах Франции, Германии и Испании, в которых некогда существовали лат. колонии, свидетельствуют о высоком развитии этого искусства в эпоху императоров. Исполнителями их были отчасти выходцы из Греции, отчасти местные художники, ученики таких мастеров. Нередко эти М. представляют очень сложные композиции и по своему эффекту приближаются к настоящей живописи. Некоторые из них — очевидно копии с греческих оригиналов. К числу таких М. принадлежит грандиозная по сочинению и превосходная в техническом отношении «Битва Александра Македонского с персами при Арбеллах», открытая в 1831 г. в так наз. доме Фавна в Помпее (ныне наход. в Неаполитанском музее). За копию с греческого и притом с мозаичного же оригинала, упоминаемого Плинием (Hist. natur., XXXVI, 60), признается известная «Чаша с голубями, сидящими на ее краю, пьющими из нее воду и охорашивающимися» — М., найденная в вилле Адриана, в Риме, и хранящаяся теперь в тамошнем Капитолийском музее. Из прочих римских М. особенно любопытны: происходящий из той же виллы пол с изображением борьбы центавров с пантерами (в Берлинском музее), знаменитая палестринская М. (в палаццо Барберини в Риме), обширный пол из термов Каракаллы (в Латеранском дворце, там же), «Театральная репетиция» и некоторые другие произведения, добытые, подобно этой картине, при раскопках развалин Помпеи. Христианство, восторжествовав над язычеством, не только не отказалось от М., но и дало ей такое значение, какого она никогда не имела в древнем мире. Быть может, ее прочность побуждала христианских художников при украшении храмов предпочитать ее стенной живописи. Отводя для нее обширные пространства в базиликах, крестильницах и часовнях, они на первое время удержали в ней и технику, и стиль предшествовавшей эпохи, даже не стеснялись вводить в свои композиции языческие символы и олицетворения, присвояя им только иной, новый смысл. Поэтому первохристианские М., каковы, наприм., покрывающая своды усыпальницы св. Констанции и находящаяся в трибуне црк. св. Пуденцианы в Риме (обе IV в.), иногда очень трудно отличать от нехристианских. Однако христианское искусство вскоре бросило это наследство прежнего культа и создало свои собственные типы мозаичных изображений и систему распределения их цикла по стенам храмов. Начиная с V в., расположение М. в базиликах было везде приблизительно одинаковое. Апсида и плоскость стены над нею, как места самые важные и видные, предназначались для главных картин: в нише апсиды, вверху, помещалась колоссальная фигура Спасителя с предстоящими апостолами, святыми и храмоздателями; позднее является тут же, рядом с Христом, Богоматерь. Над Христом изображалась рука Бога Отца, выходящая из облаков и держащая венец. Ниже этой части через все полукружие ниши тянулся фриз, на котором представлены агнец с крестообразным нимбом вокруг головы (Христос), а по обеим сторонами от него — по шести других агнцев (апостолы). Стены среднего корабля над колоннами или арками украшались картинами ветхозаветных событий либо представляли торжественное шествие святых или портреты пап в медальонах; над антаблементом и на ступнях арок начертывались кресты и другие эмблемы христианства. Только в крестильницах, когда то были отдельные здания, расположение М. было другое, но почти постоянно среди них являлась картина Крещения Господня. Фон повсюду был голубой и только впоследствии, под влиянием Византии, стал делаться золотым. Из дошедших до нас М. V века наиболее замечательные находятся в Риме и Равенне, а именно те, которые в первом из этих городов украшают базилику C. Mapиa Маджоре, црк. св. Сабины, храм С. Паоло фуори ле мура и крестильницу при Латеранском соборе, в Равенне же — усыпальницу сестры имп. Гонория, Галлы Плацидии (ныне црк. св. Назария и Кельсия), соборную крестильницу, црк. св. Иоанна Евангелиста и базилику С. Апполинарио Нуово. Еще сильнее, чем на Западе, привилась М. в Восточной Римской империи. Причину того надо видеть, главным образом, в любви к роскоши и внешнему блеску, развившейся в Византии вследствие ее соседства и непосредственных сношений с азиатским Востоком. Дороговизна материала и трудность мозаичного производства, достижимая в нем яркость красок, возможность пускать в дело настоящее серебро и золото, монументальная прочность М. — все это заставляло византийских государей смотреть на нее, как на лучший способ декорирования воздвигаемых ими гордых построек. В статье настоящего словаря, посвященной византийскому искусству (см.), вкратце очерчен характер византийской М., бегло рассказан ее исторический ход и указаны главные ее памятники. В дополнение к этим сведениям достаточно будет прибавить, что византийцы употребляли оба рода М., штучную и наборную: первая составлялась из кусков натурального камня различных пород и применялась к украшению полов и к облицовке стен в местах, не занятых лицевыми изображениями; вторая слагалась из стеклянных кубиков с примесью к ним иногда кубиков естественных цветных камней и воспроизводила сложные картины и орнаменты. Заменяя таким образом декоративную живопись, она, по крайней мере в цветущую пору византийской культуры, как нельзя более удовлетворяла условиям такой живописи. Она старалась располагать свои обширные композиции так, чтобы их подробности выделялись с определенностью, избегала сюжетов, в которых большое число фигур мешается между собою, и предпочитала сюжеты, в которых почти нет никакого движения, позы фигур спокойны и правильны и их постановка не нарушает единства ансамбля. Нередко она придавала композиции симметричность, помещая по равному числу фигур с той и другой стороны, через что, кроме ясности композиции для первого же взгляда, достигалась в ней религиозная торжественность. В отношении техники византийские мозаичисты отлично понимали требования своей задачи: тогда как с начала Средних веков художники Запада старались для наилучшего подражания фресковой живописи увеличивать число тонов, византийцы довольствовались небольшим их количеством, помещая резкие цвета друг подле друга и пренебрегая посредствующими тонами: при назначении М. быть видимой издали резкость красок терялась в общей гармонии, и впечатление целого выходило необычайно интенсивным. Фигуры в византийской М. обыкновенно выступают на однообразном, ярко-золотом, реже на голубом фоне; сильный контраст такого фона с яркими цветами тела и драпировок, с своей стороны, значительно содействовал внятности изображенного. Золото и серебро употреблялось в набожной М. и на Западе, но византийцы пользовались для нее этими металлами — особенно первым из них — в широких размерах. Золотые фоны, нимбы, украшения одежд и проч. набирались из стеклянных кубиков, изготовленных таким образом, что на их лицевую сторону накладывался листочек золота, который затем покрывался припаянным к нему тонким слоем бесцветного стекла, — словом, из золотых смальтов, какие употребляются и в настоящее время. Эффект золота в изображениях, помещенных высоко, усиливался особым техническим приемом: кубики не образовывали своею совокупностью сплошной, непрерывной поверхности, а располагались полосами, с легким уклонением от плоскости; между отдельными горизонтальными полосами оставлялись промежутки, вследствие наклонного положения рядов незаметные для глаза; таким образом получался род граней, на которых лучи света отражались под различными углами, что сообщало золоту особенную игру. В то время, когда М. процветала на Востоке, в Риме и Италии наступил для нее период упадка, продолжавшийся целых три столетия. Мозаичные произведения VI в. в римских црк. С. Козимо е Дамиано и С. Лоренцо фуори ле мура гораздо хуже таких же произведений предшествовавшей поры. Еще более плохи и по рисунку, и по исполнению М. VII в. в црк. С. Аньезе, в оратории св. Венанция при базилике св. Иоанна Латеранского и в С. Констанца сулла виа Номентана; VIII в. — М. триклиния Латеранского дворца; IX в. — црк. С. Нирео эд Акилео и С. Пракседе, равно как и собора св. Амвросия в Милане. В X I ст. настоятель Монте-Кассинского м-ря Дезидерий вызывает для своей обители художников из Греции, в том числе и мозаичистов; около того же времени начинаются работы по мозаичному украшению венецианского собора св. Марка, исполняемые греческими мастерами. Благодаря этим двум обстоятельствам и вообще наплыву в Италию греческих артистов, покидающих родину вследствие ее смутного положения, византийское влияние распространяется на искусство Италии и вызывает чахлую, почти умершую итальянскую М. к новой жизни. Хотя блестящая пора византийской М. тогда уже миновала, хотя она уже застыла в сухих, бездушных формах рутинно-условного стиля, однако ее мастера не утратили ни технических знаний, ни ловкости в их применении. Явившись в Италию, они не только работали сами, но и образовали школы мозаичистов в Риме, Венеции и др. пунктах страны и таким образом подняли достоинство М., интерес к которой к тому же снова возбудился в папах, городах и правительствах. Из итальянских М. XII ст., более или менее отражающих в себе византийское влияние, можно указать, как на особенно любопытные, на украшающие собою црк. C. Mapиa ин Трастевере, С. Кризостомо, С. Клементе и С. Франческа Романа в Риме, капеллу св. Зенона и притвор венецианского собора св. Марка, црк. Богоматери в Торчелло, близ Венеции, и на Ю. Италии, собор г. Чефалу, палатинскую капеллу и Марторану, в Палермо, и монреальский собор близ этого города. В XIII ст. мозаичных работ в Риме произведено очень много. Некоторые из них, каковы, напр., декорировавшие трибуну и фасад старого Петровского собора и апсиду с триумфальною аркою в базилике С. Паоло фуори ле мура, не уцелели (в первом из этих храмов они разрушены вместе с ним самим в XV ст., а во втором погибли при пожаре 1823 г. и заменены посредственными копиями); зато другие, превосходно сохранившиеся в црк. С. Джованни ин Латерано, C. Mapиa Маджоре и пр., дают нам возможность судить о высоком состоянии тогдашней итальянской М. В то же время в Венеции деятельно продолжалось украшение собора св. Марка, а в Тоскане мастера Андреа Тафи вместе с венецианскими греками, Фра Якопо и Гаддо Гадди — трудились над мозаичною живописью в куполе флорентийской крестильницы и в апсиде Пизанского собора. Должно заметить, что у мозаичистов этого времени сквозь принципы и приемы, наследованные от византийцев, уже начинает проглядывать стремление к свободе и самобытности, предвещающее эпоху Возрождения; они больше не хотят оставаться неизвестными или позабытыми в потомстве и отмечают исполненные произведения своими именами, даже помещают в них свои изображения. Кроме названных выше художников, в этом и следующем столетии отличаются особым искусством в рассматриваемой области Якопо Торрити, Я. да Камерино, семейство Космати, П. Каваллини и Я. Ризути, а также с успехом занимаются им знаменитые живописцы Чимабуе и Джотто. С конца XIV ст. производство значительных М. почти прекращается повсеместно, за исключением Венеции: их начинает все чаще и чаще заменять фресковая живопись, как искусство менее дорогое, более легкое и способное лучше отражать в себе индивидуальность художников. Вместе с тем М. постепенно утрачивает свой прежний характер монументального декоративного искусства и превращается в рабскую копировщицу произведений кисти. Чем дальше, тем решительнее берет перевес над нею ее соперница, живопись, давая ей в картинах знаменитых своих мастеров оригиналы для точного повторения и ограничивая круг ее самостоятельных задач мелкими поделками. Живописцы эпохи Возрождения, как, напр., флорентийцы Пезелли, А. Бальдовинетти, Дом., Дав. и Рид. Гирландайо пускаются иногда сами в мозаичное производство, стараясь — когда дело идет о лицевых изображениях — подделываться под живопись. Венецианские мозаичисты XVI ст., продолжающие работы в С. Марко, Фр. и В, Цуккати Риццо, В. и Д. Бьянкини, Боцца, Мартини, Маффео Верона и др., строго копируют композиции Тициана, Тинторетто, Сальвиати, Себ. Риччи, тогда как в Риме Рафаэль изготовляет картоны, по которым Лузаччо ди Паче выполняет мозаичные купола капеллы Киджи в црк. C. Mapиa дель Пополо, а друг великого урбинца, архитектор и живописец Бальдазаре Перуцци, производит по собственным эскизам М. на своде крипты в С. Кроче ин Джерузалем. В том же столетии начинаются работы по украшению М. нового Петровского собора в Риме. Ими управляют сначала Муциано да Брешиа, а потом, в XVII ст., последовательно Марчело Провенцале да Ченто, Дж. Календа, Фабио Кристофари и Джесси. Календра изобрел новый состав мастики для укрепления смальтов, более прочной и долее не засыхающей, через что значительно облегчил технику М. Сын Ф. Кристофари, Пьетро-Паоло, в 1727 г. был назначен начальником папского мозаичного заведения, которое в преобразованном виде существует и в настоящее время и служит рассадником римских мозаичистов. Главную его задачу составляет воспроизведение шедевров живописи, украшающих собою алтари Петровского собора. Помимо того, по приказанию пап оно исполняет также другие подобные работы, из которых при Григории XVI и Пии IX самою крупною была реставрация старинных М., поврежденных пожаром в базилике С. Паоло фуори ле мура и замена погибших в нем новыми. Папское мозаичное заведение славится точностью, с какою его мастера передают оригиналы, и громадностью числа цветов и оттенков смальтов (до 28000 колеров), постоянно имеющихся в его распоряжении. Кроме папской, в Риме находится несколько незначительных частных мастерских М.; но они, равно как и многочисленные отдельные мозаичисты, не идут дальше промышленных целей и снабжают торговлю преимущественно небольшими копиями с образов и известных картин, видами вечного города и его окрестностей, мозаичными брошами, серьгами и запонками, которые охотно покупают путешественники. В Венеции, где мозаичное производство культивировалось столь давно и откуда в прежнее время выходили искуснейшие его мастера, оно также не прекратилось совершенно; лучшие из тамошних мозаичных фабрик принадлежит фирме Сальвиати. Флоренция с половины XVI ст. славилась штучною М., составляющею и доныне ее специальность. Она производит лицевые доски для католических церковных престолов, верхние доски для столов; пресс-папье и т. п. из плиточек яшмы, ляпис-лазури, малахита, голубца змеевика и др. твердых цветных камней, выкладывая ими узоры, изображения птиц, цветов, плодов и пр. Эти изделия, по самому способу своего исполнения не выдерживающие сравнения с наборными М., тем не менее, нередко достигают большой художественности. Особенно роскошные их образцы можно видеть во дворце Питти во Флоренции; несколько прекрасных флорентийских мозаичных столов имеется также в Имп. Эрмитаже.

Представив исторический очерк М. в Италии, не распространяемся об этом искусстве в прочих странах Зап. Европы, потому что оно возникало в них спорадически, как пришлое из Византии, Италии и отчасти с мусульманского Востока; о мозаичном же производстве этого последнего будет речь в ином месте (см. Мусульманское искусство). Нельзя, однако, не остановиться с некоторою подробностью на истории М. в нашем отечестве. Она проникла в него впервые из Византии вслед за обращением Руси в христианство, как о том позволяют заключить остатки штучного каменного пола, найденные при раскопках первоначальной Десятинной церкви, выстроенной в Киеве св. Владимиром по византийскому образцу и с участием греческих мастеров. Затем в XI в. Ярослав Мудрый, соорудив там же Софийский собор, украсил его стены не только фресками, но и мозаичными изображениями, из которых дошли до нас колоссальная фигура Богоматери, верхней части главной алтарной апсиды (известная под названием «Нерушимой стены»), «Установление таинства евхаристии» под этою фигурою, «благовещение» на двух столбах главн. алтаря, «Архидиаконы Стефан и Лаврентий» вверху восточной стены, «Господь-Вседержитель» в середине главн. купола и др., более поврежденные. Исполнение этих М. предание приписывает киево-печерскому иноку-иконописцу преп. Алипию; но их стиль, техника и находящиеся при них надписи удостоверяют, что это — произведения греческих рук. М. была также украшена в Киеве главная црк. Михайловского монастыря, основанная в 1108 г. вел. кн. Святополком II; из этих изображений сохранились только часть картины евхаристии и фигуры мучеников Димитрия и Стефана. После этой далекой эпохи нашей истории о М. в России (за исключением штучных полов в некоторых древних церквах) не было и помину до самой половины XVIII ст., когда Ломоносов, заинтересовавшись образцом М., привезенным из Рима, попробовал завести в СПб. мозаичную фабрику, для которой сам изготовлял смальты. Им было исполнено при участии живописца М. Васильева несколько мозаичных картин, между прочим «Полтавская битва», предназначавшаяся для проектированного мавзолея Петра Вел. (хранится в одном из зданий Имп. акд. худ.), и портрет имп. Елизаветы Петровны. Однако попытка Ломоносова, не найдя ни достаточной поддержки со стороны правительства, ни сочувствия в обществе, осталась без дальнейших последствий. В 1820—1840 гг. работал в СПб. искусный мозаичист Г. Веклер, родом курляндец, образовавшийся в Италии. Но прочным образом М. водворилась у нас только при имп. Николае I. По воле этого государя в 1846 г. была устроена в Риме мастерская, в которой несколько русских художников, пенсионеров Минист. двора, стали изучать мозаичное производство под руководством Барбери. В новоустроенном заведении были исполнены помещенная потом в часовне на Николаевском мосту в СПб. копия мозаичного образа Николая Чудотворца работы Ф. Кристофари (воспроизведшего в нем древнюю икону, существующую в Бари), копия с знаменитого пола Круглой залы Ватиканского дворца (наход. в Белой зале эрмитажного павильона в СПб.) и некоторые другие картины. Так как главною целью учреждения мастерской было изготовление образов для строившегося тогда Исаакиевского собора, то вскоре было сочтено необходимым перевести ее в Петербург и расширить. Пий IX разрешил нескольким мастерам папской студии поступить на русскую службу, вследствие чего явились в нашу столицу Рафаелли, два брата Бонафеде, Кокки и Рубиконди. Кроме них, в личный состав СПб. мозаичного заведения вошли Е. Солнцев, В. Раев, Шаповалов и Федоров, работавшие перед тем в Риме, а также двенадцать молодых людей из учеников Акад. худ. Мастерская сначала помещалась на Имп. стеклянной мануфактуре, но в художественном отношении находилась под контролем Академии. В 1864 г. последовало полное соединение ее с этой последней, при чем она получила наименование «Императ. мозаичного отделения» и была перенесена в новое здание, специально для нее выстроенное вблизи от Академии. Отделение в сравнительно недолгий срок своего существования образовало многих прекрасных мозаичистов, каковы Алексеев, Бурухин, П. Васильев, Голубцов, В. Сорокин, Селиванович, Фролов, Щетинин, Хмелевский и др. Оно успело заменить мозаичными живописные образа во всех трех иконостасах Исаакиевского собора и отчасти живопись пандантивов под его куполом и составить себе на международных выставках репутацию заведения, не уступающего в отношении как количества разнообразных цветов смальта, так и достоинства своих произведений, папской студии, если даже и не превосходящего ее. — Ср. J. Labart, «Histoire des arts industriels au moyen â ge etc.» (2 изд. три т., П. 1872—75); В. Bucher, «Geschichte der technischen K ü nste» (т. I, Штутгарт, 1876); Gerspach, «La Mosaique» (один из томов издания Кантена: «Biblioth èque de l’enseignement des beaux-arts»).

А. С—в.

М. (техн. см. Стеклянное производство и др.). — Деревянно-мозаичные изделия привозятся в Россию преимущественно из-за границы. Впрочем, в России тоже изготовляются изделия этого рода, и они в некоторых местностях составляют даже предмет кустарного производства. Так, с 1884 г. в с. Маклакове Васильсурского у. Нижегородской губ. стало распространяться производство деревянно-мозаичных изделий — столиков, шкатулок и пр. В настоящее время этим промыслом занимается почти все упомянутое село, причем мастерство в этих изделиях достигло высокой степени совершенства. Большинство кустарей села Маклакова употребляет для своих работ искусственно окрашенную в различные цвета древесину, и лишь человек 10 работает натуральными цветными деревами, пользуясь для этого преимущественно ящиками из-под привозимых из-за границы товаров (сигар, красок, москателей и т. п.). Тонкие дощечки или фанерки всех тех цветов, которые требуются по рисунку, подвергаются обработке при посредстве самых тонких пилок. Когда мозаичный рисунок состоит из одних только прямолинейных фигур, то отдельные кусочки М. можно нарезать острым ножом по железной линейке; криволинейные же фигуры должны быть непременно выпилены. Для приготовления шахматной доски на 4-угольную доску из простого дерева толщиною от 1/2 до 3/4 дм., хорошо выверенную и выстроганную, накладывают рисунок шахматной доски. Затем берут две выстроганных с одной стороны фанерки: одну черного дерева, другую белую (пальма, клен, акация и др.) в 12 дм. длины и режут ножом полосами в 1 1/2 дм. ширины. Отрезав 4 светлых и 4 темных полосы, наклеивают их попеременно на листе белой бумаги и кладут под пресс, пока клей совершенно не просохнет. Тогда снова разрезывают склеенные полосы по направлению, перпендикулярному склейке полосы, тоже в 1 1/2 дм. ширины. Получатся полосы, на которых чередуется темное поле с белым. Эти полосы снова накладывают на лист бумаги и передвигают их так, чтобы и по другому направлению черный цвет чередовался с белым. Остается затем вырезать из фанерки узкую кайму и пригнать ее вокруг шахматного поля. Простой рисунок, состоящий из криволинейных фигур, изображен на фиг. 1 (накладка на платяную щетку).

Из фанерок красного или орехового дерева вырезывают две пластинки величиною немного более щетки и такие же две пластинки из кленовой тонкой дощечки. Все четыре пластинки складывают вместе и склеивают при посредстве полосок бумаги, обмазанных слегка клеем и положенных в 3—4 местах, как это указано пунктиром на фиг. 1. Необходимо клеем намазать лишь середину полоски. Фанерки из темного и светлого дерева кладут друг на друга попеременно и между ними полоски бумаги с клеем. Все вместе зажимают в пресс на несколько часов и переводят рисунок на верхнюю пластинку, которая должна быть поэтому светлою. После этого просверливают маленькие отверстия и принимаются пилить. Сначала выпиливают 4 ромба в середине, нумеруют их и кладут в особый ящик со многими мелкими отделениями. Затем выпиливают среднюю часть фигуры и наконец две крайние; пилку следует держать все время отвесно. После этого отделяют пластинки друг от друга острым ножом, кладут их на стол и закрепляют при помощи штифтиков так, чтобы они сохраняли свое положение, когда будут вкладывать кусочки. Верхнюю светлую пластинку обозначим 1, следующую 2 и т. д. Светлые кусочки из пластинки № 1 вкладывают в соответствующие прорезы № 2; темные кусочки из № 2 в прорезы № 1. Маленькие же ромбы из № 1 вкладываются в № 1, а из № 2 в № 2, потому что они должны быть того же цвета, как и вся пластинка. Таким же образом поступают и с пластинками № 3 и № 4; при этом получаются две светлых пластинки с темными вставками и две темных со светлыми. Чтобы закрепить вставки на своих местах, берут кусок бумаги, обмазанной клеем, соответствующей величины, и накладывают на пластинку, при чем и пластинка и вставки пристают к бумаге. Пластинки помещают одну на другую, перекладывают их полосками бумаги, чтобы они не склеились, и кладут их ненадолго под пресс, пока они не подсохнут. На фиг. 2 представлен узор из четырех цветов.

Берутся по пластинке палисандрового дерева, орехового, красного и клена, складываются вместе, склеиваются полосками бумаги и затем выпиливается узор. Основные пластинки располагают на столе в порядке №№ 1, 2, 3 и 4, в них вкладывают продольные полоски из № 2, 3, 4 и 1, кольцеобразные из №№ 3, 4, 1 и 2 и внутренние частички из №№ 4, 1, 2 и 3. В пластинке палисандрового дерева будут, таким образом, продольные полоски из орехового дерева, кольцеобразные из красного дерева и внутренние куски из клена. Фиг. 3 представляет крышку к ящику; звезда составляется обыкновенно из черного и белого дерева.

Основание можно сделать из 8 кусков орехового или красного дерева и окружить темной каемкой. Если работа сложна и вырезок очень много, то нумерация их мало поможет делу; в этом случае лучше поступать так: берут лист липкого пластыря и на нем раскладывают вырезки, придерживаясь порядка согласно с рисунком. По этому способу можно сделать самые сложные мозаики.

А. Пресс. Δ.

Что такое мозаика?

Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально — «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Мозаика — это вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.

Краткая история мозаики.

Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.

Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.

Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ. (Коринф кон. 5в. До н. э.)

Постепенно осваивается техника шлифовки камня и его обработки — тессирование. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу — камешку кубической формы — tessera. Постепенно мастера совсем перестают использовать округлые галечные камни, рисунок совершенствуется, швы между обработанными камешками становятся меньше, а поверхность мозаики шлифуется. Мозаика приобретает привычный для нас вид.

Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма. Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники — opus vermiculatum (опус вермикулатум). Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника — opus sectile (опус сектиле). Эта очень дорогая и престижная техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».

В 20 веке техника мозаики уже используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками выполненными в римской и флорентийской технике.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *